УЧЕТ ЗАПАСОВ

УЧЕТ ЗАПАСОВ

Содержание

Введение ……………………………………………………………………..…3

1. Понятие и сущность производственных запасов

1.1. Производственные запасы и задачи их учета. …………………………..5

1.2. Классификация производственных запасов. …………………………….7

1.3. Оценка и принципы учета запасов. ………………………………………10

2. Учет операций с производственными запасами

2.1. Документирование и оперативный учет движения производственных запасов……………………………………………………………………………13

2.2. Бухгалтерский учет поступления производственныхзапасов и расчетов с поставщиками……………………………………………16

2.3. Бухгалтерский учет движения производственных запасов…………..…..19

2.4. Отражение в учете инвентаризации производственных запасов ……….25

2.5. Учет переоценки производственных запасов………………………..……29

Заключение………………………………………………………………………31

Список использованной литературы…………………………………...………33

Введение

Сырьевые, материальные и топливно-энергетические ресурсы - это важнейшая составная часть национального богатства страны. Поэтому в комплексе мер по созданию системы бухгалтерского учета большое значение имеет формирование полной и достоверной учетной информации о наличии, движении и использовании производственных запасов на каждом предприятии, а также четкая организация внутрихозяйственного контроля за их сохранностью. Важное значение приобретает улучшение качественных показателей использования производственных запасов. Этого можно добиться путем экономии материалов и более эффективного их использования. Решения вышеизложенных задач можно достичь, применяя более прогрессивные конструкционные материалы, внедряя новые технологии, заменяя дорогостоящие материалы более дешевыми без снижения качества продукции, сокращая отходы и потери в производственном процессе, а также широко вовлекая в хозяйственный оборот вторичные ресурсы и попутные продукты.

Организация материального учета - один из наиболее сложных участков учетной работы. На промышленном предприятии номенклатура материальных ценностей исчисляется десятками тысяч наименований, а информация по учету производственных запасов составляет более 30% всей информации по управлению производством. Поэтому организация учета и контроля за движением, сохранностью и использованием материальных ценностей связана с большими трудностями. Важное значение имеет автоматизация всех учетных работ, начиная от выписки учетных документов и заканчивая составлением необходимой отчетности. Неотъемлемой частью учета и контроля производственных запасов является экономический анализ их использования, который углубляет поиски резервов повышения эффективности производства.

Таким образом, из вышесказанного вытекает, что вопрос учета и контроля производственных запасов весьма актуален. Целью работы является изучение путей совершенствования методики бухгалтерского учета, сохранности и использования производственных запасов организации.

Для реализации цели нами поставлены следующие задачи:

- рассмотреть экономическое содержание производственных запасов, дать их классификацию и оценку;

- изучить методику поступления производственных запасов;

- отразить учет расходования производственных запасов, их реализацию;

Глава 1. Понятие и сущность производственных запасов.

1.1. Производственные запасы и задачи их учета.

Вторым элементом материального производства является использование предметов труда, из которых под влиянием живого труда и средств труда создаются новые продукты — готовая продукция предприятия. Материалы, используемые предприятием, являются носителями прошлого труда, вложенного на предыдущих стадиях добычи и обработки. Одной из отличительных особенностей промышленного потребления предметов труда является то, что они сразу в одном производственном цикле входят в состав продукции и стоимость их целиком включается в затраты на производство. При этом предметы труда меняют свою натурально-вещественную форму. Предметы труда приобретаются у поставщиков и оплачиваются из оборотных средств.

Таким образом, ежедневная потребность в предметах труда на функционирующем предприятии позволяет зачислить их в состав материальных оборотных средств предприятия и рассматривать как текущие активы.

В состав предметов труда входят:

– топливо;

– полуфабрикаты;

– сырье;

– материалы;

– энергия[1].

Их приобретение, хранение и использование имеют особенности. Некоторые предметы труда не имеют вещественной формы и не могут храниться на складе. Некоторые предметы, имеющие вещественную форму, не хранятся из условий их поставки: магистральный газ, вода.

Те производственные запасы, которые подлежат хранению, должны быть запасены в размере минимальных потребностей. То есть предприятие должно стремиться работать «с колес».

Хранение предметов труда в виде запасов на складе сопряжено с дополнительными затратами. Приобретение материалов в запас приводит к иммобилизации оборотных средств.

Перед бухгалтерским учетом производственных запасов стоят следующие задачи:

– контроль за сохранностью запасов на складах;

– контроль за состоянием складских запасов;

– документальное оформление всех операций по поступлению и расходу производственных запасов;

– выбор обоснованной учетной политики в отношении метода оценки материалов;

– определение всех затрат, связанных с приобретением запасов;

– списание стоимости израсходованных материалов на затраты предприятия и в себестоимость продукции.

Для обеспечения учета материалов на должном уровне должны соблюдаться определенные условия:

– хранение материалов должно осуществляться в складских помещениях, приспособленных к определенным их видам;

– прием и отпуск ценностей должны измеряться, для чего склады должны обеспечиваться весоизмерительными приборами;

– с работниками складов необходимо заключать договоры о материальной ответственности[2].

1.2. Классификация производственных запасов.

Все запасы предприятия можно разделить на три группы (рис. 1.1).

Запасы

Рис. 1.1 Запасы предприятия

В зависимости от роли, которую играют производственные запасы, они могут подразделяться на группы:

– сырье и материалы;

– покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия;

– топливо;

– тара и тарные материалы;

– строительные материалы;

– материалы, переданные в переработку;

– запасные части;

– отходы.

