Налогообложение иностранных организаций в РФ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Финансовый университет при правительстве РФ (ВГНА)»
Кафедра: 080107.65 «Налоги и налогообложение»
КУРСОВАЯ работа
по дисциплине: «Федеральные налоги и сборы с организаций»
на тему: «Налогообложение иностранных организаций в РФ»
Выполнила
студентка группы: НЗ-403
заочной формы обучения
__________факультета
Ширинова Эльнара
Приняла:
Гороховая Наталья. А.
Москва 2013
Оглавление
Введение………………..…………………………………………..…………4
1. Регистрация иностранных организаций в налоговых органах..............................................................................................................6
1.1 Правовые формы регистрации иностранной организации……..…6
1.2 Постановка на учет иностранной организации в налоговом органе.9
1.3 Снятие с учета иностранной организации в налоговом органе….11
2. Налогообложение доходов иностранной организации, полученных на территории России………………………………13
2.1 Объект налогообложением и налогооблагаемая база при расчете
налога на прибыль………………………………………………………13
2.2 Порядок расчета, уплаты налога на прибыль и подача налоговой
декларации иностранной организацией………………………………..17
3. Налогообложение иностранной организации, имеющей в собственности основные средства, транспортные средства, земельные участки………………………………………21
3.1 Налог на имущество с иностранных организаций……………….21
3.2 Налогообложение НДС……………………………………………...24
3.3 Транспортный налог, уплачиваемый иностранными организациями 25
3.4 Налогообложение земельным налогом……………………………27
3.5 Налог на добычу полезных ископаемых, уплачиваемый
иностранными организациями…………………………………………..28
Заключение………………………………………………………………….30
Список ИСТОЧНИКОВ И литературы……………………………..….33
Введение
Актуальность темы исследования. В формировании валового внутреннего продукта России принимают участие как российские, так и иностранные организации. На 1 июля 2012 г. на территории Российской Федерации с участием иностранного капитала осуществляли деятельность 21487 организаций, среднесписочная численность работников этих организаций составляла без учета внешних совместителей 3202,5 тыс. чел., их оборот 12577,7 млрд. руб.1 Причем количество организаций с участием иностранного капитала неуклонно растет. Так с конца 2005 г. их число увеличилось на 73%, среднесписочная численность работников на 9,7%, оборот на 19,9%.
В настоящее время иностранные организации могут осуществлять деятельность на территории Российской Федерации практически без ограничений. При этом наряду с российскими организациями иностранные организации также признаются налогоплательщиками. Соответственно, доход иностранных организаций также подлежит налогообложению. В отношении отдельных видов доходов иностранных организаций НК РФ установлен льготный режим налогообложения.
От совершенства налогового законодательства РФ зависит и инвестиционная привлекательность страны. Поэтому выбранная тема курсовой работы является актуальной.
Объект исследования налоговое законодательство Российской Федерации, предмет исследования налогообложение иностранных организаций в РФ.
Цель курсовой работы углубленное изучение особенностей налогообложения иностранных организаций в России. Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
- изучить порядок регистрации иностранных организаций в налоговых органах Российской Федерации;
- охарактеризовать налогообложение доходов иностранной организации, полученных на территории России;
- описать особенности налогообложения иностранной организации при реализации товаров (работ, услуг), добыче полезных ископаемых, имеющей в собственности земельные участки, основные средства, включая транспортные средства.
1. Регистрация иностранных организаций в налоговых органах
1.1 Правовые формы регистрации иностранной организации
В российском законодательстве отсутствует ограничение для деятельности иностранных организаций на территории Российской Федерации. В соответствии с ч. 4 п. 1 ст. 2 ГК РФ2 правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом. Это означает, что на территории России иностранное юридическое лицо пользуется правами и несет обязанности наравне с российскими юридическими лицами.
Для осуществления деятельности на территории РФ иностранная организация должна быть зарегистрирована. Форма регистрации зависит от выбора ее участников, который непосредственно обусловлен целью деятельности. Так, иностранная организация вправе выступить учредителем юридического лица любой организационно-правовой формы, а также аккредитовать свой филиал или представительство.
