Уровень и качество жизни, их основные показатели

Уровень и качество жизни, их основные показатели

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………….………..3

1. Уровень и качество жизни как основа благосостояния населения

1.1 Категория «уровень жизни» и «качество жизни»……………………….….5

1.2 Взаимосвязь и различия между понятиями уровня и качества жизни населения…………………………………………………………………………..7

2. Показатели уровня и качества жизни в современных условиях

2.1 Общее представление о показателях уровня и качества жизни населения………………………………………………………………….……….9

2.2 Характеристика основных показателей уровня и качества жизни в современных условиях…………………………………………………………..12

3. Важнейшие направления социальной политики по повышению уровня и качества жизни……………………………………………………….…………..18

Заключение………………………………………………………………….……26

Список использованной литературы……………………………..…………….28

Приложения……………………………………………………………….……..30

ВВЕДЕНИЕ

Снижение жизненного уровня подавляющей части населения, крайне высокий уровень обострения социальных проблем на фоне построения экономической системы, не имеющей ничего общего с цивилизованной рыночной системой, объективно обусловливает необходимость изменения курса проводимых реформ. При этом жизненно важно, чтобы данный курс в полной мере учитывал социальные приоритеты общества и нравственные ценности страны. Должен быть создан целостный механизм, вбирающий в себя все необходимые элементы регулирования экономических и социальных процессов. При этом под общественным развитием понимается не реализация социального через экономическое, а целостное, комплексное развитие как экономического, так и социального. Социальное развитие должно рассматриваться, с одной стороны, как предпосылка успешных экономических преобразований, а с другой стороны – как их конечная цель.

Данная проблема является крайне актуальной и для Республики Беларусь.

Несмотря на понимание необходимости реформирования, в обществе отсутствует сколько-нибудь значимая социальная база реформ. Необходимо найти такую модель общественного переустройства, которая бы учитывала сложившиеся общественные отношения и, в первую очередь, социальные. Именно социальные факторы, их невостребованность экономической и политической системами оказались главным препятствием для проведения реформ.

Целью исследования является изучение уровня жизни населения и его индикаторов, исследование социальных факторов общественного развития.

Задачи исследования:

  • рассмотреть понятие уровня жизни населения;
  • рассмотреть понятие качества жизни населения;
  • определить особенности показателей уровня и качества жизни населения;
  • рассмотреть особенности интегрального показателя уровня и качества жизни;
  • рассмотреть основные пути совершенствования социальной политики и предложить эффективные формы и методы ее реализации.

Объектом исследования является население в современных условиях.

Предметом исследования является содержание и структура уровня жизни населения.

Теоретической и методологической основой исследования явились различные макроэкономические теории рынка, основные теории общественного и социального развития.

1. УРОВЕНЬ И КАЧЕСТВО ЖИЗНИ КАК ОСНОВА БЛАГОСОСТОЯНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

1.1 Категория «уровень жизни» и «качество жизни»

Уровень жизни населения является обобщающим показателем не только социальной политики, но и развития экономической системы в целом.

Уровень общественного благосостояния представляет собой степень обеспеченности людей материальными благами, услугами и соответствующими условиями жизни, необходимыми для их комфортного и безопасного существования.

Огромное значение для общественного благосостояния имеют все показатели, определяющие уровень жизни.

Государство обеспечивает определенный уровень благосостояния населения. Это находит свое отражение в увеличении доходов малоимущих слоев населения, создании системы обучения и переквалификации безработных. Государство обязывает предпринимателей выплачивать работникам заработную плату не ниже определенного минимума, предоставляет бесплатные услуги образования и здравоохранения.

Понимание категории «уровень жизни» формировалось долгие годы [1, с. 341].

На современном этапе одни ученые рассматривают уровень жизни как оценку степени удовлетворения измеримых потребностей, другие — как компоненту образа жизни, третьи — как уровень потребления материальных и духовных благ в сравнении с исторически обусловленными социальными нормативами потребления. В документах ООН отмечается, что уровень жизни — это уровень удовлетворения потребностей населения, обеспеченный массой товаров и услуг, используемых в единицу времени [2, с. 96].

Наиболее часто в научной литературе встречается более широкое понимание этой категории, в соответствии с которым уровень жизни отражает развитие физических, духовных и социальных потребностей населения, степень их удовлетворения и условия в обществе для развития и удовлетворения этих потребностей.

Таким образом, уровень жизни — это степень обеспеченности населения необходимыми для жизни материальные духовными и социальными благами. Его определяют и как совокупность условий жизнедеятельности людей (труда, быта, досуга) [1, с. 332].

Категория «уровень жизни» может рассматриваться в узком смысле слова, как уровень потребления благ и услуг, а также в широком смысле, включающем весь спектр социально-экономических условий жизни конкретного общества.

