Анализ форм и причин совершения бомбового терроризма в области международного права

Содержание

Введение 3

Глава 1. Основные черты терроризма 5

1.1 Причины возникновения и современное состояние терроризма 5

1.2 Классификация современных форм терроризма 15

Глава 2. Особенности современного терроризма в России в конце 20 – начале 21 века 21

2.1 Ответственность за терроризм в уголовном кодексе РФ. Юридический анализ состава терроризма по УК России 21

2.2 Международное право перед международным терроризмом и роль органов ФСБ в борьбе с террором 27

Заключение 31

Библиографический список 34

Введение

Актуальность данной курсовой темы, заключается в том, что, необходимость противодействия терроризму во всех его многообразных проявлениях превратилась к началу XXI в. в одну из главных проблем современного этапа развития человеческой цивилизации на Земле. Наряду с природными и антропогенными, включая техногенные, рисками возникновения катастроф и чрезвычайных ситуаций с тяжелыми последствиями, нарастающие угрозы террористических воздействий на общество подтверждают представления о том, что человеческая цивилизация — это цивилизация риска.

К проявлениям международного терроризма в международном уголовном праве относятся:

бомбовый терроризм;

вооруженное нападение;

поджог;

похищение людей и захват заложников;

захват воздушного, морского судна;

взрывы и иные подобные действия.

В настоящее время преступления, составляющие международный терроризм, предусмотрены рядом международных конвенций и отнесены к деяниям с универсальной юрисдикцией. В некоторых конвенциях отмечается, что их положения не применяются к определенным случаям. 

Риск стать жертвой террористического акта интегрален и имеет социальную основу и социальное содержание во всех аспектах: в источниках и наборе опасностей, в динамике перерастания опасности в угрозу; в оценке и управлении уязвимостью объекта угрозы; в оценке и реализации риска и, наконец, в обеспечении противодействия террористическому воздействию. Этот риск, цена которого определяется его степенью, проявляется в нескольких «модификациях»: как товар, как социопсихологическая основа для появления страха — здесь проявляется триггерный эффект, когда даже не очень высокий уровень риска становится сигналом для средств массовой информации СМИ к пиаровской раскрутке представлений о нем, неадекватному восприятию и нагнетанию страха. В результате возможны поспешные, несвоевременные, а подчас и просто ошибочные решения, приводящие в итоге к капитуляции перед террористами, которые именно так, манипулируя общественным восприятием риска, решают свои задачи. Упомянутый риск и его динамика, в частности, в масштабе реального времени служат основой процедуры и системы принятия и реализации решений, направленных на противодействие терроризму.

Очевидно, что противодействие терроризму становится в XXI в. одной из основных задач обеспечения национальной безопасности для любой страны вне зависимости от ее географического положения, размеров территории, численности населения, экономического состояния. Наиболее подвержены террористическим воздействиям демократические страны с развитой общественной инфраструктурой, со СМИ, в погоне за прибылью манипулирующими общественным мнением, с высоким уровнем оснащения объектов экономики и структур управления современными информационными технологиями.

Для успешного противодействия терроризму в любой стране недостаточно антитеррористической деятельности спецслужб (в России в борьбу с терроризмом вовлечены в пределах их компетенции Федеральная служба безопасности. Министерство внутренних дел, Служба внешней разведки, Федеральная служба охраны, Министерство обороны Российской Федерации). Каждый ее гражданин должен быть вооружен антитеррористическими знаниями и навыками, необходимыми для обеспечения личной и общественной безопасности в современных условиях.

Современная система образования и СМИ обладают возможностями для обеспечения необходимого уровня грамотности населения России в области противодействия терроризму, достаточного для гарантии безопасности общества и государства. Одним из необходимых элементов обеспечения всеобщей грамотности в указанной области является введение во всех высших учебных заведениях России обязательной дисциплины (в рамках федерального компонента государственных образовательных стандартов и учебных планов всех специальностей) «Основы противодействия терроризму». Для успешной реализации процесса обучения по этой новой дисциплине необходимо издание соответствующих учебников и учебных пособий, раскрывающих с единых методологических позиций весь комплекс проблем в области противодействия терроризму.

Целью данной курсовой работы, является анализ форм и причин совершения бомбового терроризма в области международного права.

Глава 1. Основные черты терроризма в международном праве

1.1. Причины возникновения и современное состояние терроризма

Терроризм — это метод, посредством которого организованная группа или партия стремится достичь провозглашенные ею цели преимущественно через систематическое использование насилия.

Причины возникновения терроризма представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. - Причины возникновения терроризма

Терроризм порождается:

  1. наличием социальных, национальных и религиозных проблем, имеющих для данной социальной, национальной или иной группы бытийное значение и связанных с ее самооценкой, духовностью, фундаментальными ценностями, традициями и обычаями;
  2. войной и военными конфликтами, в рамках которых террористические акты становятся частью военных действий, например, набеги на российские юрода чеченских боевиков за пределами Чечни в I995— 1996 гг.;
  3. наличием социальных групп, обличающихся от своих ближних и дальних соседей высоким уровнем материального благосостояния и культуры, а также в силу своей политической, экономической и военной мощи либо иных возможностей, диктующих свою волю другим странам и социальным группам. Первые вызывают зависть и ненависть, они наделяются всеми чертами опаснейшего и вероломного врага, которому, если нельзя победить его в открытом столкновении, можно скрытно нанести отдельные болезненные удары;
  4. существованием тайных или полутайных обществ и организаций, в частности религиозных и сектантских, которые наделяют себя магическими и мессианскими способностями, вырабатывают единственно верное по их мнению учение спасения человечества или коренного улучшения его жизни, создания строя все общего добра, справедливости и достатка, вечного спасения души и т.д.;
  5. давними традициями использования в России терроризма
    для решения в первую очередь политических задач. В России терроризм инициировался с 1860-х гг., затем он перешел в революционный и контрреволюционный и без перерыва в сталинские репрессии;
  6. нерешенностью важных экономических и финансовых вопросов, в том числе на законодательном уровне, а также конфликтами при разделе собственности, слабой защищенностью коммерсантов, финансистов и других деловых людей со стороны правоохранительных органов. В связи с этим стали повседневными террористические акты в отношении названных лиц с целью их
    устрашения, иногда с одновременным устранением конкурентов. Терророгенным фактором можно считать разгул в России организованной преступности, представители которой нередко прибегают к экономическому терроризму или их услугами пользуются криминализованные коммерческие структуры.

Кроме общих причин терроризма могут быть названы некоторые особенности развития общественных отношений, которые предопределяют развитие терроризма в России:

  • рассогласование всех ветвей власти, вызванное появлением
    новой структуры отношений к собственности, а также появление
    теневых лидеров, обладающих реальной властью и любыми способами расширяющих сферы своего влияния;
  • усиление влияния неформальных норм, криминализующих общественные отношения, при которых закон перестает обеспечивать необходимый уровень социальной защиты значительной части населения;
  • изменение понятий о порядке и справедливости, возрождение принципов поведения, в рамках которых насилие становится «законным» средством достижения политических и иных целей;
  • обращение к политическим, религиозным и другим организациям экстремистского толка, в которых культ силы и оружия является обязательным элементом быта и образа жизни.

