Обеспечение управления охраной труда
Оглавление
Введение 3-4
Глава 1 Охрана труда как институт трудового права 5-7
Глава 2 Требования и организация охраны труда 8
2.1 Государственные нормативные требования охраны труда 8-10
2.2 Обязанности работодателя по обеспечению безопасности труда 10-16
2.3 Обязанности работников в области охраны труда 16-18
Глава 3 Обеспечение управления охраной труда 19
3.1 Государственное управление охраной труда 19-20
3.2 Службы и комитеты (комиссии) по охране труда в организации 20-24
3.3 Обеспечение прав работников на охрану труда 24-28
Заключение 29-30
Список литературы 31-33
Введение
Актуальность выбранной темы подтверждается тем, что охрана труда охватывает практически все отношения между работодателем и работником вплоть до оснащения его рабочего места, продолжительности рабочего дня, перерывов для отдыха, отпусков, обеспечения специальной одеждой и обувью, профилактическим питанием и т.д.
Правовой институт охраны труда, являясь одним из основополагающих комплексных институтов трудового права, включает в себя нормы, направленные на обеспечение безопасных условий труда, сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. С норм об охране труда началась история развития трудового законодательства, сформировавшегося затем в самостоятельную отрасль права. Еще царские законы, величавшиеся "Высочайше утвержденными мнениями Государственного Совета" и направленные на охрану труда малолетних и женщин, легли в основу фабричного законодательства о труде. Российские кодексы законов о труде традиционно содержали главы, посвященные охране труда.
Разработчики ныне действующего Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ1 (далее по тексту ТК РФ) руководствовались новой концепцией охраны труда, разработанной Международной организацией труда и Европейским союзом. При этом регулирование основных правовых начал в данной области по-прежнему остается в руках государства. В ранг государственных задач возведены выработка основных направлений политики и нормативных требований в области охраны труда, управление охраной труда и проведение экспертиз условий труда2.
Объектом исследования является институт охраны труда в общей системе трудового законодательства.
Исследование предмета, связанного с охраной труда, занимает ведущее место в данной курсовой работе.
Целью курсовой работы является раскрыть понятие охраны труда как института трудового права, определить требования и организацию охраны труда, а также обеспечение управления охраной труда.
В соответствии с целью, поставленной перед работой, основными задачами работы являются:
- раскрыть понятие охрана труда как институт трудового права;
- определить требования и организацию охраны труда (государственные нормативные требования охраны труда, обязанности работодателя по обеспечению безопасности труда, обязанности работников в области охраны труда);
- определить обеспечение управления охраной труда (государственное управление охраной труда, службы и комитеты (комиссии) по охране труда в организации, обеспечение прав работников на охрану труда).
Структура работы состоит из введения, трех глав, включающих шесть пунктов, заключения, списка литературы.
Методологической основой данной курсовой работы являются общенаучный, исторический, сравнительно-правовой, а также системно-структурный методы.
Теоретической базой послужили нормативно-правовые акты национального права, а также работы ведущих специалистов, исследовавших указанную проблему (Миронов В.И., Хныкин Г.В., Куренной А.М. и другие), а также справочные правовые системы типа «КонсультантПлюс» и «Гарант».
Глава 1 Охрана труда как институт трудового права
В соответствии с пунктом 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации3 (далее по тексту Конституция РФ), "каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены".
Законодательство об охране труда устанавливает гарантии осуществления права работников на охрану, обеспечивает единый порядок регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками в организациях всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности и направлено на создание условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и в связи с ней. При этом в числе основных направлений государственной политики в области охраны труда гарантируется обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников4.
Согласно части 1 статьи 209 ТК РФ охрана труда определена как система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Данные мероприятия призваны ограничить работников в процессе выполнения работы от вредных и опасных производственных факторов.
Охрана труда как система мероприятий по сохранению жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности выходит за рамки чисто правовой деятельности. Тогда как охрана труда как институт трудового права представляет собой совокупность норм, создающих правовую основу для проведения мероприятий по сохранению жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Правовая составляющая в системе мероприятий по охране труда должна занимать ведущее место, поскольку создаваемые полномочными органами правила поведения призваны сохранить жизнь и здоровье работников в процессе трудовой деятельности. Следует оговориться, что внедрение новых способов защиты жизни и здоровья работников во время выполнения работы во многом зависит от финансового положения работодателей, с которыми они состоят в трудовых отношениях, а также от их желания и намерения оградить работников от воздействий вредных и опасных производственных факторов. Поэтому важным фактором в области охраны труда выступают материальное положение и поведение работодателей.
Можно сделать вывод, что институт охраны труда состоит норм, создающих правовую основу для проведения мероприятий по сохранению жизни и здоровья работников в процессе выполнения ими трудовой деятельности. Реализация данных норм осуществляется посредством органов Фонда социального страхования РФ, органов местного самоуправления, работодателями. Также каждый работник имеет право самозащиты сфере охраны труда, в том числе права на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Как отмечалось выше, нормы института охраны труда призваны создавать условия трудовой деятельности, исключающие воздействие на работника вредных и опасных производственных факторов. Нормы охраны труда можно разделить на два пединститута. Первый пединститут состоит из совокупности правил по технике безопасности, которые призваны оградить работника от воздействия опасных и факторов. Второй пединститут составляют правила по производственной санитарии, которые направлены на то, чтобы оградить работников от воздействия вредных факторов. Данное деление как теоретическое, так и практическое значение.