Системообразующей основой категории «уровень жизни» являются разнообразные человеческие потребности, которые представляют собой нужду человека в чем-либо. Природа потребностей очень разнообразна [2, с. 97].

В середине 1950-х гг. в мировом обиходе появился термин «качество жизни». Стало очевидным, что понятие уровень жизни не в полной мере отражает изменившиеся условия жизнедеятельности человека: загрязнение окружающей среды, кризисы, урбанизацию и т.д.

В странах с развитой рыночной экономикой происходит переоценка представлений об уровне жизни и ее качестве, а также о месте этих категорий в системе социально-экономических отношений.

Категория качества жизни является предметом дискуссии среди ученых.

Вместе с тем наиболее распространенная точка зрения состоит в том, что качество жизни - это уровень развития и степень удовлетворения всего комплекса потребностей людей. Качество и уровень жизни тесно взаимосвязаны, причем качество жизни как более широкое понятие отражает намного больший спектр потребностей людей. Качество жизни объективно. Это предполагает, что критерием оценки данной категории выступают научно обоснованные нормативы потребления населения. Соотношение фактического удовлетворения потребностей с разработанными нормативами говорит о степени удовлетворения потребностей отдельных людей, их групп, общества в целом. Если степень удовлетворения той или иной потребности невелика, это свидетельствует о неблагоприятной ситуации, сложившейся в том или ином секторе экономики.

Вместе с тем потребности субъективны. Каждый человек имеет свою шкалу предпочтений, вследствие чего одна и та же степень удовлетворения конкретной потребности по-разному оценивается разными индивидами. Поэтому определить удовлетворенность людей качеством их жизни на данном этапе развития человеческой цивилизации не представляется возможным [2, с. 101].

1.2. Взаимосвязь и различия между понятиями уровня и качества жизни населения

В литературе понятия “качество жизни” и “уровень жизни” нередко переплетаются и подменяют друг друга, что не вполне корректно.

Под качеством жизни в современных концепциях качества за рубежом понимают комплексную характеристику социально-экономических, политических, культурно-идеологических, экологических факторов и условий существования личности, положения человека в обществе. [4, с. 14]

В концепцию качества жизни, принятую в постиндустриальных обществах, включены ограничения на удовлетворение потребностей людей, обеспечивающие гармоничное развитие ноосферы. К этим ограничениям относятся: охрана окружающей среды, забота о безопасности производств и продукции, поддержание ресурсного потенциала страны.

Категория качества становится символом прогресса и выживаемости цивилизации. При этом происходит преодоление традиционных представлений о качестве товара, качестве труда, качестве работы и качестве продукции, широко используемых в системах управления качеством. Появляются понятия качества человека, качества жизни, качества общественного интеллекта, качества управления, качества систем «человек-техника», качества информации.

Уровень жизни населения представляет собой сложную и многогранную социально-экономическую категорию. Весьма распространенным является определение уровня жизни как совокупности продуктов и услуг, которые потребляет отдельный человек, семья или социальная группа населения.

Уровень жизни - это экономическая категория и социальный стандарт, характеризующий степень удовлетворения физических и социальных потребностей людей. Основными компонентами стандарта уровня жизни является: здоровье, питание и доходы населения, жилищные условия, домашнее имущество, платные услуги, культурный уровень населения, условия труда и отдыха, а так же социальные гарантии и социальная защита наиболее уязвимых граждан. [7, c. 142]

Социальные гарантии - система обязательств общества перед своими членами по удовлетворению важнейших потребностей. Государство, давая гарантии, объявляет, что общество берет на себя обязательство по созданию условий каждому члену общества для реализации его экономической активности и получения дохода.

Социальная защита - система мер, осуществляемых обществом по обеспечению необходимого материального и социального положения граждан.

Эти компоненты характеризуются количественными показателями, индикаторами и индексами и оформляются в систему показателя уровня жизни.

Таким образом, можно сказать, что понятия уровня и качества жизни связаны между собой, но и имеют свои особенности. Основным различием является то, что качество жизни ориентировано на оценку степени удовлетворения материальных потребностей, не поддающуюся прямому количественному измерению. А уровень жизни - это категория, характеризующая одну из сторон условий жизни и ориентированная на оценку степени удовлетворения потребностей, которые поддаются непосредственному количественному измерению.

2. ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЯ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

2.1 Общее представление о показателях уровня и качества жизни населения

Показатель - это численная характеристика отдельных сторон деятельности. Различают абсолютные показатели (численность населения, объем промышленной продукции, оборот различной торговли и т.д.) и относительные (соотношение доходов и расходов, среднедушевого дохода и прожиточного минимума и др.).

