Литература в классе как она есть


Дневник учителя-словесника

Дороги Пушкина

В начале года нам выдали учебники под редакцией Г. И. Беленького. Но пока что они благополучно лежат у учеников дома, и, думаю, откроем мы их нескоро. Дело в том, что уроки по лирике Пушкина в 8-м классе по этой программе “не предусмотрены”. «Капитанская дочка» есть, а стихов нет.

Но к «Капитанской дочке» нужно еще Прийти. Не только Пушкину, но и восьмиклассникам.

Какие же стихи выбрать? Как приблизить живого Пушкина — Поэта! — к детям? Какую интригу (в смысле сценария, сюжета и композиции урока) предложить?

Интересной мне кажется тема «Дороги Пушкина». Она даёт возможность проследить маршруты пушкинских странствований, поговорить о новых, неизвестных стихотворениях, приблизить далёкий от современных детей быт пушкинской эпохи в той её части, которая называется «Путешествие. Дорога. Средства передвижения». Наконец, тема дороги — одна из сквозных в русской литературе, и к ней мы будем обращаться ещё не раз. Достаточно вспомнить «Капитанскую дочку» и «Евгения Онегина», «Мёртвые души» и «Коляску», «Русских женщин» и «Кому на Руси жить хорошо».

Но к этой теме у моего класса ещё и личный интерес — совсем скоро, через две недели мы едем в Пушкинские Горы. Но об этом позже.

Конечно, такой урок нужно готовить. Перечитать «Дорожные жалобы» — не только известное стихотворение Пушкина, но и одноимённую главу в недавно вышедшей замечательной книге Нонны Марченко «Быт и нравы пушкинского времени». Заглянуть — в который раз! — в книгу Ю. А. Федосюка «Что непонятно у классиков, или Энциклопедия русского быта XIX века». Найти всё, что упоминается о дорогах в «Путеводителе по Пушкину» и в других справочниках