Мероприятия по совершенствованию управления моногородом Жирекен в антикризисных условиях

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические основы антикризисного управления в моногородах………………………………………………………………………5

1.1 Понятие моногорода и его характеристика…………………………5

1.2 Соотношение понятий «моногород» и «градообразующее предприятие»…………………………………………………………………….10

Глава 2. Анализ организации управления моногородом в ходе антикризисного управления на примере п. г. т. Жирекен…………………….15

2.1 Анализ экономико-географического положения моногорода Жирекен…………………………………………………………………………..15

2.2 Анализ финансово-экономического положения и технологических связей градообразующего предприятия……………………………………….20

Глава 3. Мероприятия по совершенствованию управления моногородом Жирекен в антикризисных условиях…………………………………………23

3.1 Анализ состояния бюджетной системы моногорода, выявление критических рисков для исполнения бюджетных обязательств……………23

3.2 Предлагаемые мероприятия по развитию управления моногородом Жирекен…………………………………………………………………………28

Заключение……………………………………………………………………….36

Список литературы………………………………………………………………38

Введение

Актуальность исследования обусловлена тем, что монопрофильные города – неотъемлемый элемент регионального ландшафта индустриальных и сырьевых районов всех государств.

В данной работе рассматриваются вопросы развития моногородов России на современном этапе, обозначаются стратегические приоритеты развития моногородов, анализируется круг основных проблем, решение которых необходимо для поддержания и ускорения темпов развития моногородов Российской Федерации.

Действенного решения проблемы моногородов у государства пока нет. По мнению правительства, инициатором преобразований должен стать бизнес. Именно предприниматели, по предположению Минрегиона, должны обратиться к муниципальным властям с предложениями по модернизации конкретного моногорода и определиться с источниками инвестиций. Затем предложения будут рассмотрены властями субъекта и профильными министерствами. Государство же, по мнению чиновников, должно финансировать лишь инфраструктурные проекты, а не спасать моногорода. Эксперты полагают, что надежды на инициативу жителей моногородов мало: сами металлурги или машиностроители вряд ли смогут заняться перепрофилированием производства, переобучением кадров и решением других сопутствующих проблем.

Целью исследования является разработка предложений по антикризисному управлению моногородов.

Поставленной целью были определены следующие задачи исследования:

- привести понятие моногорода и его характеристику;

- соотнести понятия «моногород» и «градообразующее предприятие»;

- дать характеристику социально-экономического развития моногорода Жирекен;

- проанализировать основные проблемы исследуемого моногорода;

- разработать предложения, направленные на антикризисное регулирование моногорода Жирекен.

Объект исследования – система антикризисного управления моногородом Жирекен.

Предмет исследования – антикризисное управление моногородм.

В результате проведенного исследования даны рекомендации по развитию моногородов, включающие задачи федерального, регионального и местного значения.

Глава 1. Теоретические основы антикризисного управления в моногородах

1.1. Понятие моногорода и его характеристика

Рассматривая вопросы терминологического определения понятия «моногород» следует отметить, что в современной российской литературе не существует многообразия определений данного феномена. Определяя понятие «моногород» исследователи, как правило, начинают с признаков градообразующих предприятий, а затем указывают на то, что «моногород» это и есть муниципальное образование, на территории которого находится одно или несколько градообразующих предприятий. С этой точки зрения градообразующие предприятия: «формируют значительную долю доходной части местного бюджета; определяют состояние местного рынка труда, обеспечивая социальную стабильность на территории; являются владельцами жизненно важных для местного сообщества предприятий социальной сферы, не переданных в ведение муниципального управления» 1.

Эксперты НПФ «Экспертный институт» в исследовании «Монопрофильные города и градообразующие предприятия» дают термину «моногород» следующее определение: моногород – поселение, организации или жители которого неспособны своими силами компенсировать риски внешней экономической среды, исключающие возможность устойчивого развития этого населённого пункта.

Главная особенность моногородов заключается в зависимости их развития от состояния градообразующего предприятия. Методы определения статуса градообразующего предприятия, характеризующие взаимосвязи численности населения и степени участия в функционировании предприятия, суммы взимаемых налогов также четко не определены.

Монопрофильные города на протяжении десятилетий являются основой российской экономики. На их долю приходится порядка 40 % суммарного ВРП Российской Федерации2.

Монопрофильные населенные пункты расположены практически повсеместно: в Европейской и Восточной частях России, на севере и на юге, вблизи крупных городов и в удалённых районах. 460 населённых пункта концентрируют 25% населения.

В течение продолжительного периода социальная среда моногородов находилась в непосредственной связи с производственным циклом. Концепция территориально-производственных комплексов воплощалась в форме крупных промышленных городов в малоосвоенных районах, требующих создания полноценной социальной инфраструктуры.

С распадом Советского Союза фактически исчезли территориально-производственные комплексы, а вместе с ними триада «природа – население – хозяйство»: социальная сфера моногородов, формально оставаясь в ведении местных властей, реально не поддерживалась никем.

Новый этап жизни моногородов связан с формированием вертикально интегрированных структур крупных корпораций («Базовый элемент», «Интеррос», ОАО «ХК Металлоинвест», ОАО «Евраз Груп С.А.», ОАО «МХК ЕвроХим» и т.п.)3. Конец 1990-х и начало 2000-х годов стали переходным периодом для монопрофильных населённых пунктов, окончание которого означало фактическую передачу социальной сферы в зону корпоративной ответственности. Развитие социальной инфраструктуры, поддержка приоритетных направлений социальной политики, закрепленные за органами местного самоуправления, фактически финансировались из средств корпораций.

Выделяются несколько типов моногородов по структурным особенностям (Рис. 1)4

Монопрофильные города

Моногорода-спутники крупных полифункциональных городов

Моногорода с одним градообразующим предприятием

Моногорода с несколькими градообразующими предприятиями

Рисунок 1 - Типология моногородов

Каждый тип монопрофильных городов обладает присущими им особенностями социально-экономической среды и, следовательно, особыми потребностями в части поддержки социального сектора.

Далее рассматривается более подробно существующие экспертные и правовые подходы к определению моногородов и градообразующих предприятий.

Постановление Правительства Российской Федерации от 29 августа 1994 г. 1001 определяет градообразующее предприятие как предприятие, на котором занято не менее 30% от общего числа работающих на предприятиях города, либо имеющее на своем балансе объекты социально-коммунальной сферы и инженерной инфраструктуры, обслуживающие не менее 30% проживающих в населенном пункте. В то же время, в Федеральном законе от 8 января 1998 г. 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» зафиксировано, что градообразующими признаются предприятия, численность работников которых с учетом членов их семей составляет не менее 50% численности населения соответствующего населенного пункта.

