Аудит учета расходов и доходов обслуживающего производства

Аудит учета расходов и доходов обслуживающего производства

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………..3

1. Роль и значение аудита доходов и расходов по организации производства и управлению

1.1 Задачи и источники аудита доходов и расходов по организации производства и управлению…………………………………………………5

1.2 Составление плана и программы аудита доходов и расходов по организации производства и управлению…………………………………12

2. Аудит расходов по организации производства и управлению компании «Сентент»

2.1. Краткая характеристика предприятия…………………………………..17

2.2. Проверка выполнения плана ходов и расходов на управление и организацию производства………………………………………………….22

2.3 Анализ аудита доходов и расходов по организации производства и управления…………………………………………………………………30

2.4. Составление аудиторского отчета о проверке доходов и расходов по организации производства и управлению………………………………..34

3. Совершенствование аудита доходов и расходов по организации производства и управлению……………………………………………….41

Заключение…………………………………………………………………43

Список использованных источников………………………………………..45

ВВЕДЕНИЕ

В любой организации приходится решать целый спектр текущих и стратегических задач, связанных с использованием материальных, трудовых, финансовых и информационных ресурсов. Аудит расходов по организации производства и управлению обеспечивает информационную прозрачность различных направлений хозяйственной деятельности и процедур управления на всех его уровнях. Знание методологии аудита расходов по организации производства и управлению и умение применять его методику при исследовании различных сторон хозяйственной деятельности коммерческой организации являются одним из важнейших элементов профессионализма аудиторов.

Поэтому наряду с разработкой и внедрением методик проведения аудиторских проверок достоверности финансовой отчетности организаций представляется необходимым постепенное решение относительно новых вопросов управленческого аудирования. Необходимость совершенствования и развития методологии аудита расходов по организации производства и управлению связана с объективной необходимостью повышения его качества, с целью более полного удовлетворения информационной потребности в достоверной информации о производственной деятельности организаций.

Таким образом, актуальность данной темы исследования заключается в необходимости разработки методологии и методики проведения аудита, которые могут быть применены на производственных предприятиях в процессе их производственной деятельности.

Целью работы является теоретическое обоснование методологических принципов и разработка методических рекомендаций по совершенствованию аудита расходов по организации производства и управлению. Достижение поставленной цели обусловило необходимость решения ряда научных и практических задач, а именно:

- уточнить теоретическую базу аудита расходов по организации производства и управлению;

- определить место и роль аудита расходов по организации производства и управлению в системе управления предприятием с позиции требований теории и современной практики;

- раскрыть сущность и содержание аудита расходов по организации производства и управлению и оценить новые требования к проведению аудита расходов по организации производства и управлению в современных условиях;

- дать рекомендации по совершенствованию проведения аудита расходов по организации производства и управлению.

Объектом исследования является ООО «Сентент».

Предметом исследования данной работы являются методологические и организационные проблемы аудита расходов по организации производства и управлению, а также вопросы более эффективного его использования на производственном предприятии.

1. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ АУДИТА ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА И УПРАВЛЕНИЮ

1.1 Задачи и источники аудита доходов и расходов по организации производства и управлению

Аудит расходов по организации производства и управлению необходимо рассматривать в двух основных аспектах:

1. как часть общего аудита, который регламентируется Законом об аудиторской деятельности и стандартами аудиторской деятельности Республики Беларусь.

2. как специальный вид аудита, исходя из потребностей внутрифирменного управления.

На рисунке 1.1 представлено разделение аудита расходов по организации производства и управлению.

Рисунок 1.1 - Содержание аудиторской проверки

Примечание-Источник: собственная разработка на основании [1, с.101]


Как часть общего аудита аудит расходов по организации производства и управлению включает аудиторскую проверку производственного цикла, т.е. проверку организации учета, системы внутреннего контроля, оформления первичных документов и учетных регистров, отражение в отчетности операций, связанных с формированием всех видов затрат и определения расходов на управление и организацию производства, работ, услуг[4, с.26].

Аудит расходов по организации производства и управлению включает также и специальный аудит, не регламентированный нормативными актами. Специальный аудит расходов по организации производства и управлению- это выполнение специальных заданий по договорам с хозяйствующим субъектом, исходя из потребностей внутрифирменного управления.

На рисунке 1.2 представлены в обобщенном виде основные цели и задачи аудита расходов по организации производства и управлению.

Рисунок 1.2 - Цели и задачи аудита расходов по организации производства и управлению

Оценка достоверности отражения данных в учетных регистрах и отчетности, а также оценка соблюдения законодательных и нормативных актов в процессе производственной деятельности являются также и задачами внешнего аудита, решаемыми при проведении классического аудита финансовой отчетности[1, с.102]. В рамках аудита расходов по организации производства и управлению речь идет только о подготовке таких оценок в пределах цикла производства, формирования затрат и исчисления расходов на управление и организацию производства.

Кроме того, к числу целей и задач аудита расходов по организации производства и управлению относятся еще формирование оценок по ряду позиций, связанных с внутрифирменным управлением, управлением собственностью, куплей-продажей активов, которые могут решаться как внутренними, так и внешними аудиторами[7, с.105].

Это может быть, во-первых, оценка состояния производства, уровня технологии, организационно-технический уровень производства, правильность размещения производства и т.п.

Во-вторых, это оценка управления затратами и использованием, например, метода цепочки ценностей на всех стадиях жизненного цикла продукции.

В-третьих, это оценка правильности учета затрат и калькулирования расходов на управление и организацию производства для различных целей, включая и цели управленческого учета, принятия решений.

В-четвертых, - оценка состояния имущества, защиты и обеспечения сохранности имеющихся ресурсов. В-пятых, - оценка экономичности использования ресурсов, выявления необоснованных трат, нецелевого использования ресурсов, необоснованных нормативов запасов и использования товарно-материальных ценностей, выявление других резервов. В-шестых, - оценка выпускаемой продукции, ее конкурентоспособности.

Аудит расходов по организации производства и управлению - это проверка качественных сторон производственной деятельности, оценка эффективности производства и финансовых вложений, рациональности использования средств, их экономии. Также аудит расходов по организации производства и управлению - это вид консультационных услуг, направленных на оказание помощи клиенту в повышении использования его мощностей и ресурсов для достижения намеченных целей[21, с.107].

В ходе аудита расходов по организации производства и управлению осуществляется сбор информации для принятия предприятием обоснованного решения о необходимости каких-либо организационных изменений и, если такие изменения представляются необходимыми, их первоочередных направлениях.

Целью аудита расходов по организации производства и управлению является:

выявление эффективной организации учета управленческих операций с целью достижения максимальной рентабельности и выявления существующих проблемных зон и рисков, оценки возможных путей развития и имеющихся в компании ресурсов;

соответствия применяемого порядка учета и налогообложения операций по учету расходов на управление и организацию производства продукции (работ, услуг) нормативным документам. Действующим в Республике Беларусь в проверяемом периоде [21, с.109-110].

