Конспект урока письма и развития речи в 6 классе по теме: «Понятие об имени прилагательном»


Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа – интернат № 7 VIII вида станицы Казанской Краснодарского края

Конспект урока письма и

Развития речи в 6 классе

По теме: «Понятие об имени прилагательном»

подготовила и провела

учитель русского языка

Недобега Наталья Ивановна

Урок письма и развития речи в 6 классе

ТЕМА: Понятие об имени прилагательном

ЦЕЛЬ: Обобщить знания об имени прилагательном,

Задачи:

Коррекционно-образовательная: знать, что такое имя прилагательное; уметь находить прилагательные в тексте; правильно задавать вопрос от имени существительного; определять число и род имён прилагательных;

Коррекционно-развивающая: развивать умение анализировать, обобщать, делать выводы; работать над развитием произвольного внимания; развивать речь учащихся;

Коррекционно-воспитательная: воспитывать навык самоконтроля; чувство взаимопомощи; интерес к изучению русского языка; воспитывать положительную мотивацию к учению.

Оборудование: мультимедийная презентация, учебник «Русский язык, 6 класс» Н. Г. Галунчикова, Э. В.Якубовская, таблица.

Речевой материал: слово для запоминания: прекрасный

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (2 мин)

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

1). Сообщение темы урока ( 3 мин)

Учитель: Здравствуйте, ребята. Начинаем урок письма. Открываем тетради, записываем число, классная работа (внимание на орфограммы). Правильная посадка при письме (Слайд № 1)

Сегодня на уроке нам будут помогать сказочные герои. И они предлагают вам определить тему нашего урока. (Слайд № 2)

НАСТУПИЛ — ГЛ.

ПРЕКРАСНЫЙ - ? (ПРИЛ.)

ДЕНЬ — СУЩ.

Подумайте, что нужно поставить вместо? Знака. Докажите свой ответ.

(Учащиеся доказывают выбор ответа, пытаются формулировать тему урока)

Учитель: Мы сегодня будем закреплять знания об имени прилагательном

Вспомним с какой частью речи оно связано, как может изменяться имя прилагательное. (Слайд № 3) Записываем тему урока.

2) Словарно-орфографическая работа. (5 мин)

Учитель: Как сказать одним словом: очень красивый, отличающийся необыкновенной красотой? Мы с этим словом уже встречались, когда формулировали тему урока. Это слово...

Учащиеся: прекрасный (читают объяснение слова) (Слайд № 4) Это собор в городе Краснодаре. А также вид зимнего города.

Разберём это слово. Прекрасный — пре-крас-ный — 3 сл., 10 зв., 10 б., 3 гл., 7 согл., 4 звон. согл., 3 глух. согл., 5 тв. согл., 2 мягк. согл.

Учитель. Какие слова, близкие по значению, мы можем подобрать к этому слову

(красивый, великолепный) (Слайд 5)

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (20 мин)

Учитель. Мы с вами сегодня повторяем имя прилагательное. Послушайте стихотворение об этой части речи.

Ученик. Зовусь я имя прилагательное. Ко мне, дружок, ты будь внимательнее.

Определяю я предметы, они со мной весьма приметны.

Сладкий, кислый и большой, модный, узкий и цветной.

Я украшаю вашу речь. Меня вам надо знать, беречь!

Учитель. (Слайд 6) Сказочные герои задают вам такое задание. Соедините слова с картинками.

С какой частью речи связано имя прилагательное? Как изменяется имя прилагательное? (Повторяют правило об имени прилагательном) (Слайд 7,8)

ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ ( 2 мин) (Слайды 9,10,11,12,13,14,15)

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ (Слайд 16)

Учитель. Откройте учебник на странице 142. Выполнять будем упражнение № 232. Прочитайте задание.

… зал, … ёлка, … игрушки, ...флажки, … бусы, … звезда, ... Дед Мороз, … подарки, … праздник.

( Огромный, пушистая, красивые, разноцветные, блестящие, яркая, весёлый, интересные, радостный )

Какой темой можно объединить слова? (Новый год)

К существительным будем подбирать по 1 прилагательному.

Запись словосочетаний, с указанием рода и числа прилагательных.

(Слайд № 17) Составление устного рассказа о празднике.

IV. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО ( 8 мин) (Слайд 18,19,20)

Учитель. О какой части речи мы с вами сегодня говорим? Наши сказочные герои предлагают вам проверить ваши знания об имени прилагательном. Выполнив небольшой тест, вы ещё раз закрепите знания об имени прилагательном и сможете знания свои оценить.

Учитель читает утверждения об имени прилагательном, а дети зачёркивают крестиком № правильного ответа в таблице.

1.Имя прилагательное-это часть речи, которая обозначает признак предмета?

2.Имя прилагательное отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие?

3.Имя прилагательное изменяется по числам?

4. В единственном числе имена прилагательные изменяются по родам?

5. Имена прилагательные во множественном числе изменяются по родам?

6. Имена прилагательные в предложениях всегда связаны с именами существительными?

7.Прилагательные женского рода отвечают на вопрос какая? и имеют окончания - ая, - яя?

8.Имена прилагательные мужского рода отвечают на вопрос какой? и имеют окончания - ой, - ий, - ый?

9.Имена прилагательные среднего рода отвечают на вопрос какое? и имеют окончания - ое, - ее?

При правильном выполнении задания остаётся не зачёркнутой «5»

ИТОГ УРОКА, ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

(Слайд 21,22,23)

Учитель. О чём на уроке говорили? Что вы можете сказать об уроке:

    Сегодня на уроке:

1). Я научился …

Было интересно …

Было трудно …

Домашнее задание: страница 142, № 234

Учащиеся I группы - полностью задание;

II группы - списать, подчеркнуть прилагательные, определить число.

Спасибо за урок. Наши сказочные герои очень рады вашим успехам. Молодцы!