Исследования международных нормативно-правовых актов о правах бывших осужденных

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Советский Союз подписал в 1989 году Венские соглашения, на основе которых были приняты обязательства привести свое законодательство в соответствие с международными соглашениями о защите прав человека, в том числе и в сфере борьбы с преступностью. Согласно этим соглашениям государства-участники должны "обеспечивать, чтобы со всеми лицами, содержащимися под стражей или в заключении, обращались гуманно, с уважением достоинства, присущего человеческой личности». Международные акты о правах человека, об обращении с осужденными серьезно оказывают влияние на уголовно-исполнительную политику. Это следует из ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации в соответствии с которой «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договора Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы».

Реформирование уголовного законодательства Российской Федерации, а так же определение политики государства в отношении прав осужденных является актуальной проблемой как научно-теоретического, так и практического характера, так как сегодня Россия находится в международных отношениях с разными иностранными государствами. Одним из направлений влияния международных стандартов является социализация бывших осужденных. Основными заданиями колоний является исправление осужденных, их социальная адаптация и возвращение в общество.

Цель исследования. Основной целью исследования курсовой работы является исследования международных нормативно-правовых актов о правах бывших осужденных. Для достижения данной цели нужно выполнить ряд заданий:

1) рассмотреть международное законодательство;

2) рассмотреть российское законодательства и сравнить с международным;

3) дать характеристику нормативно-правовым актам;

4) рассмотреть основные международные акты, что касаются прав бывших осужденных.

Предмет и объект исследования. Предметом исследования является уголовное законодательство, отчетность, судебная практика, научные работы ведущих ученых. Объектом курсовой работы являются права бывших осужденных.

Методология и методика исследования. Выбраны в соответствии с поставленной цели и задач. Методологическую основу составляют положения и выводы доктрины уголовного права, выработанные на основе теории познания. В работе используются как общенаучные методы исследования, так и методы, присущие исследованиям в правовых науках, в частности такие как: общенаучный диалектический метод – при рассмотрении проблемы относительно понятия и криминологической характеристики данных преступлений, общетеоретических основ предупредительной деятельности органов внутренних дел как субъекта указанной деятельности, исторический метод – при изучении истории становления; формально-логический – при изучении сроков и юридических понятий, которые используются в Уголовном кодексе Российской Федерации, других нормативных актах; логико-нормативный – при подготовке проектов изменений и дополнений в действующее законодательство; социологический и статистический – при расчете масштабов распространения преступлений данного вида, изучение уголовных дел и судебных приговоров, при проведении анкетирования.

Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, основного текста, заключения, списка использованных источников.

Международные акты о правах бывших осужденных

На сегодняшний день, Российская Федерация как правопреемник Советского Союза является участником многочисленных международных договоров, она признает ряд резолюций и решений – международных организаций, в первую очередь ООН, по вопросам соблюдения прав осужденных. Международные стандарты обращения с бывшими осужденными – это принятые на международном уровне нормы, принципы, а так же рекомендации в области исполнения наказаний и деятельности органов и учреждений исполнения наказаний.

Основные документы, которые признала и использует в своей практике Российская Федерация являются:

1. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (1955).

2. Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (1979).

3. Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (1989).

4. Минимальные стандартные правила ООН, которые касаются правосудия в отношении несовершеннолетних.

5. Пекинские правила (1985).

6. Европейскую Конвенция о предупреждении пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (1987).

7. Всеобщая декларация прав человека.

8. Международный пакт о гражданских и политических правах.

9. Международный пакт об экономических , социальных и культурных правах.

Перечень основных международных правовых документов в отношении лиц, что отбывают наказание и которые находятся уже на свободе насчитывает более 30 наименований. По степени обязательств, возникающих при внедрении международных стандартов в уголовно-исполнительное законодательство той или другой страны, существуют положения, являющиеся обязательными к исполнению в национальных уголовно-исполнительных системах, и такие, которые рассматриваются как рекомендации, для реализации которых должны быть созданы соответствующие социально-экономические предпосылки.

