Оценивание уровня сформированности компонентов ИКТ-компетентности учащихся основной школы в процессе обучения информатике

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет
им. В.П. Астафьева»

Отделение информатики и ВТ

института математики, физики и информатики (ИМФИ)

Кафедра: информатики и ВТ (или ТиМОМИ)

КУРСОВАЯ РАБОТА

Оценивание уровня сформированности компонентов ИКТ-компетентности учащихся основной школы в процессе обучения информатике

Выполнила: Загарина О.В.

Студентка: 5 курса

отделения непрерывного образования

Проверил: Симонова А.Л.

оценка:_________________

дата: ___________________

Красноярск 2014 г.

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы оценивания уровня сформированности компонентов ИКТ-компетентности

  1. ИКТ-компетентность: понятие и структура
    1. Обзор подходов к оценке уровня сформированности компонентов ИКТ-компетентности

Глава 2. Педагогический эксперимент по разработке и апробации модели оценивания ИКТ-компетентности учащихся основной школы

2.1. Описание модели и процесса её апробации

2.2. Результаты эксперимента

Заключение

Библиографический список

Введение

Отличительной чертой современного общества становится все возрастающая изменчивость окружающего мира. Вхождение человеческой цивилизации в информационное общество предъявляет принципиально новые требования к системе образования.

В соответствии с Концепцией информатизации общего образования в качестве одной из главных задач утверждается формирование информационной компетентности. Одним из условий подготовки ИКТ-компетентных граждан является высокий уровень ИКТ-компетентности самих учителей.

Всё это явилось побуждающим мотивом для привлечения внимания учителей к проблеме формирования ИКТ-компетентности школьников. В феврале-марте 2009 года Образовательным центром «Школьный университет» был проведён практический интернет-семинар для учителей на тему «Формирование ИКТ-компетентности школьников».

Это мероприятие предваряло исследование Центра социологии образования РАО об использовании обучающих и демонстрационных компьютерных программ учителями, преподающими различные предметы. Данные, полученные в ходе исследования, свидетельствовали о том, что процент учителей, использующих в своей деятельности ИКТ-технологии, очень низкий (менее 30 %).

В этой связи возникает вопрос: каким образом образовательное пространство школы может способствовать формированию ИКТ-компетентности школьников, если сами учителя демонстрируют неготовность к работе в условиях информатизации школы?

Одним из путей решения этой проблемы в нашей стране стал проект «Информатизация системы образования» (ИСО), проводимый Правительством Российской Федерации. Реализация проекта возложена на Национальный фонд подготовки кадров (НФПК) при поддержке Международного банка реконструкции и развития (МБРР). Проект ИСО был направлен на поддержку реализации Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года и содействие в обеспечении доступности, качества и эффективности образовательных услуг в системе общего и начального профессионального образования на основе использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).

Разработанные в ходе реализации проекта ИСО программы формирования у учителей ИКТ-компетентности, как свидетельствуют публикации о результатах проекта, с одной стороны, обнадеживают, а, с другой, актуализируют ещё одну проблему – проблему оценки учителями уровня сформированности ИКТ-компетентности школьников.

До настоящего времени нет однозначного подхода к решению этого вопроса, следовательно, проблема оценивания ИКТ-компетентности школьников – это широкое поле для педагогических экспериментов по разработке моделей оценки.

Целью нашей работы является разработка и апробация модели оценки ИКТ-компетентности учащихся основной школы.

Задачи:

  1. Изучить литературу по заявленной проблеме;
  2. Разработать и апробировать модель оценки ИКТ-компетентности учащихся основной школы в процессе учебной деятельности;
  3. Сопоставить результаты эксперимента с данными об уровнях ИКТ-компетентности школьников, полученных в ходе анализа информации об академической успешности учащихся.

Работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, библиографического списка.

Педагогический эксперимент был реализован в 9 классе МКОУ Покатеевская СОШ Абанского района Красноярского края, форма организации эксперимента – интегрированный урок.

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы оценивания уровня сформированности компонентов ИКТ-компетентности

  1. ИКТ-компетентность: понятие и структура

В настоящее время не только педагогическое сообщество, но и общество в целом понимает, что владение компьютером (компьютерная грамотность) представляет собой важнейший элемент образования. Значительные средства тратятся на компьютеризацию школ. В то же время само понятие «компьютерная компетентность» остается достаточно расплывчатым, на что указывают авторы «Большой семёрки»1. Они отмечают, что большинстве школ компьютеры в образовательном процессе используются как современные аналоги традиционных пишущих машинок, калькуляторов или проекторов. Многие их возможности вовсе не используются или используются лишь в минимальном объеме.

В современных публикациях на эту тему, подготовленных педагогическими сообществами акцент делается на то, что ИКТ могут использоваться в школах более эффективно. Ведущие теоретики и практики демонстрируют, как это можно и нужно делать. Большинство из них придерживаются того мнения, что широко практикуемое обучение изолированным умениям в условиях особых «компьютерных классов» чаще всего не достигает своей цели.

В качестве альтернативы такому методу обучения работе на компьютере они предлагают путь интеграции чисто технических моментов и содержательных задач различного рода. Руководящим принципом тут выступает положение о том, что конечным результатом обучения должно стать не понимание того, как функционирует компьютер, а способность использовать его в качестве инструмента решения разнообразных задач, коммуникации, организации деятельности, в частности – исследовательской. Это, в свою очередь, влечет за собой существенное изменение общей методики преподавания и конкретных акцентов.

Переход от обучения отдельным навыкам работы на компьютере к интегрированному способу выработки компьютерной компетентности предполагает специальные усилия в этом направлении.

Правильно построенная программа выработки компьютерной компетентности не должна сводиться к простому перечню тех знаний и умений, которыми учащиеся должны овладеть (знание устройства компьютера, навыки работы с текстовым редактором, умение искать и находить нужную информацию в Интернете).

Хотя подобные знания и умения действительно важны, традиционный путь обучения им в изолированном виде не обеспечивает успешного переноса навыков из одной ситуации в другую. Ученики овладевают отдельными приемами работы на компьютере, но у них не возникает понимания того, как эти приемы должны сочетаться между собой для решения разнообразных практических задач. Подлинное владение компьютером предполагает целее направленное, творческое и гибкое использование этого мощного инструмента.

Учащийся должен хорошо представлять себе конечную цель, понимать, как с помощью компьютера можно решить различные возникающие при этом задачи, и уметь реально использовать различные технические приспособления и возможности. Каждый отдельный навык работы на компьютере, интегрированный в процесс решения практических задач, приобретает для человека совершенно иной личностный смысл.

Только в этом случае правомерно говорить о подлинной компьютерной грамотности, поскольку только тогда возникает понимание того, как современные технические средства могут превратиться в инструмент получения новых знаний2.

В качестве основы информационной и коммуникационной компетентности выступает комплекс умений, который авторы публикации «Большая Семерка (Б7) Информационно-коммуникационно-технологическая компетентность» Бурмакина В.Ф., Зелман М., Фалина И.Н. обозначают термином «большая семерка». К окончанию школы учащиеся должны достаточно хорошо владеть этими умениями.

Первым шагом на пути превращения детей в компетентных пользователей современными информационными и коммуникационным и технологиями является описание комплекса базовых умений, которыми им предстоит овладеть. Необходимо также разработать эффективную методику обучения и систему контроля результатов. Кроме того, для обеспечения эффективности использования информации, как основного элемента жизнедеятельности в будущем, важно координировать и объединить усилия учителей-предметников, сотрудников школьных библиотек и преподавателей информатики, руководителей образовательных учреждений.

