Создание Стабилизационного фонда

PAGE \* MERGEFORMAT 2

Содержание

Введение……………………………………………………………………2

  1. Теоретические основы формирования и создания фондов………4
    1. Общие понятия Резервного Фонда и Фонда национального благосостояния, предпосылки создания……………………………………….4
    2. Формирование Резервного фонда и Фонда национального благосостояния………………………………………………………………….8
  2. Управление средствами фондов…………………………………11
    1. Управление средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния……………………………………………….11
    2. Использование средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния………………………………………………19
  3. Оценка деятельности фондов……………………………………24
    1. Позитивные и негативные оценки деятельности фондов……..24
    2. Прогнозы на будущее……………………………………………32

Заключение……………………………………………………………..35

Список используемой литературы……………………………………36

Введение

Будущее Российской экономики и государственности в целом интересует, пожалуй, большинство стран мира. И это очевидно, если учесть, что на территории самой большой страны земного шара сосредоточено огромное количество стратегически важных ресурсов, представляющих собой особый интерес со стороны зарубежных правительств. И одной из задач России должно являться наращивание экономических и военных мощностей страны, чтобы не только защищать суверенитет государства и незыблемость его границ, но и успешно конкурировать на международном рынке и являться привлекательным местом для иностранных инвестиций.

Мощность российской экономики характеризуется множеством значений и факторов. В период кризиса 90-х годов, страна очень сильно сократила свой промышленный потенциал и вступила в новое тысячелетие с множеством проблем в экономической и социальной сфере.

В рамках поддержания и стимулирования экономической деятельности выступает множество финансовых инструментов, одним из которых является создание стабилизационных фондов.

Создание Стабилизационного фонда было вызвано двумя основными факторами - резким повышением цен на нефть на мировом рынке и, как следствие появлением сверхприбыли у её экспортёров. Целью данной работы является раскрытие такого понятия как Резервный фонд и Фонд национального благосостояния Российской федерации, анализ деятельности фондов, пути совершенствования.

Для достижения этой цели необходимо определить:

1) Определить понятия Резервного фонда и Фонда национального благосостояния и охарактеризовать их;

2) рассмотреть из каких источников формируется Резервный фонд и Фонд национального благосостояния;

3) рассмотреть, куда используются средства Резервного фонда и Фонда национального благосостояния;

4) проанализировать работу деятельности фондов.

1. Теоретические основы формирования и создания фондов

  1. Общие понятия Резервного Фонда и Фонда национального благосостояния, предпосылки создания.

Любая экономика должна иметь запас прочности. История финансовой прочности в России завершила очередной цикл. Стабилизационный фонд РФ, созданный в 2004 году и вскоре перекроенный с 1 февраля 2008 года на Резервный Фонд и Фонд Национального Благосостояния, как продолжение бюджета развития, который впервые появился в истории российского бюджета 5 ноября 1998 года. Основной идеей «бюджета развития» было финансирование государством крупных проектов в промышленности (главным образом в ВПК), которые должны были стать «локомотивами развития» российской промышленности в условиях кризиса.

Новая идея стабилизационного фонда поначалу была прямой противоположностью идеи «бюджета развития». Она предполагала, в первую очередь, формирование финансового резерва для финансирования дефицита бюджета в случае падения цен на нефть, во вторую очередь - стерилизацию избыточных долларовых доходов от экспорта нефти и облегчение, таким образом, контроля над инфляцией, благодаря тому, что сверхдоходы будут вложены в иностранные активы. Наконец, стабилизационный фонд должен был стать резервом для решения проблем финансирования системы государственных пенсий в среднесрочной перспективе.

Идея была поддержана практически всеми - успешная практика функционирования таких фондов во множестве государств мира, от Норвегии до Катара, говорила сама за себя.

Государственный резервный фонд — специальный денежный фонд, который используется для стабилизации государственного бюджета в периоды снижения государственных доходов и/или для государственных нужд в долгосрочной перспективе. Резервные фонды создаются в тех государствах, бюджет которых сильно зависит от конъюнктурных факторов, как правило, мировых цен на сырьевые товары. Кроме того, некоторые страны накапливают средства в таких фондах на тот период, когда недра будут истощены.

У Стабилизационного фонда в России можно выделить две стадии развития.

Первым этапом послужило формирование идеи стабилизационного фонда в 2003 году. Был организован счет, в который перечислялись средства, полученные от экспорта ресурсов, однако особенностью той политики было то, что на счет направлялся не прибыль от продажи нефти и газа, а сверхприбыль, появившаяся от неправильного, а, точнее, недостаточно оптимистичного прогноза роста цен, когда реальная цена оказывалась гораздо выше прогнозируемой.

Вторым этапом стало создание Стабилизационного Фонда Российской Федерации 1 января 2004 года, являвшегося частью федерального бюджета. Основной причиной создания послужила необходимость в «подушке безопасности» в условиях «Голландского синдрома» (Голландский синдром (или голландская болезнь) – так называется ситуация, в которой значительный приток внешних ресурсов (будь-то плата за нефть, переводы или внешняя помощь) ведет к повышению обменного курса валюты, которое может отрицательно сказаться на экспортном секторе.). Главной уязвимостью Российской экономики называли и называют сильную привязанность к экспорту ресурсов, в частности нефти и газа; что негативно сказывается не только на статусе самой страны, но главным образом на экспортных возможностях государства, от чего страдают производственные мощности России, профилирующиеся на экспорт. Такая ситуация ведет к тому, что в экономику не поступают средства естественным путем за счет экспорта товаров и услуг, начинают доминировать нефтедоллары. И чем дольше продолжается такая болезнь, тем сильнее промышленный сектор начинает быть зависим от нефтяной и газовой прибыли.

По-сути, создание стабилизационного фонда это не лечение «болезни», а лишь попытка контролировать приток средств в экономику – вынужденная мера контроля потока нефтедолларов. Фонд призван обеспечивать сбалансированность федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой.1 Как указывает сам Минфин в описании еще старого Стабфонда, Стабилизационный Фонд способствует стабильности экономического развития страны, является одним из основных инструментов связывания излишней ликвидности, уменьшает инфляционное давление, снижает зависимость национальной экономики от неблагоприятных колебаний поступлений от экспорта сырьевых товаров.