Основное значение принципов, которые сформулированы в международных договорах и нормативно-правовых актах, а так же в общих положениях о защите прав человека и обращение осужденными и теми, кто отбыл наказание, заключается в формировании целей и задач государственной политики в сфере исполнения наказания и в адаптации осужденных в современном обществе. Данные задачи не должны зависеть от воздействия социальных и политических взглядов, идеологических и криминологических факторов и, поэтому они являются четким ориентиром для развития политики, законодательства и правоприменительной деятельности в сфере исполнения наказания1.

Одним из фактор и самым главным для обновления российского уголовно-исполнительного законодательства стала активная интеграция Российской Федерации в мировое сообщество. Так, в 1996 году она вступила в Совет Европы, принимая на себя обязательства более последовательно реализовать в законодательстве и практике общепризнанные международные нормы, которые составляют юридическую основу деятельности мирового сообщества, и прежде всего - положения, касающиеся обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

Большая их часть относится к сфере уголовной юстиции. Последняя, по сложившейся международной терминологии, охватывает не только собственное правосудие, но и предупреждение преступлений правоохранительными органами, а также выполнение назначенных судом уголовных наказаний. Поэтому стремление государств максимально скоординировать уголовное и уголовно-исполнительную политику, средства и методы обращения с лицами, подвергнутыми уголовному наказанию, в духе международных признанных гуманистических принципов.

К европейским стандартам организации и правового регулирования исполнения наказаний осужденным мы можем отнести2:

1. Европейская конвенция о защите прав и основоположных свобод.

2. Европейская конвенция предупреждению пыток, бесчеловечного или унижающего достоинства обращения или наказания.

3. Европейские тюремные правила.

4. Европейская конвенция о надзоре за условно осужденными или условно освобожденными правонарушителями.

5. Резолюция Комитета министров Совета Европы о труде заключенных.

6. Резолюция Комитета министров Совета Европы об образовании в тюрьмах.

7. Резолюция Комитета министров Совета Европы об избирательных, гражданских и социальных прав заключенных.

8. Резолюция Комитета Совета Европы о предоставлении краткосрочного отпуска заключенным.

Данный перечень нормативно-правовых актов дает нам возможность разделить их на два вида: 1) универсального характера (разработанные ООН); 2) региональные, которые касаются Совета Европы.

Среди данного перечня можно выделить, следующие стандарты: а) в отношении обращения с лицами, которые лишены свободы. Главное место в этой группе стандартов занимают Минимальные стандарты обращения с заключенными и Европейские тюремные правила; б) стандарты, которые не связаны с лишением свободы. К ним относятся Минимальные стандартные правила ООН не связанные с тюремным заключением, Европейские правила общественных санкций и мер.

   Основные идеи, положения и требования, которые содержатся во Всеобщей декларации прав человека и в международных документах, содержащих стандарты обращения с осужденными, должны максимально учитываться в национальном уголовно-исполнительном законодательстве и соотноситься с принципами уголовно-исполнительной деятельности. Всеобщая декларация прав человека, международные стандарты обращения с осужденными и национальное уголовно-исполнительное законодательство соотносятся между собой как общее, особенное и отдельное (единичное). Всеобщей декларацией прав человека, нашла свое отражение и в нормах Конституции Российской Федерации.

   Ратификация Российской Федерацией ряда международных документов предоставила возможность имплементировать международные стандарты обращения с осужденными в национальное законодательство и, в частности, в уголовно-исполнительное законодательство. Так, в Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации содержится положение, согласно которому способом защиты интересов личности, общества и государства как цели уголовно-исполнительного законодательства является предотвращение пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения с осужденными, что соответствует содержанию Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.

Так же Российской Федерацией был подписан и ратифицирован Протокол № 6 к Конвенции о защите прав и основных свобод человека, что обязало отменить смертную казнь как вид наказания, предусмотренный УК. С целью содействия членам Комитета против пыток в проведении инспекции российская сторона, выполняя взятые на себя обязательства, обеспечила: доступ на свою территорию и право путешествовать по ней без ограничений; полную информацию о местах, где содержатся лица, лишенные свободы; неограниченный доступ к любому месту, где находятся лица, лишенные свободы, возможность общаться лицом к лицу с лицами, лишенными свободы. По результатам инспектирования мест лишения свободы члены Комитета против пыток опубликовали доклад и предоставили предложения, направленные на улучшение защиты прав лиц, лишенных свободы.