Итак, охрана труда как институт трудового права представляет собой совокупность норм, которые создают правовую основу для сохранения жизни и здоровья работников в процессе выполнения ими рудовой деятельности, которая выражается в соблюдении правил по технике безопасности и производственной санитарии, которые соответственно призваны оградить работников от воздействия опасных и вредных производственных факторов5.
Глава 2 Требования и организация охраны труда
2.1 Государственные нормативные требования охраны труда
Статья 211 ТК РФ говорит о том, что государственные нормативные требования охраны труда устанавливаются соответствующими нормативными правовыми актами, которые обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда. Помимо федеральных законов, государственные нормативные требования охраны труда устанавливаются подзаконными нормативными правовыми актами, порядок их разработки, утверждения и пересмотра определен Правительством РФ6.
В соответствии с действующим законодательством можно выделить следующие виды нормативных правовых актов, которые содержат требования по охране труда:
Во-первых, межотраслевые правила по охране труда, целью которых является обеспечить безопасность работников от воздействия опасных и вредных факторов при выполнении ими работ, имеющих межотраслевой характер, например газосварочных работ, а также при применении оборудования и машин в отдельных отраслях экономики. Межотраслевые правила по охране труда предварительно направляются на рассмотрение и согласование в федеральную инспекцию труда и соответствующие профсоюзные органы, они утверждаются Минздравом РФ.
Во-вторых, отраслевые правила по охране труда, которые призваны оградить работника от воздействия опасных и вредных факторов при выполнении работ, имеющих отраслевой характер, а также при применении оборудования и машин в отдельной отрасли экономики.
На основании межотраслевых и отраслевых правил по охране труда разрабатываются межотраслевые и отраслевые типовые инструкции по охране труда. Межотраслевые и отраслевые инструкции по охране труда также направляются для рассмотрения и согласования в соответствующие отраслевые профсоюзы федерального уровня, межотраслевые типовые инструкции по охране труда утверждаются Минздравом РФ, а отраслевые - соответствующим федеральным органом исполнительной власти.
В-третьих, нормативными правовыми актами, содержащими государственные требования по охране труда, являются строительные и санитарные нормы и правила, правила и инструкции по безопасности, правила устройства и безопасной эксплуатации, своды правил по проектированию и строительству, гигиенические нормативы и государственные стандарты безопасности труда. Перечисленные нормативные правовые акты предварительно направляются для рассмотрения и согласования в соответствующие отраслевые профсоюзные органы федерального уровня. Указанные акты также принимаются федеральным органом государственной власти по согласованию с Минздравом РФ. В случае несоблюдения предусмотренной законодательством процедуры согласования названных актов, Верховный суд РФ вправе признать их недействующими.
Согласно части 1 статьи 211 ТК РФ нормативные правовые акты, содержащие требования охраны труда, могут быть приняты и на региональном уровне. Однако следует подчеркнуть, что акты, принятые на региональном уровне, в сфере охраны труда не могут ухудшать положение работников по сравнению с федеральным законодательством. Нормативные правовые акты в сфере охраны труда, принятые на региональном уровне, могут быть обжалованы в суд соответствующего субъекта РФ, а также в случае их несоответствия федеральному законодательству7.
2.2 Обязанности работодателя по обеспечению безопасности труда
Одной из основных обязанностей работодателя является обеспечение своим работникам безопасных условий труда. Эта обязанность является основой для разработки таких нормативных актов как коллективные договора и соглашения, правила внутреннего распорядка, инструкции по безопасности труда и так далее.
