Бухгалтерский финансовый учет в производственной организации

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

по дисциплине «Бухгалтерский финансовый учет»

на тему «Бухгалтерский финансовый учет в производственной организации»


Бухгалтерский финансовый учет в производственной организации: Курсовой проект по дисциплине «Бухгалтерский финансовый учет». – СПб.: СПбГПУ, 2014, стр. 41, табл. 15, приложений 4, библиогр. 15 назв.

БУХГАЛТЕРСКИЙ ФИНАНСОВЫЙ УЧЕТ, ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ, ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ОПЕРАЦИИ, КОРРЕСПОНДЕНЦИЯ СЧЕТОВ, РЕГИСТРЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА, ЗАТРАТЫ НА ПРОИЗВОДСТВО, ФИНАНСОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ, ОТЧЕТНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ, АНАЛИЗ БАЛАНСА

В курсовом проекте спроектирована хозяйственная ситуация в производственной организации. На основе исходных данных проведен бухгалтерский финансовый учет в организации за отчетный период - месяц, отражены в регистрах бухгалтерского учета хозяйственные операции по всему объему хозяйственной деятельности, произведены необходимые расчеты по формированию себестоимости продукции, выявлен финансовый результат деятельности организации, определены суммы налогов и иных сборов, подлежащих уплате в бюджет, составлена отчетность организации, рассмотрен анализ баланса организации.


Содержание

Введение…………………………………………………………….......

4

1. Общая характеристика бухгалтерского финансового учета……………………………..............................................................

5

1.1. Общие сведения о бухгалтерском финансовом учете………

5

1.2. Общие положения по нормативному регулированию бухгалтерского учета ………..................................................................

8

1.3. Общие положения по бухгалтерскому финансовому учету в производственных организациях…………….…..................................

9

2. Исходные данные по курсовому проекту………………………….

14

2.1. Задание по курсовому проекту………………………………

14

2.2. Учетная политика организации………………………………

14

2.3. Состав хозяйственных средств организации и их источников………………………………………………………………

18

2.4. Журнал регистрации хозяйственных операций……………..

20

3. Расчетная часть курсового проекта………………………………...

22

3.1. Корреспонденция счетов бухгалтерского финансового учета и расчеты………………………………………………………………….

22

3.2. Отчетность организации……………………………………..

30

Заключение……………………………………………………………....

39

Список использованных источников..………………………………....

40

Список приложений

41

ВВЕДЕНИЕ

В экономике любой социально-экономической системы возникают и функционируют различные хозяйствующие субъекты – предприятия и организации всех форм собственности. Управление организацией осуществляется на основе информации, большая часть которой поставляется по данным бухгалтерского учёта.

Бухгалтерский учёт охватывает все процессы и хозяйственные явления организации. В международной практике бухгалтерский учёт рассматривается как язык предпринимательства и деловой активности. На этом языке может быть описано финансовое положение любой организации. И только благодаря ему можно узнать, чем располагает организация, способна ли она покрывать свои обязательства и насколько эффективно она работает.

Для законно обоснованного и экономически эффективного выбора решений управленческих проблем, встающих перед современными руководителями предприятий любой форм собственности, видов и целей деятельности является бухгалтерский финансовый учёт.

В связи с выделением из бухгалтерского учёта в качестве самостоятельного вида налогового учёта и существенных различий между ними появилась потребность для формирования в организациях самостоятельного финансового бухгалтерского учёта, с учётом требований финансового управления, в соответствии с системой информации, требуемой и активно используемой при разработке и принятий управленческих решений.

К современному менеджменту повышаются требования к знанию теоретических и практических основ построения бухгалтерского учёта, порядка отражения хозяйственных операций по различным объектам учёта в зависимости от особенности и специфики деятельности организации, содержания и способов формирования бухгалтерской финансовой отчетности, являющимся основным информационным ресурсом при управлении, а также основ финансового анализа по данным бухгалтерского учёта.

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БУХГАЛТЕРСКОГО ФИНАНСОВОГО УЧЁТА

  1. Общие сведения о бухгалтерском финансовом учете

Информация, которую представляет бухгалтерский учет, составляет базу для принятия многих экономических решений как внутри организации, так и за ее пределами многочисленными пользователями учетной информации.

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Бухгалтерский учет является составной частью хозяйственного учета, наряду с оперативно-техническим и статистическим учетами. При этом важнейшим фактором, обеспечивающим их единство, является первичный учет как источник данных для последующего накапливания, систематизации и обобщения информации в соответствии с задачами, требованиями и методологией каждого вида учета.

Через систему бухгалтерского учета проходят все факты хозяйственной жизни организации, создающие поток экономической информации для целей управления, контроля, анализа и планирования хозяйственной деятельности. Информация, формируемая в бухгалтерском учете, используется для составления управленческой и статистической отчетности, а также отчетности перед надзорными органами. Кроме того, на основе информации, формируемой в бухгалтерском учете путем корректировки ее по правилам налогового законодательства, составляется налоговая отчетность (предназначенная для фискальных целей и обязательная для составления хозяйствующими субъектами, круг которых установлен налоговым законодательством).

Информация, формируемая в бухгалтерском учете, должна быть полезной пользователям, уместной с точки зрения заинтересованных пользователей (если наличие или отсутствие ее оказывает или способно оказать влияние на решения этих пользователей), существенной (отсутствие или неточность информации может повлиять на решения заинтересованных пользователей), надежной (должна объективно отражать факты хозяйственной деятельности, к которым она фактически или предположительно относится), нейтральной (свободной от односторонности), полной.

Однако для управленческих решений данных бухгалтерского учета бывает недостаточно. Современной организации в условиях жесткой конкуренции необходимо эффективное использование финансовых, материальных, земельных и трудовых ресурсов. Для организации действенной системы управления бизнесом возникает необходимость деления бухгалтерского учета на две подсистемы – финансовый учет и управленческий учет.

Бухгалтерский управленческий учет– внутреннее дело каждой организации, он необходим для получения оперативной и достоверной информации о текущем состоянии дел в организации и предназначен для того, чтобы помогать руководителям принимать верные решения и просчитывать экономические последствия этих решений. Данные управленческого учета предназначены для внутреннего использования (руководителей и другого управленческого персонала организации), составляют коммерческую тайну и не подлежат оглашению.

Бухгалтерский финансовый учет предоставляет учетную информацию о результатах деятельности организации ее внешним пользователям: акционерам, партнерам, кредиторам, налоговым и статистическим органам, банкам, осуществляющим финансирование, и т. д. С этих позиций данные финансового учета не представляют коммерческой тайны. Ведение финансового учета осуществляется в обязательном порядке и в строго регламентированной форме в соответствии с требованиями законодательства. Для финансового учета характерно соблюдение общепринятых бухгалтерских принципов, применение денежных единиц измерения, периодичность и объективность.

Раздельное ведение финансового и управленческого учета не означает, что они существуют независимо друг от друга. Так, в управленческом учете используются данные финансовой отчетности, а управленческий учет позволяет рассчитать такие важные показатели финансового учета, как себестоимость, остатки готовой продукции и др.

Бухгалтерский учет обязаны вести все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, а также филиалы и представительства иностранных организаций, с момента регистрации организации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в законодательном порядке, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций ведется в валюте Российской Федерации – в рублях.

Организация бухгалтерского учета основывается на концептуальных принципах, формирующих общие подходы к учетной методологии. В соответствии с ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» ряд «исходных положений», названных допущениями и требованиями, составляет принципы бухгалтерского учета. К допущениям относятся:

• имущественная обособленность – предполагает, что та или иная организация существует как единое самостоятельное юридическое лицо; ее имущество строго обособлено от имущества ее владельцев, работников и других организаций;

• непрерывность деятельности – означает, что организация нормально функционирует и сохранит свои позиции на рынке в обозримом будущем, погашая обязательства перед поставщиками, потребителями и иными партнерами в установленном порядке. Этот принцип обусловливает необходимость увязки активов организации с ее будущей стоимостью, которая может быть получена при помощи этих активов;

• последовательность применения учетной политики – выбранная организацией учетная политика применяется последовательно, от одного отчетного года к другому. Частое изменение методологических приемов приводит к несопоставимости бухгалтерских данных;

• временная определенность фактов хозяйственной деятельности – факты хозяйственной жизни организации относятся к тому отчетному периоду (и, следовательно, отражаются в бухгалтерском учете), в котором они имели место, независимо от фактического поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами.

