Гуманизм романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» (План-сочинение)


Время создания романа. Время создания романа Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" (1866) было отмечено в общественном сознании возникновением новых теорий. Россия середины XIX в. представляла собой общество, в котором происходил слом сознания с привычными нравственными принципами, на место которым приходили новые теории. Показать трагический результат этих "измышлений" и хотел автор романа "Преступление и наказание"

Причины преступления Р. Р. Раскольникова. Главный герой романа Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание", Родион Раскольников, бедный студент, переживающий свое тяжелое, унизительное положение, становится заложником собственной теории, позволяющей проливать "кровь по совести". Решение об убийстве возникает в голове Раскольникова не вдруг, оно зреет долго, подпитываясь картинами нищеты, окружающими Родиона Роман (бессмертное произведение)овича. Образ жизни не мог не сказаться на чертах личности героя: "…угрюм, мрачен, надменен и горд, мнителен и ипохондрик, великодушен и добр. Чувств своих не любит высказывать и скорей жестокость сделает, чем словами выскажет сердце". Мысль о преступлении страшит героя, его мучают кошмары, и, проснувшись, он отказывается от своего плана. Однако ряд случайностей приводят юношу на порог квартиры процентщицы. И здесь теория начинает "трещать по швам", потому что вслед за убийством "по теории" Алены Ивановны Раскольников убивает Лизавету, а ради помощи таким и собирался пролить "кровь по совести" Родион Роман (бессмертное произведение)ович.

В чем проявляется гуманизм автора? Ф. М. Достоевский ставит перед собой цель показать всю тяжесть мук совести, которые испытывает Раскольников после совершения убийства. Благие цели (убить старуху и ее деньги пустить на благое дело) перестают занимать героя, т. к. на поверку оказывается, что основной причиной преступления становится желание Раскольникова проверить состоятельность своей теории о делении людей на "тварей дрожащих" и "право имеющих" и о собственном месте в этой классификации.

"Опыт" ужаснул героя: "Разве я старушонку убил? Я себя убил".

Встреча с Сонечкой Мармеладовой помогает юноше понять, что он пытался убить в себе основу собственной личности. Осознание, что теория сблизила Раскольникова с "двойниками" - Лужиным и Свидригайловым, - ужасает героя.

Еще одним "слабым звеном" в теории Раскольникова становится необходимость отнести к "низшему" классу тех, кого он любит, а значит, они также могут стать расходным материалом при достижении "благой" цели "права имеющим". Отчуждение от окружающих и муки совести становятся невыносимым наказанием, заставляющим героя признаться в содеянном. Именно всесилие нравственности, по мнению автора, приводит Раскольникова к возрождению.

Гуманизм Ф. М. Достоевского проявляется в нескольких аспектах. Автор развенчивает античеловеческую теорию, в той или иной форме формирующуюся во второй половине XIX в., и предостерегает от страшного заблуждения людей, попирающих главный библейский завет: "Не убий!" Утрата духовности и веры грозит человеку потерей самого себя.

Возможность возрождения, которую получает герой в эпилоге романа, становится проявлением гуманизма автора и по отношению к заблудшей душе героя, спасению которой в значительной мере поспособствовала Сонечка Мармеладова. Раскольников, испытывая муки совести, пытается понять, что же стало внутренним стержнем, который поддерживает девушку после всех страданий, выпавших на ее долю, и приходит к выводу, что это Вера. Судьба Сони - воплощение "всего страдания человеческого" (а именно через страдание, по Ф. М. Достоевскому, человек и заслуживает счастье) и служение несчастным и нуждающимся. Это и становится душевным очищением героя.