В некоторых международных документах, таких например как Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, Основные принципы обращения с заключенными, Европейские тюремные правила главное место занимает положение, согласно которому в обращении с осужденными не допускается никакой дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или по другому признаку3.

   Минимальные стандартные правила обращения с заключенными и Европейские тюремные правила содержат стандарты - рекомендации, то есть положения, сформулированные в этих документах, не имеют обязательной юридической силы, о чем прямо сказано во вступлении, где определяется статус этих правил. Но данные стандарты разработанные на уровне Организации Объединенных Наций и Совета Европы признаются международными организациями, правительствами и неправительственными организациями и, в частности , администрацией мест лишения свободы. Два этих документа не имеют целью навязать образцовой системы учреждений исполнения наказаний, признавая, что уголовно-исполнительные системы отдельных стран уже достигли более высоких стандартов. Как Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, так и Европейские тюремные правила имеют целью лишь предложить свои рекомендации по созданию минимальных общепризнанных гуманных условий содержания лишенных свободы, обеспечивающие уважение человеческого достоинства.

В отечественном уголовном процессе систему механизма установления наказания составляют: суд, прокурор, защитник, Президент Российской Федерации, Уполномоченный по правам человека, наблюдательные комиссии, международные правительственные и неправительственные организации.

Основной юридической гарантией защиты прав и свобод человека, в том числе и осужденных, выступает судебная защита. В случае нарушения прав и свобод человека государство обязано обеспечить любому лицу эффективное средство правовой защиты. Он предусмотрен ст. 2.3 Международного пакта о гражданских и политических правах.

Вместе с тем, международные документы исходят из того, что рекомендованные в них стандарты обращения с лишенными свободы не могут быть достигнуты сразу повсюду и одновременно учитывая разнообразие в различных странах юридических, социальных, экономических и географических условий.   Основополагающие принципы обращения с лицами , лишенными свободы, фундаментального характера, содержащихся в международных документах, основаны на необходимости обеспечивать права осужденных, которые неотделимы от общих прав человека. Это означает, что лишены свободы и те кто оказался после отбывания наказания имеют право на:

1) жизнь и личную неприкосновенность;

2) здоровья;

3) работу и соответственно отпуск;

4) неприменении к ним пыток или иного бесчеловечного обращения;

5) уважение человеческого достоинства;

6) надлежащие правовые процедуры;

7) свободу слова;

8) свободу от рабства;

9) свободу вероисповедания;

10) неприкосновенность семейной жизни;

11) самосовершенствования.

   Кроме того, формально разработаны международным сообществом стандарты обращения с осужденными является лишь ориентиром для администрации учреждений исполнения наказаний по созданию надлежащих минимальных условий человечности и уважения.

Для обеспечения перечисленных прав международные стандарты рекомендуют организовать функционирование учреждений лишения свободы таким образом, чтобы они были местами, где не должна возникать опасность для жизни, здоровья и личной неприкосновенности как лишенных свободы, так и персонала. В местах лишения свобода осужденные не должны подвергаться дискриминации. Условия содержания лиц, осужденных к лишению свободы, не должны дополнительно к ограничениям, обусловленных фактом изоляции, ограничивать права и свободы человека и гражданина. Режим лишения свободы не должен слишком ограничивать контакты осужденных с внешним миром, поэтому международные стандарты особое внимание уделяют тем аспектам обращения с лишенными свободы , направленные на подготовку этих лиц к возвращению к жизни в обществе .

   Анализ Минимальных стандартных правил обращения с заключенными и Европейских тюремных правил позволяет сделать такой вывод, что основные их положения можно разделить на несколько групп:

1) фундаментальные принципы;

2) нормы распределения осужденных;

3) организация режима в местах лишения свободы;

4) привлечение лишенных свободы и тех кто после освобождения в разные виды занятости;

5) особые требования к персоналу мест лишения свободы.