Исходя из мировой практики, Резервный фонд выполняет две функции. Во-первых, его средства могут быть использованы для покрытия дефицита госбюджета в момент неблагоприятной конъюнктуры. Во-вторых, в период высоких цен на сырьё фонд позволяет аккумулировать избыточные экспортные поступления и предотвращать развитие голландской болезни экономики.

Третьим этапом в существовании данного финансового инструмента послужило переформирование Стабилизационного Фонда РФ в Резервный фонд Российской Федерации и Фонд Национального Благосостояния.

Главным образом изменения коснулись самой финансовой политики Российского правительства – она стала более гибкой, но вместе с тем и более рискованной. Накопившиеся многофакторные проблемы в купе своей не позволяли системе сколько-нибудь продвинуться к цели – модернизации экономики. Однако, правительство решило использовать прибыль, полученную с экспорта в целях увеличения уровня жизни граждан – одно из самых многоплановых факторов, влияющих на экономическую эффективность населения. Таким образом поток был разделен.

Резервный фонд сохранил преемственность функций Стабилизационного фонда образца 2004 года, но теперь к нефтяной прибыли добавилась прибыль с экспорта газа; сделано это было с целью контроля потоков важного для России сырья и с целью расширить резервы фонда. Фонд Национального Благосостояния вещь принципиально новая для нашей пенсионной системы и является частью устойчивого механизма пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации на длительную перспективу.

Резервный фонд способствует стабильности экономического развития страны, уменьшая инфляционное давление и снижая зависимость национальной экономики от колебаний поступлений от экспорта невозобновляемых природных ресурсов.

Резервный фонд фактически заменил собой Стабилизационный фонд Российской Федерации. В отличие от Стабилизационного фонда Российской Федерации помимо доходов федерального бюджета от добычи и экспорта нефти источниками формирования Резервного фонда также являются доходы федерального бюджета от добычи и экспорта газа.

Максимальный размер Резервного фонда закреплен на уровне 10 % прогнозируемого на соответствующий финансовый год объема валового внутреннего продукта Российской Федерации.

Фонд национального благосостояния является частью средств федерального бюджета. Фонд призван стать частью устойчивого механизма пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации на длительную перспективу. Целями Фонда национального благосостояния являются обеспечение софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации и обеспечение сбалансированности (покрытие дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.2

  1. Формирование Резервного фонда и Фонда национального благосостояния

Резервный фонд предназначен для компенсации выпадающих доходов федерального бюджета в течение 3 лет при значительном снижении мировых цен на энергоресурсы. Период компенсации определяется трехлетним периодом бюджетного планирования, а также необходимым временным лагом для адаптации бюджетной политики к изменяющимся внешнеэкономическим условиям.

Резервный фонд формируется за счет:

1) нефтегазовых доходов федерального бюджета в объёме, превышающем утверждённую на соответствующий финансовый год величину нефтегазового трансферта при условии, что накопленный объём Резервного фонда не превышает его нормативной величины;

2) доходов от управления средствами Резервного фонда.

Нефтегазовые доходы федерального бюджета формируются за счет:

- налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный, газовый конденсат);

- вывозных таможенных пошлин на нефть сырую;

- вывозных таможенных пошлин на газ природный;

- вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти.

Объем нефтегазового трансферта установлен в процентах от прогнозируемого на соответствующий год объема валового внутреннего продукта:

• в 2008 году - 6,1 %;

• в 2009 году - 5,5 %;

• в 2010 году - 4,5 %;

• начиная с 2011 года и далее – 3,7 %.

Определенная часть указанных нефтегазовых доходов в виде нефтегазового трансферта ежегодно направляется на финансирование расходов федерального бюджета. Величина нефтегазового трансферта утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в абсолютном размере, исчисленном как 3,7 процента прогнозируемого на соответствующий год объема валового внутреннего продукта, указанного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

После формирования нефтегазового трансферта в полном объеме нефтегазовые доходы поступают в Резервный фонд.

Нормативная величина Резервного фонда утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в абсолютном размере, определенном исходя из 10 % прогнозируемого на соответствующий год объема валового внутреннего продукта. После наполнения Резервного фонда до указанного размера нефтегазовые доходы направляются в Фонд национального благосостояния.

С 1 января 2010 г. до 1 января 2014 г. нормативная величина Резервного фонда не определяется, нефтегазовые доходы федерального бюджета не используются для финансового обеспечения нефтегазового трансферта и для формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, а направляются на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета3.

Другим источником формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния являются доходы от управления их средствами.

С 1 января 2010 г. до 1 февраля 2014 г. доходы от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосотояния не зачисляются в Фонд, а направляются на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета.

Средства нефтегазовых доходов федерального бюджета, Резервного фонда и Фонда национального благосостояния учитываются на отдельных счетах по учету средств федерального бюджета, открытых Федеральным казначейством в Центральном банке Российской Федерации.

С 1 января 2010 г. до 1 января 2014 г. обособленный учет средств нефтегазовых доходов федерального бюджета не осуществляется. Расчеты и перечисления средств в связи с формированием и использованием нефтегазовых доходов федерального бюджета, нефтегазового  трансферта, средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния осуществляются Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

С 1 января 2010 г. до 1 января 2014 г. учет операций с нефтегазовыми доходами федерального бюджета, средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния осуществляется в порядке, установленном для учета операций со средствами федерального бюджета4.

2. Управление средствами фондов

  1. Управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния

Целями управления средствами Резервного фонда являются обеспечение сохранности средств Фонда и стабильного уровня доходов от его размещения в долгосрочной перспективе. Управление средствами фонда в указанных целях допускает возможность получения отрицательных финансовых результатов в краткосрочном периоде.

Управление средствами Резервного фонда осуществляется Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Отдельные полномочия по управлению средствами Резервного фонда могут осуществляться Центральным банком Российской Федерации.5

Управление средствами Резервного фонда может осуществляться следующими способами (как каждым по отдельности, так и одновременно):

1) путем приобретения за счет средств Фонда иностранной валюты и ее размещения на счетах по учету средств Резервного фонда в иностранной валюте (долларах США, евро, фунтах стерлингов) в Центральном банке Российской Федерации. За пользование денежными средствами на указанных счетах Центральный банк Российской Федерации уплачивает проценты, установленные договором банковского счета;

2) путем размещения средств Фонда в иностранную валюту и финансовые активы, номинированные в иностранной валюте, перечень которых определен законодательством Российской Федерации.