По опросам респондентов к причинам роста терроризма в России относят:

1) ухудшение социально-экономического положения населения (26%);

  1. усиление противоборства криминальных группировок (19 %);
  2. расслоение населения по имущественному признаку (13%);
  3. деятельность национально- и религиозно-экстремистских группировок (8 %);
  4. пограничное положение, близость к местности, где происходят межнациональные конфликты, войны (8%);
  5. рост числа безработных (7%);
  6. приток мигрантов из стран ближнего зарубежья (7%);
  7. рост национального самосознания, стремление этнических групп к национальному обособлению (5%);
  8. деятельность или влияние зарубежных террористических групп (4%);

10) факторы дискриминации отдельных национальных общностей (3 %).

Терроризм, к сожалению, имеет тенденцию к динамичному развитию.

Первое условие возникновения терроризма — формирование информационного общества. В своих современных формах терроризм возникает в Европе в XIX в. с развитием прессы. Чем мощнее становятся средства массовой информации, чем выше их роль в формировании общественных настроений — тем шире волна терроризма.

По мере того, как привычка читать газеты и журналы дополняется привычкой слушать радио, смотреть телевизор, «сидеть» в интернете, растет поле потенциального воздействия терроризма на общество, ширятся его возможности. Здесь значимы как технологические, так и политические предпосылки.

Тоталитарные режимы, располагающие технологическими аспектами информационного общества (фашистская Германия, СССР, Северная Корея), но при этом блокирующие свободный обмен информацией полицейскими методами, не уязвимы для терроризма.

Наиболее благоприятные условия для развития терроризма сложились в так называемых демократических странах, где собственные и зарубежные террористы пользуются свободой печати для пропаганды своих взглядов и доведения угроз до широкой общественности, правом «политического убежища» и т.д. Примером этого является Великобритания: на территории этой страны вербуются боевики в Чечню и Аль - Каиду. предоставляемся политическое убежище бандитам и преступникам, находящимся в международном розыске. Результат для самой Великобритании плачевный — террористические события в Лондоне 17 июля 2005 г. Насаждение «демократии» американского образца идет путем как, собственно, государственного терроризма, так и созданием условий, в том числе открытой финансовой поддержки для захвата власти оппозицией с заранее подготовленными лидерами (например, на Украине, в Грузии, Киргизии и т.д.).

Второе условие возникновения терроризма — развитие технологической среды человеческого существования. По мере развития научного и технического прогресса, техногенная среда становится все более сложной и уязвимой. Развитие техники дает человеку возможность точечно разрушать социальную, технологическую и природную среду.

Для разрушения какого-либо материального объекта необходима энергия, равная или соотносимая с необходимой для создания этого объекта. В древности разрушение плотины или пирамиды потребовало бы значительного числа людей, достаточно длительного времени и не осталось бы незамеченным. Развитие технологии позволило аккумулировать энергию и точно использовать ее для разрушения предметов или природной среды (кинжал и арбалет уступили место динамиту, винтовке с оптическим прицелом, гранатомет — компактной ракете класса «земля — воздух» и т.д.).

Технологическая среда становится все более плотной, энергетически насыщенной и более уязвимой.

Возможности государства блокировать деятельность террористов в каждой точке социального пространства в любой произвольный момент оказываются меньше возможностей злоумышленников нанести удар.

Третье условие возникновения терроризма — размывание традиционного общества и формирование общества модернизированного, ориентированною на либеральные ценности. Терроризм возникает, когда на смену традиционной культуре приходит общество, знакомое с концепцией общественного договора. Либеральные ценности и идеи общественного договора дают представление о гарантированности человеческой жизни и ответственности власти перед гражданами.

Теракты громогласно возвещают о том, что власть не способна гарантировать жизнь, здоровье, спокойствие граждан и, следовательно, ответственна за это. Здесь — суть механизма политического шантажа, который используют террористы. Если же общество не реагирует на акции террористов в соответствии с навязываемой ими программой, или объединяется вокруг власти, то терроризм становится неэффективным.

Четвертое условие возникновения терроризма — реальные проблемы, возникающие в холе исторического развития. Они могут иметь самое разное измерение — политическое, культурное, социальное. В благополучной стране возможны одиночные акты психически неуравновешенных маргиналов, но терроризм как явление еще не выражен. Самые частые основания терроризма — сепаратизм и национально-освободительные движения, а также религиозные, этнические, идеологические конфликты. Терроризм — явление, присущее кризисным этапам модернизационного перехода. Характерно, что завершение модернизационных преобразований снимает основания для терроризма.

Терроризм возникает на границах культур и эпох исторического развития: самый яркий пример — ситуация в Израиле и Палестинской автономии: глубоко традиционное палестинское общество соприкасается с модернизированным обществом Израиля.

Терроризма нет и не может быть в тоталитарных и авторитарных обществах. Здесь нет условий его возникновения, а любые проявления антигосударственной деятельности чреваты террором против целых регионов, народов, конфессий, социальных категорий. В равной степени терроризм неэффективен в распадающихся странах, где власть рассыпалась и не контролирует общество, — таких, как Сомали или Афганистан.

Терроризм возможен при условии сочувствия делу террористов хотя бы части общества. В отличие от диверсантов — специально подготовленных профессионалов, которые могут работать во враждебном окружении, террористы нуждаются в поддержке среди населения. Утрата этой поддержки ведет к угасанию террористической деятельности.

Терроризм является индикатором кризисных процессов; это — аварийный канал обратной связи между обществом и властью, между отдельной частью общества и обществом в целом. Он свидетельствует об остром неблагополучии в некогорой зоне социального пространства. В этом отношении терроризм не имеет чисто силового, полицейского решения. Локализация и подавление террористов — лишь часть борьбы с этим злом. Другая часть, являющаяся основной и единственно перспективной, предполагает политические, социальные и культурные преобразования, которые снимают основания для радикализации общества и обращения к терроризму. Реализация такою рода преобразований возможна только при наличии развитого гражданского общества не только в отдельно взятой стране, а в глобальном или хотя бы континентальном масштабе.

