Состояние и пути совершенствования СКД в музее
КУРСОВАЯ РАБОТА
На тему:
Состояние и пути совершенствования СКД в музее "Павловск" методами информационно-просветительской деятельностью.
Содержание
Введение………………………………………………………………….………..2
Глава 1.Теоретические аспекты организации СКД музея средствами информационно-просветительских методик……………………………………7
1.1Состояние проблемы организации социально-культурной деятельности музея………………………………………………….……………7
1.2.Характеристика информационно-просветительских методик в процессе организации социально-культурной деятельности музея………….15
Выводы по 1 главе…………………………………………………….…..24
Глава2 Организация социально-культурной деятельности музея средствами информационно-просветительских методик……………………..25
2.1 Анализ социально-культурной деятельности музея………………..25
2.2.Исследования деятельности средствами информационно-просветительских методик……………………………………………………...28
2.3. Программа………………………………………………………….…36
Выводы по 2 главе……………………………………………………...…38
Заключение………………………………………………………………..39
Список использованной литературы…………………………………,…40
Введение
На современном этапе исторического развития, модернизации политической, экономической, социальной сфер, происходит переоценка ценностных ориентиров россиян, особенно в духовной жизни. Одним из условий развития общества, воспроизведения культуры является трансляция культурного наследия посредством музейных коммуникаций.
Музей, являясь институтом сохранения социальной памяти и популяризации культурных традиций, находится в поиске новых координат, новой социальной миссии.
Из века в век они играют все большую роль в духовной жизни общества, в просвещении, образовании и нравственно-эстетическом воспитании людей, в информационных и коммуникативных процессах, в утверждении национального самосознания.
Жизненность и реальная ценность музеев России с особой силой проявилась в 90-е годы XX века, когда в условиях социальных потрясений и глубокого экономического кризиса, в отличие от клубных учреждений, библиотек, лекториев, коллективов самодеятельного творчества и других компонентов сложившейся системы культурно-просветительной работы, они не только сохранили себя, но и продемонстрировали способность успешно функционировать на качественно новом рубеже социально-экономического, политического и духовного развития.
Таким образом музеи доказали, что обладают огромным культуросозидающим потенциалом, способны решать кардинальные задачи духовного развития общества. Однако наличие в хранилищах музеев миллионов бесценных экспонатов мировой и отечественной истории и культуры само по себе не гарантирует успех. Необходима научно осмысленная социально-культурная деятельность, которая донесла бы до сознания разных групп населения это духовное богатство, преобразила его из «вещи в себе» в «вещь для нас».
Характер и направленность исследования музея как института социально-культурной деятельности предопределялись методологическим положением о том, что экспозиция музея это не самоцель, а лишь средство познания отечественной истории, усвоение ценностей мировой и национальной культуры.1
Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что в настоящее время музеи меняют направленность своей работы. Они становятся одновременно хранилищами исторической памяти, местом диалога с посетителями, образовательными центрами. В их практику внедряются комплексные мероприятия, направленные на воспитание достойных граждан нового современного государства.
Этим обусловлены изменения в приоритетных направлениях деятельности музеев, т.е. в усилении научно-просветительной, или, как принято в современном музееведении называть, культурно-образовательной деятельности и рекреационной функции. Наметились тенденции становления новой модели региональных музеев, формирования образовательных концепций.
Конец XX в. выявил уникальную роль музеев в «интеграционных процессах развития общества, которые получают все большее развитие в разных странах и в мире, преломляясь в создании новых организационных структур, разрабатывающих спектр культурно-образовательных программ для самой широкой музейной аудитории, но, прежде всего для подрастающего поколения»2
Музейная специфика отражения истории связана с созданием условий для чувственного восприятия предметов, подлинных памятников прошлого и настоящего, независимо от типа экспонируемого предмета. Именно этим музей отличается от других учреждений культуры, представляющих переработанную через авторское видение информацию.
Именно музейные коллекции, специально организованная способствуют актуализации регионального культурно-исторического наследия, разнообразию форм и методик работы с посетителями.
В этой связи исследование того, как существует в настоящих условиях одни из крупнейших в мире музеев заповедник города Павловска и определение его возможный резервов актуально.
Проблема данного исследования.
- Проблема ресурсного обеспечения деятельности ГМЗ «Павловск».
- Проблема «вторичной» значимости музея в экскурсионных маршрутах ориентированных на ознакомление с пригородами Санкт-Петербурга. «Павловск в тени Царского села»
В связи с этим актуальным представляет анализ путей совершенствования деятельности музеев по решению вышеуказанных проблем.
Цель данного исследования - заключается в анализе состояния социально-культурной деятельности государственного музея заповедника Павловск и определении путей ее совершенствования.
В соответствии с поставленной целью необходимо проанализировать и решить следующие задачи.
- Провести анализ истории развития и современного состояния ГМЗ «Павловск»,
- Проанализировать состояние культурно-досуговой деятельности ГМЗ «Павловск», на современном этапе развития
- Рассмотреть варианты совершенствования социально-культурной деятельности в ГМЗ «Павловск»,
- Сформулировать рекомендации по совершенствованию социально-культурной деятельности для практического применения в ГМЗ «Павловск».
Степень разработанности проблемы
Объект исследования - государственный музеи заповедник Павловск, проводимая музеем социально-культурная деятельность.
Предмет исследования сложившийся процесс организации социально-культурной деятельности в ГМЗ «Павловск».
Базой исследования является музей заповедник Павловск.
Новизна исследования заключается в том, что в ходе исследования был проведён анализ истории развития и современного состояния ГМЗ «Павловск». По результатам, которого были разработаны методики улучшения состояния социокультурных услуг в ГМЗ «Павловск»
Гипотезы исследования.
- Музею необходимо сменить статус. Это поможет привлечь ресурсы из государственных и частных источников. В частности это даст возможность развития частных бизнес проектов, способных разнообразить социокультурные услуги ГМЗ Павловск.
- Разработка новых экскурсионных маршрутов поможет привлечь новых посетителей. Данные маршруты должны быть едиными с посещением музеев г. Пушкина.
Методы исследования:
1.При написании курсовой работы я опирался на библиографический метод исследования, который позволил проанализировать литературу по данной проблеме: М.А. Ариарского («Прикладная культурология»), Музееведение. На пути к музею XXI века. (Музеи-заповедники / Сб. науч. трудов. М., 1991.) Музеи в период перемен. (СПб.: Контрфосс, 1997)
2.Использовался контент-анализ, с помощью которого проанализированы основные направления деятельности данного учреждения.
3.Метод интервьюирования.
4.Метод анкетирования.