К требованиям в бухгалтерском учете относятся:

• полнота отражения бухгалтерской информации – учетная политика должна обеспечивать полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности организации;

• осмотрительность (консерватизм) – предполагает определенную степень осторожности в процессе формирования суждений, необходимых при расчетах, производимых в условиях неопределенности, которая позволяет избежать завышения стоимости активов, или доходов, и занижения стоимости обязательств, или расходов;

• своевременность отражения фактов хозяйственной деятельности – между совершением хозяйственной операции и моментом ее регистрации в бухгалтерском учете проходит какое-то время. Это время (разрыв) должно быть минимальным, ибо от того, на какую дату будет зарегистрирован факт хозяйственной жизни, зависит его влияние на финансовый результат организации;

• приоритет содержания перед формой – отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не только из их правовой формы, но и из экономического содержания фактов и условий хозяйствования;

• непротиворечивость данных – тождества данных синтетического и аналитического учета;

• рациональность – рациональное и экономное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации.

В соответствии с Концепцией развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации была разработана и принята Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО). Согласно этой программе дальнейшее развитие бухгалтерского учета и отчетности необходимо осуществлять по следующим основным направлениям:

• повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности;

• создание инфраструктуры применения МСФО;

• изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности;

• усиление контроля качества бухгалтерской отчетности;

• существенное повышение квалификации специалистов, занятых организацией и ведением бухгалтерского учета, аудитом бухгалтерской отчетности.

  1. Общие положения по нормативному регулированию бухгалтерского учета

В России основная тенденция последних лет в регулировании нормативно-правовой базы бухгалтерского учета заключается в максимально возможном приближении учета к международной практике. К настоящему времени в нашей стране формально сложилась определенная концепция в регулировании учета и отчетности. Департаментом методологии бухгалтерского учета и отчетности Министерства финансов РФ разработана достаточно стройная четырехуровневая система регулирования, в которой выделены законодательный, нормативный, методический и организационный уровни

В качестве примеров документов, входящих в систему регулирования бухгалтерского учета, можно привести:

I уровень – законодательный: Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон «О бухгалтерском учете», Федеральный закон «Об акционерных обществах» и др.;

II уровень – нормативный: Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, План счетов бухгалтерского учета и др.;

III уровень – методический: методические материалы по ведению бухгалтерского учета, например о порядке оценки стоимости чистых активов акционерного общества, о составе и порядке заполнения годовой и квартальной отчетности;

IV уровень – организационный (микроуровень): внутренние рабочие документы организации, например приказ об учетной политике на предстоящий год.

В составе нормативных документов наиважнейшим регулятивом, несомненно, является Федеральный закон «О бухгалтерском учете». В Законе четко определено, что ответственность за организацию бухгалтерского учета в юридическом лице, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель организации, т. е. руководитель его исполнительного органа либо лицо, ответственное за ведение дел организации.

Нормативные акты всех уровней в совокупности определяют методологию бухгалтерского учета в целом.

Рассмотренная система нормативного регулирования бухгалтерского учета должна обеспечить формирование полной и достоверной информации о финансово-хозяйственной деятельности организации. Потребителями такой информации являются различные внутренние и внешние пользователи (табл. 1.2).

К целям внутренних пользователей – менеджеров, руководящих органов – следует отнести оценку прибыльности и ликвидности организации. Для менеджеров наиболее важна информация о сумме и норме прибыли, достаточности денежных средств, себестоимости и рентабельности отдельных изделий и т. п.

Основными критериями при определении состава информации для каждого работника администрации выступают:

• ее соответствие функциям работника;

• стоимость информации;

• необходимость соблюдения коммерческой тайны.

К внешним пользователям бухгалтерской информации относятся:

• пользователи, непосредственно заинтересованные в деятельности организации: собственники, налоговые органы, потенциальные кредиторы, инвесторы, поставщики и покупатели, внутренние и внешние служащие;

• пользователи, опосредованно заинтересованные в деятельности организации: статистические органы, аудиторские службы, финансовые консультанты, биржи ценных бумаг, законодательные органы, пресса, профсоюзы.

Перечень сведений, составляющих коммерческую тайну, определяется руководителем организации. Указанный перечень целесообразно оформлять приказом руководителя организации.

Таким образом, интересы пользователей бухгалтерской информации могут быть самыми разными, так как бухгалтерский учет представляет самые разнообразные показатели. О таком разнообразии показателей лучше всего свидетельствуют совокупность основных объектов бухгалтерского учета и способы их отражения.

  1. Общие положения по бухгалтерскому финансовому учету в производственных организациях

Бухгалтерский финансовый учет имеет свой объект и метод. Раскрытие и определение объекта и метода бухгалтерского учета позволяют установить его содержание и отличие от других видов учета. Для характеристики тех явлений, которые подлежат отражению в бухгалтерском учете, в его теории предусмотрено понятие объектов бухгалтерского учета. Таким объектом может быть любое явление, которое объективно выражено в стоимостной оценке и необходимо органам управления организацией.

Активы организации – это ее экономические ресурсы, имеющие денежную стоимость и возникающие на основе событий прошлой хозяйственной деятельности. На конкретный момент времени активы могут быть или расходами, или средствами, непосредственная сущность которых выражена через их основные характеристики.

1. Активы, представляющие собой конкретные экономические ресурсы в различных их видах(материальные, финансовые и др.), необходимые для обеспечения производственного процесса. Эти средства формируются для конкретных целей хозяйственной деятельности в соответствии со стратегией экономического развития организации и характеризуют основу ее экономического потенциала.

2. Активы, имеющие денежную стоимость и являющиеся имущественными ценностями, которые формируются за счет инвестируемого в них капитала. Между категориями капитала и активов существует тесная связь. Любая предпринимательская деятельность начинается с определенной суммы средств, представляющих первоначальный капитал, который материализуется в дальнейшем в форме активов. С позиции оценки имущественного и финансового положения организации можно принимать отражаемые на балансе активы как имеющийся в ее распоряжении совокупный капитал. Теория финансов рассматривает активы как объект инвестирования капитала, а капитал – как источник финансирования деятельности, использование которого реализуется посредством его инвестирования в активы.

3. Активы, использование которых связано с факторами ликвидности и времени. Различные виды активов в зависимости от универсальности своего функционального предназначения, скорости оборота в операционном или инвестиционном процессе, уровня развития соответствующих вида и сегментов рынка обладают различной степенью ликвидности. Временной аспект использования активов определяется инфляционными процессами, происходящими в экономике в период развития рыночных отношений. Данные процессы вызывают постоянные изменения номинальной стоимости активов, отраженных в бухгалтерском балансе, что требует соответствующей оценки и корректировки учета стоимости активов для принятия более действенных управленческих решений.

4. Активы, которые находятся в процессе постоянного оборота и характеризуются определенной производительностью. В процессе осуществления хозяйственной деятельности активы видоизменяются в реальных своих формах, что сопровождается также и стоимостным их изменением. Свойство постоянного движения активов в процессе их оборота, сопровождающегося обязательной трансформацией их конкретных видов и стоимости, является существенной отличительной их характеристикой в сравнении со многими другими видами используемых организацией ресурсов.

5. Активы, использование которых направлено на получение экономического дохода и в то же время связано с определенной степенью риска. Риск является важнейшей характеристикой всех форм использования активов в хозяйственной деятельности организации. Согласно теории финансового менеджмента уровень риска использования активов находится в прямой зависимости от уровня ожидаемой их доходности, формируя единую шкалу «доходность – риск». Используя активы в целях получения экономического дохода, организация всегда осознанно идет на риск, степень которого она определяет в соответствии с желаемой доходностью.

В бухгалтерском учете активы нередко отождествляют с имуществом. По составу и функциональной роли (характеру использования) имущество организации подразделяют на две группы: внеоборотные активы (основной капитал) и оборотные активы (оборотный капитал).

Оборотные средства (текущие активы) – это средства, инвестируемые организацией в текущие операции в течение каждого цикла производства. Особенности оборотных средств:

• полное потребление в течение одного производственного цикла и полный перенос своей стоимости на вновь созданную продукцию;

• нахождение в постоянном обороте;

• изменение своей формы с денежной на товарную и с товарной на денежную в течение одного оборота, в процессе прохождения трех стадий: закупки, потребления и реализации.

Оборотный капитал организации представляет собой средства, вложенные в оборотные производственные фонды и фонды обращения:

Оборотные средства по функциональной их роли

Структура оборотных средств определяется соотношением отдельных их элементов и отражает специфику производственного цикла.

Элементы оборотного капитала непрерывно переходят из сферы производства в сферу обращения и вновь возвращаются в производство. Часть оборотного капитала при этом постоянно находится в сфере производства (запасы сырья и материалов, незавершенное производство, готовая продукция на складе), другая часть – в сфере обращения (отгруженная продукция, дебиторская задолженность, денежные средства, краткосрочные финансовые вложения).

