Урок на тему «Дорога без опасности»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 16 Белоглинского района»

Урок на тему

«Дорога без опасности»

Учитель Начальных классов

МОУ СОШ №16

Гальцева Любовь Алексеевна

2008-2015 уч. год.

Цели: дать представлениешкльникам о элементарных прави

2008-2015 CчЮ3одЮ

&елик 4атьР? редставлениеРкоьникамР>бMлементарныхР? равиП;ахР4орожного

лах дорожног движения и поведения на улице, особенно с ожив

4виженияР8Р? оведенияР=аРCлицеЬ >собенноРAР>живП;еннымР4в

ижением; развивать внимательность и0наблюдательность, чувство самосохранения; воситывать приемлемое поведеие на улице, еережное отноьение к себе, своему зд

жениемл @азвиватьР2нимательностьР8а=аблюдательностьЬ GувствоРAамосохранениял 2оситыватьР? риемлемоеР? оведенеР=аРCлицеЬ 5ережноеР>тноьениеР:РAебеЬ AвоемуР7до

вью.

борудование: аточки с изображением доожных знаков:

орудованиек :рочкиРAР8зображениемР4оожныхР7наковк

надземный пешехоный переход, подземный пешеодный пере

адземныйР? ешеходыйР? ереходЬ? одземныйР? ешехдныйР? ереПEодЬ 4вижениеР=аРелосипеахР7апрещеноЬ 4вижзниеР? ешеходоР7арещеноЬ? ешеходна

я дорожка, ешеходны переход; макет светофора; изображения веселых челвечков: Дюймовочки, Не

еП7нйкиЬ

зайки, Карандаша и Буртино; плакат, на котпром нарисована оживленая улица (Дюймовоч

а сидит к автомобиле с н

РAидитР:Р0втомобилеРAР=а

исввнП=ымиР

цвтами, Буратино едет по проезжей части на велосипеде, Незнайка забегает в яму к дорожным ремонтникам, Карандаш рисует прямо на дороге зебру (животное)); рассказ Г. Юрмина «Простая арифметика»; стихотворения Я. Пишумова «Азбука города», С. Михалкова «Шагая осторожно», М. Пляцковского «Светофор». оживленная улица (Дюймовочка сидит в автомобиле с нарисован

юймовочкаРAидитР2Р0втомобилеРAР=арисованП=ымиРFветамиЬ

ными цветами, Буратино едет по проезжей части на велосипеде, Незнайка забегает в яму к дорожным ремонтникам, Карандаш рисует прямо на дороге зебру (животное)); рассказ Г. Юрмина «Простая арифметика»; стихотворения Я. Пишумова «Азбука города», С. Михалкова «Шагая осторожно», М. Пляцковского «Светофор»; компьютерная презентация в программе Microsoft.

Ход урока

Повторение изученного материала

Город, в котором

С тобой мы живем,

Можно по праву

Сравнить с букварем.

Азбукой улиц,

Проспектов, дорог

Город дает нам все время урок.

Вот она, азбука, -

Над головой:

Знаки развешаны

Вдоль мостовой.

Азбуку города

Помни всегда,

Чтоб не случилась

С тобою беда.

Высвечивается слайд № 1

- О какой азбуке идет речь? (О правилах дорожного движения.) Правильно, мы с вами снова поговорим о правилах дорожного движения. Но сначала мы проверим, как вы запомнили то, о чем мы говорили на прошлом уроке. Я буду показывать карточки с дорожными знаками, а вы говорить, что этот знак обозначает. (Дети называют знаки, показываемые учителем.)

- Что еще помотает водителям и пешеходам соблюдать правила на улице? (Светофор.)

- Посмотрите на наш светофор. Какой на нем зажжется сигнал, если путь открыт? (Зеленый.)

- Какой сигнал нам указывает «Внимание!»? (Желтый.)

- Какой сигнал нам приказывает остановиться? (Красный.)

Давайте немного поиграем. Когда наш светофор будет показывать зеленый цвет, вы можете походить по классу, заняться своими делами. При желтом сигнале вы должны постараться вернуться на свое место. Когда на нашем светофоре зажжется красный свет, все должны замереть у своих мест.