Понятие «информационная компетентность» достаточно широкое, и определяется оно на современном этапе развития педагогики неоднозначно (О.Б. Зайцева, А.Л. Семенов, В.Л. Акуленко, М.Г. Дзугоева, Н.Ю. Таирова, О.М. Толстых).

Наиболее приемлемым, по нашему мнению, является определение, предложенное С.В. Тришиной: информационная-компетентность – это интегративное качество личности, являющееся результатом отражения процессов отбора, усвоения, переработки, трансформации и генерирования информации в особый тип предметно-специфических знаний, позволяющее вырабатывать, принимать, прогнозировать и реализовывать оптимальные решения в различных сферах деятельности3.

В соответствии с данным определением, в структуре категории «информационная компетентность» выделяются следующие компоненты: 1) когнитивный; 2) ценностно-мотивационный (гносеологический); 3) технико-технологический (технологический); 4) коммуникативный; 5) рефлексивный.

Владение информационной компетентностью в сочетании с квалифицированным использованием современных средств информационных и коммуникационных технологий составляет суть ИКТ-компетентности (информационно-коммуникационно-технологической компетентности) или информационно-функциональной компетентности (ИФК).

С точки зрения деятельностного подхода, в структуре информационно-функциональной компетентности выделяют разделы: 1) сбор и хранение информации; 2) поиск информации; 3) восприятие, понимание, отбор и анализ информации; 4) организация и представление информации; 5) создание информационного объекта на основе внутреннего представления человека; 6) планирование информации, коммуникация; 7) моделирование; 8) проектирование; 9) управление.

В зависимости от развития информационно-функциональной компетентности можно выделить репродуктивный, конструктивный, продуктивный уровни.

Определение ИКТ-компетентности вводится на базе определения ИКТ-грамотности4. ИКТ-грамотность – это использование цифровых технологий, инструментов коммуникации и/или сетей для получения доступа к информации, управления ею, ее интеграции, оценки и создания для функционирования в современном обществе.

Под ИКТ-компетентностью подразумевается уверенное владение учащимися всеми составляющими навыками ИКТ-грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности, при этом акцент делается на сформированность обобщенных познавательных, этических и технических навыков.

ИКТ-компетентность определяется также как «общеучебное умение работать с информацией, представленной в электронном виде. Соответственно, формирование этого умения должно проходить на всех школьных уроках5.

Схематично ИКТ-компетентность может быть представлена следующим образом:

Содержание ИКТ-компетентности составляют следующие познавательные навыки (когнитивные действия):

Таблица 1

Когнитивные действия в структуре ИКТ-компетентности

Определение

(идентификация)

  • умение точно интерпретировать вопрос;
  • умение детализировать вопрос;
  • нахождение в тексте информации, заданной в явном или в неявном виде;
  • идентификация терминов, понятий;
  • обоснование сделанного запроса;

Доступ

(поиск)

  • выбор терминов поиска с учетом уровня детализации;
  • соответствие результата поиска запрашиваемым терминам (способ оценки);
  • формирование стратегии поиска;
  • качество синтаксиса.

Управление

  • создание схемы классификации для структурирования информации;
  • использование предложенных схем классификации для; структурирования информации.

Интеграция

  • умение сравнивать и сопоставлять информацию из нескольких источников;
  • умение исключать несоответствующую и несущественную информацию;
  • умение сжато и логически грамотно изложить обобщенную информацию.

Оценка

  • выработка критериев для отбора информации в соответствии с потребностью;
  • выбор ресурсов согласно выработанным или указанным критериям;
  • умение остановить поиск.

Создание

  • умение вырабатывать рекомендации по решению конкретной проблемы на основании полученной информации, в том числе противоречивой;
  • умение сделать вывод о нацеленности имеющейся информации на решение конкретной проблемы;
  • умение обосновать свои выводы;
  • умение сбалансировано осветить вопрос при наличии противоречивой информации;
  • структурирование созданной информации с целью повышения убедительности выводов

Сообщение

(передача)

  • умение адаптировать информацию для конкретной аудитории (путем выбора соответствующих средств, языка и зрительного ряда);
  • умение грамотно цитировать источники (по делу и с соблюдением авторских прав);
  • обеспечение в случае необходимости конфиденциальности информации;
  • умение воздерживаться от использования провокационных высказываний по отношению к культуре, расе, этнической принадлежности или полу;
  • знание всех требований (правил общения), относящихся к стилю конкретного общения

В дополнение к этому можно добавить, что из самого понятия «компетентность» вытекает и основное условие, необходимое для её формирования. Компетентность можно сформировать только на практике. Следовательно, большее внимание со стороны учителя должно уделяться практической направленности учебных материалов.

1.2. Обзор подходов к оценке уровня сформированности компонентов ИКТ-компетентности

Несмотря на актуальность проблемы оценки уровня сформированности ИКТ-компетентности у школьников, приходится признать, что практических разработок в данной области мало. В практическом аспекте в настоящее время акцент делается на разработку инструментария для оценки ИКТ-компетентности учителей.

Так, С.А. Зайцевой был разработан инструментарий исследования ИКТ-компетентности будущих учителей начальных классов6. Автором представлена методика изучения и оценки сформированности ИКТ-компетентности студентов-будущих учителей начальных классов:

Таблица 2

Методика изучения и оценки сформированности ИКТ-компетентности студентов-будущих учителей начальных классов

Критерии оценки ИКТ-компетентности

Измеряемые показатели

Методы измерения показателей

К1. Способность решать собственные учебно-образовательные задачи на основе средств информационных и коммуникационных технологий

Умение находить, передавать и продуцировать учебную информацию с использованием средств ИКТ

Выполнение контрольного задания

Знание и умение пользоваться преимуществами средств ИКТ при освоении вузовских дисциплин

Экспертная оценка преподавателей

Результативность использования средств информационно-коммуникационной образовательной среды

Выполнение практического задания на компьютере

К2. Готовность студентов к формированию у младших школьников компьютерной грамотности

Осознание необходимости подготовки учащихся начальных классов в области информатики и компьютерных технологий.

Тестовая оценка знаний

Знания студентов по содержанию и технологии формирования компьютерной грамотности у младших школьников

Средняя рейтинговая оценка по модулю «Практика работы на компьютере» курса «Методика преподавания технологии с практикумом» и по курсу «Методика обучения компьютерной грамотности»

Умение на практике организовывать работу по обучению учащихся начальных классов элементам компьютерной грамотности

Экспертная оценка учителя начальных классов и методистов в период прохождения педагогической практики

К3. Способность использовать средства информационных и коммуникационных технологий для управленческой и методической работы

Умения разработки и ведения базы данных, работы с электронным журналом, разработки методических материалов средствами стандартных и офисных программ

Оценка междисциплинарных учебно-методических проектов

Выполнение контрольного задания

Умение разрабатывать определенные виды ЭОР

Оценка наполнения электронного портфолио студента

К4. Способность организовать учебный процесс в начальной школе на основе средств информационных и коммуникационных технологий

Знание различных видов ЭОР для начальной школы

Тестовая оценка знаний

Умение применять ЭОР в образовательной практике начальной школы

Экспертная оценка преподавателей методических дисциплин

Домашняя проверочная работа по одной из методик

К5. Готовность студентов к освоению новых программных средств

Умение осваивать новые программные продукты, аргументировано оценивать качество и репрезентативность конкретного программного продукта, адаптировать его к решению профессиональных задач

Наблюдение за выполнением студентами лабораторных работ

Выполнение контрольного задания

Рейтинговая оценка самостоятельной работы студента

На основании обозначенных в таблице 1 критериев были определены уровни развития ИКТ-компетентности выпускников педагогических вузов – будущих учителей начальных классов (таблица 2). Процентная характеристика успешности выбрана на основе принятой в настоящее время рейтинговой шкалы оценивания учебной деятельности студентов.