Пассивы организации отражают источники финансирования ее деятельности, другими словами, источники формирования и движения активов. Любая коммерческая организация может привлекать в своей деятельности два источника финансовых средств – собственный капитал и заемный капитал.

Собственный капитал – это чистая стоимость имущества, определяемая как разница между стоимостью активов (имущества) организации и ее обязательствами. Собственный капитал может состоять из уставного, добавочного и резервного капитала, фондов специального назначения, нераспределенной прибыли.

Финансово-хозяйственная деятельность организации складывается из различных хозяйственных операций, каждая из которых представляет собой часть процессов ее хозяйственной деятельности. Эти процессы являются составными частями кругооборота имущества. В бухгалтерском учете отражается кругооборот имущества организации и формируется информация о его состоянии и размещении на различных стадиях кругооборота, о происходящих при этом расходах и получаемых доходах, а также об изменении величины имущества организации в виде финансового результата – прибыли или убытка.

В процессе кругооборота капитал проходит следующие стадии:

1) переход капитала из денежной формы в форму производственных запасов (из сферы обращения в сферу производства): Д(1) – Т(1);

2) передача в производство производственных запасов, материальных ценностей и создание нового продукта: Т(1) – П – Т(2);

3) продажа готовой продукции: Т(2) – ДЗ – Д(2).

Финансовый результат определяется следующим образом: ?Д = Д(2) – Д(1).

Таким образом, к основным хозяйственным процессам организации относятся снабжение, производство и реализация продукции. Они состоят из отдельных хозяйственных операций, содержанием которых являются движение средств, смена одной формы имущества на другую.

У организации могут быть и другие хозяйственные операции (по ремонту основных средств, капитальному строительству, финансовым вложениям и др.). Однако основное содержание ее работы составляют процессы снабжения, производства и реализации продукции, которые взаимосвязаны, дополняют друг друга и являются объектами бухгалтерского финансового учета.

Все хозяйственные операции по степени их влияния на величину собственного капитала подразделяются на следующие группы:

• операции, увеличивающие собственный капитал;

• операции, уменьшающие собственный капитал;

• операции, не оказывающие влияния на величину собственного капитала.

При отнесении операции к соответствующей группе показательной является относительная величина собственного капитала к сумме обязательств организации. В соответствии с этим к операциям, увеличивающим величину собственного капитала, относятся те, в результате которых уменьшается или не изменяется сумма обязательств организации, например безвозмездное получение имущества от другой организации по договору дарения. В результате этой операции увеличиваются активы и пассивы организации. Так как при осуществлении этой операции обязательства организации не изменялись, в составе пассивов увеличился собственный капитал.

К операциям, уменьшающим собственный капитал, относятся те, в результате которых увеличивается или не изменяется сумма обязательств организации, например начисление налога на прибыль, подлежащего взносу в бюджет. Эта операция изменяет структуру пассивов без движения активов. В результате увеличиваются обязательства организации и уменьшается сумма собственного капитала.

К операциям, не оказывающим влияние на величину собственного капитала организации, относятся те, в результате которых происходит одновременное увеличение или уменьшение активов организации и ее обязательств, например, перечислены в бюджет суммы налога на прибыль. Этой операции соответствует одновременное уменьшение активов и пассивов организации. При этом уменьшение пассивов происходит только в результате уменьшения обязательств. Следовательно, собственный капитал не меняется.

Метод бухгалтерского учета охватывает способы и приемы, при помощи которых изучаются объекты бухгалтерского учета. Основными элементами метода учета являются:

• приемы, связанные с организацией бухгалтерского наблюдения, т. е. получения первичных сведений обо всех происходящих в организациях хозяйственных операциях. В бухгалтерском учете для этого применяются документация и инвентаризация. Документы – основа учета. В них непосредственно с натуры фиксируются все хозяйственные операции, совершаемые в организации. Но данные бухгалтерского учета иногда могут расходиться с действительным состоянием имущества, капитала и обязательств. Для устранения этих расхождений периодически проводится инвентаризация, т. е. натуральная проверка имущества, капитала и обязательств, и сверка полученных данных с данными бухгалтерского учета;

• приемы, связанные с организацией бухгалтерского измерения. Для этого в бухгалтерском учете применяются оценка и калькулирование. Оценка – это совокупность способов денежного измерения имущества, капитала и обязательств. Калькулирование – результат исчисления в денежной форме стоимости отдельных объектов бухгалтерского учета и одновременно способ их оценки;

• приемы, связанные с группировкой объектов бухгалтерского учета. С этой целью в бухгалтерском учете применяются счета и двойная запись. Счета – это специальный способ группировки и текущего отражения изменений отдельных объектов учета. Двойная запись – способ, позволяющий установить взаимосвязь между экономическими явлениями, отраженными на счетах бухгалтерского учета, так как любая хозяйственная операция связывает между собой как минимум два экономических явления;

• приемы, связанные с обобщением данных учета. Для этого используются балансовое обобщение информации и свод показателей в целях пользователей бухгалтерской информации. Балансовое обобщение информации – это способ отражения взаимосвязи между объектами бухгалтерского учета в денежной оценке на определенную дату по конкретной организации. Такое обобщение информации может осуществляться путем составления бухгалтерских балансов, различных оборотных ведомостей, как в целях пользователей информации, так и контроля за правильностью отражения показателей. Свод показателей – способ получения итоговых данных о хозяйственной деятельности организации и ее результатах за определенный период в целях пользователей. Сведение данных бухгалтерского учета может осуществляться самыми разными способами (балансирование, алгоритмизация, выборка) и по самым различным формам, структура которых зависит от целей составления соответствующей отчетной формы. Обязательным элементом обобщения бухгалтерской информации является составление бухгалтерской финансовой отчетности.

Таким образом, метод бухгалтерского финансового учета представляет собой совокупность способов отражения финансово-хозяйственной деятельности организации, которые включают в себя специфические приемы наблюдения объектов учета, их измерения, группировки и обобщения.

  1. ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ ПО КУРСОВОМУ ПРОЕКТУ

  1. Задание по курсовому проекту

В соответствии с заданием курсовой проект выполнен на тему «Бухгалтерский финансовый учёт в производственной организации» по варианту 1.

Для выполнения указанного задания первоначально разрабатывается учётная политика выбранной организации в порядке и на основании ПБУ 1/2008, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.10.2008 №106н.

В соответствии с выбранной учётной политикой, руководствуясь заданием курсового проекта, выполняется финансовый учёт деятельности выбранной промышленной организации, основной видом деятельности которой является пошив рабочей одежды – курток и комбинезонов. Все проведенные операции отражены в первичных учётных документах и регистрах (лицевых счетах и оборотно-сальдовой ведомости). Данная сквозная задача по своей сути показывает все хозяйственные операции, проводимые предприятием за отчётный период.

Отдельно рассчитываются основные налоги, которые подлежат уплате в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Работа завершается формирование финансового результата, составляется бухгалтерская отчётность за данный период и проводится её анализ.

При работе над курсовым проектом использованы материалы программы «Консультант плюс», другие материалы, содержащиеся в открытом доступе Интернета.

  1. Учетная политика организации

Учётная политика - это принятая организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учёта. Учётная политика формируется главным бухгалтером и утверждается руководителем организации на основании и в соответствии с ПБУ 1/2008 "Учётная политика организации" и требованиями Налогового кодекса РФ.

Учётная политика организации формируется главным бухгалтером или уполномоченным им лицом и утверждается руководителем предприятия отдельным приказом, при этом утверждаются:

- рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

- формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

- порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

- способы оценки активов и обязательств;

правила документооборота и технология обработки учетной информации;

- порядок контроля за хозяйственными операциями;

другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

В целом в учётную политику должно входить:

1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Выбор одного из вариантов

Основание

1.1. Способ ведения учета:
· учет ведет лично руководитель,
· учреждается бухгалтерская (налоговая) служба как отдельные подразделения,
· учет ведет бухгалтер (бухгалтера по налоговому учету),
· учет ведет по договору специализированная организация или бухгалтер-специалист.

пункт 2 ст. 6 ФЗ о бухгалтерском учете,
статья 313 НК РФ

1.2. Уровень централизации учета:
· централизованный,
· децентрализованный

пункт 3 ст. 5 ФЗ о бухгалтерском учете,
статья 313 НК РФ

1.3. Организационная структура учета:
· линейная,
· функциональная,
· линейно-функциональная

пункт 3 ст. 5 ФЗ о бухгалтерском учете,
статья 313 НК РФ

1.4. Формы первичных учетных документов:
· не установленные законодательно разрабатываются самостоятельно и утверждаются как приложения к учетной политике,
· операции оформляются первичными документами, предусмотренными в альбомах унифицированных форм.

