Влияние анимационных фильмов на детей

Влияние анимационных фильмов на детей

Курсовая работа

Содержание

Введение……………………………………………………………………3

Глава 1. Актуальность проблемы влияния анимационных фильмов

на детей…………………………………………………………………….5

Глава 2. Всестороннее влияние анимационных фильмов на личностное и психологическое развитие детей………………………………………………11

Глава 3. Последствия влияния анимационных фильмов на воспитание и поведение детей, на формирование их личностных качеств и психических процессов ………………………………………………………………………34

Заключение………………………………………………………………..44

Список используемой литературы……………………………………….46

Введение

Одно из самых глобальных изобретений человечества за последние несколько лет - это создание телевидения. Современный человек не представляет своей жизни без телевизора. Он служит и источником дополнительной информации, и средством развлечения.

Телевидение приковывает к своим экранам не только взрослых, но и детей. Очень важной проблемой при рассмотрении влияния телевидения на массы является влияние его на детей. По мнению доктора психологических наук В.И.Лебедева, именно дети оказываются самой уязвимой для гипнотического воздействия группой, ввиду незащищенности их психики самосознанием. Если раньше воспитанием личности занимались родители или ближайшие родственники, то сейчас, эти функции взял на себя телевизор. В отличие от родителей, телевизор никогда не отстраняется от юных зрителей, удовлетворяет их духовные потребности и наставляет их в жизни [32].

Дети особый интерес проявляют к мультфильмам. Красочные, яркие они не оставят равнодушным ни одного ребенка. Большинство мультфильмов изобилует сценами насилия, вульгарного поведения, неуважения к окружающим, быстрыми и агрессивными действиями, яркими вспышками света, ненормативной лексикой. Все это негативно влияет на подсознание детей, на формирование и становление их личности, нравственных устоев и многих психических процессов.

Дети, из-за отсутствия у них полного сознания границ реальности, все события, которые происходят перед их глазами, воспринимают как настоящие. Убийство и насилие не вызывают у них чувства страха или отвращения, потому что в результате привыкания к таким мультфильмам увиденное на экране становится для детей не только реальным, но и естественным.

Существует лишь немногие анимационные фильмы, которые положительно влияют на психику детей. Они формируют правильное отношение к окружающим людям, без вреда воспитывают детей, положительно влияют на формирование черт характера.

Цель нашего исследования – проанализировать какое влияние оказывают мультфильмы на детей и каковы последствия.

Задача нашего исследования – проанализировать содержательные аспекты мультипликационной продукции и определить их влияние на психологические и личностные особенности детей.

Глава 1. Актуальность проблемы влияния анимационных фильмов на детей.

Одним из предметов цивилизованного мира является телевидение. Оно делает все, чтобы завлечь как можно больше людей в свои голубые сети. Главным образом телевидение ориентировано на взрослых, но не забывает и о подрастающем поколении, детей. Для них существует множество каналов, по которым показывают передачи различных жанров (анимационные фильмы, ток-шоу, познавательные программы и другое)

Сегодня не вызывает сомнений тот факт, что телевидение — это эффективный канал управления человеком. По прогнозам ученых, деструктивные манипуляции личностью средствами массовой информации, наряду с национальными конфликтами, экологическими катастрофами и демографическими бедствиями, могут превратиться в проблему начала третьего тысячелетия. Современные технологии, новейшие приемы манипулирования сознанием наибольшую опасность представляют для маленьких телезрителей [31]. Именно дети, по данным С. Кара-Мурзы, и др., — наиболее незащищенная группа получателей сообщений. Они пассивно поглощают все то, что воздействует на них с голубого экрана. В отличие от взрослых, они не всегда могут защитить себя: игнорировать поступающую информацию, критично к ней отнестись, отказаться от просмотра сомнительных мультфильмов и телепередач [23].

Ценностные установки ребенка еще не достаточно сформированы для адекватной оценки происходящего на экране. Нередко явные агрессивные действия главного экранного героя (грабежи, драки, поджоги и т.п.) оказываются как бы «незначительными» на фоне его побед и «признания» окружающих. В результате грань между добром и злом для ребёнка стирается. Вся последующая продукция с использованием подобных персонажей закрепляет в ребенке устойчивое представление, которое впоследствии бывает весьма сложно исправить, поменять.
Большинство детей в считанные секунды могут скопировать повадки и манеру поведения любимого персонажа. Но, к сожалению, почерпнутые ими знания могут включать всякого рода негативную информацию [5].

Исследование ученых о том, какой вред причинило детям за последние 20 лет телевидение, с новой силой возобновило спор о связи между насилием на экране и в жизни. Телевизор влияет на детей и подростков точно так же, как алкоголь на взрослых: и то, и другое нужно употреблять только в разумном количестве [17].

Голландские психологи, проанализировав результаты исследований по воздействию телевизора на маленьких зрителей за последние 40 лет, пришли к выводу: телевидение препятствует развитию творческих способностей у ребенка, в то время как чтение книг и слушание радиопередач обогащают его фантазию [17].

На сегодняшний день проблема влияния телевидения на детей очень актуальна. Особенно актуальна проблема воздействия анимационных фильмов.

Мультипликационные фильмы неслучайно любимы детьми самого разного возраста. Яркие, зрелищные, образные, с одной стороны, и простые, ненавязчивые, доступные с другой, мультики, близки по своим развивающим, воспитательным возможностям сказке, игре, живому человеческому общению [22]. Персонажи мультипликационных фильмов демонстрируют ребёнку самые разные способы взаимодействия с окружающим миром. Они формируют у него первичные представления о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения. Через сравнение себя с любимыми героями ребёнок имеет возможность научиться позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим. События, происходящие в мультфильме, позволяют повышать осведомлённость детей, развивать их мышление и воображение, формировать его мировоззрение. Таким образом, мультфильм — это эффективное средство воспитания ребёнка.

К сожалению, многие транслируемые сегодня мультфильмы построены психологически, педагогически или этически безграмотно и могут иметь опасные для детей последствия. Некоторые мультфильмы могут пагубно влиять на психику ребенка. Они препятствуют развитию мышления, воображения, интеллектуальных возможностей детей. Такие мультфильмы очень часто навязывают ложные нормы морали и нравственные ценности, дают собственные установки и модели поведения. Идентифицируя себя с персонажем, отклоняющиеся поведение, которого никак на экране не наказывается и даже не порицается, дети ему подражают и усваивают его агрессивные, аморальные и безнравственные модели поведения.

Альберт Бандура еще в 1970 году говорил о том, что одна телевизионная модель может стать предметом подражания для миллионов. Таким образом, формируется эстетическое восприятие, новая культура человека. И эти мультфильмы детям уже хочется смотреть, и они уже ими воспринимаются как норма [12]. Действительно, периодический просмотр вызывает привыкание у детей. Происходит внушение, то есть непосредственное влияние событий, действий, происходящих в мультфильмах на детей, вызывающее определенные изменения в их психике и поведении.

У детей сильно работает викарное научение. Дети очень восприимчивы к любому виду воздействия. Формы поведения телевизионных персонажей легко усваиваются ими. Что именно современные мультфильмы несут опасного и негативного для детей?

Во-первых это девиантное поведение, т.е. отклоняющиеся действия героев мультфильма, которое никем не наказывается. Персонажа, нарушающего общепринятые правила, никто не наказывает, не ставит в угол, не говорит, что так делать нельзя. В итоге, у маленького телезрителя закрепляется представление о допустимости подобных форм поведения, снимаются табу, расшатываются эталоны хорошего и плохого поступка, допустимого и неприемлемого поведения.

Во-вторых демонстрируются опасные для жизни ребёнка формы поведения, повторять которые в реальной действительности нецелесообразно, глупо и даже просто опасно. Просмотр таких примеров для подражания может обернуться для ребёнка снижением порога чувствительности к опасности, а значит потенциальными травмами. Ещё несколько десятилетий назад Е.В.Субботский описывал эксперименты, проводимые с детьми дошкольного возраста, в которых демонстрировалась склонность ребёнка к подражанию [31]. Ещё тогда он задавался вопросом: как преодолеть «всеядность» подражания, сделать так, чтобы ребёнок, копировав хорошее, воздерживался от подражания дурному?

В-третьих транслируются формы нестандартного поролевого поведения: существа мужского пола ведут себя как представительницы женского пола и наоборот, надевают несоответствующую одежду, проявляют особый интерес к подобным себе по полу персонажам. Можно представить, какие последствия просмотр подобных сцен может иметь, например, для дошкольника, если известно, что дошкольный возраст — это период активной половой идентификации ребёнка.

Также распространены сцены неуважительного отношения к людям, животным, растениям. Показано безнаказанное глумление, например, над старостью, немощностью, беспомощностью, слабостью. «Воспитательный» эффект систематического просмотра подобных мультфильмов не заставит себя ждать. Первыми почувствуют его близкие взрослые в форме циничных высказываний, неприличных жестов, непристойного поведения, грубости и безжалостности маленького телезрителя.