Классификация производственных запасов осуществляется по многим признакам. Есть общая классификация, отражающая единые признаки группировки. Самый общий классификационный признак — по функциональной роли материалов. Классификация по этому признаку приведена на рис. 1.

Сырье составляет основу продукта и является основой сельского хозяйства (хлопок, шерсть, зерно и др.) и продукцией добывающих отраслей.

Материалы — это продукция перерабатывающих отраслей. Они делятся на основные и вспомогательные.

Основные — являются составляющей готовой продукции, то есть их использование предусмотрено технологией. Они занимают значительный удельный вес в себестоимости.

Вспомогательные материалы не входят вещественно в состав продукции, а способствуют процессу производства, обеспечивают обслуживание оборудования или предают внешний вид продукции, не влияя при этом на технические параметры.

Полуфабрикаты — материалы, прошедшие часть обработки или даже сборки, они целиком входят в изготавливаемую продукцию, могут быть собственного производства и покупными (чугун, шины).

Топливо — это своеобразный вид вспомогательных материалов, но выполняющий специфическую функцию. То есть оно может быть:

– технологическим (участвующим в технологическом процессе);

– двигательным;

– хозяйственным.

Виды топлива: твердое, жидкое, газообразное.

Тара и тарные материалы предназначаются для упаковки готовой продукции (мешки, ящики). Тара, используемая для измерения и хранения ценностей в цехах, к этой группе не относятся и являются инвентарем.

Запасные части имеют особое назначение и используются для замены отдельных частей оборудования в процессе ремонта.

Отходы своего производства — это остатки материалов, которые могут быть использованы в производстве, в подсобных хозяйствах или реализованы на сторону (обрезки, стружка, лоскут). Отходы учитываются по пониженным ценам в том случае, если имеют потребительскую стоимость. Отходы, не имеющие потребительской стоимости или не поддающиеся оценке, не являются объектом бухгалтерского учета[3].

Классификация по функциональному признаку лежит в основе учетных группировок.

На крупных предприятиях информация по субсчетам детализируется по группам материалов (черные и цветные металлы) и по номерам складов, где они хранятся. Каждая группа, в свою очередь, состоит из определенных видов, типов, размеров и марок. Каждая такая разновидность может иметь разную натуральную единицу измерения и разную цену, поэтому каждой марке, типа, размера материала присваивается номенклатурный номер по определенной системе нумерации.

Осуществляющаяся таким образом классификация по субсчетам, укрупненным группам, складам производится на предприятии в виде определенной номенклатуры.

Этот систематизированный справочник сочетается, если возможно с закрепленной оценкой, носящей название учетной цены. Такой справочник называется «Номенклатура-ценник». Разделяется он с учетом конкретных особенностей предприятия.

В соответствии с этой группировкой ведется сортовой учет производственных запасов, то есть учет по каждому типоразмеру, сорту только в натуральном или натурально-стоимостном выражении.

На любом предприятии существует особая форма МБП. К ним относятся:

– хозяйственный и производственный инвентарь;

– спецодежда, спецобувь, срок использования которых менее одного года.

По своей экономической природе они являются средствами труда, однако в целях упрощения учета, они приравниваются к оборотным средствам и составляют особую группу производственных запасов. Их учитывают по однородным группам, которые шифруются в номенклатуре-ценнике также как остальные виды производственных запасов[4].

1.3. Оценка и принципы учета запасов.

Основы оценки производственных запасов определены в П(С)БУ 9 «Запасы». Запасы признаются активами, то есть отражаются в балансе если:

– стоимость их может быть достоверно определена;

– если существует вероятность того, что предприятие в будущем получит экономические выгоды от их использования.

Выделяются два момента в оценке производственных запасов:

– на дату составления баланса;

– оценка при выбытии запасов.

На дату составления баланса производственные запасы должны отражаться по наименьшей из двух оценок:

– первоначальная стоимость (себестоимость заготовления);

– чистая стоимость реализации.

Отражение в балансе запасов по чистой стоимости реализации используется в торговле, а на промышленных предприятиях запасы отражаются по первоначальной стоимости.

Первоначальная стоимость складывается по-разному в зависимости от источника поступления запасов (приобретение за плату, взнос в уставной капитал, результат собственного производства, обменные операции и безвозмездное получение).

Первоначальная стоимость, приобретенных за плату производственных запасов включает покупную стоимость ТЗР, комиссионные, уплаченные посредникам, таможенные сборы и пошлины.

Если запасы приходуются как взнос в уставный капитал, в результате обменных операций, или в связи с бесплатным получением, то первоначальная стоимость таких запасов устанавливается на уровне справедливой стоимости. Справедливая стоимость — это согласованная стоимость, которая признана заинтересованными осведомленными и независимыми сторонами, участвующими в этой сделке.

Текущая оценка или оценка по учетным ценам используется для ежедневного отражения движения материалов. Она используется при таксировке количественных данных в первичных документах по движению материалов.

Таким образом, текущая оценка необходима для денежного выражения движения материалов в течение месяца. Оценка материалов при их выбытии (отпуск в производство, продажа, бесплатная передача) может осуществляться по одному из следующих методов:

– метод идентифицированной себестоимости соответствующей единицы запасов;

– метод средневзвешенной себестоимости;

– метод FIFO;

– метод LIFO;

– метод нормативных расходов.

Первый метод применяется при отпуске запасов, предназначенных для выполнения специальных заказов и проектов. Он используется в отношении тех материалов, которые могут быть заменены другими. Этот метод применяется в отношении запасных частей и комплектующих изделий.