пункт 33 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ,
статья 313 НКРФ,
пункт 2 ст.9 ФЗ о бухгалтерском учете

1.5. Перечень лиц, имеющих право подписи в первичных учетных документах:
· законодательно не установлен, формируется организацией самостоятельно, утверждается в приложении к учетной политике

статьи 9,17 ФЗ о бухгалтерском учете,
статья 313 НК РФ

1.6. Перечень документов составляемых в момент совершения операции и после завершения операций:
· законодательно не установлен, формируется организацией самостоятельно, утверждается в приложении к учетной политике

статьи 9,17 ФЗ о бухгалтерском учете,
статья 313 НК РФ

1.7. График документооборота:
· законодательно не установлен, формируется организацией самостоятельно, утверждается в приложении к учетной политике

статьи 9,17 ФЗ о бухгалтерском учете,
статья 313 НК РФ

1.8. Форма учета
бухгалтерского: · журнально-ордерная, · мемориально-ордерная, · упрощенная, · автоматизированная.

налогового: · ручная · автоматизированная

пункты 8,19 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ,
пункт 5 ПБУ 1/98,
статьи 313, 314 НК РФ

1.9. Рабочий план счетов
· для бухгалтерского учета формируется на основании типового плана счетов, утверждается в приложении
· для налогового - формируется самостоятельно или не применяется

пункт 3 ст. 6 ФЗ о бухгалтерском учете,
статья 313, 314 НК РФ

1.10 Обработка учетной информации:
· ручная,
· автоматизированная

пункт 3 ст.6 ФЗ о бухгалтерском учете,
статья 313, НК РФ

1.11 Реестр форм регистров
для бухгалтерского учета:
· законодательно не установлен, формируется организацией самостоятельно, утверждается в приложении к учетной политике

для налогообложения:
· разрабатывается на основе данных бухгалтерского учета,
· используются рекомендованные формы,
· регистры формируются самостоятельно.

пункты 8, 19 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ,
пункт 5 ПБУ 1/98,
статья 313, 314 НК РФ

1.12. Инвентаризация
состав инвентаризационной комиссии, сроки проведения инвентаризации, перечень имущества и обязательств, подлежащих инвентаризации, количество инвентаризаций
· законодательно не установлены, формируется организацией самостоятельно, утверждается в приложении к учетной политике

статья 12 ФЗ о бухгалтерском учете,
пункты 26-28 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ,
пункт 5 ПБУ 1/98

1.13. Внутренний контроль
· организация создает контрольные службы или
· передает контрольные функции отдельным работникам.

пункт 3 ст. 6 ФЗ о бухгалтерском учете,
статья 313 НК РФ

1.14. Формы отчетности
· типовые
· разработанные организацией

Приказ Минфина № 67н

1.15 Способ представления отчетности
· лично
· по доверенности
· по почте
· в электронном виде

пункт 6 ст. 13 ФЗ о бухгалтерском учете,
статья 313 НКРФ

2. МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Выбор одного из вариантов

Основание

2.1 Амортизация основных средств
Способ амортизации основных средств:

  • для бухгалтерского учета - линейный, уменьшаемого остатка, по сумме чисел лет, пропорционально стоимости продукции,
  • для налогового - линейный или нелинейный

Учет активов стоимостью до ХХ 000 рублей.

Установить стоимость, в пределах которой активы подлежат учету в составе материально-производственных запасов (не более ХХ 000 р. для целей бухгалтерского учета)

Применение льготы по амортизации для целей налогообложения

Установить, будут ли разрешенные 10% от первоначальной стоимости включаться в состав расходов периода или будут амортизироваться в обычном порядке.

пункт 18 ПБУ 6/01,
статья 259 НК РФ

 

2.2. Способ амортизации НМА
· для бухгалтерского учета - линейный, уменьшаемого остатка, пропорционально стоимости продукции,
· для налогового - линейный или нелинейный

пункт 15 ПБУ 14/2000,
статья 259 НК РФ

2.3.Способ отражения амортизации НМА
· с использованием счета 05 "Амортизация НМА"
· на счете 04 "НМА"

пункты 20, 21 ПБУ 14/2000

2.4. Переоценка основных средств
· проводить переоценку ,
· не проводить переоценку

пункт 15 ПБУ 6/01

2.5. Ремонт основных средств
· решение о создании ремонтного фонда,
· единовременное списание затрат.

пункт 3 ст. 260, 324 НК РФ

2.6. Учет затрат по кредитам и займам
· решение о переводе долгосрочной задолженности в краткосрочную

пункт 6 ПБУ 15/01

2.7. Оценка финансовых вложений при выбытии
· по первоначальной стоимости
· по средней стоимости
· способ ФИФО

пункт 26 ПБУ 19/02

2.8. Учет материальных ценностей
· с использованием счетов 15 и 16
· без использования счетов 15 и 16

Инструкция по применению плана счетов

2.9. Способ оценки запасов при отпуске в производство
· по себестоимости единицы
· по средней себестоимости
· способ ФИФО

пункт 27 ПБУ 5/01,
пункт 8 ст. 254 НК РФ

2.10 Учет транспортно-заготовительных расходов
· учет на счете 15
· включение затрат в фактическую себестоимость ценностей
· учет на субсчете к счету 10

пункт 83 Методических указаний по учету материально-производственных запасов

2.11. Оценка приобретаемых товаров
· по покупным ценам
· по фактической себестоимости
· по продажным ценам

для налогообложения
· ФИФО · ЛИФО
· средней себестоимости
· стоимости единицы

пункты 6, 13 ПБУ 5/01,
подпункт 3 пункта 1 ст. 268 НК РФ

2.12. Оценка тары
· по фактической себестоимости
· по покупным ценам
· по учетным ценам

пункты 166, 182 Методических указаний по учету материально-производственных запасов

2.13. Оценка незавершенного производства
· по фактической себестоимости
· по плановой себестоимости
· по прямым статьям затрат
· по стоимости сырья, материалов, полуфабрикатов

пункт 64 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ

2.14. Порядок признания выручки
· в бухгалтерском учете - по мере готовности продукции или в целом по работе,
· в налоговом - метод начислений и кассовый метод

Инструкция по применению Плана счетов,
статьи 271-273 НК РФ

2.15. Момент реализации товаров
· по мере отгрузки

статья 167 НК РФ

2.16. Учет выпуска готовой продукции
· с использованием счета 40
· без использования счета 40

Инструкция по применению Плана счетов

2.17 Формирование резервов
· резервы создаются (по видам)
· резервы не создаются

пункт 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ,
статья 324(п.1), 265, 266, 267 НК РФ

2.18. Перечень прямых расходов
организация самостоятельно определяет перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг).

 статья 318 НК РФ

В соответственно с указанной структурой учётной политики сформировано Приложение 1 «Приказ об учётной полтике ЗАО «Стимул»».

  1. Состав хозяйственных средств организации и их источников

Все операции, которые учитывают участники хозяйственного процесса, делятся на операции по учёту хозяйственных средств и их источников.

К хозяйственным средствам относится оборотные и внеоборотные активы.

По своей экономической сущности внеоборотные активы участвуют в процессе производства (торговли, иной хозяйственной деятельности) многократно и переносят свою стоимость путем включения в затраты по частям.

К внеоборотным активам следует относить:

- капитальные вложения в строительство, в приобретение земли и т.д.;

- нематериальные активы, т.е. активы, не имеющие натурально-вещественной формы, и представляют собой права пользования объекты интеллектуальной собственности: патенты, лицензии, торговые знаки и марки. Они должны иметь эффективность использования не менее года;

- основные средства (здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, высокоскоростная и дорогостоящая вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий и продуктивный скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие основные средства).

Нематериальные активы и основные средства включают свою стоимость в затраты предприятия путем амортизации, при этом если нематериальные активы могу амортизироваться путем расчёта их первоначальной стоимости и сроком их полезного использования, то основные средства независимо от результатов хозяйственной деятельности одним из нескольких способов:

линейный способ;

способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ, услуг);

способ уменьшаемого остатка;

способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования.

Способ амортизации не может выбираться чаще одного раза в год и его порядок включается в учётную политику предприятия;

- долгосрочные финансовые вложения: (более года)

а) в уставные капиталы др. организаций;

б) займы представленные др. организациями (могут быть представлены как в денежной, так и в имущественной форме, но возвращаться должны в той же форме, в какой были получены);

в) приобретение ценных бумаг (владение более года);

г) и др.