Используются несимпатичные, а порой даже уродливые герои. По мнению В.С. Мухиной, для ребенка внешность куклы-мультяшки имеет особое значение [31]. Положительные персонажи должны быть симпатичными или даже красивыми, а отрицательные — наоборот. В случае, когда все персонажи ужасны, уродливы, страшны вне зависимости от их роли, у ребёнка нет четких ориентиров для оценки их поступков. Кроме того, когда ребенок вынужден подражать, идентифицировать себя с несимпатичным главным героем — неизбежно страдает внутреннее самоощущение.

Нет обучения, которое бы опережало развитие и было бы развивающим обучением. В некоторых мультфильмах почти нет того, чему ребенок мог бы поучиться, что-то перенять. Опережающее обучение подразумевает развитие мышления детей, опережающее их возрастные возможности. А они наоборот тормозят психические процессы детей.

Нельзя отрицать тот факт, что многие мультфильмы негативно влияют на самочувствие, физическое здоровье детей и подростков. Давно доказано, что просмотр слишком динамичных сцен и сцен с яркими вспышками на телеэкране, может провоцировать у предрасположенных детей приступы эпилепсии.

По мнению Е.И.Федоровой, ребенок почти всю информацию воспринимает в виде образов [29]. Из этих образов ребенок строит свою модель мира, как из кубиков. Образ-это обобщенная картина мира (предметов, явлений), складывающаяся в результате переработки информации о нем. Дело в том, что картина мира, которая складывается у ребенка в результате просмотра анимационных фильмов носит характер безнравственности, аморальности. Более того ребенок начинает думать и действовать, как его любимые анимационные герои, а это приводит к однотипности мышления, нарушению функций внимания, памяти, воли, речи, задержке интеллектуальных процессов.

Данная проблема актуальна и потому, что мультфильмы воспитывают детей, навязывают им определенные установки норм морали, нравственности, поведения и даже настроения. По мнению Аллы Баркан воспитанием современных детей занимаются не родители, а телевидение особенно мультфильмы. Вообще данные последних исследований во многих странах мира свидетельствуют о том, что коммуникативные способности детей, несмотря на то, что тем для разговоров предостаточно, ухудшаются и сводятся на нет. И если раньше собеседником был друг, то теперь телевизор, а это собеседник без обратной связи.

Сегодняшние дети почти уже не мучают родителей вопросами, и не из-за того, что исчез возраст почемучек. Им просто легче посмотреть про все интересующее их телепрограмму, мультфильм. Дети предпочитают общаться с телевизором. Через просмотр разного рода анимационных фильмов дети воспринимают те или иные события, пытаются разобраться что хорошо, а что плохо. Но часто ошибаются, так как из-за просмотра некоторых мультфильмов понятия добра и зла, справедливости и беззакония, истинной красоты и притворства путаются в их голове. Они просто не могут здраво оценить, понять то, что показывают по телевизору [3]. Дети беспомощны! В этом и заключается опасность.

Дело в том, что вследствие влияний на психологическое, эмоциональное, волевое состояние, воздействий на здоровье, на интеллектуальные возможности, познавательные процессы ребенка, мы получаем психологически неустойчивого, равнодушного, безнравственного человека, неспособного общаться и жить в обществе.

Глава 2. Всестороннее влияние анимационных фильмов на личностное и психологическое развитие детей.

Мультфильмы играют немаловажную роль в жизни детей. Они могут нести воспитательную, познавательную и развивающую функции. Это своеобразная модель окружающего мира, которую дети хорошо воспринимают. С их помощью дети учатся отличать хорошее от плохого, добро от зла, что нужно делать, а что не следует, как правильно поступать. Они усваивают такие нормы морали и нравственные ценности, которыми они будут руководствоваться всю свою жизнь.

Однако современные мультфильмы изменяют представление об окружающем мире, и часто изменяют и деформируют психику детей и подростков. Из виртуального мира в детское сознание врываются ложные и опасные ценности: "культура" силы, агрессии, грубого и пошлого поведения, безнравственность и аморальность, самолюбие, отрицательное отношение к окружающим. Влияние просмотра мультфильмов ограничивается не только отрицательным воздействием на личностные качества детей, но и на их психологические процессы.

В наше время современный ребенок не представляет своей жизни без телевизора, особенно без мультфильмов. Казалось бы, всего лишь безобидное увлечение, времяпрепровождение. Однако, факты доказывают обратное. 74,2 % свободного времени тратится детьми (до 17 лет) на просмотр анимационных фильмов [21]. Дети и подростки уже не могут оторваться от экранов телевизоров. Анимационный мир затягивает их, вызывает привыкание и желание смотреть еще и еще.

Сейчас становится ясным тот факт, что просмотр мультфильмов и телевидение в целом несет больше вреда, чем пользы детям. Однако были когда-то те, далекие уже теперь времена, когда смотреть телевизор казалось благом, а программы для детей показывали добрые и светлые мультфильмы. Сегодня же – совершенно другая картина. И « синоним радости» приносит не только радость. Телевизионное «хорошее» уже переливается через край, превращаясь из хорошего в плохое. А плохое в том смысле, что с каждым годом появляется все больше и больше работ, доказывающих негативное влияние анимационных фильмов на психику и здоровье человека, и особенно, если это ребенок [4].

Современные дети сидят часами напролет перед экранами телевизоров. И не удивительно, ведь яркие цвета, яркие вспышки света, различные мигания и мерцания – всё это является раздражителем для детей. Такие американские мультфильмы как « Дом воображаемых друзей Фостера», «Кураж- трусливый пес», «Кид против Кета», «Держись, Чарли» изобилуют яркими, порой неприятными для глаз сценами. Драки, сражения, которые так привлекательны для детей и подростков сопровождаются яркими элементами графики. Так почему же яркие цвета так нравятся детей? Почему так привлекательны персонажи, которые нарисованы с помощью ярких красок?

По мнению Б.Ф. Базыма : «При обосновании своего цветового выбора дети не опираются на предметные ассоциации цвета, а исходят из впечатления, производимого на них тем или иным цветовым стимулом. Яркие цвета их радуют и привлекают, взгляд ребенка сам тянется за таким цветом. Причем, следует отметить, что постоянное воздействие красного, желтого и других ярких цветов раздражает детей младшего возраста. Но если это воздействие имеет непостоянный характер, то в определенной мере яркие цвета не раздражают детей. Подобные факты дают основание считать, что нервная система здорового ребенка действительно объективно нуждается в энергетическом воздействии длинноволновой части спектра (преимущественно); яркие, светлые оттенки оказывают на Центральную нервную систему влияние, без которого она обойтись не может [2].»

Цвета можно сравнить с витаминами, необходимыми ребенку для своего роста и развития, и по аналогии с явлением авитаминоза, имеет смысл говорить о «цветовой депривации», которая может привести к задержкам и искажениям нормального хода развития нервно-психической деятельности ребенка[1].

Прием использования ярких и ядовитых красок эксплуатирует свойство детской психики реагировать на все самое яркое. Таким образом, от начала до конца ролика внимание ребенка приковано к персонажу, который ведет зрителя куда захочет, не давая зрителю отвлечься и поразмышлять. Поэтому, в частности, маленькие дети бросают все, когда на экране присутствуют яркие объекты.

Нужно отметить, что яркие, психоделические цвета гипнотизируют детей, вызывают у них желание постоянно смотреть эти мультфильмы! В особенности если эти яркие цвета имеют продолжительный и интенсивный характер. Такие внешние стороны мультфильмов как: цветовая фактура, музыкальное сопровождение отрицательно влияют на внимание и память детей.
Что касается воображения, то просмотр мультфильмов благоприятно влияет на этот психический процесс. Первоначально мультфильмы были созданы именно для того чтобы развивать воображение детей, радовать их, заставлять смеяться и поднимать настроение. Воображение играет большую роль; оно представляет действительность в образах и дает возможность пользоваться ими, решая разные жизненные задачи. Дети уже с самых ранних лет представляют мир в виде многочисленных образов, это своеобразная картина мира, действительности [5]. Так же оно помогает регулировать эмоциональное состояние детей.

Существует прекрасные, красочные добрые мультфильмы, к сожалению, их количество не велико. Достойным примером служат аниме- шедевры Хаяо Миядзаки, ярких, светлых, полных добра и счастья сказок о взаимоотношениях людей , их гармонии с природой и миром. Герои его мультфильмов добрые, открытые. Они часто оказываются в зачарованных, сказочных мирах, знакомятся с необычными существа. В аниме «Ходячий замок Хаула» главная героиня девушка Софи попадает в сказочный дом волшебника Хаула, где пытается помочь герою разобраться в собственной жизни [20].

Мультфильмы позволяют детям с легкостью фантазировать, какие чудеса совершит волшебная палочка; мчаться на коне, преследуя бандитов; без труда переноситься на Луну. Благодаря мультфильмам дети вполне реально представляют свои фантазии, видя их по телевизору, а не только в своем воображении. Очень часто в мультфильмах герою помогают волшебные палочки, роль помощников также играют сказочные звери. Это они часто решают невыполнимые, на первый взгляд, задачи. И герой при совершении своих подвигов нуждается в такой поддержке. Так и ребенку все те вещи, которые умеют делать взрослые, кажутся фантастическими, абсолютно невыполнимыми. И ребенок с помощью мультфильмов прекрасно понимает, что сейчас он не в состоянии сделать что-либо, преодолеть какое-то препятствие без помощи родителей. Сказочный мир требует от ребенка хорошо развитого воображения, умения свободно, не страшась опасностей и приключений, фантазировать [29].