Метод средневзвешенной себестоимости. При этом методе оценка производится по каждой единице запасов путем деления себестоимости полного объема запасов в суммарном выражении с учетом сальдо начального на общее количество запасов и поступивших за месяц.

Метод FIFO базируется на предположении, что запасы используются в той последовательности, в которой они поступают на предприятие, это значит, что запасы, которые отпускаются в производство, оцениваются по себестоимости первых по времени поступления запасов. То есть по принципу «первым пришел, первым ушел».

Метод LIFO является противоположным методу FIFO. Он базируется в последовательности обратной их поступлению на предприятие. Это значит, что запасы, которые отпускаются в производство, оцениваются по себестоимости последних по времени поступления запасов, т.е. действует принцип «последним пришел, первым ушел».

Метод нормативных расходов базируется на применении норм расходов материалов на единицу продукции. Он удобен в машиностроении, мебельной, швейной, кожевенной, пищевой промышленности при массовом и серийном производстве разнообразной и сложной продукции, с большим количеством деталей и узлов. Условием применения этого метода является постоянно пересматриваемые технологическим и плановым отделом нормы расхода и разработка нормативных калькуляций.

В отношении первого и последнего метода оценки существуют строгие ограничения. Выбор удобного метода оценки, который будет записан в учетную политику предприятий, может быть сделан из 2, 3, 4 метода.

Оценка материалов по средневзвешенной себестоимости является традиционной для отечественной учетной практики, т.е. он удобен и привычен.

Метод FIFO отличается простотой, однако может привести к неоправданному завышению прибыли, если это повлияет на величину налогооблагаемой прибыли, то данный фактор, многими предприятиями рассматривается как препятствие в применении метода FIFO.

На тех предприятиях, где используется скоропортящееся сыре и материалы, применение данного метода оправдано. Многие предприятия в условиях инфляции этот метод не используют.

Метод LIFO позволяет наиболее достоверно определять прибыль, исходя из реальных экономических условий функционирования предприятия. То есть этот метод удобен в условиях инфляции.

Использование методов FIFO и LIFO требует организации партийного учета производственных запасов. Для большинства предприятий это сложно[5].

Все предложенные П(С)БУ методики оценки исходят из того, что оценка базируется на всех издержках, понесенных в тот или иной период времени, т.е. на прошлых издержках.

Оценка по фактическим издержкам, определяемым по прошлым затратам в условиях рынка может не соответствовать реальной сегодняшней стоимости не только остатков, но и израсходованных материалов. Особенно это может проявляться в условиях инфляции, но не менее важно, когда происходит снижение стоимости запасов из-за их старения.

МСБУ предусматривают оценку по ценам, которые были бы не ниже рыночной стоимости. Для установления таких цен нужны специальные расчеты. Эти расчеты помогают закрепить стандартную учетную цену, для текущего отражения движения материальных ценностей не должна быть выше их рыночной стоимости. В этом проявляется действие принципа осторожности.

2. Учет операций с производственными запасами.

2.1. Документирование и

оперативный учет движения запасов.

Материалы хранятся на складе под ответственностью кладовщика, с которым заключен договор о полной материальной ответственности.

Приобретение материалов у поставщиков осуществляется на основе заключенных договоров.

Выполнение договоров поставки по срокам, количеству, ассортименту учитывается службой МТС (материально-технического снабжения). Поставщик отпуск или отгрузку сопровождает выпиской счетов фактур и транспортных документов (товаротранспортные накладные).

На складе покупателя кладовщик проверяет, взвешивает и пересчитывает принимаемые ценности. На фактическое количество поступивших материалов кладовщик составляет приходный ордер (однострочный, многострочный).

При недостаче материала составляется приемный акт. Для составления акта создается комиссия. В ее состав должен входить представитель поставщика, транспортные организации или третьей незаинтересованной стороны (исполкома).

В том случае, если обнаружена недостача по вине поставщика или транспортной организации, этот акт является основанием для предъявления претензии.

Прием ценностей кладовщиком может осуществляться у экспедитора (работника данного предприятия) или у представителя поставщика. Предварительно экспедитору выписывается доверенность, по которой он получает грузы на складе поставщика или от транспортной организации.

Принятые по приходным ордерам или актам материалы, кладовщик отражает в карточке складского учета. Карточка складского учета является регистром аналитического учета производственных запасов. Для каждого отдельного вида, марки, типоразмера материала заводится отдельная карточка.

Карточка выписывается бухгалтером материального отдела и передается на склад кладовщиком. Записи в карточку делаются на основании первичных документов. По поступившим ценностям, их количество отражается в графе приход и тут же по этой строке выводится сальдо.

Материалы, хранящиеся на складе, постоянно отпускается на производственные и прочие нужды предприятия. Каждая операция отпуска обязательно фиксируется в первичном документе.

Существует два основных вида расходных документов: требование, лимитно - заборная карта.

Требование используется для оформления разового отпуска материалов, чаще всего — вспомогательных материалов, а также запасных частей. Требования могут быть однострочными и многострочными.

Требования выписываются цехом в двух экземплярах. Затем они проверяются в отделе снабжения, с целью уточнения номенклатурного номера.

При отпуске кладовщик в двух экземплярах требования отражает фактически отпущенное количество товара. Один экземпляр требования остается у кладовщика, а другой — у представителя цеха[6].

Лимитно-заборную карту используют для многократного отпуска одного и того же материала в течение месяца. Она выписывается плановым отделом до начала месяца в двух экземплярах для цеха и склада. Исходя из производственной программы, в ней определен месячный лимит отпуска или забора материалов.