В соответствии со статьей 212 ТК РФ, работодатель обязан обеспечить:
- безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов. Проекты по реконструкции производственных объектов и проекты строительства должны соответствовать требованиям охраны труда. Данное требование должно исполняться в отношении машин, механизмов и другого производственного оборудования, технологических процессов;
- применение сертифицированных средств индивидуальной и коллективной защиты (далее по тексту СИЗ) работников. При занятости на работе с вредными и (или) опасными условиями труда работники должны быть обеспечены необходимыми средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также уметь их применять. Правила сертификации СИЗ, установлены Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 19 июня 2000 года №34 «Об утверждении и введении в действие правил проведения сертификации средств индивидуальной защиты»8;
- соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте. Данная обязанность работодателя распространяется только на рабочее место работника. В обязанности работодателя не входит обеспечение безопасных условий труда работника, который выполняет работу вне рабочего места. Но в случае направления работника в те места, куда он направляется для выполнения им работы в данной организации, работодатель обязан осуществлять контроль за данным работником. Также, в случае направления работника в командировку на атомную электростанцию работодатель обязан проинформировать работника о том, насколько безопасны условия труда на данном объекте, о наличии вредных и опасных производственных факторов. В случае не выполнения данного требования, работодатель считается не исполнившим обязанности по обеспечению охраны труда своего работника;
- согласно статьям 92 и 109 ТК РФ на отдельных видах работ предусматривается предоставление работникам в течение рабочего времени специальных оплачиваемых перерывов для отдыха и обогрева и сокращенный рабочий день. Статья 108 ТК РФ предусматривает предоставление работникам в течение рабочего дня перерыва для отдыха и питания, который должен быть не менее тридцати минут и не более двух часов;
- приобретение и выдачу за счет собственных средств сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;
- обучение работников правилам по технике безопасности, а также приемам по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим на производстве, проведения инструктажа по охране труда и др.;
- недопущение к работе лиц, которые не прошли обучение и стажировку по охране труда;
- обеспечивать контроль за состоянием рабочих мест, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;
- своевременно проводить аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда;
- за собственный счет организовывать медицинские осмотры (обследования), обязательные психиатрические освидетельствования работников, внеочередные медицинские осмотры (обследования), обязательные психиатрические освидетельствования работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров (обследований), обязательные психиатрические освидетельствования;
- не допускать к работе тех лиц, которые не прошли обязательные медицинские осмотры (обследования), обязательные психиатрические освидетельствования, а также в случае медицинских противопоказаний;
- информировать работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и СИЗ;
- предоставление федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другим федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органам профсоюзного контроля за соблюдением законодательства трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий;
- принимать меры по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении подобных ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой медицинской помощи;
- проводить расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- проводить санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи;
- обеспечивать беспрепятственный допуск должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение государственного надзора и контроля, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- выполнять предписаний должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение государственного надзора и контроля, и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные настоящим Кодексом, иными федеральными законами сроки;
- проводить обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- знакомить работников с требованиями охраны труда;
- разрабатывать и утверждать правила и инструкции по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном статьей 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов;
- иметь в наличии комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности.
Соответственно работник вправе требовать исполнения от работодателя данных требований. В соответствии со статьей 379 ТК РФ в случае не исполнения работодателем указанных требований, работник имеет отказаться от работы, которая угрожает его жизни и здоровью. Также работодатель может быть привлечен к ответственности за неисполнение указанных требований. А именно, согласно статье 5.27 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ9 (далее по тексту КоАП РФ) за нарушение законодательства об охране труда для должностных лиц предусмотрен административный штраф. Предприниматели без образования юридического лица и юридические лица могут быть подвергнуты административному приостановлению деятельности на срок до 90 суток. За повторное аналогичное нарушение должностное лицо может подвергнуться дисквалификации (лишению права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров, осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом) на срок от 1 года до 3 лет.
Государственный инспектор, при выявлении нарушений требований охраны труда, подтвержденных заключением государственной экспертизы условий труда, может направить в суд требование о ликвидации организации или прекращении деятельности ее структурного подразделения.
Также хотелось бы отметить, что основную долю в правонарушениях, посягающих на права граждан, составляет нарушение законодательства о труде и охране труда. За нарушение данной нормы судами общей юрисдикции и мировыми судьями в 2007 г. в отношении 512 юридических лиц (74,4% от общего числа юридических лиц, подвергнутых наказанию за правонарушения, посягающие на права граждан) было вынесено постановление о назначении административного наказания, в 2008 г. - в отношении 862 юридических лиц (86,3%), в 2009 г. - в отношении 1186 юридических лиц (88,5%)10.
Для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных или опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения работники должны за счет работодателя обеспечиваться СИЗ (специальной одеждой, специальной обувью и другими СИЗ) и средствами коллективной защиты (техническими средствами защиты от воздействия, например, движущихся частей оборудования, являющихся источником опасности; от попадания в рабочую зону используемых в работе опасных веществ и материалов или инструмента и так далее).
Если работник не обеспечен средствами индивидуальной и коллективной защиты в соответствии с установленными нормами, работодатель не имеет права требовать от работника исполнения трудовых обязанностей и обязан оплатить возникший по этой причине простой. Отказ работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда либо от выполнения тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором, не влечет за собой привлечения его к дисциплинарной ответственности.
На время приостановления работ из-за нарушения требований охраны труда не по вине работника за ним сохраняются место работы (должность) и средний заработок. На это время работник с его согласия может быть переведен на другую работу с оплатой труда не ниже среднего заработка по прежней работе.
На тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда ограничивается применение труда женщин, запрещается труд лиц моложе 18 лет, а также лиц, которым такие работы противопоказаны по состоянию здоровья.
На работах с вредными условиями труда работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко в количестве 0,5 л за смену или другие равноценные пищевые продукты. Выдача молока или продуктов по письменным заявлениям работников может быть заменена компенсационной выплатой, если это предусмотрено трудовым или коллективным договором.
На работах с особо вредными условиями труда предоставляется бесплатно по установленным нормам лечебно-профилактическое питание и витаминные препараты.
Перечень вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов, содержит химические, биологические и физические факторы.
Работодатель обязан обеспечивать контроль за соблюдением работниками требований инструкций по охране труда. В должностных инструкциях либо в приказах руководителя организации должны быть определены конкретные обязанности должностных лиц в сфере охраны труда11.
