Урок для 5 класса по теме: «Избушка на курьих ножках» из фортепианной сюиты «Картинки с выставки» М. П. Мусоргского - скачать бесплатно


5 класс. УРОК МУЗЫКИ

Тема полугодия: Музыка и изобразительное искусство. Можем ли мы увидеть музыку?

Тема урока: «Избушка на курьих ножках» из фортепианной сюиты «Картинки с выставки» М. П. Мусоргского.

Учебная цель:

• познакомить учащихся с творчеством М. П. Мусоргского, прослушать «Избушку на курьих ножках»;

• познакомиться с музыкальным произведением в форме «сюита»;

• обобщить и закрепить понятие «трехчастная форма», термины «лад», «темп», «динамика», «звуковедение», «мелодия», «контраст».

Воспитательная цель: учить детей чувствовать поэтичность музыкальных и живописных художественных образов.

Развивающая цель: развить эмоции, фантазию, воображение учащихся при сравнительном восприятии музыкальных, художественных и литературных произведений.

Оборудование: аудио - и видеооборудование, портрет М. П. Мусоргского, слайды с иллюстрациями к пьесам по мотивам картин В. Гартмана.

Ход урока

(На доске вывешен портрет М. П. Мусоргского)

Актуализация знаний.

У.: Наша сегодняшняя тема «Портрет в музыке». Что такое «портрет» в изобразительном искусстве?

Д.: изображение человека в полный рост;

нескольких человек изобразить;

если изобразить людей до плеч – это портрет.

У.: Что мы с вами можем увидеть на портрете?

Д.: костюм; прическу; характер; настроение; молодой или старый; богатый или бедный;

У.: А чем музыкальный портрет отличается от художественного?

Д.: его нельзя можем увидеть; длится во времени; передает движение, настроение; картину можно рассматривать неспешно, а музыкальное произведение продолжается некоторое время и кончается; на картине все видно сразу, а когда слушаешь музыку, надо себе что-то вообразить; и разные люди могут вообразить разное…

У.: Перед вами на доске записаны средства музыкальной выразительности. Выберите те из них, которые помогут вам понять музыкальный портрет. Объясните их назначение.

[Записано: форма, темп, ритм, лад, динамика, звуковедение, мелодия]

Д.: Темп – это скорость движения музыки, он позволяет определить, как двигался герой; позволяет узнать что-то о характере героя.

Лад – мажор или минор – создает настроение героя. Мажор – это обычно радостное настроение, минор – грустное, задумчивое.

Динамика – это громкость: чем ближе к нам герой, тем громче звучит музыка.

Мелодия – это образ героя, его мысли; это наши мысли о нем.

У.: А что за средство – звуковедение?

Д.: Это – как ведутся звуки в произведении.

У.: А как можно вести звуки?

(Дети задумываются, вспоминают. Учитель наигрывает несколько мелодий).

У.: Как соединяются эти звуки?

Д.: Связно – это легато, а отрывисто – это стаккато. Это тоже говорит нам что-то о характере героя и его настроении.

У.: А что обозначает контраст?

Д.: Черно-белый, непохожий.

У.: А в музыке?

Д.: Тихо-громко, быстро-медленно, легато-стаккато, мажор-минор.

У.: Молодцы! Все эти знания помогут нам понять, как же компози-тор создает музыкальные картины и что ему в этом помогает.

Работа с материалом урока.

У.: Сегодня, ребята, мы познакомимся с творчеством крупнейшего русского композитора 19 века Модеста Петровича Мусоргского (на экране слайд-портрет). Мусоргский создал много прекрасных произведений, особенно известны его оперы, которые ставят во многих театрах мира. Мусоргский родился в 1839 году в Псковской области. Уже в 7-9 лет он умел исполнять на фортепиано достаточно сложные пьесы. В детстве он любил слушать сказки, которые он позже использовал при создании своих музыкальных произведений. Родители хотели, чтобы Модест Петрович стал военным и в 10 лет его отдали учиться в школу гвардейских подпрапорщиков в Петербурге. В это же время Модест Петрович усердно занимался музыкой. В военной школе у него созрело решение отказаться от военной карьеры – это случилось в 1858 году, когда Мусоргскому было 19 лет. Дальнейшую свою жизнь Мусоргский посвятил сочинению музыкальных произведений – он стал известным композитором. Среди наиболее известных произведений Мусоргского – его оперы «Борис Годунов» и «Хованщина». Сегодня мы с вами послушаем и поговорим о другом произведении Мусоргского – его фортепианной сюите «Картинки с выставки». Кто из вас может объяснить, что такое сюита? Может быть, кто-то знает об этом, слушал какую-либо сюиту?

(Дети молчат.)

У.: Я предложу вам прослушать один музыкальный фрагмент. (Звучит «Шутка» И. С. Баха – часть одой из его сюит).

Д.: Это музыка Баха; это часть одного из произведений Баха; это танец; это, наверное, часть сюиты.

У.: Правильно: сюита – это несколько идущих подряд музыкальных произведений, которые связаны какой-то единой мыслью, единым замыслом автора. А сейчас послушайте историю создания сюиты Мусоргского «Картинки с выставки».

В феврале 1874 года В Академии художеств Петербурга открылась выставка недавно умершего художника и архитектора В. А. Гартмана, близкого друга Мусоргского. Посетив выставку, Мусоргский решил в память о своем друге написать музыкальное произве-дение, состоящее из нескольких пьес, каждая из которых была бы связана с одной из картин Гартмана. Так получилась сюита «Картинки с выставки», которая стала одним из известных произведений Мусоргского.