Учрежденное иностранными участниками общество с ограниченной ответственностью будет являться российской организацией - юридическим лицом, образованным в соответствии с законодательством РФ, и иметь статус коммерческой организации с иностранными инвестициями.3 Данное юридическое лицо будет подчиняться российским законам. Поэтому эти организации не являются объектом исследования в данной курсовой работе.
Для осуществления деятельности на территории Российской Федерации иностранная организация может быть зарегистрирована в качестве филиала или представительства. Содержание понятий "филиал" и "представительство" раскрывается отдельно в гражданском законодательстве для целей государственной регистрации и отдельно в налоговом законодательстве и международных актах для целей исчисления и уплаты налогов.
Так, филиал выполняет часть или все функции, включая функции представительства, от имени создавшего его иностранного юридического лица при условии, что цели создания и деятельность головной организации имеют коммерческий характер и головная организация несет непосредственную имущественную ответственность по принятым ею в связи с ведением указанной деятельности на территории РФ обязательствам.4
Государственный контроль за созданием, деятельностью и ликвидацией филиала иностранного юридического лица осуществляется посредством его аккредитации Государственной регистрационной палатой при Министерстве юстиции РФ.56 Филиал иностранного юридического лица имеет право вести предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации со дня его аккредитации.
Возможность создания представительства иностранной организации на территории РФ Федеральным законом N 160-ФЗ не установлена. Однако иностранная организация вправе открыть представительство на основании положений ст. 2 ГК РФ. Представительство в отличие от филиала обладает более узкими функциями. Оно наделено лишь правом представления интересов юридического лица и осуществления их защиты.7
Для целей налогообложения налоговое законодательство не использует понятия "филиал" или "представительство". В п.2 ст.11 НК РФ закреплено понятие "обособленное подразделение организации" - это любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места.8 Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца. Следовательно, факт государственной регистрации обособленного подразделения для целей налогообложения значения не имеет. Это объясняется тем, что доходы, полученные в результате незаконного предпринимательства, также должны облагаться налогами. Кроме того, отдельно для целей исчисления и уплаты налога на прибыль в гл. 25 НК РФ установлено понятие представительства иностранной организации, содержание которого включает в себя также филиал.
Под постоянным представительством иностранной организации в РФ для целей применения гл. 25 НК РФ понимается филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации, через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории РФ, связанную с:
- пользованием недрами и (или) использованием других природных ресурсов;
- проведением предусмотренных контрактами работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию и эксплуатации оборудования, в том числе игровых автоматов;
- продажей товаров с расположенных на территории РФ и принадлежащих этой организации или арендуемых ею складов;
- осуществлением иных работ, оказанием услуг, ведением иной деятельности.9
Причиной образования постоянного представительства иностранной организации может быть также осуществление поставок с территории РФ принадлежащих иностранной организации товаров, полученных в результате переработки на таможенной территории или под таможенным контролем.
В международных актах для целей исчисления и уплаты таких налогов, как налог на прибыль, налог на имущество, налог на доходы, сформулировано понятие представительства. Поскольку международные акты имеют приоритет над нормами российского законодательства, то, если в международном договоре предусмотрено понятие представительства, отличное от установленного в НК РФ, должны применяться положения международного договора.
1.2 Постановка на учет иностранной организации в налоговом органе
Иностранная организация, которая осуществляет деятельность на территории РФ через филиал, представительство, отделение, бюро, контору, агентство, любое другое обособленное подразделение, согласно п.4 Приказа Минфина РФ №11710 подлежит постановке на учет в налоговом органе по месту осуществления этой деятельности.
В случае, если несколько Отделений иностранной организации находятся в одном муниципальном образовании, городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка иностранной организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее Отделений, определяемым иностранной организацией самостоятельно. Сведения о выборе налогового органа организация указывает в уведомлении, представляемом (направляемом) иностранной организацией в выбранный ею налоговый орган.
В налоговый орган не позднее 30 календарных дней со дня начала осуществления деятельности иностранной организации на территории РФ подается Заявление о постановке на учет в налоговом органе иностранной организации, по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов вместе с прилагающих к заявлению соответствующими документами.