2.3 Обязанности работников в области охраны труда
Перечень обязанностей работников в области охраны труда дан в статье 214 ТК РФ. Работодатель вправе потребовать от работников соблюдения перечисленных в этой норме обязанностей.
Работник обязан соблюдать требования охраны труда, установленные законодательством, а также правилами и инструкциями по охране труда. Следовательно, полномочные представители работодателя вправе потребовать от работника соблюдения действующих в организации правил и инструкций по охране труда. Работник может отказаться от выполнения правил и инструкций по охране труда в части, противоречащей трудовому законодательству. Указанные инструкции и правила могут быть обжалованы работником в государственную инспекцию труда и (или) в суд.
В случае нарушения требований охраны труда, а также соответствующих законодательству правил и инструкций по охране труда, работодатель вправе привлечь работника к дисциплинарной ответственности. В обязанности работника входит правильное применение средств индивидуальной и коллективной защиты. Если работник не правильно применяет данные средства, работодатель либо его представитель обязаны провести занятия с работниками с целью обучения их навыкам безопасной работы. В случае если работник целенаправленно нарушил правила использования средств защиты в тех случаях, когда их применение является обязательным, то данный работник привлекается к дисциплинарной ответственности12.
Работник обязан проходить обучение по охране труда, безопасным методам и приемам выполнения работ, оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда. Невыполнение работником перечисленных обязанностей является основанием для его отстранения от работы, а также для привлечения к дисциплинарной ответственности. Отсутствие вины работника в непрохождении перечисленных видов обучения влечет возникновение у работодателя обязанности по сохранению за работником среднего заработка за весь период отстранения от работы.
Работник обязан немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания. Если работник не выполняет данную обязанность, то он может быть привлечен к дисциплинарной ответственности.
Работник обязан проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования). Работодатель вправе на основании действующего законодательства потребовать от работника прохождения предварительного и периодических медицинских осмотров (обследований). Но при этом у работодателя появляется обязанность по организации их прохождения, а именно освободить работников от работы на время их прохождения, в необходимых случаях оплатить услуги по их прохождению. В случае невыполнения работодателем данной обязанности у работника будет отсутствовать вина в их непрохождении13.
По общему правилу возложение на работников дополнительных по сравнению с законодательством обязанностей ухудшает их положение по сравнению с ним. Однако работодатель имеет право принимать дополнительные меры по обеспечению охраны жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. При принятии таких мер у работников могут возникнуть дополнительные обязанности. В данном случае работодатель обязан предоставить работнику дополнительные гарантии по охране жизни и здоровья при выполнении трудовых обязанностей. В связи с этим, в трудовом договоре появятся дополнительные обязанности которые смогут гарантировать работнику охрану жизни и здоровья в процессе выполнения им трудовой деятельности.
Глава 3 Обеспечение управления охраной труда
3.1 Государственное управление охраной труда
Согласно частью 1 статьи 216 ТК РФ государственное управление охраной труда осуществляется Правительством РФ непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти по труду и другими федеральными органами исполнительной власти. Следовательно, Правительство РФ вправе издавать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в сфере охраны труда, а также поручать их издание федеральным органам исполнительной власти. Однако нормативные правовые акты Правительства РФ не должны вступать в противоречие с федеральными законами.
В соответствии с частью 3 статьи 216 ТК РФ федеральные органы исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять отдельные функции нормативного правового регулирования, специальные разрешительные надзорные и контрольные функции в области охраны труда, обязаны согласовывать принимаемые ими решения в области охраны труда, а также координировать свою деятельность с федеральным органом исполнительной власти по труду, то есть с Минздравом РФ. Таким образом, Правительство РФ может наделить полномочиями по изданию нормативно-правовых актов в сфере охраны труда федеральные органы исполнительной власти.
Другие федеральные органы исполнительной власти при издании нормативных правовых актов в области охраны труда должны не только получить соответствующие полномочия от Правительства РФ, но и согласовать указанные акты с Минздравом РФ. Из чего следует, что другие федеральные органы исполнительной власти должны принимать свои нормативные правовые акты с учетом действующих актов Минтруда РФ и Минздрава РФ.
Государственное управление охраной труда может происходить и путем издания правоприменительных актов федеральными органами исполнительной власти, например об устранении нарушений законодательства в сфере охраны труда. Подобные акты могут быть обжалованы работодателем в суде по месту нахождения федерального органа исполнительной власти, издавшего данный акт. В случае признания данного акта судом законным и обоснованным, а также если срок не его обжалование истек, то у работодателя возникает обязанность по исполнению данного судебного акта14.
В соответствии с частью 4 статьи 216 ТК РФ в государственном управлении охраной труда участвуют органы исполнительной власти субъектов РФ. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ не должны противоречить нормативным правовым актам федерального уровня.
Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъекта РФ обжалуются в суд соответствующего субъекта РФ, который имеет полномочия по их признанию недействующими, если они противоречат с вышестоящим по юридической силе законодательством.
Органы местного самоуправления также могут участвовать в управлении охраной труда в пределах имеющейся у них компетенции, например, путем создания за счет собственных средств дополнительных гарантий для защиты жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности15.