Классификация показателей уровня и качества жизни населения являются необходимым условием его измерения.

Найти относительную меру уровня и качества жизни чрезвычайно сложно в силу сложности и многогранности самого объекта измерения, поскольку потребности людей в материальных и духовных благах находятся в постоянном изменении и развитии, зависят от системы внешних (экономико-географическое положение, природно-климатические условия, финансовая обеспеченность и т.д.) и внутренних (доходы населения, потребление и расходы населения, соотношение уровня доходов и стоимости жизни и др.) факторов.

Для анализа уровня жизни населения как сложной экономической категории предлагается система статистических показателей, которые можно сгруппировать в следующие основные блоки:

- показатели доходов населения;

- показатели расходов и потребления населением материальных благ и услуг;

- сбережение;

- показатели накопленного имущества и обеспеченности населения жильем;

- показатели дифференциации доходов населения, уровня и границ бедности;

- обобщающие оценки уровня жизни населения.

Для характеристики качества жизни населения необходимо использовать показатели демографической и социальной статистики. К ним относятся:

- показатели естественного движения населения (рождаемость, смертность, ожидаемая продолжительность жизни, брачность, разводимость);

- показатели миграционного движения населения;

- показатели трудовых ресурсов;

- показатели занятости и безработицы;

- показатели уровня образованности (доля населения со средним и высшим образованием, средняя продолжительность срока обучения). [8, с.42]

Эти показатели используются в международной статистической практике для более полной характеристики благосостояния населения.

Шкала благосостояния позволяет четко разграничить уровень жизни в соответствии с конкретными показателями, характеризующими степень удовлетворенности основных потребностей человека.

Рисунок 1.1 - Шкала благосостояния

Систему показателей качества жизни населения, отраженную в количественном измерении, следует дополнить такими характеристиками, как: состояние здоровья, качество питания, качество жилья, условия и характер труда, качество свободного времени и условия отдыха, благополучие семейной жизни.

Осуществляется комплексное изучение динамики и структуры показателей уровня и качества жизни как в целом по населению, так и по отдельным социальным группам, домохозяйствам с различными доходами.

Разрабатывается социальная политика государства и определяются первоочередные направления социальной поддержки отдельных групп населения. [3, с.46]

Для единой количественной оценки динамики уровня и качества жизни и проведения их сравнительного анализа необходимы обобщающие показатели.

Определяющим фактором благосостояния общества является уровень экономического развития страны, поэтому основные показатели, характеризующие состояние экономики, часто используются в качестве обобщающих показателей уровня и качества жизни. К ним относятся валовой внутренний продукт, национальный доход и чистый национальный располагаемый доход. [7, с.143]

2.2 Характеристика основных показателей уровня и качества жизни в современных условиях

Как отмечалось выше основными показателями качества жизни населения являются: показатели естественного движения населения; показатели миграционного движения населения; показатели трудовых ресурсов; показатели занятости и безработицы; показатели уровня образованности.

Естественное движение населения - процессы рождаемости и смертности, которые обеспечивают естественный прирост населения, а также процессы брачности и разводимости.

Исходной характеристикой данного показателя являются абсолютные величины. Абсолютные числа рождений и смертей, браков и разводов получают на основе данных текущего учета. К данной группе показателей относятся:

- число родившихся, (N);

- число умерших (M);

- естественный прирост населения (e);

- число зарегистрированных браков (Sбр);

- число зарегистрированных разводов (Sр).

Если число родившихся превышает число умерших, естественный прирост положительный, а если число смертей больше числа рождений, естественный прирост отрицательный.

Миграционное (механическое) движение - перемещение населения через границы страны и ее территориальных подразделений, связанное с переменой места жительства на более или менее продолжительный период.

Абсолютные показатели миграционного движения населения - это число прибывших (иммигрантов) в данный населенный пункт (Sпр) и число выбывших (эмигрантов, Sвыб).

Абсолютные показатели движения населения - это интервальные показатели, они рассчитываются за определенные периоды времени (за месяц, за год и т.д.).

Для характеристики воспроизводства и миграции населения исчисляют ряд относительных показателей интенсивности. Это демографические коэффициенты: рождаемости, смертности, естественного прироста, брачности, разводимости, прибытия, выбытия, миграционного и общего приростов. Они рассчитываются как отношение соответствующего числа демографических событий (числа родившихся, умерших, естественного прироста, числа зарегистрированных браков, разводов, числа прибывших, выбывших, миграционного и общего абсолютного прироста населения) в течение календарного периода к соответствующей средней численности населения.

Коэффициент естественного прироста может быть получен также как разность общих коэффициентов рождаемости и смертности, а коэффициент миграционного прироста - как разность общих коэффициентов прибытия и выбытия. Коэффициент общего прироста в свою очередь можно рассчитывать как сумму коэффициентов естественного и миграционного приростов.