Задачи исследования:
- рассмотреть историю ГМЗ «Павловск» с момента его основания до наших дней;
- проанализировать существующие виды и формы социально-культурной деятельности в ГМЗ «Павловск»
- выявить существенные недостатки в работе и предложить пути совершенствования социально-культурной деятельности в ГМЗ «Павловск».
Этапы исследования.
- Анализ литературы по теме.
- Исследование деятельности ГМЗ «Павловск»
- Методические рекомендации по оптимизации работы ГМЗ «Павловск»
Положения, выносимые на защиту:
Методические рекомендации по совершенствованию социально-культурного потенциала ГМЗ «Павловск»
Глава 1.Теоретические аспекты организации СКД музея средствами информационно-просветительских методик.
1.1Состояние проблемы организации социально-культурной деятельности музея.
Музей - это сложное социокультурное образование, изучением
которого занимаются различные науки: философия и история, социология и психология, археология и культурология, биология, педагогика, музееведение.
Музеи, являющиеся хранителями культурного наследия, напрямую взаимодействуют с обществом. Будучи социокультурными институтами общества, музеи "соединяют" воедино через социокультурные процессы поколения людей, их духовность, достоинства, патриотизм.
Современная национальная доктрина России предполагает формирование гражданского полиэтносоциального общества, обеспечивающего историческую перспективу российской государственности. В этих условиях идея общественного функционирования государственного патриотизма, как социальной ценности и социального механизма в процессе формирования гражданского общества, выдвигают музеи на первый план. Основой патриотизма является духовно- нравственный и социокультурный компоненты. Изменение условий деятельности музея в современном обществе потребовало продолжения исследования смыслового содержания понятия "музей как социокультурный институт" и его методологического потенциала для углубления понимания социокультурной реальности.
Существующие трактовки многозначны и несут в себе терминологическую неопределенность. Кроме того, музей как социокультурный институт, в настоящее время, рассматривается, в основном, как категория культурологии и музееведения.
Но музей, будучи непосредственно связанным, с социальными и культурными взаимодействиями, несет в себе и социологическую определенность.
Основными функциями музейной деятельности, определяющими его место и роль в обществе и культуре, являются функция документирования, функция образования и воспитания и функция организации свободного времени.
Суть музейного документирования заключается в том, что музей выявляет и отбирает объекты природы и созданные человеком музейных предметы, которые могут выступать подлинными свидетельствами объективной реальности, комплектует музейные фонды, занимается их хранением и изучением.
Функция образования и воспитания основывается на информативных и экспрессивных свойствах музейного предмета. Она обусловлена познавательными и культурными запросами общества и осуществляется в различных формах экспозиционной и культурно-образовательной работы музеев.
Функция организации свободного времени является производной от функции образования и воспитания, так как посещение музея в свободное время связано в основном с мотивами познавательно-культурного характера.
В качестве самостоятельных социальных функций музея выделяют также его научно-исследовательскую, хранительскую (охранную), а также коммуникативную функции.
Как справедливо отмечает Т.Ю. Юренева Музееведение.3, социальные функции музея тесно связаны между собой и находятся в непрерывном взаимодействии. Процесс документирования продолжается в русле экспозиционной и культурно-образовательной деятельности музея, поскольку экспозиция осуществляется и функция образования и воспитания экскурсии, лекции и другие формы просветительной деятельности музея служат комментарием к экспозиции и представленным в ней музейным предметам. Примером могут служить лекторий и другие образовательные программы Государственной Третьяковской галереи.
В последнее время появилось тенденция привлекать посетителей путем воссоздания интерьеров экспозиционных залах, помещения в них действующих моделей и различных технических средств звукового сопровождения, киноэкранов, мониторов, компьютеров, а также тенденция использования театрализованных форм работы с посетителями, музейных концертов, праздников, балов
До начала 1960-х гг. музейные научные исследования были направлены преимущественно на изучение коллекций, однако уже с середины XX века специалистов начали волновать вопросы взаимодействия с аудиторией.
К настоящему моменту в музееведении сформировался новый коммуникационный подход, при котором посетитель рассматривается в качестве полноправного участника процесса коммуникации, собеседника и партнера музея, а не пассивного получателя знаний и впечатлений. В рамках музеологии были разработаны разные структурные модели музейной коммуникации.
Одна из наиболее распространенных моделей состоит в том, что посетитель общается с сотрудником музея с целью получения знаний, а экспонаты служат предметом или средством этого общения. В рамках другой модели посетитель общается непосредственно с экспонатом, который приобретает при этом самоценное значение. Цель этого общения не получение знаний, а эстетическое восприятие, которое не должно подавляться информацией искусствоведческого характера. Такая форма коммуникации в большей степени характерна для художественных музеев, которые вместо сообщения искусствоведческих знаний создают для музейной аудитории условия для эстетических переживаний и учат эстетическому восприятию экспоната как особому искусству.
Вступая в XXI век, мы вновь задаем себе извечные философские вопросы: кто мы? Откуда родом? Куда идем? С точки зрения музеев это означает необходимость определить нашу роль в современном мире, переосмыслить наш прошлый опыт и сформировать образ музеев будущего. Важность последней из этих задач, точнее ее главная цель, связана с глобализацией мира, с существованием Всемирной паутины, а также всемогущих мультимедиа.
Искусствоведы Брюс Дарри и Крис Хатчисон, во время проходившегося в 1996 году в Вантаа (Финляндия)4 Первого всемирного конгресса научных центров, предложили в своем докладе "Музеи третьего поколения" новый вариант классификации музеев.5 По их мнению, первое поколение музеев представлено традиционными техническими музеями, ориентированными на предмет: коллекции и экспозиции в них основываются на отобранных артефактах без создания для их показа широкого контекста. Основное внимание уделяется историческому аспекту, что способствует консервации устаревших взглядов.
Второе поколение музеев - это современные научные центры. Они занимаются комплектованием, их усилия сконцентрированы на разъяснении естественного порядка вещей, их показ основан на интерактивных моделях и экспериментах. Их цель заключается в просветительской деятельности и содействии творчеству с помощью "игрового" подхода, осваиваемого посетителями через "участие", что помогает им перейти от "предметов" к "процессам".
А музеи нового поколения, так называемые "музеи контекста", представляют из себя, например, технический музей, который мог бы (с помощью компьютеров, глобальной базы данных, виртуальной реальности и т.п.) предложить посетителям любое путешествие в историю человечества, объяснить развитие цивилизации с помощью технических артефактов, предоставить возможность совершать увлекательные путешествия в составе "экспедиций" и, таким образом, показать весь объем человеческих знаний. Базу данных музея можно было бы соединить с базой данных других музеев, в том числе художественных. В таком музее исчез бы разрыв между техникой и искусством. На практике это означает создание музея, который включал бы в себя содержимое всех других музеев, экспонируя свидетельства истории техники в контексте, созданном на основе соответствующих знаний и с помощью имитаций (включая виртуальную реальность) благодаря использованию сети компьютеров и терминалов. Однако одним из многочисленных препятствий, которые придется преодолеть, будут материальные расходы. Хотя куда сложнее будет преодолеть консервативную природу людей, в том числе и музейных работников, которым отводится важная роль в достижении этих целей.