Учитывая необходимость имплементации международных стандартов в национальное уголовно-исполнительное законодательство обращает на себя внимание и то, что международные документы касаются обращения с лишенными свободы, а Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации регламентирует порядок и условия исполнения наказаний, то есть речь идет о разных понятиях с различным содержанием4.

Сравнительный анализ отечественного уголовно-исполнительного законодательства с Минимальными стандартными правилами обращения с осужденными и Европейскими тюремными правилами позволяет убедиться в том, что в уголовно-исполнительном праве Российской Федерации и в международных документах в понятие режим лишения свободы укладывается принципиально разное понятие. Так, в Уголовно-исполнительном кодексе РФ режим определяется как порядок исполнения и отбывания наказания, то есть режим выполняет как карательную функцию, так и регулирующую, определяя объем правоограничений и функцию обеспечения применения средств исправительно-трудового воздействия. В международных стандартах обращения с осужденными под режимом в местах лишения свободы понимают уклад жизни осужденных, который не является наказанием, а должен, как это сказано в ст. 66 Европейских тюремных правил, содержать в себе:

  1. духовную поддержку и помощь осужденным;
  2. содействие в расширении контактов осужденных с внешним миром, для дальнейшей их адаптации при выходе на свободу;
  3. процедуры разработки и просмотра индивидуальных программ исправления и обучения заключенных после проведения подобных консультаций с соответствующим персоналом и заключенным;
  4. содействие по установлению позитивных отношений между персоналом и заключенными с целью достижения эффективности и успешной реализации режимов и программ исправления.

   Разный подход продемонстрирован в международных документах и в уголовно-исполнительном законодательстве и к проблеме привлечения лиц, лишенных свободы, к труду так как, например, Европейские тюремные правила содержат положения, согласно которому администрация учреждений исполнения наказаний позволяет осужденным выбирать вид занятий в соответствии со своим желание. В Российской Федерации осужденные привлекаются к общественно полезному труду с учетом имеющихся производственных мощностей, учитывая при этом пол, возраст, работоспособность, состояние здоровья и специальность. Такие же расхождения можно увидеть и на примере предоставления лишенным свободы возможности учиться. Если в Российской Федерации обучение осужденных возможно в свободное от работы время, то согласно Европейскими тюремными правилами обучения лиц, лишенных свободы, рассматривается как оплачиваемый деятельность, осуществляется в течение рабочего дня, так же как и труд других осужденных5.

   На пути приведения национального уголовно-исполнительного законодательства в соответствие с международными стандартами еще неиспользованные возможности. Это, например, касается возможности предоставления каждому лишенному свободы отдельного помещения (ст. 9 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными), предоставление осужденным к лишению свободы отпусков (ст. 43.2 Европейских тюремных правил), возможности посещения родственников в выходные и праздничные дни; запрета применять к осужденным такие взыскания, как содержание в одиночной камере (п. 7 Основных принципов обращения с заключенными) и назначение на внеочередное дежурство по уборке помещений и территории колонии (ст. 28.1) Минимальных стандартных правил обращения с заключенными); запрета применять смирительную рубашку (ст. 39 Европейских тюремных правил) и т.д.

Токийские правила, как и Европейские положения по общественным санкциям и мероприятиях отмечают, что их целью является обеспечение более активного участия общественности в осуществлении правосудия и в обращении с правонарушителями.

   Токийские правила направлены на применение мер, альтернативных тюремному заключению. Такими санкциями могут быть6:

а) устные санкции (замечания, выговор, предупреждение);

б) условное освобождение от ответственности;

в) ограничение в гражданских правах;

г) штрафы;

д) конфискация имущества;

е) компенсация материального ущерба;

ж) общественно полезные работы;

з) домашний арест.

Токийские правила рекомендуют применять к правонарушителям меры, не связанные с тюремным заключением, силами общественности, избегая по возможности формального рассмотрения дела в суде, что можно рассматривать как призыв к внесудебной формы правосудия.