Министерство финансов Российской Федерации управляет средствами Резервного фонда в соответствии с первым способом, то есть путем размещения средств на валютных счетах в Центральном банке Российской Федерации, следующим образом. Согласно утвержденному Министерством финансов Российской Федерации порядку расчета и зачисления процентов, начисляемых на счета по учету средств Резервного фонда в иностранной валюте, Банк России уплачивает на остатки на указанных счетах проценты, эквивалентные доходности индексов, сформированных из финансовых активов, в которые могут размещаться средства Резервного фонда, требования к которым утверждены Правительством Российской Федерации.

Правила инвестирования.

Правительство Российской Федерации устанавливает предельные доли разрешенных финансовых активов в общем объеме размещенных средств Резервного фонда. В целях повышения эффективности управления средствами Резервного фонда Министерство финансов Российской Федерации уполномочено утверждать нормативные доли разрешенных финансовых активов в общем объеме размещенных средств Резервного фонда в пределах соответствующих долей, установленных Правительством Российской Федерации.

Разрешенные финансовые активы, определенные Бюджетным кодексом Российской Федерации

Предельные доли, установленные Правительством Российской Федерации

Нормативные доли, утвержденные  Минфином России

долговые обязательства иностранных государств

50-100 %

95 %

долговые обязательства иностранных государственных агентств и центральных банков

0-30 %

0 %

долговые обязательства международных финансовых организаций, в том числе оформленные ценными бумагами

0-15 %

5 %

депозиты в иностранных банках и кредитных организациях

0-30 %

0 %

Правительство Российской Федерации установило следующие требования к указанным финансовым активам:

1. средства Резервного фонда могут размещаться в долговые обязательства в виде ценных бумаг иностранных государств, иностранных государственных агентств и центральных банков следующих стран:

- Австрия;

- Бельгия;

- Великобритания;

- Германия;

- Дания;

- Ирландия;

- Испания;

- Канада;

- Люксембург;

- Нидерланды;

- США;

- Финляндия;

- Франция;

- Швеция.

2. долговые обязательства должны соответствовать следующим требованиям:

- эмитент долговых обязательств должен иметь рейтинг долгосрочной кредитоспособности не ниже уровня «АА-» по классификации рейтинговых агентств «Фитч Рейтингс» (Fitch-Ratings) или «Стандарт энд Пурс» (Standard & Poor’s) либо не ниже уровня «Аа3» по классификации рейтингового агентства «Мудис Инвесторс Сервис» (Moody’s Investors Service). Если эмитенту долговых обязательств указанными агентствами присвоены разные рейтинги долгосрочной кредитоспособности, то в качестве рейтинга долгосрочной кредитоспособности принимается наименьший из присвоенных;

- сроки погашения выпусков долговых обязательств являются фиксированными, условия выпуска и обращения не предусматривают права эмитента осуществить досрочно их выкуп (погашение) и права владельца долговых обязательств досрочно предъявить их к выкупу (погашению) эмитентом;

- нормативы минимального и максимального сроков до погашения выпусков долговых обязательств, установленные Министерством финансов Российской Федерации, являются обязательными;

- ставка купонного дохода, выплачиваемого по купонным долговым обязательствам, а также номиналы долговых обязательств являются фиксированными;

- номинал долговых обязательств выражается в долларах США, евро и фунтах стерлингов, платежи по долговым обязательствам осуществляются в валюте номинала;

- объем выпуска долговых обязательств, находящихся в обращении, составляет не менее 1 млрд. долларов США для долговых обязательств, номинированных в долларах США, не менее 1 млрд. евро - для долговых обязательств, номинированных в евро, и не менее 0,5 млрд. фунтов стерлингов - для долговых обязательств, номинированных в фунтах стерлингов;

- выпуски долговых обязательств не являются выпусками, предназначенными для частного (непубличного) размещения.

3. к международным финансовым организациям, в долговые обязательства которых могут размещаться средства Резервного фонда, относятся:

- Азиатский банк развития (Asian Development Bank, ABD);

- Банк развития при Совете Европы (Council of Europe Development Bank, СЕВ);

- Европейский банк реконструкции и развития (European Bank for Reconstruction and Development, EBRD);

- Европейский инвестиционный банк (European Investment Bank, EIB);

- Межамериканский банк развития (Inter-American Development Bank, IADB);

- Международная финансовая корпорация (International Finance Corporation, IFC);

- Международный банк реконструкции и развития (International Bank for Reconstruction and Development, IBRD);

- Международный валютный фонд (International Monetary Fund, IMF);

- Северный инвестиционный банк (Nordic Investment Bank, NIB).

К долговым обязательствам МВФ относятся денежные средства в специальных правах заимствования (СДР), учитываемые им в связи с формированием и корректировкой резервной позиции Российской федерации. Совокупная сумма денежных средств, перечисленных в рамках указанных операций, не должна быть меньше суммы, предусмотренной МВФ в качестве минимальной для начисления процентов за пользование этими средствами. Требования, указанные в п. 2, на долговые обязательства МВФ не распространяются.

4. при размещении средств Резервного фонда на депозитах в иностранных банках и кредитных организациях должны выполняться следующие требования:

- иностранный банк или кредитная организация должны иметь рейтинг долгосрочной кредитоспособности не ниже уровня «АА-» по классификации рейтинговых агентств «Фитч Рейтингс» (Fitch-Ratings) или «Стандарт энд Пурс» (Standard & Poor’s) либо не ниже уровня «Аа3» по классификации рейтингового агентства «Мудис Инвесторс Сервис» (Moody’s Investors Service). Если банку или кредитной организации указанными агентствами присвоены разные рейтинги долгосрочной кредитоспособности, то в качестве рейтинга долгосрочной кредитоспособности принимается наименьший из присвоенных;

- нормативы минимального и максимального сроков размещения средств Резервного фонда на депозитах в иностранных банках и кредитных организациях, установленные Министерством финансов Российской Федерации, являются обязательными;

- суммарный объем средств Резервного фонда, размещенных на депозитах в одном иностранном банке или кредитной организации, не должен превышать 25 % общего объема средств Резервного фонда, размещенных на депозитах в иностранных банках и кредитных организациях.