Трудовые ресурсы - это часть населения страны, обладающая необходимым физическим развитием, здоровьем, образованием, культурой, квалификацией и профессиональными знаниями для работы в народном хозяйстве.

Трудовые ресурсы включают следующие категории:

- население в трудоспособном возрасте;

- трудоспособное население в трудоспособном возрасте;

- трудовые ресурсы.

Для их изучения и анализа используется система показателей, характеризующих численность трудовых ресурсов, их состав по различным признакам, коэффициенты нагрузки, замещения, естественного и миграционного движений и др.

Для характеристики степени вовлечения населения в народное хозяйство страны рассчитывают удельный вес экономически активного населения в общей численности населения. Если же численность экономически активного населения разделить на численность населения в трудоспособном возрасте, получается коэффициент экономической активности населения.

Безработица - это социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в производстве товаров и услуг. В реальной экономической жизни безработица выступает как превышение предложения рабочей силы над спросом на нее. [6, с. 11]

Обобщающим показателем, характеризующим уровень официальной зарегистрированной безработицы, служит коэффициент (уровень) безработицы, который рассчитывается как отношение численности безработных к численности экономически активного населения и выражается в процентах.

Важными качественными характеристиками населения являются показатели образовательного уровня. В связи с этим изучается состав населения по грамотности и уровню образования.

В современных условиях перехода к рынку большое значение имеет изучение и анализ доходов населения. Принято определение дохода, предложенное английским экономистом Дж. Хиксом: доход - это максимальная сумма, которая может быть израсходована в течение определенного периода на потребление при условии, что собственный капитал хозяйствующего субъекта за этот период не уменьшится. [1, с. 11]

Согласно концепции Дж. Хикса исчисляются показатели доходов домашних хозяйств, отражающие различные этапы процесса распределения доходов:

- первичные доходы;

располагаемые доходы;

- скорректированные располагаемые доходы.

При изучении уровня жизни населения страны необходимо учитывать только первичные доходы, полученные ее резидентами, сумма которых за определенный период в рыночных ценах представляет собой национальный доход.

Первичные доходы, скорректированные на сальдо текущих трансфертов, образуют располагаемые доходы домашних хозяйств.

РД = ПД + ТТ, (2.1)

где ПД - первичные доходы, ТТ - сальдо текущих трансфертов, определяемая как разница между текущими трансфертами, полученными и уплаченными другими секторами экономики.

Национальный доход, исчисленный с учетом сальдо текущих трансфертов, полученных и переданных за границу, представляет собой располагаемый национальный доход - макроэкономический показатель, который наряду с показателями национального дохода может использоваться при проведении комплексного анализа уровня жизни населения и состояния экономики страны (бесплатных услуг учреждений здравоохранения, образования, культуры и т.д.). Если сумму таких поступлений, именуемых социальными трансфертами, прибавить к располагаемому доходу, то можно получить скорректированный располагаемый доход домашних хозяйств:

СРД = РД + СТ, (2.2)

где СТ - социальные трансферты в натуральной форме, получаемые домашними хозяйствами от органов государственного управления и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства.

Низкий уровень оплаты труда не стимулирует научно-технический прогресс - основной фактор развития, поскольку нанимателям целесообразнее экономически содержать дополнительную численность, чем осуществлять внедрения современных технологий, проводить научные разработки и т.д. Это в существенной мере снижает конкурентоспособность производимой продукции, которая, к тому же, нередко реализуется на внешних ранках по заниженным ценам. Излишняя численность работающих, ограниченное поступление средств от внешнеэкономической деятельности также являются существенными факторами уменьшения доходов персонала.

Сохранения чрезмерной роли органов госуправления в регулировании оплаты труда.

Неоднозначная роль показателя «производительность труда», когда исходя из темпов ее прироста делается заключение и об уровне оплаты труда. При исчислении производительности труда в натуральной или трудовой форме такой подход, при определенных условиях (стабильный уровень цен), можно считать достаточно обоснованным. Но когда показатель выражается через стоимостной измеритель, и при высоких темпах инфляции его применение не позволяет дать объективную оценку эффективности труда.

Доходы от собственности определяются наличием и возможностями ее реализации как у субъектов хозяйствования, так и населения страны. По мере развития процессов приватизации и в целом экономической ситуации следует ожидать и роста поступления доходов по данному направлению. Доходы от собственности включают в себя: проценты по вкладам, дивиденды по акциям, выплаты по долевым паям; сдачу в наем собственности или недвижимости.