Таким образом, идея музея нового типа, так называемого "музея контекста", предстает как сочетание возможностей ориентированного на предмет музея с мультимедийным доступом к широким знаниям в области культуры. Такие музеи могут дать лучшее понимание истории, соединив оба культурных аспекта, искусство и технику, что позволило бы также обеспечить более высокий уровень развлечений для публики. Это требует определенного знания исторических процессов, которые привели к разделению двух культур: науки и техники, с одной стороны и искусства - с другой.
Как видно из вышесказанного, в эпоху глобализации концептуальный подход к музеям претерпевает изменения. В современных условиях есть необходимость еще в создании так называемых "музеев мостов", в которых целостный и конспективный междисциплинарный опыт будет привлекателен для инженера и поэта, интеллектуала и несведущего человека, для взрослого и для ребенка. В этом случае музей не будет средоточением специальных знаний, делающий представленный в нем продукт недоступным для понимания. Напротив, он будет демонстрировать богатство натуры человека и смелость его стремлений. В музее мостов должна быть открыта постоянная экспозиция - значительная по площади и состоящая из оригинальных проектов, моделей, фотографий, рисунков, живописи, проектной документации, аудиовизуальной информации, фильмов и видеопрограмм.
Если музей будет функционировать как действующий исследовательский центр, открытый для всех желающих, в нем должны быть созданы отдел документации, архив и библиотека. В музее будет проводиться постоянный семинар, там должен быть предусмотрен зал для проведения различных встреч, а также помещение для небольших мероприятий и рабочих заседаний. Музей должен предоставлять значительное число социально-культурных услуг, что характерно сегодня для хорошо посещаемых музеев.
Глобализация и интернационализация культур грозят радикально уменьшить богатство наследуемого нами мира. Слово "музей" остается термином, обозначающим приемы и методы коллекционирования, изучения хранения и передачи подлинных ценностей и человеческого опыта. На западе это признанный носитель информации. Музей сам по себе является предметом культуры, и порой в прежнем смысле это означало исчерпывающее представление о каком-либо предмете. Его роль в развитии нового сознания, понимания целостности и сложности окружающей среды, не признающего границ между людьми и науками, очевидна и признана. Музей, используя в своей работе множество чувственных, эмоциональных и интеллектуальных каналов, стал специфической формой популярного научного и художественного опыта.6
Музей должен быть символом качества по мировым стандартам, он должен постоянно показывать превосходство явного и очевидного, возможность заглянуть за физические границы простых вещей. Музей должен стать местом, где сходятся различия, где могут убеждать, а не только информировать, но и вдохновлять.
Наблюдающийся во всем мире повышенный интерес к музеям науки не ослабевает, и музейным специалистам становится все труднее удержатся на соответствующем уровне в условиях быстро меняющейся технологической среды. Поэтому специалисты, работающие в музеях всех типов, призваны играть важную роль в том, чтобы каждый ребенок получил прекрасное образование.
Опытнейший Франк Оппенгеймер из Эксплораториума в Сан-Франциско подчеркивал, что обучение в школе усиливает впечатления, получаемые в музее, а музейный опыт обогащает школьное обучение. "Когда экспонаты носят "партисипативный" характер, практическое знакомство с ними может происходить легче, поскольку внимание многих людей проще привлечь, если они трогают выставленные предметы, что-то в них меняют или приводят их в действие. Но даже конечный результат обучения в значительной степени зависит от установок и прошлого опыта, с которыми посетитель приходит в музей". И вот где могут пригодиться музеи науки. Одним из таких музеев, даже можно сказать центром, науки является учреждение "Дискавери-плейс", существующий более 20 лет, который призван поощрять интерес публики к науке, математике и технике и способствовать их пониманию с помощью высококачественных образовательных средств, мероприятий и экспонатов.
Но пока все эти теории и концепции находятся на фазе внедрения в жизнь, на практике происходят явления, требующие вмешательства извне. И, на мой взгляд, эти задачи имеют приоритет, поскольку от них зависит дальнейшая судьба истории, или по крайней мере, предметов истории. В мире есть немало удивительных мест, связанных с историей, традициями и жизнью целых народов и представляющих их культурное наследие. Созданные человеческим гением или самой природой, они являются живым напоминанием о прошлом, которое уже никогда не сможет повториться. Они рассказывают нам о достижениях и системах ценностей целых цивилизаций, переносят нас в древние эпохи. Но вместе с планетой стареют и памятники прошлого, которые неразрывно и глубоко связаны со всей историей человечества. Разрушительные действия загрязнения окружающей среды, повсеместной урбанизации и стихийных бедствий в сочетании с нашим пренебрежительным к ним отношением привели к угрожающему состоянию этих памятников, в том числе природных, которое способно вызвать лишь отчаяние. Угроза их полного исчезновения вполне реальна. И если мы хотим сохранить для будущего, то, что нам досталось от прошлого, необходимо экстренное вмешательство. С этой целью был создан проект Форум ЮНЕСКО - университет и наследие, который возник в результате стремления объединить все имеющиеся технические, людские и финансовые ресурсы университетов и с помощью международных скоординированных действий, направленных на сохранение мирового культурного наследия. Созданный в 1996 году по случаю проведения международной встречи в Валенсийском политехническом университете (Испания), Форум ЮНЕСКО представляет собой сеть университетов, цель которой состоит в вовлечении студентов и преподавателей в активную работу по сохранению культурного наследия7. Более того, в международной базе данных, установленной в Валенсийском политехническом университете, содержится информация о курсах, готовящим для работы с культурным наследием. Массив данных, доступных любому заинтересованному лицу, уже способствовал значительному сплочению реставраторов, консерваторов и других специалистов, занимающихся культурным наследием. С учетом этих обстоятельств Валенсия стала центром, связывающим университеты и учреждения, занимающиеся сохранением, консервацией и реставрацией культурных ценностей на шести континентах. Находясь на пороге нового тысячелетия, мы не должны забывать о прошлом. Наша планета преподнесла немало уроков нашему человечеству за все время его существования, о чем свидетельствуют многочисленные отметины на ее поверхности. Археология рассказала нам о величии исчезнувших цивилизаций и подвигах наших предков. Памятники и другие сохранившиеся творения человека являются образцами техники и физическими свидетельствами о людях и событиях давно минувших дней, которые иначе бы были просто забыты. Наследие, тающее с каждым днем - это состояние всего рода человеческого.