Указанное расхождение в понятиях «градообразующее предприятие» вызвано отсутствием единства методологических подходов в определении критериев отнесения населенного пункта к моногороду.

География моногородов характеризуется привязкой к типам экономического развития территорий: агломерационному, сырьевому, промышленному.

В агломерационном поясе сосредоточены предприятия химической промышленности и металлургии (ОАО «Еврохим», ОАО «НЛМК», АО «Холдинговая компания Металлоинвест», ОАО «Северсталь»). Моногорода агломерационного пояса развития – это преимущественно города-спутники в зонах крупных агломераций. Например, Воскресенск в Московской области, Новомосковск в Тульской области, Кириши в Ленинградской области. Такие города обладают преимуществами социального развития, связанными с относительной близостью полифункциональных населенных пунктов. Монопрофильность городов компенсируется близостью к крупным центрам. В связи с этим поддержание благоприятной социальной среды в моногородах-спутниках требует меньших объемов затрат как со стороны государства, так и со стороны бизнеса5.

В сырьевом поясе развития, занимающем северные и восточные территории Российской Федерации, расположена большая часть моногородов, специализация которых связана с первичной обработкой сырья: Сургут, Нижневартовск в Ханты-Мансийском автономном округе, Новый Уренгой в Ямало-Ненецком автономном округе, Усинск в Республике Коми и др. В сырьевом поясе расположены государственные и частные предприятия нефте-и газодобычи: ОАО «Газпром», НК «Роснефть», ОАО «ЛУКОЙЛ», ТНК-ВР Холдинг; предприятия металлургии и угольной промышленности: холдинг «Интеррос», холдинг «Базовый элемент» (включая ОК РУСАЛ), «Евраз Груп С.А», «УГМК-Холдинг». Повышенная доля экономически активного населения в демографической структуре городов сырьевого пояса развития определяет высокие для Российской Федерации показатели естественного прироста населения, что обусловливает дополнительную социальную нагрузку на государство и корпорации.

Традиционными территориями размещения моногородов является промышленный пояс развития, включающий в первую очередь регионы Урала (Краснотурьинск, Каменск-Уральский, Верхняя Салда, Верхняя Пышма в Свердловской области, Миасс, Магнитогорск, Белорецк в Челябинской области) и юга Сибири (Междуреченск, Черногорск в Кемеровской области, Шелехов в Иркутской области, Саяногороск в Республике Хакасия и др.). В этом поясе расположены наименее благополучные в социальном отношении моногорода металлургии и машиностроения, часто имеющие в качестве градообразующих всего одно крупное предприятие и одновременно удаленные от полифункциональных городских центров. Монопрофильные города формируют монопрофильные районы в Свердловской и Челябинской областях, а также в Кемеровской области, поэтому социальные проблемы городов переходят на уровень социальных проблем районов. В условиях снижения стоимости экспортной продукции градообразующих предприятий моногорода промышленного пояса имеют наибольшие потребности в пересмотре социальной политики корпораций, в том числе в части перераспределения полномочий.6

1.2 Соотношение понятий «моногород» и «градообразующее предприятие»

В законодательстве РФ не закреплено определение понятия «моногород», существует трактовка термина «градообразующих организаций». Ими признаются юридические лица, численность работников которых составляет не менее 25% численности работающего населения соответствующего населенного пункта.

В научной литературе употребляются термины город «монопрофильный», «моноструктурный», «моноотраслевой», «моноцентричный», «монофункциональный», которые, по сути, являются синонимами. Ушаков В.А. приводит сравнение данных понятий и приходит к выводу, что «наиболее полно отражает содержание анализируемого явления термин «монофункциональный город».

По Гранбергу А.Г. «монофункциональный город концентрирует какую-то одну отрасль хозяйства или деятельности: промышленность, транспортные услуги, оздоровительные учреждения. Некоторые города обслуживают только одно предприятие»7.

По мнению экспертов «Союза инвесторов» город можно называть монопрофильным, если присутствуют следующие признаки:

  • наличие в городе одного или нескольких однотипных предприятий, относящихся к одной отрасли, или обслуживающих один узкий сегмент отраслевого рынка;
  • наличие в городе цепочки технологически связанных предприятий, работающих на один конечный рынок, кроме предприятий, обслуживающих внутренние нужды города;
  • значительная зависимость доходной части бюджета города от деятельности одного (или нескольких) крупных предприятий;
  • однородный профессиональный состав населения города;
  • значительная удаленность города от других, более крупных населенных пунктов (что снижает возможности мобильности жителей)».

Согласно решению Межведомственной рабочей группы по вопросам снижения негативного воздействия финансового кризиса на социально-экономическое развитие монопрофильных городов в субъектах РФ от 28.07.2012 г. были определены критерии, по которым населенный пункт можно отнести к монопрофильному:

  • во-первых, доля крупнейшего предприятия или нескольких предприятий одной и той же отрасли либо группы взаимосвязанных в технологическую цепочку предприятий, работающих на один и тот же рынок, превышает 25% численности занятых в данном населенном пункте;
  • во-вторых, на долю этих предприятий должно приходиться более 50% промышленного производства.

Существуют также дополнительные критерии отнесения населенных пунктов к категории монопрофильных - доля налогов и сборов, поступающих в бюджет муниципального образования от предприятия или нескольких предприятий, осуществляющих деятельность в рамках единого производственно-технологического процесса, расположенных в населенном пункте, составляет не менее 20% от общего объема налогов и сборов, поступающих в бюджет муниципального образования от всех организаций и предприятий8.

На основе указанных критериев можно также определять градообразующие организации, так как они являются основой, вокруг которой происходит формирование моногородов. Следует отметить, что использование указанных двух критериев достаточно для определения статуса моногорода. Однако для характеристики моногородов данный подход не дает полной социально-экономической картины, не отражает особенностей экономического положения в конкретном моногороде или группе городов, имеющих схожие показатели, и, как следствие, не позволяет разработать адекватные меры реагирования.

Главная особенность моногородов - их зависимость от состояния и развития основного предприятия (или цепочки технологически связанных предприятий), которое является градообразующим и обуславливает социально-экономическое развитие данного населенного пункта. Эта взаимосвязь выражается в следующих характеристиках:

  • на данном предприятии работает до 25% от общего числа занятых в экономике города;
  • предприятие производит более 50% общегородского объема продукции;
  • оно имеет на своем балансе объекты социально-коммунальной сферы и инженерной инфраструктуры, обслуживающей не менее 30% населения города;
  • доля доходов, поступающих от предприятия в бюджет города, составляет свыше 20% его доходной части.

При наличии хотя бы одного из перечисленных признаков предприятие можно считать градообразующим.

Кроме того, для моногородов характерны:

  • низкая диверсификация видов деятельности и сферы занятости;
  • особые климатические условия, в большинстве случаев сложные для проживания и ведения сельского хозяйства;
  • отсутствие развитой инфраструктуры, обеспечивающей связь города с внешним миром.

