ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25. ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Правительство Российской федерации

Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство РФ. Правительство — федеральный орган власти общей компетенции, так как в процессе его деятельности воплощаются все функции государства. Правительство обеспечивает осуществление Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента на практике.

Статус Правительства (его состав, структура, порядок формирования и компетенция, а также отношения с другими государственными органами) определяется Конституцией РФ, федеральным конституционным законом, федеральными законами, нормативными указами Президента.

Российское Правительство — коллегиальный орган. В его состав входят Председатель Правительства Российской Федерации его заместители, федеральные министры.

Председатель Правительства Российской Федерации, как отмечалось ранее, назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. Предложение о кандидатуре Председателя Правительства вносится в двухнедельный срок после вступления в должность вновь избранного Президента РФ или после отставки Правительства, либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой. После трехкратного отклонения Государственной Думой представленных кандидатур на пост Председателя Правительства РФ Президент назначает его, а Государственную Думу распускает, объявляя досрочные парламентские выборы.

Заместители Председателя Правительства и федеральные министры назначаются на должность Президентом по предложению главы правительства. Лица, входящие в состав Правительства, не могут занимать никакой другой должности в государственных, коммерческих, общественных органах и организациях, в том числе политических партиях. Они не имеют права на предпринимательскую деятельность, а также любую другую оплачиваемую работу, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Член Правительства не может одновременно быть депутатом Государственной Думы'.

Правительство действует в пределах срока полномочий Президента (4 года) и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом.

Конституцией РФ предусмотрена возможность отставки Правительства и в других случаях, если:

1) Правительство само подает в отставку и Президент принимает ее (последний может и отклонить такую отставку);

2) Президент по собственной инициативе принимает решение об отставке Правительства;

3) Государственная Дума выражает ему недоверие и Президент объявляет об отставке Правительства;

4) Председатель Правительства ставит перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству РФ, и Дума отказывает ему в доверии, на основании чего Президент принимает решение об отставке Правительства.

В случае отставки Правительства, как и при сложении полномочий перед вновь избранным Президентом, оно (по поручению главы государства) продолжает выполнять свои обязанности до сформирования нового правительства Российской Федерации.

Наряду с коллективной отставкой Правительства возможна и персональная отставка отдельных его членов, которые могут освобождаться от должности Президентом.

Правительство Российской Федерации несет ответственность за свою деятельность перед Президентом и Государственной Думой. В Российской Федерации (как уже подчеркивалось) складывается смешанная форма правления, которая сочетает в себе способы взаимодействия высших органов власти, характерные как для парламентарной, так и президентской республик. Хотя по Конституции Президент провозглашается главой государства, он осуществляет и некоторые полномочия руководителя исполнительной власти.

Если Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, то на Правительство РФ возлагается конкретная реализация этой политики. Председатель Правительства РФ в соответствии с Конституцией, федеральными законами и указами Президента формирует стратегию федерального органа исполнительной власти.

Президент и Правительство обеспечивают совместное осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории страны (ст. 78, ч. 4), проводя, например, контроль за исполнением федеральных законов, актов Президента и Правительства РФ (ст. 85, ч. 2 Конституции), создавая территориальные органы исполнительной власти. Президент имеет право председательствовать на заседаниях Правительства.

Постановления и распоряжения Правительства в случае их противоречия Конституции, федеральным законам и указам Президента могут быть отменены Президентом РФ.

Конституция Российской федерации предусматривает осуществление Государственной Думой парламентского контроля за деятельностью Правительства. В Конституции предусмотрены лишь некоторые формы такого контроля.

К ним относятся:

1. Рассмотрение вопроса о доверии Правительству по инициативе самой Государственной Думы или по инициативе Правительства.

2. Парламентские слушания комитетов и комиссий Государственной Думы по вопросам деятельности федеральных органов исполнительной власти.

3. Образование Счетной палаты Советом Федерации и Государственной Думой для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета (финансовый контроль).

4. Отчет Правительства об исполнении федерального бюджета.

5. Назначение Государственной Думой Уполномоченного по правам человека, деятельность которого связывается с контролем за Правительством и другими органами администрации в области соблюдения прав человека (статус этого должностного лица будет определен федеральным конституционным законом).

Регламент Государственной Думы, федеральные законы, вероятнее всего, предусмотрят и такие формы парламентского контроля, как вопросы и запросы депутатов; отчет Правительства; депутатские расследования и т.д.

Таким образом Государственная Дума воздействует на Правительство. Оно, в свою очередь, обладает определенными полномочиями, связанными с деятельностью парламента. К ним относятся: во-первых, право законодательной инициативы, в том числе право разрабатывать и представлять Государственной Думе на утверждение федеральный бюджет; во-вторых, финансовые законопроекты (о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов и др.), а также законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены в Государственную Думу только при наличии заключения Правительства РФ (ст. 104 Конституции).