Каждая операция отпуска фиксируется в двух экземплярах карты и тут же отмечается остаток лимита. Удобство лимитно-заборных карт в том, что сокращается количество выписываемых расходных документов и контролируется фактический отпуск материалов.

Если при отпуске материалов возникают разного рода отклонения (замена одного материала другим, сверхлимитный отпуск для ликвидации аварий), то выписывается «сигнальное» требование с визой главного инженера.

Отпуск материалов на сторону в порядке реализации отражается в накладных, которые выписываются отделом сбыта. Накладная выписывается в трех, четырех или пяти экземплярах, два из которых остаются на данном предприятии: один у кладовщика, а второй на проходной.

Карточка складского учета является регистром аналитического учета материалов, она может вестись кладовщиком только в количественном или количественно- суммовом выражении.

Из карточек составляется картотека, которая находится на складе у кладовщика.

Ежедневно или раз в пять дней кладовщик сдает в бухгалтерию для проверки все первичные документы, которые оправдывают его действия с материалами.

Документы передаются в бухгалтерию при реестре.

В конце месяца кладовщик заполняет сальдовую ведомость, в нее заносятся по каждому виду, типоразмеру материалов (то есть по каждому номенклатурному номеру) количественные остатки из карточек складского учета.

Сальдовая ведомость заводится на год и заполняется один раз в месяц. Если на складе ведется учет в количественно-стоимостном выражении, то вместо сальдовой ведомости кладовщик заполняет оборотную ведомость.

Сальдовая ведомость передается бухгалтеру материального отдела для контроля.

2.2. Бухгалтерский учет поступления

запасов

Потребность в материальных ресурсах определяется плановым отделом предприятия, исходя из производственной программы.

Их приобретают:

– непосредственно у поставщика;

– в порядке биржевой очереди;

– за счет централизованных поставок (госзаказ).

Отношения с поставщиками регулируются договорами. При исполнении договорных условий поставщик выписывает на отгруженные ценности товарные и платежные документы (счета-фактуры, платежные требования).

Эти документы поступают в отдел снабжения покупателя, где они проверяются, регистрируются и акцептуются.

После регистрации им присваивается внутренний номер, и они передаются в бухгалтерию для оплаты.

Квитанции и товарно-транспортные накладные, поступившие от поставщика, передаются в экспедиционный отдел для получения грузов.

После оприходования груза на склад в бухгалтерию для оплаты.

Квитанции и товаротранспортные накладные, поступившие от поставщика, передаются в экспедиционный отдел для получения грузов.

После оприходования груза на склад в бухгалтерию поступает приходный ордер или акт.

Если материальные ценности были оприходованы под ответственность кладовщика до того, как поступили сопроводительные документы, то такие материальные ценности называются неотфактурированными поставками.

Для учета расчетов с поставщиками по сч. 63 предназначен регистр, в котором совмещен аналитический и синтетический учет — это журнал-ордер № 3 (раньше — № 6).

По каждой аналитической позиции приводятся данные по каждому счету поставщика и документу, подтверждающему оприходование ценностей, поступивших от него.

Открывается журнал-ордер суммами незаконченных расчетов с поставщиками с прошлого месяца. Это незавершенные расчеты по акцептованным счетам и неотфактурированные поставки.

Во втором разделе журнала-ордера отражаются данные по счетам-фактурам по ценностям, поступившим в отчетном месяце.

По каждому счету поставщика отражается его номер, название поставщика, учетная стоимость поступивших ценностей, сумма к оплате, расписанная по позициям:

– за товар;

– НДС;

– за тару;

– ТЗР;

и т. д.

В конце строки отражаются отметки об оплате (№ корсчета, дата выписки банка, перечисленная сумма)[7].

При расчетах с поставщиками могут быть выявлены недостачи или излишки фактически поступившего количества по сравнению с данными поставщика. Излишки расцениваются по договорным или учетным ценам, приходуются и отражаются как неотфактурированная поставка. Отдел снабжения извещает поставщика.

Если при приемке обнаружена недостача по вине поставщика, то на основании акта поставщику предъявляется претензия.

Претензионное письмо составляет юрист, и он рассчитывает сумму претензии. Суммы претензий и неотфактурированных поставок отражаются в обособленных графах журнала-ордера.

Таким образом, для учета расчетов с поставщиками предназначен комбинированный реестр, в котором синтетический учет совмещен с аналитическим. Поступившие ценности показываются в разрезе синтетических счетов и субсчетов, при этом используются два вида оценки:

1) Цены поставщика.

2) Учетная (текущая) цена.

Все корректировочные записи в журнале-ордере делаются в конце месяца.

Итоговые показатели журнала-ордера являются показателями синтетического учета по расчетам с поставщиками за поступившие от них ценности.

Поставщик в счете-фактуре указывает сумму к оплате с учетом НДС, и при этом выписывает налоговую накладную, где эта сумма еще раз дублируется.

2.3. Бухгалтерский учет движения производственных запасов.

Производственные запасы материалов пополняются промышленными предприятиями за счет предприятий-поставщиков или снабженческо-сбытовых организаций. Фонды на материалы предприятия получают от управлений материально-технического снабжения или отраслевых управлений. Хозяйственные отношения между предприятиями построены на основе договоров. В них предусматриваются: наименование материалов ценностей, количество, цены, сроки поставки, порядок расчетов, способы транспортировки, санкции за несоблюдение условий договора, порядок приемки и т.п.