Необходимо подчеркнуть особую роль градообразующих предприятий, их высокую социальную ответственность: данные предприятия обеспечивают занятость населения, формируют доходы большинства семей, имеют на своем балансе объекты социально-культурной сферы, жилищно-коммунального хозяйства и инженерной инфраструктуры, формируют бюджет города. Однако в определении статуса «градообразующая организация» нет четкости и однозначности. Статус градообразующей организации в действующем российском законодательстве определяется Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», где градообразующими организациями признаются юридические лица, численность работников которых составляет не менее 25% численности работающего населения соответствующего населенного пункта. Согласно ст. 275.1 Налогового кодекса РФ, налогоплательщики, которые являются градообразующими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации и в состав которых входят структурные подразделения по эксплуатации объектов жилищного фонда, а также объектов жилищно-коммунального хозяйства и объектов социально-культурной сферы, вправе принять для целей налогообложения фактически осуществленные расходы на содержание указанных объектов.

В Налоговом кодексе указывается на то, что в состав градообразующих организаций могут входить социально значимые для субъекта объекты, в котором расположены эти организации. Численность работников градообразующей организации является неполным критерием, так как это изменяющийся показатель и он является важным только в момент принятия арбитражным судом определения об открытии производства по делу о банкротстве.

Определение градообразующих предприятий должно содержать количественные и качественные характеристики9:

  • численность работников составляет не менее 25% работающего населения соответствующего населенного пункта;
  • имеют на балансе объекты социально-культурной сферы, жилищно-коммунального хозяйства и инженерной инфраструктуры;
  • расположены в границах одного муниципального образования, администрация которого обязана оказывать поддержку его развитию;
  • обеспечивает формирование муниципального бюджета в размере не менее 20% доходной части.

В настоящее время отсутствует нормативно закрепленная классификация градообразующих предприятий. Градообразующими могут быть как производственные (промышленные), так и непроизводственные (научно-исследовательские) предприятия. Особое значение в системе градообразующих организаций имеют крупные промышленные корпорации (акционерные общества) - бизнес-группы с объемами продаж, превышающими 500 млн. долларов, занимающие ведущие позиции в своих отраслях. Спецификой территорий присутствия градообразующих организаций в Российской Федерации является наличие монопрофильных (моноотраслевых) городов и районов, т.е. городов и районов, имеющих одно направление специализации и, как следствие, одно или несколько градообразующих предприятий в данной сфере.

Глава 2. Анализ организации управления моногородом в ходе антикризисного управления на примере п. г. т. Жирекен

2.1 Анализ экономико-географического положения моногорода Жирекен

Жирекен, первоначальное название -Хоктонга (Хоктонга, стоянка. Располагается в 8,5 км к северу от станции Улей Чернышевского района, на левом берегу  р. Хоктонга, на делювиальном пологом шлейфе высотой 8–10 м.), поселок городского типа  с 1972 г, расположен  в центральной части Чернышевского района, центр поселкового самоуправления. Расположен в долине реки Алеур, впадающей в реку Куэнга, в 44 км (по железной дороги) к северу-востоку от п. Чернышевск. В состав Жирекенского поселкового самоуправления  входят также село  Озерное и поселок при железнодорожной  станции Ковекта. Образование и развитие поселка Жирекен связаны с открытием в 1954 году  Жирекенского месторождения молибдена (в пади, расположенной в 7 км от железной дороги ).

«Жирекенский ГОК» входит в состав Управляющей компании «Союзметаллресурс» (SMR).

Основная продукция ООО «Жирикенского ГОК»:

  • Концентрат молибденовый;
  • Концентрат медный;
  • Ферромолибден;
  • Нерудные строительные материалы и др.

Доказанные запасы Жирекенского молибденового месторождения составляют 10,6 млн. тонн; прогнозные запасы – 57,3 млн. тонн. Согласно техническому отчету, подготовленному компанией SRK, при объеме переработки в 4,0 млн. тонн в год расчетный срок эксплуатации Жирекенского ГОК составляет 17 лет.

Жирекенское месторождение расположено в Забайкальском Крае (Восточная Сибирь), в 400 км от г. Читы и 7 км от Транссибирской железнодорожной магистрали. Ближайший аэропорт расположен в г.Чите приблизительно в 400 км от Жирекенского комбината. Комбинат имеет два подъездных пути: один главный, идущий от поселка Жирекен, и другой, по которому руда транспортируется на обогатительную фабрику.

Жирекенское месторождение было открыто в 1958 г.; первые геологоразведочные работы завершены в 1961-1966 гг. группой геологов Читинского геологического управления Министерства геологии РСФСР. Запасы месторождения были утверждены в 1966 г. Строительство Жирекенского комбината началось в 1982 г., и строительство первой очереди обогатительной фабрики было завершено в 1988 г. В период с 1996 по 1999 гг. Жирекенский завод простаивал и был вновь запущен в 2000 г. В 2003 г. был построен и пущен в эксплуатацию опытный завод по производству ферромолибдена с единственной подовой печью. Вторая подовая печь была построена в 2004 г. В 2005 г. для переработки молибденового концентрата в ферромолибден были поострены цех обжига, дробильный цех, цех смешения и плавильный.

В п. Жирекен имеются: средняя школа, ДЮСШ, Дом детского творчества, детский сад, музыкальная школа, 2 библиотеки, Дом культуры, больница, роддом, почтовое отделение

Демографическая ситуация, сложившаяся в п. Жирекен, имеет стойкую тенденцию к росту.

Численность населения на 01.01.2012 г. составляла 4499 чел. За отчетный период население увеличилось на 447 человек и составило на 01.01.2013 г. – 4946 чел.

Основным фактором роста численности населения, как и за соответствующий период прошлого года, является естественный прирост, который составил 268 чел. (236 чел. за 2011г.).

Общие тенденции в смертности населения на протяжении последних лет формируются за счет смертности в трудоспособном возрасте, из них: 75,4 % составляют мужчины и 24,6%- женщины. По данным отдела ЗАГС п. г. т. Жирекен средний возраст умерших мужчин составляет 51 год, женщин – 55 лет.

Основные направления демографической политики в сфере стимулирования рождаемости на территории п. Жирекен являются:

  • социально-экономическая адресная поддержка семей, обеспечивающая условия для рождения детей и их воспитания, повышение качества социальных услуг, предоставляемых семье с детьми;
  • содействие в решении жилищных проблем молодых семей.