Датой постановки на учет в налоговом органе выше перечисленных иностранных организаций является дата создания соответствующего Отделения иностранной организации, указанная в заявлении о постановке на учет иностранной организации (сообщении об открытии нового Отделения иностранной организации).
Датой постановки на учет в налоговом органе иностранной организации по выше перечисленным основаниям, является дата, указанная в заявлении о постановке на учет.
Иностранная организация подлежит постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения принадлежащих ей недвижимого имущества и (или) транспортного средства осуществляется на основании сведений, сообщенных органами, указанными в п.4 ст.85 НК РФ. При получении в последующем налоговым органом сведений, сообщенных органами, указанными в п. 4 ст.85 НК РФ, в отношении иностранной организации, которая состоит на учете в этом налоговом органе по основанию, предусмотренному настоящим пунктом, налоговый орган осуществляет учет таких сведений.
Постановка на учет иностранных организаций в качестве налогоплательщиков налога на добычу полезных ископаемых согласно п.15 Приказа Минфина № 117 от 30.09.2010 осуществляется на основании сведений, сообщенных органами, указанными в п.7 ст.85 НК РФ.
1.3 Снятие с учета иностранной организации в налоговом органе
Снятие с учета в налоговых органах иностранных организаций, состоящих на учете по основаниям, рассмотренным в п.1.2 курсовой работы, осуществляется согласно п.26 Приказа Минфина № 117 от 30.09.2010 на основании следующих документов:
1) заявления о снятии с учета по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;
2) решения уполномоченного органа иностранной организации о прекращении деятельности на территории Российской Федерации, в том числе через Отделение, филиал, представительство (о закрытии Отделения, филиала, представительства) иностранной организации, и (или) в отдельных случаях - копии акта сдачи работ;
3) выписки из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иной равный по юридической силе документ, подтверждающий прекращение деятельности иностранной организации в этой стране, - в случае, если прекращается деятельность иностранной организации;
4) налоговых деклараций (расчетов) по налогам, составленных на дату прекращения деятельности иностранной организации.
Снятие с учета в налоговом органе иностранной организации по выше перечисленным основаниям осуществляется налоговым органом в течение 10 рабочих дней со дня получения заявления о снятии с учета, но не ранее окончания выездной налоговой проверки (в случае ее проведения).
Датой снятия с учета в налоговом органе указанной иностранной организации является дата внесения в ЕГРН сведений о снятии иностранной организации с учета.
Согласно п.4 ст.85 НК РФ датой снятия с учета иностранной организации в налоговом органе по вышеотмеченному основанию, является содержащаяся в сведениях, сообщенных органами:
- дата государственной регистрации прекращения права собственности на недвижимое имуществ;
- дата снятия с регистрационного учета транспортного средства.
Также стоит отметить, что с учета иностранные организации, состоящие на учете в соответствующих налоговых органах в качестве налогоплательщиков налога на добычу полезных ископаемых, снимаются на основании сведений о прекращении права пользования участком недр, сообщенных органами, указанными в п.7 ст.85 НК РФ, в течение 5 рабочих дней со дня получения соответствующих сведений.
Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. Налогоплательщики - иностранные организации рассматриваются в налоговом законодательстве как особые субъекты права. Это выражается в том, что особенностям налогообложения иностранных юридических лиц посвящен ряд специальных положений законов о различных видах налогов.
2. Обязанности налогоплательщика лежат на филиале и представительстве иностранной организации, так как налогообложение иностранной компании в России связано с деятельностью, осуществляемой через постоянное представительство.
Таким образом, налоговое законодательство идет по пути приспособления налоговых норм к особенностям хозяйственной деятельности иностранных организаций на территории России.
2. НАЛОГОБЛОЖЕНИЕ ДОХОДОВ ИНОСТРАННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, ПОЛУЧЕННЫХ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ
2.1 Объект налогообложения и налогооблагаемая база при расчете налога на прибыль
Налогообложение деятельности иностранных компаний в РФ зависит от того, образует или не образует деятельность такой компании в России так называемое постоянное представительство. В данном случае имеется в виду понятие "постоянное представительство", относящееся к налоговому праву и определяемое ст. 306 НК РФ,11 которое отличается от понятий "представительство" и "филиал", применяемых в гражданском праве.