Таблица 3

Методика определения уровней развития ИКТ-компетентности респондентов

Уровни развития ИКТ-компетентности

Процентная характеристика успешности (Х)

Недостаточный

X<51%

Адаптивный

51%X<65%

Конструктивный

65%X<85%

Исследовательский

85%X

Адаптивный – минимально допустимый уровень ИКТ-компетентности учителя, отражающий его способность использовать знакомые средства информационных и коммуникационных технологий при организации учебного процесса в начальной школе. Для учителя, обладающего данным уровнем компетентности характерен, в основном, репродуктивный вид деятельности. Учитель готов к работе в рамках действующих стандартов.

Конструктивный – средний, оптимально необходимый уровень ИКТ-компетентности учителя, позволяющий ему осознанно, целенаправленно и дифференцированно использовать средства информационных и коммуникационных технологий в учебном и воспитательном процесс младшего школьника. Достижение данного уровня компетентности позволяет будущему учителю сформировать общее видение целей, методов и технологий формирования у младших школьников компьютерной грамотности.

Исследовательский – высший, перспективный уровень ИКТ-компетентности учителя, отражающий его системное виденье процесса информатизации начальной школы, готовность использовать постоянно обновляющийся инструментарий информационных и коммуникационных технологий, как в собственном профессиональном становлении, так и в учебно-воспитательном процессе младшего школьника.

Обозначенные и охарактеризованные уровни и определяющие их критерии показали свою эффективность в опытно-экспериментальной деятельности. Результаты соотнесения оценки ИКТ-компетентности выпускников педвузов и успехи профессиональной деятельности тех из них, кто проработал учителем начальной школы в течение 2-3 лет продемонстрировали достоверность применяемых оценочных методик и значимость сформированности ИКТ-компетентности для учителя начальных классов.

В Аналитической справке подготовленной после опроса участников проекта «Повышение квалификации различных категорий работников образования и формирование у них базовой педагогической ИКТ-компетентности» (ИСО)7 перечислены следующие методы оценки базовой ИКТ-компетентности:

- Самооценка слушателя (знаю, хорошо знаю, плохо знаю и т.д.)

- Система тестовых заданий (наподобие ECDL или своеобразного ЕГЭ)

- Экзаменационная оценка

- Экспертная оценка

Среди этих способов самой ненадежной является самооценка, которая строится примерно следующим образом: «Оцените Ваши умения создавать дидактические материалы с помощью программы Word – отличные, хорошие, посредственные, не умеете совсем»

В этих случаях анкетируемому не с чем или не с кем сравнивать свои умения. Не случайно опытные преподаватели в области повышения квалификации говорят, что человек, два месяца работающий в программе Word, говорит, что он знает Word, а человек, работающий с этой программой два года, на вопрос «хорошо ли он знает Word», отвечает, что он с удовольствием прошел бы дополнительные курсы по Word 'у.

Поэтому метод такой самооценки (абсолютный метод, поскольку он не содержит функции сравнения с эталоном) является очень субъективным и для целей формирования ИКТ-компетентности использоваться не может.

Система тестовых заданий является гораздо более надежным инструментом, при условии, что задания сформулированы правильно. Недостатком таких заданий является то, что они, как правило, проверяют фиксированные приемы. И если анкетируемый знает, как добиться нужного изменения в редактируемом документе, он делает это не тем способом, как предполагает тест, то он получает низкую оценку. Более того, часто тесты предполагают, что тестируемый должен мысленно помнить последовательность шагов для выполнения нужного действия, а чаще всего в курсах компьютерной грамотности упор делается на выработку навыков. Поэтому практика показывает, что бывает так: слушатель может СДЕЛАТЬ операции, сидя за компьютером, но не может их ПЕРЕЧИСЛИТЬ, будучи от компьютера оторванным.

В этой связи более высокой формой контроля знаний слушателя является экзаменационная оценка. При этом сидит экзаменатор, дает слушателю вводные команды и оценивает, насколько реально может слушатель добиться поставленной цели, а также насколько полно и эффективно он использует возможности компьютерной программы. Преимущество этого подхода заключается в способности экзаменатора давать неформальные оценки действиям экзаменующегося.

В экзаменационном способе оценки ИКТ-компетентности есть возможность задавать неформальные вопросы, в том числе по педагогически ориентированному применению полученных знаний.

Недостатки – в понятном субъективизме экзаменатора («я бы делал это не так»).

Экспертная оценка обычно используется в тех случаях, когда «экзаменационные критерии» весьма расплывчаты. Например, требуется оценить «оригинальность педагогических идей» выпускника или дизайн его презентации. Здесь может возникнуть проблема несовпадения «вкусов». Кроме того, квалификация экспертов должна быть в общем случае гораздо выше, чем квалификация экзаменаторов: если нет числовых, строго определенных, критериев, то субъективность эксперта оказывается решающим фактором.

Таким образом, ни один из способов оценки не является надежным.

Кроме того, в рамках реализации проекта ИСО были предложены такие методы, как:

- Деятельностная самооценка (анкета ФИО-60) – анкета самооценки, основанная на деятельностном подходе. Такая анкета имеет все недостатки, свойственные анкетам самооценки, но они уменьшены за счет того, что задается вопрос не самооценки уровня знаний, умений и навыков слушателя, а вопрос – насколько уверенно он может выполнить те или иные действия.

Например: «выполнить форматирование абзаца» - возможные ответы «знаю и могу научить», «сяду за компьютер – вспомню», «представляю в общих чертах», «ничего не могу сказать».

Предполагается, что владение ИКТ на уровне «знаю и могу научить» является уровнем СВОБОДНОГО владения приемами работы.

Реальная ИКТ-компетентность, необходимая для практической работы, сосредоточена в ответах «знаю и могу научить» и «сяду за компьютер – вспомню». При этом обучающиеся, казавшиеся в привычной среде, относятся к себе довольно строго и их ответы достаточно адекватны их знаниям.

Анкета содержит 60 вопросов, поэтому она была названа «Анкета ФИО-60».

Недостатком Анкеты-60 является то, что она дает только качественные оценки, хотя и позволяет построить карты начальной ИКТ-компетентности. Анкетирование по той же анкете, проводимое после окончания курса обучения использованию информационных технологий в образовательном процессе, позволяет построить карты изменения ИКТ-компетентности, произошедшего в результате обучения.

Определенным недостатком для использования Анкеты в качестве выходной является то, что она была разработана для оценки ОБЩЕГО уровня ИКТ-компетентности, а потому в неё включались вопросы, не всегда изучающиеся в последующем курсе. Поэтому использование ее в качестве выходной анкеты может давать искаженные представления.

Тем не менее, эта анкета широко используется Региональными исполнителями ИСО. Следует также отметить, что рассчитана она на учителей.

- Анкеты ФИО-80 и ФИО-100

Для того, чтобы анкета деятельностной самооценки могла давать численные оценки, были разработаны ее модификации, Анкета-80 и Анкета-100. Эти анкеты предполагают работу с электронной формой в программе Excel . Анкетируемый отвечает на вопросы Анкеты наподобие того, как это делается в Анкете-60. Программа рассчитывает количество ответов в столбцах, отвечающих разным уровням ИКТ-компетентости, проводит несложные расчеты и выдает КОЛИЧЕСТВЕННУЮ оценку уровня.

