Федеральное собрание РФ
Вопрос №24.
Федеральное собрание РФ.
Основы конституционного статуса Федерального Собрания, его место в системе органов государства
1. Федеральное Собрание парламент является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Федеральное Собрание, состоящее из двух палат Совета Федерации и Государственной Думы, это общегосударственное федеральное представительное учреждение. Российский парламент представительный орган всего многонационального народа Российской Федерации, всех ее составных частей субъектов, призван выражать волю, реализовывать суверенитет, интересы народа, отражать мнение субъектов Федерации. Представительный характер Федерального Собрания обусловлен порядком формирования его палат. Всенародные выборы депутатов Государственной Думы также обусловливают ее представительную природу, обеспечивают отражение в ее деятельности разнообразных политических взглядов, интересов разных социальных слоев и групп, населения различных территорий, идеологического многообразия, политического плюрализма.
Представительная природа Федерального Собрания в определенной степени проявляется и в составе депутатов Государственной Думы. Среди них представители многих наций, народностей, этнических, групп, населяющих нашу страну, разных слоев общества, политических организаций, профессий, носители различных идеологических воззрений, религиозных взглядов. В их составе находит некоторое отражение демографическая структура населения: имеются мужчины и женщины, люди разных возрастных групп. Интересы и мнения социальных, профессиональных, демографических, этнических групп могут представлять в парламенте не только лица, к ним принадлежащие. Это могут делать и другие люди. Полномочными представителями народа, которые могут выражать его общие интересы и интересы, мнения составных его частей, парламентарии становятся в результате выборов, на которых избиратели высказали доверие им, их программам, политическим установкам.
Представительная природа Государственной Думы проявляется также в установлении определенного срока, по истечении которого (или даже раньше при досрочном роспуске этой палаты) проводятся новые выборы и обновляется состав депутатов. Это способствует своевременному учету новых потребностей, мнений, настроений народа.
2. Федеральное Собрание олицетворяет законодательную власть Российской Федерации, осуществляет законодательную функцию в масштабе всей России, в том числе принимает законы о федеральном бюджете, осуществляет парламентский контроль. Законодательный орган Российской Федерации вместе с тем не обладает всеобъемлющей компетенцией, не должен подменять органы судебной и исполнительной власти, выходить за пределы компетенции Российской Федерации и вмешиваться в вопросы, по которым субъекты Федерации самостоятельно осуществляют всю полноту власти. Конституционный статус Федерального Собрания отражает принцип разделения властей, а также такой принцип федеративного устройства России, как разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти самой Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов. В отношениях с другими структурами власти Федеральное Собрание выступает как самостоятельный орган законодательной власти, осуществляя функции, свойственные парламентам. Оно юридически не подчинено никакому государственному органу, в том числе Президенту, Правительству.
Весьма значимы взаимоотношения Федерального Собрания с Президентом РФ. Он участвует в законодательном процессе, подписывает законы, обнародует их и обладает правом вето, может досрочно распускать Государственную Думу, но только в определенных Конституцией РФ случаях назначает выборы этой палаты.
Федеральное Собрание играет значительную роль в отношении Правительства РФ органа, осуществляющего исполнительную власть Российской Федерации. Государственная Дума участвует в назначении Председателя Правительства РФ, давая на это согласие Президенту. Правительство РФ несет политическую ответственность не только перед Президентом РФ (хотя преимущественно перед ним), но и перед Государственной Думой, которая может выразить ему недоверие.
Федеральное Собрание может осуществлять законодательное регулирование системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной властей, порядка их организации и деятельности, может регламентировать общие принципы организации представительных и исполнительных органов государственной власти.
Большое значение имеют взаимоотношения парламента с судебной властью, независимой и подчиненной только Конституции РФ и закону. Совет Федерации назначает судей высших судебных инстанций, которые, однако, в дальнейшем несменяемы. Конституционный Суд играет важную роль в обеспечении конституционности законов, разрешает дела о соответствии федеральных законов, нормативных актов Конституции РФ. Признанные им неконституционными акты, в том числе законы или их отдельные положения, утрачивают силу.