Договорные отношения более полно обеспечивают потребность предприятий в материалах должного качества и в соответствии с установленными сроками. Предприятия-поставщики на отгруженную продукцию выписывают платежные требования и счета-фактуры, передают их банку для оплаты и пересылают почтой покупателю. Оперативный учет выполнения договорных обязательств на предприятиях осуществляет отдел снабжения, поэтому платежные требования и счета-фактуры в первую очередь поступают в отдел снабжения или в финансовый отдел. Там проверяют соответствие их договорам, регистрируют в журнале учета поступающих грузов, делают отметку в книге реализации фондов и акцептуют, т.е. дают согласие на оплату.

С этого момента у бухгалтерии предприятия возникают расчеты с поставщиками. По мере поступления груза на склад выписывается приходный ордер, затем при реестре сдается в бухгалтерию, где таксируется и прикладывается к платежному требованию. По мере оплаты банком этого документа бухгалтерия получает выписку из расчетного счета о списании денежных средств в пользу предприятия-поставщика.

Учет расчетов с поставщиками товарно-материальных ценностей и услуг организуется на счете 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками”. Счет по отношению к балансу - пассивный; сальдо кредитовое свидетельствует о суммах задолженности предприятия перед поставщиками и подрядчиками по неоплаченным счетам и неотфактурованным поставкам; оборот по дебету - о суммах оплат, списаний и зачетов за отчетный месяц; оборот по кредиту - о суммах по принятым к оплате акцептованным платежным документам и неотфактурованным поставкам за отчетный месяц.

Учет расчетов с поставщиками ведется в журнале-ордере № 6. Это комбинированный регистр, аналитический учет в котором организуется в разрезе каждого платежного документа, приходного ордера или приемного акта. Открывается этот журнал-ордер суммами незаконченных расчетов с поставщиками на начало месяца: ·

· по акцептованным платежным документам, срок оплаты которых не наступил, или просроченным - материалы поступили;

· по акцептованным платежным документам оплаченным - материалы не поступили (справочно “За неприбывший груз”, сальдо нет);

· по акцептованным платежным документам неоплаченным материалы не поступили (справочно “За неприбывший груз” и сальдо на начало месяца);

· сальдо на начало месяца по неотфактурованным поставкам (материалы поступили, а платежные документы для оплаты их не поступили).

В течение отчетного месяца бухгалтерия предприятия получает платежные требования поставщиков, акцептованные отделом снабжения, принимает приходные ордера и приемные акты складов, получает выписки из расчетного и прочих счетов предприятия. Это позволяет заключить расчеты, закончить их ввиду выполнения каждой стороной своих обязательств.

Журнал-ордер № 6 ведется линейно-позиционным способом, что дает возможность судить о состоянии расчетов с поставщиками по каждому документу. Кроме справочных данных (номер счета, регистрационный номер, наименование поставщика), в журнале-ордере № 6 записывается номер приходного документа склада, стоимость поступивших материалов по учетным ценам предприятия и стоимость по платежному документу поставщика. Суммы по учетным ценам записываются независимо от вида поступивших ценностей общей суммой, а суммы по платежным требованиям поставщиков - в разбивке по группам поступивших материалов (основные, вспомогательные, полуфабрикаты, топливо и т.п.). Сумма претензий записывается на основании актов. По выпискам банка производится отметка об оплате каждого платежного документа.

Неотфактурованными считаются поставки, по которым материальные ценности поступили на предприятие без платежного документа. На складе приходуют их, выписывая приемный акт, который при реестре поступает в бухгалтерию. Здесь материалы по акту расцениваются по учетным ценам, записываются в журнал-ордер № 6 как ценности, поступившие на склад, в этой же сумме относятся на группу материалов и в акцепт. Неотфактурованные поставки регистрируются в журнале-ордере № 6 в конце месяца, когда возможность получения платежного документа отпала. Оплате в отчетном месяце они не подлежат, так как основанием для оплаты банком являются платежные документы (которые отсутствуют). По мере поступления платежных требований на эту поставку в следующем месяце они акцептуются предприятием, оплачиваются банком и регистрируются бухгалтерией в журнале-ордере № 6 в свободной строке по группе материалов и в графе “акцепт” в сумме платежного требования, а по строке сальдо (незаконченных расчетов) ранее записанная сумма по учетным ценам сторнируется тоже по группе и в графе “акцепт”. Расчеты с поставщиком, таким образом, по этой поставке будут закончены.

Материалами в пути называются такие поставки, по которым предприятие акцептовало платежные документы, а материалы на склад по ним еще не поступили. К учету принимаются акцептованные платежные документы независимо от того, оплачены они банком или не оплачены.

В журнале-ордере № 6 платежные документы регистрируются в течение месяца в графе “За неприбывший груз” и в графе “акцент”. По окончании месяца предприятие обязано принять эти ценности на баланс, т.е. записать по принадлежности к группе материалов (условно оприходовать), но на начало следующе го месяца расчеты по этим поставкам не будут закончены. При поступлении ценностей бухгалтерия получит приходные ордера складов, оприходует их на склад и на группу (без акцепта, так как он уже был дан в момент поступления платежных требований, а, может быть, эти счета уже и оплачены) по строке регистрации этого счета в не законченных на начало месяца расчетах. При закрытии журнала - ордера № 6, по окончании месяца, эта поставка по группе материалов будет сторнирована как оприходованная дважды.