Грамотное планирование и сотрудничество - вот что может сохранить памятники, представляющие исключительную ценность для истории культуры всего человечества. Форум ЮНЕСКО был задуман в целях организации встреч специалистов и представителей общественности по обмену новыми идеями и подходами. Его создание основывалось на уверенности в том, что с помощью международного междисциплинарного сотрудничества в сочетании с государственным образованием и поддержкой мы сможем гарантировать выживание нашего прошлого в будущем.
1.2.Характеристика информационно-просветительских методик в процессе организации социально-культурной деятельности музея.
Основные данные
В декабре 2007-го Павловский музей заповедник отпраздновал своё 230-летие.
На сегодняшний день дворцово-парковый комплекс является федеральным некоммерческим учреждением.
Площади организации:
экспозиционно-выставочная 4924м2 фондохранилищ 1606м2 парковая 600га
Количество сотрудников:
255, из них 21 научных
Среднее кол. посетителей в год:
450000
В структуре организации имеются:
архив, научная библиотека, экспертная группа, реставрационные мастерские
Вышестоящая организация:
Комитет по культуре г. Санкт-Петербурга
Членство в организациях:
Союз музеев России
Организации партнеры:
Государственный Эрмитаж
Государственный музей истории Санкт-Петербурга
Государственный музей-усадьба "Архангельское"
Тюменский областной краеведческий музей имени И.Я.Словцова
Государственный комплекс "Дворец конгрессов" (Константиновский дворец)
ОГУК Музей истории камнерезного и ювелирного искусства
Российский государственный исторический архив (РГИА)
Государственный архив Российской Федерации г. Москва
Единиц хранения:
33374, из них 32126 предметов основного фонда
Наиболее ценные (уникальные) коллекции:
Туалетный прибор императрицы Марии Федоровны, Франция, фарфор, севр. - 75 предм.
Коллекция русского стекла и фарфора XVIII - нач. XX вв.
Коллекция итальянской живописи XVI - XIX вв.
Коллекция французской мебели XVIII - XIX вв.
Коллекция русской мебели XVIII - нач. XX вв.
Коллекция французской бронзы
Коллекция западноевропейского и русского костюма XVIII - XX вв.
Коллекция античной скульптуры
Издания, выпущенные организацией:
А.М.Кучумов. Павловск. Дворец и парк. - Л., 1976.
А.М.Кучумов. Убранство русского жилого интерьера. - Л., 1977.
А.М.Кучумов. Русское декоративно-прикладное искусство XVIII - XIX вв. в собрании Павловского дворца-музея. - Л., 1982.
Павловск (в 2-х томах: 1 том - "Дворец и парк", 2 том - "Коллекции"). - Париж, 1994.
Павловск. Императорский дворец, - Спб., 1997.
Павловск. Дворец. Парк. - Спб., 1998.
Павловск. Золотой век русской культуры. - Спб., 1999.
Павел Петрович. Великий князь. Император. - Спб., 2001.
Павловск. Видео-фильм, 2001.
Примечание:
Первоочередные задачи организации: закупка оборудования для фондохранилищ и архива, инвестиционные проекты, закупка техники, подготовка изданий, научные и реставрационные работы, массовые мероприятия.
При музее существует школа искусств.
ГМЗ "Павловск" сотрудничает с 80 туристическими организациями и фирмами, российскими и зарубежными.
Реставрационные мастерские по камню, скульптуре, живописи, часов.
Экскурсии
Экскурсионный отдел музея-заповедника «Павловск» предлагает обзорные экскурсии по музею, а также разнообразные тематические экскурсии.
Обзорные экскурсии:
- Парадные залы дворца (II этаж)
- Жилые комнаты (I этаж, центральный корпус)
- Комнаты императрицы Марии Федоровны
- Убранство жилого интерьера XIX века
- Мир женщины и её увлечений. Дворянский быт XIX века
- Музей костюма
- Мемориальный кабинет А. И. Зеленовой
- Прекрасные лики Российского царства
Тематические экскурсии:
- «ЧАСЫ РАССКАЗЫВАЮТ…» Продолжительность 1,5 2 часа.
- «ИЗ ИСТОРИИ ОДНОГО ПУТЕШЕСТВИЯ» Продолжительность 1,5 2 часа.
- «СЕМЬ ШЕДЕВРОВ ПАВЛОВСКОГО ДВОРЦА-МУЗЕЯ»
Продолжительность 1,5 2 часа.
- «ПЕРВАЯ ВЛАДЕЛИЦА» Продолжительность 1,5 2 часа.
Экскурсионные циклы:
Для студентов и школьников в Государственном музее-заповеднике разработаны циклы экскурсий и культурных программ, в ходе которых учащиеся могут лучше познакомиться с историей не только Павловска, но и на примере коллекций императорской резиденции с историей мирового искусства.
- «ВВЕДЕНИЕ В ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ»
Экскурсионный абонемент
16 занятий по 2 ак.ч.
- «ГОРОДА И МУЗЕЙ МИРА»
Лекционный курс
16 занятий по 2 ак.ч.
- «ИСТОРИЯ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ»
1-3 классы
Экскурсионный абонемент. 16 занятий по 2 ак.ч.
- "ПРИКЛЮЧЕНИЯ АППОЛОНА В ПАВЛОВСКОМ ПАРКЕ"
Длина маршрута - 3 км
Продолжительность экскурсии - 1,5 ч
Количество человек в группе 15
- «ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ И ПАВЛОВСКИЙ ДВОРЕЦ-МУЗЕЙ»
- «ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВО ПУГОВИЦА»
1-4 классы
Интерактивная экскурсия
- «ВОЛШЕБНЫЙ МИР МУЗЕЯ»
Детский сад
Экскурсионный абонемент.
28 занятий по 45 мин.
Выставки
- ЗАВЕЩАНИЕ ИМПЕРАТРИЦЫ
- АНДРЕ ШАРЛЬ БУЛЬ И ИСКУССТВО ЕГО ВРЕМЕНИ
- «РУССКИЙ ФАРФОР. Фарфоровое заведение Н.Б. Юсупова в Архангельском»
- «ИВАН ПРОКОФЬЕВ 1758-1828»
Фестивали и праздники, концерты в Павловском дворце и парке (2009 год)
Государственный музей-заповедник «Павловск» сохраняет и представляет не только уникальный дворец XVIII века, а также один из самых больших в Европе пейзажных парков, но и развивает многообразные направления художественного творчества. Парк предлагает жителям и гостям Санкт-Петербурга стать зрителями и участниками фестивалей и праздников, проводимых в Государственном музее-заповеднике «Павловск».
