Конспект урока биологии Значение физических упражнений на работу сердечно-сосудистой системы 8 класс
Конспект бинарного урока биологии и физической культуры
В 8-м классе.
Автор Коваленко О. И.
Тема: «Значение физических упражнений на работу сердечно-сосудистой системы».
Задачи:
Образовательная
Показать влияние физической культуры нагрузки на работу сердечно-сосудистой системы; определить зависимость работы сердца от физической нагрузки.
Отработать навыки самостоятельной работы при выполнении по инструктивной карте; определить по пульсу степень тренированности вашего организма.
Сделать для себя вывод о необходимости заниматься физической культурой для сохранения и укрепления здоровья; научиться самоконтролю состояния организма при выполнении физической нагрузки.
Оздоровительная
Развить умения применять теоретические знания на практике, оценивать результаты выполненных действий, регулировать и контролировать свои действия, преодолевать трудности в достижении поставленной цели.
Развивать выносливость.
Воспитательная
Формировать интерес к собственному здоровью.
Содействовать воспитанию волевых качеств.
Оборудование и инвентарь: секундомеры, листы самоконтроля, скакалки, набивные мячи, скамейки, гимнастические маты, гимнастические стенки, турники.
Место проведения: спортивный зал
Частные задачи |
Содержание материала |
Организационно-методические указания |
||
Подготовительная часть 13-15 мин. |
||||
Организация и настрой учащихся на работу на уроке. Постановка проблемы урока. Заинтересовать учеников решением поставленной задачи. |
Учитель физкультуры Построение, сообщение целей и задач урока. Учитель биологии «Более 2500 лет назад лучшему воину скороходу было поручено сообщить жителям Афин о победе греков над персами в Марафонской долине. Гонец пробежал около 40 километров за 3 часа. Появившись на площади, он крикнул: «Мы победили!» и замертво упал. От чрезмерного напряжения произошла внезапная остановка сердца. С 1896 года проводятся соревнования на марафонскую дистанцию. Сегодня она доступна даже людям пенсионного возраста. В чем причина этого явления? Попробуем разобраться. |
1-2 мин. |
Обратить внимание на четкость исполнения. Ознакомить учеников с листом самоконтроля. |
|
Заполнение 1 графы таблицы |
Инструктаж по выполнению практической работы Определение величины пульса в покое. |
1 мин. |
Результаты заносятся в карту самоконтроля. |
|
Учитель физкультуры |
||||
Разминка: Бег; перемещение приставным шагом, Подскоки с выполнением круговых движений руками Бег с захлестыванием голени Упражнения у гимнастической стенки: Встать правой ногой на нижнюю рейку, взяться руками за рейку на уровне пояса. Отведение левой-правой прямой ноги назад как можно дальше. Стоя лицом к стенке на расстоянии шага, руками опереться о рейку на уровне подбородка. Сгибание и разгибание рук с отталкиванием и хлопком. Левая нога в сторону в упоре на гимнастической стенке: Наклоны туловища к прямой опорной ноге. И. П. то же Правая рука вверх, наклоны боком к гимнастической стенке. И. П. упор лежа, ноги на 1 жерди; Стойка на руках Вис, поворот согнутых ног. |
2,30 мин. 7-8 мин. По 10 раз 10 раз По 10 раз правая левая 10 раз 10 раз 1 раз 6 раз |
Перестроение к гимнастической стенке. Аккуратное опускание ноги. Сильное отталкивание руками, хлопок в вертикальном положении. Колени не сгибать. Руку не опускать Опускание ног по каждой жерди |
||
Заполнение 2 графы таблицы |
Учитель биологии Определение величины пульса. |
2 мин |
Результаты заносятся в карту самоконтроля. |
|
Основная часть 20 мин. |
||||
Развитие выносливости |