5. Министерство финансов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные требования к долговым обязательствам и депозитам в иностранных банках и кредитных организациях в пределах требований, установленных Правительством Российской Федерации.

В соответствии с предоставленными Правительством Российской Федерации полномочиями Министерство финансов Российской Федерации утвердило:

1. нормативную валютную структуру средств Резервного фонда в следующем составе:

доллар США - 45 %;

евро - 45 %;

фунт стерлингов - 10 %.

2. текущие сроки до погашения выпусков долговых обязательств иностранных государств, долговых обязательств, разрешенных для размещения средств Резервного фонда:

- для долговых обязательств, номинированных в долларах США и евро:

минимальный срок до погашения - 3 месяца

максимальный срок до погашения - 3 года

- для долговых обязательств, номинированных в фунтах стерлингов:

минимальный срок до погашения - 3 месяца

максимальный срок до погашения - 5 лет.

Сроки, указанные выше, действуют на момент приобретения за счет средств Резервного фонда долговых обязательств либо на момент формирования из долговых обязательств индексов, используемых для расчета сумм процентов, начисляемых на остатки денежных средств на счетах по учету средств Резервного фонда в разрешенных иностранных валютах, открытых Федеральным казначейством в Центральном банке Российской Федерации.

3. перечень иностранных государственных агентств, в долговые обязательства которых могут размещаться средства Резервного фонда (по согласованию с Центральным банком Российской Федерации):

- Австрийский экспортно-импортный банк (Oesterreichische Kontrollbank Aktiengesellschaft, OKB);

- Агентство государственного кредитования, Испания (Instituto de Credito Oficial, ICO);

- Агентство финансирования автомагистралей и автострад, Австрия (Autobahnen- und Schnellstrassen- Finanzierungs- Aktiengesellschaft, ASFINAG);

- Группа банков реконструкции и развития, Германия (Kreditanstalt fur Wiederaufbau Bankengruppe);

- Канадское агентство развития экспорта (Export Development Canada, EDC);

- Коммунальный банк Нидерландов (Bank Nederlandse Gemeenten, BNG);

- Общество среднесрочного финансирования сети железных дорог, Великобритания (Network Rail MTN Finance CLG (Plc));

- Сельскохозяйственный рентный банк, Германия (Landwirtschaftliche Rentenbank);

- Федеральная корпорация по ипотечному кредитованию жилищного строительства, США (Federal Home Loan Mortgage Corporation, Freddie Mac);

- Федеральная национальная ипотечная ассоциация, США (Federal National Mortgage Assosiation, Fannie Mae);

- Федеральные банки кредитования жилищного строительства, США (Federal Home Loan Banks, FHLBanks);

- Федеральные банки фермерского кредита, США (Federal Farm Credit Banks, FFCB);

- Фонд муниципального кредитования, Франция (Dexia Group);

- Фонд обслуживания долгов системы социального обеспечения, Франция (Caisse d’Amortissement de la Dette Sociale, CADES);

- Французский фонд ипотечного кредитования (Credit Foncier de France, CFF);

4. номинальный объем приобретенных долговых обязательств одного выпуска не должен превышать 10 % номинального объема этого выпуска.6

  1. Использование средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.

Средства Резервного фонда могут использоваться на финансовое обеспечение нефтегазового трансферта и досрочное погашение государственного внешнего долга.

Использование средств Резервного фонда на формирование нефтегазового трансферта осуществляется без внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в случае недостаточности для этих целей нефтегазовых доходов федерального бюджета, поступивших за соответствующий финансовый год. 

Предельный объем использования средств Резервного фонда для финансового обеспечения нефтегазового трансферта утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Использование средств Резервного фонда на финансирование нефтегазового трансферта в периоды неблагоприятной конъюнктуры мировых цен на энергоносители позволяет проводить сбалансированную бюджетную политику, обеспечивать стабильное социально-экономическое развитие страны, снижая его зависимость от колебаний на мировых товарно-сырьевых рынках.

Средства Фонда национального благосостояния могут быть использованы на софинансирование добровольных пенсионных накоплений граждан России и обеспечение сбалансированности (покрытие дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. Объем средств Фонда национального благосостояния, направляемых на указанные цели, устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной год и плановый период.

Порядок софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации определен в Федеральном законе от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».

С 1 января 2010 г. до 1 января 2014 г. средства Фонда не используются для финансового обеспечения нефтегазового трансферта, а могут направляться на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета.

Использование средств Резервного фонда на досрочное погашение государственного внешнего долга Российской Федерации ориентировано на снижение долговой нагрузки федерального бюджета за счет незапланированных доходов федерального бюджета и экономию средств федерального бюджета за счет сокращения расходов на обслуживание долговых обязательств Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации вправе до 1 января 2014 г. без внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете направлять средства фонда на осуществление выплат, сокращающих долговые обязательства, сокращение заимствований и обеспечение сбалансированности федерального бюджета (включая финансовое обеспечение нефтегазового трансферта), в том числе с превышением общего объема расходов федерального бюджета в случае и в пределах увеличения бюджетных ассигнований федерального бюджета на предоставление межбюджетных трансфертов в целях обеспечения сбалансированности бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

Министерство финансов Российской Федерации ежемесячно публикует сведения о поступлении и использовании нефтегазовых доходов федерального бюджета, величине активов Резервного фонда и Фонда национального благосостояния на начало отчетного месяца, зачисления средств в указанный фонд, их размещении и использовании в отчетном месяце.

С 1 января 2010 г. до 1 января 2014 г. Министерство финансов Российской Федерации не публикует сведения о поступлении и использовании нефтегазовых доходов федерального бюджета, а также о зачислении средств в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния.

Министерство финансов Российской Федерации в составе отчетности об исполнении федерального бюджета представляет в Правительство Российской Федерации ежеквартальный и годовой отчет о поступлении и использовании нефтегазовых доходов федерального бюджета, формировании и использовании средств Резервного фонда, а также ежеквартальный и годовой отчет об управлении средствами указанного фонда.

С 1 января 2010 г. до 1 января 2014 г. операции с нефтегазовыми доходами федерального бюджета не осуществляются и не отражаются в отчетности Министерства финансов Российской Федерации об исполнении федерального бюджета.