Праздники
- «Весёлая масленица»
- «Неделя книги»
- «Праздничный парад в честь 100-летия скаутского движения России»
- "Подарим детям солнце" театрализованный праздник
31 мая в 13:00 на Площади гуляний в Павловском парке прошёл театрализованный праздник, посвященный дню защиты детей "Подарим солнце детям"
- "Музыка белых ночей" концерт классической музыки
14 июня в Розовом павильоне в 15:00 состоялся концерт классической музыки "Музыка Белых ночей".
- "Кубок 19-го августа" футбольно-концертное шоу
- "Осень в императорском парке"
Фестивали
- «Императорский букет» IХ фестиваль цветов имени императрицы Марии Федоровны
- «VII Павловский международный городской фестиваль имени Глинки»
- «Хранимый музами»
Весенний Павловский Международный музыкальный фестиваль, посвященный открытию летнего сезона.
- «Большой вальс» VIII Музыкальный фестиваль
16 июля, Розовый Павильон
"Любимые Вальсы"
- «Барбершоп Гармония» Х Международный фестиваль хоров
«Барбершоп гармония» в Санкт-Петербурге
- «Музыка золотой осени» третий Санкт-Петербургский фестиваль прессы
Реставрационные проекты
- «Храм дружбы»
«Любовь, почтение и благодарность посвятили»
- «Реконструкция библиотеки Росси»
- «Парадная спальня»
- «Старая гостиная»
Парк и частный бизнес
PR-проект страховой компании «Капитал-Полис»
- «Велопавловск» В 2003 году стартовал проект «Велосипедные экскурсии по Павловскому парку» Этот проект планировался как пиар компания, страховой компании «Капитал-Полис». Прокат велосипедов работает напротив входа на стадион. С недавнего времени компания начала сотрудничать с «обществом любителей Павловска» Совместно с обществом были разработаны специализированные экскурсионные маршруты.
- Круглый зал
- Долина прудов, Зачарованный остров
- Руина и Елизаветин павильон
- Колонна "Конец света"
- Мавзолей "Супругу благодетелю"
- Розовый павилион
- "Самое красивое место"
- Круг белых берез
- Парадное поле
- Тройная липовая аллея
- Пиль-башня
- Фотовыставка «Времена года»
Выставка проходила в том месте, где когда-то существовал павильон «Старое шале».
По плану организаторов был сделан временный макет «Старого шале» из снега.
«Первыми ее посетителями стали работки парка. Отклики этих посетителей были самыми неожиданными и самыми любопытными.
Сережа, а тут ты не скосил! говорили трактористу, ответственному за покос, глядя на фотографию с изображением «Руины». На что приходилось отвечать, что снимок сделан до того, как начинается время покоса. Спорили о том, надо ли стричь кусты рядом с Холодной баней или не надо. Обсуждали где необходимо проводить вырубки деревьев, где нет. В общем, шло обсуждение не столько художественных достоинств снимков, столь оценка работы специалистов садово-паркового хозяйства.
Затем настал черед и посетителей парка, реакция на увиденное была самой разнообразной: люди подходили, благодарили, кто-то восхищался, кто-то спрашивал, где заказать такие фотообои и упорно пытался понять, в чем коммерческий смысл происходящего (зачем вообще торчать здесь, если не продавать фотографии и не принимать заказы на фотообои), других экспозиция оставляла равнодушными, были и фотографы пожелавшие принять участие в летней выставке.» 8
В целом, по словам авторов, выставка прошла успешно, также были привлечены спонсоры, которые дали согласие и в дальнейших подобных акциях принимать активное участие.
Меценат Сергей Гутцайт
- «Реставрация Круглого зала»
«Круглый зал был первым реставрационным проектом Гутцайта, после которого его захватила эта страсть восстановление памятников архитектуры. По существу, он уже несколько лет реализует один большой проект под названием «Возрождение Павловска как культурно-образовательного заповедника».9
- «Классическая музыка»
Концерты камерной классической музыки в отреставрированном «Круглом зале». Каждый год меценат вносит 10000 у.е собственных денег в проведение концертов классической музыки. Концерт может посетить любой желающий, совершенно бесплатно.
Заключение
На этом обзор развития историко-культурных ценностей Государственного музея-заповедника “Павловск” заканчивается. Пришла новая идеология, новое время, идет переоценка материальных и духовных ценностей. Все это, конечно, влияет на деятельность музея. Появляются новые тенденции по сотрудничеству музея с туристическими организациями, так как увеличивается поток туристов, посещающих музей, меняются их потребности в музейном обслуживании, в получении знаний об историческом прошлом.
Глава 2 Организация социально-культурной деятельности музея средствами информационно-просветительских методик.
2.1 Анализ социально-культурной деятельности музея
Любое развитие определятся набором различных факторов:
- Условия, которые предопределяют развитие.
- Среда (или пространство), в пределах которой развивается объект.
- Необходимые механизмы, которые берут на себя роль движителей развития.
- Выбор моделей, которые будут работать в новых условиях развития.
- Пути или направления, по которым прокладывается развитие.
- Этапы, которые проходит объект во временном процессе развития.
1. Условия, которые предопределяют развитие
В Павловском музее процесс встраивания в изменившиеся условия начался с создания целостной концепции и разработки программы «Развития ГМЗ Павловск», в которой были прописаны практически все выделенные работниками музея позиции. При этом мы прекрасно понимали, что, кроме условий, необходимо учитывать и сложившуюся на данный момент среду развития музея.
2. Среда развития музея
Сегодня можно смело назвать три пространства, в которых идет развитие музея в современных условиях:
- музейное пространство;
- внемузейное пространство;
- информационное пространство.
При этом каждое из пространств не отменяет, а только дополняет предыдущее, и все они развиваются по собственным законам и принципам: простой перенос существующих моделей в новые, недавно возникшие не приводит к должному успеху. Поэтому необходимы принципиально новые механизмы и новые модели, адаптированные как под внемузейное, так и под информационное пространство.
3. Механизмы развития музея
Появление информационного пространства поставило перед музеем совершенно новые проблемы и открыло новые возможности. Исходя из этих возможностей, в музеи возникли новые структуры, которые берут на себя роль новых механизмов развития
- отделы информатизации;
- отделы информационных ресурсов;
- отделы по развитию музея;
- отделы по маркетингу;
- музейные агентства;
- музейные ресурсные центры.
4. Модели развития музея
Новые условия и возможности заставили музей обратить внимание и развивать в музее следующие модели:
- партнерская модель;
- коммуникационная модель;
- ресурсная модель;
- модель внутреннего взаимодействия;
- образовательная модель;
- управленческая модель.