Для образования постоянного представительства необходимо выполнение трех условий: 12
1) наличие филиала или иного места деятельности либо зависимого агента. Это может быть арендуемое помещение или место, где находятся сотрудники. Зависимый агент - это лицо (юридическое или физическое), которое действует от имени иностранной компании, имеет полномочия согласовывать существенные условия и подписывать договоры по ее коммерческой деятельности. На практике чаще всего российская компания действует в качестве агента иностранной компании либо российский поверенный действует по генеральной доверенности, выданной номинальным директором, находящимся за рубежом;
2) регулярное осуществление предпринимательской деятельности через данный филиал. ФНС России толкует понятие "регулярность" исходя из своих разъяснений о необходимости регистрации иностранных лиц. Если иностранная компания ведет или намеревается вести деятельность на территории Российской Федерации свыше 30 дней в году, эта деятельность считается регулярной.
Например, ФАС Московского округа в Постановлении от 07.06.2006 N КА-А41/5096-0613 указал, что имевшиеся у представительства расчетные и валютные счета не свидетельствовали о регулярном ведении предпринимательской деятельности. Соответственно, нельзя было сделать вывод о наличии постоянного представительства;
3) деятельность иностранной компании в Российской Федерации должна быть именно предпринимательской, то есть деятельностью, направленной на получение прибыли. Если открывается офис с целью найти в Российской Федерации поставщиков и вывезти товар за рубеж, то этот офис не будет считаться постоянным представительством. Но если сотрудники, находящиеся в стране, занимаются непосредственно деятельностью данного юридического лица, суд может расценить данное обстоятельство как основание для образования постоянного представительства. Например, ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 22.08.2005 по делу N А56-8948/200414 указал, что ведение представительством предпринимательской деятельности подтверждалось имевшимися документами (договорами, счетами, актами выполненных работ).
Согласно п. 5 ст. 306 НК РФ факт владения имуществом на территории Российской Федерации сам по себе не приводит к образованию постоянного представительства. Однако, как только у компании начинается какая-либо активная деятельность по использованию объекта недвижимости, налоговый орган делает вывод, что такая деятельность представляет собой предпринимательскую деятельность и на территории РФ создано постоянное представительство, например, если иностранная организация систематически сдает в аренду принадлежащее ей имущество, осуществляя поиск арендаторов, заключая с ними договоры аренды, а также договоры на проведение текущего ремонта и поддержание помещений в нормальном состоянии и т.д.
Объектом налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянное представительство, признается:
- доход, полученный иностранной организацией в результате осуществления деятельности на территории РФ через ее постоянное представительство, уменьшенный на величину произведенных этим постоянным представительством расходов;
- доходы иностранной организации от владения, пользования и (или) распоряжения имуществом постоянного представительства этой организации в РФ за вычетом расходов, связанных с получением таких доходов;
- другие доходы от источников в РФ, указанные в п. 1 ст. 309 НК РФ, относящиеся к постоянному представительству.
В целях взимания налога на прибыль доход представительства определяется исходя из всех поступлений, если таковые связаны с расчетами за реализованные товары (работы, услуги), иное имущество либо имущественные права, относящиеся к этому представительству. То есть налогом на прибыль в Российской Федерации облагается та часть прибыли иностранной организации, которая непосредственно связана с ее деятельностью через постоянное представительство в РФ и может быть отнесена к этому представительству, на что обращено внимание в Письме УФНС России по г. Москве от 30 апреля 2008 г. N 20-12/041940.15
В Постановлении ФАС Московского округа от 6 марта 2006 г. N КА-А40/875-0616 отмечено, что в соответствии с особенностями, установленными п. 1 ст. 307 НК РФ, в целях налогообложения прибыли представительству необходимо подтверждать величину доходов, полученных представительством, и расходов, им произведенных. Подтверждение расходов является документально обоснованным, если первичный документ соответствует международным стандартам бухгалтерского учета и не противоречит общим принципам составления первичных документов, применяемым в любых стандартах бухгалтерского учета, а в российском законодательстве - предусмотренных п. 2 ст. 9 ФЗ от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".17
Расходами являются затраты при условии, что они произведены для того, чтобы осуществлять деятельность, направленную на получение дохода.18
Порядок налогообложения доходов, перечисленных в п. 1 ст. 309 НК РФ, зависит от того, относятся они или не относятся к постоянному представительству. Если доходы относятся к постоянному представительству, то такие доходы включаются в расчет налогооблагаемой прибыли постоянного представительства. Если доходы не относятся к деятельности постоянного представительства, то налогообложение производит налоговый агент, производящий выплату таких доходов.19 20
В п. 1 ст. 309 НК РФ указан перечень доходов, полученных иностранной организацией и не связанных с ее предпринимательской деятельностью в РФ, такие как.