При расчетах с поставщиками за материальные ценности могут быть выявлены недостачи или излишки фактически поступившего количества по сравнению с документами поставщика, которые оформляются актом (ф. № М-7). Излишки приходуются по акту и расцениваются по учетным ценам предприятия или по оптовым (отпускным ценам), затем учитываются в журнале-ордере № 6 отдельной строкой как неотфактурованная поставка - отдел снабжения сообщает поставщику об излишках и просит выставить платежное требование. В случае выявления недостач бухгалтерия рассчитывает их фактическую себестоимость и предъявляет претензию к поставщику. Сумма железнодорожного тарифа при этом распределяется пропорционально массе груза, а суммы наценок, скидок - пропорционально стоимости груза.

В данном журнале ордере отражены операции расчетов с поставщиками, связанные только с приобретением товарно-материальных ценностей. Кроме того, предприятия пользуются услугами поставщиков воды, газа, сжатого воздуха, подрядчиков ремонтных работ и т.п. Поэтому ведется отдельный журнал-ордер №6 по расчетам с поставщиками и подрядчиками за услуги. По окончании месяца показатели этого журнала - ордера переносятся в журнал-ордер № 6 расчетов с поставщиками за материальные ценности отдельной графой для получения оборотов и переноса их в Главную книгу.

Бухгалтерия предприятия осуществляет только денежный, суммовой учет движения товарно-материальных ценностей, используя для этого ведомость № 10 “Движение материальных ценностей” (в денежном выражении). Это основной регистр, отражающий движение товарно-материальных ценностей в группировках, обеспечивающий: контроль за сохранностью материалов по местам их хранения - 1 раздел; поступление и остатки материалов в разрезе синтетических счетов и групп материалов - по учетным ценам и по фактической себестоимости; показатели для расчета сумм и процентов транспортно-заготовительных расходов или отклонений фактической себестоимости от плановых цен по группам материалов - 2 раздел; расчет фактической себестоимости окончательного расхода материалов, отпуск со складов, расход цехов, остатки ценностей в цехах, на общезаводских складах по фактической и учетной стоимости - 3 раздел.

Основанием для заполнения ведомости № 10 служат реестры складов или накопительные ведомости № М-43. В ведомости № 10 приводятся две справки: № 1 “Слагаемые фактической себестоимости поступивших материальных ценностей”, заполняется по показателям журналов-ордеров № 1,6,7,8,10/1,13 и других, т.е. всех тех, где могут быть отражены затраты, связанные с процессом заготовления материалов текущего месяца. Данные этой справки необходимы для заполнения 11 раздела ведомости № 10.

№ 2 “Стоимость поступивших материалов по учетным ценам”, заполняется аналогичными показателями тех же журналов-ордеров, что и справка № 1, но без учета расходов, связанных с заготовлением материалов. Данные этой справки служат для сверки с разделом 1 ведомости № 10 и для расчета результатов процесса заготовления или сумм транспортно-заготовительных расходов за отчетный месяц.

Таким образом, ведомость № 10 “Движение товарно-материальных ценностей” обеспечивает решение большинства задач, стоящих перед бухгалтерским учетом материалов, но обязательным дополнением к ведомости № 10 является ведомость № 11 “Движение материальных ценностей (по учетным ценам) по цеховым самостоятельным складам или по цехам на производстве, не имеющим складов”.

Ведомость № 11 заполняется в бухгалтерии предприятия на основе производственных отчетов цехов, накладных на возврат материалов, накопительных и группировочных ведомостей по движению малоценных и быстроизнашивающихся предметов и прочих документов, позволяющих определить объем полученных и возвращенных ценностей разного вида каждым цехом, а также оставшихся в цехах и израсходованных. Показатели ведомости № 11 отражаются в разделе III ведомости № 10 расход цеховых самостоятельных кладовых и остатки в цехах, не имеющих самостоятельных складов). [19]

Следовательно, по первому разделу ведомости можно производить взаимосверку данных складского и бухгалтерского учета по каждому складу в отдельности, без разбивки на группы материалов, по учетным ценам, что необходимо при оперативно бухгалтерском (сальдовом) методе учета материалов. По второму разделу ведомости можно выявлять общий объем ценностей в разрезе групп материалов и балансовых статей в двух оценках - по учетным ценам и фактической себестоимости, что дает возможность рассчитать суммы и проценты транспортно-заготовительных расходов или отклонений от плановых цен.

В третьем разделе выявляются важнейшие показатели бухгалтерского учета - фактическая себестоимость израсходованных на производство материалов, их окончательный расход и их остатки на конец месяца по группам материалов - для заполнения статей баланса.

2.4. Отражение в учете инвентаризации запасов

Уточнение фактического наличия материалов и других видов производится методом сплошной или выборочной инвентаризации.

Инвентаризацию проводит инвентаризационная комиссия, создаваемая по приказу руководителя или контролирующих организаций, имеющих на это право.

Рис. 2.1. Схема документооборота по учету производственных запасов

Инвентаризация проводится по следующим причинам:

1) При смене материально-ответственных лиц.

2) При передаче имущества в аренду или при приватизации предприятия.

3) В случае пожара или стихийных бедствий.

4) По требованиям контролирующих организаций.

5) При установлении фактов хищений и злоупотреблений.

Плановая ежегодная инвентаризация.

До начала инвентаризации в карточках складского учета должны быть выведены количественные остатки. Все первичные документы должны быть переданы в бухгалтерию и обработаны. Факт сдачи всех документов подтверждается распиской.

Инвентаризационные описи составляются по результатам фактического пересчета. Их данные сверяются с учетными данными, подготовленными бухгалтером. По тем позициям, по которым обнаружены расхождения, составляется сличительная ведомость.

По результатам сличительной ведомости проводится взаимный зачет излишков и недостач, являющихся результатом пересортицы.

