Апокалипсис революции
Урок-семинар
Революция — судорога, простор всем дурным и зверским инстинктам. (М. Горький)
Всякая революция — кровавый бассейн, в котором отмывают аморальные деяния. (Р. Шатобриан)
Ход урока
Урок строится как Отчёт о работе в группах (сообщения, чтение наизусть, сопоставление событий французской революции и русской; фон — видеослайды, фрагменты из художественных фильмов, музыка).
Слово учителя. “С Россией произошла страшная катастрофа...” — так писал Н. Бердяев о революции в работе «Духи русской революции», считая, что её жестокий характер определяется “старыми национальными болезнями и грехами”
Кто слаб, в работе грозной гибни!
В прах, в кровь топи любовь свою!
Нет “человеческому” в человеке — вот основной призыв того времени, а потому Брюсов, принявший революцию, взывает, побуждает, повелевает.
Стань, как гранит, влей пламя в вены,
Вдвинь сталь пружин, как сердце, в грудь!
Глаголы повелительного наклонения звучат как набатный колокол, зовущий “Русь к топору”; сочетание Гранита, пламени И стали создаёт образ фантастического Человека-монстра, трансформера; метафора “сталь пружин” означает отсутствие крови и живого, горячего сердца: человек будущего рождается уже сегодня. Иными словами, стань бесчувственной машиной, Манкуртом, готовым убить даже собственную мать.
Исследователи творчества Брюсова считают, что поэт призывает к “умерщвлению чувств” ещё и потому, что в это страшное время Чувствительный, гуманный человек Не выживет.
Строг выбор: Строй, рази — иль Падай!
Нам нужен Воин, кормчий, страж!
Не должно быть “жажды нег”, потому что “Кто дремлет, медлит, тот — Не наш”!
Выбор действительно антитетичен: или созидание (“строй”), или смерть, гибель прогнившему миру (“рази”). Библейское “Кто не со Мной, тот против Меня” интерпретировано до ужасающей жестокости.
Другие же профессии “в годину смуты и разврата” не нужны, только Убивай, веди, сторожи! Забыты Божьи заповеди, узаконен массовый разбой... Истинны слова Н. М. Карамзина: “Народ есть острое железо, которым играть опасно, а революция — отверстый гроб для «добродетели и самого злодейства»”. Значит, не будет ни победителей, ни побеждённых, и всё “во имя борьбы”.
Стихотворение «Третья осень» написано в октябре 1920 года. “Знаменательная, величественная, светозарная” революция свершилась три осени назад, а в стране до сих пор властвуют голод, горе, нужда, до неузнаваемости изменившие Россию.
В городах, бесфонарных, беззаборных,
Где пляшет Нужда в домах,
Покрутись в безлюдии чёрном,
Когда-то шумном, в огнях...
Исчез шумный, оживлённый мир города, став “чёрным безлюдием”, где “пляшет Нужда” (слово именно с заглавной буквы — это подчёркивает его гиперболичность, всеохватность и жуткое давление на людей). А что же не видно радости в стране, охваченной “музыкой революции”?
...люди Гурьбой
Ругаются, корчатся, стонут,
Дрожа на мешках с крупой...
Градация второй строки иллюстрирует апогей человеческого, вселенского горя.
О Гражданской войне в стихотворении сказано резко, с ненавистью: у Брюсова она жестока и бессмысленна.
А там, на погнутых фронтах,
Куда толпы пришли на убой...
(Реминисценция. В романе Л. Н. Толстого князь Андрей, глядя на купающихся солдат, тяжело, со страданием, называет их “пушечным мясом”: толпа, отправляемая “на убой”. Но если у Толстого эти солдаты объяты “скрытой теплотой патриотизма”, то у Брюсова война поднята “пьяной пальбой”, случайной и злой.)
Строки стихотворения показывают внутреннее несогласие поэта с революцией: она развязала войну, оголив голод, нужду, стёрла человеческую личность (“мы новые гимны поём”, “над нашим нищенским пиром”); революция, наконец, опасна и несвоевременна.
Торопя над встревоженным миром
Золотую зарю времён.
«Парки в Москве». Парки — это три богини мщения, одна из которых, по преданию, перерезает ножницами нить человеческой жизни. У Брюсова парки появились в Москве “в день крестильный в Октябре”, день революционного переворота, день, когда Россия меняла царя и Бога на новую, большевистскую, веру.
И, когда в Москве Трагические Залпы Радовали слух,
Были Жутки в ней — Классические Силуэты трёх старух.
“Классические” — это не красота и гармония, это отвратительные старухи с ножницами в “дряхлых, скорченных руках”. Антитеза показывает противоестественность революции, узаконившей ненависть, злобу и кровожадное желание истреблять себе подобных. Старухи “режут”, пробираясь к нити жизни Всего народа, одевшись
То народными пирожницами,
То крестьянками в лаптях...
Интересно, что парки не принадлежат ни к купцам, ни к дворянам, ни к духовенству — они “пирожницы” и “крестьянки”, Простой народ, тот самый народ, который “резал” всех остальных в эти октябрьские дни: насилие и смерть исходили от народа. Вот почему Н. М. Карамзин называет народ “острым железом, которым играть опасно”.
Стихотворение «Мятеж», посвящённое французскому поэту и другу Эмилю Верхарну, написано в 1920-м, через три года после революции. В нём Брюсов даёт оценку голоду, разрухе, нищете и Гражданской войне.
В одежде красной и чёрной
Исполин,
От земли к облакам
Восстающий упорно,
Властелин...
По Брюсову, революции присущи только Красный (боль, страдания, кровь, насилие) и Чёрный (мрак, бездна, символ хаоса и смерти) цвета. Революция, великая в своих масштабах, Исполин и Властелин, встающий упорно до облаков, желает быть новым богом. Будущее неизвестно и опасно, так как революция — Мятеж, разрушающий вековую историю и приносящий радость “рёва толпы”, находящейся в “кровавом тумане”.
Разрушаются культура, традиции, нравственные ценности.
Пусть Книги горят на кострах дымно-сизых,
Пусть Древние мраморы в тогах и ризах
Разбиты на части...
Но самое главное — гибнут люди “во имя Свободы”, а в это время:
Под победные крики —
Вползает неслышно Грабёж,
Бессмысленный и дикий, —
Насилье, бесстыдство, ложь!
Брюсов понимает, что только разрушения недостаточно, надо Строить, но этого нет уже в течение Трёх лет! Везде властвует безграничный мятеж, не могущий поднять “новой жизни свет”.
Над пожарищами,
Над развалинами,
Над Людьми опечаленными,
Над Красотой, обрекаемой тлению, —
В огне и дыму...
Поэта изначально революция вдохновляла и влекла за собой (да и стихотворение заканчивается мажорным призывом: “Разрушению — Привет!”). Однако это разрушение с каждым годом становилось всё настойчивее и беспощаднее, уничтожая целый мир некогда прекрасной, богатой и великой страны. Революционный Исполин уже не влечёт, а пугает, и Брюсов перестаёт ему доверять.
Подводя итоги урока, можно поразмышлять над стихотворениями других поэтов (например, М. Волошина «Русская революция», «Террор», «Бойня», «Потомкам (Во время террора)»).
Домашнее задание. Эссе «Революция — это...».
Примечания