3.2 Службы и комитеты (комиссии) по охране труда в организации
Статья 217 ТК РФ говорит о том, что в целях обеспечения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением в каждой организации, осуществляющей производственную деятельность, с численностью более 50 работников создается служба по охране труда или вводится должность специалиста по охране труда. Данный специалист должен иметь соответствующую подготовку или опыт работы в данной области.
Так, «Гражданин Б. обратился в суд с иском к ОАО, указывая, что он был, по его мнению, незаконно уволен с должности инженера по охране труда в связи с сокращением штата и численности работников. Незаконность его увольнения, по мнению истца проистекала из того факта, что он был единственным специалистом по охране труда на предприятии, и после его увольнения обязанности по охране труда возложили на совместителя. Это противоречит установленным нормативам численности работников службы охраны труда в организациях.
Первая инстанция в иске бывшему инженеру отказала. Мотивировка ответчика, с которой согласился городской суд, заключалась в том, что служба охраны труда на предприятии не упразднена, а численность работников службы имеет право устанавливать работодатель, причем методические рекомендации по нормативам численности работников службы по своему смыслу имеют рекомендательный, но не обязательный характер.
Суд второй инстанции отменил предыдущее решение, удовлетворил иск и восстановил инженера на работе. Смысл решения суда в том, что, если в законе указаны рекомендации, то они носят обязательный для исполнения характер. А статья 217 ТК РФ требует от работодателя определять численность службы охраны труда с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда. Президиум Пензенского областного суда, рассмотревший по поручению судьи Верховного Суда РФ повторную жалобу ответчика, отклонил её и подтвердил правильность решения о признании иска.
Итак, судебная система Российской Федерации утвердила постулат о необходимости для организации или предприятия иметь отдельного специалиста по охране труда. Кроме того, хотелось бы обратить внимание всех заинтересованных лиц на то, что не следует доверяться обманчивому смыслу слова «рекомендации». Если такое слово даже и имеется в различных названиях нормативных актов, вполне вероятно, что эти «рекомендации» требуется выполнять так же, как и прямой приказ»16.
Служба охраны труда в организации создается для обеспечения соблюдения требований охраны труда. Работники данной службы должны проводить мероприятия, направленные на охрану жизни и здоровья работников в процессе выполнения ими трудовой деятельности, а именно по надлежащему использованию средств индивидуальной и коллективной защиты, безопасных методов и приемов, а также других мероприятий, предусмотренных законодательством и локальными актами организации.
По инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа в организации создаются комитеты (комиссии) по охране труда. В состав данных комитетов (комиссий) по охране труда на паритетной основе входят представители работодателя и представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда утверждается Минтрудом РФ17.
В соответствии с частью 2 статьи 218 ТК РФ комитет (комиссия) по охране труда организует совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также организует проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах таких проверок, сбор предложений к разделу коллективного договора (соглашения) об охране труда.
Можно сделать вывод, что создание в организации комитета (комиссии) по охране труда является правом полномочных представителей работодателя и работников. Также данные лица определяют круг полномочий комитета (комиссии) по охране труда.
В комитет (комиссию) по охране труда в организации могут входить как работники службы по охране труда, так и специалист по охране труда. Комитет (комиссия) по охране труда может быть создан как в организациях, в которых имеется служба охраны труда либо специалист по охране труда, так и в организациях, в которых они отсутствуют. Полномочные представители работодателя не должны препятствовать проведению проверок по соблюдению работниками правил по технике безопасности и производственной санитарии на рабочих местах18.
В случае обнаружения нарушений в сфере охраны труда, комитет (комиссия) по охране труда вправе сообщать в органы государственной инспекции труда о данном факте. Также следует подчеркнут, что самостоятельно предъявлять требования в судебном порядке по устранению подобных нарушений они не могут. Но в случае получения соответствующих полномочий от работодателя либо от органа, представляющего работников, (которое как правило выражается в форме доверенности) могут представлять интересы по защите прав и законных интересов в суде.
Службы по охране труда, специалист по охране труда, комитет (комиссия) по охране труда могут принимать участие в применении нормативных правовых актов по охране труда. В частности, они могут вносить работодателю предложения по содержанию правоприменительных актов, издаваемых его полномочными представителями. Принятые ими документы являются допустимым доказательством при разрешении заявлений по применению норм по охране труда государственной инспекцией труда и (или) судом.
Однако указанные органы и лица не могут ограничивать права и свободы работников, гарантированные законодательством. Таким образом, цель их деятельности заключается в создании условий по сохранению жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности19.
3.3 Обеспечение прав работников на охрану труда
В статье 219 ТК РФ закреплено право работника на труд, отвечающий требованиям безопасности и гигиены. Данное право состоит из совокупности перечисленных в названной статье прав, которым которые соответсвенно обязан исполнять работодатель.
Работник имеет право на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда. Данное право должны реализовать работодатель, а также органы государственного надзора за соблюдением правил охраны труда. В случае, если данное правило не соблюдается, а следовательно, создаются опасные для жизни и здоровья условия, то работник вправе отказать от исполнения трудовых обязанностей. Данный отказ работника является его самозащитой трудовых прав а, в связи с этим работодатель обязан сохранить за работником средний заработок за весь период до устранения нарушений требований охраны труда на рабочем месте.