Важнейшие направления демографической политики в области сокращения смертности населения:

  • реализация плана мероприятий долгосрочной муниципальной целевой программы «Реализация отдельных направлений приоритетного национального проекта «Здоровье» на территории Жирекена на 2011-2013 годы»;
  • оздоровление образа жизни населения за счет популяризации массового спорта;
  • развитие системы профилактики заболеваний, включая вакцинацию и диспансеризацию населения, раннее выявление патологических отклонений;
  • повышение доступности и качества медицинской помощи, лекарственного обеспечения.

Сальдо миграции составило 179 человек, в соответствующем периоде прошлого года 165 чел. Необходимо отметить, что количество въезжающих на территорию города увеличилось по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 214 человек.

Уровень безработицы по данным ГУ «Центр занятости населения п. Жирекен» составил в 2012 г.- 1,52%, против 1,65% в 2011 году.

По сравнению с соответствующим периодом прошлого года:

в 2,3 раза уменьшилось число обратившихся по вопросу трудоустройства – 1121 чел;

из общего числа обратившихся по вопросу трудоустройства 507 чел или 45,2 % были трудоустроены (23,5% в 2011г);

- на одного зарегистрированного безработного количество вакантных мест составляет 0,76, против 1,3 в 2011г.;

- количество безработных, зарегистрированных в центре занятости за 2012г. снизилось на 4 чел. и составило 251 чел. по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.

Среднесписочная численность занятых в экономике города в 2012 году снизилась на 9% и составила 212 человек.

Таблица 1 - Информация о занятых в экономике города

Показатели

2009г.

2010г.

Отклонения

+;-

в %

Численность занятых в экономике города (чел.)

в том числе:

4272

4234

-38

91

Занятые на крупных и средних предприятиях

4531

4329

-2

88

Занятые на малых предприятиях

616

743

127

105

Предприниматели без образования юридического лица и лица, работающие по найму у отдельных граждан

125

162

37

101,7

Преобладающая часть работающих сосредоточена на крупных и средних предприятиях города – 77,5% от общей численности занятых. Количество работающих в данных предприятиях в течение года сократилось на 12% и составило 4,3 тыс.чел. Наблюдается снижение численности работающих на крупных и средних предприятиях.

Численность работающих на малых предприятиях города увеличилась на 127 чел. и составила 743 чел., что обусловлено перерегистрацией ООО «Жирекенский ГОК» из крупных предприятий в малые предприятия.

Среднемесячный доход на 1 работающего (с учетом работающих вахтовым методом) за 2012 год увеличился на 9,7 % по сравнению с аналогичным периодом 2011 года и составил 13 116,8 руб. (индекс роста потребительских цен на товары и услуги 107,69%).

Реальные располагаемые денежные доходы населения (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен) в 2012 году по сравнению с 2011 годом увеличились на 5,9% и составили 15 109 руб., превысив уровень докризисного периода на 0,4%.

Денежные доходы на душу населения (без вахтовиков) за 2012 год по сравнению с прошлым годом увеличились на 6% и составили 15 181 руб. в месяц (2011 год – 13 685 руб. в месяц).

Доля социальных трансфертов в общем объеме денежных доходов населения составила в 2012 году 8,7% и обусловлена проведением перерасчета пенсий, направленного на увеличение доходов граждан.

С 1 января 2012 года осуществлена валоризация (перерасчет пенсий с учетом «советского стажа») трудовой пенсии, в результате средний размер назначенных месячных пенсий составил 10144,76 рублей, который вырос по сравнению с прошлым годом на 22,2%.

Денежные расходы населения в 2012 г. по сравнению с 2011 г. выросли на 13% и составили 9 253,5 тыс. рублей при уровне инфляции 107,69% .

Основной статьей остаются расходы на потребительские цели (покупка товаров и оплата услуг) и составляют 67,7%. В январе-декабре 2012 года на покупку товаров и оплату услуг было израсходовано на 9% денежных средств больше, чем в 2011 году, снижение их доли в общей сумме денежных расходов составило 2,3 процентных пункта.

Среднедушевые потребительские расходы в январе-декабре 2012 года сложились в сумме 12 002 руб. и увеличились по сравнению с аналогичным периодом 2011 года на 6,5%.

В 2012 году покупательная способность среднедушевых денежных доходов населения составила 2,5 прожиточного минимума (в 2011 году – 2,3).

2.2 Анализ финансово-экономического положения и технологических связей градообразующего предприятия

Градообразующее предприятие ОАО «Жирекенский ГОК»

Производственное объединение «Жирекенский ГОК» создано 14 июля 1986 года приказом Министерства медной промышленности. После упразднения главка в 1991 году «Жирекенский ГОК» стал самостоятельным государственным предприятием и функционировал в этом статусе до июля 1993 года, когда, в ходе акционирования, был преобразован в акционерное общество открытого типа.

Производственная деятельность ОАО «Жирекенский ГОК» начиналась на территории Черешенского района. С расширением производственной деятельности предприятие ведет работы по освоению месторождений на соседних территориях. Офис головного предприятия ОАО «Жирекенский ГОК» находится в п. г. т. Жирекен.

Основные виды деятельности ОАО «Жирекенский ГОК»: выполнение геологоразведочных работ, разработка месторождений меди и молибденового концентрата

Численность сотрудников ОАО «Жирекенский ГОК» по состоянию на 1 января 2012 года –594 работников.

За 2012 год в ОАО «Жирекенский ГОК» было добыто более 7,2 млн. тонн меди и концентрата, и 3603 млн. м3 попутного и природного газа, объем эксплуатационного бурения составил 84,7 тыс.м. В добычу из эксплуатационного бурения были введены 22 скважины.

В 2011 году была осуществлена задача по максимальному использованию имеющегося фонда скважин – удалось вывести из бездействующего фонда в работу более 280 скважин.

Осуществляется производство ферромолибдена на ООО «Жирекенском ферромолибденовом заводе». Это обеспечивает дополнительную прибыль и снижение затрат на добычу природных ресурсов для ОАО «Жирекенского ГОК»

Была введена в эксплуатацию первая очередь новой установки предварительного сброса воды УПСВ-6. Для обеспечения нормального сброса воды с УПСВ-6 был введен в работу дополнительный модульный блок на КНС-9. Ранее приходилось сдерживать добычу на этом направлении, поскольку старая установка не справляется с намеченными объемами.

Продолжается строительство третьей очереди кустовой насосной станции, где будет работать дополнительный блок с четырьмя насосными агрегатами. Максимальная производительность нового насосного блока составляет 23 тысячи кубометров воды в сутки.

В 2012 году продолжилось осуществление перспективной медной и молибденовой программы, которая включает развитие мощностей по добыче и транспортировке попутного и природного газа. В ее рамках в 2011 году было начато строительство дожимной компрессорной станции. Ввод данного объекта в промышленную эксплуатацию позволит дополнительно добывать до 2 млрд. м газа в год.