Современный терроризм характеризуется наличием ряда опасных тенденций:

  • увеличением общественной опасности терроризма (в том числе угрозы применения средств массового поражения), увеличением жертв среди населения, осуществлением террористических акций бандитскими и иными вооруженными преступными формированиями с широким применением методов информационно-психологического воздействия, в том числе для создания атмосферы всеобщего страха, возбуждения антиправительственных настроений в обществе в целях борьбы за влияние и власть;
  • возрастанием активности использования террористических организаций рядом зарубежных государств в собственных стратегических целях (при оказании этим организациям значительного материального, технического, финансового, информационного и иного содействия), направленных на снижение международного авторитета той или иной страны (в частности Российской Федерации), на ее ослабление, подрыв конституционного строя, суверенитета, нарушение территориальной целостности;
  • расширением географии терроризма в мире (в том числе в России), формированием ряда устойчивых его очагов на основе многочисленных зон острой социально-политической напряженности в разных регионах (Ближний и Средний Восток, Северная Африка, Балканы, Кавказ и др.) с использованием экстремистскими кругами практики искусственного создания конфликтных и кризисных ситуаций;
  • усилением взаимодействия внутренних и внешних экстремистских сил (главным образом на базе этнонационального и религиозного экстремизма), проявляющегося прежде всего в активном участии в террористических акциях наемников-боевиков из ряда зарубежных государств (Афганистана, Турции, Иордании, Пакистана, стран Балтии и др.):
  • повышением уровня организованности террористической деятельности, сопровождающегося формированием глобальных и региональных террористических руководящих центров, осуществляющих подготовку операций и организацию взаимодействия между отдельными террористическими структурами, группами террористов;
  • созданием крупными террористическими формированиями развитой инфраструктуры (баз, лагерей по подготовке террористов и т.д.);
  • совершенствованием механизма управления террористическими
    организациями; значительным ростом уровня планирования, синхронизации действий экстремистов; расширением возможностей быстрого перемещения террористов по территории государства и через его границы;
  • растущим участием структур организованной преступности в
    осуществлении внутренней и международной террористической деятельности, политизацией организованной преступности, активным ее стремлением к продвижению своих ставленников во властные структуры, увеличением политического резонанса совершаемых заказных убийств;
  • переходом к масштабным акциям, приобретающим характер
    диверсионно-террористической войны (Чеченская Республика, Израиль, Колумбия). В современном терроризме все более отчетливо проявляются общественно опасные черты:
  • массовая гибель людей и значительные материальные потери в результате террористических акций, циничность и жестокость их исполнения;
  • высокий уровень финансовой и материально-технической
    поддержки террористических структур, наличие глубоко законспирированных источников и каналов ее осуществления;
  • стремление международных террористических структур установить контроль над территориями с богатыми запасами энергоносителей, полезных ископаемых;
  • наличие устойчивых связей между террористическими структурами на международном и национальном уровнях, а также с преступными организациями, занимающимися незаконным оборотом оружия, наркотических средств, психотропных веществ, торговлей людьми, и иными структурами криминального бизнеса;
  • активное использование наемничества;
  • стремление завладеть ядерным оружием, химическими, биологическими и другими средствами массового поражения людей, наличие угрозы возможного использования террористами этих средств в преступной деятельности;
  • реальность появления новых видов терроризма (в частности
    так называемого кибертерроризма), наиболее опасными проявлениями которых могут явиться использование электромагнитного оружия, блокирование компьютерных систем управления в особо важных областях жизни общества и государства и др.;
  • возможность совершения террористических акций в отношении стратегически важных элементов информационной инфра структуры, наличие предпосылок для проведения террористических акций с использованием открытых телекоммуникационных сетей;
  • расширение практики пропагандистского обеспечения террористической деятельности, придания деятельности террористических структур видимости борьбы за национальное освобождение, за веру, выживание цивилизаций, этносов, наций, конфессий;
  • использование организаторами и спонсорами терроризма институтов гуманитарного права, организаций по оказанию между народной помощи мирному населению в целях поддержки террористов;
  • использование террористическими структурами права на политическое убежище для закрепления легального присутствия террористов в конкретных государствах;
  • создание под прикрытием общественных объединений (а иногда органов власти) разветвленных сетей, центров и баз по подготовке боевиков, складов оружия и боеприпасов; использовании фирм, банков, фондов для финансирования проводимых террористических акций.

Кризис власти, доверия к ней. а также ее полномочий и законности в условиях хаотически меняющегося общества, наличие в ряде стран и крупных городов связей между организованной преступностью и представителями политической власти, бессилие власти и закона являются также побудительными мотивами, позволяющими превращать подспудное недовольство жизнью в откровенное насилие. К числу проблем общественных нравов следует отнести также «автономную мораль» современной молодежи, существующую практически во всех странах. Нынешний глобальный кризис является прямым следствием того, что все элементы человеческой системы оказались неуравновешенными, а человек проявил неспособность осознать свои новые обязанности и ответственность в современном мире.

Современная цивилизация по американскому образцу («американский образ жизни»), бездуховное и жестокое общество потребления искажают все здоровое, нормальное, светлое в душе и сознании человека: любовь превращается в секс, дружба — в партнерство, правда — в компромат, обман — в политику, криминал — во власть. В итоге эгоизм и пустота, бессмысленность и скука, бездуховность и агрессивность разлагают общество и личность.

Для разработки и реализации эффективных методов борьбы с международным терроризмом необходимо знание природы и следующих характерных особенностей его возникновения и проявлений:

  • место совершения террористического акта трудно, порой не возможно предусмотреть, но преступниками оно выбирается с учетом достижения максимального эффекта;
  • личность террориста заранее чаще не известна (и может остаться неизвестной не только в случае его бегства, но и при самоубийстве);
  • терроризм развивается в международном масштабе, и поэтому
    объектами нападения террористов могут быть люди, здания и сооружения, находящиеся не только на территории страны, против которой ведется террористическая атака, но и в других государствах.

Из этого следует, по меньшей мере, два вывода:

  1. борьба с терроризмом должна быть комплексной (с выявлением лиц и групп террористической направленности, разрушением международных связей террористов, заблаговременной информацией о готовящихся террористических актах и их пресечении, задержанием виновных и преданием их суду);
  2. ввиду неопределенности места, времени и личности исполнителя террористического акта основное внимание должно быть сосредоточено на своевременном выявлении возможных объектов (целей) нападения и применяемых им средств.

1.2 Классификация современных форм международного терроризма

Терроризм за последние годы приобрел глобальный характер, угрожая интересам граждан, общественной безопасности, стабильности государств независимо от их политической системы, международным отношениям.

В современной России рост угрозы терроризма происходит на фоне обострения и распространения политического, этнического, религиозного экстремизма, представляющею значительную опасность для интересов личности, общества и государства, политической, военной, экономической, экологической безопасности страны, ее конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности.

В российском законодательстве терроризм характеризуется как «насилие или угроза его применения в отношении физических лиц или организаций, а также уничтожение (повреждение) или угроза уничтожения (повреждения) имущества и других материальных объектов, создающие опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, осуществляемые в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения, или оказания воздействия на принятие органами власти решений, выгодных террористам, или удовлетворения их неправомерных имущественных и (или) иных интересов; посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность; нападение на представителя иностранного государства или сотрудника международной организации, пользующихся международной зашитой, а равно на служебные помещения либо транспортные средства лиц, пользующихся международной зашитой, если это деяние совершено в целях провокации войны или осложнения международных отношений» (Федеральный закон «О борьбе с терроризмом» от 25.07.1998 № 130-ФЗ) (рис. 1, 2, Приложения 1).