К функциям аудита расходов по организации производства и управлению следует отнести превентивную, оперативную, защитную.

Превентивная функция аудита расходов по организации производства и управлению реализуется в процессе прогнозирования и планирования хозяйственной деятельности, на стадии подготовки управленческих решений, предупреждая нежелательные явления.

Оперативная функция аудита расходов по организации производства и управлению реализуется в процессе исполнения принятых решений, обеспечивая оптимизацию управленческих процедур.

Защитная функция отражает ведущую роль аудита расходов по организации производства и управлению в разработке механизмов защиты ресурсов организации (аудит расходов по организации производства и управлению позволяет выявлять и предотвращать необоснованные траты, нецелевое и неэффективное использование, завышенные нормативы отпуска сырья и т.п.)[14, с.101].

Объектом аудиторской проверки должны быть калькуляционные расчеты по определению расходов на управление и организацию производства изделий (работ, услуг).

Задача аудитора состоит также в том, чтобы обратить внимание руководства аудируемого предприятия на недостатки в учете затрат и калькулирования расходов на управление и организацию производства, и внести соответствующие рекомендации по исправлению этих недостатков.

В сферу деятельности аудитора входит проверка правильности формирования расходов на управление и организацию производства, состава затрат и издержек обращения.

Объектами аудита расходов по организации производства и управлению являются (таблица 1.1):


Таблица 1.1

Объектами аудита расходов по организации производства и управления

Показатели

Формы бухгалтерской отчетности, в которых приведен показатель

Наименование

№ счета

Форма № 1

Форма № 2

Форма №5

номер

строки

номер

графы

номер

строки

номер

графы

номер

строки

Номер

Графы

Затраты в незавершенном производстве (издержках обращения)

20,23,29, 44 (аналитический учет)

214

3,4

Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг

Д сч. 90 К 20 , 23,26,29,41,42,43,44

(аналитический учет)

20

3,4

Затраты, произведенные организацией:

материальные затраты

20,23,26,29 (аналитический учет)

610

3,4

Затраты на оплату труда

20,23,26,29 (аналитический учет)

620

3,4

отчисления на социальные нужды

20,23,26,29 (аналитический учет)

630

3,4

амортизация основных средств

20,23,26,29 (аналитический учет)

640

3,4

Прочие затраты

20,23,26,29 (аналитический учет)

650

3,4

Итого по элементам затрат

20,23,26,29 (аналитический учет)

660

3,4

Из общей суммы затрат отнесено на непроизводственные счета

20,23,26,29 (аналитический учет)

661

3,4


В процессе аудита решается комплекс взаимосвязанных задач:

- проверка неизменности выбранных в учетной политике схем и методов распределения расходов на основной вид деятельности и прочие;

- анализируется учетная политика предприятия в части, регулирующей порядок организации учета прочих расходов, выбор вариантов бухгалтерского учета различных видов прочих расходов (где законодательно предусмотрена вариантность);

- проверка соблюдения временного фактора отнесения некоторых затрат на прочие расходы отчетного периода;

- проверка обоснованности, целесообразности и правомерности включения в прочие расходы стоимости материалов, оплаты труда, амортизации, отчислений на социальные нужды, косвенных расходов и т.д. по неосновным видам деятельности;

- подтверждается первоначальная оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля;

- проверяется правильность документального оформления операций по учету прочих расходов;

- проверяется правильность расчетов и списания сумм отклонений, курсовых разниц, оценочных показателей;

- оцениваются полнота, своевременность и достоверность оприходования ТМЦ от демонтажа основных средств на склад, отпуска и продажи его покупателям;

- анализируются правильность и законность организации аналитического и синтетического учета операций, связанных с формированием прочих расходов;

- контролируется соблюдение налогового законодательства в части налогообложения операций (включение в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль).

1.2 Составление плана и программы аудита доходов и расходов по организации производства и управлению

Аудитор, при подготовке к проверке, составляет и документально оформляет общий план аудита, описав в нем предполагаемые объем и порядок проведения аудиторской проверки. Общий план аудита должен быть достаточно подробным для того, чтобы служить руководством при разработке программы аудита. Вместе с тем форма и содержание общего плана аудита могут меняться в зависимости от масштабов и специфики деятельности организации, сложности проверки и конкретных методик, применяемых аудитором[22, с.106].

При разработке общего плана аудита аудитору необходимо принимать во внимание информацию, полученную на предварительном этапе понимания деятельности клиента:

а) деятельность организации, в том числе:

- общие экономические факторы и условия в отрасли, влияющие на деятельность организации;

- особенности предприятия, его деятельности, финансовое состояние, требования к его финансовой (бухгалтерской) или иной отчетности, включая изменения, произошедшие с даты предшествующего аудита;

- общий уровень компетентности руководства;

б) системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, в том числе:

- учетную политику, принятую аудируемым лицом, и ее изменения;

- влияние новых нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета на отражение в финансовой (бухгалтерской) отчетности результатов финансово-хозяйственной деятельности организации;

- планы использования в ходе аудиторской проверки тестов средств контроля и процедур проверки по существу;

в) риск и существенность, в том числе:

- ожидаемые оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, определение наиболее важных областей для аудита;

- установление уровней существенности для аудита;

- возможность (в том числе на основе аудита прошлых лет) существенных искажений или недобросовестных действий;

- выявление сложных областей бухгалтерского учета, в том числе таких, где результат зависит от субъективного суждения бухгалтера, например, при подготовке оценочных показателей;

г) характер, временные рамки и объем процедур, в том числе:

- относительную важность различных разделов учета для проведения аудита;

- влияние на аудит наличия компьютерной системы ведения учета и ее специфических особенностей;

- существование подразделения внутреннего аудита организации и его возможное влияние на процедуры внешнего аудита;

д) координацию и направление работы, текущий контроль и проверку выполненной работы, в том числе:

- привлечение других аудиторских организаций к проверке филиалов, подразделений, дочерних компаний;

- привлечение экспертов;

- количество территориально обособленных подразделений одного предприятия и их пространственную удаленность друг от друга;

- количество и квалификацию специалистов, необходимых для работы с данным аудируемым лицом;

е) прочие аспекты, в том числе:

- возможность того, что допущение о непрерывности деятельности может оказаться под вопросом;

- обстоятельства, требующие особого внимания, например, существование аффилированных лиц;

- особенности договора об оказании аудиторских услуг и требования законодательства;

- срок работы сотрудников аудитора и их участие в оказании сопутствующих услуг аудируемому лицу;

- форму и сроки подготовки и представления аудируемому лицу заключений и иных отчетов в соответствии с законодательством, правилами (стандартами) аудиторской деятельности и условиями конкретного аудиторского задания.

В развитие плана аудита в дальнейшем составляется программа, определяющая характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита. Программа аудита является набором инструкций для аудитора, выполняющего проверку, а также средством контроля и проверки надлежащего выполнения работы[2, с.107].