Дети любят сказки, ведь они помогают мечтать, грезить и фантазировать. Грезы - это нормальное психологическое состояние, представляющее собой фантазию, связанную с желание. Фантазии, мечты являются составной частью нашей жизни, так же они важны и для ребенка [6]. Проводя свое свободное время перед экранами телевизоров, дети надеются встретиться с каким-нибудь сказочным явлением и окунуться в мир фантазий и грез.

С воображением тесно связано мышление. Этот процесс связан с открытием нового знания, с решение задач, с творческим преобразованием действительности. Творческое мышление напрямую отвечает за создание или открытие чего-либо нового [8]. Современные мультфильмы не позволяют развиваться творческому мышлению детей. Американский мультипликационный фильм является одним из самых популярных анимационных фильмов для детей, вместе с тем и самым жестоким, агрессивным и негативным. Подобные мультфильмы изобилуют персонажами отрицательного характера, чья модель поведения так нравится современным детям. Так в аниме-сериале «Наруто» все персонажи мужского пола постоянно находятся в противостоянии с отрицательными персонажами. Они дерутся, все свободное время тратят на тренировки. Их жизненная цель состоит в том, чтобы победить, а после опять сражаться, причем не на жизнь, а насмерть. Как творческое мышление может развиваться у детей после просмотра таких сцен насилия? Другой пример мультсериал « Приключения Флеп-Джека» [16]. Маленький мальчик заводит дружбу с капитаном-пиратом. Сам факт, того что столь ужасный персонаж как пират, ассоциирующийся с насилием и грабежом дружит с безобидным мальчиком приводит в ужас! Целыми днями они дурачатся и ничего не делают. А вот другой пример мультфильм «Настоящие монстры». Все персонажи столь ужасны на вид, что взрослому человеку противно смотреть. Чего нельзя сказать о детях, они с удовольствием смотрят такие мультфильмы. Один из персонажей представляет собой зубную щетку с большими острыми зубами. Этот персонаж учится в школе для демонов, и его основная задача научиться запугивать людей до смерти!

Дело в том, что большинство американских мультфильмов не способствуют развитию психологических процессов, а наоборот тормозят их. Дети должны постоянно узнавать что-то новое и полезное, только тогда они будут развиваться духовно, нравственно и интеллектуально. Американские мультфильмы в большинстве своем не опережают развитие детей , так как направлены на их актуальное развитие. Возникает так же вопрос, почему детей привлекают такие безобразные существа, которые к тому же совершенно не позволяют им развиваться? Но почему детей притягивают все эти гадкие «произведения иcкусства»? Ведь они нравятся даже детям из интеллигентных семей, которым, казалось бы, с малых лет стараются привить хороший вкус, посеять в них семена «разумного, доброго, вечного».
Доктор психологических наук, проф. Л. Н. Матвеева из МГУ проводила такой опыт: молодым людям при просмотре разных фильмов давали в руки датчики с просьбой в особо интересные моменты нажимать на кнопку. Результат поразил. Зрителям было одинаково интересно смотреть и на что-то прекрасное, и на что-то ужасное. Скажем, на победившего героя, который забрался на высокую скалу и любуется великолепной панорамой, и на зрелище кровавой казни. И то и другое щекотало нервы.
Когда такая стимуляция становится привычной, человек не может без нее обходиться. Жизнь без острых ощущений кажется ему пресной. А с другой стороны, он теперь воспринимает только такую жесткую стимуляцию, будучи неспособным разобраться в более тонких чувствах, какие показываются в классических фильмах. Поэтому стимулирование жесткими стимулами насилия, отвращения или садизма делается для него нормой [27].
Если такие изменения происходят со взрослыми, то что говорить о детях, у которых эмоциональная сфера еще не сформирована? Сейчас нередко можно встретить дошкольников, которые хотят смотреть только боевики или «крутые» западные мультфильмы. Родители думают, что их чадо переросло отечественные мультики про Умку или Чебурашку. А в действительности оно до них не доросло. Ему не понятны даже совсем несложные взаимоотношения наших мультяшных героев [29].

Только после специальных занятий по развитию эмоциональной сферы, научившись различать какие-то оттенки человеческих чувств, ребенок начинает понимать содержание малышовых мультиков и с упоением их смотрит.

Но сколько людей под воздействием западной кинопродукции так и вырастут словно вытесанными из полена — грубыми, примитивными существами, не способными к восприятию нормальных человеческих чувств!
Особенно опасны новые технологии манипуляции сознанием для детей с тонкой психикой, повышенно чувствительных, эмоционально неустойчивых, возбудимых.

Получается, что чем проще персонаж на эмоциональном уровне, тем легче он воспринимается ребенком, тем легче он усваивается и становится привычным для него. Действительно, наглый разбойник является доступным персонажем. Он больше нравится детям, чем персонаж который добрый, вежливый.

Не только внешняя сторона мультфильмов , но и внутренняя влияет на детскую психику. Возьмем речь персонажей, их диалоги друг с другом. Агрессивные действия по отношению к друг другу сопровождаются криками, орками, возгласами и чаще всего неприличными высказываниями. Речь персонажей проста, примитивна и иногда содержит ненормативную лексику. Проанализируем диалог двух друзей из американского мультсериала «Правила съема»:

- Здорово, чувак.

- Эээ,Здорово.

- Как дела?

- Прикинь, мы вчера на вечеринке были. Сначала все было круче не придумаешь, а потом, блииин, родаки Кейт приехали. Обломали нас! Пришлось разбежаться.

- Мдааааа, непруха. А меня вчера мои припахали. Весь вечер пол драил. Потом еще впаривали, что типа я учиться должен, извилины напрягать. Говорили, что я дурак и ничего хорошего из меня не выйдет!

- Ладно хватит нюни распускать! Слышь, а где Пит?

(звонок телефона).

- О, мобила звонит: Эээ, че те надо?

- Ты где там, чувак, ааа?

- Я у пожарки. Ты припрешься?

- Да, ну, я без понятия!

- Ладно, делай че хошь, но чтоб через 10 минут был как штык [25]!

Это один из многочисленных примеров диалогов в этом мультсериале. Данный отрывок не несет в себе никакой информации, которая была бы полезна собеседнику, лишь пустые слова, взрывные эмоции. Нужно отметить, что персонажи часто общаются на повышенных тонах, не только когда ругаются, но и в мирных ситуациях. Речь местами бессвязна, отрывиста. Слова грубые, примитивные, предложения простые, несложные. Герои часто используют междометья, а не слова, чтобы передать свои эмоции. Получается, что задумка режиссеров была воплотить в мультфильме безмозглых, наглых, неграмотных людей.

Возможно, по той причине, что речь большинства героев проста и в большинстве случаев примитивна детям и подросткам нравятся мультфильмы содержащие такие диалоги.

Поток зрительной и слуховой информации, не требующий сосредоточенности и умственных усилий, воспринимается пассивно [8]. Это со временем переносится на реальную жизнь, и ребенок начинает ее воспринимать так же. И уже сосредоточиться над выполнением задания, сделать умственное или волевое усилие, все труднее. Ребенок привыкает делать только то, что не требует усилия. Он с трудом включается на уроках, с трудом воспринимает учебную информацию. А без активной умственной деятельности не происходит развитие нервных связей, памяти, ассоциаций [30].

Детям нравятся смотреть то, что не требует никаких умственных усилий, что можно посмотреть просто так ,ради забавы. И действительно, они получают удовольствие от просмотра таких мультфильмов, которые содержат огромное количество цен насилия, примитивной и вульгарной лексики, ярких цветов. И им уже не хочется думать, развивать свои интеллектуальные способности. А зачем? Ведь всю необходимую информацию об окружающем мире они получают из анимационных фильмов! Они считаются, что им достаточно знать как пользоваться компьютером, интернетом и сотовым телефоном, чтобы жить достойно.

Дети эмоционально неустойчивы. Их психика находится на стадии формирования. Поэтому они очень эмоциональны и любое воздействие отразится на них. Одним из таких воздействий является агрессия в мультфильмах, которая сопровождается красивыми, яркими картинками. Герои красиво одеты, или находятся в красивом помещении или просто рисуется красивая сцена, которая сопровождается убийством, дракой, и другими агрессивными моделями поведения, это делается для того чтобы мультфильм притягивал. Т.к. если на основе уже имеющихся представлений о красоте вливать картинки садизма, то этим самым размываются уже сложившиеся представления. Главные герои мультфильма агрессивны, они стремятся нанести вред окружающим, нередко калечат или убивают других персонажей, причём подробности жёстокого, агрессивного отношения многократно повторяются, детально раскрываются. Последствием просмотра такого мультфильма может стать проявление жестокости, безжалостности, агрессии ребёнком в реальной жизни. В мультфильмах происходит фиксация на агрессии. Многократное повторение сцен садизма, когда герой мультфильма причиняет кому-то боль, вызывает у детей фиксацию на агрессии и способствует выработке соответствующих моделей поведения.