Существенно, что полученное число является ИНТЕГРАЛЬНЫМ измерителем и позволяет дать оценить ИКТ-компетентность в абсолютных значениях. Эти анкеты могут быть легко использованы и в качестве анкет выходного контроля. Тогда изменение уровня ИКТ-компетентности легко представляется в виде чисел.

Алгоритм построения Анкеты прост и понятен. На этих принципах каждый Региональный исполнитель проекта ИСО может легко может модернизировать эту Анкету, включив в неё вопросы, которые изучаются в ходе курсов повышения компьютерной грамотности. Естественно, эти Анкеты тоже рассчитаны на использование в учительской среде, однако они могут быть модифицированы для применения в обучении школьников информатике.

Анкета и её описание (методические указания) опубликованы на сайте http://imc.fio.ru.

Ещё одним способом оценки уровня ИКТ-компетентности можно считать выполнение выпускной работы, так как одним из основных критериев оценки качества обучения традиционно является именно качество выпускной работы.

Эта оценка может строиться только на экспертном подходе. Нет единой для всех шкалы экспертной оценки. Разные регионы по-разному оценивают разные аспекты выпускной работы. Более того, учитывая определенную свободу в выборе формы представления выпускной работы (презентация, сайт, несколько документов, созданных в PowerPoint , Word , Excel , Конструкторе школьных сайтов и др.), невозможно создать единый лист экспертной оценки8.

В.Ф. Бурмакина отмечает, что «существующие методы оценки информационно-коммуникационной компетенции ориентируются, почти исключительно, на формирование технологических навыков и алгоритмического мышления школьников и педагогов. Оценка умственных навыков высокого уровня, которые обеспечивают полноценную информационно-коммуникационную компетентность, сегодня практически не обсуждается»9. Автор вновь отсылает нас к проекту ИСО: «Для определения информационно-коммуникационно-технологической компетентности (ИКТ) выпускников основной школы и учителей в рамках проекта «Информатизация системы образования» было выделено новое направление – «Разработка инструмента для оценки компетентности школьников и учителей в области ИКТ»10.

По мнению Бурмакиной В.Ф., для подготовки школьников к успешной жизни в информационном обществе школа, как минимум, должна формировать у своих учеников умения, составляющие ИКТ-компетентность. ИКТ-компетентность - это общешкольное умение. Формирование ИКТ-компетентности должно проходить на всех уроках (а не только на уроках информатики). Необходимо сделать акцент на формирование этих умений в соответствии с требованиями информационного общества, в котором большая часть информации представлена в электронном виде: для этого учитель должен быть настроен на формирование этой компетентности; потребуется изменение дидактических целей типовых заданий, которые вы обычно даете своим учащимся (целей будет как минимум две: изучение конкретного учебного материала и формирование ИКТ-компетентности); формированию ИКТ-компетентности помогает использование активных методов обучения (групповая или командная работа, деловые и ролевые игры и т.д.).

Говоря о конкретном инструментарии для оценки уровня ИКТ-компетентности, автор имеет ввиду универсальный тест по проверке уровня ИКТ-компетентности. Тест рассчитан на 2 часа, он состоит из 14 вопросов: одиннадцать 5-минутных вопросов (на проверку одного умения), два 15-минутных вопроса (на проверку 2 или 3 умений) и один 30-минутный вопрос (на проверку 4 умений).

Адаптированный вариант этого теста мы можем обнаружить в авторских педагогических разработках. Примером может служить тест на определение уровня ИКТ-компетентности, предложенный учителем информатики МОУ «Горютинская СОШ» М.А. Бархатовым. Тест размещён на сайте преподавателя11, процедура тестирования проводится в режиме онлайн. Тест состоит из 5 блоков: 1 – «Основные устройства ПК», 2 - «Операционная система», 3 – «Технологии обработки информации (текст, электронные таблицы, графика, презентации)», 4 – «Компьютерные сети и телекоммуникации», 5 – «Информационная деятельность человека». Учащимся предоставляется возможность пройти тестирование по каждому из блоков. Кроме того, предусмотрена опция «Пройти итоговый тест по ИКТ-компетентности».

Таким образом, мы можем констатировать, что на сегодняшний день инструментарий для оценки ИКТ-компетентности педагогов более разнообразен, нежели тот инструментарий, который можно было бы использовать в работе с учащимися. Наиболее предпочитаемым (по результатам проекта ИСО) методом оценки считается тестирование, что, по нашему мнению, противоречит идее, озвученной кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры начертательной геометрии, компьютерной графики и дизайна МГПУ, исполнительным директором Центра развития образования АНХ Вероникой Фёдоровной Бурмакиной о том, что ИКТ-компетентность - это общешкольное умение, её формирование должно проходить на всех уроках. Следовательно, подход к оценке ИКТ-компетентности должен предполагать не столько проверку чисто технических навыков на контрольно-оценочных уроках информатики, сколько умение демонстрировать ИКТ-компетентность в процессе освоения самых разнообразных учебных дисциплин.

Глава 2. Педагогический эксперимент по разработке и апробации модели оценивания ИКТ-компетентности учащихся основной школы

2.1. Описание модели и процесса её апробации

Исходя из структуры ИКТ-компетентности и положения о том, что все её элементы должны оцениваться в процессе изучения различных учебных дисциплин, нами была разработана следующая модель оценки ИКТ-компетентности учащихся:

Компонент ИКТ-компетентности

Возможные операции, которые выполняет ученик

Критерии оценки

Определение (идентификация)

Детализация вопроса

Нахождение в тексте информации, заданной в явном или в неявном виде

Идентификация терминов, понятий

Самостоятельная формулировка задач, с составление плана будущей работы, выделение терминов и понятий – 1 балл

Самостоятельное выделение терминов и понятий; формулировка задач, с составление плана будущей работы, с использованием модуля «Подсказки» – 0,5 балла

Все перечисленные выше действия с использованием модуля «Подсказки» - 0 баллов

Компонент ИКТ-компетентности

Возможные операции, которые выполняет ученик

Критерии оценки

Оценка

Выработка критериев для отбора информации в соответствии с потребностью

Выбор ресурсов согласно выработанным или указанным критериям

Остановка поиска

Самостоятельная выработка критериев отбора информации, выбор ресурсов – 1 балл

Самостоятельная выработка критериев отбора информации и выбор ресурсов с использованием модуля «Подсказки» - 0,5 балла

Заимствование критериев отбора информации и выбор ресурсов с применением модуля «Подсказки» - 0 баллов

Компонент ИКТ-компетентности

Возможные операции, которые выполняет ученик

Критерии оценки

Доступ (поиск)

Выбор терминов поиска с учетом уровня детализации

Формирование стратегии поиска

Самостоятельная разработка стратегии поиска и полное соответствие результата поиска запрашиваемым терминам – 1 балл

Самостоятельная разработка стратегии поиска и частичное соответствие результата поиска запрашиваемым терминам – 0,5 балла

Разработка стратегии поиска с использованием модуля «Подсказки» - 0 баллов

Компонент ИКТ-компетентности

Возможные операции, которые выполняет ученик

Критерии оценки

Управление

Создание схемы классификации для структурирования информации

Использование предложенных схем классификации для структурирования информации

Самостоятельное создание схемы классификации для структурирования информации и её использование – 1 балл

Заимствование схемы классификации из модуля «Подсказки» и её безошибочное использование – 0,5 балла

Заимствование схемы классификации и её использование с допущением ошибок – 0 баллов