Механизм обеспечения прав осужденного в уголовном процессе представляет собой внутренне согласованную систему государственных органов, общественных организаций, должностных лиц и граждан, привлеченных в сферу уголовного судопроизводства или тех, которые в соответствии с предоставленными им полномочиями могут осуществлять на него влияние. Деятельность данного механизма направлена на решение задач уголовного судопроизводства и на охрану прав и законных интересов участников процесса.

Контрольная деятельность суда имеет решающее значение для обеспечения процессуально-правового статуса осужденного на стадии исполнения приговора. Правозащитная функция этого органа проявляется в самом процессе осуществления судопроизводства: в основе и принципах, которых суд должен соблюдать при осуществлении уголовно - исполнительного судопроизводства, в процессуальной форме7.

Полномочия прокурора в стадии исполнения приговора направлены на предотвращение нарушений законности в отношении лица осужденного. Выявление последних возможно путем рассмотрения заявлений и жалоб осужденных, опротестования незаконных приказов, распоряжений и постановлений администрации учреждений, в которых осужденные отбывают наказание, учреждения для принудительного лечения и перевоспитания. Прокурор вправе требовать объяснений от должностных лиц по поводу допущенных нарушений, хотя, по нашему мнению, целесообразнее было бы сформулировать указанное положение в виде обязанности, а не права.

В соответствии со Конституцией Российской Федерации надзор за соблюдением законов при исполнении судебных решений по уголовным делам, а также при применении других мер, связанных с ограничением свободы граждан, возложен на прокуратуру.

В стадии исполнения приговора, как и во всех других стадиях уголовного судопроизводства, прокурор обязан принять, предусмотренные законом меры к устранению всяких нарушений закона, от кого бы эти нарушения ни исходили.

Предметом надзора является соблюдение законности во время пребывания в учреждениях исполнения наказаний, других учреждениях, исполняющих наказание или меры принудительного характера, назначаемые судом, соблюдение установленного уголовно-исполнительным законодательством порядка и условий содержания или отбывания наказания лицами в этих учреждениях, их прав и выполнения ими своих обязанностей.

Прокурор, осуществляющий надзор, имеет право8:

1) в любое время посещать места содержания задержанных, предварительного заключения, учреждения, в которых осужденные отбывают наказание, учреждения для принудительного лечения и перевоспитания, опрашивать лиц, там находятся, знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержаны, арестованы, осуждены или к ним применены меры принудительного характера;

2) проверять законность приказов, распоряжений и постановлений администрации этих учреждений, приостанавливать исполнение таких актов, опротестовывать или отменять их в случае несоответствия законодательству, требовать от должностных лиц объяснений по поводу допущенных нарушений;

3) прокурор обязан немедленно освободить лицо, незаконно находится в местах содержания задержанных, предварительного заключения, ограничения или лишения свободы или в учреждении для выполнения мер принудительного характера.

Обеспечение права на защиту и предоставления правовой помощи возлагается на адвокатуру. Предметом правозащитной деятельности является предоставление правовой помощи конкретным физическим и юридическим лицам. В уголовном процессе таким лицом является и осужденный, которому гарантируется право на предоставление квалифицированной правовой помощи, которую может предоставить только адвокат9.

При решении дел в судах и других государственных органах Российской Федерации только адвокаты могут выполнять указанные виды деятельности, и государственные органы должны взаимодействовать именно с ними при решении приведенных функций адвокатуры. Однако правовую помощь могут оказывать юрисконсульты, специалисты профсоюзов, нотариусы, работники милиции, таможни и другие органы. Осужденному к лишению свободы правовую помощь может оказывать прокурор, исходя из принципов организации и деятельности прокуратуры, администрация мест отбывания наказания, в частности, в аспекте реализации права осужденного на получение информации и разъяснения условий отбывания и порядка исполнения наказания в виде лишения свободы, специалисты в области права.