Поступления из финансовой системы - это ссуды банков, возмещение по государственному страхованию, проценты по вкладам и др. Размеры таких выплат будут тем больше, чем богаче станет государство и его население, когда больший удельный вес в расходах граждан займут сбережения, т.е. в определенной мере эти выплаты зависят от массы финансовых ресурсов, осуществляющих оборот в национальной экономике.

Прочие доходы носят разнообразный характер. За последние годы среди них возрос удельный вес доходов от трудовой деятельности за пределами страны и прежде всего в Российской Федерации, ведения приграничной торговли. Учитывая большую возможность получения доходов от работы за границей, чем в Республике Беларусь, от ведения полунелегальной торговой деятельности, их величина, скорее всего, будет иметь тенденцию к росту. [1, с. 11-16]

При изучении потребления населения по территории страны часто используют коэффициент локализации - это отношение удельных весов фонда потребления и объема производства или доходов населения и численности населения по отдельным территориям.

Существуют определенные особенности в расчете показателей потребления продовольственных и непродовольственных продуктов.

Сумма расходов на продукты питания равна объему потребления населением продовольственных товаров. Показатели потребления продуктов питания рассчитывают на душу населения (как правило за год) в стоимостном, натуральном и условно-натуральном выражении. (см. Приложение Ж) Пересчет в условно-натуральные измерители осуществляют на основе коэффициентов перевода. Например, мясо и мясопродукты в пересчете на мясо, молоко и молочные продукты в пересчете на молоко.

Расчет показателей потребления непродовольственных товаров имеет свои особенности. При характеристике потребления товаров краткосрочного пользования (одежды, обуви, тканей, чулочно-носочных изделий) рассчитывают показатели в натуральном выражении в расчете на душу населения.

Для характеристики потребления предметов длительного пользования используют показатели обеспеченности ими на 1000 человек или 100 домашних хозяйств. В отличие от потребностей в продуктах питания, которые имеют определенные пределы уменьшения и роста, потребности в непродовольственных товарах являются более изменчивыми и возрастают значительно быстрее. [7, с. 157-1

3. ВАЖНЕЙШИЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ПО ПОВЫШЕНИЮ УРОВНЯ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ

Центральное место в модели устойчивого социально-экономического развития занимает человек как личность, как потребитель и производитель благ и услуг, генератор новых идей и главный субъект их реализации.

Однако в стране остаются нерешенные проблемы: относительно низок уровень реальных денежных доходов, реальной заработной платы, пенсий и государственных минимальных социальных гарантий. В 2003 г. доходы ниже бюджета прожиточного минимума имели 27,1% населения.

Важнейшим условием развития человеческого потенциала являются стабильность общества, эффективная социальная политика государства, призванная создать необходимые условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека. Социальная стабильность развития общества будет обеспечиваться проведением эффективной социальной политики государства, критериями которой являются:

  1. реализация приоритетов социальной политики как одного из важнейших условий устойчивого развития общества;
  2. гарантии прав на свободу человека и на свободную реализацию трудового и интеллектуального потенциала с тем, чтобы трудоспособный гражданин смог обеспечить себе и своей семье материальное благополучие;
  3. дифференциация социальной политики в отношении различных слоев населения;
  4. адресная социальная защита малообеспеченных слоев населения;
  5. взаимная солидарная ответственность всех субъектов (государство, предприниматели, профсоюзы, население) за результаты социального развития;
  6. права и гарантии, ориентированные на укрепление семьи – основной ячейки общества; на духовное, культурное, нравственное развитие граждан и, прежде всего, молодежи; бережное отношение к историческому наследию предков и на преемственность поколений, сохранение самобытности национальных традиций [5, с. 69].

Главной целью социальной политики в долгосрочной перспективе является обеспечение устойчивого роста уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала. При этом государство должно предоставить каждому трудоспособному человеку условия, позволяющие ему собственным трудом и предприимчивостью обеспечить свое благосостояние и благосостояние своей семьи и полностью выполнить социальные обязательства перед инвалидами, многодетными семьями, нетрудоспособными и малообеспеченными слоями населения и др.

Для реализации главной цели основными направлениями социальной политики должны стать:

  • создание условий и возможностей всем трудоспособным гражданам зарабатывать средства для удовлетворения своих потребностей;
  • обеспечение рациональной занятости населения на основе сохранения рабочих мест на жизненно важных и перспективных предприятиях, создания новых рабочих мест, в том числе в частном секторе экономики;
  • создание гибкой системы подготовки и переподготовки кадров;
  • обеспечение роста реальных денежных доходов населения;
  • последовательное повышение уровня оплаты труда как основного источника денежных доходов населения и важнейшего стимула трудовой активности работников наемного труда;
  • формирование среднего класса как фактора стабилизации общества на основе значительного роста денежных доходов населения и снижения уровня малообесченности;
  • повышение уровня пенсионное обеспечения;
  • снижение уровня малообеспеченности населения;
  • повышение социальной защиты нуждающихся на основе усиления адресности оказания помощи, рационализации системы льгот улучшения социального обслуживания и др.