К оборотным средствам следует относить:

1. запасы и затраты

а) производственные запасы: сырье, материалы, малоценные и быстро изнашиваемые изделия;

б) запасы готовой продукции;

в) затраты в незавершенном производстве.

2. дебиторская задолженность – это задолженность перед предприятием – средства, отвлеченные из хозяйственного оборота в расчеты.

3. краткосрочные финансовые вложения (в пределах года).

4. денежные средства организации (наличные – в кассе и безналичные – на расчетном счете в банке)

Все хозяйственные средства включаются в актив баланса банка. В противовес им – в пассиве баланса отражаются источники средств предприятия, которые подразделяются на собственные и привлечённые.

К собственным источникам относятся:

1. Капитал и резервы

а) уставной капитал, формируется на основе учредительных документов (дебиторская задолженность учредителей);

б) добавочный капитал – сумма до оценки – прирост стоимости имущества после переоценки с учетом инфляции;

эмиссионный доход – это доход АО, полученный в результате размещения акций АО по цене выше номинала;

в) резервный капитал – обязателен для АО СП, другие организации могут создавать резервный капитал, но это должно быть зафиксировано в уч. док. форм. за счет чистой прибыли (после вычетов налогов), целевых взносов

Используется только на 2 цели:

1) покрытие убытков организации;

2) погашение или выкуп ценных бумаг при отсутствии других источников.

2. Резервы, которые организация создает в соответствие с действующим законодательством (резерв по сомнительным долгам, резерв под обеспечение вложений в ценные бумаги)

3. Резервы, которые предусматриваются учредительными документами (источник начисления дивидендов по акциям, резерв акционирования)

4. Фонды специального назначения:

а) накопления;

б) потребления;

в) развития социальной сферы.

5. нераспределенная прибыль

Привлеченные источники:

1. долгосрочные кредиты и займы (более года)

2. краткосрочные кредиты и займы

3. кредиторская задолженность

краткосрочные обязательства организации (погашение в первую очередь)

  1. Журнал регистрации хозяйственных операций

Внедрение в учетный процесс средств вычислительной техники позволило автоматизировать рабочее место бухгалтера, в результате чего появилась новая форма бухгалтерского учета, получившая название автоматизированной.

В настоящее время разработано достаточно много компьютерных программ, настраиваемых на конкретные потребности пользователей и обеспечивающих ведение бухгалтерского учета в организациях. Бухгалтерские программы содержат план счетов, экранные формы первичных документов, журналы, отчеты, а также средства, позволяющие изменить конфигурацию программы для нужд конкретного пользователя, независимо от масштабов его деятельности.

При автоматизированной форме бухгалтерский учет осуществляется путем внесения корреспонденций счетов непосредственно в журнал хозяйственных операций либо заполнением первичных учетных документов. При проведении заполненных первичных учетных документов происходит автоматическое формирование корреспонденции счетов. Также реализована возможность получения печатной формы созданного документа. Существует возможность формирования проводок путем введения так называемых «типовых операций», в основу которых положена типовая корреспонденция счетов. Квалифицированный пользователь может значительно расширить список типовых операций путем добавления в него новых типовых операций, созданных им самим.

Бухгалтерские программы, как правило, содержат большой объем нормативно-справочной информации, которая включает в себя документы по организации бухгалтерского учета, схемы и календари уплаты налогов и другие данные, позволяют организовать многоуровневый аналитический и синтетический учет, работать с несколькими планами счетов и несколькими базами данных.

Автоматизированная форма учета позволяет проводить большое число различных операции, в частности начисление амортизации, заработной платы, отчислений на социальные нужды, распределение затрат, закрытие месяца и другие операции.

Регистры бухгалтерского учета, такие как оборотные и шахматные ведомости, журналы-ордера и ведомости к ним, формы бухгалтерской и налоговой отчетности могут быть сформированы за любой отрезок времени. Существует возможность получать выходные формы, содержащие необходимую информацию по аналитическому и синтетическому учету.

С применением средств вычислительной техники методология бухгалтерского учета не меняется, меняется лишь технология обработки информации.

Основными достоинствами данной формы учета является однократное введение первичной информации, быстрота обеспечения пользователей необходимой информацией.

Основными принципами автоматизированной формы бухгалтерского учета являются:

однократный ввод учетных данных;

автоматическое создание регистров аналитического и синтетического учета;

автоматическое поучение информации об отклонениях от установленных нормативов и норм;

автоматическое формирование всех учетных регистров и форм бухгалтерской и налоговой отчетности.

  1. РАСЧЁТНАЯ ЧАСТЬ КУРСОВОГО ПРОЕКТА

  1. Корреспонденция счетов бухгалтерского финансового учёта и расчеты

В соответствии с заданиями к курсовому проекту сформирован журнал хозяйственных операций, который вынесен в Приложение 2 «Журнал регистрации хозяйственных операций за январь 20ХХ года».

На основании журнала хозяйственных операций за январь 20ХХ, с отраженной в ней корреспонденцией произведены аналитические записи по счётам бухгалтерского учета, которые отражены в карточках лицевых счетов. Лицевые счета сгруппированы по разделам журнала хозяйственных операций и представлены в Приложении 3 «Лицевые счета по счетам аналитического учёта «ЗАО «Стимул» за январь 20ХХ года».

Все операции по лицевым счетам сведены и сгруппированы в оборотно-сальдовую ведомость, которая представлена в Приложении 4 «Оборотно-сальдовая ведомость по счетам синтетического учёта ЗАО «Стимул» за январь 20ХХ года».

В данном подразделе представлены только расчёты с пояснениями к бухгалтерским проводкам, отраженным по аналитическим счетам в соответствии с операциями, отраженными в журнале хозяйственных операций.

Операции 60 и 63. Начислена и распределена заработная плата. Распределение заработной платы. Начислены и распределены страховые взносы в социальные фонды. Расчет произвести в табл.1

Таблица 1

Ведомость распределения заработной платы и страховых взносов

Включено

в затраты

Дебет счетов

(№ № счетов)

Начислено зарплаты (кредит сч. 70)

Страховые взносы

В ПФ

В ФСС

В ФСС (несч. сл)

В ФМС

ИТОГО

На пошив курток

20.1

3000000

78000

8700

3000

15300

105000

На пошив комбинезонов

20.2

2000000

52000

5800

2000

10200

70000

На исправление брака

94

3000

780

87

30

153

1050

В общепроизвод-ственные расходы

25

70000

18200

2030

700

3570

24500

Транспортного цеха

23

90000

23400

2610

900

4590

31500

В общехозяйствен-ные расходы

26

130000

33800

3770

1300

6630

45500

ИТОГО

793000

206180

22997

7930

40443

277550

При составлении таблицы, в связи с отсутствием начисления резерва по отпускам, начисленные отпускные были включены в начисленную заработную плату. Расчёты по начисленным фондам произведены по ставкам: ПФР – 26%, ФСС – 2,9%, НС – 1%, ФМС – 5,1%.

Операция 65. Распределены и списаны по назначению затраты транспортного цеха (табл.2 и 3).

Таблица 2

Затраты транспортного цеха за январь 20ХХ г.

Дебетуемые счета

Кредитуемые счета (номера счетов)

Итого

№ счета

Код статьи

Наименование статьи расходов

02

10.3

10.9

10

ТЗР

69

70

23

01

Материалы

20000

1600

21600

23

02

Заработная плата рабочих

90000

90000

23

03

Страховые взносы

31500

31500

23

04

Общепроиз-водственные расходы

25000

2236

27736

Итого по счету 23

25000

20000

1600

2236

31500

90000

170336

До распределения затрат путем кредитования сальдо счёта сверяется с итогом данной таблицы. После проведения указанной операции сальдо по нему должно быть равно нулю.

Таблица 3

Распределение затрат вспомогательного производства

Потребители

Объём услуг,

т/км

Фактические затраты

Процент

распределения

Сумма

Пошивочный цех

1600

89

151408

Управление организации

200

11

18926

ИТОГО:

1800

100

170334

Затраты вспомогательного производства в части, относимой на пошивочный цех распределены в равных долях по дебету счетов 20.1 и 20.2

Операция 66. Распределены и списаны общепроизводственные расходы (табл.4 и 5).

Таблица 4

Ведомость общепроизводственных расходов пошивочного цеха, руб.

Дебетуемые счета

Кредитуемые счета (номера счетов)

Итого

сч.