На наш взгляд, наиболее профессиональной, квалифицированной правовой помощью следует признать ту, что предоставляют адвокаты, осуществляющие свою деятельность на принципах верховенства права, независимости, демократизма, гуманизма и конфиденциальности с соблюдением Присяги адвоката. Адвокатура предоставляет осужденному правовой помощи, охватывает широкий круг действий: помощь в поиске необходимого нормативно-правового акта, разъяснение его содержания, содействие в составлении ходатайств, заявлений, или других документов, предоставление консультаций, представительство интересов осужденного в суде или ином государственном органе т.д. Выступая как защитник осужденного в уголовном судопроизводстве, адвокат осуществляет защиту его прав, свобод и законных интересов10.

В государственно-правовом механизме обеспечения в Российской Федерации конституционных прав и свобод человека и гражданина существенная роль принадлежит Президенту Российской Федерации, согласно Конституции выступает гарантом прав и свобод человека и гражданина. Именно от его деятельности во многом зависит реализация гражданами своих конституционных прав и свобод. Поскольку Президент избирается на свою должность всем народом, то это обстоятельство обязывает его действовать в интересах всего народа, а не в целях каких-то политических сил или социальных слоев.

Так, Президент Российской Федерации осуществляет помилование, чем и обеспечивает правовой статус осужденного.

Процедура осуществления помилования определяется Указом Президента Российской Федерации, согласно нормам которого подготовку материалов для рассмотрения ходатайств о помиловании, а соответственно и выяснения отношения осужденного к помилованию осуществляет Управление по вопросам помилования.

Контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина осуществляет Уполномоченный по правам человека. Его роль и авторитет в государстве постоянно растут, о чем свидетельствуют многочисленные обращения граждан с жалобами на нарушение их конституционных прав11.

Хотя решения, которые принимает Уполномоченный, не имеют юридической силы, но он ежегодно представляет доклады парламента, который принимает соответствующие меры к нарушителям закона.

Свою деятельность Уполномоченный осуществляет на основании сведений о нарушении прав и свобод человека и гражданина. Такие обращения подаются Уполномоченному в течение суток после совершения нарушения. В исключительных обстоятельствах этот срок может быть Уполномоченным продлен до двух лет.

Обращения, рассматриваются судами, Уполномоченный не рассматривает. Общественный контроль за соблюдением прав осужденного осуществляется наблюдательными комиссиями12.

По нашему мнению, институт наблюдательных комиссий являются пережитком советской эпохи. В случае необходимого реформирования стадии исполнения приговора, определения, постановления, а именно: введение при рассмотрении вопросов, связанных с исполнением приговора обязательном участии осужденного и его защитника, установление обязательного проведения судебного следствия, потребность в существовании наблюдательных комиссий отпадет.

Важную роль в обеспечении правового статуса осужденного, должны играть и международные органы. Предпосылкой этого является положение Конституции, которым определено, что каждый имеет право после использования всех национальных средств правовой защиты обращаться за защитой своих прав в соответствующие международные судебные учреждения или в соответствующие международные организации, членом или участником которых является Россия13.

Что касается международных организаций по защите прав человека, то центральное место среди всемирных межправительственных организаций по защите прав человека занимает Организация Объединенных Наций (ООН), согласно ст. 1 Устава которой осуществление международного сотрудничества в поощрении и развитии уважения к правам и свободам человека является одной из основных задач ее деятельности.

Относительно европейских межправительственных организаций по защите прав человека, то ведущее место среди их занимает Совет Европы, которая включает: Европейский суд по правам человека (г. Страсбург).

Осужден на уголовно-процессуальной стадии исполнения приговора , определения, постановления, в частности, может применить для обжалования решения национального органа следующие статьи конвенции14:

1) ст. 6, которая гарантирует каждому право на справедливое и публичное разбирательство в течение разумного срока его дела беспристрастный судом, установленным законом;

2) ст. 13 - гарантирует каждому право на эффективную правовую защиту в государственном органе и другие.

Итак, наше государство создало большое количество различных органов, которые способствуют обеспечению прав и законных интересов ее граждан, в том числе и осужденных и тех которые уже освободились. Однако возникает также необходимость в налаживании четкого взаимодействия между ними с целью осуществления эффективной и результативной деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги по данной теме, можно сделать следующие выводы, что международные акты по отбыванию наказания осужденных и бывших осужденных более гуманны по сравнению с национальным законодательством.