В процессе подготовки программы аудита аудитор обязан принимать во внимание полученные им оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, а также требуемый уровень уверенности, который должен быть обеспечен при процедурах проверки по существу, временные рамки тестов средств контроля и процедур проверки по существу, координацию любой помощи, которую предполагается получить от организации, а также привлечение других аудиторов или экспертов.

Общий план аудита расходов по организации производства и управлению представлен в таблице 1.2.


Таблица 1.2

Общий план аудита расходов по организации производства и управлению

№ п/п

Планируемые виды работ

Период проведения

Исполнитель

1

Общая оценка организации учета прочих расходов

В течение отчетного года

Иванов

2

Общая оценка организации достоверности формирования и обоснованности включения расходов в категорию «прочие»

В течение отчетного года

Петров

3

Аудит документального оформления прочих расходов

В течение отчетного года

Сидоров

4

Аудит правильности формирования налоговой базы по налогу на прибыль в части прочих расходов

В течение отчетного года

Иванов

Программа аудита расходов по организации производства и управлению представлена в таблице 1.3.


Таблица 1.3

Программа аудита расходов по организации производства и управлению

№ п/п

Этап проверки

Объект аудиторской проверки

Процедура

1

Общая оценка организации учета расходов по организации производства и управлению

1.1

Проработанность учетной политики в части учета

Учетная политика

Проверка документов

1.2

Проверка полноты и своевременности отражения расходов на счетах учета

Расчетно-платежные ведомости

2

Общая оценка организации достоверности формирования и обоснованности включения в категорию расходов по организации производства и управлению

2.1

Правильность учета и списания в прочие расходы затрат на неосновные виды деятельности:

- затрат вспомогательных производств;

- общепроизводственных расходов;

- общехозяйственных расходов;

- - расходов будущих периодов.

Ведомости распределения общепроизв. и общехоз. расходов

Проверка документов, прослеживание

2.2

Правильность составления корреспонденции по счетам учета прочих расходов. Соответствие записей аналитического учета по счетам, записям в главной книге.

Балансовые счета: 20, 23, 25, 26, 28, 29, 44, 91

Рабочие записи

3

Аудит документального оформления прочих расходов

3.1

Выборочная проверка наличия и правильности оформления прочего выбытия основных средств

Акты демонтажа, ведомости прихода металлолома

Проверка договоров по формальным признакам и по существу отраженных положений

3.2

Выборочная проверка наличия и правильности оформления выбытия материалов

Карточки складского учета, накладные, счета-фактуры, договоры

4

Аудит правильности формирования налоговой базы по налогу на прибыль в части прочих расходов

Учетная политика, ведомости, журналы-ордера, Главная книга

Проверка учетных записей, арифметический контроль сумм


При подготовке программы аудита оценивается система внутреннего контроля экономического субъекта с точки зрения надежности, качества и степени доверия с использованием процедуры тестирования[2, с.113].

2. АУДИТ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА И УПРАВЛЕНИЮ КОМПАНИИ «СЕНТЕНТ»

2.1. Краткая характеристика предприятия

Компания «Сентент» с 2005 года работает на рынке разработки и внедрения программного обеспечения, создания и продвижения веб-сайтов. Мы видим свою задачу в том, чтобы помогать Вашему бизнесу расти и развиваться.

Компания может:

- Выявить проблемные зоны и оптимизировать бизнес-процессы. Подробнее в разделе «Бизнес — аналитика».

- Максимально раскрыть потенциал персонала Вашей компании с помощью индивидуального тестирования и обучения.

- Подобрать, доработать специально под Ваш бизнес и внедрить инструменты автоматизации, которые позволят сократить издержки, увеличить эффективность работы и безопасность хранения информации. CRM, XRM, ERP в разделе «Автоматизация бизнеса».

- Обеспечить увеличение спроса на Вашу продукцию или услуги с помощью инструментов продвижения, таких как разработка и продвижение веб-сайтов, организация рекламных компаний, продвижение в социальных сетях и вирусный маркетинг.

Компания делает сайты качественно, быстро и недорого. Ей удается поддерживать уровень качества и доступные цены  благодаря отлаженности технологического процесса. 

Компания предоставляет следующий комплекс услуг по разработке, созданию и поддержке интернет-сайтов.

Этапы реализации проекта

• Разработка технического задания на проект

• Разработка концепции дизайна

• Верстка дизайна главной и внутренних страниц

• Первичная настройка системы управления сайтом

• Размещение информационных материалов Заказчика

• Размещение сайта на сервере

• Продвижение сайта

• Обучение персонала Заказчика

В рамках проекта предусмотрены стандартные работы по продвижению сайта:

1. Оптимизация сайта:

• составление семантического ядра

• анализ и подбор ключевых слов

• оптимизация текста

• оптимизация мета-тегов

2. Продвижение в поисковых системах:

• регистрация в поисковых системах

• составление вариантов описания сайта

• регистрация сайта в каталогах

• обмен ссылками с тематическими ресурсами

• реклама в социальных сетях

3. Интернет-реклама

• Планирование и проведение рекламных компаний в Яндекс-Директ, Google Adwords

Базовые решения

1. Сайт-визитка

Самое простое представительство компании в Интернете. Наиболее экономичное решение – подходит для частных предпринимателей и владельцев малого бизнеса, которые впервые столкнулись с задачей открытия сайта.

Услуга включает:

1) Типовой дизайн сайта

2) Наполнение информацией

3) Объем, обычно, до 8 страниц:

- информация о компании

- информация о товарах и услугах

- прайс – лист

- контактная информация

2. Промо-сайт

Основная задача такого сайта – прямое продвижение какого-либо товара или услуги в Интернете. Содержит рекламную информацию, образцы продукции, справочные данные, условия приобретения. Также промо-сайт может быть посвящен какой-либо акции компании.

Услуга включает:

1) Индивидуальный дизайн

2) Графика

3) Flash – элементы

4) Система управления сайтом

5) Комментирование

6) Объем 5-10 страниц:

- информация о компании

- информация о товарах и услугах (каталог товаров)

- контактна информация

- поиск информации

3. Корпоративный сайт, Информационный портал, Интернет-магазин.
Корпоративный сайт, это полноценное представительство компании в Интернете. Сайт содержит подробную информацию о компании и производимой ей продукции.

Сайт снабжен системой управления сайтом. Данная система позволяет существенно сэкономить на поддержке проекта. Благодаря ей, повседневные задачи по поддержке могут быть поручены сотруднику, не владеющему специфическими знаниями в сфере интернет-технологий и программирования. Система позволяет легко и быстро управлять лентами новостей, информационным наполнением страниц.

Корпоративный сайт отличается от обычной интернет-страницы прежде всего тем, что имеет несколько областей пользования, предназначенных для разных целевых групп. Обычно сайт корпорации состоит из трех таких областей (или зон): общедоступная зона (для всех пользователей интернета), область для внутреннего использования собственными сотрудниками (куда можно зайти только с паролем), и зона администрирования (управления) сайта.