Правительство Российской Федерации в составе отчетности об исполнении федерального бюджета представляет в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации ежеквартальный и годовой отчет о поступлении и использовании нефтегазовых доходов федерального бюджета, формировании и использовании средств Резервного фонда, а также ежеквартальный и годовой отчет об управлении и использовании средств Резервного фонда.

С 1 января 2010 г. до 1 января 2014 г. Правительство Российской Федерации не предоставляет отчет о поступлении и использовании нефтегазовых доходов федерального бюджета, формировании Резервного фонда и Фонда национального благосостояния в составе отчетности об исполнении федерального бюджета.

В процессе исполнения федерального бюджета Счетная палата Российской Федерации проводит контрольные мероприятия с целью проверки формирования, использования и управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния7.

Счетная палата Российской Федерации ежеквартально представляет Федеральному Собранию Российской Федерации оперативный отчет о ходе исполнения федерального бюджета, в котором приводятся фактические данные о формировании доходов и произведенных расходах, в том числе о формировании, использовании и управлении средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.

Минфин России информирует о результатах размещения средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния по состоянию на 1 апреля 2012 г.

Резервный фонд

Совокупный объем Резервного фонда составил 1 826,62 млрд. рублей, что эквивалентно 62,28 млрд. долларов США. Остатки средств на отдельных счетах по учету средств Резервного фонда составили:

• • 27,42 млрд. долларов США;

• • 21,45 млрд. евро;

• • 3,88 млрд. фунтов стерлингов.

Совокупная расчетная сумма дохода от размещения средств Резервного фонда на счетах в иностранной валюте в Банке России, пересчитанного в доллары США, за период с 15 января по 31 марта 2012 г. составила 0,06 млрд. долларов США, что эквивалентно 1,88 млрд. рублей. Курсовая разница от переоценки остатков средств на указанных счетах за период с 1 января по 31 марта 2012 г. составила отрицательную величину (-)75,27 млрд. рублей.

Фонд национального благосостояния

Совокупный объем Фонда национального благосостояния составил 2 624,78 млрд. рублей, что эквивалентно 89,50 млрд. долларов США, в том числе:

1) на отдельных счетах по учету средств Фонда национального благосостояния в Банке России размещено:

• • 27,72 млрд. долларов США;

• • 24,20 млрд. евро;

• • 4,40 млрд. фунтов стерлингов;

2) на депозитах во Внешэкономбанке размещено 474,02 млрд. рублей и 6,25 млрд. долларов США.

Совокупная расчетная сумма дохода от размещения средств Фонда национального благосостояния на счетах в иностранной валюте в Банке России, пересчитанного в доллары США, за период с 15 января по 31 марта 2012 г. составила 0,09 млрд. долларов США, что эквивалентно 2,77 млрд. рублей.

Курсовая разница от переоценки остатков средств на указанных счетах за период с 1 января по 31 марта 2012 г. Составила отрицательную величину (-)151,71 млрд. рублей, а курсовая разница от переоценки средств фонда, размещенных на депозитах в долларах США во Внешэкономбанке – (-)17,94 млрд. рублей.

Показатели совокупного объема Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, а также расчетных сумм дохода (убытка) от размещения средств фондов рассчитаны по официальным курсам иностранных валют, установленным Банком России на дату, предшествующую отчетной, и кросс-курсам, рассчитанным на основе указанных курсов.

3. Оценка деятельности фондов

  1. Позитивные и негативные оценки деятельности фондов

Несмотря на существующие упущения в планировании модернизации экономики, из-за чего Россия отстает от Европы и США по таким статьям как: стабильность экономики, объемы промышленности, стабильность валюты, научная эффективность и уровень развития человеческого капитала, который включает в себя уровень жизни, доступ к общественным благам и объемы полезного продукта, производимого населением; перед нами стоит задача выйти из-под зависимости сырьевой базы и переходить на уровень наукоемких производств и разработок, высокоэффективной и качественной переработки сырья.

Сверхприбыль, которую Россия получает от разработки углеводорода, является одним из наиболее очевидных и самых простых способов выстраивания твердой, стабильной и сильной экономической машины.

При использовании средств Резервного фонда на цели инвестирования существует три варианта. Первый - за границу, то, что делала Норвегия, пользуясь дивидендами зарубежных инвестиций. Но Норвегия с населением в два раза меньше, чем в Москве, с дешевой электроэнергией, для России, в данном случае, не самый лучший пример еще и потому, что тогда, 20 лет назад, финансовый рынок мировой был стабилен. Сегодня устойчивых, высоконадежных ценных бумаг нет. Какой будет курс доллара послезавтра, никто не знает.

Рынок ценных бумаг находится в фазе турбулентного, такого хаотического и кризисного состояния. И возникает другая альтернатива - инвестировать в нашу страну. Здесь тоже есть два варианта. Государство может само инвестировать в инфраструктуру, в здравоохранение, в наукоемкие технологии, в подготовку специалистов, в обустройство 2 миллионов беспризорников. Это долгосрочные, нужные инвестиции. Второй вариант - помочь частному бизнесу. Мобилизовать инвестиционные ресурсы.

В любом случае, главное, что должно понимать правительство это, что расходование ресурсов на социальную атрибутику: здравоохранение, инфраструктура – является косвенным воздействием на экономическую эффективность и эффект мультипликатора может быть крайне слабым в этих областях.

Это связано с тем, что наша экономика еще не была переформирована из экстенсивных промышленных мощностей образца Советского Союза в энергоэффективные и наукоемкие производства – иными словами, страна не производит достаточно прибавочного продукта, чтобы выдержать социальные нужды (такие как пенсионный фонд, ремонт инфраструктуры и прочие социальные потребности, обеспечиваемые государством обществу) и рассчитывать резервы на будущее развитие.

Поэтому, основной практической рекомендацией является использование ресурсов Фондов для увеличения естественного выходного прибавочного продукта населения.