Стратегия государства по реализации целей социальной политики в долгосрочной перспективе будет направлена на последовательное повышение денежных доходов населения, как важнейшего показателя уровня жизни населения. Рост денежных доходов населения и заработной платы рассматривается как фактор экономического роста и расширения внутреннего потребительного спроса.

Приоритетными направлениями политики в области оплаты труда должны стать:

  1. кардинальное повышение уровня заработной платы работников как основного источника формирования денежных доходов населения и важного стимула трудовой активности;
  2. повышение производительности труда и эффективности хозяйствования во всех звеньях экономики;
  3. рост инвестиционного потенциала населения;
  4. снижение налоговой нагрузки на фонд заработной платы субъектов хозяйствования всех форм собственности, что будет способствовать созданию новых рабочих мест, легализации теневых доходов населения.

Для достижения поставленных целей в области оплаты труда необходимо:

  • обеспечение роста заработной платы до уровня, адекватного современным требованиям воспроизводства рабочей силы;
  • формирование рыночных механизмов регулирования оплаты труда, усиление стимулирующей роли заработной платы в повышении производительности труда и эффективности производства;
  • поэтапное приближение государственных минимальных социальных стандартов в области оплаты труда к бюджету прожиточного минимума, в перспективе – к минимальному потребительскому бюджету;
  • совершенствование структуры заработной платы, повышение доли оплаты труда по тарифным ставкам и окладам;
  • регулирование межотраслевых различий в заработной плате, повышение уровня заработной платы в сельском хозяйстве и социально-культурных отраслях бюджетной сферы;
  • развитие социального партнерства на всех уровнях управления;
  • усиление законодательной защиты прав наемных работников на труд и его справедливую оплату.

В области политики денежных доходов и оплаты труда предусматривается:

  1. увеличение реальных денежных доходов в соответствии с ростом ВВП;
  2. рост реальной заработной платы в соответствии с ростом производительности труда при некотором снижении численности занятых в экономике.

Минимальная заработная плата является минимальным социальным стандартом в области оплаты труда.

Определение объемов и структуры потребления продуктов питания и обеспечение непродовольственными товарами необходимо производить с учетом, с одной стороны – необходимости более полного удовлетворения потребностей населения в материальных благах, с другой – повышения требований к ассортименту и качеству. К концу прогнозируемого периода предстоит обеспечить:

  • достижение в среднем по стране научно обоснованного сбалансированного и высококачественного питания за счет роста потребления мяса и мясопродуктов преимущественно нежирных сортов, рыбы и рыбопродуктов, фруктов и ягод;
  • осуществить переход от хлебного к мясомолочному, насыщенному витаминами питанию, замену высококалорийного питания со значительной долей жиров и углеводов менее калорийным;
  • рациональную структуру гардероба, удовлетворяющую разнообразные потребности (повседневные, сезонные, эпизодические и т.п.), связанные с различными видами деятельности (трудовая, бытовая, досуговая и т.д.);
  • существенное расширение использования предметов культурно-бытового и хозяйственного назначения, как используемых городским, так и сельским населением.

Повышение уровня потребления и его рационализация предусматриваются на основе устойчивой сбалансированности спроса и предложения по оптимизации производства товаров и развития сферы услуг, совершенствования системы распределительных отношений.

Борьба с бедностью, является важнейшим приоритетом социальной политики. Для устойчивого развития первостепенное значение имеет максимальное сокращение в стране уровня малообеспеченности. Реализация этой задачи будет происходить на основе экономического роста, повышения уровня жизни, прежде всего работающей части населения.

Пенсионное обеспечение – важнейшее направление социальной политики. На нынешнем этапе развития национальная пенсионная система столкнулась с целым рядом внутренних и внешних проблем. Дефицит средств и проблемы экономики затрудняют возможности поддержания достаточного уровня пенсионного обеспечения и должной дифференциации пенсий в соответствии с трудовым вкладом. Положение усугубляется недостатками внутренней структуры пенсионной системы:

  • множественностью льгот по досрочному выходу на пенсию;
  • низким по сравнению с другими странами возрастом выхода на пенсию;
  • наличием других норм и условий, влекущих нерациональные расходы. Отрицательное влияние оказывает старение населения и, как следствие, рост пенсионеров при сокращении численности занятых в экономике. Таким образом, сложившаяся система не может способствовать социальной стабильности и нуждается в реформировании.