В ст. 205 Уголовного кодекса Российской Федерации установлено понятие преступления террористического характера, которое включает в себя следующие общественно опасные деяния: терроризм (ст. 205), захват заложника (ст. 206), организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем (ст. 208), угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава (ст. 211), посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 211) и нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой (ст. 360).

Современный терроризм представляет сложную систему, состоящую из комплекса взаимодополняющих процессов — идеологических, криминальных, военных, экономических, политических, религиозных и националистических. В целом терроризм сегодня оценивается как ответная реакция на длительное затягивание решения назревших политических, этнических и социальных проблем. В международной и отечественной, правовой и судебной практике отсутствует общепринятое однозначное представление о феномене терроризма.

Многообразие подходов в определении «терроризм» объясняется спецификой регионов, национальными и историческими традициями, уровнем демократии, степенью стабильности политической ситуации в той или иной стране, особенностями юридических школ. Тем не менее анализ различных толкований понятия «терроризм» позволяет выделить содержащиеся в них его общие признаки, компоненты, комплекс которых способен дать достаточно объективное представление о социально-политическом феномене терроризма. Основные понятия в области противодействия терроризму представлены в глоссарии.

Существует несколько классификаций современного терроризма. Терроризм как социально-правовое явление можно классифицировать по ряду признаков, представленных на рисунка 2- 4.

Рисунок 2. - Классификация терроризма

1. Классификация терроризма по идеологической основе и сфере
проявления (см. рис. 2 и 3). Политический терроризм связан с борьбой за власть и соответственно направлен на устрашение либо устранение политических противников.

Государственный терроризм определяется потребностью в устрашении собственного населения, его полного подавления и порабощения и вместе с тем уничтожения тех, кто борется с тираническим государством. Кроме того, государственный терроризм является компонентом внешней политики агрессивного государства: например в Афганистане США поддерживали моджахедов, а затем и талибов в их борьбе против правительственных и советских войск (в это же время была создана и вооружена американским оружием организация Усамы бен Ладена, ставшая впоследствии одной из частей Аль-Каиды).

Рисунок 3. – Классификация терроризма по идеологической основе и сфере проявления

Религиозный терроризм призван утвердить и заставить признать веру террористов и одновременно ослабить и даже уничтожить другие. Националистический терроризм проявляется вытеснением представителей других наций, иногда с уничтожением их культуры, захватом имущества и земли. Националистический терроризм часто принимает форму сепаратистского.

Общеуголовный корыстный терроризм должен устрашать тех, кто препятствует преступникам в получении материальных ценностей, в том числе коммерческих соперников (их принуждают принять заведомо невыгодные условия). Криминальный терроризм проводится для устрашения противников из соперничающих преступных групп.

2. Классификация терроризма по масштабам.

Внутренний терроризм проявляется в пределах одного государства и выражается в форме преступления против личности, групповых убийств, массовом уничтожении граждан, диверсий по всей территории страны. Международный терроризм проявляется в тайной войне одного государства против другого, одного общественно-политического движения — против другого движения или государственной власти одних стран, либо одних культур — против других.

3. Классификация терроризма по видам.

Обычный терроризм использует обычные средства поражения, в том числе взрывчатые вещества. Ядерный, химический и биологический терроризм (ЯХБ) осуществляется с использованием ядерных делящихся веществ и ядерных взрывных устройств, опасных химически и биологически опасных веществ и средств их доставки. К этим видам терроризма относятся также диверсии против ядерных, химических и биологически опасных объектов.

Электромагнитный терроризм осуществляется с использованием генерирующих установок мощного электромагнитного излучения, воздействующих как на людей, так и на определенные технологические системы объектов инфраструктуры. Кибернетический терроризм осуществляется с применением специальных программ-вирусов для вывода из строя или нарушения нормального функционирования компьютерных сетей. Информационный терроризм осуществляется с использованием источников СМИ и других информационных средств в целях нагнетания негативной обстановки в обществе, разложения его определенных групп. Экономический терроризм осуществляется с целью дестабилизации экономики и финансовой сферы субъекта террористического акта.

  1. Классификация терроризма по форме. По этому признаку террористические действия проводят в форме взрывов, поджогов, с использованием оружия массового поражения (ОМП), по хищением людей и захватом заложников.
  2. Классификация терроризма по силам и средствам.

По этому признаку выделяют индивидуальный, групповой, массовый виды терроризма.

Рисунок 4. – Возможные цели и способы террористических актов

6. Классификация терроризма по целям и задачам. Меркантильный (торгашеский, мелочно-расчетливый) терроризм ставит своей целью получение каких-либо уступок или выполнение определенных требовании. Апокалиптический терроризм ставит своей целью нанесение любой ценой максимального ущерба объекту террористического акта1.

Глава 2. Особенности современного терроризма в России в конце 20 – начале 21 века

2. Ответственность за терроризм в уголовном кодексе РФ. Юридический анализ состава терроризма по УК России

Статья 205 Уголовного кодекса России от 13.06.1996 г. № 63 ФЗ в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 153-ФЗ, предусматривает ответственность за терроризм, - то есть совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного ущерба либо наступление опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти, а также угроза свершения указанных действий в тех же целях.

Объект терроризма. В отечественной науке уголовного права нет единого мнения относительно объекта преступления, предусмотренного ст. 205 УК РФ.

Одни ученые считают, что основным объектом терроризма является общественная безопасность, а в качестве дополнительного могут быть жизнь, здоровье, собственность; другие полагают, что единственным объектом здесь выступает общественная безопасность, поскольку без причинения вреда таким благам, как жизнь, здоровье людей, собственность и т.д. не может быть посягательства на общественную безопасность.

Так, по мнению В.В. Мальцева объектом терроризма выступает общественная безопасность (отношения обеспечивающие безопасность неопределенно большого числа членов общества)2. И.А. Попов считает, что терроризм - многообъектное преступление, основным объектом которого является общественная безопасность, а дополнительным – жизнь, здоровье, имущественные или иные интересы людей. В.С. Комиссаров и А.И. Коробеев под объектом терроризма понимают совокупность общественных отношений, регламентирующих основы (коренные интересы) обеспечения безопасных условий существования общества.

По мнению В.П. Емельянова, терроризм в отличие от других деяний (например, транспортных преступлений) невозможно охватить лишь категорией “общественная безопасность”, не выделяя дополнительных объектов. Как отмечает автор, “позиция о единственном объекте преступлений против общественной безопасности не согласуется уже с конструкцией ст. 205 УК РФ, где в качестве признаков дополнительного объекта прямо указано на деятельность органов государственной власти”.

Примечательно, что Г.П. Новоселов считает, что “преступление причиняет или создает угрозу причинения вреда не чему-то (благам, нормам права, отношениям и т.п.), а кому-то, и, следовательно, как объект преступления нужно рассматривать не что-то, а кого-то”3.

Безопасность как условие функционирования и развития общества имеет две составляющие, которые оцениваются объективным и субъективным критерием индекса безопасности.