Компонент ИКТ-компетентности

Возможные операции, которые выполняет ученик

Критерии оценки

Интеграция

Сравнение и сопоставление информации из нескольких источников

Исключение несоответствующей и несущественной информации

Сжатое логичное изложение обобщенной информации

Самостоятельный анализ информации и сжатое её изложение – 1 балл

Самостоятельный анализ информации и развернутое её изложение – 0,5 балла

Использование конспекта из модуля «Подсказки»

Компонент ИКТ-компетентности

Возможные операции, которые выполняет ученик

Критерии оценки

Создание

Выработка рекомендаций по решению конкретной проблемы на основании полученной информации, в том числе противоречивой

Формулировка выводов о нацеленности имеющейся информации на решение конкретной проблемы

Обоснование своих выводов

Сбалансированное освещение вопроса при наличии противоречивой информации

Структурирование созданной информации с целью повышения убедительности выводов

Самостоятельная выработка рекомендаций по решению конкретной проблемы с указанием источников противоречивой информации – 1 балл

Самостоятельная выработка рекомендаций по решению конкретной проблемы без указания источников противоречивой информации – 0,5 балла

Заимствование готовых рекомендаций из модуля «Подсказки» - 0 баллов

Компонент ИКТ-компетентности

Возможные операции, которые выполняет ученик

Критерии оценки

Сообщение (передача)

Адаптирование информации для конкретной аудитории (путем выбора соответствующих средств, языка и зрительного ряда)

Цитирование источников (по делу и с соблюдением авторских прав)

Обеспечение, в случае необходимости, конфиденциальности информации и правил её преподнесения

Самостоятельное адаптирование информации для конкретной аудитории и способа её презентация – 1 балл

Самостоятельное адаптирование информации и способа её презентация с ипользованием модуля «Подсказки» - 0,5 балла

Заимствование адаптированной информации и способа презентации из модуля «Подсказки» - 0 баллов

Каждый учащийся может набрать от 0 до 7 баллов.

Таблица определения уровней развития ИКТ-компетентности респондентов

Уровни развития ИКТ-компетентности

Процентная характеристика успешности (Х)

Недостаточный

0-3,5 балла

Адаптивный

4-4,5 балла

Конструктивный

5-6 баллов

Исследовательский

6,5-7 баллов

Модель была апробирована в процессе интегрированного урока по истории и информатике в 9 классе.

Тема урока: «Вторая мировая война. План «Барбаросса», Атлантическая хартия, Движение Сопротивления»

Инструкция для учащихся: «Внимательно прочитайте тему урока, выделите ключевые слова (термины, понятия), найдите информацию по заданной теме, ознакомьтесь с этой информацией, законспектируйте и сформулируйте рекомендации по изучению данной темы для своих одноклассников с указанием источников информации. Для поиска информации используйте материалы по истории Отечества, размещенные в Вашем компьютере в папке «Мои документы». Прежде, чем Вы начнете работу по сбору материалов, сформулируйте задачи и составьте план своих действий. Отбирая материал, структурируйте его так, чтобы впоследствии эту информацию можно было использовать. Делать это вы можете любым удобным для вас способом. Ключевые слова, план работы и конспект должны быть зафиксированы в формате word. Если затрудняетесь, обращайтесь к модулю «Подсказки», представленном в виде файлов с расширением doc. На Рабочем столе».

В соответствии с разработанной нами моделью, учебная деятельность учащихся должна выглядеть следующим образом:

Компонент ИКТ-компетентности

Операции, которые выполняет ученик

Ожидаемый результат

Определение (идентификация)

Детализация вопроса

Нахождение в тексте информации, заданной в явном или в неявном виде

Идентификация терминов, понятий

- Зафиксированы ключевые слова

- Сформулированы задачи

- Составлен план работы

Содержание модуля «Подсказки»:

  1. Ключевые слова: Вторая мировая война, План «Барбаросса», Атлантическая хартия, Движение Сопротивления
  2. Задачи:

- Найти материалы по теме

- Ознакомиться с материалами

- Структурировать информацию

- Составить конспект

- Разработать рекомендации по изучению темы

- Презентовать результаты работы

  1. План работы:

1 – Формулировка задач

2 – Отбор материалов по теме из предложенных источников

3 – Структурирование отобранных материалов и сохранение их для дальнейшего использования

4 – Составление конспекта

5 – Разработка рекомендаций

6 – Презентация рекомендаций

Компонент ИКТ-компетентности

Операции, которые выполняет ученик

Ожидаемый результат

Оценка

Выработка критериев для отбора информации в соответствии с потребностью

Выбор ресурсов согласно выработанным или указанным критериям

Остановка поиска

Сформулирован критерий для отбора информации - файлы, в названиях которых имеются ключевые слова: Вторая мировая война, План «Барбаросса», Атлантическая хартия, Движение Сопротивления

Содержание модуля «Подсказки»:

Для отбора информации ориентируйтесь на выделенные вами ключевые слова. Вам потребуются те файлы, в названии которых они фигурируют.

Компонент ИКТ-компетентности

Операции, которые выполняет ученик

Ожидаемый результат

Доступ (поиск)

Выбор терминов поиска с учетом уровня детализации

Формирование стратегии поиска

Стратегия поиска:

1 вариант: открытие папки «Мои документы», поиск в ней папки «История Отечества. 9 класс», поиск папки «Вторая мировая война»

2 вариант: по ключевым словам с использованием опции «Поиск»

Содержание модуля «Подсказки»:

Для поиска нужной информации выберите один из двух вариантов:

1) Откройте папку «Мои документы» на Рабочем столе, найдите в ней папку «История Отечества. 9 класс», далее - папку «Вторая мировая война»

2) щелкните левой кнопкой мышки в левом нижнем углу компьютера на кнопку «Пуск», введите в строку поиска ключевое слово, скопируйте найденные файлы на рабочий стол, повторите операцию с остальными ключевыми словами.

Компонент ИКТ-компетентности

Возможные операции, которые выполняет ученик

Критерии оценки

Управление

Создание схемы классификации для структурирования информации

Использование предложенных схем классификации для структурирования информации

Самостоятельное создание схемы классификации для структурирования информации и её использование – 1 балл

Заимствование схемы классификации из модуля «Подсказки» и её безошибочное использование – 0,5 балла

Заимствование схемы классификации и её использование с допущением ошибок – 0 баллов

Содержание модуля «Подсказки»:

Создайте на рабочем столе папки с названиями «Вторая мировая война», «План «Барбаросса»», «Атлантическая хартия», «Движение Сопротивления». Переместите в них найденные документы, в наименовании которых содержатся ключевые слова.

Компонент ИКТ-компетентности

Операции, которые выполняет ученик

Ожидаемый результат

Интеграция

Сравнение и сопоставление информации из нескольких источников

Исключение несоответствующей и несущественной информации

Сжатое логичное изложение обобщенной информации

Ознакомление с материалами отобранных файлов и составление конспекта

Содержание модуля «Подсказки»:

  1. Конспект «Вторая мировая война»

В начале 30-х годов XX в. политическая ситуация в Германии была неустойчивой. В стране, проигравшей Первую мировую войну, на некоторое время установилась демократическая форма правления - Веймарская республика, но начавшийся в 1929 г. мировой экономический кризис ускорил ее падение. Ранее малозначительное национал-социалистическое движение во главе с Адольфом Гитлером выросло за время кризиса до крупнейшей политической партии, и в январе 1933 г. Гитлер стал рейхсканцлером. Его приходу к власти способствовала волна национализма, основанная на недовольстве народа итогами Первой мировой войны.

После 1934 года в Германии, где демократические традиции так и не успели выработаться, установился режим жестокой диктатуры. Популярность режима Гитлера держалась благодаря промышленному подъему, который был вызван, с одной стороны, окончанием мирового кризиса, а с другой - созданием мощного производства современных видов вооружения. С 1935 г. в Германии восстанавливается регулярная армия - вермахт (Wehrmacht).