Основная его цель – повышение уровня жизни пенсионеров через создание стабильной, финансово устойчивой пенсионной системы, удовлетворяющей принципам социальной справедливости, способной противостоять будущим демографическим изменениям.

Стратегической задачей реформирования пенсионной системы является создание многоуровневой пенсионной системы, сочетающей в себе как распределительные, так и накопительные механизмы.

На основе роста денежных доходов, в том числе заработной платы, при благоприятном развитии финансовых рынков и рынков инвестиций необходимо обеспечить развитие дополнительного пенсионного страхования. Решение поставленных перед пенсионной системой задач, развитие реального сектора экономики и повышение эффективности государственного управления повысит уровень материального благосостояния нетрудоспособных граждан.

Важной составляющей повышения уровня и качества жизни населения, вовлеченного в трудовую деятельность, является социальное страхование. Его развитие необходимо направить на обеспечение гарантий по защите населения от социальных и профессиональных рисков, сопряженных с утратой заработка, работы или здоровья, формирование достаточной экономической базы для возмещения основных социальных страховых рисков. качество жизни социальная политика

В области организации системы социального страхования необходимо решить две важнейшие задачи:

  • обеспечить объективную оценку, учет и анализ уровня и факторов социального риска для различных категорий работников;
  • добиться справедливого распределения ответственности за отдельные виды риска между субъектами социально-трудовых отношений.

Решению этих задач будут способствовать:

  1. установление дифференцированных страховых взносов в зависимости от величины расходов по каждому виду страхования (класса риска);
  2. увязка размеров страховых услуг с размерами взносов и периодами их уплаты;
  3. персонифицированный учет по отдельным видам страхования;
  4. стимулирование увеличения страховых накоплений за счет собственных средств застрахованных;
  5. осуществление строгого контроля над расходованием страховых средств;
  6. освобождение страховых внебюджетных фондов от выплат пособий нестрахового характера [5, с. 73].

Основными задачами в области социальной защиты населения являются:

  • обеспечение государственной поддержки нуждающихся групп населения;
  • повышение уровня государственных минимальных социальных гарантий;
  • оптимизация программ предоставления помощи.

В ближайший период предусматривается завершить реформирование системы социальной защиты граждан, направленной на реализацию принципа адресности, обеспечить доведение государственных минимальных социальных гарантий до уровня нормативов стоимости жизни, продолжить совершенствование системы социальных пособий и выплат, механизмов защиты доходов населения от инфляции.

В прогнозируемом периоде дальнейшее развитие получит социальное обслуживание как вид адресной помощи и неотъемлемая часть государственной системы социальной защиты. Предусматривается преимущественное развитие сети нестационарных учреждений как наиболее экономичных и приближенных к реальным нуждам населения и расширение практики предоставления социальных услуг на дому.

Важным направлением является создание комплексных территориальных центров социального обслуживания, обеспечивающих оказание максимальной и разносторонней помощи гражданам пожилого возраста, инвалидам, семьям, детям и другим категориям населения. При этом будут учитываться утвержденные социальные стандарты, что повысит уровень, доступность и качество оказываемых услуг всем нуждающимся гражданам.

В комплексе мер по обеспечению устойчивого развития должна быть существенно повышена значимость социальной поддержки ветеранов и инвалидов. Важнейшим условием реализации этих мер должна стать координация различных видов государственной социальной поддержки граждан и создание единой информационной системы социальной помощи [5, с. 74].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

С одной стороны, человек — это биологическое существо, которое имеет физиологические потребности, данные ему природой, с другой — он член общества и ему присущи духовные и социальные потребности, порожденные в процессе общения с себе подобными. Потребности тесно связаны с уровнем и образом жизни человека. Во-первых, сам круг потребностей характеризует жизнь людей с позиций их желаний, устремлений, интересов. Они зависят не только от степени развития производства, природно-климатических условий, но и в значительной мере от возраста, привычек и вкуса отдельных людей.

Уровень жизни зависит, во-первых, от фактического потребления материальных, духовных благ, во-вторых, от развития потребностей.

В широком смысле уровень жизни включает уровень и структуру потребления, условия труда, структуру и степень удовлетворения социально-культурных потребностей, степень развития сферы услуг, величину и структуру внерабочего и свободного времени, уровень экологической безопасности и т.п.

В узком смысле уровень жизни понимают как объем реальных доходов, определяющих объем и структуру фактического потребления конечных товаров и услуг.

Система показателей уровня жизни имеет свои специфические особенности в различных странах мира. Например, в стабильных экономических системах особое значение придается показателям доходов, уровню и динамике заработной платы, социальных трансфертов, уровню и динамике безработицы. В трансформационных экономиках, напротив, весьма существенное значение имеют показатели душевого потребления продовольственных товаров или обеспеченности семей товарами длительного пользования, их анализ помогает измерять глубину существующих проблем, что важно для выработки социальной политики.