Можно сказать, что большинство современных мультфильмов содержат агрессивные сцены. Герои этих мультфильмов неустанно сражаются с друг другом, воюют , дерутся. Такие мультсериалы как: «Люди-икс», «Бетмен и Робин», «Лига справедливости», «Трансформеры», «Космические бои», «Гаргульи», «Годзила», «Мумия [16]» несут массу сцен насилия, грабежа, разгрома, драк. Почему же детям нравятся мультфильмы такого содержания?

Дело в том, что дети очень активны, они любят прыгать, бегать, скакать и т.п. Они получают много положительных эмоций от такой активной деятельности. Наблюдая за активными, быстрыми, ловкими персонажами мультфильмов, они переживают их эмоции и также перенимают их модель поведения.

Вспомним хотя бы «Покемонов». К чему там сводится основное действие? Некие странные существа под общим названием «покемоны», что в переводе с английского означает «карманные чудовища» (pocket monster) стремятся друг друга уничтожить. Причем делают это азартно и мастерски.
Даже когда взрослые люди наблюдают за кровавым поединком, они порой преступают запретную черту, позволяя себе «расслабиться» и испытать удовольствие при виде чужих мучений. Яркий тому пример — воодушевление публики на испанской корриде или увлечение такими кровавыми забавами, как петушиные и собачьи бои, которые сейчас снова входят в моду в определенной социальной среде.
Если уж взрослые, у которых психика гораздо крепче детской, попадаются на эту садистскую удочку, то что говорить о детях? Ребенок, естественно, отождествляет себя с героями мультфильма. Таковы законы восприятия художественного произведения. Идентифицируя себя с агрессором, дети постепенно усваивают агрессивные модели поведения. А если агрессоры (например, покемоны) действуют успешно, то сопережевание им вознаграждается чувством победного торжества. Из-за этого в детской психике как бы вырабатывается канавка агрессивности. Этакая накатанная колея, по которой уже привычно движутся чувства.
Кто-нибудь наверняка возразит, что везде, во всех сказках есть борьба добра со злом. Богатыри поражают драконов, Иван-царевич — Змея Горыныча. Однако отличие есть, и очень существенное. Современные западные мультфильмы целенаправленно развивают в детях садомазохизм, заставляя их испытывать наслаждение, когда герой мультфильма причиняет кому-нибудь боль. Это умело стимулируется аудио- и видеорядом.
В традиционных мультфильмах подробности убийства никогда не смаковались. Да и вообще, маленьким детям обычно не показывали подобных сцен. В множестве наших мультиков вообще нет драк.
А тут? «Давайте для наглядности представим, — предложила Н. Е. Маркова, — как должна выглядеть «в духе покемонов» победа Ивана-царевича над Змеем Горынычем. «Отрубил Иван Змею одну голову и поковырял там ножичком. Пальцы засунул, кровушка теплая... Намазал ее себе на лицо.
Потекла горячая кровь потоками. Змей вопит, извивается, а Иван хохочет, пьет кровушку стаканами, силу получает от кровушки змеиной...» То есть это уже не просто садизм, а садизм эстетизированный. Он оказывает на психику невероятно разрушительное влияние [27].

Действительно, мультфильмы оказывают огромное влияние на эмоциональную сферу детей. Человек в подростковый период и особенно в детский подвержен эмоциональному влиянию в наиболее сильной степени. Любые эмоции: радость, грусть переживаются намного глубже и сильнее. Поэтому если дети и подростки радуются, то они это делают по-настоящему, искренне. Они как бы состоят из «голых «эмоций. Они еще пока не выработали механизмы защиты от тяжких эмоциональных переживаний, поэтому депрессия, глубокий стресс оказывают на детей и подростков очень сильное воздействие. Переживание таких эмоций может быть связано с просмотром анимационных фильмов.

Эмоции детей связаны с их личностью. Совершенствование таких высших эмоций и чувств как: любовь и дружба означает личностное развитие их обладателя [10]. Дружба - это положительные взаимоотношения, основанные на взаимной открытости, полном доверии, общности, преданности и в постоянной готовности прийти на помощь. Дружить – значит заботиться, не обижать, не задеть друг друга неосторожно сказанными словами, непреднамеренными действиями [9]. Большинство современных мультсериалов ( в основном американского происхождения) не способствуют тому, чтобы маленькие телезрители воспринимали дружбу как настоящее, искреннее чувство. Многие мультфильмы пропагандируют недружеские, добрые отношение с окружающими, а наоборот некую враждебность, эгоистичность по отношению к друг другу.

В таких американских мультфильмах как «Губка Боб-Квадратные штаны», «Дом Воображаемых Друзей Фостера», «Котопес», «Крутые Бобры», «Кот Ик», «Бешенный Джек Пират»,транслируемых на каналах: «MTV», «Картун», «ТНТ», «Джетикс [15]» дружба главных героев мало чем напоминает настоящие, искренние отношения. Вот «Губка Боб» и его лучший друг морская звезда - «Патрик» целыми днями напролет они гуляют, поют песенки, пускают мыльные пузыри, играют и хихикают. Каждая новая серия ничем не отличается от предыдущей, сюжет одинаковый. Главные герои лишь радуются жизни, веселясь днями и ночами. Маленькие зрители воспринимают такие отношения как норму, им кажется что дружба в этом и заключается. Вот другая ситуация: « Губка Боб» заболел и лежит в постели, глотая таблетки. К нему приходит его друг и зовет главного героя гулять, но он не может, так как болен и хочет отдохнуть. На что друг «Губки Боба» обижается на него и уходит, захлопнув дверь. Или другой пример: : « Губка Боб» попадает в беду, а все его друзья мало того что отказываются ему помочь, так еще смеются на ним. Понятно, что ребенок из такого мультфильма ничего хорошего не усвоит, скорее наоборот будет копировать поведение своего персонажа и поступать таким же образом.

«Дом Воображаемых Друзей Фостера» само название говорит за себя. В центре событий маленький мальчик у которого нет друзей, и вместо того чтобы попытаться завести настоящих друзей он их выдумывает. В мультфильме появляются страшные, уродливые, ненормальные существа, с большими, непропорциональными головами, копытами вместо ног, чрезмерно яркими и контрастными, которые заменяют Фостеру друзей и семью. Он все время проводит в своих мечтаниях, веселясь и играя. Для него так трудно вернуться в нормальную жизнь и больше всего он в ней не любит школу, при одной мысли о ней он ужасается. В мультфильме пропагандируются нездоровые, ненормальные отношения между людьми.

Нет ничего теплого и светлого, но есть много пустых и бесполезных занятий, бессмысленных разговоров и поступков. А в таких мультсериалах как: «Котопес», «Крутые Бобры», «Кот Ик», «Бешенный Джек Пират [16]», персонажи то и дело обижают, бьют, унижают своих друзей и близких и остаются безнаказанными. Разве в наших мультфильмах, таких как «Лунтик», «Смешарики», «Смурфы [16]» герои обижают друг друга и пытаются причинить боль? Нет, они ведут себя естественно, непринужденно, не пытаются быть крутыми и популярными, они просто ценят, то что у них уже есть. В тоже время они смешные и задорные, любят подурачиться, но делают это, не нарушая грани дозволенно. Герои не бросают друг друга, когда приходит беда. Так например в «Смешариках» когда у «Бараша» сломался его домик, все его друзья с радостью предложили ему руку помощи. Даже самые сложные жизненные ситуации объясняются детским, доступным языком. Но не все американские мультфильмы извращают детское представление о дружбе и о том, какой она должна быть. Так в мультфильме «Эй, Арнольд» очень много поучительных историй. Много того, чему дети могут поучиться. Так например: нельзя обижать друзей, нельзя мстить людям, нельзя грубить старшим, нужно уважать и помогать им. «Арнольд» -главный герой очень любит своих бабушку и дедушку, никогда не спорит с ними и не оскорбляет. Он всегда их ласково называет и никогда не отталкивает, а старается прислушаться их совета. Этот мультфильм может похвастаться главным персонажем- умным, заботливым, справедливым и вежливым. Это, пожалуй, исключение из правил. Возьмем отечественный мультфильм советских времен «Жил-был пес». Главный герой – старый пес , который прожил долгую жизнь и много чего повидал. После того как хозяин выставил его за дверь , пес стал жить в лесу. Он очень сильно скучал по дому и мечтал вернуться. Ему помог старый волк. Однажды зимнем холодным вечером пес услышал как кто-то воет в лесу, это оказался его приятель. Пес был очень рад помочь своему другу, он тайком провел его в дом хозяина, где было свадебное застолье. Пес поступил как настоящий друг, он помог волку даже под угрозой того, что его могут опять выставить за дверь.

Немногие мультфильмы учат сопереживанию, толерантности, и немногие демонстрируют яркие , понятные примеры такого поведения для детей. Они также не способствуют развитию коммуникативных способностей. Дети, которые смотрят целыми днями мультсериалы неспособны общаться на нормальном уровне со сверстниками и взрослыми, так как живое общение им заменяет виртуальное общение с персонажами мультипликаций. Более того, большинство мультфильмов пропагандируют эгоцентрическое поведение и даже антисоциальное.

К. С. Коротков считает, что американский мультфильм только с виду кажется весьма безобидной поделкой. Часто так же кажется поделкой весьма тупой и грубой, но, опять таки не несущей никакой особой смысловой, а, тем более, идеологической, нагрузки. Но если приглядеться к ним внимательно, то тут же начинаешь замечать то тут то там «торчащие уши» «американского образа жизни [28]».