Работник имеет право на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"20. Следовательно, работник обязан застраховать работника от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а орган Фонда социального страхования РФ обязан обеспечить работника страхованием этого вида.
Работник имеет право на получение достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций об условиях и охране труда на его рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов. Соответственно перечисленные органы обязаны сообщить работнику о имеющейся информации об условиях труда на его рабочем месте21.
В случае возникновения опасности для его жизни и здоровья работника вследствие нарушения требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, он имеет право на отказ от выполнения работ. Данный отказ является законным и обоснованным до момента устранения нарушения, которые создают опасность для жизни и здоровья работника на его рабочем месте. Факт об устранении нарушений, должен быть подтвержден предоставлением ему достоверной информации об этом, в том числе данных об экспертизе условий труда на рабочем месте.
Работник вправе получить за счет средств работодателя обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты в соответствии с действующим законодательством. Если работодатель не исполняет данную обязанность, работник вправе отказаться от выполнения трудовых функций, а также потребовать от государственных органов устранения допущенного работодателем нарушения.
Работник имеет право на обучение за счет средств работодателя безопасным методам и приемам труда. Если отсутствие навыков по ведению работ создает угрозу жизни и здоровью работника, он вправе отказаться от их выполнения впредь до получения необходимых знаний, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья. В подобной ситуации у работодателя возникает обязанность по сохранению за работником среднего заработка на весь период обучения безопасным методам и приемам ведения работ.
Работник имеет право на профессиональную переподготовку за счет средств работодателя при ликвидации его рабочего места вследствие нарушения требований охраны труда. Работник может пройти переобучение при ликвидации его рабочего места по причине нарушения требований охраны труда за собственный счет и в дальнейшем потребовать возмещения указанных средств от работодателя.
Работник, в случае обнаружения недостатков в области охраны труда, а также вследствие нарушений охраны труда, вправе обратиться с запросом о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте в органы, осуществляющие государственный контроль за соблюдением трудового законодательства, а также в органы, имеющие полномочия по проведению государственной экспертизы условий труда, и в органы профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства.
Если у работника возникли вопросы связанные с обеспечением охраной труда, он вправе обратиться в федеральные и региональные органы государственной власти, органы местного самоуправления, к работодателю, в объединения работодателей, а также в профессиональные союзы по вопросам охраны труда.
Также работник имеет право участвовать лично или через своих представителей в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда на его рабочем месте, а также в расследовании происшедшего с ним несчастного случая на производстве или профессионального заболевания. В свою очередь, лица, которые составляют документы по перечисленным вопросам, обязаны обеспечить участие работников при их разрешении.
Работник вправе пройти внеочередной медицинский осмотр (обследование) в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ним места работы (должности) и среднего заработка за время его прохождения. В свою очередь, работодатель обязан предоставить возможность пройти внеочередной медицинский осмотр (обследование) при наличии медицинских рекомендаций.
Работник имеет право на получение компенсации за особые условия труда, установленные законодательством, коллективным договором, соглашением, трудовым договором, если он занят на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Невыполнение работодателем обязанности по выплате указанных компенсаций является основанием для его привлечения к установленным в законодательстве санкциям, в частности к материальной ответственности в виде выплаты процентов за каждый день задержки компенсации работникам на основании статьи 236 ТК РФ.
В статье 220 ТК РФ перечислены гарантии права работников на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда. К их числу относятся:
1) сохранение за работником места работы (должности) на период приостановки работ органами государственного надзора за соблюдением трудового законодательства вследствие нарушения требований охраны труда не по вине работника;
2) обеспечение работников, отказавшихся от работы, создающей угрозу жизни и здоровью, другой работой, а при ее отсутствии сохранение за ними среднего заработка на весь период до устранения данной опасности;
3) запрет на привлечение работников, которые воспользовались правом на отказ от работы, создающей угрозу жизни и здоровью, а также от выполнения работ с вредными и (или) опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором, к дисциплинарной ответственности;
4) запрет требовать от работников, которые не обеспечены средствами индивидуальной и коллективной защиты, выполнения трудовых обязанностей, сохранение за работниками среднего заработка на период невыполнения трудовой функции в связи с отсутствием средств индивидуальной или коллективной защиты;
5) возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью работника в процессе трудовой деятельности;
6) осуществление государственного контроля за соблюдением работодателями требований охраны труда;
7) привлечение к установленным законодательством мерам ответственности представителей работодателя, допустивших нарушения правил охраны труда.
Перечисленные гарантии не являются исчерпывающими. Работник вправе защищать свои законные права и интересы в сфере охраны труда посредством обращения в суд, а также иными способами, которые не запрещены действующим законодательством
Перечень гарантий, который дан в статье 220 ТК РФ, не является исчерпывающим. Работник может защищать свои права в сфере охраны труда в судебном порядке, а также иными способами, которые не запрещены действующим законодательством.
Заключение
В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть значимость такого института трудового права как охрана труда.