Фонды невозобновляемых ресурсов начали создаваться в 1960-х годах в странах, экономика которых существенно зависит от экспорта минерального сырья, как правило углеводородов, но не только (в Чили фонд формируется за счет прибыли национальной медной монополии). Общий принцип функционирования фондов — планирование доходов и расходов бюджета исходя из консервативного прогноза мировых цен на сырье и накопление «сверхплановых» доходов при благоприятных экспортных ценах. В результате зависимость бюджетных расходов от конъюнктуры внешнего рынка сокращается. Одновременно частично решается задача ослабления повышательного давления на курс валют стран — крупных сырьевых экспортеров, имеющих стабильно положительное сальдо платежного баланса. В некоторых странах помимо фондов стабилизационного типа создаются также сберегательные фонды (в России это ФНБ), цель которых — обеспечить сохранность доходов от использования ресурсов недр для будущих поколений. В середине прошлого десятилетия страны Ближнего Востока и Центральной Азии направили на сбережения почти три четверти нефтяных доходов, и только четверть пошла на финансирование ненефтяного дефицита бюджета.

Стабилизационные фонды (фонды будущих поколений) существуют в странах, где существенная часть доходов бюджета формируется за счет поступлений от экспорта природных ресурсов (нефть медь, фосфаты) и предназначены для сглаживания колебаний доходов и расходов в годы неблагоприятной конъюнктуры. Рассмотрим примеры деятельности фондов в других странах.

Норвегия.

В Норвегии в 1990 был создан Государственный нефтяной фонд. Он выполняет роль как стабилизационного, так и «фонда будущих поколений». Порядок наполнения фонда определяется правительством и ежегодно утверждается парламентом, в него идёт около половины нефтяных доходов госбюджета.

На начало 2006 в фонде было накоплено $220 млрд. (75% ВВП). Доходность Нефтяного фонда в 2005 составила 8,58%. В среднем за девять лет она составила 4,47%, причем в 2001-2002 годах фонд терпел убытки. Около 46% средств фонда вложено в акции, а остальное в облигации.

Правительство Норвегии проводит политику пополнения Государственного нефтяного фонда очень жёстко. В результате связь между притоком нефтедолларов и бюджетными расходами стала даже обратной: чем выше нефтяные цены, тем меньше бюджетные расходы, и наоборот.

Норвежский государственный нефтяной фонд выполняет две функции: стабилизационную и сберегательную. Правительство создало фонд в 1990 году для решения двух проблем: старение населения и снижение объемов добычи нефти. Деньги в фонд поступают при условии профицита бюджета. Как и в России, он определяется уровнем цен на нефть. Строгой формулы, по которой производятся отчисления, не существует, каждый раз их объем утверждается парламентом. Он же принимает решение об использовании средств. Управляет текущими активами фонда Центробанк, а направления инвестирования определяет Минфин. Благодаря тому, что правительство проводило жесткую фискальную политику, а в стране наблюдался экономический подъем.

Чили

Медный стабилизационный фонд Чили был создан в 1985 году для стабилизации курса валюты и доходов бюджета.

Механизм его формирования следующий: правительство ежегодно определяет долгосрочную цену на медь и рассчитывает объем перечисляемых в фонд средств по определенной формуле, в зависимости от превышения фактической цены по экспортным контрактам над базовой долгосрочной. Если реальная экспортная цена её превышает, то излишек доходов перечисляется из бюджета в фонд. В начале 2006 в фонде было аккумулировано свыше $1 млрд.

Особенность в том, что эти правила применяются к государственной медной компании и по сути являются для нее дополнительным налогом. Средства фонда приравниваются к золотовалютным резервам и управляются ЦБ. Правительство может их использовать, в случае если цена меди ниже базовой. Средства фонда направляются на выплату внешнего долга и субсидирования цен на бензин.

Венесуэла

Фонд макроэкономической стабилизации был создан в 1998 году, когда мировые цены на нефть упали до 8-9$ за баррель, для стабилизации доходов бюджета центрального правительства, правительств регионов и государственной нефтяной компании. Первоначально критерии наполнения фонда были сформулированы достаточно жёстко: если мировая цена на нефть превышает нормативную ($14,7 за баррель), то каждый доллар сверх этого идет в фонд. В дальнейшем правила перечисления средств в фонд изменялись, а госбюджет сводился с постоянными дефицитом. К 2003 удалось накопить $2,59 млрд., но правительство Уго Чавеса вскоре истратило эти деньги и сейчас фонд фактически не функционирует.

Аляска (США)

Постоянный нефтяной фонд Аляски был создан в 1976 по итогам референдума среди жителей штата. В фонд отчисляется 25% средств, полученных правительством штата от нефтяных компаний (налоги, лицензии на бурение, плата за использование нефтепровода), а часть прибылей идет на дивиденды жителям Аляски.

На конец 2005 года его объем составил $32 млрд., а дивиденды - $845 на человека. Доходность фонда за последние пять лет была на уровне 5,78%. В состав портфеля входят акции компаний США (35%), американские облигации (25%), бумаги других стран (22%), недвижимость (10%) и прочие инвестиции (8%).

Азербайджан

Государственный нефтяной фонд Азербайджана, был основан 29 декабря 1999 го года. В фонде сосредотачиваются средства полученные от экспорта нефти и газа а так же от финансовой деятельности самого фонда. По данным на 1 апреля 2010 года в фонде сосредоточено средств на общую сумму 16 миллиардов 243 миллиона 300 тысяч долларов.

Кувейт

В Кувейте существует два фонда - Бюджетный резервный фонд (c 1960) и Резервный фонд будущих поколений (с 1976). В фонд будущих поколений перечисляются 10% госдоходов (независимо от их происхождения и цен на нефть). К концу 2004 года объем обоих фондов достиг $80 млрд. (около 170%ВВП). Характер размещения средств фондов не разглашается, хотя известно, что деньги вкладываются в ценные бумаги развитых стран. Именно из этих фондов Кувейт профинансировал восстановление страны после войны 1990-1991 годов.

Нигерия

В сентябре 2004 правительство страны приняло решение создать Стабилизационный фонд и перевести в него 50% нефтяной сверхприбыли за предыдущий год. Однако уже в ноябре того же года из этих средств было изъято $280 млн., которые были потрачены на компенсацию гражданам их затрат на бензин. Фонд так и не начал функционировать.