На сегодняшний день, Российская Федерация как правопреемник Советского Союза является участником многочисленных международных договоров, она признает ряд резолюций и решений – международных организаций, в первую очередь ООН, по вопросам соблюдения прав осужденных. Международные стандарты обращения с бывшими осужденными – это принятые на международном уровне нормы, принципы, а так же рекомендации в области исполнения наказаний и деятельности органов и учреждений исполнения наказаний.

Реформирование уголовного законодательства Российской Федерации, а так же определение политики государства в отношении прав осужденных является актуальной проблемой как научно-теоретического, так и практического характера, так как сегодня Россия находится в международных отношениях с разными иностранными государствами. Одним из направлений влияния международных стандартов является социализация бывших осужденных. Основными заданиями колоний является исправление осужденных, их социальная адаптация и возвращение в общество.

Реформирование уголовного законодательства Российской Федерации, а так же определение политики государства в отношении прав осужденных является актуальной проблемой как научно-теоретического, так и практического характера, так как сегодня Россия находится в международных отношениях с разными иностранными государствами. Одним из направлений влияния международных стандартов является социализация бывших осужденных. Основными заданиями колоний является исправление осужденных, их социальная адаптация и возвращение в общество.

   Анализ Минимальных стандартных правил обращения с заключенными и Европейских тюремных правил позволяет сделать такой вывод, что основные их положения можно разделить на несколько групп:

1) фундаментальные принципы;

2) нормы распределения осужденных;

3) организация режима в местах лишения свободы;

4) привлечение лишенных свободы и тех кто после освобождения в разные виды занятости;

5) особые требования к персоналу мест лишения свободы.

   Токийские правила направлены на применение мер, альтернативных тюремному заключению. Такими санкциями могут быть15:

а) устные санкции (замечания, выговор, предупреждение);

б) условное освобождение от ответственности;

в) ограничение в гражданских правах;

г) штрафы;

д) конфискация имущества;

е) компенсация материального ущерба;

ж) общественно полезные работы;

з) домашний арест.

Токийские правила рекомендуют применять к правонарушителям меры, не связанные с тюремным заключением, силами общественности, избегая по возможности формального рассмотрения дела в суде, что можно рассматривать как призыв к внесудебной формы правосудия.

Что касается международных организаций по защите прав человека, то центральное место среди всемирных межправительственных организаций по защите прав человека занимает Организация Объединенных Наций (ООН), согласно ст. 1 Устава которой осуществление международного сотрудничества в поощрении и развитии уважения к правам и свободам человека является одной из основных задач ее деятельности.