После отражения пересортицы подсчитывается недостача или излишек. Излишки должны быть оприходованы как доход предприятия, а недостачи рассматриваются комиссией с целью определения их причин:

1) Естественная убыль при хранении на складе.

2) Порча при хранении сверх норм естественной убыли.

3) Недостача.

Решение комиссии по поводу излишков и недостач, а также их причин фиксируется в протоколе заседания инвентаризационной комиссии и в акте по результатам инвентаризации. К акту прикладывается объяснительная записка материально- ответственного лица.

Правила проведения инвентаризации регламентированы Основными положениями по инвентаризации.

В том случае, если установлено виновное лицо, то сумма недостачи в размере ущерба отражается как дебиторская задолженность виновного лица. Оно обязано погасить недостачу одноразово или путем регулярных возмещений в кассу предприятия или путем удержания из зарплаты виновника. Если виновное лицо не дает письменного согласия на удержание, то администрация должна обратиться в судебные органы.

Проведение инвентаризации обязательно: перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел), при установлении фактов стран адижок или злоупотреблений, порчи цен и (на день установления таких фактов), после пожара или стихийного бедствия (наводнения, землетрясения и др.), в случае ликвидации учреждения; согласно распоряжению судебных и следственных органов, при передаче имущества учреждения в аренду; при передаче предприятий, учреждений, организаций или их структурных подразделений из одного подчинения в другое (на установленную дату передачи).

Ответственность за организацию инвентаризации, правильное и своевременное ее проведение несет руководитель учреждения Главный бухгалтер, вместе с руководителями соответствующих подразделений и служб обязан контрол вать соблюдение установленных правил проведения инвентаризацииї.

Для проведения инвентаризации приказом руководителя учреждения создается комиссия из числа работников учреждения при обязательном участии главного бухгалтера Возглавляет инвентаризационную комиссию руководитель учреждения или его заместитель Приказом устанавливаются также сроки начала и окончания инвентаризации и порядок отражения ее результатов в учетеку.

Проверка остатков материальных ценностей в натуре проводится при обязательном участии всех членов комиссии и в присутствии материально ответственного лица Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при и проведении инвентаризации является основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.

Выявленные при инвентаризации расхождения фактических остатков с данными бухгалтерского учета регулируются в следующем порядке:

- выявлены излишки ценностей подлежат оприходованию с последующим выявлением причин их возникновения и виновных в этом лиц;

- недостача материальных ценностей в пределах установленных норм естественной убыли списывается по распоряжению руководителя на расходы учреждения Нормы естественной убыли применяются только в случае выявления факт политических недостатков Списывать материальные ценности в пределах норм естественной убыли до установления факта недостачи запрещается При отсутствии утвержденных норм естественной убыли (по отдельным видам ценностей) все н естачи рассматриваются как сверхурочныеві;

- взаимозачет излишков и недостач через пересортицы может быть разрешен только в порядке исключения за один и тот же период, для одной и той же материально ответственного лица, в отношении материальных ценностей од ного и того же наименования и в тождественных количествах Если при этом стоимость материальных ценностей, которых не хватает, превышает стоимость ценностей, выявленных в излишках, разница в стоимости должна быть отнесена на виновных лиц;

- недостача материальных ценностей сверх норм естественной убыли, а также потери от порчи ценностей зачисляются на виновных лиц и взыскиваются с них по стоимости;

- в случаях, когда конкретные виновники не установлены или во взыскании с них отказано судом, недостачи материальных ценностей сверх норм естественной убыли, потери от порчи, стихийного бедствия, от не раскрытых краж списываются на расходы бюджетных учреждений, но только после тщательной проверки отсутствия виновных лиц и принятия необходимых мер для предотвращения подобных явления.

2.5. Учет переоценки запасов

Переоценка производственных запасов производится по решению руководства предприятия с целью приведения оценки к реальной стоимости в сегодняшних рыночных условиях, т. е. к справедливой стоимости.

Переоценка в сторону увеличения производится в основном в результате действия инфляционных процессов в экономике.

Уценка производится в связи с потерей части стоимости из-за старения запасов, изменения конъюнктуры рынка, в связи с потерей потребительских свойств из-за чрезвычайных обстоятельств и производственных аварий.

Переоценка проводится по приказу руководителя предприятия, и для выполнения этого процесса создается комиссия.

Обязательным этапом является инвентаризация. Проводится она по стандартным правилам, но пересчету подвергаются лишь ценности, отраженные в приказе директора. Заканчивается инвентаризация составлением акта.

После того, как учетные данные приведены в соответствие с фактическим наличием ценностей, в акте переоценки производится расчет новой стоимости и суммы уценки или дооценки.

К акту переоценки прилагается ведомость переоценки, куда заносят все позиции, в разрезе номенклатурных номеров переоцениваемых запасов.

В приказе директора должен быть указан источник финансирования переоценки.

Если переоценка производится по решению правительства, то в Указе Президента или других нормативных актах источником финансирования определяются: средства бюджета, уставный капитал предприятия, собственные средства предприятия.

Переоценка, проводимая по решению руководства предприятия, финансируется за счет собственных средств предприятия:

– финансовые результаты текущего периода;

– финансовые результаты предыдущих периодов;

– средства целевого финансирования;

– остатки фондов экономического стимулирования.

Уценка на тех предприятиях, где переоценка проведена по решению администрации, признается расходами предприятия, а дооценка признается доходом предприятия.

Доходы и расходы, возникающие в результате переоценки, признаются в том периоде, который соответствует дате акта.

В учете отражается не стоимость по новым ценам, а лишь разницы между новой и старой стоимостью, т. е. суммы уценки или дооценки.