Код статьи

Наименование статьи

02

60

69

70

97

25

01

Амортизация произ-водственного обо-рудования

85000

85000

25

02

Ремонт производст-венного оборудова-ния

2000

2000

25

03

Эксплуатация обо-рудования

6000

6000

25

04

Содержание аппара-та управления

24500

70000

94500

25

05

Содержание прочего цехового персонала

25

06

Амортизация зданий, сооружений, инвентаря

500

500

25

07

Содержание зданий, сооружений, инвентаря

25

08

Охрана труда

25

09

Прочие расходы

44000

Итого по счету 25

85000

51100

24500

70000

2000

232600

До распределения затрат путем кредитования сальдо счёта сверяется с итогом данной таблицы. После проведения указанной операции сальдо по нему должно быть равно нулю.

Таблица 5

Распределение общепроизводственных расходов

Вид изделий

База распределения

(материалы)

Общепроизводственные расходы

Процент распределения

Сумма

Куртки

300000

59,5

138728

Комбинезоны

200000

40

92485

Брак

3000

0,5

1387

ИТОГО

503000

100

232600

Операция 68. Распределены и списаны общехозяйственные расходы (табл.6 и 7).

Таблица 6

Учет общехозяйственных расходов за январь 20ХХ г., руб.

Наименование статьи

Кредитуемые счета

Оборот по кредиту за месяц

02

10

23

69

70

71

Итого

1. Расходы на управление:

-оплата труда работников аппарата управления

-прочие расходы

2. Общехозяйственные расходы:

- содержание прочего хозяйственного персонала

- амортизация основных средств

- содержание и ремонт зданий, сооружений, инвентаря

3. Налоги, сборы и отчисления

15500

918

18926

45500

130000

7800

130000

8718

15500

45500

Итого по сч. 26

15500

918

18926

45500

130000

7800

218644

До распределения затрат путем кредитования сальдо счёта сверяется с итогом данной таблицы. После проведения указанной операции сальдо по нему должно быть равно нулю.

Таблица 7

Распределение общехозяйственных расходов, руб.

Счёт

Варианты 1,2

Вариант 3

База распределения (материал)

Общехозяйственные расходы

Обще-

хозяйственные расходы

Процент распределения

Сумма

20-1

300000

60

131187

Х

20-2

200000

40

87457

Х

90

Х

Х

Х

ИТОГО

500000

100

218644

Операция 69. Порядок определения учетной оценки приведен в пояснениях в табл. 8-11.

Таблица 8

Калькуляция производственной (цеховой) себестоимости курток

Выпуск_1900_(шт.) Производственная себестоимость изделия 1212046 (руб.)

Статьи затрат

Незавершённое производство на начало месяца (сальдо на счете 20-1)

Затраты на месяц (оборот по дебету сч. 20-1)

Незавершённое

производство на конец месяца (сальдо на счете 20-1)

Фактическая производствен-

ная (цеховая)

себестоимость

выпуска (гр.2 +гр.3–гр.4)

1

2

3

4

5

1.Материалы

2.Основная заработная плата производственных рабочих

3.Страховые взносы по основной заработной плате

производственных рабочих

4.Общепроизводственные

расходы

5.Общехозяйственные

расходы*)

6.Прочие

800000

406500

300000

105000

214432

131186

34928

600000

426500

300000

105000

214432

131186

34928

Производственная (цеховая) себестоимость

800000

1192046

600000

1212046

Учетная оценка выпуска

Х

Х

Х

1272648

Отклонение фактической производственной (цеховой) себестоимости выпуска от учетной оценки

Х

Х

Х

60602

В курсовом проекте учетная оценка устанавливается студентом самостоятельно. По вариантам учетная оценка условно устанавливается в процентах от фактической себестоимости продукции, рассчитанной в курсовом проекте.

В укрупненных затратах пошив куртки показан в таблице 12. Следует отметить, что аналогичные таблицы могут составляться как на всё количество выпуска, так и на единицу изделия.

Таблица 9

Аналитический счет 20-1 “Куртки”, руб.

Кредит счетов

Операции

Дебет счета 20-1 “Куртки”

Кредит счета 20-1 ”Куртки”

Материалы

Основная заработная плата

Страховые взносы

Обшепроизводственные расходы

Общехозяй-ственные расходы

Прочие расходы

Итого по дебету

Незавершенное производство на 01.01.20ХХ г.

800000

0

0

0

0

0

0

Раскрой ткани

447825

100000

35000

225154

137745

36674

982398

Пошив

200000

70000

270000

Упаковка

15000

5250

20250

Оборот по дебету сч. 20-1

447825

315000

110250

225154

137745

36674

1272648

Незавершенное производство на 01.02.20ХХ г.

0

0

0

0

0

Выпуск готовой продукции

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Таблица 10

Калькуляция производственной (цеховой) себестоимости комбинезонов

Выпуск_1600_(шт.) Производственная себестоимость изделия 826844(руб.)

Статьи затрат

Незавершённое производство на начало месяца (сальдо на счете 20-1)

Затраты на месяц

(оборот по дебету счёта 20-1)

Незавершённое

Производство на конец месяца (сальдо на счете 20-1)

Фактическая

производствен

ная (цеховая)

себестоимость

выпуска (гр.2+гр.3–гр.4)

1

2

3

4

5

1.Материалы

2.Основная заработная плата

производственных рабочих

3.Страховые взносы по основной заработной плате

производственных рабочих

4.Общепроизводственные

расходы

5.Общехозяйственные

расходы*)

6.Прочие

45000

304500

200000

70000

168189

87457

26698

75000

274500

200000

70000

168189

87457

26698

Производственная (цеховая) себестоимость

45000

858844

75000

826844

Учетная оценка выпуска

Х

Х

Х

868186

Отклонение фактической производственной (цеховой) себестоимости выпуска от учетной оценки

Х

Х

Х

41342

В курсовом проекте учетная оценка устанавливается студентом самостоятельно. По вариантам учетная оценка условно устанавливается в процентах от фактической себестоимости продукции, рассчитанной в курсовом проекте.

В укрупненных затратах пошив куртки показан в таблице 12. Следует отметить, что аналогичные таблицы могут составляться как на всё количество выпуска, так и на единицу изделия.

Таблица 11

Аналитический счет 20-2 “Комбинезоны”, руб.

Кредит счетов

Операции

Дебет счета 20-2 “Комбинезоны”

Кредит счета 20-2 “Комбинезоны”

Материалы

Основная заработная плата

Страховые взносы

Обшепроизводственные расходы

Общехозяй-ственные расходы

Прочие расходы

Итого по дебету

Незавершенное производство на 01.01.20ХХ г.

45000

Раскрой ткани

288226

25000

8750

176600

91830

28030

618435

Пошив

175000

61250

236250

Упаковка

10000

3500

13500

Оборот по дебету сч. 20-2

868185

Незавершенное производство на 01.02.20ХХ г.

  1. Отчетность организации.

После составления оборотно-сальдовой ведомости составляются баланс и форма 2 (Таблицы 12 -13)

Приложение № 1
к Приказу Министерства финансов
Российской Федерации
от 02.07.2010 № 66н

Бухгалтерский баланс

на

01 февраля

20

11

г.

Коды

Форма по ОКУД

0710001

Дата (число, месяц, год)

01

02

2011

Организация

ЗАО «Стимул»

по ОКПО

Идентификационный номер налогоплательщика

ИНН

Вид экономической
деятельности

Пошив рабочей одежды из приобретенного сырья

по
ОКВЭД

Организационно-правовая форма/форма собственности

Закрытое акционерное общество

Частная юридических и физических лиц

по ОКОПФ/ОКФС

Единица измерения: тыс. руб. (млн. руб.)