Элементы корпоративного сайта:

1) Индивидуальный дизайн (flash-элементы, графика)

2) Техническая поддержка

3) Хостинг и домен

4) Количество страниц неограниченно:

- подробная информация о компании

- подробная информация о товарах и услугах

- лента новостей

- карта сайта

- голосования, опросы

- контакты, обратная связь

- форум, комментирование

- админ-панель (понятная система управления сайтом)
- поиск информации

Элементы портала:

1) Индивидуальный дизайн (flash-элементы, графика)

2) Техническая поддержка

3) Хостинг и домен

4) Структура:

- блок описания компании, ее деятельности, партнеров и клиентов

- новостной блок

- подписка на рассылки

- тематические обзоры

- отраслевая специфика

- справочная информация

- консультационный блок

- рекламный блок

- документы

- поиск информации

- форум, чат

- база данных пользователей

- админ-панель (понятная система управления сайтом)

Заключается договор на разработку сайта, где указывается порядок работ по смете и последовательность оплаты работ. Заключается договор на хостинг и доменное имя при необходимости.

От Заказчика поступает вся необходимая информация о проекте, на базе которой разработчиком формируется техническое задание на сайт. Информация поступает как приложение к договору, где Заказчик в свободной форме описывает требования к сайту.
Согласованное и утвержденное техническое задание подписывается Заказчиком.

Исполнитель выполняет настройку сайта, Заказчик комментирует и уточняет свои требования к сайту. По окончанию работ над сайтом Заказчик и Исполнитель подписывают акт сдачи-приемки работ по сайту.
По мере поступления информации от Заказчика, Исполнитель размещает ее на сайте с учетом особенностей формирования информации для поисковых систем.

Гарантийное обслуживание сайта осуществляется на протяжении 1 месяца после подписания акта приема-передачи работ. Включает в себя устранение ошибок.

2.2. Проверка выполнения плана расходов на управление и организацию производства

Подготовка к проведению аудита расходов по организации производства и управления включает в себя определение объема аудиторской проверки, стоимости её проведения, заключение договора на оказание аудиторских услуг. При проведении аудита на ООО «Сентент» договору предшествовало письмо – обязательство аудитора о согласии на проведение аудита. Письмо было составлено в результате обращения ООО «Сентент» в аудиторскую организацию в письменной форме с предложением о проведении аудиторской проверки.

Подготовка к заключению договора началась после предварительного ознакомления с деятельностью ООО «Сентент». В этот период определялась трудоемкость и с её учетом стоимость, а также сроки оказания аудиторских услуг. Для решения этих задач проводится преддоговорное обследование ООО «Сентент». С этой целью аудитором был организован выезд к заказчику для беседы и общего ознакомления с документацией, после чего был заключен договор. Стоимость по договору оказания аудиторских услуг была определена исходя из плановой стоимости услуг на установленный период. Стоимость оказываемых услуг была определена с помощью специального расчета, в основу которого положено калькуляция на оказание аудиторских услуг, которая была разработана и утверждена ООО «Сентент». Общее количество человеко – часов, необходимое для проведения аудита у ООО «Сентент» умножается на стоимость человека – часа (исходя из калькуляции). Полученная в соответствии с расчетом сумма услуг зафиксирована в Протоколе согласования цен, который является приложением к договору оказания аудиторских услуг [3, с.105].

Выводы аудитора по каждому разделу аудиторской программы, документально отраженные в рабочих документах, являются фактическим материалом для составления аудиторского отчета (письменной информации руководству экономического субъекта) и аудиторского заключения, а также основанием для формирования объективного мнения аудитора о бухгалтерской отчетности ООО «Сентент».

В ходе проведения аудита, проверяя правильность исчисления расходов по организации производства и управления ООО «Сентент», аудитор изучал калькуляционные расчеты и ведомости на списание калькуляционных разниц между фактической и плановой себестоимостью товаров, работ и услуг.

В результате изучения плановых и фактических калькуляций были установлены отклонения, представленные в таблице 2.1

Таблица 2.1

Анализ выполнения сметы расходов по организации производства и управления

Наименование структурного подразделения

Показатели

План, млн. руб.

факт, млн. руб.

Отклонения, %

№1

13470

13528

100,4

№2

38440

38962

101,3

Перечень конкретных расходных обязательств, обеспечивающих реализацию каждого из мероприятий по выполнению плановой сметы расходов на управление и организацию производства (рисунок 2.1).


Рисунок 2.1 – Горизонтальный подход к проверке выполнения плана расходов на управление и организацию производства

При этом аудитор устанавливал, не допущено ли снижение расходов по организации производства и управления отчетного года за счет увеличения расходов на управление и организацию производства товаров и работ и расходов на управление и организацию производства переходящих запасов. Для этого аудитором была проверена реальность и документальная обоснованность бухгалтерских записей за декабрь 2012 года по соответствующим счетам. Важно установить правильность учета расходов на управление и организацию производства. Аудитор проверил достоверность отчетных данных по фактической расходов на управление и организацию производства отдельных видов работ и услуг.

Расходы по организации производства и управления ООО «Сентент» должны включаются в себестоимость того периода, к которому они относятся, независимо от предварительной или последующей их оплаты, поэтому важно разграничить издержки по времени их производства и определить, какие из них входят в выполненные работы и оказанные услуги отчетного периода, а какие следует относить к резервам или расходам будущих периодов.

Правильность образования и использования созданных резервов периодически уточняется, проводится их инвентаризация. На конец года образование, использование и остаток созданных резервов обязательно проверяется по данным смет, расчетов и т.п. Суммы излишне созданных резервов сторнируются, а недоначисленных – доначисляются.

Аудитором внимательно изучались затраты, подлежащие распределению. При этом была проверена правильность их распределения как по времени включения в затраты, так и по объектам калькуляции и учета.

В первую очередь, на основании первичных документов проверялась правильность распределения по конкретным счетам расходов на отопление, освещение, содержание и аренду помещений, заработную плату административно-управленческого персонала подразделений и организации в целом и отчислений от нее, установленных законодательством, расходов на оплату информационных, консультационных и аудиторских услуг, компенсации за использование личных автомобилей в служебных целях и т.п.

Проверяющий подтвердил также правильность распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов между отдельными объектами учета затрат в соответствии с положениями учетной политики.

Исследовалась правильность и обоснованность создания резервов представительских расходов, далее проверяется правильность составления калькуляционных расчетов. Уточняется, как учтены возвратные отходы, потери от брака и т.д. Важным участком работы аудитора является проверка правильности исчисления калькуляционных разниц по всем видам работ и услуг.

При проверке правильности исчисления расходов по организации производства и управления анализировались основные факторы, влияющие на экономию или перерасход средств по каждой статье затрат.

Интенсификация производства проявляется в снижении расходов на управление и организацию производства работ и услуг. Одной из основных задач аудита является проверка выполнения плановых заданий по снижению расходов на управление и организацию производства работ и услуг.