Палаты Федерального Собрания: состав, порядок формирования, внутренняя организация
1. Федеральное Собрание имеет двухпалатную структуру и состоит из Совета Федерации (эту палату в средствах массовой информации часто называют верхней, однако Конституция РФ этот термин не использует, хотя и ставит ее на первое место) и Государственной Думы (ее иногда именуют нижней, скорее, по аналогии с зарубежными парламентами). Двухпалатная структура Федерального Собрания обладает рядом главных черт: 1) самостоятельность палат. Она проявляется в разграничении их функций, самостоятельном их осуществлении, отсутствии подчиненности палат, в собственной компетенции каждой из них, независимости во внутренней организации; 2) неодинаковая компетенция палат к их ведению относятся в основном разные вопросы, а в законодательном процессе они имеют разные полномочия; 3) разный порядок формирования палат; 4) особенности представительной природы каждой палаты
2. Состав палат определяется Конституцией РФ. Совет Федерации состоит из представителей от каждого субъекта Российской Федерации по два от каждого из субъектов РФ. Согласно Федеральному закону «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» от 5 декабря 1995 г, этими представителями являются главы исполнительного и законодательного (представительного) органов государственной власти субъекта Российской Федерации, которые входят в Совет Федерации по должности. С учетом числа субъектов Федерации (89) состав Совета Федерации должен насчитывать 178 человек. Число депутатов Государственной Думы установлено Конституцией РФ, их 450 (ч. 3 ст. 95).
3. Порядок формирования Совета Федерации и выборов депутатов Государственной Думы устанавливается на основе Конституции РФ федеральными законами. Государственная Дума избирается сроком на четыре года. Однако обе палаты первого созыва в виде исключения были в декабре 1993 г. избраны на два года.
В дальнейшем Конституция не предусматривает избрания Совета Федерации, а состав представителей от каждого субъекта РФ, естественно, может меняться при изменении персонального состава председателей законодательных органов субъектов, которые избираются их депутатами из своего состава, а также глав исполнительных органов субъектов (эти руководители должны избираться населением регионов, и их выборы проводятся в соответствии с законом).
Понятно, что депутатский корпус и руководители исполнительных органов субъектов могут обновляться в результате региональных выборов. Выборы же самого Совета Федерации, срок его полномочий Конституцией не предусматриваются.
Депутаты Государственной Думы избираются гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Депутатом Государственной Думы может быть гражданин РФ, достигший на день выборов 21 года. Половина депутатов 225 человек избираются по одномандатным избирательным округам: один депутат от каждого округа. При этом выборы должны быть альтернативными: в каждом таком округе должно быть не менее двух кандидатов. Остальные 225 депутатов Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально количеству голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутых избирательными объединениями, избирательными блоками. При выборах депутатов Государственной Думы, таким образом, применяется смешанная избирательная система. В одномандатных избирательных округах (их 225) результаты выборов определяются по мажоритарной избирательной системе относительного большинства. А результаты голосования за федеральные списки кандидатов по единому федеральному избирательному округу, включающему всю территорию Российской Федерации, определяются по пропорциональной избирательной системе.
Выдвигать кандидатов в депутаты могут непосредственно избиратели и избирательные объединения, избирательные блоки. Последние могут выдвигать как кандидатов в одномандатных округах, так и федеральный список кандидатов по федеральному избирательному округу, а непосредственно избиратели только по одномандатным округам, причем каждый избиратель, достигший 21 года, может выдвинуть кандидатуру. В одномандатных округах в поддержку кандидата должно быть собрано не менее 1% подписей избирателей от общего числа избирателей данного избирательного округа. В поддержку федерального списка кандидатов избирательное объединение, избирательный блок обязаны собрать не менее 200 тыс. подписей избирателей, причем на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 14 тыс. из этого числа. Вместо сбора подписей может быть внесен избирательный залог.