Многие родители не запрещают своим детям смотреть американские мультфильмы. Не запрещают не потому, что не почувствовали негативного влияния данной продукции, но по той элементарной причине, что их они даже не смотрели. Для того, чтобы и они поняли и ужаснулись, приходится специально нацеливать таких людей на пристрастный просмотр того, что смотрит их ребенок. Как правило, после внимательного просмотра даже нескольких таких мультиков, (особенно при обращении их внимания на некоторые особо характерные детали таких мультфильмов), эти люди и сами находят в этих мультиках очень много такого…. После этого, как правило, бывают очень сильные скандалы между родителями и чадом, уже пристрастившимся к мультикам. Но, к сожалению, такое бывает не достаточно часто. То, что бросается в глаза сразу, это часто изуверская жестокость персонажей мультфильмов друг к другу и, показываемое как героическое, антисоциальное поведение персонажей мультфильма.
Рассмотрим типичный американский мультик «Вуди и его друзья».
Уже из нескольких наугад просмотренных серий этого бесконечного мультика можно вычленить один часто повторяющийся сюжет:
Имеется некий человек, который занят каким-то очень важным для него делом. Как правило, он занят чем-то вполне полезным если не общественно (служащий какой-то компании, по обслуживанию населения), то для себя лично (строит себе что-то, выращивает и т.д.). И имеется праздный бездельник, сильно озабоченный развлечениями и ублажениями себя любимого – дятел Вуди. Так как в любом американском мультике должен быть «экшн» и как можно больше, то должен присутствовать конфликт между героем и кем-то, кого в последствии можно выставить неудачником. Учитывая вышеприведённую завязку сюжета, конфликт разворачивается между героем-дятлом и трудягой. Так как дятел – герой, то, естественно, он должен победить. В результате действа, получается, что тот трудяга, который чем-то помешал дятлу в его деле развлечения терпит сокрушительное поражение, а дятел показывается эдаким бравым героем, жутко изобретательным, и выставляющим всех своих «врагов» неумехами. Так примерно в 60% сюжетов в мульт-сериале про дятла Вуди, поведение героя можно откровенно и прямо квалифицировать как антисоциальное. Вполне естественно, что если ребенок возьмётся брать пример с этого «героя» (а многие дети числят в своих любимых героях героев мультяшек!), то его поведение неизбежно войдёт в противоречие с законом. Можно, конечно, подумать, что это случайность и прокол создателей, но если учесть что такое поведение встречается в абсолютном большинстве, тех мультиков, и рассмотреть ту социально-психологическую модель, лежащую в основе любого американского мультика, то такое содержание будет восприниматься как закономерное[28].

Что, прежде всего, видно во всех этих мультиках именно со стороны социально-психологической? В этих мультиках показывается нормальное поведение индивида, ищущего удовлетворения своим сугубо личным устремлениям. Как правило, устремлениям к единоличному лидерству и превосходству над окружающими. Если на первом плане - превосходство, то социальная приемлемость такого превосходства оказывается как бы на втором плане. Отсюда и частый показ как поведения героического - совершенно антисоциального поведения героев мультяшек. Исключения очень редки! Проанализируйте наугад несколько взятых особо популярных американских мультиков. Во всех найдётся нечто, несущее откровенно антисоциальное содержание, но подающееся как вполне нормальное и приемлемое. То есть можно смело утверждать, что данная мульт-продукция откровенно учит. Учит конкурентному поведению. Достижению превосходства над окружающими и превосходства любым способом. Герои мультфильмового действа получают по голове удары падающими наковальнями, совершенно убийственные удары разнообразными предметами, но, почему-то всегда вскакивают после перенесённых ударов.
Так же как пропаганда Американского образа жизни и связанной с ним погони за развлечениями, роскошью и деньгами воспринимаются и другие распространённые сюжеты мультфильмов. Очень часто повторяется сюжет о поиске и нахождению сокровищ. Очень красивого, увлекательного, но подчеркивающего именно идею лёгкого богатства. Что касается отечественных мультфильмов то герой показывается как творец. Он что-то творит и творит для общества. Что-то полезное. И опять таки творит во взаимодействии с обществом. Ему может мешать, какая-то враждебная сила, но эта сила побеждается так же, как правило, коллективными усилиями. В любом случае, любой мультфильм, каким бы он развлекательным ни выглядел, всегда был нацелен на поучение маленького зрителя чему-то хорошему. Они все добрые. В советских мультиках невозможно найти такие, которые бы были сделаны «просто так», «для развлечения».В американских мультиках, как правило, даже социальное поведение некоторых героев мультфильмов представляется как что-то развлекательное. Сериал «Чёрный плащ». Но чаще всего в тех мультиках описывается всё что угодно, но только не созидательная деятельность. Все и вся в этих мультиках развлекаются. Развлекаются самыми разнообразными способами и методами.
Все взаимоотношения между людьми (или персонажами мультфильмов, если эти персонажи не люди), как правило, конкурентные. Изредка, как нечто дружеское. Всегда эти мультики показывают поведение и стиль жизни завзятого индивидуалиста.

Мы выясняли, что персонажи многих зарубежных мультфильмов эгоистичны, они не ценят дружеских отношений, делают все ради себя. Такие персонажи не проявляют такое глубокое чувство как: любовь к ближним, родителям и т.п. Они поступают, полагаясь лишь на первобытные инстинкты: страсть, похоть, агрессия. Дети, наблюдая такое поведение своих любимых персонажей, «впитывают» все его действия и привычки.

Любовь- это не только чувство, но и способность любить другого человека. Она не требует усилия и старания. Любовь – это милосердие и ответственность любящего за любимое существо. Любящий человек дарит свою любовь другим людям в виде доброты и сердечности , отзывчивости и человечности [9].

«Ходячий замок Хаула»- произведение японской анимации, один из немногих анимационных фильмов, который может похвастаться настоящими, искренними чувствами, которыми наделены персонажи. В этом анимационном шедевре Хаяо Миядзаки повествуется о глубоких и искренних чувствах молодой девушки к юному волшебнику. Её любовь чиста, она жертвует собой ради любимого и делает это сознательно без сожаления. Эта удивительная сказка воспитывает в детях способность любить искренне и терпеть невзгоды ради любимого человека [11].

Нужно отметить, что образ любящей матери - один из самых главных образов. Образ доброй, честной, порядочный женщины, который отождествляют персонажи мультфильмов очень важен для детей. Девочки ассоциируют себя с экранными героинями, а мальчики преобразуют образ мультяшных героинь в образ своей спутницы жизни.

Во многих мультфильмах мы наблюдаем развращенные образы девушек и матерей. Омужествление женщины в американских мультфильмах для детей приводит к смешению роли полов в жизни. Романтическая героиня теряет признаки женского пола и ведет себя не просто, как мужчина, а как супермен. Апофеоз этого процесса - фантастические мультики про роботов или мумий. Там внешне оставаясь женщиной, героиня не просто мужчина по роли, не просто супермен, но выходец из ада, демон. Все видели этот эпизод из “Шрека” (когда взрывается птичка от пения Фионы). Этот эпизод изменяет всю систему детских представлений о мире [13].

Можно ли представить себе Настеньку из “Аленького цветочка” с выражением злобы или ярости на лице. Может ли она вообще скалить зубы, просто быть агрессивной. А вот цыганка из “Нотр-Дама” вполне. И многие другие тоже. Можно ли себе представить царевну-лягушку, которая дерется, как мужик. А вот Жасмин в “Аладдине” или Фиона в “Шреке” делают это не просто привычно, но и жестоко.

Главная положительная героиня наших сказок не может быть вероломна, она не может быть жестока, не может убивать. Помните, как Настенька из “Аленького цветочка” поет про маленькую птичку соловушку, российский символ романтики и любви. А что с соловушкой и ее потомством делает Фиона? Герои “Шрека” пришли из мира, где божий дар - яичница. После этого убийство ради развлечения двух рептилий, лягушки и змеи кажется невинным. На самом деле, это романтический атрибут сказки наоборот. Сказки, где не лягушка становится царевной, а царевна превращается в зеленую нечисть. И эта нечисть является романтической героиней антисказки. Антигероиню по ходу сюжета сопровождают антиромантические метафоры, убийство лягушечки, птички, змейки. Точно также, как нормальных героинь отечественных мультиков сопровождает пение соловья и цветение земли [24].

Вспомним Василису, Алёнушку и других героинь традиционных отечественных мультиков. Они даже не претендуют на реалистичность. Они условны и воздушны. Их внешние женские атрибуты лишь обозначены, их женственность выражена, скорее, через духовные качества. Именно так выглядит мечта в детском представлении. Их американские антиподы напротив: реалистичны, физиологичны. В мультгероинях нет целомудрия. Того, что отличает кино-продукцию для детей от фильмов для взрослых. Проявляя симпатии к противоположному полу, мультдивы не кокетничают, не стесняются, не опускают глаза долу. И лицо героини в этот момент не зеркало души. А манеру поведения героини дети копируют автоматически. В наших мультиках поцелуй сокровенен, его физическая сторона скрыта от глаз меленьких зрителей. Поцелуй лишь обозначен. В иностранных мультиках все напоказ. Вот горбун из “Нотр-Дама” держит цыганку как жертвенное животное, вот Шрек волочет свою подружку как мешок. Но это ей нравится. В наших мультиках героинь не волокут, не бьют, не хватают за что попало. Потому что это не женственно. Популярный мультик, где животные играют людей, “Том и Джерри”. Поведение кошечки - это энциклопедия вульгарного поведения. Отдельно отметим поведение кота, потому что он демонстрирует мальчикам-зрителям, как себя нужно вести с женщинами. Он демонстрирует запредельное хамство.