Оман

В Омане в 1980 году был создан Государственный резервный фонд, а в 1993 году - ещё и Нефтяной фонд. При этом все нефтяные доходы при цене до $15 за баррель идут в бюджет, следующие $2 за баррель - в Государственный резервный фонд, следующие $0,5 за баррель - в Нефтяной фонд, а при цене свыше $17,5 за баррель нефтяные сверхдоходы снова идут в бюджет. Однако фонды наполнить так и не удалось, так как их средства постоянно шли на покрытие бюджетного дефицита.

Фонды будущих поколений (Аляска, Кувейт, частично к этому типу относится фонд Норвегии) формируются по тому же принципу, что и стабилизационные, но рассчитаны на использование после того, как месторождения природных ископаемых будут исчерпаны.

Опыт функционирования национальных фондов невозобновляемых ресурсов в разных странах показывает, что сам факт их создания еще не решает проблем стабилизации государственных финансов. Такие фонды не являются альтернативой качественной бюджетной политике, а успешность их функционирования во многом зависит от состояния бюджетно-финансовой дисциплины.

Это наглядно демонстрируют примеры Венесуэлы и Омана, где функционирование стабфондов было малоуспешным. Частые изменения правил накопления и использования средств фактически сделали фонды в этих странах неуправляемыми, а бюджетную политику — хаотичной.

В качестве хрестоматийного, вошедшего в стандартные рекомендации МВФ для стран-нефтеэкспортеров, выступает правило поддержания постоянного уровня бюджетных расходов в отношении к «ненефтяному» ВВП (то есть общему размеру ВВП за вычетом валовой добавленной стоимости нефтегазового сектора), независимо от уровня нефтяных доходов и ценовой конъюнктуры. При этом в годы высокой конъюнктуры углеводородных цен избыточные нефтегазовые доходы направляются в финансовый фонд (аналог российского ФНБ), доходы от которого будут финансировать тот же размер дефицита после истощения запасов.

Однако следует признать, что в чистом виде это теоретически верное правило не реализовано практически ни в одной из 17 стран, имевших суверенные нефтяные фонды по состоянию на начало 2007 года. Единственное известное нам исключение — Норвегия, которая с 2001 года применяет даже более консервативное по сравнению с вышеизложенным бюджетное правило: ненефтяной дефицит не должен превышать доходов от уже накопленных в нефтяном фонде активов. Однако это слишком консервативная стратегия, ориентирующая, особенно в первые годы накопления, на очень большие сбережения и маленькие текущие расходы нефтяных сбережений. В связи с этим оно вряд ли подходит для России ввиду значительной потребности нашей страны в модернизации инфраструктуры и инвестициях в человеческий капитал.

Наличие у нас в стране такого финансового инструмента как Резервный фонд и Фонд национального благосостояния – очевидный шаг к решению острых социально-экономических проблем.

С первого взгляда, кажется, что наличие этих фондов имеет две цели: создание «подушки безопасности», перспективные накопления для будущих поколений и своеобразная защитная стена от большого наплыва денежных средств в экономику, угрожающих инфляционной нестабильностью.

Однако, что вызывает волну критики, так это то, как именно деньги, полученные от нефти, управляются.

К примеру, приводимый некоторыми экономистами аргумент о необходимости вложения средств Фондов в зарубежные активы для снижения инфляции, критикуется оппозиционными экономистами по следующим основаниям:

  • для снижения инфляции в первую очередь необходимо развитие конкуренции, в то время как текущая государственная политика ведет к увеличению роли государства и не способствует снижению монополизации;
  • ставки по вложениям в гособлигации других стран в первую очередь в США, существенно ниже ставок, кредитов, привлекаемых государственными компаниями (Газпром, Роснефть и др.), таким образом, объем денег в экономике России не уменьшается, при этом увеличиваются объем процентных расходов.

Чтобы сравнить эффективность направлений расходов - за границу вкладывать или в развитие своей страны, можно сопоставить следующее. Сейчас Америка дает 40% мировой наукоемкой продукции. Это локомотивы экономического роста, где темпы не 3-4%, а 30-40% в год. При этом одну четверть американского хай-тека дают бывшие российские специалисты, уехавшие за рубеж. Россия сегодня дает полпроцента мирового рынка высокотехнологической продукции. Получается, что российские специалисты за рубежом производят в несколько раз больше высокотехнологической продукции, чем вся наша страна, все, работающие здесь.

Тестирование кризисом выявило нереалистичность предпосылок, положенных в основу алгоритмов распределения нефтегазовых доходов на потребление и накопление образца 2008 года. С переходом в 2009 году к дефицитному бюджету от этих «бюджетных правил» фактически пришлось отказаться, действие соответствующих статей Бюджетного кодекса приостановлено. Речь идет о фиксировании (в процентах ВВП) ежегодного нефтегазового трансферта из Резервного фонда в регулярный бюджет. Жизнь показала, что, когда бюджет трещит по швам, а выполнение и даже наращивание социальных мандатов выступает главным антикризисным стабилизатором, темпы расходования Резервного фонда на текущие нужды определяются политической целесообразностью.

  1. Прогнозы на будущее

Выступление Владимира Путина в Госдуме в рамках правительственного часа, которое стало своего рода отчетом об итогах деятельности на посту премьера, было в основном посвящено проблематике социально-экономического развития РФ. Он, в частности, отметил, что в обеспечении экономической стабильности РФ важную роль будут играть накопленные резервы – Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. Однако к их расходованию нужно подходить осторожно: по словам Путина, доходы от управления ФНБ можно направить на развитие Восточной Сибири и Дальнего Востока, не трогая при этом средства Резервного фонда, которые будут по-прежнему использоваться исключительно в качестве «подушки безопасности».8

В 2011 году проводилась политика сдерживания роста бюджетных расходов. Практически все нефтегазовые доходы, дополнительно полученные за счёт высокой цены на нефть, были направлены на пополнение Резервного фонда. Для чего это делалось? В первую очередь для обеспечения устойчивости макроэкономической ситуации.