Одной из работ Гартмана на выставке была картина «Часы с кукушкой» (Показывается слайд: часы изображены в форме сказочной избушки на курьих ножках). Опишите этот рисунок.

Д.: Эта избушка в русском стиле; она яркая, веселая; рисунок очень красочный; на рисунке много желтого, красного цвета; цвета сочные, настроение веселое жизнерадостное.

У.: Скажите, ребята, какие образы приходят к вам, когда вы смотрите на эту картину?

Д.: Таинственные образы; сказочные герои; что-то страшное; нет, наоборот, веселое; образ Бабы-Яги…

У.: А знаете, у Мусоргского тоже возник образ Бабы-Яги. Он представил себе, что вместо кукушки в домике сидит сама Баба-Яга.

(Дети смеются)

У.: Как вы думаете, какую музыку сочинил при этом Мусоргский?

Д.: Лад, наверное, мажор; темп быстрый; громкое звучание; звуковедение, скорее всего, стаккато; нет, музыка при Бабу-Ягу должна быть веселой, радостной.

У.: Давайте же послушаем фрагмент «Избушки на курьих ножах».

(Звучит музыка – фрагмент этого произведения)

Д.: (После прослушивания, не дожидаясь вопроса учителя) У Мусоргского немного другая Баба-Яга, она страшная, грозная; она волшебная; музыка «прыгучая», грозная, устрашающая…

У.: Давайте сейчас прочитаем три стихотворных фрагмента. А каждый из вас напишет на опросном листе, какое из стихотворений больше всего, по-вашему, подходит к музыке.

(Всем раздаются опросные листы)

(Дети читают следующие стихотворения, они записаны и на опросных листах)

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей,

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон и дверей.



Косы растрепаны, страшная, белая,

Бегает, бегает, резвая, смелая…

Пляшет колдунья под звон сосняка.

С черною дрожью плывут облака.

Машет колдунья руками костлявыми.

Звезды моргают из туч над дубравами.

Серьгами змеи под космы привешаны,

Кружится с вьюгою страшно и бешено.

Я Ягусенька-Яга, костяная ножка,

Ох, люблю же иногда повредничать немножко.

Ну, держись сейчас, дружок,

Путь мой труден и далек,

Вьюга, вьюга, прилетай,

Все дорожки заметай.

(Дети отмечают свое мнение на опросном листе)

У.: Давайте сейчас прослушаем все произведение целиком.

(Звучит «Избушка на курьих ножах».)

У.: Сейчас я хочу обратить ваше внимание на понятие «музыкальная форма». Как вы понимаете это слово?

(Дети думают, с ответом многие затрудняются)

У.: Давайте тогда подумаем, какой смысл мы складываем вообще в слово «форма».

Д.: форма - это одежда: военная форма, школьная форма; предметы имеют разную форму: арбуз круглый, а огурец вытянутый; у человека бывает разная форма: один высокий, другой низкий, один толстый, другой худой…

У.: А бывает ли форма в музыке?

Д.: Да, есть песня, есть танец; симфонии; рондо; этюды…

У.: А в какой форме написаны «Картинки с выставки» Мусоргского?

Д.: В форме сюиты!

У.: Докажите это.

Д.: В начале урока мы говорили, что «Картинки с выставки» состоят и нескольких пьес, эти пьесы разные, но они вместе образуют единое произведение; пьесы следуют одна за другой; а это как раз и есть сюита!

Д.: А я где-то читала, что слово «сюита» однокоренное со словом «свита» - только не пойму почему.

У.: А давайте над этим вы подумаете дома. Посмотрите значения обоих слов в словарях, в Интернете, а к следующему уроку сделаете сообщения на эту тему.

У.: Давайте вернемся к «Избушке на курьих ножках» Мусоргского. Я задам вам несколько вопросов, а вы ответьте на них, выскажите свое мнение. Первый вопрос: какими средствами музыкальной выразительности композитор создал фантастический образ Бабы-Яги?

Д.: Баба-Яга страшная, коварная, поэтому вначале музыка была громкая, устрашающая. Потом музыка затихла - Баба-Яга представилась нам таинственной, загадочной. А потом опять музыка стала громкой. Баба-Яга прыгает скачками и колдует, поэтому ритм упругий. Смена ритма и громкости создает впечатление таинственности…

У.: Вы говорили: вначале, потом, в конце. Мой второй вопрос: в какой форме написано это произведение?

Д.: В трехчастной форме. Вначале – одно настроение, потом оно резко меняется, а в третьей части все возвращается к настроению первой части. В трехчастной форме написаны многие музыкальные произведения – сонаты, симфонии. Три части спорят друг с другом, что-то объясняют друг другу.

У.: Наконец, мой третий вопрос: какое из трех стихотворений больше всего подходит к этому произведению Мусоргского?

(Дети спорят, большинство склоняются ко второму и к третьему стихотворению)

У.: Вот какая богатая фантазия была у Мусоргского. Я думаю, что все вы запомнили эту выразительную и яркую музыку. А теперь посмотрите, какие картины были написаны другими художниками на это же музыкальное произведение. (Показываются слайды)

Итог урока.

У.: Тема нашего сегодняшнего урока называлась «Портрет в музыке». Чей портрет мы сегодня изучали?

Д.: Бабы-Яги!

У.: А теперь – домашнее задание: нарисуйте Бабу-Ягу так, как вы ее представили из произведения Мусоргского. Дополните своими рисунками те рисунки, которые вы просмотрели на слайдах.