Основные усилия в 2014 году будут направлены на поддержание текущей добычи молибденового концентрата за счет ввода трудноизвлекаемых запасов – бурение эксплуатационных скважин, в т.ч. с зарезой боковых стволов. Также в 2014 году продолжится работа по оптимизации возрастающих эксплуатационных расходов и выполнению всех целевых программ, которые ранее были утверждены в Компании. Уровень инвестиционных планов на 2014 год превышает уровень 2012 года

ОАО «Жирекенский ГОК» продолжает участвовать в социальных проектах Жирекена. Совместно с городской администрацией предприятие реализует ряд социальных проектов. Кроме того, в настоящее время ОАО «Жирекенский ГОК» осуществляется строительство культурно-спортивного комплекса.

Глава 3. Мероприятия по совершенствованию управления моногородом Жирекен в антикризисных условиях

3.1 Анализ состояния бюджетной системы моногорода, выявление критических рисков для исполнения бюджетных обязательств

За 2012 года в бюджет города поступило доходов на сумму 2 613 848 тыс.руб., что составляет 101,6 % к уточненным плановым назначениям на 2012 год.

Практически по всем доходным источникам наблюдается переисполнение плановых назначений. Исключение составляют доходы по подакцизным товарам, исполнение по которым составило 86,7%. Причинами исполнения (неисполнения) являются следующие факторы:

- переисполнение по налогу на доходы физических лиц 109,5 % от уточненного плана, объясняется тем, что авансом была выдана заработная плата за декабрь уже в 2012 году;

- по налогам на совокупный доход исполнение составило – 103,7%. Объясняется это тем, что в декабре 2012 года были осуществлены авансовые платежи за 2012 год ;

- по налогам на имущество исполнение плановых назначений в целом составило более 100%, налогоплательщиками своевременно осуществлялась оплата земельного налога. По налогу на имущество физических лиц так же произведена оплата в соответствии с установленными сроками. Отрицательное влияние на исполнение оказал возврат по налогу на игорный бизнес в суме 99 тысяч рублей;

- по государственной пошлине исполнение составило 104,6%, из-за увеличения количества юридических сделок;

- по доходам от использования муниципального имущества плановые назначения исполнены в размере 104,5%, это связано с погашением задолженности прошлых арендаторами;

- поступления по платным услугам в размере 105,9 % от плана произошло из-за итоговых расчетов в конце 2012 года по выставленным счетам;

- исполнение по доходам от реализации имущества, находящегося в муниципальной собственности составило 104,3%, в связи с тем, что возрос спрос на выкуп земли гражданами;

- исполнение по штрафным санкциям в городской бюджет к уточненному плану составило 109%, это объясняется повышением размеров штрафов.

По безвозмездным поступлениям от субъекта РФ поступления исполнены 99,3%

По состоянию на 01 января 2014 года исполнение расходной части бюджета по муниципальному образованию моногород Жирекен составило 2 568 615 тыс. рублей или 96,5 % к уточненным плановым назначениям (уточненный план – 2 662 718 тыс. рублей).

Наибольший удельный вес в составе расходов занимают:

- раздел 0700 «Образование» - 27,3 %,

- раздел 0500 «Жилищно-коммунальное хозяйство» - 20,4 %,

- раздел 1000 «Социальная политика» - 19,2 %.

- раздел 0900 «Здравоохранение, физическая культура и спорт» - 12,7 %,

- раздел 0100 «Общегосударственные вопросы» - 7,9 %.

При плановом дефиците бюджета на 2012 год в сумме 89 388 тыс. рублей по кассовому исполнению сложился профицит бюджета в сумме 45 233 тыс. рублей. Он связан с переисполнением доходной части бюджета на 1,6 % и неисполнением расходной части бюджета на 3,5 %.

На протяжении двух лет (2010-2011) в результате проводимого анализа фактических поступлений доходов местного бюджета, невозможно не заметить значительное снижение доходной базы муниципального образования п. Жирекен. И в 2012 году объем собственных доходов также ниже докризисного уровня. Анализ проводился методом сравнения основных данных о фактическом исполнении бюджета муниципального образования с плановыми назначениями, установленными законодательными актами, и с фактическими данными за аналогичный период прошлого года. Так же проводился анализ причин отклонений и факторов, повлиявших на снижение поступлений. В основном это изменения в налоговом и бюджетном законодательстве, и наступление нестабильного экономического положения в целом по стране (таблица 2).

Таблица 2 - Доходы и расходы местного бюджета Жирекена

2008

факт

2009

факт

2010

факт

2011

факт

2012

факт

Налоговые доходы

612 316

791 899

530 113

501 253

551171

НДФЛ

558 297

699 050

434 002

426 116

443430

Налоги на совокупный доход

53 504

68 581

77 218

72 158

86061

Налоги на имущество

20 399

19 682

15 253

6 175

9129

Государственная пошлина

2 708

4 740

5 300

4 538

12557

Задолженность по отмененным налогам

-22 592

-154

-1 660

-7 734

 -6

Неналоговые доходы

39 469

49 754

145 299

131 013

132535

Доходы от использования имущества

30 261

32 267

36 858

40 613

45791

Платежи при пользовании природными ресурсами

1 986

4 729

3 769

2 331

2288

Лицензионные сборы

1 023

1 227

1 383

1 289

0

Доходы от оказания платных услуг

86

329

52 531

71 213

49045

Доходы от продажи материальных и нематериальных активов

704

3 455

36 742

10 180

20811

Штрафы, возмещение ущерба

5 239

7 336

10 807

9 098

8 398

прочие неналоговые доходы

170

411

3 209

-3 711

6202

Безвозмездные поступления

953 461

1 034 596

1 434 951

1 222 900

1931609

дотация

453 572

563 743

762 714

435 862

681755

субвенции

428 435

464 004

293 728

332 702

407509

субсидии

71 454

6 849

358 071

438 485

791727

иные межбюджетные трансферты

 

 

20 438

15 851

16825

прочие безвозмездные перечисления

39 247

23 198

48 631

19 768

33793

Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности

49 167

59 096

 

 

Итого

1 693 660

1 958 543

2 158 994

1 874 934

2613848

в т.ч. собственные доходы

740 199

923 947

724 043

652 034

716032

Как видно из таблицы 2 до 2009 года доходы местных бюджетов развивались в положительной динамике. Наблюдался рост собственных доходов, проблем с финансированием бюджетных обязательств не возникало. Закрепленные за местными бюджетами в соответствии с Бюджетным и Налоговым кодексами налоги и сборы должны обеспечивать финансовую самостоятельность местного самоуправления. На практике же эта задача не реализуется. С 2010 года в соответствии с действующим законодательством был сокращен норматив зачисления в местные бюджеты основного доходного источника – налога на доходы физических лиц в 2 раза. В результате этого, размер собственных доходов за 2010 год был сокращен на 199 904 тысячи рублей. Далее в динамике по годам наблюдается только спад доходной базы местного бюджета, и на начало 2012 года сумма собственных доходов снизилась на 42,4% по сравнению с уровнем 2009 года. Соответственно возросла доля безвозмездных поступлений от субъекта РФ в структуре поступлений местного бюджета – в 2011 году составила 65%, а уже в 2012 году –73%.