Ещё важно: РФ впервые в 2011 году после кризиса вернулись к сбережению части нефтегазовых доходов, обусловленных высокой ценой. И Резервный фонд, поначалу сократившийся в 2009 году практически в 5 раз, теперь вырос в 2011 году, и дальше будет продолжение его увеличения. Для чего это надо? Потому что увеличение резервов, увеличение страховки федерального бюджета улучшает наш инвестиционный климат, улучшает наш инвестиционный рейтинг. Улучшение инвестиционного климата приводит к тому, что снижаются ставки по кредитам, снижаются ставки по заимствованиям, которые Российская Федерация осуществляет, соответственно это приводит к дополнительным источникам роста экономики. По итогам 2011 года Резервный фонд увеличился на 1,1 трлн рублей и составил 3,4% ВВП. Таким образом в прошлом году практически уже вернулись к соблюдению бюджетных правил, сберегая нефтегазовые доходы, обусловленные внешней экономической конъюнктурой.

Директор Института проблем глобализации, д.э.н. Михаил Делягин считает, что проблема в том, что «гробовые деньги» еще никогда никого не вылечили. Таких прецедентов еще не было: они вообще для другого откладываются. На самом деле деньги, которые откладываются «на черный день», разрушают экономику. Наше правительство ведет себя как Плюшкин, но только тот сам голодал вместе с крестьянами, а наши плюшкины ходят в костюмах за $5000 и ездят в таких машинах, о цене которых неприлично спрашивать.

Если говорить по поводу ФНБ, то премьеру было бы неплохо изучить документы собственного Минфина, в соответствии с которыми средства Фонда национального благосостояния расходуются в первую очередь на «затыкание дыр» в Пенсионном фонде и на покрытие его дефицита, а во вторую очередь – на софинансирование добровольных пенсионных взносов. Когда после создания ФНБ у нас возник дефицит Пенсионного фонда, его деньги целевым образом не использовались. Власти предпочли покрывать его дефицит посредством безумного повышения налогов, которое сделало значительную часть граждан РФ преступниками. Т. е. средства ФНБ используются сейчас нецелевым образом. Когда Владимир Путин говорит о возможности направить их на развитие Сибири и Дальнего Востока – это, конечно, хорошая идея, но как происходит такое «развитие», мы видели на примере подготовки к саммиту АТЭС-2012. Даже Дарькина пришлось снять – такой там, судя по всему, был «распил»...

Таким образом, без обуздания коррупции никакое развитие невозможно в принципе, а если выделять средства на развитие без ограничения коррупции, то мы получим простое их разворовывание. При этом ограничивать коррупцию означает менять основы государственного строя. Конечно, Путин мог бы повлиять на ситуацию, сменив одних друзей и обучив других приличному поведению. Вопрос заключается в том, захочет ли он это делать, потому что это – довольно болезненная и сложная процедура. Но самое главное: прежде чем говорить о готовности тратить средства Фонда национального благосостояния на какие-то новые цели, может быть, стоит начать расходовать их на то, что уже предусмотрено, на то, ради чего он, собственно говоря, создавался?!

Заключение

Экономические проблемы России, преследующие нас еще со времен Советского государства относительно модернизации промышленных мощностей и увеличения уровня жизни граждан, являются первоочередными.

Среди множества мер по стимулированию, развитию, модернизации экономики, к сожалению, не многие из них получались достаточно эффективными.

Можно сказать, что применение такого механизма как Резервный фонд у нас в стране обусловлено естественными экономическими причинами, связанными с большим влиянием в национальной экономике экспорта энергоресурсов нефти и газа. Активный и очень прибыльный экспорт обеспечивает сверхдоход, вытесняя тем самым национальное производство и его продукты экспортными товарами. В итоге промышленность в стране перестает развиваться и начинает деградировать и страна впадает в экономическую зависимость от экспорта энергоресурсов, поскольку основные статьи доходов страны начинают зависеть именно от энергетического экспорта.

В работе рассмотрены основные принципы формирования, а так же использование средств фонда, даны положительные и отрицательные оценки.

От степени того, как быстро и эффективно будут приниматься решения, обеспечивающие применения возможностей фонда для блага экономики, зависит как судьба Резервного Фонда РФ и Фонда Национального Благосостояния, так и стабильность экономики государства в целом.

Список используемой литературы:

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации.// СПС «Гарант»
  2. Федеральный закон от 30.09.2010 № 245-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты Российской Федерации".// СПС «Гарант»
  3. Федерального закона от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации».// СПС «Гарант»
  4. Федеральный закон от 3 ноября 2010 г. № 291-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».// СПС «Гарант»
  5. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. № 955 «О порядке управления средствами Резервного фонда».// СПС «Гарант»
  6. Федеральный закон от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».// СПС «Гарант»
  7. Малиновская О.В. Государственные и муниципальные финансы: учебное пособие – М.:КНОРУС, 2010г.
  8. Стариков Н.В. Шерше ля нефть. Почему наш Стабилизационный фонд находится ТАМ? – СПб.: Питер, 2010г.
  9. Варнавский. В. Стабилизационный фонд как инструмент экономической политики государства // Мировая экономика и международные отношения, № 5, 2007г.
  10. Данилина М.В. Изменение в стратегии формирования и использования резервного фонда и фонда национального благосостояния // Финансы и кредит, № 10, 2008 г.
  11. Киммельман С. Андрюшин С. Стабилизационный фонд и экономический рост // Вопросы экономики,№ 11, 2005г.
  12. Кудрин А. Стабилизационный фонд: зарубежный и российский опыт // Вопросы экономики,№2, 2006г.
  13. Куренков Ю., Попов В. Конкурентоспособность России в мировой экономике, Вопросы экономики, №6, 2008г.
  14. Сайт председателя правительства РФ Владимира Путина <http://premier.gov.ru>
  15. Сайт Министерства Финансов РФ <http://www.minfin.ru>
  16. Российская газета –<http://www.rg.ru>
  17. Делягин М. Наше правительство ведет себя как Плюшкин.<www. newsland.ru>

1 Бюджетный кодекс Российской Федерации.// СПС «Гарант»

2 Сайт Министерства Финансов РФ <http://www.minfin.ru>

3 Федеральный закон от 30.09.2010 № 245-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты Российской Федерации".// СПС «Гарант»

4 Федеральный закон от 30.09.2010 № 245-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты Российской Федерации".// СПС «Гарант»

5 Бюджетный кодекс Российской Федерации.// СПС «Гарант»

6Сайт Министерства Финансов РФ <http://www.minfin.ru>


7 Федерального закона от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации».// СПС «Гарант»

8 Сайт председателя правительства РФ Владимира Путина <http://premier.gov.ru>

Создание Стабилизационного фонда