Избранным по одномандатному избирательному округу считается кандидат, который получил наибольшее количество голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Выборы признаются состоявшимися, если в них приняло участие не менее 25% зарегистрированных по округу избирателей.
Результаты выборов в федеральном избирательном округе определяются по пропорциональной системе с учетом так называемого пятипроцентного «заградительного пункта», Прежде всего из распределения депутатских мандатов по федеральному избирательному округу исключаются те избирательные объединения, избирательные блоки, списки которых получили менее 5% голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Смысл этого «заградительного барьера» в том, чтобы предотвратить преобладание в парламенте мелких политических группировок, набравших незначительную долю голосов, способствовать укрупнению парламентских фракций, что должно сделать парламент более стабильным, предсказуемым. Далее подсчитывается сумма голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов от избирательных объединений, избирательных блоков, получивших 5 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, т.е. преодолевших «заградительный барьер». Потом эта сумма делится на число мандатов, распределяемых по федеральному избирательному округу, 225. Получается избирательное частное, т.е. определяется «вес» одного мандата. Затем число голосов, полученных каждым избирательным объединением, блоком, получившим пять и более процентов голосов, делится на это избирательное частное и определяется количество полученных объединением, блоком депутатских мандатов это целая часть числа, полученного в результате деления. Таким образом, избирательные объединения, блоки получают количество депутатских мандатов, соответствующее числу голосов, поданных за их списки кандидатов (чем больше голосов, тем больше депутатских мандатов). Законодательство предусматривает правила вторичного распределения оставшихся нераспределенных мандатов с учетом дробных частей (остатков), полученных в результате первого деления, а также распределения мандатов внутри кандидатского списка избирательного объединения.
Полученные избирательным объединением, блоком депутатские мандаты распределяются между кандидатами из федерального списка этого объединения или блока согласно порядку размещения кандидатов в этом списке, в соответствии с их очередностью в нем. В первую очередь получают депутатские мандаты кандидаты, указанные в начале списка. Избирательное объединение, блок, размещая кандидатов в списке, разбивают его (полностью. или частично) на региональные группы кандидатов (по субъектам РФ или их группам); при этом может быть выделена часть списка, охватывающая кандидатов, не включенных в региональные группы, и в этой части списка не может быть более 18 кандидатов. Они располагаются в начале списка, и при распределении мандатов именно они получают их в первую очередь.
Если депутат, избранный в Государственную Думу по федеральному списку кандидатов избирательного объединения, избирательного блока, досрочно выбывает, то его мандат по постановлению Государственной Думы передается следующему за выбывающим кандидату из того же федерального списка. Таким образом, соответствующим избирательным объединением депутатский мандат не утрачивается и при выбытии депутата, избранного по федеральному округу.
4. Конституция РФ 1993 г. предусматривает возможность досрочного роспуска одной из палат Федерального Собрания Государственной Думы. Это может сделать Президент РФ в случаях и порядке, установленных ст. 111, 117 Конституции РФ: 1) после трехкратного отклонения данной палатой представленных главой государства кандидатур Председателя Правительства РФ; 2) если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ; 3) при отказе этой палатой в доверии Правительству РФ, если его Председатель сам поставил вопрос о доверии Правительству (в последних двух ситуациях Президент РФ может не распускать эту палату, а объявить об отставке Правительства).
Распуская Государственную Думу досрочно, Президент назначает дату выборов так, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска. Однако в некоторые периоды эта палата не может быть распущена либо вообще, либо по некоторым основаниям. В течение года после избрания Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, обозначенным в ст. 117 Конституции РФ (отказ в доверии Правительству или повторное в течение трех месяцев выражение недоверия Правительству РФ). Она не может быть распущена вообще в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ, кроме того, с момента выдвижения ею обвинения против Президента и до принятия соответствующего решения Советом Федерации, а также в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения.
5. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы наделены правами и обязанностями, связанными с их парламентской деятельностью.
Основы статуса члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы закреплены Конституцией РФ; принят также Федеральный закон «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 8 мая 1994 г.
Депутат Государственной Думы избранный народом представитель, уполномоченный осуществлять законодательную власть в Государственной Думе и иные полномочия, предусмотренные законодательством. Член Совета Федерации представитель субъекта Российской Федерации.
Одно и то же лицо не может одновременно быть членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе, они не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью (кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности). Депутат Государственной Думы не может также быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Члены Совета Федерации работают в этой палате на непостоянной основе.
Депутаты Государственной Думы избираются на четыре года (возможны случаи досрочного прекращения полномочий), срок полномочий члена Совета Федерации определяется сроком полномочий в качестве главы законодательного (представительного) или главы исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации.
Депутаты, осуществляя свою парламентскую деятельность, призваны прежде всего работать в соответствующей палате (но у них есть и другие обязанности). Закон устанавливает целый ряд форм депутатской деятельности: участие в заседаниях палат, в работе комитетов и комиссий палат, в парламентских слушаниях. К этим формам также относятся внесение законопроектов, парламентские запросы, обращения к членам Правительства с вопросами на заседаниях палат. Кроме того, формами работы депутатов Государственной Думы также являются участие в работе депутатских объединений, работа с избирателями.
Чтобы обеспечить осуществление депутатских полномочий, законодательством установлены гарантии депутатской деятельности. К ним, в частности, относятся: право законодательной инициативы, принадлежащее депутату; право решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым палатой, комитетом, комиссией, членом которых является депутат; право на безотлагательный прием должностными лицами; обязанности последних дать ответ на обращение депутата, предоставить запрашиваемые документы или сведения; обеспечение материально-финансовых условий для осуществления депутатом полномочий; гарантии трудовых прав; освобождение на срок полномочий от призыва на военную службу и на военные сборы.
Действенной гарантией является неприкосновенность члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы. Это означает, что они в течение всего срока их полномочий не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску (кроме случаев задержания на месте преступления), а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. В то же время возможно лишение этих лиц неприкосновенности (решением соответствующей палаты по представлению Генерального прокурора РФ).
6. Внутренняя организация палат Федерального Собрания определена Конституцией РФ, регламентами палат.
Каждая палата избирает из своего состава Председателя и его заместителей. Они ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты. Председатель палаты представляет ее во взаимоотношениях с государственными органами, должностными лицами, общественными объединениями, государственными деятелями и парламентариями зарубежных государств, международными парламентскими организациями. Председатель Государственной Думы также организует работу Совета Государственной Думы.
Совет Государственной Думы играет большую роль в организации работы этой палаты. Он создается для предварительной подготовки организационных решений по вопросам деятельности этой палаты, разрабатывает проект общей программы работы Государственной Думы на очередную сессию, составляет календарь рассмотрения вопросов на очередной месяц и т.д. В Совет Государственной Думы входят ее Председатель, руководители фракций и депутатских групп.
Для совместной деятельности и выражения единой позиции по вопросам, рассматриваемым Государственной Думой, ее депутаты образуют депутатские объединения фракции и депутатские группы. Они образуются, как правило, по политическим признакам и охватывают депутатов-единомышленников, придерживающихся одной политической ориентации. Депутатское объединение, сформированное на основе избирательного объединения, прошедшего в Государственную Думу по общефедеральному избирательному округу (с включением и депутатов от этого избирательного объединения, избранных по одномандатным округам), именуются фракциями. Депутаты, не вошедшие во фракции, могут образовывать депутатские группы либо не входить в депутатские объединения.