Особенностью местных бюджетов остается высокая зависимость от безвозмездных перечислений. Местные бюджеты формируются практически только на основе безвозмездных перечислений из бюджетов других уровней. Судьба местного самоуправления в нашей стране в большей мере зависит от решений субъекта, от размера выделяемой финансовой помощи местным бюджетам. В последние годы число местных налогов - именно тех, которыми власть могла бы маневрировать в работе с предпринимателями, резко сократилось. Взамен введены другие, а администрирование по ним передано на региональный уровень. Налоги и сборы минуют местный бюджет, что ведет к огромным негативным последствиям.

В 2011 году было внесено изменение в налоговое законодательство, которое привело к выпадающим доходам местных бюджетов.

По налогу на доходы физических лиц был принят Федеральный закон от 26.11.2008 г. № 224-ФЗ «О внесении изменений в Налоговый кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ», который увеличил размер имущественного вычета в два раза, по предварительным расчетам выпадающие доходы в 2011 году составили 41 310 тысяч рублей, в том числе из местного бюджета - в сумме 20 655 тысяч рублей.

По налогам на совокупный доход, так же произошли изменения в налоговом законодательстве, а именно изменение периодичности предоставления деклараций по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения – в 2010 году – ежеквартально, с 2011 г - раз в год. Данный факт затруднил возможность осуществлять контроль за своевременными и полными авансовыми перечислениями по данному налогу. Кроме того, в связи с принятием Федерального закона от 26.11.2008 г. № 224-ФЗ «О внесении изменений в Налоговый кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» была снижена дифференцированная налоговая ставка с 15 до 5 процентов, что так же привело к выпадающим доходам местного бюджета в сумме 4 627 тысяч рублей.

Изменения в налоговом законодательстве создали благоприятную среду для развития предпринимательства, но пагубно отразились на доходной базе местных бюджетов. Усугубили обстановку в 2012 году возвраты переплат за прошлые года, которые осуществлены разовыми списаниями крупных сумм. Данные факты отрицательно сказались не только на наполняемости доходной части городского бюджета, но и затруднили своевременное финансирование текущих вопросов по расходной части в 2012 году.

Осложнил и без того нелегкую ситуацию мировой экономический кризис. Положение ряда предприятий города ухудшилось, участились неплатежи и соответственно рост задолженности по поступлениям в бюджет.

Нужно отметить о высокой степени ответственности органов власти за устойчивость местного бюджета. Каждый регион разрабатывает и принимает собственный план действий в кризисе. Администрацией города проводились все необходимые меры по изысканию дополнительных источников пополнения доходной части городского бюджета, разрабатывались мероприятия, повышающие собираемость налоговых и неналоговых доходов. Но данные меры не в полном объеме позволили осуществлять запланированное на 2012 год финансирование вопросов местного значения. С 2011 г. был введен и реализован режим строгой бюджетной экономии средств.

Сложность исполнения доходной части бюджета муниципального образования отразилась и на планировании бюджета на 2012 год. В ряде организаций города в сентябре 2011 года было проведено уточнение прогнозных показателей бизнес-планов на 2012 год.

3.2 Предлагаемые мероприятия по развитию управления моногородом

Главная стратегическая цель социально-экономического развития моногорода Жирекен на среднесрочную перспективу состоит в обеспечении стабильного повышения качества жизни населения посредством устойчивого функционирования экономики и повышения эффективности муниципального управления.

В понятии качества жизни рассматривается наличие хорошей работы и достойной зарплаты, гарантированные качественные услуги здравоохранения, образования, социального обеспечения, доступное и качественное жилье, общественная безопасность, стабильность, культурные и досуговые возможности.

Для достижения указанной цели необходимо решить ряд стратегических задач, а именно:

Создание благоприятных условий для функционирования и устойчивого развития малого и среднего предпринимательства.

Создание условий для привлечения инвестиционных ресурсов и развитие инвестиционной привлекательности, увеличение налогооблагаемой базы, создание новых рабочих мест.

Последовательное повышение уровня и качества жилищно-коммунального и транспортного обслуживания населения, степени устойчивости и надежности функционирования коммунальных систем жизнеобеспечения населения, уровня благоустройства и озеленения на территории п. Жирекен.

Создание условий для обеспечения позитивных структурных изменений в экономике и социальной сфере, решение проблем экономической сбалансированности, повышения эффективности и прозрачности управления муниципальными финансами.

Кроме стратегических существуют также ряд общих задач территории, решать которые необходимо в любом случае. К числу таких задач относится, прежде всего, решение важнейших социальных проблем: реформирование ЖКХ, развитие системы здравоохранения, образования, молодежного досуга и т.п. Большой отдельной задачей является повышение эффективности муниципального управления. Это направление особо важно в связи, с реформой местного самоуправления.

На основе главной цели и стратегических задач развития моногорода Жирекен были сформулированы приоритетные направления развития муниципального образования на среднесрочную перспективу.

Главная стратегическая цель – обеспечение стабильного повышения качества жизни населения посредством устойчивого функционирования экономики и повышения эффективности муниципального управления

Стратегические направления развития муниципального образования п. Жирекен:

Создание механизма непрерывного совершенствования управления муниципальными финансами на основе комплексной и сбалансированной системы результативного бюджетного планирования,

Повышения качества услуг социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства,

Развитие малого и среднего предпринимательства как наиболее динамично развивающегося сектора экономики,

Повышение потенциала производства монопрофильной территории на основе привлечения инвестиций в основной капитал, увеличение налоговой базы, создание новых рабочих мест.

Достижение главной цели и выполнение поставленных задач осуществляется по выделенным стратегическим направлениям, каждое из которых представляется в виде совокупности мероприятий и ожидаемых результатов.

Достижение главной цели и выполнение поставленных задач осуществляется по выделенным стратегическим направлениям, каждое из которых представляется в виде совокупности мероприятий и ожидаемых результатов.