Перечень таких доходов является открытым. Если доход иностранной организации, не связанный с осуществлением деятельности через постоянное представительство в РФ, не поименован в перечне п. 1 ст. 309 НК РФ и в то же время на данный доход не распространяется действие норм п. 2 ст. 309 НК РФ, то такой доход может квалифицироваться как "иные аналогичные доходы" и подлежать налогообложению в РФ у источника выплаты дохода.21
Аналогичность доходов заключается не в схожести их с каким-либо из видов доходов, поименованных в пп. 1 - 9 п. 1 ст. 309 НК РФ, а в том, что они относятся к доходам от источников в РФ, не связанных с деятельностью через постоянное представительство, за исключением доходов, прямо упомянутых в ст. 309 НК РФ как не относящихся к доходам от источников в РФ.
2.2 Порядок расчета, уплаты налога на прибыль и подача налоговой декларации иностранной организацией
Согласно п.1 ст.284 НК РФ налоговая ставка устанавливается в размере 20%, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1.1 - 5.1 этой статьи. При этом:
- сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2%, зачисляется в федеральный бюджет;
- сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 18%, зачисляется в бюджеты субъектов РФ.
Размеры налоговых ставок на доходы иностранных организаций, не связанных с деятельностью в РФ через постоянное представительство, установлены п.2 ст. 284 НК РФ.
При этом налог исчисляется с учетом особенностей, предусмотренных ст.275 НК РФ. Для подтверждения права на применение налоговой ставки, установленной пп.1 п.3 ст.284, налогоплательщики обязаны предоставить в налоговые органы документы, содержащие сведения о дате (датах) приобретения (получения) права собственности на вклад (долю) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации или на депозитарные расписки, дающие право на получение дивидендов.
Сумма налога определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, определяемой в соответствии со ст. 274 НК РФ.
Налоговым периодом по налогу на прибыль согласно ст.285 НК РФ признается календарный год. Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
По итогам каждого отчетного (налогового) периода, если иное не предусмотрено ст.286 НК РФ, налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа, исходя из ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода. В течение отчетного периода налогоплательщики исчисляют сумму ежемесячного авансового платежа в следующем порядке.
Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в первом квартале текущего налогового периода, принимается равной сумме ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате налогоплательщиком в последнем квартале предыдущего налогового периода. Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате во втором квартале текущего налогового периода, принимается равной одной трети суммы авансового платежа, исчисленного за первый отчетный период текущего года.
Порядок налогообложения доходов иностранной организации определяется в соответствии с НК РФ. Однако при налогообложении доходов должны учитываться положения международных договоров (соглашений), регулирующих вопросы налогообложения, заключенных между РФ и соответствующим иностранным государством. Если в международном договоре (соглашении) предусмотрен порядок налогообложения отдельных видов дохода, отличный от установленного НК РФ, то должны применяться положения международного договора (соглашения).
Правовым основанием для применения международного договора (соглашения) будут являться также положения ст. 7 НК РФ. Согласно данной норме если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, которые касаются налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров РФ.
Льготный режим налогообложения в отношении доходов иностранной организации заключается в том, что ее доходы либо облагаются налогом по пониженным ставкам, либо не облагаются налогом на территории РФ вообще.