Конституция Российской Федерации предусматривает, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Труд и здоровье людей охраняются государством. В нормах ст.ст. 7, 37 Конституции РФ заложены конституционные основы охраны труда, также в них содержаться права работников на охрану труда, государственные нормативные требования охраны труда и государственное управление охраной труда, обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда, финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда, государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и охране труда, расследование и учет несчастных случаев на производстве и др.
Охрана труда представляет собой систему сохранения жизни и здоровья работников в процессе выполнения ими трудовой деятельности, которая включает в себя правовые, социально-экономические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Значительная роль в системе указанных мероприятий принадлежит правовым средствам обеспечения жизни и здоровья работников в процессе труда, их действия распространяются независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности этих организаций.
Охрана труда необходима везде в период работы в организациях, поскольку только она способна сохранить жизнь и здоровье работников в процессе выполнения ими трудовой деятельности.
Охрана труда состоит из многих компонентов (правовой, медицинский, технический или экономический), исключение хотя бы одного из них будет говорить о том, что вся охрана труда должным образом не обеспечивается. Всесторонняя охрана труда будет обеспечена лишь при соблюдении одновременно всех ее компонентов.
Итак, охрана труда как институт труда трудового права это совокупность норм, направленных на обеспечение условий труда, безопасных для жизни и здоровья работников, обязательных для исполнения работодателями и их должностными лицами.
Подводя итог вышесказанному необходимо отметить, что охрана труда является, по своей сути, одним из важнейших гарантов соблюдения трудовых прав граждан. Поэтому хочется надеяться на дальнейшее совершенствование законодательства в области охраны труда.
Список литературы
Нормативно-правовые акты
- Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) / Российская Федерация // Рос. газ. - 1993. - 25 декабря. - Доступ из СПС Гарант (дата обращения: 04.04.2013).
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (с изменен. на 28.07.2012 г.) / Российская Федерация // Рос. газ. от 31 декабря 2001 г. N 256; СЗ РФ от 7 января 2002 г. N 1 (часть I) ст. 3; Парламентская газета от 5 января 2002 г. N 2-5. Доступ из СПС Гарант (дата обращения: 15.04.2013).
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (ред. N 80-ФЗ, N 91-ФЗ от 07.05.2013) (с изм. и доп., вступающими в силу с 19.05.2013) / Российская Федерация // Рос. газ. от 31 декабря 2001, N 256; Парламентская газета от 05 января 2002, N 2-5; СЗ РФ от 07 января 2002, N 1 (ч. 1), ст. 1. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 24.05.2013).
- Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" : федер. закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ (ред. N 36-ФЗ от 05.04.2013) / Российская Федерация // СЗ РФ от 03 августа 1998, N 31, ст. 3803; Рос. газ. от 12 августа 1998, N 153-154. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 24.05.2013).
5. Об утверждении и введении в действие Правил проведения сертификации средств индивидуальной защиты : Постановление Госстандарта РФ от 19.06.2000 N 34 " (Зарегистрировано в Минюсте РФ 28.07.2000 N 2331) / Российская Федерация // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 21.08.2000, N 34; Рос. газ. от 12.10.2000, N 197. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 24.05.2013).
6. Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации : Постановление Правительства РФ от 19 июня 2012 г. N 610/ Российская Федерация // СЗ РФ от 25 июня 2012 г. N 26 ст. 3528. Доступ из СПС Гарант (дата обращения: 15.04.2013).
7. Об утверждении Типового положения о комитете (комиссии) по охране труда : Приказ Минздравсоцразвития РФ от 29.05.2006 N 413 / Российская Федерация // Бюллетень трудового и социального законодательства РФ, 2006, N 6; Здравоохранение, 2006, N 11; Новая аптека, 2006, N 11; Охрана труда и социальное страхование", декабрь 2006, N 12. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 24.05.2013).
Исследовательская литература
8. Буянова М.О. Трудовое право России. - "Проспект", 2009 г. 520 с.
9. Миронов В.И. Трудовое право России: Учебник. - М.: Упр. персоналом, 2005. - 1149 с.
10. Трудовое право: учеб. / Н. А. Бриллиантова, И. Я. Киселев [и др.] ; под ред. О. В. Смирнова. - М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - 528 с.
Интернет-ресурсы
11. Антонова Е.Ю. Административная ответственность юридических лиц - "испытательный полигон" для корпоративной (коллективной) уголовной ответственности // Практический журнал для руководителей и юристов "Законодательство", 2011, N 5. Доступ из СПС Гарант (дата обращения: 24.05.2013).
12. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий труда. Материалы подготовлены группой консультантов-методологов АКГ "Интерком-Аудит". - URL : http://www.audit-it.ru/articles/personnel/a134855/44480.html (дата обращения: 15.04.2013)
13. Правовое регулирование охраны труда. Куренной А.М. - доктор юрид. наук, профессор. Практический журнал для руководителей и юристов "Законодательство", 2001, N 7. Доступ из СПС Гарант (дата обращения: 15.04.2013).
14. Правовые проблемы охраны труда. Хныкин Г.В. - доктор юрид. наук, профессор кафедры трудового права юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. Практический журнал для руководителей и юристов "Законодательство", 2009, N 3. Доступ из СПС Гарант (дата обращения: 15.04.2013).