1. Создание механизма непрерывного совершенствования управления муниципальными финансами на основе комплексной и сбалансированной системы результативного бюджетного планирования

Для создания условий обеспечения позитивных структурных изменений в экономике и социальной сфере, решение проблем экономической сбалансированности, повышения эффективности и прозрачности управления муниципальными финансами необходимо:

Внедрение программно-целевых методов бюджетного планирования, повышение эффективности использования бюджетных средств посредством совершенствования системы финансового регулирования реализации муниципальных услуг;

Разработка и внедрение системы обеспечения достаточного и стабильного финансирования расходных обязательств с учетом среднесрочного финансового планирования;

Оптимизация функционирования бюджетного сектора экономики и постепенное внедрение технологий передачи на рынок отдельных услуг отраслей муниципального сектора экономики;

Формирование муниципальной долговой политики, повышение инвестиционной привлекательности, поддержание стабильного налогового климата;

Внедрение актуальных механизмов повышения открытости управления муниципальными финансами, в целях усиления контроля населением соблюдения финансовой дисциплины и повышения экономической эффективности использования муниципальных ресурсов.

2. Повышения качества услуг социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства

А) Для достижения современного качества образования необходим:

  • Обеспечение государственных гарантий доступности качественного образования.
  • Создание условий для повышения качества образования.
  • Повышение доступности дошкольного образования.
  • Сохранение здоровья детей в общеобразовательных учреждениях.
  • Содействие всестороннему развитию личности ребенка.

Б) Повышение качества и доступности медицинской помощи:

  • Повышение доступности и качества специализированных видов медицинской помощи.
  • Совершенствование системы управления обеспечением качества медицинской и лекарственной помощи.
  • Развитие первичной медико-санитарной помощи населению п. Жирекен.

В) Вовлечение жителей города в активное занятие физкультурой и спортом:

  • Создание условий для занятий физической культурой и спортом.
  • Организация системы пропаганды и стимулирования здорового образа жизни.
  • Создание условий для достижения высших спортивных результатов.

Г) Развитие социокультурной среды жизнедеятельности населения:

  • Создание условий для сохранения и развития культуры моногорода Жирекен как фактора социально-экономического развития территории, а также средства эстетического, нравственного, патриотического воспитания широких слоев населения.
  • Обеспечение единого культурного и информационного пространства, совершенствование системы информационно-библиотечного обслуживания населения.
  • Сохранение и преумножение культурного наследия.
  • Развитие дополнительного образования в сфере культуры.

Д) Развитие и реализация потенциала молодежи:

  • Организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью через систему клубов, центров, объединений и иных учреждений.
  • Организация оздоровления и отдыха детей в каникулярное время.

Е) Создание условий для удовлетворения потребности населения в комфортном жилье:

  • Осуществление мониторинга ситуации в жилищной сфере для увеличения объемов строительства жилья.
  • Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, признанного непригодным для постоянного проживания.
  • Создание условий для привлечения средств населения в жилищное строительство.

Ж) Последовательное повышение уровня и качества жилищно-коммунального и транспортного обслуживания населения, степени устойчивости и надежности функционирования коммунальных систем жизнеобеспечения населения, уровня благоустройства и озеленения на территории п. Жирекен

  • Повышение надежности и энергоэффективности функционирования систем жизнеобеспечения населения.
  • Повышение качества содержания автомобильных дорог общего пользования местного значения и совершенствование схемы организации движения в городе.
  • Повышение качества благоустройства и озеленения территории города.
  • Совершенствование системы организации освещения улиц, установки указателей с названием улиц и номерами домов.
  • Повышение качества обустройства мест массового отдыха населения, а также прочего благоустройства.
  • Повышение качества организации ритуальных услуг и содержание мест захоронений.
  • Повышение качества организации транспортного обслуживания населения.
  • Обеспечение населения и предприятий поселка качественными жилищно-коммунальными услугами.

3. Развитие малого и среднего предпринимательства как наиболее динамично развивающегося сектора экономики

Для создания благоприятных условий для функционирования и устойчивого развития малого и среднего предпринимательства необходимо:

  • Подготовка и переподготовка кадров.
  • Информационная и научно-методическая поддержка малого предпринимательства.
  • Финансово-кредитная и имущественная поддержка малого и среднего предпринимательства.
  • Поддержка приоритетных направлений развития малого и среднего предпринимательства.
  • Расширение прогрессивных финансовых технологий поддержки малого и среднего предпринимательства, межрегиональное сотрудничество и выставочная деятельность.
  • Финансирование инвестиционных проектов малого и среднего предпринимательства на возрастной основе.

4. Повышение потенциала производства монопрофильной территории на основе привлечения инвестиций в основной капитал, увеличение налоговой базы, создание новых рабочих мест.

Создание условий для привлечения инвестиционных ресурсов и развитие инвестиционной привлекательности, увеличение налогооблагаемой базы, создание новых рабочих мест:

1. Формирование рабочей группы по модернизации моногородов в муниципальном образовании п. Жирекен с участием представителей органов местного самоуправления в сфере финансов, экономики, труда и социальной защиты, занятости, представителей ОАО «Жирекенского ГОК».

2. Взаимодействие рабочей группы по модернизации моногородов в муниципальном образовании моногорода Жирекен с межведомственной рабочей группой по координации разработки инновационных планов модернизации моногородов.

3. Формирование комплексного инновационно - инвестиционного плана модернизации п. Жирекен.

Заключение

Градообразующие организации монопрофильных городов в большей степени подвержены влиянию кризисных факторов, так как имеют определенные ограничения в осуществлении своей деятельности.

Можно сделать вывод, что градообразующие предприятия более чем другие подвержены негативным влияниям со стороны экономики.

Мировой финансовый кризис поставил в очень тяжелое положения все без исключения градообразующие предприятия и моногорода. Для того, чтобы преодолеть последствия кризиса и восстановить градообразующие предприятия государству необходимо много времени и ресурсов.

Наиболее сложная экономическая и социальная ситуация в краткосрочном периоде может наблюдаться в моногородах - поселениях, экономика которых зависит от одного крупного предприятия, обеспечивающего занятость, наполнение бюджета и содержание социальной инфраструктуры. Для обеспечения устойчивости положительных тенденций в экономике необходимо проведение активной упреждающей политики по реструктуризации экономик моногородов, ситуация в ряде из которых (в частности в г. Тольятти, г. Нижний Тагил) может оказать негативное влияние на экономику целых регионов и отраслей.

Правительством Российской Федерации одобрен перечень моногородов, в отношении которых будут разработаны и реализованы программы оздоровления. При этом основной акцент будет сделан не на поддержке занятости на неэффективных градообразующих предприятиях, а на реструктуризации этих предприятий, создании альтернативных рабочих мест, диверсификации экономики моногородов, в том числе через формирование отдельных программ по развитию малого бизнеса в моногородах, включающие создание с привлечением бюджетных средств технопарков и бизнес-инкубаторов.

Учитывая все изложенное в данной работе, мне представляется, что федеральным властям следует разработать целевую программу поддержки монопрофильных городов, рассчитанную на долгосрочную перспективу. При разработке данной программы следует учитывать особенности каждого моногорода в отдельности, в том числе, половозрастную структуру населения, а также специфику градообразующего предприятия, спрос на рынке относительно отраслей и продукции. Нужно оценивать потенциал моногорода, затраты и возможные результаты, готовность бизнеса и власти реализовать проект, а также продумать механизмы привлечения инвесторов.