по ОКЕИ

384 (385)

Местонахождение (адрес)

На

01февраля

На 31 декабря

На 31 декабря

Пояснения 1

Наименование показателя 2

20

11

г.3

20

10

г.4

20

г.5

АКТИВ

I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

Нематериальные активы

126

46

0

Результаты исследований и разработок

0

0

0

Основные средства

5379

5197

0

Доходные вложения в материальные ценности

0

0

0

Финансовые вложения

0

0

0

Отложенные налоговые активы

0

0

0

Прочие внеоборотные активы

0

0

0

Итого по разделу I

5505

5243

0

II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

Запасы

1336

1465

0

Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям

4

0

0

Дебиторская задолженность

605

605

0

Финансовые вложения

0

0

0

Денежные средства

4205

4916

0

Прочие оборотные активы

18

0

0

Итого по разделу II

6168

6986

0

БАЛАНС

11673

12229

0


Форма 0710001 с. 2

На

01февраля

На 31 декабря

На 31 декабря

Пояснения 1

Наименование показателя 2

20

11

г.3

20

10

г.4

20

г.5

ПАССИВ

III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ 6

Уставный капитал (складочный капитал, уставный фонд, вклады товарищей)

5000

5000

0

Собственные акции, выкупленные у акционеров

(

0

)7

(

0

)

(

0

)

Переоценка внеоборотных активов

0

0

0

Добавочный капитал (без переоценки)

1000

1000

0

Резервный капитал

402

402

0

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

3295

3004

0

Итого по разделу III

9697

9406

0

IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

Заемные средства

0

0

0

Отложенные налоговые обязательства

0

0

0

Резервы под условные обязательства

0

0

0

Прочие обязательства

0

0

0

Итого по разделу IV

0

0

0

V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

Заемные средства

502

500

0

Кредиторская задолженность

1473

2323

0

Доходы будущих периодов

0

0

0

Резервы предстоящих расходов

0

0

0

Прочие обязательства

1

0

0

Итого по разделу V

1976

2823

0

БАЛАНС

11673

12229

0

Руководитель

Главный
бухгалтер

(подпись)

(расшифровка подписи)

(подпись)

(расшифровка подписи)

20

г.

Примечания

1. Указывается номер соответствующего пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках.

2. В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 июля 2013 г. № 43н (по заключению Министерства юстиции Российской Федерации № 6417-ПК от 6 августа 2013 г. указанным Приказ в государственной регистрации не нуждается), показатели об отдельных активах, обязательствах могут приводиться общей суммой с раскрытием в пояснениях к бухгалтерскому балансу, если каждый из этих показателей в отдельности несущественен для оценки заинтересованными пользователями финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

3. Указывается отчетная дата отчетного периода.

4. Указывается предыдущий год.

5. Указывается год, предшествующий предыдущему.

6. Некоммерческая организация именует указанный раздел "Целевое финансирование". Вместо показателей "Уставный капитал", "Добавочный капитал", "Резервный капитал" и "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" некоммерческая организация включает показатели "Паевой фонд", "Целевой капитал", "Целевые средства", "Фонд недвижимого и особо ценного движимого имущества", "Резервный и иные целевые фонды" (в зависимости от формы некоммерческой организации и источников формирования имущества).

7. Здесь и в других формах отчетов вычитаемый или отрицательный показатель показывается в круглых скобках

Отчет о прибылях и убытках

за

январь

20

ХХ

г.

Коды

Форма по ОКУД

0710002

Дата (число, месяц, год)

Организация

ЗАО «Стимул»

по ОКПО

Идентификационный номер налогоплательщика

ИНН

Вид экономической
деятельности

Пошив рабочей одежды из приобретенного сырья

по
ОКВЭД

Организационно-правовая форма/форма собственности

Закрытое акционерное общество

по ОКОПФ/ОКФС

Единица измерения: тыс. руб. (млн. руб.)

по ОКЕИ

384 (385)

За

Январь

За

Пояснения 1

Наименование показателя 2

20

ХХ

г.3

20

г.4

Выручка 5

2454

Себестоимость продаж

(

2039

)

(

)

Валовая прибыль (убыток)

415

Коммерческие расходы

(

9

)

(

)

Управленческие расходы

(

0

)

(

)

Прибыль (убыток) от продаж

406

Доходы от участия в других организациях

0

Проценты к получению

0

Проценты к уплате

(

2

)

(

)

Прочие доходы

0

Прочие расходы

(

42

)

(

)

Прибыль (убыток) до налогообложения

362

Текущий налог на прибыль

(

72

)

(

)

в т.ч. постоянные налоговые обязательства (активы)

0

Изменение отложенных налоговых обязательств

0

Изменение отложенных налоговых активов

0

Прочее

0

Чистая прибыль (убыток)

290


Форма 0710002 с. 2

За

Январь

За

Пояснения 1

Наименование показателя 2

20

ХХ

г.3

20

г.4

СПРАВОЧНО

Результат от переоценки внеоборотных активов, не включаемый в чистую прибыль (убыток) периода

Результат от прочих операций, не включаемый в чистую прибыль (убыток) периода

Совокупный финансовый результат периода 6

Базовая прибыль (убыток) на акцию

Разводненная прибыль (убыток) на акцию

Руководитель

Главный
бухгалтер

(подпись)

(расшифровка подписи)

(подпись)

(расшифровка подписи)

20

г.

Примечания

1. Указывается номер соответствующего пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках.

2. В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 июля 2013 г. № 43н (по заключению Министерства юстиции Российской Федерации № 6417-ПК от 6 августа 2013 г. указанный Приказ в государственной регистрации не нуждается), показатели об отдельных доходах и расходах могут приводиться в отчете о прибылях и убытках общей суммой с раскрытием в пояснениях к отчету о прибылях и убытках, если каждый из этих показателей в отдельности несущественен для оценки заинтересованными пользователями финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

3. Указывается отчетный период.

4. Указывается период предыдущего года, аналогичный отчетному периоду.

5. Выручка отражается за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов.

6. Совокупный финансовый результат периода определяется как сумма строк "Чистая прибыль (убыток)", "Результат от переоценки внеоборотных активов, не включаемый в чистую прибыль (убыток) периода" и "Результат от прочих операций, не включаемый в чистую прибыль (убыток) отчетного периода".

Завершающей частью работы должен быть анализ баланса и отчётности предприятия.

С целью анализа отчетных показателей применяют расчет некоторых коэффициентов.

Среди них:

  • анализ ликвидности баланса предприятия:

с этой целью активы и пассивы группируют следующим образом:

Таблица 12

Активы

Пассивы

Название группы

Обозначение

Состав

Название группы

Обозначение

Состав

Наиболее ликвидные активы

А1

Денежные средства

Наиболее срочные обязательства

П1

Кредиторская задолженность

Наиболее ликвидные активы

А2

Дебиторская задолженность менее 12 мес.

Краткосрочные пассивы

П2

Займы

Медленно

реализуемые

активы

А3

Запасы

Долгосрочные пассивы

П3

Долгосрочные обязательства

Трудно

реализуемые

активы

А4

Раздел 1 баланса

Постоянные пассивы

П4

Раздел 3 баланса

Итого активы

ВА

Итого пассивы

ВР

Примечание к таблице: В связи с тем, что в нормативных документах группировка состава привязана к старой форме баланса, в данной таблице состав сгруппирован с учётом балансовых счетов, т.е. с учётом оборотно-сальдовой ведомости.

Для оценки ликвидности баланса с учетом фактора времени необходимо провести сопоставление каждой группы актива с соответствующей группой пассива.

1) если выполнимо неравенство А1 > П1, то это свидетельствует о платежеспособности организации на момент составления баланса. У организации  достаточно для покрытия наиболее срочных обязательств абсолютно и наиболее ликвидных активов.

2) если выполнимо неравенство А2 > П2, то быстро реализуемые активы превышают краткосрочные пассивы и организация может быть платежеспособной в недалеком будущем с учетом своевременных расчетов с кредиторами, получения средств от продажи продукции в кредит.

3) если выполнимо неравенство А3 > П3 , то  в будущем  при своевременном поступлении денежных средств от продаж и платежей организация может быть   платежеспособной на период, равный средней продолжительности одного оборота оборотных средств после даты составления баланса.

Выполнение первых трех условий приводит автоматически к выполнению условия: A4<=П4

В нашем случае:

Таблица 13

Обозначение

Значение

Обозначение

Значение

Выполнение условия

А1

4205

П1

1473

Выполнено

А2

605

П2

502

Выполнено

А3

1336

П3

0

Выполнено

А4

5505

П4

9697

Выполнено

Сопоставление ликвидных средств и обязательств позволяет вычислить следующие показатели:

текущая ликвидность, которая свидетельствует о платежеспособности (+) или неплатежеспособности (-) организации на ближайший к рассматриваемому моменту промежуток времени: А1+А2=>П1+П2; А4<=П4

перспективная ликвидность – это прогноз платежеспособности на основе сравнения будущих поступлений и платежей: А3>=П3; А4<=П4

недостаточный уровень перспективной ликвидности: А4<=П4

баланс не ликвиден:А4=>П4

Однако следует отметить, что проводимый по изложенной схеме анализ ликвидности баланса является приближенным, более детальным является анализ платежеспособности при помощи финансовых коэффициентов.