Далеко идущие планы Гитлера включали достижение господства во всей Европе, а в будущем - установление нового мирового порядка во главе с Германией и ее союзниками - Италией и Японией и превращение Германии в центр мировой колониальной империи. Первыми шагами на этом пути стали германо-итальянская интервенция в Испании в 1936-1939 гг., присоединение Австрии в 1938 г. и захват Чехословакии в начале 1939 г., произошедший при молчаливом согласии мировых держав, которые распределили зоны влияния в Европе по Мюнхенскому соглашению 1938 г.

1 сентября 1939 г. Германия напала на Польшу, что стало поводом для вступления в войну стран-союзников - Великобритании и Франции, образовавших антигитлеровскую коалицию. Так началась Вторая мировая война.

Несмотря на мужественное сопротивление польских войск, включая 20-дневную оборону Варшавы, германская армия, имея значительное превосходство в численности и вооружении, в течение месяца оккупировала Польшу. Советский Союз, имея с Германией договор о нейтралитете, со своей стороны ввел войска на территорию Западной Белоруссии, Западной Украины и Прибалтики. Предполагая неизбежность будущей войны, советское правительство во главе со Сталиным приступило к модернизации военной промышленности и переоснащению Красной Армии.

Необходимость модернизации войск стала особенно очевидной после советско-японской военной кампании на Дальнем Востоке в мае - сентябре 1939 г. Эта кампания, а также успешно завершившаяся советско-финляндская война 1939-1940 гг. привели к смене тактики боевых действий Красной Армии, к возрастанию роли бронетанковых войск и авиации; в них были испытаны в бою новые образцы оружия и боевой техники. Наконец, успехи Красной Армии отсрочили вступление Советского Союза во Вторую мировую войну и предотвратили боевые действия на дальневосточной границе СССР.

В 1940 г. Германия перешла к активным боевым действиям в Западной Европе, захватив Данию, Норвегию, Голландию, Бельгию, Люксембург, Францию, Югославию и Грецию. С августа 1940 г. германские ВВС (Luft-waffe) начали массированные налеты на Великобританию, нанеся значительный ущерб британским городам, но благодаря сопротивлению британских ВВС высадка германского десанта в Британии была предотвращена. Весной 1941 г. Германия направляет экспедиционный корпус в Северную Африку на помощь итальянским войскам с целью удержания Ливии и захвата Египта.

Летом 1940 г. Гитлер определяет направление очередного главного удара вермахта - им должен был стать Советский Союз. По разработанному в июле - декабре 1940 г. плану «Барбаросса» быстрое поражение Советской России должно быть достигнуто расколом на части фронта русской армии, главные силы которой были сосредоточены в западной части России, глубокими прорывами мощными подвижными войсковыми группировками с последующим окружением русских частей и их уничтожением.

План основывался на согласованных действиях четырех армейских групп:

- финляндская группа была нацелена на Мурманск, Беломорье и Ладогу

- группа «Север» - на Ленинград

- группа армий «Центр» - на Москву

- группа «Юг» - должна была наступать на южном, украинском направлении.

По плану «Барбаросса» армия вторжения должна была до наступления зимы достичь линии Архангельск – Волга – Астрахань, полностью уничтожить Красную Армию и промышленный комплекс до Урала.

Конечной целью войны было уничтожение Советского Союза как государства, превращение захваченных территорий в колонии. Вся территория вплоть до Урала подлежала заселению немцами. Особое место занимал план «Ост», согласно которому подлежало выселению и уничтожению 120 – 140 миллионов человек.

К июню 1941 г. у границ СССР от Баренцева до Черного моря были развернуты 3 группы армий (181 дивизия) при поддержке 3 воздушных флотов с задачей наступать на Ленинград, Москву и Киев. В состав войск входило 5,5 млн. человек, 3712 танков, 47 260 орудий и 4950 самолетов. Утром 22 июня после артиллерийской подготовки и массированных бомбовых ударов германские войска перешли границу СССР и начали продвижение вглубь территории страны. Началась Великая Отечественная война.

План «Барбаросса» опирался на созданную германскими военными еще в Первую мировую войну теорию ведения «молниеносной войны» (Blitzkrieg) с целью достижения победы в кратчайшие сроки - дни или месяцы. Боевые действия в Европе вплоть до лета 1941 г. и начало кампании на Восточном фронте против Советского Союза, казалось бы, подтверждали правильность расчета Гитлера, однако вскоре стало ясно, что надежды на молниеносную войну не оправдались. Безуспешные попытки захвата Москвы в конце осени - начале зимы 1941 г. и поражение германских войск под Москвой привели к срыву плана «Барбаросса», к длительной и кровопролитной позиционной войне, на которую вооруженные силы и военная промышленность Германии изначально не были рассчитаны. Благодаря беспримерным усилиям и героизму личного состава Вооруженных сил СССР, а также мастерству высшего военного командования Советский Союз при поддержке стран - участниц антигитлеровской коалиции, действовавших на Западном фронте, в первую очередь Великобритании и США, нанес Германии сокрушительное поражение.

К концу апреля 1945 г. вся территория Германии была занята, и режиму Гитлера, который не прекращал войну до самого последнего момента, наступил конец. 8 мая 1945 г. был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии.

Вторая мировая война длилась пять с половиной лет, опустошила значительные территории Европы и унесла около 50 млн. жизней.

Атлантическая хартия — один из основных программных документов антигитлеровской коалиции. Обсуждалась и была принята на Атлантической конференции «Riviera» британским премьером У. Черчиллем и Президентом США Ф.Д. Рузвельтом, на военно-морской базе Арджентия в Ньюфаундленде, о чём было заявлено 14 августа 1941. Позже, 24 сентября 1941 г., к хартии присоединился и СССР.

Атлантическая хартия была призвана определить устройство мира после победы союзников во Второй мировой войне, несмотря на то, что Соединённые Штаты в войну ещё не вступили.

Документ включает следующие пункты:

  • Отсутствие территориальных претензий со стороны США или Великобритании.
  • Территориальные споры следует разрешать согласно мнению народа.
  • Право народов на самоопределение.
  • Снижение торговых барьеров.
  • Глобальное экономическое сотрудничество и повышение благосостояния.
  • Свобода от нужды и страха.
  • Свобода морей.
  • Разоружение государств-агрессоров, общее разоружение после войны.
  • Военный разгром стран-агрессоров.

На следующем совещании в Лондоне 24 сентября 1941 согласие с принципами хартии выразили представители правительств Бельгии (в эмиграции), Чехословакии (в эмиграции), Греции, Люксембурга (в эмиграции), Нидерландов (в эмиграции), Норвегии (в эмиграции), Польши (в эмиграции), СССР, и Югославии, а также «Свободной Франции» Шарля де Голля.