Все рассмотренные модели определяют пути и направления развития, по которым музей стремится идти. При этом данные модели и пути развития не отменяют уже существующие в музее направления, а только дополняют их, порой делая более зримыми и весомыми.
5. Пути развития музея
Можно с уверенностью сказать, что сегодня в Павловском музее уже сформированы или начинают формироваться несколько новых путей и направлений развития:
- партнерский путь;
- коммуникационный путь;
- ресурсный путь;
- путь внутреннего взаимодействия;
- образовательный путь;
- управленческий путь.
В целом, все эти пути очень тесно связаны между собой и отражают довольно динамичную картину и этапы развития музея.
6. Этапы развития музея
За время, прошедшее с момента создания концепции и программы «Развития ГМЗ Павловск», смело можно выделить в развитии, по крайней мере, четыре этапа:
- концептуальный этап;
- организационный этап;
- информационный этап;
- управленческий этап.
В итоге, все перечисленные выше позиции составляют единую и целостную систему развития музея в современном информационном мире. Насколько хороша эта система, покажет время, однако уже пройденный немалый путь позволяет с успешностью говорить о планомерном и качественном развитии.
После использования контент-анализа можно сделать вывод, что в Павловском музеи заповеднике широко используется симбиоз традиционных форм просветительства с различными формами инновационного характера. Базовые формы, а именно: экскурсии, лекции, чтения, клубы, кружки, конкурсы (викторины, олимпиады), встречи с интересными людьми, концерты (литературные вечера), музейные праздники, претерпевают обновление, т. к. вводится театрализация, диалоговое общение с посетителями. Активно вводятся новейшие технологии. Разрабатываются новые маршруты экскурсий, привлекается частный капитал. Вся проделываемая работа направлена на улучшение качества предлагаемых услуг. Всё это подтверждается многочисленными записями в книге отзывов, благодарными письмами и конечно увеличением посетителей.
Данный симбиоз помогает музею успешно существовать и развиваться в соответствии с новейшими стандартами, представляемыми министерством Культуры Российской Федерации.
Метод интервьюирования и метод анкетирования показал общее благоприятное отношение к проводимой музеем социокультурной и экономической политике по улучшению качества услуг. (см. приложение, анализ представлен в численном порядке. Для анализа были объединены результаты интервью и анкетирования. Общее число опрошенных составило 124 человека.)
2.2Исследования деятельности средствами информационно-просветительских методик.
Анкета ГМЗ Павловск
В целях улучшения качества обслуживания просим Вас заполнить данную анкету.
1) Ваш возраст:
2) Ваше образование:
- Учусь (школа)
- Среднее
- Среднее специальное
- Высшие
3) Цель посещения музея и парка:
- Ознакомиться с экспонатами, прослушать экскурсию
- Цель посещения
1) Ознакомиться с отдельными экспонатами и павильонами
2) Ознакомиться целиком с экспозицией и с ансамблем архитектурой парка.
- Провести свободное время
4) Как часто вы посещаете музей (именно музей, к данному вопросу не относится посещение парка):
- Посещал(а) уже несколько раз и возможно посещу ещё
- Посещаю впервые, возможно посещу ещё
- Не разу не был(а)
5) Как часто вы посещаете парк
- Посещал(а) уже несколько раз и собираюсь посетить ещё
- Посещаю впервые
6) Форма ознакомления с музеем и парком:
- Экскурсия с экскурсоводом
- Аудио экскурсия
- Путеводитель
- Самостоятельно без экскурсии
7) Если посещали с экскурсоводом:
- Проведённая экскурсия понравилась, экскурсоводы профессиональны, эмоциональны, эрудированны.
- Не удовлетворён(а) экскурсией
- Затрудняюсь ответить
8) Из каких источников вы узнали о музее:
- Друзья, родственники
- Интернет (сайт и группы в социальных сетях)
- Реклама (газеты, журналы, на улице)
- От организаторов экскурсий (тур агентство, гостиница)
- Другие источники информации
9) Устраивают ли вас цены на посещение музея и парка:
- Высокие
- Да устраивают
- Затрудняюсь ответить
10) Посещали ли вы проводимые музеем мероприятия (праздники, вечера музыки, эксклюзивные экскурсии и т.д.)
- Да посещал(а) и возможно посещу снова
- Нет, но хотелось бы
- Нет не посещал(а) и не интересуюсь
11) Если вы посещали мероприятия, откуда вы о них узнали:
- От друзей
- Информация на улицах
- Интернет (сайт, группы в социальных сетях, рецензии и объявления на порталах)
- Иная реклама (в газетах, на телевидении, радио и т.д.)
12)Понравились ли вам мероприятия
- Да очень
- Да, но могло быть и лучше
- Без особых эмоций
- Крайне не довольны
12) Покупали ли вы сувенирную продукцию:
- Да
- Нет
13) Если покупали то где:
- В музеи
- На улице при выходе
14) Если покупали, то удовлетворены ли вы ценами:
- Цены вполне устраивают
- Цены высокие, но что-то купить приемлемо
- Очень высокие цены
15) Ваши предложения по улучшению музейной работы
Результаты анкетирования
Анализ данной анкеты предполагал получить информацию:
1) - о социально-демографическом составе посетителей, который распределялся по возрасту, образованию и месту жительства;
2) - об интересах и уровне подготовки посетителей;
3) - об оценке посетителями видов и форм деятельности музея;
4) - об источниках информационной осведомленности посетителей;
5) - о рекламной, издательской, сувенирной продукции;
6) - предложения и рекомендации по улучшению работы музея.
Анкетирование посетителей в Павловском городском музее-заповеднике велось в осенний период. Общее число опрошенных 124 человека. Анкетирование проводилось несколькими способами через группу в социальной сети «контакт» (45 человек), на улице и в музее методом анкетирования и интервьюирования (55 человек). 25 человек являются родственниками знакомыми и опрошены в домашних условиях. Совокупность способов даёт более качественный анализ. Так же в ходе анкетирования добавлялись дополнительные вопросы, данные вопросы дали информацию об упущенных ранее сферах социокультурной деятельности музея.
Анкетирование показало
1) 47% опрошенных - люди от 17 до 29 лет, 25% - от 30 до 55 лет, 5.3% - старше 55 лет, школьники 22.7%.
2) На основании полученных данных установлено, что наиболее представительной группой по посещаемости музея оказались люди имеющие среднее образование, хотя в целом процентное отношение отлично друг от друга довольно мало.
22.7%. - учащаяся молодёжь с н/средним образованием
27,1% - средне-специальное
30,2% - среднее.