Объективный критерий – это уровень реальной защищенности системой законодательного регулирования, организационными мерами по использованию материальных средств, реализацией этих мер правоохранительными и другими органами.

Субъективный критерий общественной безопасности как объекта уголовно-правовой охраны – часть общественной психологии: ощущение состояния защищенности, общественное спокойствие, ощущение своей безопасности и безопасности других, неприкосновенности имущества, уверенность в нормальной работе государственных и общественных институтов.

Эта вторая составляющая общественной безопасности не менее существенна, чем реальные меры ее обеспечения, поскольку отсутствие страха, паники, неуверенности является необходимым условием функционирования и развития общества.

Следует отметить, что главной целью акта терроризма является поражение именно этого элемента общественной безопасности, поскольку через вред реальным мерам и средствам безопасности колеблется общественное спокойствие.

Объективная сторона терроризма выражена в двух видах действий:

1) совершение взрывов, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного материального ущерба либо наступление иных общественно опасных последствий;

2) угроза совершения указанных действий.

Взрыв – это сопровождающееся сильным звуком воспламенение чего-нибудь вследствие мгновенного химического разложения вещества и образования сильно нагретых газов. Поджог – намеренное с преступным умыслом вызывание пожара где-нибудь.

К иным действиям относятся действия, которые могут привести к аварии, катастрофе и крушениям на транспорте, разрушениям зданий, сооружений (в том числе культурных и религиозных); устройство обвалов, затоплений, блокирование транспортных коммуникаций; захват вокзалов, аэропортов, транспортных средств; заражение источников воды или запасов продовольствия; распространение болезнетворных микробов, способных вызвать эпидемию или эпизоотию; нападение на объекты, требующие особых мер безопасности (атомные электростанции, химические заводы и т.п.) и т.д..

Под угрозой совершения указанных в ч. 1 ст. 205 УК РФ действий следует понимать психическое воздействие на людей в форме высказывания намерения учинить взрыв, поджог или иные подобные действия, совершаемые в определенных целях. Однако угроза, в соответствии с принятым в уголовном праве подходом включает в себя не просто одно только высказанное намерение причинить акт терроризма, но и совершение действий, свидетельствующих о серьезности и реальности такого намерения, например приобретение взрывчатых, биологически опасных, радиоактивных веществ или оружия, совершение “предупреждающих” взрывов или поджогов, выполнение подготовительных действий отключению жизнеобеспечивающих объектов либо нарушению технологических процессов, блокированию транспортных коммуникаций и т.п. Именно реальность намерения, объективировавшаяся в конкретных действиях, отличает угрозу от высказывания в форме обнаружения умысла и придает ей уголовно-правовой характер.

Как террористический акт в форме угрозы следует расценивать действия неизвестного, который в 7 часов 37 минут утра позвонил по телефону 02 и заявил, что на крыше коммерческого павильона у платформы № 1 Балтийского вокзала Санкт-Петербурга заложена бомба. Специалисты действительно обнаружили в указанном месте банку с 400 г тротила с вставленной в нее железной трубкой, на которой была накручена записка. В записке содержалось требование закрыть АЗС ТОО “Лилит” и предоставить в определенное место 100 тыс. долларов. В противном случае неизвестный грозился произвести ряд жестоких террористических актов на поездах типа ЭР – 200.

Обязательным элементом объективной стороны терроризма является создание опасности гибели людей от вышеперечисленных действий, создание значительного имущественного ущерба, либо наступление иных общественно опасных последствий.

Опасность гибели людей в соответствии с точным смыслом закона означает, наличие опасности причинения смерти не менее чем двум лицам, хотя, по мнению В.С. Комиссарова и А.И. Коробеева, более правильным было бы указание в законе на возможность гибели человека.

Если качественная характеристика опасности определена законодателем путем перечисления в ст. 205 УК РФ возможных последствий, то вероятность их наступления, а значит, и самой опасности, определяется в зависимости от конкретных обстоятельств: силы взрыва, масштаба поджога, использования общеопасных химических средств и т.п., а также места скопления людей, замкнутого помещения и т.д.

Поскольку “опасность” – состояние временное, быстро проходящее, то при отсутствии реальной гибели людей и других последствий по уголовному делу должно быть доказано, что она (опасность) какой-то промежуток времени имела место.

Значительный имущественный ущерб как следствие терроризма – оценочное понятие.

Для того чтобы установить, является ли имущественный ущерб значительным как результат террористической акции, необходимо определить стоимость и значимость материальных ценностей. При оценке возможного причинения значительного имущественного ущерба следует исходить из ценности и значимости имущества, материального и финансового положения потерпевшего. В случаях, когда потерпевшими являются граждане, то при определении значительного имущественного ущерба необходимо исходить из размера, который определен следственной и судебной практикой по делам о преступлениях против собственности.

В примечании (п. 2) к ст. 158 УК РФ крупным размером при совершении преступления признается стоимость имущества, в пятьсот раз превышающая минимальный размер оплаты труда, установленный законодательством РФ на момент совершения преступления. Законодатель установил, что ответственность за терроризм наступает уже за одно создание опасности наступления перечисленных в ст. 205 УК РФ последствий.

Иные общественно опасные последствия – это сопоставимые, равнопорядковые со значительным имущественным ущербом и гибелью людей последствия (причинение лицу смерти, тяжкого или средней тяжести вреда здоровью; серьезное нарушение деятельности предприятий, учреждений, органов власти и управления, транспорта; заражение местности, распространение эпидемий и т.д.). Так как при терроризме способ совершения преступления носит общеопасный характер, поэтому реальное причинение легкого вреда здоровью, незначительного имущественного ущерба и иных подобных последствий, не охватываемых понятием “иные общественно опасные последствия”, следует рассматривать как элемент создания опасности гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий.

В соответствии с уголовным законом, терроризм будет считаться оконченным преступлением с момента совершения взрыва, поджога или иных подобных действий либо с момента создания угрозы совершения указанных действий. По мнению В.С. Комиссарова и А.И. Коробеева, терроризм по законодательной конструкции относится к числу формально-материальных составов преступлений.

Субъект преступления, предусмотренного ст. 205 УК РФ специальный (ч. 2 ст. 20 УК РФ), то есть вменяемое физическое лицо, достигшее 14-летнего возраста.

Как отмечают В.С. Комиссаров и А.И. Коробеев, в современной практике террорист-одиночка встречается крайне редко. Как привило такие акции под силу лишь объединенным усилиям группы лиц. В ч. 2 ст. 205 УК в качестве квалифицированного вида терроризма предусмотрено его совершение группой лиц по предварительному сговору. Следовательно, делают вывод авторы, субъектный состав ч. 1 ст. 205 ограничен и может выражаться либо в индивидуально действующем лице, либо в группе лиц без предварительного сговора, когда все участники выступают в качестве исполнителей (ч. 1 ст. 35 УК РФ).