Льготный режим налогообложения в отношении доходов, перечисленных в п. 1 ст. 309 НК РФ, применяется при наступлении следующих условий:22
1) между РФ и соответствующим иностранным государством заключен международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения;
2) данным международным договором (соглашением) установлен льготный режим налогообложения в отношении отдельного вида дохода, поименованного в п. 1 ст. 309 НК РФ;
3) иностранная организация должна представить налоговому агенту соответствующее подтверждение того, что она является налоговым резидентом государства, с которым РФ заключен международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения. НК РФ не устанавливает обязательной формы документов, подтверждающих постоянное местопребывание в иностранном государстве.
Налоговые агенты обязаны по истечении каждого отчетного (налогового) периода, в котором они производили выплаты налогоплательщику, представлять в налоговые органы по месту своего нахождения налоговые расчеты в порядке, определенном настоящей статьей.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. Иностранные организации могут самостоятельно осуществлять деятельность в России через постоянное представительство. Являясь налогоплательщиком по налогу на прибыль, такая организация исчисляет налог на прибыль самостоятельно. Причем объектом налогообложения по налогу на прибыль признается сумма доходов, полученная, иностранной организацией налогоплательщиком в результате осуществления деятельности на территории РФ через ее постоянное представительство, уменьшенная на величину, произведенных этим представительством расходов.
2. Кроме того, иностранные организации могут получать доходы от источников в России, не связанные с осуществлением деятельности непосредственно в нашей стране, включая деятельность, приводящую к образованию постоянного представительства. В отношении таких доходов иностранная организация так же, как и в предыдущем случае, будет являться налогоплательщиком, однако сумма налога удерживается у источника выплаты доходов. Иначе говоря, организация, производящая выплату дохода будет выступать налоговым агентом.
3. Налогообложение иностранной организации, имеющей в собственности основные средства, транспортные средства, земельные участки
3.1 Налог на имущество с иностранных организаций
С 1 января 2004 г. порядок налогообложения имущества организаций в РФ регулируется положениями гл. 30 НК РФ. Налог на имущество организаций в соответствии со ст. 14 НК РФ относится к региональным налогам.
Объектом налогообложения по налогу на имущество для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в России через постоянные представительства, согласно п. 2 ст. 374 НК РФ признается движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств, учет которого ведется в соответствии с установленным в РФ порядком ведения бухгалтерского учета.
Объектом налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, признается движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств.
Объектом налогообложения для иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, признается находящееся на территории РФ недвижимое имущество, принадлежащее вышеуказанным иностранным организациям на праве собственности.
Начиная с 1 января 2006 г. к объектам налогообложения по налогу на имущество для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, относятся в том числе объекты ОС, предназначенные исключительно для предоставления иностранной организации за плату во временное владение и пользование или во временное пользование с целью получения дохода (то есть имущество, предоставляемое в лизинг) и учитываемые согласно Приказу N 94н на счете 03 "Доходные вложения в материальные ценности".23
Земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы) не признаются объектами налогообложения по налогу на имущество организаций.
Согласно п. 1 ст. 375 НК РФ налоговая база по налогу на имущество иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.
При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.
Остаточная стоимость ОС определяется как разница между их первоначальной стоимостью и суммой, начисленной за период эксплуатации амортизации.
Налоговой базой в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в РФ через постоянные представительства, признается инвентаризационная стоимость указанных объектов по данным органов технической инвентаризации.
На основании ст. 376 НК РФ налоговая база по налогу на имущество определяется налогоплательщиками самостоятельно в соответствии с положениями гл. 30 НК РФ.
Налоговая база по налогу на имущество для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый (отчетный) период определяется следующим образом:
Остаточная стоимость Остаточная стоимость
имущества на 1-е число + имущества на 31-декабря
каждого месяца налогового налогового (отчетного)
(отчетного) периода периода
------------------------------------------------------
Количество месяцев отчетного (налогового) периода + 1
Налоговая база определяется отдельно в отношении имущества, подлежащего налогообложению по месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации, в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне места нахождения постоянного представительства иностранной организации, а также в отношении имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.
В отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в РФ через постоянные представительства, налоговая база принимается равной инвентаризационной стоимости данного объекта недвижимого имущества по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налоговым периодом признается календарный год, отчетными периодами - первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ и не могут превышать 2,2%.24
Иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представительства, в отношении имущества постоянных представительств уплачивают налог и авансовые платежи по налогу в бюджет по месту постановки указанных постоянных представительств на учет в налоговых органах.