II. Работа над новым материалом

- Ребята, сегодня мы с вами продолжим обучение в Школе пешеходов. И у нас в гостях веселые человечки. Вы их узнали? Кто это? (Дюймовочка, Незнайка, Карандаш и Буратино.)

Наши гости пришли к нам за помощью. Они убежали из своего журнала, в первый раз попали на оживленную улицу, и вот что из этого произошло.

- Ах, как страшно, - прошептала Дюймовочка.

- Смелее вперед, - сказал Незнайка. - Подумаешь, испугались, - и зашагал через улицу. А за ним Карандаш и Дюймовочка.

Но не успели они дойти до середины, как что-то заскрипело, зазвенело...

Веселые человечки в страхе бросились врассыпную...

- Что же теперь будет? Они могут погибнуть! — закричал Буратино. Он схватил стоящий у магазина велосипед и бросился вслед за своими друзьями.

Дюймовочка так испугалась, что чуть не расплакалась. Но, к счастью, она увидела диковинные цветы, нарисованные на автомобиле, который быстро удалялся. Девочка едва успела прыгнуть на лепесток алого мака.

Незнайка, помня о рассказах Буратино, ринулся в яму, которую копали какие-то люди в оранжевых жилетах.

- Ты куда? Тебе что здесь нужно? - раздался грозный голос.

- Мне нужна подземная безопасная улица...

- Э! Да ты, видать, заблудился? Эта улица рядом, сказал уже подобревший голос.

- Спокойно, - сказал сам себе Карандаш. - Помнится, Буратино говорил, что безопасно переходить улицу по какой-то зебре.

И он стал быстро водить по асфальту своим носом-карандашом... Неизвестно, что бы случилось дальше, если бы на улице не появился Светофорик и не остановил все движение.

Высвечивается слайд № 2

- Ребята, давайте посмотрим на плакат. Как вы думаете, правильно ли вели себя веселые человечки на оживленной улице? Какие правила дорожного движения нарушил Незнайка? (Перебежал улицу в неположенном месте.)

Какую подземную безопасную улицу он искал? (Подземный переход.)

Какое правило нарушил Буратино? (Выехал на велосипеде на оживленную улицу.)

- Про какую зебру рассказывал Буратино и что напутал Карандаш? (Зебра – это пешеходный переход, который обозначается белыми полосками.)

- Как вы думаете, какое правило нарушила Дюймовочка? (Нельзя на ходу цепляться за автомобили, тем более запрыгивать

Wl^l„wl^lVN

yђly­_U_U_K­C­C

на иѕ на ходу.)

- Почему? (Можно сорваться и попвсть под колеса автомобиля, едщего следо.)

- Как вы думаее, что могло бы случиться с веселыми человечками ели бы на улице не появилсO Светофорик и не остановилдвижение? (Они могли бы погибнуть.) - Как вы думаете, как нужно былп перейти веселым человечкам на другую сторону улицы? (Найти подземный переход и перейти по нему, дойти до перекрестка и подождать зеленый сигнал светоора, перейти п зебре.)

- Как вы думаете, какая опаснось подётерегает мальчиков и девочек?

Высвечивается слайд № 3

А сейчас мы с вами немного отдохнем и проведем физкультминутку

(Выполняем бег на месте)

Стоп, машина!

Стоп, мотор!

(Останавливаются.)

Тормози скорей, шофер!

(Крутят руль.)

Красный глаз глядит в упор -

Это строгий Светофор.

(Сцепляют руки над головой в виде окружности.)

Вид он грозный напускает,

(Делают грозный вид.)

Дальше ехать не пускает...

(Качают головой.) .

Обождал шофер немножко,

(Приседают.)

Снова выглянул в окошко.

(Руками показывают окошко.)

Светофор на этот раз

Показал зеленый глаз.

(Сцепляют руки в виде окружности внизу, на уровне живота.)

Подмигнул и говорит:

«Ехать можно, путь открыт!»

(Бег на месте.)

