От анализа текста — к сочинению


Готовь сани летом, а материалы к экзамену — осенью. Памятуя об этой нехитрой учительской пословице, мы начинаем печатать в первом номере нового учебного года цикл из десяти занятий по подготовке к ЕГЭ (а точнее, к сочинению в части С), разработанный нашим давним автором, Нелли Михайловной Пащук. Читатели помнят её яркие и интересные материалы, комплексные консультации к сочинениям, которые выручали в предэкзаменационную пору многих коллег. Предлагаемый Н. М. Пащук цикл занятий придёт на помощь словеснику, желающему не просто натаскивать на экзамен, но продолжать формировать у ученика осмысленный навык создания связного и доказательного письменного текста.

И помните — до экзамена осталось всего ничего!

Введение

В части С1 КИМов по русскому языку предлагается написать сочинение по прочитанному тексту: сформулировать и прокомментировать одну из проблем, поставленных автором текста, выявить позицию автора, согласиться или не согласиться с его точкой зрения, а также привести не менее двух-трёх аргументов. Задача, право, не из лёгких: по сути, работа ученика должна состоять из двух частей: первая — анализ текста; вторая — собственное сочинение-рассуждение по проблемам текста.

Приступая к выполнению работы, важно помнить, что сочинение не монолог, а диалог ученика с автором текста. Встреча автора и ученика будет интересной только тогда, когда второй научится понимать строение текста, его смысл, прочувствует каждое слово, фразу, интонацию автора.

Следует ли напоминать, что диалог должен вестись в корректной форме? Думаю, да, в противном случае не избежать “наказания” — вызвать негативную оценку экзаменатора и потерять баллы. К работе выпускника предъявляются серьёзные требования — она должна показать:

— насколько глубоко и полно понят смысл текста;

— способен ли старшеклассник зрело судить о проблемах, затронутых в тексте;

— может ли он ясно и убедительно, вежливо и корректно изложить свою позицию, даже если она расходится с авторской;

— умеет ли грамотно излагать свои мысли, не нарушая норм литературного языка;

— выразительна ли его речь: эмоциональна, богата художественными средствами.

Предвижу и сомнения по поводу того, что невозможно соответствовать всем этим требованиям в рекомендованном объёме сочинения — 150 слов. Но ведь это всего лишь рекомендации: можно и увеличить объём до 200–250 слов, тогда работа будет более полновесной и качественной. Вспомним русскую пословицу “Глаза боятся, а руки делают”; в нашем случае — “руки пишут”.

Занятие № 1

Анализ публицистического текста

Публицистический стиль. — Теоретические основы анализа текста. — Практикум по анализу текста.

Публицистика — литературный жанр, посвящённый рассмотрению актуальных тем общественно-политической жизни.

Публицистический стиль — стиль, используемый в общественно-политической и литературно-критической литературе, средствах массовой информации, устных выступлениях на собраниях, митингах.

Функциональная особенность: информативная и воздействующая функции.

Цель публицистического текста: информировать читателя о событиях в стране и мире, формировать общественное мнение.

Стилевые черты

Лексические:

— чередование книжных слов с экспрессивными;

— использование оценочной лексики;

— наличие клишированных выражений, например: Иметь значение, играть роль, главное событие И т. д.;

— фактографичность, документализм;

— использование неологизмов, окказионализмов (собственно авторские выражения);

— использование в экспрессивных целях заголовков, вводных эпизодов, тропов, цитат, элементов других стилей (разговорного, художественного, научного).

Морфологические:

— употребление существительных с суффиксами -ость, - ство, - ние, например: Личность, Алчность, сотрудничество;

— слов с интернациональными суффиксами и префиксами -изм, - ист, - ция, анти-, контр-, де-, например: Пацифизм, интеллигенция, антиисторический;

— слов, образованных сложением основ, например: Общественно-политический, Социально-экономический и др.;

— употребление форм страдательных причастий прошедшего времени, например: Ознаменован, изготовлен.

Синтаксические:

— использование эллиптических конструкций;

— номинативных предложений;

— присоединительных и парцеллированных кон­струкций;

— сегментированных конструкций.

Теоретические основы анализа текста

По первым трём критериям (К1–К3) оценки выполнения заданий с развёрнутым ответом (часть С1) проверяются умения ученика анализировать текст: 1) определять тему текста, формулировать проблему; 2) комментировать её; 3) выявлять позицию автора. Следующий критерий (К4) позволяет проверить умение ученика создавать свой собственный текст. Рассмотрим каждый элемент подробно.

Тема

Тема — 1) предмет повествования, круг жизненных явлений, осмысляемых автором; 2) круг событий, служащий для постановки философских, социальных, этических, идеологических проблем.

Формулировка проблемы

Проблема Сложный вопрос, задача, требующая разрешения, исследования.

Перечислим несколько способов формулировки проблемы:

1) в вопросно-ответной форме;

2) в виде предложения-тезиса, требующего пояснения;

3) в виде номинации (названия) темы;

4) с использованием лексических и синтаксических средств выразительности: лексического повтора, ключевых повторяющихся выражений (однотемной лексики), риторических вопросов, градации и др.;

5) в виде предложения-цитаты, отражающего основную мысль текста.

Комментарий проблемы

Комментировать — значит пояснять, толковать, делать примечания. Комментировать проблемы текста можно двумя способами.

1) “Я иду вслед за автором” (аналитический пересказ текста).

2) “Свободный” комментарий, основанный на откликах, ассоциациях читателя.

Порекомендуем ученикам:

    не пересказывать весь текст; не комментировать несформулированную проблему; не увлекаться чрезмерным цитированием текста.