Поэтому нам надо стремится к международным нормам и нормально относится к людям, которые несли наказание в тюрьмах, так как они те же люди, что и все мы, просто жизнь как-то вот так сложилась. Для того, чтобы бывшие осужденные опять не совершили преступление нужно обеспечить их работой, и первое время содержать пособием.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Ашавский Б. М. Международное право: [учебник] / Б. М. Ашавский. – М.: Юридическая литература, 2011. – 831 с.
  2. Бирюков П. Н. Международное право: [учебное пособие] / П. Н. Бирюков. – М.: ЮРИСТЪ, 2010. – 416 с.
  3. Богуславский М. М. Международное право: [учебник] / М. М. Богуславский. – М.: Право, 2013. – 456 с.
  4. Гетьман-Павлова И. В. Международное право: [учебник] / И. В. Гетьман-Павлова. – М.: ЮРИСТЪ, 2012. – 760 с.
  5. Глебов И. Н. Международное право: [учебник] / И. Н. Глебов. – М.: Дрофа, 2010. – 368 с.
  6. Дмитриева Г. К. Международное право: [учебник] / Г. К. Дмитриева. – М.: Юридическая литература, 2012. – 640 с.
  7. Игнатенко Г. В. Международное право: [учебное пособие] / Г. В. Игнатенко, О. И. Тиунов. – М.: ЮРИСТЪ, 2010. – 624 с.
  8. Иншакова В. С. Международное право: [учебник] / В. С. Иншакова. – М.: ЮРИСТЪ, 2013. – 220 с.
  9. Каламкарян Р. А. Международное право: [учебник] / Р. А. Каламкарян, Ю. И. Мигачев. – М: Юридическая литература, 2011. – 688 с.
  10. Каменецкая М. С. Международное право: [учебник] / М. С. Каменецкая. – М.: Право, 2012. – 460 с.
  11. Куркин Б. А. Международное право: [учебное пособие] / Б. А. Куркин. – М.: МГИУ, 2010. – 192 с.
  12. Лукашук И. И. Международное право: [учебник] / И. И. Лукашук. – М.: Юридическая литература, 2010. – 544 с.
  13. Лютов Н. Л.Международное право: [учебник] / Н. Л. Лютов, П. Е. Морозов. – М.: Проспект, 2011. – 216 с.
  14. Саидов А. Х. Международное право: [учебное пособие] / А. Х. Саидов. – М.: Юридическая литература, 2011. – 349 с.
  15. Ушаков Н. А. Международное право: [учебник] / Н. А. Ушаков. – М.: ЮРИСТЪ, 2010. – 304 с.
  16. Чепурнова Н. М. Международное право: [учебно-методический комплекс] / Н. М. Чепурнов. – М.: ЕАОИ, 2010. – 295 с.
  17. Шаповалова Н. Н. Международное право: [учебное пособие] / Н. Н. Шаповалова. – М.: МФПА, 2010. – 120 с.
  18. Щербинина О. Е. Международное право: [учебник] / О. Е. Щербинина. – Красноярск: ИПК СФУ, 2010. – 301 с.

1 Ашавский Б. М. Международное право: [учебник] / Б. М. Ашавский. – М.: Юридическая литература, 2011. – 831 с.

2 Богуславский М. М. Международное право: [учебник] / М. М. Богуславский. – М.: Право, 2013. – 456 с.

3 Гетьман-Павлова И. В. Международное право: [учебник] / И. В. Гетьман-Павлова. – М.: ЮРИСТЪ, 2012. – 760 с.

4 Дмитриева Г. К. Международное право: [учебник] / Г. К. Дмитриева. – М.: Юридическая литература, 2012. – 640 с.

5 Иншакова В. С. Международное право: [учебник] / В. С. Иншакова. – М.: ЮРИСТЪ, 2013. – 220 с.

6 Каменецкая М. С. Международное право: [учебник] / М. С. Каменецкая. – М.: Право, 2012. – 460 с.

7 Бирюков П. Н. Международное право: [учебное пособие] / П. Н. Бирюков. – М.: ЮРИСТЪ, 2010. – 416 с.

8 Глебов И. Н. Международное право: [учебник] / И. Н. Глебов. – М.: Дрофа, 2010. – 368 с.

9 Игнатенко Г. В. Международное право: [учебное пособие] / Г. В. Игнатенко, О. И. Тиунов. – М.: ЮРИСТЪ, 2010. – 624 с.

10 Каламкарян Р. А. Международное право: [учебник] / Р. А. Каламкарян, Ю. И. Мигачев. – М: Юридическая литература, 2011. – 688 с.

11 Куркин Б. А. Международное право: [учебное пособие] / Б. А. Куркин. – М.: МГИУ, 2010. – 192 с.

12 Лукашук И. И. Международное право: [учебник] / И. И. Лукашук. – М.: Юридическая литература, 2010. – 544 с.

13 Лютов Н. Л.Международное право: [учебник] / Н. Л. Лютов, П. Е. Морозов. – М.: Проспект, 2011. – 216 с.

14 Ушаков Н. А. Международное право: [учебник] / Н. А. Ушаков. – М.: ЮРИСТЪ, 2010. – 304 с.

15 Каменецкая М. С. Международное право: [учебник] / М. С. Каменецкая. – М.: Право, 2012. – 460 с.

PAGE 24

Исследования международных нормативно-правовых актов о правах бывших осужденных