Так в анимационном полнометражном фильме «Подводная Братва» обсуждаются совсем недетские проблемы, и одна из главных героинь - рыбка «Лола», ведет себя вульгарно, непристойно, позволяет себе все, что угодно, грубо обращается с окружающими и напоминает больше супер-героиню из боевика для взрослых. С точки зрения детских психологов, взрослые стереотипы поведения, в детских мультиках показывать нельзя. Это раньше времени растормаживает в ребенке сферу влечений, к чему функционально, морально и физически ребенок еще не готов. Эти переживания не будут иметь нормального выхода и искалечат психику ребенка. Как утверждают все те же детские психологи, для нормального развития ребенка в период первого интереса к противоположному полу, ему необходима сказка, романтика, тайна. Только скромная, добрая девушка способна привлекать к себе настоящих мужчин. Проблема серьезна, наши дети подвергаются такой массированной бомбардировке недетскими образами, что возникло массовое явление, которое психологи назвали романтическим голодом у детей. Им нужна царевна из детской мечты, им нужна романтика, мечта.

Самый главный, самый священный, самый важный для ребенка, образ женщины, в сказках всех народов мира - это образ матери. Мама, материнство, поэзия материнства в традиционном виде показан только в мультиках про животных, таких как “Король-Лев”, “Книга джунглей”, “Дамбо”, “101 далматинец”. Трогательные, сентиментальные и очень добрые сцены материнской заботы к медвежатам, щенкам, слонятам и другим детенышам. Но есть и исключения. Вот, например, утка-мать от “Метро Голден Майер”. Совершенно опустившееся создание, которое демонстрирует свое нижнее белье мужу. Ее голос, манеры, жесты не материнские. Ее поза не обороняет ребенка. Легко сравнить то, что видим, с нашей “Серой шейкой”. И там и там образ матери, но у маленьких зрителей они формируют диаметрально противоположное отношение к собственным мамам. Вообще, в американских мультфильмах мы не встретили ни одной матери человека, которая была бы молодой, полной сил, красивой, вызывающей у маленьких зрительниц желания подражать. Все они отталкивающие [14].
Взять хотя бы эти персонажи из мультика “Гуффи и его команда”.
Немолодые, некрасивые, апатичные, заторможенные, с уродливыми фигурами. Рассмотрим главную героиню сериала «Наруто» Сакуру Харуно [11]. Находясь в постоянном окружении мальчиков, героиня ведет себя совсем не по-девичьи : грубит, оскорбляет, иногда ведет себя очень высокомерно, пытаясь доказать свое превосходство. Образ Сакуры во многом напоминает образ женщин-супергероев в американских мультфильмах, чье поведение желает оставлять лучшее. Хотя внешне героиня очень сильно притягивает внимание, она мила и имеет розовый цвет волос. Телезритель как бы сталкивается с подводным камнем : очень привлекательный внешний облик скрывает совсем непривлекательную натуру.

Таким образом, образы женщины - это образы будущей жены и матери. И именно так они должны запечатлеваться в памяти, и не только в сознании, но и в подсознании ребенка. Как мальчика, так и девочки. Для девочки - это образец подражания, а для мальчика - это образец, который он в будущем должен выбрать. А в американском случае она вызывает только омерзение, и к женскому полу, и к семье. Нужно отметить еще одну популярную тенденцию в анимационной индустрии-образы девушек - супергероев . Мы знаем, что супергерои -это люди наделенные сверхъестественными способностями , которые помогают людям и спасают мир от разных злодеев. В основной своей массе, это борцы за справедливость ,свободу и благополучие людей. Это прежде всего-мужчины, сильные ,отважные, незнающие страха и неудач, стремящиеся к победе, добрые и справедливые. И любой мальчик, сидящий у экрана во многом старается быть похожим на своего героя, т.е. быть справедливым, добрым и смелым. А девочки воспринимают этот образ как идеал.

Но, в современных мультфильмах ( главным образом в американских) мужчины-герои не так актуальны, как женщины или девушки-герои. Так на каналах «Картун Нет Уорк», «Дисней», «Джетикс» в мультсериалах «Тотали Спайс», «Чародейки», «Робот-подросток», «Винкс», «Ким Пять с Плюсом [25]» девушки сражаются со злом, защищают невинных. Они не ведут нормальную жизнь подростков, их предназначение - бороться и побеждать. Такие мультфильмы как бы пропагандируют девочкам не быть верными женами, не воспитывать детей и заниматься хозяйством, а быть сильной, независимой, властной. Наоборот наши отечественные принцессы слабы физически, они не могут взяться за оружие и отомстить за любимого, нет, они сильны духовно! И в этом вся суть. Американские героини владеют боевыми искусствами, обладают сверхспособностями, но наверное не имеют главного- гармонии с собой, силы духа и воли. Девочки часто идентифицируют себя с такими персонажами, мечтают о приключениях, а не о счастливой семейной жизни.

Образ женщины-героя встречается в таких мультсериалах как: «Человек-паук», «Лига Справедливости», «Великолепная Четверка», «Люди Икс» и другие. Персонажи: «Черная Кошка», «Гроза», «Суперженщина», »Орлица», «Джин Грей», «Эмма Фрост», «Шельма», «Невидимая Леди [15]» и другие предстают на экране как женщины, совершенно не нуждающиеся в помощи противоположного пола, даже наоборот пытающиеся превзойти его в физическом и политическом смыслах. Из-за такого рода пропаганды женского совершенства отношение к противоположному полу у зрительниц совершенно меняется. Возможно они будут себя воображать хозяйками в доме, а противоположный пол считать недостойными их внимания. Кроме того, костюмы супер-героинь очень откровенны и вульгарны. Вспомним русских героинь: атрибутами женской красоты не являются пышные формы и накаченные руки ноги, а длинная коса, платье в пол и красный румянец на щеке. В свою очередь, мальчики телевизионных героинь идентифицируют с реальными девушками. Образы сильных, властных, чрезмерно откровенных и вульгарных девушек остаются в их сознании. И в будущем могут послужить главным критерием отбора спутницы жизни. И в итоге они разочаруются, не найдя такую девушку. В современное время детям и подросткам навязывается образ физически сильной и властной женщины, а не хранительницы домашнего очага и хорошей матери, пропагандируется совершенно другой образ жизни, чужой для русского человека.

Вообще в американских мультфильмах образ супергероя, который обладает сверхспособностями воспринимается создателями всерьёз. В русских мультфильмах все метафорично, герой не тот кто может летать и поднимать танки и самолеты, а тот кто обладает большим и добрым сердцем! Такому персонажу не нужны сверхъестественные способности. Если что-то происходит по-волшебству, как в мультфильме «По-щучьему веленью»,то все происходящее оказывается поучительным уроком для персонажа.

Итак, телевидение, в частности анимационные фильмы оказывают серьезное воздействие на детей. Во многих отношениях это воздействие носит негативный характер. Чрезмерный просмотр мультфильмов отрицательно влияет на память, мышление, эмоциональные процессы, на личностное становление, на взаимоотношение в социуме, на воспитание нравственных и моральных сторон детей. Но с другой стороны мультфильмы помогают детям фантазировать, воображать. Достойные примеры мультипликации учат детей и подростков способности искренне чувствовать, любить, сопереживать, заботиться, помогать друг другу, преодолевать трудности.

Глава 3. Последствия влияния анимационных фильмов на воспитание и поведение детей, на формирование их личностных качеств и психических процессов.

На сегодняшний день нельзя отрицать тот факт, что анимационные фильмы могут оказывать влияние на подсознание детей, на формирование их психических и личностных качеств, на воспитание и поведение. Это влияние может быть как положительным, так и отрицательным. Так каковы же последствия влияния мультфильмов на детей?

Постоянный просмотр мультфильмов приводит к тому, что у детей возникают проблемы с памятью. Они становятся рассеянными, им трудно сосредоточиться на каком-то конкретном предмете или объекте.

Исследования последних лет свидетельствуют о том, что дефицит концентрации внимания связан с увлечением ребенка просмотром мультфильмов, считается, что просмотр анимационных фильмов детьми более двух часов в день способствует развитию этого явления. Причем, каждый час, превышающий примерную норму оптимального времени в два часа, повышает риск появления дефицита внимания приблизительно на 10%. А что тогда говорить в тех случаях, когда дети сидят перед телеэкранами чуть ли не дни и ночи напролет, пока не надоест, пока могут [3].