3.2 Налогообложение НДС
Иностранные организации, осуществляющие реализацию товаров (работ, услуг) через постоянное представительства на территории РФ, являются плательщиками НДС на тех же основаниях, что и российские организации. В соответствии с главой 21 НК РФ они исчисляют и уплачивают НДС в бюджет, а также представляют отчетность в налоговые органы на общих основаниях.
Объектом налогообложения признается реализация товаров, работ, услуг на территории РФ. Налоговым кодексом РФ введен ряд критериев для определения места реализации работ (услуг) в зависимости от сферы деятельности налогоплательщика в целях обложения НДС. Местом реализации товаров признается территория РФ при наличии одного или нескольких следующих обстоятельств:25
- товар находится на территории РФ и не отгружается и не транспортируется;
- товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории РФ.
Правила определения места реализации для целей НДС варьируются в зависимости от характера самих услуг. Налоговый период составляет квартал. Савка налога составляет 18%.26 Контроль за правильностью исчисления НДС и своевременностью его уплаты в бюджет осуществляют налоговые органы по месту нахождения организации. Декларация представляется по месту нахождения организации.
Исчисление и уплата суммы налога с доходов иностранной организации, не состоящей на учете в налоговых органах, возложены на налогового агента. Согласно ст. 161 НК РФ налоговыми агентами иностранной организации могут являться российские организации и индивидуальные предприниматели, а также иностранные организации, состоящие на налоговом учете, которые:
1) приобрели товары, работы, услуги или имущественные права у иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах РФ в качестве налогоплательщика;
2) реализуют товары по договорам комиссии, поручения или по агентским договорам с иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах РФ в качестве налогоплательщиков, и при этом принимают участие в расчетах.
Лица, освобожденные от НДС и (или) применяющие упрощенную систему налогообложения, единый налог на вмененный доход и единый сельскохозяйственный налог, выступают налоговыми агентами иностранных организаций наравне с плательщиками НДС и обязаны правильно исчислить и уплатить налог, а также сдать налоговую декларацию в предусмотренные НК РФ сроки.
Все налоговые агенты обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета налоговую декларацию по НДС не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (кварталом), если иное не предусмотрено гл. 21 НК РФ. Следует особо отметить, что разд. 2 декларации по НДС заполняется налоговым агентом отдельно по каждому иностранному лицу, не состоящему на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщика.
3.3. Транспортный налог, уплачиваемый иностранными организациями
Согласно ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с российским законодательством зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
Согласно ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых возложена обязанность по уплате соответственно налогов и (или) сборов.
На основании ст. 11 НК РФ организациями в целях налогообложения наряду с российскими юридическими лицами признаются иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории РФ.
В целях проведения налогового контроля организации подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, а также месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным НК РФ. Такое правило установлено п. 1 ст. 83 НК РФ.
Согласно п. 16 Административного регламента МВД России исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного Приказом N 1001,27 для совершения регистрационных действий собственники или владельцы транспортных средств должны представить, в частности:
Транспортные средства, ввезенные на территорию РФ, регистрируются за юридическими лицами, указанными в документах, выданных таможенными органами при оформлении транспортных средств. При этом применяется порядок, установленный российскими нормативными правовыми актами.
Регистрация транспортных средств, временно ввезенных юридическими лицами (включая их филиалы, представительства, корреспондентские пункты) на территорию России на срок более шести месяцев под обязательство об обратном вывозе, производится после их таможенного оформления. Обособленному подразделению иностранной организации выдаются свидетельство о регистрации транспортного средства и регистрационные знаки на срок пребывания транспортных средств на территории РФ, указанный в документах, выданных таможенными органами.28
Регистрационные документы и регистрационные номера, выданные на это транспортное средство в другом государстве, сдаются в регистрационное подразделение.
Возникает ли у представительства иностранной организации обязанность по уплате транспортного налога на территории России? Возникает, если транспортное средство зарегистрировано в соответствии с российским законодательством на представительство (иное обособленное подразделение) иностранной организации, и это транспортное средство является объектом обложения транспортным налогом.