Большую роль в деятельности парламента играют комитеты и комиссии палат. Комитеты и комиссии палат постоянно действующие органы, способствующие эффективной деятельности парламента, реализации его компетенции. Они, однако, не представляют собой самостоятельные государственные органы. Это органы палат. Будучи одной из форм организации работы депутатов, комитеты и комиссии палат способствуют ее действенности, осуществлению прав и обязанностей депутатов. Комитеты палат осуществляют подготовку и предварительное рассмотрение законопроектов, организуют парламентские слушания, рассматривают иные вопросы, относящиеся к ведению палат.
Палаты создают комитеты по широкому кругу вопросов применительно к разным сферам государственной и общественной жизни (с учетом специфики каждой палаты). Совет Федерации создал, в частности, Комитеты по делам Федерации, Федеративному договору и региональной политике; по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам; по вопросам экономической политики; по делам Севера и малочисленных народов и т.д.
Все депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, за исключением председателей палат и их заместителей, а также руководителей депутатских объединений Государственной Думы, обязаны состоять в одном из комитетов соответствующей палаты.
Компетенция Федерального Собрания и его палат.
1. Содержание компетенции Федерального Собрания обусловлено его положением в системе органов государства, его статусом как представительного и законодательного органа Российской Федерации. Палаты обладают важными правами. К числу характерных черт компетенции российского парламента относится четкое разграничение прав его палат, различный объем их полномочий, неодинаковый круг подведомственных им вопросов.
Компетенция Федерального Собрания охватывает законодательные полномочия, парламентский контроль. Палаты наделены также полномочиями, касающимися формирования федеральных государственных органов, определения их персонального состава, назначения должностных лиц, и некоторыми другими правами.
2. Законодательные полномочия занимают особое место в компетенции Федерального Собрания. Они прямо обусловлены его конституционным статусом как законодательного органа парламента РФ.
Федеральное Собрание может осуществлять законодательную власть по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, подлежащим законодательному регулированию. Таким образом, в соответствии с Конституцией РФ вопросы, по которым федеральный парламент может осуществлять законодательное регулирование, имеют пределы они охватывают указанные выше предметы ведения, только на них распространяются его законодательные полномочия. Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов эти субъекты осуществляют собственное правовое регулирование, а Федеральное Собрание там не имеет права законодательствовать. Конституцией РФ установлено еще одно ограничение законодательной власти парламента: он не может пересматривать положения гл. 1, 2, 9 Конституции РФ, не может сам его принимать, хотя палаты могут выдвинуть такое предложение согласно ст. 135 Конституции РФ. Однако его законодательные полномочия включают права, связанные с принятием поправок к остальным главам Конституции РФ, принятием федеральных конституционных законов. Федеральное Собрание вправе принимать поправки к гл. 3 8 Конституции России, которые, однако, вступают в силу только после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации. Парламент может также принимать федеральные конституционные законы по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ. Например, федеральные конституционные законы принимаются согласно ст. 70 Конституции РФ для установления Государственных флага, герба и гимна Российской Федерации, их описания и порядка официального использования; согласно ч. 2 ст. 65 о порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта; в соответствии с ч. 3 ст. 87 о режиме военного положения и т.д. Таким образом, в Конституции дается перечень федеральных конституционных законов и тем самым конкретизируются полномочия Федерального Собрания по их принятию. В ст. 71, 72 (устанавливающих вопросы ведения РФ и ее совместного с субъектами ведения) закреплен широкий круг требующих законодательного регулирования вопросов государственного строительства, экономики и финансов, охраны природы, социально-экономической сферы, прав и свобод человека, национальных меньшинств, обороны и безопасности, внешней политики.
Отрасли права, по которым Федеральное Собрание может издавать законы (п. «о» ст. 71): уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное, гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство. Оно вправе это делать и по другим отраслям, находящимся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов: административному, административно-процессуальному, трудовому, семейному, жилищному, земельному, лесному законодательству, законодательству о недрах, об охране окружающей среды. Федеральный парламент может, естественно, осуществлять законодательство и по другим вопросам, указанным в этих конституционных статьях.