Движение Сопротивления – национально-освободительное, антифашистское демократическое движение народных масс во время второй мировой войны 1939-45 против германских, итальянских и японских оккупантов и сотрудничавших с ними местных жителей. Своими корнями Д. С. было тесно связано с борьбой против фашизма и войны, проводившейся народными массами в предвоенные годы (вооруженные бои в Австрии, Народный фронт во Франции, борьба против иностранных интервентов и франкистских мятежников в Испании), и явилось продолжением этой борьбы в условиях войны против фашизма. В Д. С. участвовали различные классы и слои населения независимо от классовой принадлежности, политических и религиозных убеждений: рабочие и крестьяне, городская мелкая и средняя буржуазия, демократически настроенная интеллигенция и часть духовенства. Почти во всех оккупированных фашистами странах в Д. С. имелось два течения: 1) народно-демократическое, руководимое рабочим классом во главе с коммунистическими партиями, выдвигавшими в своих программах освободительной борьбы требования не только национального, но и социального освобождения, и 2) правое, консервативное, руководимое буржуазией, ограничивавшее свои задачи восстановлением власти национальной буржуазии и порядков, существовавших до оккупации страны. Главную роль в Д. С. играли рабочий класс и крестьянство, являвшиеся его активной силой. В ряде стран (Франция, Италия, Чехословакия, Бельгия, Дания, Норвегия и др.) между народно-демократическим и правым течениями в ходе Д. С. устанавливалось сотрудничество против общего врага. В некоторых странах (Югославия, Албания, Польша, Греция и др.) находившиеся в эмиграции буржуа при поддержке правящих кругов Великобритании и США создавали на оккупированных государствами фашистского блока территориях своих стран реакционные организации, которые, хотя формально и выступали за освобождение от немецко-фашистской оккупации, на деле вели борьбу против народно-освободительного движения, против компартий и др. демократических организаций, нередко выдавая их врагу.

По своему характеру Д. С. в каждой отдельной стране было глубоко национальным, т. к. преследовало цели национального освобождения, что отвечало коренным интересам народов оккупированных фашистами стран. В то же время оно было интернациональным, т. к. имело общую для всех борющихся народов цель - разгром сил фашизма, освобождение территорий оккупированных стран Европы и Азии от захватчиков, создание условий для прочного послевоенного мира. Интернационализм Д. С. проявлялся во взаимодействии и взаимопомощи национальных Д. С. и в широком участии антифашистов различных стран в каждом национальном Д. С.

Д. С. отличалось многообразием форм и тактики, применявшимися патриотами в борьбе против оккупантов. Наиболее распространенными формами были: антифашистская пропаганда и агитация, издание и распространение подпольной литературы, забастовки, саботаж работы на предприятиях, выпускавших продукцию для оккупантов, и на транспорте, вооруженные нападения с целью уничтожения предателей и представителей оккупационной администрации, партизанская война. Высшей и наиболее действенной формой Д. С. было всенародное вооруженное восстание, в котором ведущая роль принадлежала рабочему классу.

Компонент ИКТ-компетентности

Операции, которые выполняет ученик

Ожидаемый результат

Создание

Выработка рекомендаций по решению конкретной проблемы на основании полученной информации, в том числе противоречивой

Формулировка выводов о нацеленности имеющейся информации на решение конкретной проблемы

Обоснование своих выводов

Сбалансированное освещение вопроса при наличии противоречивой информации

Структурирование созданной информации с целью повышения убедительности выводов

Рекомендации по изучению темы «Вторая мировая война. План «Барбаросса». Атлантическая хартия. Движение Сопротивления»

Содержание модуля «Подсказки»:

Рекомендации для одноклассников по изучению темы:

  1. Используя материалы папки «Вторая мировая война», изучите предпосылки начала Второй мировой войны и последовательность захвата гитлеровскими войсками европейских территорий.
  2. Используя папку «План «Барбаросса»», изучите план захвата Гитлером территории Советского Союза.
  3. Используя папку «Атлантическая хартия», изучите состав государств, участвовавших в принятии Атлантической хартии и содержание документа.
  4. Используя папку «Движение Сопротивления», изучите направления Движения Сопротивления и его специфику в разных государствах.

Компонент ИКТ-компетентности

Операции, которые выполняет ученик

Ожидаемый результат

Сообщение (передача)

Адаптирование информации для конкретной аудитории (путем выбора соответствующих средств, языка и зрительного ряда)

Цитирование источников (по делу и с соблюдением авторских прав)

Обеспечение, в случае необходимости, конфиденциальности информации и правил её преподнесения

Презентация Power Point с основными положениями конспекта и рекомендациями

Содержание модуля «Подсказки»:

  1. Для представления результатов работы создайте документ в формате Power Point
  2. Примерное содержание слайдов презентации:

1 – Предпосылки Второй мировой войны

2 – Перечень государств, подвергшихся вторжению гитлеровских войск в начале Второй мировой войны с указанием сроков их захвата

3 – План «Барбаросса»: понятие «блицкрига» и направления наступления на СССР.

4 – Атлантическая хартия: перечень государств, принявших её и содержание документа.

5 – Движение Сопротивления: цель, государства, участники (классы), формы.

6 – Рекомендуемая литература и источники информации.

На протяжении всего урока учитель информатики отслеживал скорость выполнения заданий учениками и фиксирует частоту обращения каждого из них к модулю «Подсказки». Учитель истории оценивал качество конспектов и презентаций (содержательность и четкость изложения материала)

2.2. Результаты эксперимента

В ходе подсчета баллов за выполнение каждого задания мы получили следующие результаты:

Количество баллов по уровням ИКТ-компетентности

Количество учащихся

От 0 до 3,5 балла

4 чел.

От 4 до 4,5 балла

14 чел.

От 5 до 6 баллов

6 чел.

От 6,5 до 7 баллов

1 чел.

Распределение учащихся в классе по уровням ИКТ-компетентности:

Таким образом, большинство учащихся в классе обладают адаптивным уровнем развития ИКТ-компетентности, то есть минимально допустимым, отражающим способность использовать знакомые средства информационных и коммуникационных технологий при организации учебной деятельности. Для таких учащихся характерен преимущественно репродуктивный тип деятельности в рамках четко сформулированного задания. Следует отметить, что эти учащиеся испытывают наибольшие затруднения на этапах самостоятельного планирования деятельности, определения способа поиска информации и, особенно, в процессе разработки рекомендаций.

Конструктивный – средний, оптимально необходимый уровень ИКТ-компетентности продемонстрировали 34% учащихся. Они способны осознанно, целенаправленно и дифференцированно использовать средства информационных и коммуникационных технологий в учебной деятельности.

Исследовательский – высший, перспективный уровень ИКТ-компетентности показал только один учащийся.

16% учащихся продемонстрировали недостаточный уровень ИКТ-компетентности. На всех этапах работы они использовали материалы модуля «Подсказки». Такие ученики не готовы к эффективному использованию информационных технологий при изучении учебных дисциплин.

Следует особо отметить, что ни один из учащихся в классе не является неуспевающим по информатике. Более того, приблизительно 52% детей имеют итоговую отметку «отлично», следовательно, они должны иметь исследовательский уровень ИКТ-компетентности; 40% имеют итоговую отметку «хорошо», а, значит, их уровень ИКТ-компетентности должен соответствовать категории «конструктивный»; 8% учащихся имеют итоговую отметку по информатике «удовлетворительно», что соответствует адаптивному уровню ИКТ-компетентности. На основании выявленных расхождений мы можем утверждать, что предложенная нами модель оценки уровня ИКТ-компетентности дает более объективную картину способности учащихся к применению информационно-коммуникационных технологий в учебной деятельности, в сравнении с традиционной системой оценки, существующей в рамках знаниевой образовательной парадигмы.

Заключение

Изучение научно-методической литературы по теме исследования позволяет нам сделать вывод о том, что в настоящее время ведется активная работа по разработке разного рода программ формирования ИКТ-компетентности участников образовательного процесса. В ходе этой работы немалые усилия прилагаются для того, чтобы разработать инструментарий для оценки уровня ИКТ-компетентности учителей и учащихся. Наибольшее число разработок в указанной сфере касается формирования и оценивания ИКТ-компетентности учителей. Что касается инструментария для оценки ИКТ-компетентности, то здесь предложения ограничиваются в основном тестовыми методиками, которые позволяют получить представление об уровне сформированности знаний и чисто технологических навыков.