Заключение

К бухгалтерскому учету в качестве материально-производственных запасов принимаются активы:

– используемые в качестве сырья, материалов и т.п. при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнения работ, оказания услуг);

– предназначенные для продажи;

– используемые для управленческих нужд организации.

Учет производственных запасов осуществляется на основании следующих первичных документов: приходного ордера, доверенности, акта о приемке материалов, лимитно-заборной карты, требований, накладной на внутреннее перемещение, накладной на отпуск материалов, карточки складского учета материалов, ведомости учета остатков материалов на складе.

Процесс движения материалов состоит из трех основных стадий: поступление материалов в организацию, расходование материалов в организации, выбытие материалов из организации. На первой стадии производится принятие материалов к учету на основании первичных учетных документов и их стоимостная оценка.

Источниками информации в процессе проверки операций с материально-производственными запасами являются: договоры поставки, накладные, товарно-транспортные накладные, счета-фактуры, книга покупок и продаж, номенклатура-ценник, доверенности, приходные ордера, акты о приемке товара, накладные-требования на отпуск (внутреннее перемещение) материалов, лимитно-заборные карты, акты требования на замену (дополнительный отпуск) материалов, карточки складского учета материалов, реестры карточек, инвентаризационные описи МПЗ, учетные регистры (ведомости, журналы-ордера и др.) по счетам 10, 14, 15, 16, 20, 23, 25, 26, 41, 60,76 и др., Главная книга.

Разделение труда и специализация рабочих мест позволяют бухгалтерам более качественно и эффективно выполнять работу на своих участках, но в то же время создают проблемы их взаимодействия, так как обеспечить полную автономность работы невозможно.

Список использованной литературы

  1. Бакаев, А.С. Учетная политика предприятия [Текст] / А.С. Бакаев, Л.З. Шнейдман. - М.: Бухгалтерский учет, 2009. – 346 с.
  2. Бровкина, Н.Д., Практический аудит [Текст]: учебное пособие / Н.Д. Бровкина, М.В. Мельник. - М: Инфра-М, 2008. – 258 с.
  3. Бычкова, С.М. Практический аудит [Текст] / Т.Ю. Фомина. - М.: Эксмо, 2009. – 618 с.
  4. Волков, Н.Г. Учет неотфактурованных поставок и материалов, находящихся в пути [Текст] / Н.Г. Волков // Бухгалтерский учет. – 2009. - №9. С. 39-44.
  5. Глушков, И.Е. Бухгалтерский учет на современном предприятии [Текст]: учебник / И.Е. Глушков. - М.: КНОРУС, 2009. – 625 с.
  6. Жуков, Н.В. Учёт операций по приобретению и заготовлению материально-производственных запасов [Текст] / Н.В. Жукова. – М.: Бухгалтерский учёт, 2010. – 248 с.
  7. Захарьин, В.Р. Учет материалов [Текст]: учебное пособие / В.Р. Захарьин. – М.: ДиС, 2010. – 326 с.
  8. Карпова, Т.П. Управленческий учет [Текст]: учебник / Т.П. Карпова. - М.: ЮНИТИ, 2010. – 347 с.
  9. Кирьянова, З.В. Теория бухгалтерского учета [Текст]: учебник / З.В. Кирьянова. - М.: Финансы и статистика, 2008. – 562 с.
  10. Козлова, Е.П. Бухгалтерский учет [Текст]: учебник / Е.П Козлова, Н.В. Парашутин, Т.Н. Бабченко, Е.Н. Галанина. - 2-е изд., доп. - М.: Финансы и статистика, 2008. – 625 с.
  11. Козлова, Е.П. Бухгалтерский учет и отражение в учетной политике затрат на производство [Текст] / Е.П. Козлова // Главбух. – 2008. - №8. – С. 15-18.
  12. Кондраков, Н.П. Бухгалтерский учет [Текст]: учебное пособие / Н.П. Кондраков. - М.: Инфра–М, 2008. – 456 с.
  13. Кондратова, И.Г. Основы управленческого учета [Текст]: учебник / И.Г. Кондратьева. - М.: Инфра-М, 2003. – 359 с.
  14. Красноперова, О.А. Учетная политика организаций на 2011 год [Текст] / О.А. Красноперова. – М.: ГроссМедиа, 2008. – 512 с.
  15. Крятова, К.Н. Бухгалтерский учет. Основы теории [Текст]: учебник / К.Н. Крятова, Х.Х. Эргашев. – М.: Маркетинг, 2010. – 514 с.
  16. Настольная книга бухгалтера [Текст] / Сост. В.М. Прудников. - М.: ИНФРА-М, 2009. – 368 с.
  17. Основы бухгалтерского учета [Текст]: учебник / Под ред. Б. Сац - М.: ИНФРА-М, 2008. – 438 с.
  18. Пупко, Г.М. Аудит и ревизия [Текст]: учебник / Г.М. Пупко. - М.: БГЭУ, 2009. – 498 с.
  19. Суглобов, А.Е. Бухгалтерский учет и аудит [Текст]: учебник / А.Е. Суглобов. - М.: КНОРУС, 2008. – 289 с.
  20. Шеремет, А.Д. Аудит [Текст]: учебник / А.Д. Шеремет, В.П. Суйц. - М.: ИНФРА-М, 2008. – 616 с.
  21. Широбоков, В.Г. Бухгалтерский финансовый учет [Текст]: учебник / В.Г. Широбоков, З.М. Грибанова, А.А. Грибанов. - М.: КноРус, 2008. – 362 с.

УЧЕТ ЗАПАСОВ