Следует проводить активную методическую работу с муниципалитетами, представителями бизнеса по основам формирования планов развития территории, способам девирсификации производств, при этом проанализировать возможности использования зарубежного опыта, сформировав конкретные модели. При этом основным содержанием этой деятельности должно быть обеспечение властям моногородов возможности воспользоваться услугами квалифицированных экспертов. Ключевой мерой поддержки занятости должно стать опережающее профессиональное обучение, а не общественные работы, имеющие временный эффект, что соответствует опыту РКС. Для рабочих, чьи рабочие места будут ликвидированы, должна быть создана специфическая форма страхования от безработицы с целью поддержания дохода на период самостоятельных поисков новой работы. В качестве чрезвычайной меры возможно использование переселения жителей моногорода в другие населенные пункты. Для переезда нужны средства, создание соответствующих социально-бытовых условий на новом месте не только для работников, но и для членов их семей, гарантии занятости и получения достойной заработной платы.


Список литературы

1. Нормативно-правовые акты:

1. Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. М.: Юридическая литература, 1993.

2. Налоговый кодекс РФ. (Часть вторая): Федеральный закон № 117-ФЗ от 5 августа 2000 г. // Российская газета. 2000. 10 августа.

3. О несостоятельности (банкротстве): Федеральный закон № 127-ФЗ от 26 октября 2002 г. // Российская газета. 2002. 2 ноября.

4. О занятости населения в Российской Федерации: Закон РФ № 1032-1 от 19 апреля 1991 г. // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 2 мая 1991 г., № 18, ст. 566.

5. Послание Президента РФ Д.А. Медведева Федеральному Собранию РФ от 12 ноября 2009 г. // Российская газета. 2009. 13 ноября.

6. О федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002 - 2010 годы)»: Постановление Правительства РФ № 65 от 28 января 2002 г. // Российская Бизнес-газета. 2002. 12 февраля.

7. Об утверждении стратегии развития ипотечного жилищного кредитования в РФ до 2030 г.: Распоряжение Правительства РФ № 1201-р от 19 июля 2010 г. // Собрание законодательства Российской Федерации от 26 июля 2010 г., № 30, ст. 4118.

8. Об утверждении Ведомственной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в отраслях промышленности и в торговле»: Приказ Министерства промышленности и торговли РФ № 123 от 15 февраля 2010 г. // Текст приказа официально опубликован не был.

9. Об утверждении мероприятий Законодательного Собрания Челябинской области по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации: Постановление Законодательного Собрания Челябинской области № 2013 от 26 ноября 2009 г. // Южноуральская панорама. 2009. 9 декабря.

10. О посткризисных мерах в Челябинской области: Постановление Правительства Челябинской области № 260-П от 22 октября 2009 г. // Южноуральская панорама. 2009. 17 ноября.

2. Литература:

11. Бизяева М.П. Проблемы становления корпоративной социальной ответственности в России // Управление персоналом, № 23, 2009.

12. Браун О.С. Государственный фундамент для строительства // Руководитель строительной организации, № 1, 2010.

13. Бухарова О. Моногорода получат свое // Российская Бизнес-газета, № 744 (11), 2010.

14. Быков В.М., Сергеева И.В. Привлекательность предприятия как важнейший фактор обеспечения стабильности кадрового потенциала (на материалах нефтегазовой отрасли) // Управление персоналом, № 12, 2010.

15. Власов В.И., Крапивин О.М. Постатейный комментарий к Закону РФ «О занятости населения в Российской Федерации» // Система ГАРАНТ, 2010.

16. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. М.: ГУ ВШЭ, 2011.

17. Грицюк М. И моно станут стерео // Российская газета, № 5145 (66), 2010.

18. Зобова Е.П. План по реализации антикризисных мер Правительства РФ в 2010 году // Страховые организации: бухгалтерский учет и налогообложение, № 4, 2010.

19. Зобова Е.П. Меры поддержки малого и среднего бизнеса в 2010 году // Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение, № 5, 2010.

20. Зобова Е.П. Антикризисные действия Правительства РФ в 2010 году // Страховые организации: бухгалтерский учет и налогообложение, № 1, 2010.

21. Зыкова Т. Признак моно // Российская газета, № 5098 (19), 2010.

22. Клеандров М.И. Экономическое правосудие в России: прошлое, настоящее, будущее. М.: Волтерс Клувер, 2011.

23. Колнооченко Е. Трудовая миграция в России: мнения // Бюджет, № 3, 2010.

24. Кузьмина Ю. Власти ищут лекарство от кризиса // Московский бухгалтер, № 6, 2009.

25. Маслова А.Н. Особенности включения градообразующих предприятий России в глобальный экономический обмен // Вестник Нижегородского университета им. Лобачевского Н.И. Серия Социальные науки, № 1, 2009.

26. Неклюдова Т.А. Город - градообразующее предприятие: социально-экономическое взаимодействие. М. 2011.

27. Ушаков В.А. Специфика проявления феномена городской монофункциональности // Чиновник, № 108, 2009.

28. Цуциев М. Моногорода: источник вызова // Бюджет, № 8, 2009.

29. Цуциев М. «Час пик» для моногородов» (интервью с Зубаревич Н., директором региональной программы Независимого института социальной политики // Бюджет, № 8, 2009.

1 Развитие депрессивных муниципальных образований: стратегический выбор и механизм реализации / Под ред. В.Е. Рохчина, 2011. — С.18.

2 Бухарова О. Моногорода получат свое // Российская Бизнес-газета, № 744 (11), 2010

3 Неклюдова Т.А. Город - градообразующее предприятие: социально-экономическое взаимодействие. М. 2011.

4 Цуциев М. Моногорода: источник вызова // Бюджет, № 8, 2009

5 Маслова А.Н. Особенности включения градообразующих предприятий России в глобальный экономический обмен // Вестник Нижегородского университета им. Лобачевского Н.И. Серия Социальные науки, № 1, 2009.

6 Моногорода России: как пережить кризис? Анализ социально-экономических проблем моногородов в контексте мирового финансово-экономического кризиса, влияющего на состояние градообразующих корпораций. М., 2011.

7 Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. М.: ГУ ВШЭ, 2011

8 Зобова Е.П. Антикризисные действия Правительства РФ в 2010 году // Страховые организации: бухгалтерский учет и налогообложение, № 1, 2010.

9 Ушаков В.А. Специфика проявления феномена городской монофункциональности // Чиновник, № 108, 2009.

PAGE \* MERGEFORMAT2

Мероприятия по совершенствованию управления моногородом Жирекен в антикризисных условиях