А сидение перед экраном – это вынужденная гиподинамия ребенка и бессознательная еда того, что попадется под руку. Как показали научные исследования, 25% от съеденной за день ребенком пищи машинально заглатывается им во время просмотра мультфильмов, а количество детей, страдающих ожирением, прогрессивно растет во всем мире. Так что низкая физическая активность, граничащая с ленью, совместно с другими неблагоприятными факторами, отражается на здоровье ребенка и не только в виде избыточной массы тела, но и способствует высокому риску развития у этих детей всевозможных соматических заболеваний, не говоря уже о нарушениях поведения [4].

Данные исследователей из университета «Глесгоу» в Шотландии показали, что сегодняшний трехлетний ребенок в большинстве случаев физически активен не менее 20 минут в день при минимальной норме один час. И ежедневная дань мультфильмам тоже вносит в это свою лепту[18].
Атмосфера большинства западных мультфильмов пронизана убийцами и прочими персонажами, общение с которыми никогда не выбрали бы в реальной жизни. А дети все это видят на экранах телевизора. У детей подсознание еще не защищено здравым смыслом и жизненным опытом, позволяющим отграничить реальное и условное. У ребенка все увиденное – реальность, запечатлевающая на всю жизнь. Экран телевизора c насилием мира взрослых заменил бабушек и мам, чтение, приобщение к подлинной культуре. Отсюда рост эмоциональных и психических расстройств, депрессий, подростковых самоубийств, немотивированной жестокости у детей. Главная опасность связана с подавлением воли и сознания, аналогично тем, что достигается наркотиками. Американский психолог А.Мори пишет, что продолжительное созерцание материала, утомляя зрение, производит гипнотическое оцепенение, что сопровождается ослаблением воли и внимания. При определенной длительности воздействия световые вспышки, мерцание и определенный ритм начинают взаимодействовать с мозговыми альфа-ритмами, от которых зависит способность концентрации внимания, и дезорганизуют мозговую ритмику и развивается синдром нарушения внимания с гиперактивностью [19]. Давно доказано, что просмотр слишком динамичных сцен и сцен с яркими вспышками на телеэкране, может провоцировать у предрасположенных детей приступы эпилепсии.

Яркие, ядовитые цвета, в которые окрашены персонажи пагубно влияют на психику детей. Яркий цвет является раздражителем, который вызывает агрессию у детей. Ежедневный просмотр телевизора повышает детскую агрессивность. Не секрет, что сейчас практически нет совершенно наивных и добрых мультфильмов. Почти в каждом мультфильме кто-то с кем-то сражается. И когда побеждает даже добро, зло успело оставить свой след на душе у ребенка, постоянно боявшегося, кто кого победит, и какое злодейство еще должен вынести его любимый герой.
Американские психологи приблизительно подсчитали, что уже к 12-летнему возрасту дети, постоянно смотрящие мультфильмы, содержащие сцены насилия, видят в среднем около 100 тысяч таких сцен [4]. И если учесть, что все это оседает в эмоциональной памяти ребенка где-то на уровне подсознания, то легко объяснимо - почему агрессивность у нынешнего поколения детей и подростков растет буквально в геометрической прогрессии. И хотя есть исследования, опровергающие эти выводы, утверждающие, что это не так, что ребенок способен понять – нереальное и реальное, тем не менее, научные работы последних лет с завидным упорством подтверждают, что сцены насилия вовсе не помогают детям избавиться от агрессивного поведения, а, наоборот, провоцирует его.

Эксперименты американских, бельгийских и немецких психологов показали, что после просмотров мультфильмов с агрессивным содержанием, даже у детей младшего школьного возраста повышался уровень агрессивности по сравнению с исходным уровнем, определяемым до начала просмотра этих мультфильмов [19]. Ученые, получившие данные результаты, не исключают версию, что это может быть связано с тем, что дети, смотрящие мультфильмы, пытаются отождествлять себя с агрессивными героями, потому что, как правило, эти почти всегда колоритные персонажи привлекают к себе значительно большее внимание, чем почти бездействующие и бесцветные их противники, несущие людям добро. Отождествляя себя с агрессивными героями, дети пытаются им подражать, перенимая их способы и пути преодоления всевозможных препятствий и решения разных проблем. По данным исследователей из университета имени Вашингтона в Сиэтле, четырехлетние дети, проводящие у телевизора около трех с половиной часов ежедневно, оказались более драчливыми и более задиристыми по сравнению со своими сверстниками, не уделяющими внимания телепрограммам, даже при достижении ими возраста от 6 до 10 лет. Причем, подобная вероятность возникала у них на 25% чаще, чем у сравниваемых с ним ровесников [3].

Американские психологи из Стэнфордского университета под руководством А.Бандуры после многочисленных экспериментов и наблюдений сделали вывод о том, что сцены насилия в мультфильмах вызывают сильные агрессивные импульсы у зрителей. Вид страданий жертвы насилия лишь усиливает интенсивность агрессивной реакции. В Германии после того как 16-летний ученик гимназии убил 7 человек, развернулась острая дискуссия о влиянии на психику человека насилия, которое он видит по телевизору [26]. Первый канал немецкого телевидения исключил из своих программ фильмы и мультсериалы со сценами насилия. Глава протестантской церкви в Германии М.Кок заявил, что то, что называют «отражением действительности» на самом деле не более, чем проповедь насилия в чистом виде. По мнению заместителя директора ГНЦ судебной и социальной психиатрии им. В.П.Сербского Е.Макушкина, показ фильмов и мультфильмов, содержащих сцены насилия в дневные и утренние часы способствует воспитанию агрессии у подростков и детей [26].

Дети становятся более агрессивными и импульсивными после просмотра мультфильмов, содержащих сцены насилия, убийства [7]. Им трудно контролировать свое поведение и эмоции, трудно общаться с родителями и окружающими. Детям, которые смотрят жестокие по своей сути мультфильмы характерно девиантное поведение, то отклоняющееся от нормы поведение. Путем викарного научения они впитывают формы поведения своих любимых персонажей, которые нарушает правила, хулиганят, ведут себя неприлично. В итоге, у телезрителя закрепляется представление о допустимости подобных форм поведения, снимается некий запрет, расшатываются эталоны хорошего и плохого, допустимого и неприемлемого поведения. Ребенок в реальной жизни начинает вести себя в точности как его любимый персонаж. Иногда может показаться, что такого ужасного, неприличного может представляться детскому вниманию в мультфильме? Приведем следующий случай:

Один отец не выдержал и даже подал в суд на телекомпанию, показывавшую мультсериал «Грифины». Дело было так. Его семилетний сын вдруг стал дико себя вести: накидываться с кулаками на мать, говорить гадости. Отец не мог понять, в чем дело, пока однажды он не посмотрел мультсериал «Грифины» и понял что его маленький сын копирует поведение одного из персонажей до мелочей. И действительно, мальчик дважды в день, утром и вечером, смотрел этот мультсериал. А отцу и в голову не приходило, что в мультфильме может быть что-то вредное для ребенка [29].

Не только агрессивное поведение копируют дети, но так же они повторяют и порой разговаривают точно так же как их мульт-герой. А речь персонажей во многих мультфильмах не только просто и примитивна, но и порой безграмотна и вульгарна. Речь персонажей дополняется яркими, динамичными сценами, это позволяет детям лучше запомнить слова персонажа. Весь активный словарный запас детей сводится примерно только к тем словам и выражениям, которые они слышат в анимационных фильмах. Речь детей также становится безграмотной, однообразной. Порой даже с помощью школьной программы, постоянных тренировок нелегко отучить ребенка от ругательств, безграмотных выражений, которые он слышит в мультиках.

Одинаковые сюжетные линии, однообразность и похожесть персонажей, отсутствие поучительных уроков и смысла в мультфильмах приводит к однотипности мышления, узкому пониманию реальности. Дети и подростки начинают мыслить, как и их любимые герои, ограничивая себя определенными рамками: деньги, власть, могущество, победа над противником. Такое отождествление с героем анимационных фильмов отрицательно влияет и на личностное становление детей и подростков.

Мультфильмы могут воспитывать отрицательные качества в детях: раздражительность, вспыльчивость, леность, безразличие. Дети со взрывным характером и неустойчивой психикой не должны смотреть «агрессивные мультфильмы». Они могут впасть в депрессию, прибывать в стрессовом состоянии.

В настоящее время дети не просто копируют поведение своих любимых персонажей, но и зачастую обоготворяют их, делают из них кумиров. Детский фанатизм – одно из опасных последствий, которое может появится вследствие просмотра мультфильмов. Дети становятся похожими на роботов, которые говорят, думают, действуют и ведут себя как герои мультфильмов. Все это может привести к трагическим последствиям. Существуют ужасные случаи детского фанатизма:

12-летняя поклонница японских аниме не смогла справиться с депрессией, которая охватила ее из-за просмотра её любимого аниме-сериала, и скончалась от сердечного приступа прямо на уроке географии.
Ученики и преподаватели гимназии № 48 Красноярского края до сих пор не могут прийти в себя от пережитого шока. Восьмиклассница Евгения Курятова неожиданно умерла прямо во время урока.

За пару дней до смерти она успела написать на своей интернет-страничке: «Странная апатия... ничего не хочу... ничего не могу... словно высосали всю жизнь... люблю аниме... помешана на нём...» В разделе «любимые книги» Женя указала Лермонтова, и тут же процитировала поэта: «Там кость была уже видна, там мясо кусками синее висело, там жилы примечал с засохшею в них кровью. С отчаяньем сидел я и взирал, как насекомые роились и пожирали жадно свою пищу, червяк то выползал из впадин глаз, то вновь скрывался в безобразный череп».