У иностранной организации, на постоянное представительство которой на территории России зарегистрировано транспортное средство, возникает обязанность по уплате транспортного налога вне зависимости от осуществления деятельности через постоянное представительство.29
3.4. Налогообложение земельным налогом
Налоговая база земельного участка определяется как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, что подтверждается п. 1 ст. 391 НК РФ. Заметим, что сведениями о кадастровой стоимости земельных участков налогоплательщики обязаны обеспечивать себя самостоятельно посредством получения сведений через Интернет либо путем подачи письменного запроса в территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости для предоставления такой информации. Данная норма следует из п. 14 ст. 396 НК РФ, а также из Постановления Правительства РФ от 7 февраля 2008 г. N 52.30
Если при приобретении здания, сооружения или другой недвижимости к приобретателю (покупателю) в соответствии с законом или договором переходит право собственности на ту часть земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования, то налоговая база в отношении данного земельного участка для указанного лица определяется пропорционально его доле в праве собственности на данный земельный участок, о чем сказано в п. 3 ст. 392 НК РФ.
3.5 Налог на добычу полезных ископаемых, уплачиваемый иностранными организациями
Налогоплательщиками являются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр.
Постановка на учет в качестве налогоплательщиков осуществляется:
- По месту нахождения участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование. (территория субъекта (ов) РФ, на которой расположен участок);
- По месту нахождения организации (месту жительства физического лица) в случае, если добыча полезных ископаемых осуществляется на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ, за пределами РФ на территориях, находящихся под юрисдикцией РФ либо арендуемых.
Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно как стоимость добытых полезных ископаемых, за исключением нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, попутного газа и газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья.
В отношении полезных ископаемых, для которых установлены различные налоговые ставки либо ставка рассчитывается с учетом коэффициента, налоговая база определяется применительно к каждой налоговой ставке.
Сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Сумма налога по нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, попутному газу и газу горючему природному из всех видов месторождений углеводородного сырья исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и величины налоговой базы.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1.Необходимость широкого привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику, которые помимо финансов ресурсов, требующихся для модернизации и развития экономики, несут с собой также новые технологии, как производственные, так и управленческие, признается подавляющим большинством специалистов в данной области.
С одной стороны, в целях увеличения объема прямых иностранных инвестиций необходимо создавать условия максимального благоприятствования, в том числе создание возможности вывоза иностранными инвесторами прибыли, полученной от собственных инвестиций, с минимально возможными налоговыми обременениями и административными препятствиями. С другой стороны достаточно остро встает проблема налогообложения деятельности иностранных организаций на территории РФ.
Заключение
Иностранные организации могут получать доходы от источников в РФ, не связанные с осуществлением деятельности непосредственно в РФ, включая деятельность, приводящую к образованию постоянного представительства. Отдельные вопросы налогообложения таких доходов изложены в ст. 309 НК РФ. Однако это не означает, что доходы, перечисленные в указанной статье, не может получать постоянное представительство.
Вне зависимости от наличия или отсутствия постоянного представительства указанные в ст. 309 НК РФ доходы за изъятиями, установленными названной статьей НК РФ, относятся к доходам от источников в РФ. Наличие или отсутствие постоянного представительства влияют на порядок налогообложения доходов от источников в РФ.
Если иностранная организация выполняет работы исключительно вне территории РФ, то доходы, полученные иностранной организацией от выполнения таких работ, не являются доходами от источников в РФ. Следовательно, такие доходы также не подлежат налогообложению налогом на прибыль организаций, взимаемым у источника выплаты в РФ.
В этом случае представление иностранными организациями документов, предусмотренных п. 1 ст. 312 НК РФ и подтверждающих их постоянное местопребывание на территории иностранных государств, резидентами которых они являются и с которыми РФ заключены соглашения об избежании двойного налогообложения, не требуется.
В случае, когда постоянное представительство образовано с целью осуществления вспомогательной деятельности на территории РФ, иностранная организация согласно Письму Управления ФНС России по г. Москве от 26.01.2007 N 21-11/006906@. не может рассматриваться в качестве плательщика по налогу на прибыль, если не извлекает доходы от источников в РФ.
Список источников и литературы