15. Службы и комитеты (комиссии) по охране труда в организации. Трудовое право. - URL : http://isfic.info/trudpr2/trupra29.htm (дата обращения 15.04.2013).
Судебная практика
16. Обзор судебной практики по охране труда. Выпуск 15. Уволить инженера по охране труда не удалось. Международный сайт по охране труда. - URL : http://otd-lab.ru/blogs/leka416/obzor-sudebnoy-praktiki-po-ohrane-truda-vypusk-15-uvolit-inzhenera-po-ohrane-truda-ne-udalos (дата обращения 15.04.2013).
1 Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (с изменен. на 28.07.2012 г.) / Российская Федерация // Рос. газ. от 31 декабря 2001 г. N 256; СЗ РФ от 7 января 2002 г. N 1 (часть I) ст. 3; Парламентская газета от 5 января 2002 г. N 2-5. Доступ из СПС Гарант (дата обращения: 15.04.2013).
2 Хныкин Г.В. Правовые проблемы охраны труда. Практический журнал для руководителей и юристов "Законодательство", 2009, N 3. СПС Гарант, (дата обращения 15.04.2013).
3 Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) / Российская Федерация // Рос. газ. - 1993. - 25 декабря. - Доступ из СПС Гарант (дата обращения: 04.04.2013).
4 Буянова М.О. Трудовое право России. "Проспект", 2009 г. С. 289.
5 Миронов В.И. Трудовое право России : Учебник. М.: Упр. персоналом, 2005. С. 792-797.
6 Буянова М.О. Трудовое право России. "Проспект", 2009 г. С. 298.
7 Миронов В.И. Трудовое право России : Учебник. М.: Упр. персоналом, 2005. С. 797-801.
8 Об утверждении и введении в действие Правил проведения сертификации средств индивидуальной защиты : Постановление Госстандарта РФ от 19.06.2000 N 34 " (Зарегистрировано в Минюсте РФ 28.07.2000 N 2331) / Российская Федерация // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 21.08.2000, N 34; Рос. газ. от 12.10.2000, N 197. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 24.05.2013).
9 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (ред. N 80-ФЗ, N 91-ФЗ от 07.05.2013) (с изм. и доп., вступающими в силу с 19.05.2013) / Российская Федерация // Рос. газ. от 31 декабря 2001, N 256; Парламентская газета от 05 января 2002, N 2-5; СЗ РФ от 07 января 2002, N 1 (ч. 1), ст. 1. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 24.05.2013).
10 Антонова Е.Ю. Административная ответственность юридических лиц - "испытательный полигон" для корпоративной (коллективной) уголовной ответственности // Практический журнал для руководителей и юристов "Законодательство", 2011, N 5. Доступ из СПС Гарант (дата обращения: 24.05.2013).
11 Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий труда / сайт : Audit-it.ru. - URL : http://www.audit-it.ru/articles/personnel/a134855/44480.html (дата обращения: 15.04.2013)
12 Куренной А.М. Правовое регулирование охраны труда. Практический журнал для руководителей и юристов "Законодательство", 2001, N 7. СПС Гарант (дата обращения 15.04.2013)
13 Миронов В.И. Трудовое право России : Учебник. М.: Упр. персоналом, 2005. С. 808-810.
14 Хныкин Г.В. Правовые проблемы охраны труда. Практический журнал для руководителей и юристов "Законодательство", 2009, N 3. СПС Гарант, (дата обращения 15.04.2013).
15 Миронов В.И. Трудовое право России : Учебник. М. : Упр. персоналом, 2005. С. 810-814.
16 Обзор судебной практики по охране труда. Выпуск 15. Уволить инженера по охране труда не удалось / Международный сайт по охране труда. Отд-лаб.ру - URL : http://otd-lab.ru/blogs/leka416/obzor-sudebnoy-praktiki-po-ohrane-truda-vypusk-15-uvolit-inzhenera-po-ohrane-truda-ne-udalos
17 Об утверждении Типового положения о комитете (комиссии) по охране труда : Приказ Минздравсоцразвития РФ от 29.05.2006 N 413 / Российская Федерация // Бюллетень трудового и социального законодательства РФ, 2006, N 6; Здравоохранение, 2006, N 11; Новая аптека, 2006, N 11; Охрана труда и социальное страхование", декабрь 2006, N 12. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 24.05.2013).
18 Трудовое право: учеб. / Н. А. Бриллиантова, И. Я. Киселев [и др.] ; М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. С. 286.
19 Службы и комитеты (комиссии) по охране труда в организации / Трудовое право. URL : http://isfic.info/trudpr2/trupra29.htm (дата обращения 15.04.2013)
20 Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" : федер. закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ (ред. N 36-ФЗ от 05.04.2013) / Российская Федерация // СЗ РФ от 03 августа 1998, N 31, ст. 3803; Рос. газ. от 12 августа 1998, N 153-154. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 24.05.2013).
21 Куренной А.М. Правовое регулирование охраны труда. Практический журнал для руководителей и юристов "Законодательство", 2001, N 7. СПС Гарант (дата обращения 15.04.2013)
PAGE \* MERGEFORMAT 33
Обеспечение управления охраной труда