Такая позиция, по нашему мнению является недостаточно продуктивной, ибо компетентностная подход в образовании, в отличие от знаниевой парадигмы, рассматривает формирование информационно-коммуникационной компетентности не только как формирование технологических навыков. С точки зрения компетентностного подхода, одним из результатов процесса информатизации школы является формирование у учащихся способности использовать современные информационные и коммуникационные технологии для работы с информацией, необходимые для успешной социализации обучающихся в информационном обществе. Из этого следует, что ИКТ-компетентность школьников следует рассматривать через призму способности успешно использовать ИКТ в учебной деятельности по освоению различных учебных дисциплин.

Нами была разработана и апробирована модель оценки ИКТ-компетентности учащихся основной школы. В результате проведенного эксперимента мы выяснили, что объективные показатели ИКТ-компетентности школьников, полученные в процессе освоения ими материала по отечественной истории с применением ИКТ, существенно ниже тех, которые отражены в журнале успеваемости школьников. Разработанная нами модель оценки позволила выявить те компоненты ИКТ-компетентности, которые нуждаются в дальнейшем развитии. Иными словами, предложенная модель, которую можно применять в условиях изучения любой дисциплины, дает представление о том, какие навыки работы с информацией сформированы у учащихся в достаточно мере, а какие нуждаются в корректировке.

Библиографический список

  1. Акуленко В.Л. Формирование ИКТ-компетентности учителя-предметника в системе повышения квалификации // Применение новых технологий в образовании: Материалы XV Междунар. конф., 29-30 июня 2004 г. - Троицк: Изд-во «Тровант», 2004.
  2. Бурмакина В.Ф. ИКТ - компетентность учащихся и педагогов // Мавтериалы открытой Всероссийской конференции «Преподавание Информационных Технологий в России» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.it-education.ru/2007/reports/Stend/Burmakina.htm
  3. Бурмакина В.Ф., Зелман М., Фалина, И.Н.. Большая Семёрка (Б7). Информационно-коммуникационно-технологическая компетентность. Методическое руководство для подготовки к тестированию учителей. – М.: Международный банк реконструкции и развития; Национальный фонд подготовки кадров; Центр развития образования АНХ при правительстве РФ, 2007. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://ifap.ru/library/book360.pdf.
  4. В.Ф.Бурмакина В.Ф., Фалина И.Н. Как готовиться к тестированию по проверке ИКТ-компетентности школьников. - М.:Педагогический университет «Первое сентября», 2007
  5. Зайцева, С.А. Теоретико-методологические основы подготовки учителя начальных классов в области современных информационных и коммуникационных технологий: Монография. – Шуя: Изд-во ГОУ ВПО «ШГПУ», 2011. – 166 с.
  6. Зелман М. Отчет по ИКТ-компетентности стандартам. - М.: МБРР, 2004.
  7. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб.пособие для студ.пед.вузов и системы повыш.квалиф.пед.кадров / Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В. и др. / Под общ. ред. Е.С.Полат. – М.: ИЦ «Академия», 2000.
  8. Сборник материалов «Научно-исследовательский институт информационных технологий социальной сферы Кузбасса, региональный центр реализации программы ЮНЕСКО «Информация для всех». Сост.: Н.И.Гендина, Н.И.Колкова. - М.: Школьная библиотека, 2005.
  9. Тамарова З.Б., Юганова Н.А., Котельникова В.И. Использование информационно-коммуникационных технологий в технологическом учебно-воспитательном процессе Ульяновский государственный педагогический университет Информационно-коммуникационные технологии в подготовке учителя технологии и учителя физики: в 3-х ч.Ч.3. Сборник материалов научно-практической конференции / Отв. ред. А. А. Богуславский – Коломна: Коломенский гос. пед. институт, 2008. – 72 с.
  10. Тришина С.В. Информационная компетентность как педагогическая категория // Интернет-журнал «Эйдос». - 2005. - 10 сентября. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-11.htm
  11. Фалина И.Н. Компетентностный подход в обучении и стандарт образования по информатике. Информатика № 7/2006
  12. Хуторской А.В. Статья «Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования» // Народное образование. – 2003. - №2. – С.58-64.
  13. Юганова Н.А., Тамарова З.Б., Котельникова В.И. Формирование готовности учителя технологии использовать информационно-коммуникационные технологии в своей профессиональной деятельности. Информационно-коммуникационные технологии в подготовке учителя технологии и учителя физики: в 3-х ч. Ч. 3. Сборник материалов научно-практической конференции / Отв. ред. А. А. Богуславский – Коломна: Коломенский гос. пед. институт, 2008. – 72 с.
  14. Ястребов Л.И. Определение уровня базовой ИКТ – компетентности // Вопросы интернет-образования. - № 52. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://vio.uchim.info/Vio_52/cd_site/articles/art_3_6.htm

1 Бурмакина В.Ф., Зелман М., Фалина, И.Н.. Большая Семёрка (Б7). Информационно-коммуникационно-технологическая компетентность. Методическое руководство для подготовки к тестированию учителей. – М.: Международный банк реконструкции и развития; Национальный фонд подготовки кадров; Центр развития образования АНХ при правительстве РФ, 2007. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://ifap.ru/library/book360.pdf.

2 Бурмакина В.Ф., Зелман М., Фалина, И.Н.. Большая Семёрка (Б7). Информационно-коммуникационно-технологическая компетентность. Методическое руководство для подготовки к тестированию учителей. – М.: Международный банк реконструкции и развития; Национальный фонд подготовки кадров; Центр развития образования АНХ при правительстве РФ, 2007. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://ifap.ru/library/book360.pdf.

3 Тришина С.В. Информационная компетентность как педагогическая категория // Интернет-журнал «Эйдо»". - 2005. - 10 сентября. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-11.htm

4 Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб.пособие для студ.пед.вузов и системы повыш.квалиф.пед.кадров / Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В. и др. / Под общ. ред. Е.С.Полат. – М.: ИЦ «Академия», 2000.

5 Акуленко В.Л. Формирование ИКТ-компетентности учителя-предметника в системе повышения квалификации // Применение новых технологий в образовании: Материалы XV Междунар. конф., 29-30 июня 2004 г. - Троицк: Изд-во «Тровант», 2004.

6 Зайцева, С.А. Теоретико-методологические основы подготовки учителя начальных классов в области современных информационных и коммуникационных технологий: Монография. – Шуя: Изд-во ГОУ ВПО «ШГПУ», 2011. – 166 с.

7 Ястребов Л.И. Определение уровня базовой ИКТ – компетентности // Вопросы интернет-образования. - № 52. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://vio.uchim.info/Vio_52/cd_site/articles/art_3_6.htm

8 Ястребов Л.И. Определение уровня базовой ИКТ – компетентности // Вопросы интернет-образования. - № 52. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://vio.uchim.info/Vio_52/cd_site/articles/art_3_6.htm

9 Бурмакина В.Ф. ИКТ - компетентность учащихся и педагогов // Мавтериалы открытой Всероссийской конференции «Преподавание Информационных Технологий в России» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.it-education.ru/2007/reports/Stend/Burmakina.htm

10 Бурмакина В.Ф. ИКТ - компетентность учащихся и педагогов // Мавтериалы открытой Всероссийской конференции «Преподавание Информационных Технологий в России» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.it-education.ru/2007/reports/Stend/Burmakina.htm

11 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://barhatov.moy.su/

Оценивание уровня сформированности компонентов ИКТ-компетентности учащихся основной школы в процессе обучения информатике