20% посетителей имеют высшее образование
21 анкетируемый не дал ответа на вопрос
3) Анализ показал, что основной целью посещения парка и музея является проведение свободного времени 78.3%, с экскурсионной целью парк посещало 21.7% опрошенных.
Под вопросы в первом варианте ответа показали, что из 21.7% посетителей 30% посещают музей для ознакомления с отдельными экспонатами и павильонами 70% интересен целостный обзор.
4) Данный вопрос был добавлен позже и проводился при выходе из парка, на вопрос ответило 42 человека. Ответы показали, что
Музей посетили несколько раз 30 опрошенных
Посетили впервые 8-е опрошенных
Не посещали музей 4-ро опрошенных
5) Данный вопрос так же появился позже и на него так же ответило 42 человека
Посещали парк 36 опрошенных, 6 опрошенных посещали парк в первые.
4 и 5 вопросы помогли понять, что опрашиваемые посещают парк и музей в основном уже не первый раз. Так же в ходе дополнительного интервьюирования, не входящего в число общих вопросов, удалось выяснить, что опрашиваемые готовы приезжать ещё и обязательно посоветуют посетить парк и музей своим друзьям, коллегам и близким. Некоторые из опрашиваемых признались, что добавят свои впечатления в личный блог, что даст ознакомиться с их мнением большому числу людей.
6) Данный вопрос, к сожалению, не может дать нам качественных результатов, так как ответы на него были получены в разных местах. И не было разделения на парк и музей. Но некие общие представления, на мой взгляд, он может дать. После выявления не корректности вопроса он был убран, в итоге на данный вопрос ответило 32 человека.
Экскурсии с экскурсоводом 8 %
Аудио экскурсия 1%
Путеводитель 20%
Самостоятельно без экскурсии 71 %
7) Вопрос был чуть изменен, но суть вопроса оставалась прежней, результат показал 70% гостей музея отмечают профессионализм, эмоциональность, эрудированность экскурсоводов, 4,3% остались, не удовлетворены экскурсией без указания причин, 5,7 % не ответили на вопрос.
8) Опрос показал, что основную роль в информировании об музеи играют сами посетители, это даёт понять, что они удовлетворены социокультурной деятельностью, поэтому рекомендуют посещения музея своим близким и знакомым.
Друзья, родственники 49,3%
Интернет (сайт и группы в социальных сетях) 13,2%
Реклама (газеты, журналы, на улице) 25.5%
От организаторов экскурсий (тур агентство, гостиница) 10%
Другие источники информации 2%
Высокий процент информированности через сайты и рекламу говорит о хорошей работе информационных отделов музея. То что на долю экскурсионных агенств приходится всего 10% должно говорить о том что у музея плохо работают отделы связи с агентствами. Но тут играет большую роль, что провести анкетирование мне удалось лишь одной малой группы туристов. То есть в целом данные несут не 100%-ный объективный характер.
9) Анкетирование показало, что цены на входные билеты и экскурсионное обслуживание в музее устраивают большинство посетителей - 68% для 25,3% посетителей они показались высокими, 6.7% затруднились ответить.
10) Анкетирование показало
Посещали мероприятия 32.4 % опрошенных
Не посещали, но хотели бы 60.3 %
Нет не посещал(а) и не интересуюсь 7.3%
11) Вопрос первый
От друзей 42.2 %
Информация на улицах 8.3 %
Интернет (сайт, группы в социальных сетях, рецензии и объявления на порталах) 29%
Иная реклама (в газетах, на телевидении, радио и т.д.) 20.5 %
Данный вопрос подтверждает благоприятное отношение к проводимым мероприятиям и говорит о заинтересованности ими. Также из анализа можно судить о хорошей работе информационных отделов и отделе культурных программ.
Вопрос второй был добавлен для уточнения данных. Опрошено 49 человек. Опрос был введён после ознакомления с замечаниями по поводу проведенного «фестиваля Роз». О фестивале крайне неблагоприятно высказывался один посетитель и несколько участников. При дальнейшем выяснении были выявлены причины недовольства, ими оказались плохая информированность и проблемы в организации праздника. Данный инцидент, на мой взгляд, носит частный характер, хотя сильно ударил по репутации фестиваля, как с организационной, так и с посетительской стороны.
Да очень 38 человек
Да, но могло быть и лучше 5 человек
Без особых эмоций 6 человек
Крайне не довольны 0
В целом опрос анкетирование показало, что посетители довольны проводимыми мероприятиями.
12) Анкетирование показало, что сувениры покупали лишь 32.4% посетителей, 67.6% сувениры не приобрели.
Тут нужно учесть что анкетирование проводилось во время спада посещаемости и как говорилось выше, среди опрошенных было малое число туристических групп.
13) Сувениры предпочли купить в музеи 13.6%, купили на улице 84.4%
14) Цены вполне устраивают 45%
Цены высокие, но что-то купить приемлемо 32.4%
Очень высокие цены 22.6%
15) Ответы на последний вопрос "Ваши предложения по улучшению музейной работы" можно объединить в несколько типичных разделов:
1) 68.4% посетителей оставили этот непростой вопрос без ответа.
2) Предложения по улучшению экскурсионной работы составили 5.3%.
И звучат они так:
- сделать разнообразнее формы проведения экскурсий;
- проводить экскурсии в необычной форме
3) За улучшение культурно-образовательных форм работы высказалось 14,3% респондентов:
- проведение акций по привлечению молодежи к работе музея (конкурс чтецов, художников, поэтов).
- проведение дня открытых дверей;
- больше проводить мероприятий и праздников
4) Свои предложения по улучшению информационной осведомленности внесли 6,2% посетителей:
- расширение источников информации;
- больше рекламы;
5) 6,3% посетителей высказалось за улучшение внешнего и внутреннего вида музея и парка (предпочтение отдавалось парку) 4 %
6) И небольшое число респондентов высказалась за восстановление проката лодок и вообще улучшение релаксационных видов отдыха и досуга 1.8 %
Также в ходе анкетирования задавались дополнительные вопросы, не вошедшие в общую статистику, но существенно помогающие в определении общей картины об удовлетворённости предоставляемыми социокультурными услугами.
2.3 Программа.
На основе проведённого анализа можно с уверенностью говорить об успешном развитии ГМЗ Павловск.
Мне как исследователю не видится необходимость разработки новых методик для работы музея или доработки и улучшения старых, способных качественно улучшить работу музея. Поэтому предлагаемые мной проекты будут иметь долгосрочный характер и необходимую дальнейшую доработку специалистами.