Конституция РФ конкретизирует законодательные полномочия Федерального Собрания и другим путем. Она в своих статьях называет федеральные законы по тем или иным вопросам, хотя и не устанавливает точного, полного их перечня, т.е. не ограничивает полномочия парламента принятием лишь определенного круга законов. Например, в ч. 1 ст. 6 Конституции РФ говорится о федеральном законе о гражданстве; в ч. 3 ст. 36 о федеральном законе о пользовании землей; в ч. 4 ст. 81 о федеральном законе, определяющем порядок выборов Президента РФ, и т.д.
3. Права палат, их роль и назначение в законотворчестве неодинаковы. Законотворчество сосредоточено в Государственной Думе основной и необходимой инстанции в этой работе. Статья 105 Конституции РФ (ч. 1) устанавливает, что федеральные законы принимаются Государственной Думой.
Конституция РФ не наделяет Совет Федерации правом принимать законы, однако он одобряет или отклоняет федеральные законы, принятые Государственной Думой. Но такое отклонение закона не носит абсолютного характера и может быть преодолено Государственной Думой (квалифицированным большинством голосов не менее чем двумя третями от общего числа депутатов).
Совет Федерации играет роль своего рода противовеса Государственной Думе, способствуя предотвращению поспешных, некачественных, невзвешенных законодательных решений. Совет Федерации не обязан рассматривать все федеральные законы, принятые Государственной Думой (хотя и может это делать), и если тот или иной закон не был им рассмотрен в течение четырнадцати дней, то он считается одобренным (это как бы «молчаливое одобрение»). Однако Совет Федерации обязан рассматривать законы по вопросам (ст. 106): а) федерального бюджета; б) федеральных налогов и сборов; в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; д) статуса и защиты Государственной границы Российской Федерации; е) войны и мира.
Более значительна законодательная роль Совета Федерации при принятии поправок к Конституции РФ и федеральных конституционных законов. Поправки к гл. 3 8 Конституции РФ и федеральные конституционные законы считаются принятыми, если они одобрены большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации (и квалифицированным большинством депутатов Государственной Думы).
4. Контрольные функции другое направление деятельности Федерального Собрания. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату. Палаты Федерального Собрания проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания. Значительную роль в осуществлении парламентского контроля обычно играют комитеты и комиссии палат. Заслушивания посланий Президента РФ, Конституционного Суда РФ, проводимые совместно палатами, также в некоторой степени могут служить осуществлению парламентского контроля, во всяком случае, информированию Федерального Собрания. Деятельность Уполномоченного по правам человека, назначенного Государственной Думой, тоже может рассматриваться как своеобразная форма контроля за соблюдением прав человека; его работа должна быть посвящена их защите. С контрольной функцией связано и право Государственной Думы решать вопрос о доверии Правительству, а также депутатские запросы, вопросы депутатов Государственной Думы к членам Правительства РФ.
5. Наряду с уже рассмотренными полномочиями палаты Федерального Собрания имеют и иные установленные Конституцией РФ права. Совет Федерации наделен значительными правами. Осуществление большинства из них происходит во взаимодействии с Президентом РФ, ряд из них связан с его деятельностью. Полномочия этой палаты в основном касаются вопросов государственного строительства, формирования федеральных государственных органов. К ведению Совета Федерации относится утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации (при их взаимном согласии), указов Президента РФ о введении военного положения и чрезвычайного положения, решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами ее территории. Среди полномочий Совета Федерации назначение выборов Президента РФ и отрешение Президента РФ от должности.
К правам Совета Федерации по формированию государственных органов, назначению должностных лиц отнесены: назначение на должность (по представлению Президента РФ) судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Генерального прокурора РФ и освобождение последнего от должности. Кроме того, эта палата назначает на должность и освобождает от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половину состава ее аудиторов.
