Конспект урока письма и развития речи в 6 классе по теме: «Понятие об имени прилагательном»
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа – интернат № 7 VIII вида станицы Казанской Краснодарского края
Конспект урока письма и
Развития речи в 6 классе
По теме: «Понятие об имени прилагательном»
подготовила и провела
учитель русского языка
Недобега Наталья Ивановна
Урок письма и развития речи в 6 классе
ТЕМА: Понятие об имени прилагательном
ЦЕЛЬ: Обобщить знания об имени прилагательном,
Задачи:
Коррекционно-образовательная: знать, что такое имя прилагательное; уметь находить прилагательные в тексте; правильно задавать вопрос от имени существительного; определять число и род имён прилагательных;
Коррекционно-развивающая: развивать умение анализировать, обобщать, делать выводы; работать над развитием произвольного внимания; развивать речь учащихся;
Коррекционно-воспитательная: воспитывать навык самоконтроля; чувство взаимопомощи; интерес к изучению русского языка; воспитывать положительную мотивацию к учению.
Оборудование: мультимедийная презентация, учебник «Русский язык, 6 класс» Н. Г. Галунчикова, Э. В.Якубовская, таблица.
Речевой материал: слово для запоминания: прекрасный
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (2 мин)
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.
1). Сообщение темы урока ( 3 мин)
Учитель: Здравствуйте, ребята. Начинаем урок письма. Открываем тетради, записываем число, классная работа (внимание на орфограммы). Правильная посадка при письме (Слайд № 1)
Сегодня на уроке нам будут помогать сказочные герои. И они предлагают вам определить тему нашего урока. (Слайд № 2)
НАСТУПИЛ — ГЛ.
ПРЕКРАСНЫЙ - ? (ПРИЛ.)
ДЕНЬ — СУЩ.
Подумайте, что нужно поставить вместо? Знака. Докажите свой ответ.
(Учащиеся доказывают выбор ответа, пытаются формулировать тему урока)
Учитель: Мы сегодня будем закреплять знания об имени прилагательном
Вспомним с какой частью речи оно связано, как может изменяться имя прилагательное. (Слайд № 3) Записываем тему урока.
2) Словарно-орфографическая работа. (5 мин)
Учитель: Как сказать одним словом: очень красивый, отличающийся необыкновенной красотой? Мы с этим словом уже встречались, когда формулировали тему урока. Это слово...
Учащиеся: прекрасный (читают объяснение слова) (Слайд № 4) Это собор в городе Краснодаре. А также вид зимнего города.
Разберём это слово. Прекрасный — пре-крас-ный — 3 сл., 10 зв., 10 б., 3 гл., 7 согл., 4 звон. согл., 3 глух. согл., 5 тв. согл., 2 мягк. согл.
Учитель. Какие слова, близкие по значению, мы можем подобрать к этому слову
(красивый, великолепный) (Слайд 5)
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (20 мин)
Учитель. Мы с вами сегодня повторяем имя прилагательное. Послушайте стихотворение об этой части речи.
Ученик. Зовусь я имя прилагательное. Ко мне, дружок, ты будь внимательнее.
Определяю я предметы, они со мной весьма приметны.
Сладкий, кислый и большой, модный, узкий и цветной.
Я украшаю вашу речь. Меня вам надо знать, беречь!
Учитель. (Слайд 6) Сказочные герои задают вам такое задание. Соедините слова с картинками.
С какой частью речи связано имя прилагательное? Как изменяется имя прилагательное? (Повторяют правило об имени прилагательном) (Слайд 7,8)
ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ ( 2 мин) (Слайды 9,10,11,12,13,14,15)
РАБОТА С УЧЕБНИКОМ (Слайд 16)
Учитель. Откройте учебник на странице 142. Выполнять будем упражнение № 232. Прочитайте задание.
… зал, … ёлка, … игрушки, ...флажки, … бусы, … звезда, ... Дед Мороз, … подарки, … праздник.
( Огромный, пушистая, красивые, разноцветные, блестящие, яркая, весёлый, интересные, радостный )
Какой темой можно объединить слова? (Новый год)
К существительным будем подбирать по 1 прилагательному.
Запись словосочетаний, с указанием рода и числа прилагательных.
(Слайд № 17) Составление устного рассказа о празднике.
IV. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО ( 8 мин) (Слайд 18,19,20)
Учитель. О какой части речи мы с вами сегодня говорим? Наши сказочные герои предлагают вам проверить ваши знания об имени прилагательном. Выполнив небольшой тест, вы ещё раз закрепите знания об имени прилагательном и сможете знания свои оценить.
Учитель читает утверждения об имени прилагательном, а дети зачёркивают крестиком № правильного ответа в таблице.
1.Имя прилагательное-это часть речи, которая обозначает признак предмета?
2.Имя прилагательное отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие?
3.Имя прилагательное изменяется по числам?
4. В единственном числе имена прилагательные изменяются по родам?
5. Имена прилагательные во множественном числе изменяются по родам?
6. Имена прилагательные в предложениях всегда связаны с именами существительными?
7.Прилагательные женского рода отвечают на вопрос какая? и имеют окончания - ая, - яя?
8.Имена прилагательные мужского рода отвечают на вопрос какой? и имеют окончания - ой, - ий, - ый?
9.Имена прилагательные среднего рода отвечают на вопрос какое? и имеют окончания - ое, - ее?
При правильном выполнении задания остаётся не зачёркнутой «5»
ИТОГ УРОКА, ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
(Слайд 21,22,23)
Учитель. О чём на уроке говорили? Что вы можете сказать об уроке:
Сегодня на уроке:
1). Я научился …
Было интересно …
Было трудно …
Домашнее задание: страница 142, № 234
Учащиеся I группы - полностью задание;
II группы - списать, подчеркнуть прилагательные, определить число.
Спасибо за урок. Наши сказочные герои очень рады вашим успехам. Молодцы!