Для успешной реализации данных программ музею потребуется:
Привлечение большого числа инвесторов, партнёров, спонсоров
Изменение статуса музея. (данная работа уже ведётся музеем)
Привлечение большого числа специалистов
Проект реконструкции «Музыкального вокзала» и строительство «Детской железной дороги»
В сентябре 2009 в Павловском дворце на III международном фестивале прессы вновь обсуждался вопрос воссоздания «Павловского музыкального вокзала» по сообщениям большинства СМИ была произведена первичная договоренность по разработке чёртежей для воссоздания уникального комплекса.
В тоже время на участке от станции метро Купчино до буферного парка г. Пушкина ведётся строительство новой «Малой Октябрьской детской железной дороги». По новому проекту дорога будет иметь 3 станции (включая конечные)
С технической точки зрения видится возможность доведения данной дороги до г. Павловска, а при хорошем раскладе и проведения её на территорию парка к месту возможного воссоздания «Павловского музыкального вокзала».
Безусловно данный проект потребует большого вложения финансовых средств и большого числа согласований. Но потенциал данной идеи, безусловно, высок. Это можно подтвердить, просмотрев статистику посетителей «Малой Октябрьской детской железной дороги» приплюсовав к нему потенциал посещения «Музыкального вокзала». Так же ОЖД проводилось мероприятие. Для привлечения туристов в музеи Павловска и Пушкина по маршруту Витебский вокзал Павловск курсировал паровоз. Данное мероприятие имело огромный успех, но по некоторым причинам, к сожалению, было приостановлено.
Организация данных проектов по отдельности будет менее эффективна. ДЖД выходящая в буферный парк крайне не удобна, так как оттуда тяжело попасть в музеи Пушкина и Павловска, а так же она менее «пейзажна» что является большим минусом по сравнению с уже существующей дорогой.
Также данный проект может стать новым удобным экскурсионным маршрутом, соединяющим в единое целое музеи Павловска и Пушкина.
Проведение ежегодных соревнований собачьих упряжек.
В г. Павловске проживает совладелец клуба беговых собак. В этом году клубом была разработана программа проведения соревнований. Для данной программы уже найдены необходимые спонсоры, рабочий персонал, участники и т.д. Главной проблемой на данный момент является место проведения.
На мой взгляд, Павловский парк мог бы стать великолепной площадкой для данных соревнований, правда при условии, что все необходимые временные помещения и необходимая инфраструктура для данного мероприятия будут находиться за пределами парка либо на территории близ паркового стадиона.
Вывод по главе 2
В главе рассматривался вопрос организация социально-культурной деятельности музея средствами информационно-просветительских методик. Был проведён анализ социально-культурной деятельности музея а также провидено исследования деятельности средствами информационно-просветительских методик и разработана информационно-просветительская программа.
Заключение
Изучив деятельность ГМЗ Павловск. Могу с уверенностью сказать что «команда» музея с максимальной эффективностью использует все имеющиеся ресурсы, а также эффективно привлекает новые, используя новейшие технологии планирования развития. Музей имеет хорошо разработанную структуру взаимодействующих отделов, которые качественно и эффективно сотрудничают друг с другом, результатом данного сотрудничества является удовлетворённый потребитель.
Дальнейшее развитие музея видится в связи с возможной сменой статуса музея. Это должно обеспечить музей увеличением государственного финансирования и возможностью привлечения большего числа инвесторов и спонсоров.
21 июня. Президент России Дмитрий Медведев посетил Государственный музей-заповедник «Павловск». Посещение носило неофициальный характер, но при данном посещении Дмитрий Медведев заверил руководство дворца, что действия по смене статуса будут активно поддерживаться. Также президент, в частности, указал на необходимость уточнить порядок бюджетного финансирования музеев и привлечения средств частных инвесторов. По мнению Медведева, по примеру открытого 20 июня в Амстердаме филиала Государственного Эрмитажа в Нидерландах «Эрмитаж на Амстеле», у каждого крупного российского музея должен быть свой фонд, который помогал бы обеспечивать его работу.
Список литературы и использованных материалов:
Литература
- Ариарский М.А. Прикладная культурология. - СПб: ЭГО, 2001
- Бутиков Г. П. Воспитательный потенциал российских музеев. СПб., 1998..;
- Косова И.М. Музей, образование, культура. Тенденции и перспективы на рубеже тысячелетий // Музеи. Образование. Культура. Процессы интеграции. М., 1999.
- Ломоносовские чтения 2002 г. Аспиранты. Том №1
- Международный журнал "Museum" (ЮНЕСКО), №1 2001г.
- Международный журнал "Museum" (ЮНЕСКО), №2 2001г.
- Международный журнал "Museum" (ЮНЕСКО), №3 2001г
- Музееведение. На пути к музею XXI века. Музеи-заповедники / Сб. науч. трудов. М., 1991.
- Музеи будущего: информационный менеджмент / Сост. А.В.Лебедев. М.: Прогресс-Традиция, 2001.
- Музеи. Маркетинг. Менеджмент. М.: Прогресс-Традиция, 2001.
- Музей в современном мире: традиционализм и новаторство / Труды ГИМ. Вып. 104. М., 1999.
- Музей и новые технологии / На пути к музею XXI века. М.: Прогресс-Традиция, 1999.
- Пономарев Б.Б. Несовершенный музей в несовершенном мире. М.: ИПК Робин, 2002.
Другие источники:
1. http://www.pavlovskmuseum.ru
2. http://www.expert.ru/printissues/expert/2003/16/16ex-gutsait/undefined
3. http://vkontakte.ru/club7263055
1 Ариарский М.А. Прикладная культурология. - СПб: ЭГО, 2001.
2 Косова И.М. Музей, образование, культура. Тенденции и перспективы на рубеже тысячелетий // Музеи. Образование. Культура. Процессы интеграции. М., 1999. С. 13.
3 Музееведение. Учебник для высшей школы. 4-е изд., испр. и доп. М.: Академический проект; Альма Матер. 2007
4 Ломоносовские чтения 2002 г. Аспиранты. Том №1 (http://lib.socio.msu.ru/)
5 Иво Янушек "Музей контекста: соединение науки и культуры"// Международный журнал "Museum" (ЮНЕСКО), №2 2001г. стр.22
6 Томислав Шола "Мосты: музей эпохи глобализации"// Международный журнал "Museum" (ЮНЕСКО), №3 2001г. стр.58
7 Джонатан Белл "Форум ЮНЕСКО - университет и наследие"// Международный журнал "Museum" (ЮНЕСКО), №1 2001г. стр.45
8 http://www.velopavlovsk.ru/fshdone.shtml
9 http://www.expert.ru/printissues/expert/2003/16/16ex-gutsait/undefined
Состояние и пути совершенствования СКД в музее