Способы агрегирования данных и методика расчета самих показателей существенным образом варьируется в различных государствах мира, что затрудняет их межстрановую сопоставимость. Вместе с тем общей тенденцией в исследовании уровня жизни на современном этапе является перенесение акцентов с показателей, характеризующих рост доходов и материального потребления, на показатели, отражающие здоровье, образование, досуг человека.

Качество жизни, объединяя многие аспекты уровня жизни, делает в них акцент на качественную определенность.

Итак, если исследования уровня жизни предполагают применение объективных показателей, то в исследовании качества жизни упор делается на качественные различия, на удовлетворенность качеством жизни самих людей. В связи с этим пока не существует единой точки зрения на набор составляющих, характеризующих качество жизни. И более того, некоторые ученые считают, что его вообще невозможно измерить.

Оценки и уровня, и качества жизни изменяются во времени и в пространстве. Уровень, который считался 30 – 40 лет назад высоким, в настоящее время может быть отнесен к «черте бедности», а уровень, который считается для одних стран высоким для других окажется низким.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Борисевич В.И. Источники роста доходов и уровня жизни населения в современных условиях развития страны. Журнал «Вестник БГЭУ», 2012 г., №4, с.11-16.

2. Мясникович М.В., Дедков С.М. Макроэкономические аспекты повышения благосостояния и качества жизни населения. Журнал «Экономический бюллетень», 2009 г., с.45-58.

3. Наука - образованию, производству, экономике. / Редколлегия: Б.М. Хрусталев, Ф.А. Романюк, А.С. Калиниченко. Мн. 2010 г. - 520 с.

4. Политика доходов и качество жизни населения. Санкт-Петербургский гос. ун-т экономики и финансов. - СПб.: Питер, 2008. - 652 с.

  1. Плотницкий, М.И. Макроэкономика: Учеб. пособие/ М.И Плотницкий, Э.И. Лобкович, М.Г.Муталимов и др.; Под ред. М.И. Плотницкого. – 2-е изд., стер. – М.; Новое знание, 2011. – 462 с. – (Экономическое образование)
    1. Кандаурова, Г.А. Прогнозирование и планирование экономики: учебник / Г.А. Кандаурова [ и др.]; под общ. Ред. Г.А. Кандауровой, В.И. Борисевича. – Мн.: Современная школа, 2009. – 476 с.
    2. Махмудова, А. Оценки качества рабочей силы и конкурентные позиции предприятия. /А.Махмудова//Человек и труд. – 2010. - №5. – с.50-53.
    3. Белова, Ж. Межотраслевая дифференциация доходов населения и их динамика/ Ж. Белова//Экономист, 2011. №4, с.62-66.

9. Новосельснит В. Изменения социально-экономический процессов.// Экономист. - М., 2011, №3, стр. 39.

10. Ржаницына Л. Бедность в России: причины, особенности, пути уменьшения.// Экономист. - М., 2011, №4, стр. 71.

11. Сивелькин В.А. Домашние хозяйства Оренбургской области.// Вопросы статистики. - М., 2010, №6, стр. 16.

12. Социальное положение и уровень жизни населения в России: Статистический сборник./ Госкомстат России. - М., 2012.

14. Френкель А.А. Российская экономика в 2000-2001 гг.// Вопросы статистики. - М., 2009, №12, стр. 60

Приложение 1

Рис. 1. Численность обучающихся в учреждениях, обеспечивающих получение среднего специального и высшего образования

Приложение 2

Основные социально-экономические показатели уровня жизни

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

Денежные доходы на душу населения, тыс. руб.

6188

5571)

1154

1722

2309

3009

3951

5002

6047

Реальные денежные доходы населения,в процентах к предыдущему году

66,4

114,1

128,1

104,1

103,9

109,8

118,4

117,8

113,2

Реальные располагаемые денежные доходы населения, в процентах к предыдущему году

65,1

113,8

128,1

104,0

100,7

109,3

118,1

115,9

113,1

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников, тыс. руб.

755,1

58,91)

123,0

189,2

250,7

347,5

463,7

582,2

694,0

Реальная начисленная заработная плата, в процентах к предыдущему году

95,0

112,0

129,6

107,9

103,2

117,4

120,9

117,3

110,0

Средний размер назначенной пенсии(на конец года), тыс. руб.

387,2

36,41)

65,0

89,6

113,9

172,6

211,0

277,6

328,2

Реальный размер назначенной пенсии, в процентах к предыдущему году

130,3

143,2

122,1

102,3

101,4

132,4

113,2

123,4

105,4

Уровень и качество жизни, их основные показатели