Ревизуемый период, как правило, не совпадает с календарным годом, поэтому при аудите возникает необходимость производить проверку выполнения плана по расходов на управление и организацию производства раздельно за периоды предшествующего и текущего годов, входящих в ревизуемый период. Например, проверка проводится за период с 1 октября предыдущего года до 1 октября текущего года. В этом случае по данным отчетности раздельно проверяют выполнение плана по расходов на управление и организацию производства работ и услуг за IV квартал предыдущего года и 9 месяцев текущего года.

Аудитор располагает данными о правильности определения и списания на издержки производства материальных ценностей (в разрезе мест затрат и центров ответственности по количеству и стоимости; по нормам, отклонениям от норм и изменениям норм; по причинам возникновения перерасхода и достижения экономии), затратах труда и отчислений на социальное страхование; начислений амортизации основных средств, образования резервов предстоящих расходов и платежей, отнесения издержек на расходы будущих периодов и их списания к другим издержкам и операциям, что позволяет более обоснованно подойти к оценке выполнения плана по расходов на управление и организацию производства работ и услуг и выработке предложений по мобилизации внутренних резервов снижения расходов на управление и организацию производства.

При оценке выполнения плана следует иметь в виду, что организации иногда получают экономию, которую не разрешается относить к их заслугам. Она может возникнуть, например, в результате изменения номенклатуры и ассортимента работ и услуг по сравнению с планом. Такая экономия не принимается во внимание при оценке выполнения плана расходов на управление и организацию производства. Если же изменение плановой структуры работ и услуг вызовет увеличение затрат, то оно считается неоправданным и погашается экономией, полученной за счет других факторов.

При оценке выполнения плана ООО «Сентент» не учитывается экономия, не связанная с реальным снижением материальных, трудовых и других расходов на управление и организацию производства и обусловленная невыполнением предусмотренных планом мероприятии по развитию и совершенствованию производства (заданий по вводу в действие и освоению новых производственных мощностей — в случаях, когда планами предусматривались повышенные затраты на период их освоения); мероприятий по повышению качества товаров, работ и услуг, если при этом цены на выполняемые работы и оказываемые услуги не дифференцированы в зависимости от уровня качества; мероприятий по комплексному использованию природного сырья, а также с нарушениями правил, регулирующих производственную деятельность организаций (правил технической эксплуатации, охраны окружающей среды и др.)

На отклонение фактических затрат от плановых влияют (и не зависят от деятельности организации) такие факторы, как изменение цен на материалы, топливо, покупные полуфабрикаты, тарифов на электрическую и тепловую энергию и грузовые перевозки.

При оценке уровня выполнения плана аудитор (по данным проверки достоверности отчетных данных об объеме выполненных работ и оказанных услуг и затратах на их производство) должен убедиться, что приписок к объему и нарушений правил отнесения на издержки производства определенных элементов затрат организация не допустила. В случае выявления нарушений следует в установленном порядке добиться внесения соответствующих изменений в отчетность и лишь после этого приступить к оценке выполнения плана по предельному уровню затрат. Одновременно следует учесть, что на выполнение плана по расходов на управление и организацию производства работ и услуг не должна влиять методика ценообразования на выполняемые работы и оказываемые услуги.

На изменение уровня расходов на управление и организацию производства влияют такие факторы, как изменение плановой структуры и ассортимента работ и услуг, снижение или повышение расходов на управление и организацию производства оказываемых услуг, изменение цен на материальные ресурсы и тарифов на энергию и грузовые перевозки, изменение оптовых цен организации.

При проведении проверки выполнения плана по снижению расходов на управление и организацию производства аудитору необходимо проверить правильность отнесения на издержки производства сумм по статьям и элементам.

Оценка правильности исчисления расходов по организации производства ООО «Сентент» выполняется путем арифметического контроля данных ведомости сводного учета затрат. Причем при нормативном методе учета затрат себестоимость продукции определяется как алгебраическая сумма нормативной расходов на управление и организацию производства, учтенных изменений норм и учтенных отклонений от норм. При ненормативных методах себестоимость исчисляется как сумма остатка незавершенного производства на начало месяца и затрат за месяц минус остаток незавершенного производства на конец месяца.

По данным годового приложения к отчетности можно проследить за соотношениями (в процентах к общей сумме производственных затрат) отдельных элементов затрат: материальных (за вычетом стоимости возвратных отходов); расходов на оплату труда; отчислений на социальные нужды; амортизации основных фондов; прочих затрат. Изучение поэлементного состава и структуры затрат в динамике за ряд лет позволяет контролирующим органам наметить главные направления поиска резервов снижения расходов на управление и организацию производства в зависимости от изменений в технике, технологии и организации производства или под воздействием его специализации.

Технический прогресс и развитие влияют на изменение структуры затрат в сторону увеличения доли расхода материальных, топливно-энергетических ресурсов и амортизации основных фондов при относительном уменьшении затрат на оплату труда в расходов на управление и организацию производства.

В ходе проверки устанавливается правильность составления плановых и отчетных калькуляций по важнейшим видам продукции, а также достоверность отчетных показателей расходов на управление и организацию производства.

Выявленные в ходе проверки отклонения были зафиксированы в рабочих документах аудитора .

В результате проведения данного участка аудита в учете расходов на управление и организацию производства были обнаружены следующие ошибки:

•неправильное отражение в учете нормируемых расходов;

•неправильная оценка остатков незавершенного производства;

•неправильное разграничение расходов по отчетным периодам;

•несоответствие применяемого метода учета затрат методу, зафиксированному в учетной политике;

•необоснованное включение в себестоимость отдельных видов затрат.

На основе анализа выявленных ошибок и отклонений аудитором были предложены резервы снижения расходов на управление и организацию производства.

2.3 Анализ аудита доходов и расходов по организации производства и управления

Проверка правильности отнесения расходов предприятия на затраты по производству продукции или на себестоимость работ (услуг) является составной частью проверки правильности получения доходов и формирования прибыли. Поэтому аудит цикла затрат можно считать частью аудита цикла доходов.

В таблицах 2.2 и 2.3 представлены основные возможные нарушения в учете затрат и их влияние на достоверность отчетности, налогообложение и соблюдение законодательства.


Таблица 2.2

Нарушения, выявленные в учете затрат ООО «Сентент»

Характер возможных нарушений

Влияние нарушения на достоверность бухгалтерской отчетности, налогообложение и соблюдение законодательства

Отсутствует раздельный учет прямых и общепроизводственных расходов для целей бухгалтерского учета налогообложения

Завышение расходов на управление и организацию производства основного производства для целей бухгалтерского учета и налогообложения, занижение финансового результата деятельности основного производства.

Отсутствует аналитический учет по счету 25

«Общепроизводственные расходы» по отдельным подразделениям организации и статьям расходов.

Недостоверность оборотов и остатков по счету 25 «Общепроизводственные расходы», и как следствие невозможность подтверждения строки «Затраты в незавершенном производстве (издержки обращения)» баланса.