С субъективной стороны терроризм характеризуется только умышленной формой вины. Поскольку действия террористов закон связывает со специальными целями, то, следовательно, совершаются они с прямым умыслом, то есть террорист осознает общественно опасный характер совершаемых действий и предвидит не только возможность, но, как правило, неизбежность наступления последствий и желает, чтобы они наступили.

При этом, по мнению И.А. Попова для ч. 3 ст. 205 УК свойственна двойная форма вины – умысел по отношению к действиям, и неосторожность – по отношению к наступлению последствий.

В качестве специальных целей терроризма, свидетельствующих о целенаправленном характере действий террористов, в ст. 205 УК РФ названы: нарушение общественной безопасности, устрашение населения, оказание воздействия на принятие решений органами власти.

Вместе с тем, И.А. Попов полагает, что эти же цели являются обязательными и для квалификации угрозы совершения террористического акта. При этом лицо осознает, что угроза используется им как средство запугивания, терроризирующего воздействия на группу граждан, население, органы власти. Этим данная угроза, по мнению автора, отличается от обнаружения умысла на совершение рассматриваемых или аналогичных действий, а также спонтанных заявлений, особенно в состоянии опьянения.

Из анализа целей, включенных законодателем в состав терроризма, следует, что они не однородны по содержанию. Представляется, что истинно террористической целью является воздействие в конечном итоге на тех, кто может принять то или иное решение, которого добиваются террористы.

Другие цели, названные в ст. 205 УК РФ, - нарушение общественной безопасности и устрашение населения – являются промежуточными для достижения конечного результата – воздействия на решение властей.

Г.В. Овчинникова считает, что следовало бы изменить редакцию ст. 205 УК РФ, выделив, что террористы совершают взрывы, поджоги, иные опасные действия для устрашения населения, нарушения общественной безопасности в целях таким путем воздействовать на принятие решений государством, юридическими и физическими лицами.

По мнению В.П. Емельянова, в качестве средства достижения цели террористов служат последствия совершения общеопасных действий или угрозы таковыми, которые приводят к информированию об этом неопределенно большого количества людей. Конечной целью, отмечает автор, выступает понуждение государства, международной организации, физического, юридического лица или группы лиц к совершению каких-либо действий или отказу от них в интересах террористов и в ущерб адресатам воздействия.

В отличие от цели, мотивы, которыми руководствуются террористы, не являются конститутивными признаками терроризма и, следовательно, на квалификацию не влияют. При этом их установление имеет большое значение, так как: во-первых, их уголовно-правовое значение связано с влиянием на назначение наказания; во-вторых, установление истинных мотивов позволяет определить психологические корни терроризма, что важно как для понимания сущности преступления, так и для выработки мер борьбы с ним.

Мотивы террористических акций могут быть самыми различными: месть на несправедливые решения, действия; мотивы, связанные с решением национальных, этнических, политических, экономических проблем и т.п.

Квалифицированными видами терроризма, предусмотренными ч. 2 ст. 205 УК РФ, являются совершение деяния группой лиц по предварительному сговору, неоднократно и с применением огнестрельного оружия.

Федеральным законом России от 9.02.1999 г. № 26-ФЗ особо квалифицированный вид терроризма был дополнен такими признаками, как его сопряженность с посягательством на объекты использования атомной энергии либо с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения.

2.2 Международное право перед международным терроризмом и роль органов ФСБ в борьбе с террором

Международное право имеет ряд проблем в борьбе с терроризмом, поскольку ориентировано на неукоснительное исполнение норм законодательства. Такие преступления, как убийство, похищение людей или покушение на частную собственность не могут быть оправданы при помощи заявления о том, что они были совершены в связи с организованным терактом, однако в международном праве отсутствует общепринятое определение терроризма, квалифицирующего его как самостоятельное преступление. 

Нормы, распространяющиеся на период военных действий, опираются на Женевскую конвенцию 1949 г. и на подписанные в 1970-е гг. под эгидой Международного комитета Красного креста I и II протоколы Женевской дипломатической конвенции, подтверждающей нормы международного права, действующие в условиях вооруженных конфликтов. Интересно, что в качестве наблюдателей, открыто не дающим возможности к принятию этих конвенций, присутствовали не только государства, поддерживающие терроризм, но и политические представители международных террористических организаций, что было аналогично приглашению убийцы в жюри присяжных. 

Первоначально Женевская конвенция не защищала от преследования солдат без формы или скрывающихся среди мирных жителей. Последующие протоколы успешно отменили это различие между участниками военных действий. 

Террористы, входящие в международные преступные синдикаты, находчиво используют каждую слабую точку в законодательстве, чтобы получить новые возможности для осуществления своих преступных замыслов, воспользоваться очередными уловками и упрочить свои ресурсы, приобрести стабильную базу, опираясь на которую можно развернуть широкомасштабные и разрушительные действия. Попытки разных государств, добиться понимания международным сообществом необходимости ограничить деятельность международных террористических организаций все еще не позволяют решить эту задачу. 

Борьба   с   терроризмом это одно из важнейших задач в деятельности, осуществляемой органами федеральной службы безопасности и их подразделений, а также  выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование террористических актов посредством проведения оперативно-боевых и иных мероприятий. Основными принципами и основаниями в борьбе с ерроризмов в органах ФСБ, является:

Необходимость пресечения теракта;

Выявления лиц причастных к подготовке и совершению преступления;

Необходимость добывания информации о событиях или действиях, создающих угрозу  терроризма. 

В  борьбе   с   терроризмом  проводятся гласные и негласные, оперативно-боевые и иные мероприятия, особый характер которых определяется условиями  борьбы   с   терроризмом. Порядок проведения указанных мероприятий устанавливается российскими и международными нормативными, правовыми актами федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности. 

Проведение необходимых мероприятий  по   борьбе   с   терроризмом , ограничивающих права граждан на неприкосновенность жилища, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений граждан, допускается только на основании постановления судьи, получаемого в порядке, предусмотренном для получения судебного решения о допустимости проведения контрразведывательных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, на неприкосновенность жилища, и на основании мотивированного ходатайства руководителя органа  по   борьбе   с  международным  терроризмом.

Результаты мероприятий по борьбе с терроризмом могут быть использованы в уголовном судопроизводстве в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством для использования результатов оперативно-розыскной деятельности. 

Представление материалов в органы прокуратуры для осуществления прокурорского надзора за исполнением законов органами по борьбе с терроризмом при проведении мероприятий по борьбе с терроризмом осуществляется в соответствии со ст. 9   Федерального закона4. 

Подразделения специального назначения органов федеральной службы безопасности по решению Президента Российской Федерации могут использоваться против находящихся за пределами территории Российской Федерации террористов и (или) их баз для устранения угрозы безопасности Российской Федерации, так как они регулируются и нормами международного права.

Заключение

Подводя итог, данной курсовой работы, можно сделать следующие выводы, что терроризм представляет собой сложное, многомерное явление. Кроме правовых, он затрагивает целый ряд других проблем – психологические, исторические, технологические и т.д. Все это обуславливает то обстоятельство, что мировому сообществу до сих пор не удалось выработать общеприемлемое юридическое определение терроризма.