Таблица 14

Вид ликвидности

Формула

Значение

Вывод

Текущая ликвидность

А1+А2=>П1+П2

4810=>1975

Выполнено

Перспективная ликвидность

А3>=П3

1336>=0

Выполнено

Недостаточный уровень перспективной ликвидности

А4<=П4

5505<=9697

Выполнено

Баланс не ликвиден

А4=>П4

5505=>9697

Не выполнено

Таким образом, баланс ликвиден.

Далее рассчитываются коэффициенты ликвидности.

1. Коэффициент текущей ликвидности показывает, достаточно ли у предприятия средств, которые могут быть использованы им для погашения своих краткосрочных обязательств в течение года. Это основной показатель платежеспособности предприятия. Коэффициент текущей ликвидности определяется по формуле:

К = (А1 + А2 + А3) / (П1 + П2)

В мировой практике значение этого коэффициента должно находиться в диапазоне 1-2. Естественно, существуют обстоятельства, при которых значение этого показателя может быть и больше, однако, если коэффициент текущей ликвидности более 2-3, это, как правило, говорит о нерациональном использовании средств предприятия. Значение коэффициента текущей ликвидности ниже единицы говорит о неплатежеспособности предприятия.

2. Коэффициент быстрой ликвидности, или коэффициент «критической оценки», показывает, насколько ликвидные средства предприятия покрывают его краткосрочную задолженность. Коэффициент быстрой ликвидности определяется по формуле:

К = (А1 + А2) / (П1 + П2)

В ликвидные активы предприятия включаются все оборотные активы предприятия, за исключением товарно-материальных запасов. Данный показатель определяет, какая доля кредиторской задолженности может быть погашена за счет наиболее ликвидных активов, т. е. показывает, какая часть краткосрочных обязательств предприятия может быть немедленно погашена за счет средств на различных счетах, в краткосрочных ценных бумагах, а также поступлений по расчетам. Рекомендуемое значение данного показателя от 0,7-0,8 до 1,5.

3. Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, какую часть кредиторской задолженности предприятие может погасить немедленно. Коэффициент абсолютной ликвидности рассчитывается по формуле:

К = А1 / (П1 + П2)

Значение данного показателя не должно опускаться ниже 0,2.

4. Для комплексной оценки ликвидности баланса в целом рекомендуется использовать общий показатель ликвидности баланса предприятия, который показывает отношение суммы всех ликвидных средств предприятия к сумме всех платежных обязательств (краткосрочных, долгосрочных, среднесрочных) при условии, что различные группы ликвидных средств и платежных обязательств входят в указанные суммы с определенными весовыми коэффициентами, учитывающими их значимость с точки зрения сроков поступления средств и погашения обязательств. Общий показатель ликвидности баланса определяется по формуле:

К = (А1 + 0,5*А2 + 0,3*А3) / (П1 + 0,5*П2 + 0,3*П3)

Значение данного коэффициента должно быть больше или равно 1.

5. Коэффициент обеспеченности собственными средствами показывает, насколько достаточно собственных оборотных средств у предприятия, необходимых для его финансовой устойчивости. Он определяется:

K = (П4 - А4) / (А1 + А2 + А3)

Значение данного коэффициента должно быть больше или равно 0,1.

6. Коэффициент маневренности функционального капитала показывает, какая часть функционирующего капитала заключена в запасах. Если этот показатель уменьшается, то это является положительным фактом. Он определяется из соотношения:

K = А3 / [(А1+А2+А3) - (П1+П2)]

В ходе анализа ликвидности баланса каждый из рассмотренных коэффициентов ликвидности рассчитывается на начало и конец отчетного периода. Если фактическое значение коэффициента не соответствует нормальному ограничению, то оценить его можно по динамике (увеличение или снижение значения). Следует отметить, что в большинстве случаев достижение высокой ликвидности противоречит обеспечению более высокой прибыльности. Наиболее рациональная политика состоит в обеспечении оптимального сочетания ликвидности и прибыльности предприятия.

В нашем случае

Таблица 15

№ п./п.

Наименование коэффициента

Значение

На 01.02.20ХХ

На 01.01.20ХХ

1

Коэффициент текущей ликвидности

3,11

2,47

2

Коэффициент быстрой ликвидности

2,44

1,95

3

Коэффициент абсолютной ликвидности

2,13

1,74

4

Общий показатель ликвидности

2,85

2,20

5

Коэффициент обеспеченности собственными средствами

0,68

0,60

6

Коэффициент обеспеченности собственными средствами

0,32

0,35

Очевидно, что коэффициенты ликвидности больше установленных показателей, но это может свидетельствовать о недостаточно рациональном использовании оборотных и собственных средств предприятия.

В связи с этим логично рассчитать коэффициент оборачиваемости оборотных средств по формуле

П=(СО*В)/Р,

где П – средняя продолжительность одного оборота в днях; СО – средний остаток оборотных средств за отчетный период; Р – реализация продукции за этот период (за вычетом НДС и акцизов); В – число дней в отчётном периоде (30 дней)

Принимая СО=(4205/2+4916/2)=4560,5,

имеем П=(4560,5*30)/2454=56

Также следует рассчитать число оборотов, совершаемых оборотными средствами за отчётный период по формуле ЧО=Р/СО или ЧО=В/П,

то есть ЧО=2454/4560,5=0,54 или ЧО=30/56=0,54

Третий показатель оборачиваемости (сумма занятых оборотных средств, приходящихся на 1 рубль реализованной продукции или иначе — коэффициент загрузки оборотных средств) определяется одним способом как отношение среднего остатка оборотных средств к обороту по реализации продукции за данный период, т.е. по формуле: СО/Р=4560,5/2454=1,86

Расчёт оборачиваемости оборотных средств свидетельствует о значительном излишке оборотных средств в качестве наиболее ликвидных активов, которые можно было бы инвестировать в активы, приносящие больший доход, но и с большим риском.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Из проведенных расчётов видно, что ЗАО «Стимул» имеет достаточное количество оборотных средств и большой собственный капитал, позволяющие проводить более активную работу на рынке и увеличить доходную базу. Имеющиеся средства позволяют своевременно и в полном объеме покрывать претензии кредиторов, направлять средства для приобретения запасов и расширять производство. Однако этого не происходит. Причины, по которым не осуществляются указанные мероприятия, подлежат более глубокому анализу. Ими могут быть, как недостаток производственных мощностей, ьак, например, факт получения в аренду складского помещения свидетельствует о недостатке производственных мощностей.

С другой стороны причиной недостаточного использования денежных средств может быть низкий уровень использования трудовых ресурсов либо их недостаточная подготовка.

Эти вопросы необходимо рассматривать в экономическом разрезе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Конституция Российской Федерации. Конституция РФ от 12.12.93.

Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая. Закон Российской Федерации от 30.11.94 №51-ФЗ.

Налоговый кодекс Российской Федерации, часть первая. Закон Российской Федерации от 09.07.99 №154-ФЗ.

Налоговый кодекс Российской Федерации, часть вторая. Закон Российской Федерации от 05.08.2000 №118-ФЗ.

О бухгалтерском учете. Федеральный закон от 21.11.96 г. № 129-ФЗ.

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утверждено приказом Минфина РФ от 27 июля 1998 г. № 34 н.

Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99. Утверждено приказом Минфина РФ от 6 июня 2013г. № 43н.

Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99. Утверждено приказом Минфина РФ от 6 мая 2013г. № 32н.

Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99. Утверждено приказом Минфина РФ от 6 мая 2013г. № 33н.

Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2007. Утверждено приказом Минфина РФ от 27 декабря 2007г. № 153н.

Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01. Утверждено приказом Минфина РФ от 30 марта 2001г. № 26н.

О налоге на добавленную стоимость. Письмо ФНС России от 05.06.10 г. № ВГ-8-03/418.

Вещунова Н.Л., Фомина Л.Ф. Самоучитель по бухгалтерскому учету. – М.: Проспект, 2010. – 520 с.

Вещунова Н.Л. Бухгалтерский и налоговый учет. - М.: Проспект, 2010. - 872с.

Бухгалтерский учет. / Коллектив авторов под ред. Безруких П.С. Изд.3-е.-М.: Бухгалтерский учет, 2013. – 624с.

СПИСОК ПРИЛОЖЕНИЙ

Приложение 1. «Приказ об учётной политике ЗАО «Стимул»» на 4 листах.

Приложение 2. «Журнал регистрации хозяйственных операций за январь 20ХХ года» на 18 листах.

Приложение 3. «Лицевые счета по счетам аналитического учёта «ЗАО «Стимул» за январь 20ХХ года» на листах.

Приложение 4. «Оборотно-сальдовая ведомость по счетам синтетического учёта ЗАО «Стимул» за январь 20ХХ года» на листах.

42

Бухгалтерский финансовый учет в производственной организации