Отсутствует распределение общепроизводственных Расходов

Низкий уровень внутреннего контроля. Недостоверность остатка по счету 20 «Основное производство», и как следствие невозможность подтверждения строки «Затраты в незавершенном производстве (издержки обращения)» баланса.

Не соблюдается порядок распределения общепроизводственных расходов в соответствие с учетной политикой организации

Не соблюдается порядок распределения общепроизводственных расходов в соответствие с учетной политикой организации

Низкий уровень внутреннего контроля. Недостоверность остатка по счету 20 «Основное производство», и как следствие невозможность подтверждения строки «Затраты в незавершенном производстве (издержки обращения)» баланса.


Таблица 1.7

Нарушения выявленные в учете затрат ООО «Сентент» и их влияние на достоверность бухгалтерской отчетности, налогообложение и соблюдение законодательства

Характер возможных нарушений

Влияние нарушения на достоверность бухгалтерской отчетности, налогообложение и соблюдение законодательства

Отсутствует раздельный учет прямых и общехозяйственных расходов для целей бухгалтерского учета и налогообложения

Завышение расходов на управление и организацию производства основного производства для целей бухгалтерского учета и налогообложения, занижение финансового результата деятельности основного производства.

На счете 26 «Общехозяйственные расходы» не учитываются следующие затраты:

  • управленческие и хозяйственные расходы. Не связанные непосредственно с производственным процессом;
  • содержание общехозяйственного персонала, не связанного с производственным персоналом;
  • амортизационные отчисления на полное восстановление и расходы на ремонт основных средств управленческого и общехозяйственного назначения;
  • арендная плата за помещение общехозяйственного назначения;
  • расходы по оплате информационных, аудиторских и консультационных услуг;
  • другие аналогичные по назначению расходы.


Исходя из материала, изученного в данном разделе курсовой работы можно сделать следующие выводы.

Проверяя правильность исчисления расходов по организации производства и управления ООО «Сентент», аудитор изучает калькуляционные расчеты и ведомости на списание калькуляционных разниц между фактической и плановой себестоимостью товаров, работ и услуг. При этом составляется вспомогательная ведомость.

При проверке правильности исчисления расходов по организации производства и управления анализируются основные факторы, влияющие на экономию или перерасход средств по каждой статье затрат.

Интенсификация производства проявляется в снижении себестоимости работ и услуг. Одной из основных задач аудита является проверка выполнения плановых заданий по снижению себестоимости работ и услуг.

Ревизуемый период, как правило, не совпадает с календарным годом, поэтому при аудите возникает необходимость производить проверку выполнения плана по себестоимости раздельно за периоды предшествующего и текущего годов, входящих в ревизуемый период. Например, проверка проводится за период с 1 октября предыдущего года до 1 октября текущего года. В этом случае по данным отчетности раздельно проверяют выполнение плана по себестоимости работ и услуг за IV квартал предыдущего года и 9 месяцев текущего года.

Одна из ответственных задач аудита расходов на управление и организацию производства состоит в выделении затрат, не относящихся к производственной и сбытовой деятельности отчетного периода. Не менее важно выявить и предотвратить искажения показателей расходов на управление и организацию производства вследствие неполного отнесения на издержки производства и обращения материальных, трудовых и денежных затрат.

Такие нарушения являются следствием отступлений ООО «Сентент» от существующего законодательства, просчетов и ошибок при начислении амортизации основных фондов, определении источников финансирования затрат на капитальный и текущий ремонты, распределении транспортно-заготовительных расходов (или отклонений фактической расходов на управление и организацию производства материальных ценностей от стоимости их по учетным ценам) между затратами материалов на производство и их остатками на складе, резервировании средств для предстоящих платежей и др. При проверке данных операций аудитором составляются вспомогательные ведомости.

2.4. Составление аудиторского отчета о проверке доходов и расходов по организации производства и управлению

В письменной информации аудиторская организация обязана указать все установленные в ходе аудита искажения и (или) нарушения, связанные с финансово-хозяйственной деятельностью ООО «Сентент», которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности. При этом аудиторская организация вправе привести в письменной информации любые сведения, касающиеся аудита и фактов финансово-хозяйственной деятельности ООО «Сентент», которые сочтет целесообразным.

Данные, содержащиеся в письменной информации, приводятся с целью доведения до руководства ООО «Сентент» или иных лиц в соответствии с законодательством:

сведений о нарушениях порядка совершения финансовых (хозяйственных) операций и подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности, недостатках в бухгалтерском учете и системе внутреннего контроля ООО «Сентент», которые привели или могут привести к существенным искажениям бухгалтерской (финансовой) отчетности:

- рекомендаций по устранению выявленных нарушений и недостатков;

- предложений по совершенствованию систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля.

Письменная информация содержит отчет аудиторской организации о результатах проведения аудита, прилагается к аудиторскому заключению и не может рассматриваться как отчет обо всех существующих недостатках в финансово-хозяйственной деятельности ООО «Сентент». Письменная информация указывает на недостатки, обнаруженные в процессе конкретного аудита.

Письменная информация должна содержать следующие реквизиты:

- исходящий номер и дату подписания письменной информации аудиторской организацией;

- указание на лицо, которому адресуется письменная информация в соответствии с договором оказания аудиторских услуг;

- название документа;

реквизиты аудиторской организации (наименование и юридический адрес либо фамилия, инициалы и адрес аудитора - индивидуального предпринимателя; сведения о государственной регистрации; номер и дата выдачи лицензии на аудиторскую деятельность; УНП; фамилии и инициалы аудиторов и иных специалистов, принимавших участие в аудите; номера и даты выдачи квалификационных аттестатов аудиторов; при необходимости может быть указано распределение обязанностей аудиторов и специалистов в ходе проведения аудита);

- реквизиты ООО «Сентент» (наименование и юридический адрес либо фамилия, инициалы и адрес индивидуального предпринимателя; сведения о государственной регистрации; УНП; фамилии и инициалы должностных лиц, ответственных за составление бухгалтерской (финансовой) отчетности);

- основание для проведения аудита (дата и номер договора оказания аудиторских услуг);

- период времени, за который проводился аудит;

- даты начала и завершения аудита.

В содержательной части письменной информации в обязательном порядке приводятся следующие сведения:

- развернутая аргументация причин, приведших к условно положительному или отрицательному аудиторскому мнению, а также к отказу от его выражения либо к выражению безусловно положительного аудиторского мнения с поясняющим пунктом о наличии серьезного сомнения в возможности ООО «Сентент» продолжать свою деятельность непрерывно;

- выявленные в ходе аудита нарушения установленного законодательством порядка ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, порядка совершения финансовых (хозяйственных) операций;

- выявленные в ходе аудита недостатки в организации бухгалтерского учета и состоянии системы внутреннего контроля, которые привели или могут привести к существенным искажениям бухгалтерской (финансовой) отчетности;

- оценка количественного расхождения показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности ООО «Сентент» и прогнозируемых показателей по результатам аудита;

- рекомендации по устранению выявленных в ходе аудита недостатков;

- другие сведения, полученные в ходе аудита или предусмотренные договором оказания аудиторских услуг.