Учитель физкультуры 1 круг: гладкий бег; 2 круг: «змейка»; 3 круг: прыжки через скамейку; 4 круг: прыжки через мячи; 5 круг: гладкий бег; 6 круг: прыжки через скамейку; 7 круг: «змейка»; 8 круг: гладкий бег. |
5-6 мин. |
Схема расположения инвентаря: |
|
Заполнение 3 графы таблицы |
Учитель биологии Определение величины пульса. Учитель физкультуры Фронтальная тренировка: Прыжки через скакалку; Отжимание от пола, д.- от гим. стенки Разножка; Пресс; Вис, подъем согнутых ног к груди; «велосипед» лежа на матах; Приседания; Прыжки через скакалку. |
2 мин. 1 мин. 30 сек. 1 мин. 1 мин. 30 сек. 1 мин. 1 мин. 1 мин. |
Результаты заносятся в карту самоконтроля. Между упражнениями отдых 15 сек. Ноги согнуты в коленях. |
|
Заполнение 4 графы таблицы |
Учитель биологии Определение величины пульса. |
2 мин. |
Результаты заносятся в карту самоконтроля. |
|
Заключительная часть 10 мин. |
||||
Восстановление организма после нагрузки |
Учитель физкультуры Ходьба с восстановлением дыхания. Игра на внимание «Класс, смирно!» |
30 сек. 1 мин. |
По кругу фронтально. |
|
Заполнение 5 графы таблицы |
Учитель биологии Определение величины пульса. Проверка выполнения практической работы. Учитель биологии комментирует полученные результаты, используя учебные таблицы. Проверка результатов, ответы на вопросы. |
2 мин. 10 мин. |
Результаты заносятся в карту самоконтроля. Учителя выступают в роли консультантов. |
|
В течение урока нагрузка будет меняться: вначале постепенно повышается, а затем также плавно снижается. После каждой серии упражнений вы будете измерять свой пульс. Пульс измеряется на тыльной стороне лучезапястного сустава в течение 10 секунд. Измерения проводятся трижды, средний результат заносится в лист самоконтроля. Чтобы определить величину пульса за 1 минуту среднее значение умножается на 6, полученная величина тоже заносится в лист самоконтроля. Каждый удар пульса соответствует одному сердечному сокращению. По частоте пульса мы будем следить за изменением работы сердца. Сегодня вам предоставляется возможность применить знания, полученные на уроках биологии, для оценки своего физического состояния, степени тренированности организма и по желанию с помощью учителя физкультуры выбрать вид и уровень нагрузки для того, чтобы укрепить сердечно-сосудистую систему.
Когда человек двигается, увеличивается потребность скелетных мышц в питательных веществах и кислороде. Повышается уровень обменных процессов. С помощью гормонов надпочечников и симпатических нервов усиливается работа сердца, благодаря чему повышается кровоснабжение в работающих мышцах. Повышение эффективности работы сердечной мышцы происходит за счет силы и частоты сокращений. Коронарные сосуды в это время также более активно наполняются кровью и снабжают мышечные волокна сердечной мышцы, вследствие чего они становятся толще и сильнее. Таким образом, выполняя физические упражнения, мы способствуем укреплению сердечной мышцы. Тренированное сердце за одно сокращение выбрасывает в покое 100 мл., а при выполнении физической нагрузки – 300мл, нетренированное сердце – в 2 раза меньше.
Вопросы:
Чем определяется биение пульса?
Как изменяется снабжение мышц кровью при переходе от состояния покоя к работе? Почему?
Как осуществляется питание сердечной мышцы?
Почему учащается пульс после выполнения физической нагрузки?
Чем отличается строение тренированного человека от нетренированного?
Как изменяется работа тренированного и нетренированного человека при выполнении физической нагрузки?
Для чего проводят разминку перед выполнением основной нагрузки?
Почему физическую нагрузку надо повышать постепенно?
Как изменяется работа сердца при переходе от физической нагрузки к покою?
Как объяснить факт, что заяц, выросший в клетке погибает при первом же беге?