Деятельность Правительства охватывает, по существу, все стороны жизни общества.

1. В сфере управления экономикой оно:

  • разрабатывает программы экономического развития;
  • создает условия для свободного развития предпринимательства на основе рационального сочетания всех форм собственности;
  • обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;
  • осуществляет управление федеральной собственностью;
  • проводит единую политику цен, рационального природопользования;
  • разрабатывает федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение.

2. В сфере социальной политики Правительство:

  • разрабатывает программы социального развития;
  • реализует в Российской Федерации единую государственную политику в области здравоохранения, науки, образования, способствует развитию культуры;
  • руководит социальным обеспечением, поддерживает группы населения, в социальном смысле менее защищенные.

3. В сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан предпринимает меры по охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.

4. Правительство осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации.

Правительство осуществляет также иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента.

Правительство на основании и во исполнение Конституции, федеральных законов, нормативных указов Президента издает постановления и распоряжения, контролирует их исполнение. Постановления и распоряжения Правительства обязательны к исполнению в Российской Федерации.

Иные федеральные органы исполнительной власти

Наряду с Правительством в структуру органов федеральной исполнительной власти включаются органы специальной компетенции. Это — отраслевые или межотраслевые (функциональные) органы. Их структуру Председатель Правительства представляет Президенту не позднее недельного срока после назначения на должность (ст. 112, ч. I Конституции). I В настоящее время в России несколько организационно-правовых форм органов федеральной исполнительной власти:

1) министерство РФ;

2) государственный комитет РФ;

3) комитет РФ, федеральная служба, российское агентство, государственное управление, федеральный надзор, департамент;

4) иные органы.

Федеральные органы исполнительной власти находятся в ведении Правительства, за исключением тех, чья деятельность направлена на обеспечение конституционных полномочий Президента Российской Федерации либо подведомственных главе государства (в соответствии с законодательными актами России). Ему подведомственны министерства обороны, внутренних и иностранных дел, службы внешней разведки и контрразведки, Главное управление охраны и Агентство правительственной связи и информации, Государственная архивная служба и Федеральная служба России по телевидению и радиовещанию. Правительство имеет право отменять акты министерств, государственных комитетов РФ и других подведомственных ему органов. Правительство назначает и освобождает от должности заместителей министров и заместителей председателей государственных комитетов, членов их коллегий и других должностных лиц федеральных органов исполнительной власти.

Правовой основой деятельности федеральных органов управления служат (кроме федеральных законов, актов Президента и Правительства) специальные положения. Положения о каждом из федеральных органов исполнительной власти утверждаются Президентом или по его поручению Правительством. Федеральные органы исполнительной власти могут быть общефедеральными и совместными.

  • Общефедеральные органы осуществляют управление в отраслях и сферах деятельности, которые находятся в ведении Российской Федерации (министерства обороны, путей сообщения, служба внешней разведки, федеральное агентство правительственной связи и информации и др.). Они руководят подведомственными отраслями как непосредственно, так и через территориальные управленческие структуры и назначаемых должностных лиц.
  • Совместные федеральные ведомства упорядочивают деятельность в отраслях и сферах управления совместного ведения РФ и ее субъектов. Они осуществляют общее руководство, а непосредственное— управленческие структуры, находящиеся на территории субъектов федерации. К совместным ведомствам относятся, например, министерство образования, министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов, министерство культуры, министерство труда.

Организационно-правовые формы органов исполнительной власти имеют определенные особенности.

1. Министерство РФ — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий руководство порученной ему отраслью или сферой деятельности. Глава министерства (министр) входит по должности в состав Правительства, он функционирует на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство обязанностей, издает приказы. В министерствах имеются совещательные органы — коллегии.

2. Государственный Комитет РФ осуществляет на основе коллегиальности межотраслевое регулирование. Его Председатель входит по должности в состав Правительства. Решения государственного комитета по межотраслевым вопросам, имеющим нормативный характер, принимаются совместно членами комитета и оформляются в виде постановления. Члены государственного комитета утверждаются и освобождаются Правительством РФ.

3. Третью группу федеральных органов исполнительной власти составляют комитеты, федеральные службы, российские агентства, федеральный надзор, департамент и пр. Эти структуры исполнительной власти обладают функциональной или смешанной компетенцией, осуществляют межотраслевую координацию по вопросам, находящимся в их ведении, специальные исполнительные, контрольные, разрешительные или надзорные функции. Руководители этих органов не всегда входят по должности в состав Правительства. Комитеты, федеральные службы, российские агентства не входят в состав министерств и государственных комитетов. Руководители министерств и государственных комитетов координируют деятельность этих органов по вопросам, относящимся к их совместной компетенции, в соответствии с положениями о каждом из них.

' В соответствии с заключительными и переходными положениями Конституции депутат Государственной Думы первого созыва может одновременно быть членом Правительства РФ (п.9).

ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