Государственная Дума наряду с законодательными полномочиями наделена и другими, в основном касающимися назначений должностных лиц, ответственности Президента и Правительства, а также амнистии. К ведению Государственной Думы (ст. 103 Конституции) отнесены следующие права, связанные с назначениями должностных лиц: дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ; назначение на должность (по представлению Президента РФ) Председателя Центрального банка РФ и освобождение его от должности (вопрос об этом согласно п. «г» ст. 83 Конституции РФ ставит Президент РФ); назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов; назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека.
Перед Государственной Думой несет парламентскую ответственность Правительство РФ к ведению именно этой палаты относится решение вопроса о доверии ему. Государственная Дума также принимает участие в привлечении к ответственности Президента РФ в случае совершения им государственной измены или иного тяжкого преступления: она выдвигает обвинение против Президента РФ для отрешения его от должности. К ведению Государственной Думы относится, кроме того, объявление амнистии.
Каждая из палат также обладает и правами по решению вопросов своей внутренней организации.
По вопросам, отнесенным к ведению палат, они принимают постановления.
Порядок деятельности Федерального Собрания. Законодательный процесс
Конституция РФ закрепляет основы порядка деятельности Федерального Собрания. Подробно процедуры работы палат регулируются Регламентом Совета Федерации и Регламентом Государственной Думы.
Согласно Конституции Федеральное Собрание постоянно действующий орган. Только с момента начала работы Государственной Думы нового созыва полномочия этой палаты прежнего созыва прекращаются; прекращение же полномочий другой палаты не предусматривается. Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после своего избрания, однако Президент РФ может созвать такое заседание и ранее этого срока. Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат. Первое заседание Совета Федерации первого созыва (в соответствии с п. 8 раздела второго Конституции РФ) открывал Президент РФ, а потом на нем до избрания Председателя этой палаты председательствовал старейший по возрасту член Совета Федерации. Палаты Федерального Собрания заседают раздельно, однако они могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента РФ, Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств.
Каждая из палат принимает свой Регламент и самостоятельно решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности. Заседания палат обычно бывают открытыми, но в случаях, предусмотренных Регламентом, они вправе проводить закрытые заседания.
Государственная Дума проводит, как правило, две сессии: весеннюю (с 12 января по 20 июля) и осеннюю (с 1 октября по 25 декабря). Во время сессии проводятся заседания палаты, заседания Совета Государственной Думы, заседания комитетов и комиссий, парламентские слушания, работа депутатов в комитетах и комиссиях, фракциях и депутатских группах, а также с избирателями. Заседания Государственной Думы проходят дважды в неделю (в среду и пятницу); каждую пятницу на заседании проводится правительственный час», когда члены Правительства РФ отвечают на вопросы депутатов. Один день в неделю отведен для парламентских слушаний, на которых обсуждаются важнейшие вопросы внутренней и внешней политики, законопроекты, требующие публичного обсуждения, другие государственные проблемы. В результате слушаний могут приниматься рекомендации по обсуждаемому вопросу. Каждая последняя неделя месяца отводится для работы депутатов Государственной Думы с избирателями.
Заседания Совета Федерации проводятся периодически с 1 октября по 31 июля. В первоочередном порядке на них рассматриваются послания и обращения Президента РФ, конституционные поправки, проекты федеральных конституционных законов, федеральные законы, принятые Государственной Думой и подлежащие обязательному рассмотрению, предположения о пересмотре Конституции РФ, вопросы ведения Совета Федерации и другие проблемы государственной жизни.
Стадии законодательного процесса:
1. Внесение законопроекта законодательная инициатива. Законопроекты вносятся в Государственную Думу. Правом законодательной инициативы обладают Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации. Это право принадлежит также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения.
Определенные категории законопроектов, касающиеся финансов государства, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ это законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета. Такое заключение может играть роль в сдерживании законопроектов, влекущих неадекватные, неоправданные государственные расходы, которые невозможно покрыть из имеющихся государственных средств, в отстаивании финансовой политики Правительства.