В дополнение к обязательным сведениям в зависимости от объема, специфики аудита, размеров и особенностей хозяйственной деятельности ООО «Сентент» в письменную информацию включаются следующие сведения:

- количественный состав и структура бухгалтерской службы ООО «Сентент», способ ведения бухгалтерского учета;

- перечень основных областей и направлений бухгалтерского учета, подлежавших аудиту;

- утверждение, что аудиторская организация осуществляла аудит в соответствии с правилами аудиторской деятельности, и случаи отклонения от правил, если такие имелись (при проведении аудита, не предусматривающего подготовку аудиторского заключения);

- методика проведения аудита (указание разделов бухгалтерского учета, проверенных сплошным методом и выборочно, описание построения аудиторской выборки);

- информация о ходе аудита;

- особенности проведения аудита;

- в случае, если аудируемое лицо имеет сложную организационную структуру, - сведения об осуществлении аудита обособленных подразделений и дочерних организаций ООО «Сентент», их результаты и влияние на итоги аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности ООО «Сентент» в целом;

- перечень всех выявленных в процессе аудита недостатков, замечаний и рекомендации по их устранению;

- в случае, если аудит за текущий и предыдущий периоды проводился одной и той же аудиторской организацией, - анализ выполнения аудируемым лицом рекомендаций и замечаний, содержащихся в письменной информации за предыдущий отчетный период.

Сведения в письменной информации должны излагаться последовательно в соответствии с перечнем проверяемых по программе аудита вопросов.

Содержательную часть письменной информации следует подразделять на главы, посвященные проверке отдельных разделов бухгалтерского учета. Внутри каждой главы выявленные нарушения, указания на недостатки и замечания следует приводить в порядке уменьшения их существенности.

Сведения, содержащиеся в письменной информации, должны быть краткими, четкими и точными. При необходимости должны быть приведены обоснования количественных расчетов и оценок, а также ссылки на законодательство.

Подробные сведения о выявленных незначительных недостатках могут быть вынесены в приложения к письменной информации.

Письменная информация составляется в ходе аудита и направляется ООО «Сентент» у на его завершающем этапе. В процессе аудита ООО «Сентент» у может передаваться промежуточная информация в устном или письменном виде. Все входящие и исходящие документы, содержащие промежуточную информацию, необходимо приобщить к рабочей документации аудитора.

Письменная информация должна составляться с учетом требований, предъявляемых к официальной переписке, не менее чем в двух экземплярах и иметь сквозную нумерацию страниц. Первая страница письменной информации оформляется на бланке аудиторской организации или с угловым штампом аудиторской организации.

Письменная информация должна быть подписана всеми аудиторами, принимавшими участие в аудите. В случае, если аудит проводило несколько групп аудиторов, письменная информация может быть подписана их руководителями.

Письменная информация может быть передана только:

- лицу, подписавшему договор оказания аудиторских услуг;

- лицу, названному получателем письменной информации в договоре оказания аудиторских услуг;

- любому другому лицу - в случае письменного указания, полученного аудиторской организацией от лица, подписавшего договор оказания аудиторских услуг со стороны ООО «Сентент».

Аудиторская организация вправе подготовить и передать под роспись получателю (одному из лиц, указанных в пункте 19 настоящих Правил) предварительный вариант письменной информации.

В предварительном варианте письменной информации могут содержаться требования по устранению выявленных нарушений законодательства, внесению исправлений в данные бухгалтерского учета и перечень уточнений к подготовленной аудируемым лицом бухгалтерской (финансовой) отчетности. При этом ООО «Сентент» может подготовить письменный ответ на предварительный вариант письменной информации, отражающий его точку зрения на изложенные в ней замечания и рекомендации.

Возражения ООО «Сентент» принимаются аудиторской организацией во внимание, если она посчитает это нужным. Если в предварительном варианте письменной информации содержались существенные замечания, то в окончательном варианте следует дать оценку исправлениям, сделанным аудируемым лицом по замечаниям и предложениям аудиторской организации.

Несогласие ООО «Сентент» с содержанием письменной информации не может служить основанием для отказа в ее получении.

Окончательный вариант письменной информации аудиторская организация обязана подготовить до даты подписания аудиторского заключения. При этом первый экземпляр письменной информации передается под роспись получателю, второй экземпляр с росписью получателя остается в аудиторской организации и приобщается к рабочей документации как обязательное приложение к аудиторскому заключению.

По согласованию с ООО «Сентент», а также в случае отказа организации от получения письменной информации она может быть отправлена по почте или иным способом при условии документального подтверждения факта почтового отправления или другого способа передачи.

Письменная информация является конфиденциальным документом. Сведения, содержащиеся в ней, не подлежат передаче аудиторской организацией третьим лицам либо разглашению ее работниками и лицами, привлекаемыми к проведению аудита без письменного согласия ООО «Сентент», за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

ООО «Сентент» может распоряжаться сведениями, содержащимися в письменной информации, по своему усмотрению. Аудиторская организация не несет ответственности за разглашение таких сведений.

По требованию аудиторской организации ООО «Сентент» обязан представить ей копию письменной информации по результатам аудита за предыдущий финансовый год. При этом аудиторская организация обязана соблюдать конфиденциальность и по отношению к данной письменной информации.

Отказ ООО «Сентент» в представлении письменной информации за предыдущий финансовый год может рассматриваться аудиторской организацией как ограничение объема аудита.

Порядок подготовки, составления и формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности определяется законодательством Республики Беларусь. При соблюдении требований законодательства бухгалтерская (финансовая) отчетность должна достоверно отражать финансовое положение и результаты финансово-хозяйственной деятельности организации.

При проведении аудита достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудиторская организация должна установить, подготовлена ли данная отчетность по форме и содержанию в соответствии с требованиями законодательства. Если применение некоторых требований законодательства приводит к формированию бухгалтерской (финансовой) отчетности, вводящей в заблуждение пользователей, аудиторская организация должна отразить данный факт в аудиторском заключении. Так, если переоценка основных средств, сделанная в соответствии с законодательством, не отражает реальной рыночной стоимости этих основных средств, а данный аспект является существенным для достоверного отражения финансового положения предприятия, аудиторская организация должна указать на этот факт в аудиторском заключении.

При формировании аудиторского мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудиторская организация должна учитывать:

получены ли надлежащие аудиторские доказательства, достаточные для выражения аудиторского мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности организациии соответствии совершенных им финансовых (хозяйственных) операций законодательству;

существенность выявленных и неисправленных искажений.

Аудиторское заключение составляется в количестве экземпляров, согласованном аудиторской организацией и аудируемым лицом в договоре оказания аудиторских услуг. При этом аудиторская организация и аудируемое лицо должны получить не менее чем по одному пакету документов, состоящему из аудиторского заключения и подписанной, скрепленной печатью ООО «Сентент» бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой выражается аудиторское мнение. Пакет указанных документов должен быть прошнурован, пронумерован полистно, скреплен печатью аудиторской организации (при ее наличии) и подписью руководителя аудиторской организации.