У нас в городе встречаются улицы, на которых не очень ожив

егР=аР

#Р=асР2Р3ородеР2стречаютсяРCлицыЬ =аР:оторыхР=еР>ченьР>живП;енноеР4вижениеР8Р=аР=ихР=етР? одземныхР? ереходовЬ 7ебрР8Р4ажеРAветофоровЮ

-

ленное движение и на них нет подземных переходов, зебр и даже светофоров.

- Наверное, по таким улицам можно ходить как угодно и совсем необязательно соблюдать правила? Правильно я говорю? (Кет, потому что и на такой улице нужно соблюдать правила дорожного движения, иначе можно попасть под машину.)

Правильно, даже если на улице нет дорожных знаков и обозначений, нужно обязательно соблюдать правила дорожного движения. Не сходя с тротуара, нужно посмотреть налево: нет ли машины. Если автомобиль приближается, обязательно пропустите его и только тогда уверенно шагайте до середины улицы. После этого нужно остановиться и внимательно посмотреть направо, откуда идет встречный поток машин. Только убедившись, что машин нет, можно двигаться дальше.

- Давайте повторим, как нужно переходить дорогу. (Посмотреть налево, дойти до середины дороги, посмотреть направо.)

Ребята, как вы думайте. 1 секунда - много это или мало? (Мало.)

Высвечивается слайд № 4

Как вы думаете, почему у мальчика и водителя такие удивленные глаза?

Для пешехода мало, а вот для водителя иногда очень много (Читает): «За секунду машина, у которой скорость 60 км в час, проезжает больше 16,5 м. А если ее скорость 80 км в час, то 22 м. Иной торопыга видит - машина совсем близко, так нет же, все равно спешит перебежать через дорогу перед самым ее носом. Думает: «А, ерунда, в крайнем случае, водитель успеет затормозить». Ему и невдомек, что водитель при всем желании, при всем старании, даже изо всех сил нажимая на тормоза, все равно не успеет вовремя

остановиться».

- Как вы думаете, почему водитель не сможет вовремя остановиться? (У него будет слишком мало времени, он может не заметить.)

А вот что думает по этому поводу опытный водитель (читает): «Простая арифметика. Нет на свете такого человека, который бы сразу, как заметит препятствие, нажал бы на тормоза. Чтобы сообразить что к чему, ему обязательно нужно какое-то время. А за это время машина успевает проехать несколько метров. Сразу не срабатывают даже самые надежные тормоза. Проходит еще какая-то доля секунды. Включены тормоза. Колеса больше не вращаются. Их наглухо схватили тормозные колодки. А автомобиль все еще движется - ползком, юзом, как говорят шоферы. И тем дольше движется, чем больше была скорость, чем сильнее изношены шины, чем глаже дорога. В результате при скорости 80 км в час да на покрытом корочкой льда шоссе машина окончательно остановится только через 400 м после того, как водитель начал тормозить. Почти полкилометра».

- Так как вы думаете, секунда на проезжей части - это много или мало? (Много.)

- Можно перебегать перед мчащимися на скорости автомобилями? (Нет.)

- А почему? (Водитель не сможет сразу затормозить, и пешеход может погибнуть.)

III. Подведение итогов

Высвечивается слайд № 5

- О чем мы с вами говорили на уроке?(О правилах дорожного движения.)

- Как можно безопасно перейти оживленную улицу? (Через подземный переход, через наземный переход, по зебре.)

- Что делать, если на дороге вы не обнаружили никаких знаков и обозначений? (Нужно посмотреть налево; если нет машин, перейти дорогу до середины. Посмотреть направо - если нет машин, перейти на тротуар.)

- Что обозначают эти дорожные знаки?

Я буду читать вам стихотворение, а вы должны досказать слово.

Движением полон город:

Бегут машины в ряд.

Цветные светофоры

И день, и ночь... (горят).

За улицей следи -

И только там, где можно,

Ее... (переходи).

Домашнее задание

Прочитать по учебнику о правилах дорожного движения, ответить на вопросы. Нарисовать плакат, призывающий соблюдать эти правила.