В настоящее время существует достаточно разнообразное количество форм проявления терроризма, которые изучаются криминологами, социологами, политологами и специалистами других наук. Вместе с тем, появляются новые, более изощренные формы терроризма, связанные с развитием научно-технического прогресса (например, компьютерный терроризм).

Лицо, участвующее в подготовке акта терроризма, освобождается от уголовной ответственности, если оно своевременным предупреждением органов власти или иным способом способствовало предотвращению акта терроризма и если в действиях этого лица не содержится иного состава преступления.

“Терроризм”, “террористы”, “террористическая деятельность” – эти понятия практически ежедневно появляются в средствах массовой информации, порождая беспокойство и озабоченность наших граждан за свое настоящее и будущее, за свои права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации 1993 г.

Вместе с тем, проблема борьбы с терроризмом остается на сегодняшний день наиболее актуальной. Подтверждением этому могут служить широко известные трагические события, произошедшие 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке, Вашингтоне и Пенсильвании и 23-26 октября 2002 г. в Москве на мюзикле “Норд-Ост”.

Современный терроризм характеризуется резко возросшей технической оснащенностью, высоким уровнем организации, наличием значительных финансовых средств. Его главная отличительная черта – это размывание границ между международным и внутренним терроризмом. Расширяются связи террористических организаций с наркобизнесом и незаконной торговлей оружием. Заметна динамика роста террористических групп в современном мире.

Необходимость повышения эффективности мер борьбы с терроризмом, как внутригосударственным, так и международным, делает актуальной тему настоящей квалификационной работы, так как она посвящена проблемам исследования понятия и сущности, видов и форм терроризма, ответственности за терроризм, мерах по его предупреждению.

Анализ и оценка современного терроризма дают возможность сделать несколько выводов теоретического характера относительно его природы, механизмов и причин.

Существует несколько подходов к пониманию терроризма. Дискуссии об этом не прекращались, а сейчас стали более активны и актуальны.

Один из подходов заключается в признании в терроризме такого отличительного признака, как устрашение. Это позволяет говорить не только о собственно терроризме, но и о террористической преступности как виде преступности, который включает в себя также посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля, захват заложников, вымогательство, некоторые преступления против правосудия, против порядка управления, против государственной власти.

Однако при этом подчас забывается, что террористические действия своей целью могут иметь и устрашение, и уничтожение людей и (реже) материальных ценностей, а не только устрашение или даже не столько устрашение, которое, тем не менее, всякий раз в нем присутствует. Терроризм может включать в себя месть, а также демонстрацию силы, превосходства, бесстрашия, мужества, торжества идеи.

События в современном мире позволяют говорить о новом, исключительно опасном виде преступного насилия - террористической войне, которая должна стать объектом, в том числе уголовно-правовых и криминологических, исследований.

Отличительная особенность современной террористической войны заключается в том, что она ведется не страной,государством, а террористической организацией, хотя нередко при поддержке и попустительстве государства.

Типология терроризма. Существуют разные типы терроризма. На наш взгляд, можно выделить следующие:

государственный (тоталитарный), военный, этнический, религиозный, сепаратистский, политический, гангстерский, "идеалистический". Носителями отдельных типов являются государства, движения, партии и иные группы, но могут быть и одиночки-фанатики. В числе последних обычно не очень здоровые, иногда даже психически больные люди, готовые путем наведения страха добиться реализации своих идей спасения мира, торжества справедливости. Поэтому их действия можно назвать "идеалистическими". Конечно, такие фанатики встречаются и в организациях.

Некоторые из названных видов терроризма становились объектами серьезных исследований, другие привлекали мало внимания ученых (например, военный, гангстерский и партизанский). Общий недостаток научных исследований терроризма -слабость эмпирической базы вследствие недоступности или недостаточной доступности информации.

Особенность отдельных типов терроризма в том, что они могут существовать самостоятельно, независимо друг от друга, но очень часто переплетаются между собой. Так, сейчас очень актуален этнорелигиозный терроризм, представители которого часто выдвигают сепаратистские лозунги и одновременно прибегают к партизанскому террору.

Нет сомнений, что наибольшую опасность несет этнорелигиозный терроризм, особенно когда его представители пытаются выразить интересы значительных национальных и религиозных групп, когда, например, исламские фундаменталисты объявляют террористическую войну всему западному миру. Такой тип терроризма можно назвать "новым терроризмом". Он несет угрозу всей цивилизации, в том числе тем народам, от лица которых действуют преступники. Более того, они весьма заинтересованы в том, чтобы жертв со стороны "защищаемых" было больше.

Библиографический список

Нормативно-документальные материалы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ).
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 23.07.2013)// Собрание законодательства РФ", 17.06.1996, N 25, ст. 2954//(с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2013).
  3. Федеральный закон Российской Федерации “О борьбе с терроризмом” от 25.07.1998 г. № 130-ФЗ. // Собрание Законодательства Российской Федерации, 1998. № 31. Ст. 3808.
  4. Федеральный закон Российской Федерации “О противодействии экстремистской деятельности” от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ. // Собрание законодательства Российской Федерации, 2002. № 30. Ст. 3031.
  5. Федеральный закон РФ “О внесении изменений и дополнения в Уголовный кодекс Российской Федерации” от 9.02.1999 г. № 26-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, № 7. 1999. Ст. 873.
  6. Федеральный закон Российской Федерации “О внесении дополнений в законодательные акты Российской Федерации” от 24.07.2002 г. № 103-ФЗ. // Собрание законодательства Российской Федерации, 2002. № 30. Ст. 3020.
  7. Информация о некоторых результатах деятельности ФСБ России в 2002 году. - 16.12.2002.
  8. Сборник документов Совета Европы в области защиты прав человека и борьбы с преступностью. – М.: “Спарк”, 2008.