2. Обсуждение законопроекта в Государственной Думе. Оно проходит, как правило, в трех чтениях. Обычно заслушиваются доклад, содоклад об обсуждаемом законопроекте, проводятся прения, высказываются предложения и замечания. В рассмотрении законопроекта, как правило, участвуют комитеты палаты, они могут работать над ним между чтениями.
3. Принятие закона. Федеральные законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа ее депутатов; при голосовании по проектам федеральных конституционных законов требуется не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.
4. Рассмотрение и одобрение Советом Федерации принятого Государственной Думой федерального закона. Принятый Государственной Думой федеральный закон в течение пяти дней передается на рассмотрение Совета Федерации. Он может рассматривать и ставить на голосование поступившие из Государственной Думы законы или их не рассматривать, за исключением законов по определенным, перечисленным в ст. 106 Конституции РФ вопросам, подлежащим обязательному рассмотрению в Совете Федерации. Если закон рассмотрен, и за него проголосовало более половины от общего числа членов Совета Федерации, то этот закон также считается одобренным. Но он может быть и отклонен.
5. В этом случае может возникнуть дополнительный этап преодоление разногласий между Советом Федерации и Государственной Думой в связи с отклонением принятого Государственной Думой закона.
При отклонении его Советом Федерации обе палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. При повторном рассмотрении федерального закона, отклоненного Советом Федерации, Государственная Дума может принять предложения согласительной комиссии. Но она в этой ситуации может и не принять предложения согласительной комиссии и выразить несогласие с решением Совета Федерации об отклонении закона; тогда он ставится на голосование в Государственной Думе в ранее принятой редакции. В таком случае федеральный закон считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы. Это способ преодоления решения Совета Федерации об отклонении закона, принятого Думой, позволяющий ей реализовать свою позицию, свое мнение.
6. Подписание и обнародование федерального закона Президентом РФ. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. И в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона Президент должен принять решение и выбрать один из двух возможных вариантов своих действий в его отношении.
Во-первых, в течение этого срока глава государства может подписать федеральный закон и обнародовать его, после чего он в установленном порядке вступает в силу. Во-вторых, Президент в этот же срок может применить свое конституционное право вето и отклонить федеральный закон, не подписав его. Однако, по Конституции РФ президентское вето не абсолютное, а отлагательное (относительное) и может быть преодолено палатами Федерального Собрания квалифицированным большинством голосов. Для этого требуется повторное прохождение закона в парламенте, и палаты Федерального Собрания в установленном порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении он будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то такой федеральный закон подлежит подписанию и обнародованию Президентом РФ в течение семи дней. В подобном случае Президент РФ обязан это сделать независимо от своей политической позиции, точки зрения на содержание и последствия закона. Вето главы государства призвано препятствовать вступлению в силу некачественных, несвоевременных (по мнению Президента), принятых поспешно законов.
Процедура прохождения федеральных конституционных законов имеет особенности, в частности, требуется квалифицированное большинство, причем разное в каждой из палат. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый таким путем федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию главой государства и обнародованию. В отношении конституционных законов применение президентского вето Конституцией РФ не предусматривается. Поправки к гл. 3 8 Конституции РФ принимаются также в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, но вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.
Порядок опубликования и вступления в силу федеральных законов регламентирован Федеральным законом «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» от 14 июня 1994 г. Федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом РФ. Официальным опубликованием считается первая публикация полного текста закона в «Российской газете», «Собрании законодательства Российской Федерации» или «Парламентской газете». Федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок их вступления в силу (например, сразу со дня официального опубликования или при наступлении определенной даты).
Палаты могут принимать решения и в форме постановлений. Это делается каждой палатой применительно к вопросам, отнесенным Конституцией РФ к ведению той или иной из них. Порядок принятия постановлений отличается от законодательного процесса. Постановления палат принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией РФ (например, решения по некоторым вопросам должны приниматься квалифицированным большинством).
Федеральное собрание РФ