3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АУДИТА ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА И УПРАВЛЕНИЮ

Для совершенствования процедуры аудита расходов по организации производства и управления предложена следующая программа аудиторской проверки.

Аудитор должен сообщать руководству и представителям собственника аудируемого лица информацию, представляющую собой сведения, ставшие известными аудитору в ходе аудита. Аудитор должен сообщать ту информацию, которая, по его мнению, является важной как для руководства, так и представителей собственника организации при осуществлении ими контроля за подготовкой достоверной финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и раскрытием информации в ней. Информация включает только те вопросы, которые привлекли внимание аудитора в процессе осуществления аудита.

После проведения аудита расходов на управление и организацию производства составляется отчет. Отчет аудитора о проведении аудита расходов на управление и организацию производства готовиться в произвольной форме и включает перечень выполненных аудитором процедур проверки и оценку их результатов.

По результатам проведения аудита расходов на управление и организацию производства возможны несколько вариантов представления информации:

1. Аудит расходов на управление и организацию производства является частью общего аудита, целью которого является выражение мнения аудитора о достоверности отчетности и соблюдения аудируемым лицом действующего законодательства.

2. Аудит расходов на управление и организацию производства является самостоятельной услугой, по результатам выполнения которой должна быть подготовлена информация руководству.

3. Специальный производственный аудит, проводимый по специальному заданию собственника.

Первый вариант предполагает, что все материалы, подготовленные аудитором являются частью рабочей документации аудитора, и входят, как часть, в письменную (устную) информацию, представляемую руководству, а также, при модификации аудиторского мнения- в аудиторское заключение, порядок составления обоих документов регламентируется федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности. Поэтому в данной работе нецелесообразно детально останавливаться на данном вопросе. Второй вариант предполагает подготовку отчета аудитора по результатам проведения производственного аудита.

В отчет включается информация об объеме и характере работ, выполненных в ходе аудита, а также перечень обнаруженных исправлений и ошибок в ведении учета затрат и калькулировании себестоимости продукции.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исходя из исследования проведенного в рамках курсовой работы можно сделать следующие выводы.

В конкурентной среде рыночных отношений аудит расходов по организации производства и управлению позволяет сформировать всю необходимую информацию о состоянии производства и имущества. Аудит расходов по организации производства и управлению обеспечивает информационную прозрачность различных направлений хозяйственной деятельности и процедур управления на всех его уровнях. Знание методологии аудита расходов по организации производства и управлению и умение применять его методику при исследовании различных сторон хозяйственной деятельности коммерческой организации являются одним из важнейших элементов профессионализма аудиторов.

Проверяя правильность исчисления расходов по организации производства и управления ООО «Сентент», аудитор изучает калькуляционные расчеты и ведомости на списание калькуляционных разниц между фактической и плановой себестоимостью товаров, работ и услуг. При этом составляется вспомогательная ведомость.

При проверке правильности исчисления расходов по организации производства и управления анализируются основные факторы, влияющие на экономию или перерасход средств по каждой статье затрат.

Интенсификация производства проявляется в снижении себестоимости работ и услуг. Одной из основных задач аудита является проверка выполнения плановых заданий по снижению себестоимости работ и услуг.

Одна из ответственных задач аудита расходов на управление и организацию производства состоит в выделении затрат, не относящихся к производственной и сбытовой деятельности отчетного периода. Не менее важно выявить и предотвратить искажения показателей расходов на управление и организацию производства вследствие неполного отнесения на издержки производства и обращения материальных, трудовых и денежных затрат.

Такие нарушения нередко являются следствием отступлений от существующего законодательства, просчетов и ошибок при начислении амортизации основных фондов, определении источников финансирования затрат на капитальный и текущий ремонты, распределении транспортно-заготовительных расходов (или отклонений фактической расходов на управление и организацию производства материальных ценностей от стоимости их по учетным ценам) между затратами материалов на производство и их остатками на складе, резервировании средств для предстоящих платежей и др. При проверке данных операций аудитором составляются вспомогательные ведомости.

Согласно правилам (стандартам) аудиторской деятельности можно выделить три основных этапа аудиторской проверки:

СПИСОК ИСПОЛЬЗЛВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Акулич В.В., Лапченко Д.А. Экономический анализ: учебно-методическое пособие. Минск, БГЭУ, 2010. -265
  2. Андреев В.Д. Ревизия и аудит. Уч. пособие – Мн.: Выш шк., 2006. – 193 с.
  3. Данилевский, С.М. Шапингузов, Н.А. Ремизов и др. М.: ИД ФБК – Пресс, 2009 – 543 с.
  4. Бухгалтерский учет, анализ и аудит. учеб.-методич. пособие для студентов экономич. специальностей /. Н.В. Мальцевич, Д.В. Купрейчик, С.В. Невдах, Кислюк С.М., Галкина М.Н..-Мн.: БГЭУ, 2006. -356
  5. Бухгалтерский учет: методич. учеб.-методич. пособие для студентов экономич. специальностей: / М.Н. Галкина, Н.В. Лягуская, - Пинск: ПолесГУ, 2010.
  6. Латыпова О.В. Бухгалтерский учет: теоретические основы курса: Учеб-метод. пос.: В 3ч. Ч.1., – Мн.: БГЭУ, 2010г. – 109с.
  7. Пармон Т. И. Калькуляция себестоимости продукции промышленных предприятий: курс лекций. Минск, БГЭУ, 2009.
  8. Тарасевич И.Н. Особенности бухгалтерского учёта в отраслях народного хозяйства: курс лекций. Минск, БГЭУ, 2010.
  9. Хмельницкий В.А. Ревизия и аудит: Учебное комплекс. – Мн.: Книжный дом, 2007. – 480с.,
  10. Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит: Учебник для вузов по экон. спец. и напр., 2-е изд. перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2009. 351 с.
  11. Учет внеоборотных активов: практикум / Д.В. Купрейчик, С.В. Невдах. – Пинск: ПолесГУ, 2010.
  12. Учет денежных средств и финансовых вложений: практикум / сост.: А.Б. Галун, Н.В. Лягуская. – Пинск: ПолесГУ, 2011.
  13. Е. В. Карсетская, Т. Л. Крутякова Упрощенка. Учет расходов // АйСи Групп/ - 2012
  14. Т. Безгодова Новая книга учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения // Эксмо - 2013 г.
  15. С. А. Уткина Расходы организации. Бухгалтерский и налоговый учет // Московская Финансово-Промышленная Академия – 2011
  16. Т. Л. Крутякова Упрощенка. Доходы минус расходы // АйСи Групп - 2013
  17. Новая книга учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения // Ось-89 - 2013

Аудит учета расходов и доходов обслуживающего производства