Специальная литература

  1. Адельханян Р. Признаки террористического преступления по международному праву. // Российская юстиция, 2012. № 8.
  2. Алексенко Д.М. Актуальность новых подходов в борьбе с терроризмом. // Мировое сообщество против глобализации преступности и терроризма. – М.: “Междунар. отношения”, 2012.
  3. Антитеррор. Адекватна ли правовая база? // Журнал российского права, 2012. № 1.
  4. Антонов В.Н. Современный терроризм: теория и реальность. // Азиатско-Тихоокеанский регион. Экономика. Политика. Право, 2012. № 2.
  5. Алиев Х. Борьба с преступлениями террористической направленности. // Законность, 2012. № 4.
  6. Артамонов И.И. Терроризм: способы предотвращения, методика расследования. – М.: Изд-ль Шумилова И.И., 2012.
  7. Асанов Т.Б., Федоров В.В. Формы терроризма и методы (способы) реализации террористических акций. // Терроризм: современные аспекты. Сб. науч. статей. – М., 2009.
  8. Белов П. Г. Методологические основы национальной безопасности. — СПб.: ГПУ, 2011. - С. 307.
  9. Беляев С.С. О борьбе с международным терроризмом. // Государство и право, 2008. № 9.
  10. Биккинин Б. О мерах по координации взаимодействия национальных силовых структур Беларуси и России в борьбе с терроризмом. // Мировое сообщество против глобализации преступности и терроризма. – М.: “Междунар. отношения”, 2002.
  11. Бойко А., Ушаков С. Компьютерная форма терроризма и ее легализация. - http://www.crime-research.org/library/kiber1.htm (04.01.2013).
  12. Бойнов Ю.И. Ядерный терроризм: аспекты, типология, профилактика. // Терроризм: современные аспекты. Сб. науч. статей. – М., 2009.
  13. Бутгер М. Электронный терроризм угроза XXI века. - http://www.crime-research.org/library/kiber.htm (04.01.2013).
  14. Величко В. Некоторые аспекты проблемы борьбы с терроризмом в России. // Мировое сообщество против глобализации преступности и терроризма. – М.: “Междунар. отношения”, 2012.
  15. Вилкс А. Политические и криминологические проблемы современного терроризма. // Мировое сообщество против глобализации преступности и терроризма. – М.: “Междунар. отношения”, 2012.
  16. Гончаров С. Актуальные проблемы борьбы с терроризмом. // Мировое сообщество против глобализации преступности и терроризма. – М.: “Междунар. отношения”, 2010.
  17. Гордиенко Д.В. Опыт борьбы Вооруженных сил с терроризмом в Российской Федерации. // Государство и право, 2011. № 1.
  18. Даниленко Н.Н. О проблеме терроризма в Российской Федерации. // Мировое сообщество против глобализации преступности и терроризма. – М.: “Междунар. отношения”, 2009.
  19. Долгова А.И. Совершенствование системы уголовно-правовых норм Особенной части УК, направленных на борьбу с терроризмом. // Проблемы правовой и криминологической культуры борьбы с преступностью. – М., Российская криминологическая ассоциация, 2012.
  20. Долгова А.И. Совершенствование уголовно-правовой основы борьбы с организованной преступностью, коррупцией и терроризмом. // Проблемы правовой и криминологической культуры борьбы с преступностью. – М., Российская криминологическая ассоциация, 2012.
  21. Емельянов В.П. Понятие терроризма в уголовном законодательстве России и Украины: сравнительный анализ. // Российская юстиция, 2009. № 11.
  22. Емельянов В.П. Террористический акт и акт терроризма: понятие, соотношение, разграничение. // Законность, 2012. № 7.
  23. Калинин Б.Ю.Терроризм в России в конце 20 начале 21 века: политико – правовой анализ/Законодательство и экономика. № 11.2007. С. 48
  24. Кириллов И.А. О проблеме причин терроризма. // Сибирский юридический вестник, 2012. № 2.
  25. Ковалев Н.Д. Актуальные проблемы международного сотрудничества в борьбе с терроризмом. // Мировое сообщество против глобализации преступности и терроризма. – М.: “Междунар. отношения”, 2012.
  26. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Особенная часть. / Под общей ред. Ю.И. Скуратова, В.М. Лебедева. –М., 2012.
  27. Комиссаров В.С. Терроризм, бандитизм, захват заложника и другие тяжкие преступления против безопасности общества. По новому УК РФ. – М.: Издательство “Кросна-Лекс”, 2007.
  28. Короткова М. Региональное сотрудничество стран СНГ в области борьбы с терроризмом. // Мировое сообщество против глобализации преступности и терроризма. – М.: “Междунар. отношения”, 2011.
  29. Корчагин А.Г., Иванов А.М. Политико-правовые проблемы коррупции в странах АТР (сравнительные аспекты). // Коррупция: политические, экономические, организационные и правовые проблемы. Сб. мат. Международн. научн.-практ. конференции (г. Москва, 9-10 сентября 2009 г.) / Под ред. В.В. Лунеева. – М.: Юристъ, 2011.
  30. Криминология. / Под общей редакцией доктора юридических наук, профессора А.И. Долговой. – М.: Издательская группа ИНФРА · М-НОРМА, 2007.
  31. Кудинов В. Проявить искреннюю коллективную политическую волю в борьбе с международным терроризмом. // Мировое сообщество против глобализации преступности и терроризма. – М.: “Междунар. отношения”, 2012.
  32. Кудрявцев В.Н. Генезис преступления. Учебное пособие. – М., 2008.
  33. Кузнецова Н. Ф. Как идеи .либерализма воплотились в реформе УК РФ , / «Черные дыры» в Российском законодательстве. 2011. № 3.
  34. Латышев А.Г. Рассекреченный Ленин. – М.,2006 с.57.
  35. Левицкий Ю.В. Роль негосударственных предприятий безопасности в федеральной системе мер борьбы с терроризмом. // Мировое сообщество против глобализации преступности и терроризма. – М.: “Междунар. отношения”, 2012.
  36. Лизен А.-М. Заметки по поводу эффективной борьбы против терроризма. // Мировое сообщество против глобализации преступности и терроризма. – М.: “Междунар. отношения”, 2012.
  37. Михайлов В. Правовое обеспечение противодействия экстремизму. // Российская юстиция, 2012. № 7.
  38. Ольшанский Д.В. Психология терроризма. – СПб.: Питер, 2012.
  39. Ожегов С.И. Словарь русского языка. –М.: “Русский язык”, 1968.
  40. Петрищев В.Е. Правовые и социально-политические проблемы борьбы с терроризмом. // Государство и право, 2008. № 3.
  41. Петрищев В. Новые вызовы современного терроризма. // Мировое сообщество против глобализации преступности и терроризма. – М.: “Междунар. отношения”, 2002.
  42. Пропуск к боеголовкам нашли у террориста. // Российская газета, 2002 г.,1 ноября.
  43. Российское уголовное право: Курс лекций. Т. 5. Преступления против общественной безопасности и общественного порядка / Под ред. проф. А.И. Коробеева. – Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2011.
  44. Цепелев В. Европейская конвенция о пресечении терроризма теперь обязательна и для России. // Российская юстиция, 2011. № 2.
  45. Цой Л.Н. Новый взгляд на борьбу: с терроризмом или с террористом ? (размышления социолога). // Терроризм: современные аспекты. Сб. науч. статей. – М., 2009.
  46. Шабалин В.А. Политика и преступность. // Государство и право. 2010. № 4.

1 Основы противодействия терроризму :учеб. пособие для вузов/под ред. Я.Д.Вишнякова. – м.: Издательский центр Академия, 2008

2 Мальцев В.В. Терроризм: проблема уголовно-правового регулирования. // Государство и право, 2008. № 8.

3 Новоселов Г.П. Учение об объекте преступления. Методологические аспекты. – М.: Издательство НОРМА, 2007.

4 Федеральный закон «О Федеральной Службе Безопасности» (в ред. Федеральных законов  от 02.07.2013 N 185-ФЗ) 

PAGE 2

Анализ форм и причин совершения бомбового терроризма в области международного права