В этой части работы (комментарий проблемы) можно использовать следующие выражения и вводные конструкции: автор (писатель, публицист) заявляет; Ф. И.О делится своим пониманием проблемы; по убеждению автора (публициста, писателя)…; совершенно очевидным, по мнению автора (Ф. И.О, публициста, писателя), является…

Автор. Позиция автора

Позиция автора — это его точка зрения. Автор неизменно выражает (умозаключениями в публицистических текстах, образами — в художественных) своё отношение к установкам, ценностным ориентирам героев или поставленным проблемам; раскрывает читателю свой духовный мир. Отношение автора к проблеме может быть либо сугубо индивидуальным, либо диалогичным (диалог с читателем); к героям — отстранённым или родственным, но не нейтральным. Говоря о взаимоотношениях читателя и автора, Л. Н. Толстой писал: “Когда мы знакомимся с творчеством писателя, перед нами встают вопросы: «А ну-ка, что за человек? Что нового можешь сказать мне о жизни?»” Вот так и мы, читая текст, должны спросить автора: что ты за человек, каков твой духовный мир, как ты оцениваешь этот мир и какова твоя позиция?

Аргументация своего мнения

Ученику необходимо выразить своё отношение к проблеме(ам), поставленной(ым) автором текста, согласившись или не согласившись с ним. Это самая трудная часть работы, потому что надо не только высказать своё мнение, но и привести два-три аргумента. По типу речи эта часть сочинения не что иное, как рассуждение. Следовательно, должен присутствовать Тезис (то, что нужно доказать). Тезисом может послужить точка зрения автора на проблему (позиция автора). Затем нужно привести аргументы в пользу или против выдвинутого тезиса и сделать вывод, то есть обобщить свои умозаключения. Аргумент — фактическое доказательство, логический довод, служащий основанием для доказательства. К аргументам можно отнести примеры из истории, научных открытий, художественных произведений или фильмов. Это наиболее выигрышные аргументы. Не будем забывать о том, что в тексте может быть несколько проблем. Посоветуем ученикам “не растекаться мыслью по древу” и прокомментировать одну заинтересовавшую его проблему.

Несколько полезных советов ученикам по этой части работы (аргументация собственного мнения):

— соблюдайте фактологическую точность в приводимых примерах;

— указывайте точные даты, правильные названия произведений и их авторов, имена героев произведений, исторических лиц;

— приводите верные факты биографии, не искажайте исторические и культурные реалии;

— не допускайте этических ошибок: высокомерного или циничного отношения к автору текста;

— не проявляйте речевую агрессию, не выказывайте свою недоброжелательность, негативные эмоции: грубость, насмешку, употребление сниженной лексики.

Если вы не согласны с мнением автора, можно, например, использовать следующие речевые обороты: Пожалуй, наиболее спорной выглядит мысль о том…; позволю себе не согласиться с автором в той части, где он рассуждает о…; на этот счёт у меня сложилось другое мнение…

Предложим учащимся отработать каждый элемент анализа на примере публицистической статьи В. П. Астафьева (текст взят из учебно-методического пособия: Мамона Т. Н. Русский язык // ЕГЭ. М.: Экзамен, 2005).

Практикум по анализу текста

Исходный текст (В. П. АСТАФЬЕВ)

1) Рассказать о тех, кто снимает шапки с чужих голов?

2) Кто портит телефоны-автоматы?

3) Кто разрушает автобусные остановки просто так, с тоски и от буйства сил?

4) Кто стонет и визжит во время сеанса в кинотеатре, выражая своё эстетическое чувство?

5) Кто врубает на всю ночь проигрыватели, чтобы повеселить соседей?

6) Кто…

7) Но пакостников по сравнению с порядочными людьми всё же не так много.

8) Откуда же такое чувство, что мы порой опутаны ими?

9) Не оттого ли, что мы примирились с ними, опустили руки?

10) Владимир Даль, опять же он, батюшка, давно и во все времена дающий нам точные ответы, называет пакость скверной, мерзостью, гадостью, злоумышлением, да еще дьявольским, и советует: “Всякую пакость к себе примени… На пакость всякого станет…”

11) Пакость чаще всего творится скрытно.

12) Если бы её “засветили”, если бы видно сделалось, она, быть может, и прекратилась, ибо пакость, хотя и не всегда любит и часто не приемлет зрителя, всё же иногда и при зрителе происходит и для него делается.

13) Если бы пакостить негде было, не рыхлилась бы для неё почва, нечем бы стало ей прикрываться, пришлось бы нам кончать с очень многими дурными наклонностями.

14) Пакость многообразна, границы её бывают размыты житейским морем или сомкнуты с некими нагромождениями, разломами, выносами.

15) Пакость может быть незаметной, но безвредной никогда не была и не будет.

16) Ох, сколько мы слов извели, сколько негодования высказали, сердце изорвали, нервы извели, вывесок больше всех грамотных народов написали, и все с приставкой Не-: “не курить!”, “не бросать”, “не переходить”, “не шуметь”, “не распивать”.

17) И что же, пакостник унялся?

18) Притормозил?

19) Засовестился?

20) Да он как пакостил, так и пакостит, причём, по наблюдениям моим, особенно охотно пакостит под запретными вывесками, потому что написаны они для проформы и покуражиться под ними пакостнику одно удовольствие; ему пакостная жизнь — цель жизни, пакостные дела — благо, пакостный спектакль — наслаждение, и тут не помогут никакие уговоры, никакая мораль, даже самая передовая.

21) Не годится, тут лишь одно средство возможно, оно, это верное средство, мудрым батюшкой Крыловым подсказано более ста лет назад: “Власть употребить!”

22) И силу, добавлю я, всеобщую, народную.