Весь дневник девочки просто пронизан депрессивным настроением, - говорят изумленные учителя. - Мы были в шоке, прочитав эти строки... Женечка же была очень веселым жизнерадостным ребенком, пока не увлеклась аниме!

Ужасная трагедия разыгралась с Женей на первых минутах урока географии. Сначала девочка надрывно закашляла, а потом у нее начались судороги, - говорит заведующий Центральной подстанции скорой медицинской помощи. Учителя срочно вызвали «скорую», но к нашему приезду ребенок уже скончался. Почему девочка умерла столь скоропостижно, для всех остается загадкой. Проблем со здоровьем у нее не было. Родители маленькой Жени уверены, их дочку сгубили японские анимации. Их мнение поддерживают и красноярские психологи [11].
Дело в том, что существует масса негативных влияний, искажающих нашу психику, воздействующих на наше здоровье и образ мысли, тормозящих развитие и управляющих нами, - говорит детский психолог Виктор Курнатов. Вышеупомянутые факторы характерны для «безобидных» японских аниме. Нередко в них создаётся атмосфера войн, ужасов, чрезмерно нагруженных философских тематик. На психическое и интеллектуальное состояние зрителя влияет множество факторов, которые присутствуют в аниме: цвет, форма, скорость движения, продолжительность, яркость образа, смысл, интенсивность развития событий.. Мне кажется, в японских мультсериалах в некоторых случаях обсуждение философских проблем ставит в тупик зрителя, заставляет его мучиться от непонимания и неясности, так как до истины он просто не может докопаться самостоятельно. Это и вызывает состояние бесконечной депрессии, и у зрителей теряется смысл жизни.

Однако, не все мультфильмы влекут такие печальные последствия для детей и подростков. Множество советских мультфильмов, мультфильмы из классики Диснея, такие как «Король Лев», «Пинокио», «Золушка [25]», полнометражные японские аниме Хаяо Миядзаки способствуют развитию фантазии и воображения у детей. Они становятся восприимчивыми к радостям жизни, впечатлительными и радостными. Фантазии развивают внутренне самоощущение детей, позволяют им поверить в чудеса, вселяют в них надежды, не дают погаснуть их мечтам.

Мультфильмы, которые наполнены добром, светом и теплом, делают детей дружелюбными и отзывчивыми. Персонаж, который помогает друзьям, добр и чист сердцем сразу «впечатывается» в память детей. Они воспринимают дружбу как что-то искреннее, бескорыстное и доброе. Дети нравственно растут, развиваются в правильном направлении, впитывая добрые и светлые образы героев.

И наоборот многие американские мультфильмы как бы внедряют в детей образ эгоцентричной личности, одиночки, борца, который не уважает никого, который ведет борьбу со всем миром. И дети становятся похожими на то, что из них «лепят» мультфильмы. Они начинают пренебрежительно относиться к таким высоким чувствам, как любовь, дружба. В их сердцах поселяется ненависть, вражда. Образ девушки, любящей матери деформируется в их сознании. Глядя на героинь девочки, впитывают стереотип будущего поведения. А у мальчиков формируется модель, к которой мальчик будет стремиться при выборе своей спутницы, матери своих детей. И речь идет не столько о внешности, сколько о внутренних душевных качествах, отражениями которых является внешность и образ действия мультяшных героинь. Образ женщины лишается романтики и тайны путем наделения его взрослым реализмом и жестокостью. Попутно девальвируются и высмеиваются традиционные женские качества: целомудрие, застенчивость, скромность и материнство, как таковое.

Еще одно из печальных последствий просмотра мультфильмов - это замкнутость детей, неумение общаться с людьми, невозможность нахождения контакта с другими людьми.

Исследование психологов из Корнельского университета завершилось выводами о том, что у маленьких детей, предпочитающих просмотр мультфильмов другим забавам, проявляется склонность к аутизму. Оказалось, что в тех местах и штатах, где погодные условия очень часто неблагоприятны для прогулок, дети вместо игр во дворе, сидят перед телевизорами[19].
Эта склонность к аутизму у детей обнаруживалась чаще в тех семьях, где имелась возможность смотреть кабельное телевидение с бесконечным выбором программ. По мнению ученых, это, вероятнее всего, было связано с тем, что , увлекаясь, как и дети, телевизором, родители в таких семьях , следя лишь за экраном, почти не говорят с ребенком. А это означает - что дети почти не общаются с людьми, и загоняют сами себя в свою реальность.
Вообще данные последних исследований во многих странах мира свидетельствуют о том, что коммуникативные способности детей, несмотря на то, что тем для разговоров предостаточно, ухудшаются и сводятся на нет. И если раньше собеседником был друг, то теперь телевизор, мультфильмы. Ученые из Ассоциации педиатров Японии, занимаясь этой проблемой, обнаружили следующую закономерность - чем больше ребенок смотрит мультфильмы, тем меньше развиты его коммуникационные способности. Оказалось, что 96,6% детей из тех семей, где телевизор составлял своеобразный фон жизни, работая без передышки больше 10 часов в день, во время вынужденных контактов с людьми не смотрели на собеседников, а отводили от них глаза [19]. Так что нет ничего удивительного в том, что у таких детей наблюдались замедленные темпы усвоения разговорной речи. У них просто не было навыков общения. Мультфильм заменял им няню, но эта няня не умела поддерживать даже самый примитивный разговор.
А ученики младших классов, у которых был собственный телевизор в комнате, не только отставали от своих сверстников в познании языка, но и плохо справлялись, помимо этого, и с заданиями математического тестирования.

Сенсационные исследования новозеландских ученых из университета «Отаго» известили весь мир о том, что чем больше ребенок сидит перед телевизором и смотрит разные передачи ( мультфильмы в том числе), тем хуже он учится в школе, и тем меньше имеет шансов поступить в университет. А если даже такие дети и обучаются в высших учебных заведениях, то они, реже других, успешно оканчивают их. Эти результаты постоянно подтверждаются и другими зарубежными исследованиями – ну, хотя бы таким, что из 1000 обследованных людей двадцатишестилетнего возраста, более низкий уровень образования оказался у тех, кто в детстве любил смотреть мультфильмы [31].

Современные дети погрязли в безнравственности, пошлости, вульгарности. Они впитывают все отрицательное, точно так же как и положительное, но первое оказывается сильнее; пропаганда насилия и жестокости берет вверх над добром и светом.

Заключение

Анимация на сегодняшний день является очень популярной. Мультфильмы разного рода и жанра любимы детьми разных возрастов. С помощью мультфильмов может происходить очень весомое влияние на ребенка. Можно сказать, что дети многому учатся у мультфильмов, а также находят в их лице преданных друзей. Объясняется это, прежде всего привлекающей красочностью и динамичностью. Доступностью и легкостью восприятия этого вида искусства даже самыми несмышлеными зрителями. С другой стороны практически любой мультфильм имеет смысл и содержит в себе какие-то житейские мудрости. Воспитательные свойства мультиков во многом схожи как с игрой, так и с живым общением.

Мультфильм является очень эффективным средством воспитания ребенка. Каждый мультипликационный персонаж имеет свой образ и характер. Это позволяет ребенку на примере тех или иных героев узнавать о понятиях добра и зла. Дети без особого труда могут спроецировать взаимодействие и окружающую среду героев мультфильмов на свое собственное окружение[15]. Зачастую произведения мультипликации учат детей не бояться, а уверенно преодолевать жизненные трудности.

Однако, многие анимационные фильмы построены неправильно и нецелесообразно с точки зрения психологии и педагогики. Они могут негативно влиять на детей, на их восприятие, поведение и на многие психологические процессы в том числе. Большинство мультфильмов влияют на психику детей отрицательно. Жестокость персонажей мультфильмов по отношению друг к другу и, показываемое как героическое, откровенно эгоистическое поведение персонажей мультфильма сразу бросается в глаза. Так почти во всех американских мультфильмах в сюжете присутствует конфликт, драка, сражение, перестрелка, убийство, т.е. элементы агрессивного поведения и насилия. Героини большинства американских мультфильмов представлены таким образом, что постоянный просмотр с их участием ведёт к угасанию функций продолжения рода. То, что делают американские мультфильмы, умещается в короткую формулировку - интеллектуальное растление. Однако, можно заметить, что в западных мультфильмах нежные, трогательные добрые сцены отношений между мамой и ребенком.

Немногие мультфильмы благоприятно влияют на психику детей. Так отечественные мультфильмы не лишены сюжета и поучительных уроков. Они учат ребенка искренности, преданности, доброте, умению ценить дружбу и любовь, помогать другим, быть отзывчивыми и доброжелательными и другим важным для гармоничного развития личности качествам. Все события происходят в светлом мире, несут в себе заряд тепла, любви. Персонажи интересны и уникальны. Даже злые герои часто становятся добрее, потому что добро, понимание – великая сила.

Существует совсем немного фильмов японской анимации, которые оказывают позитивное воздействие на детей. Они учат умение всегда прибывать только в хорошем настроении, учиться всему новому, быть открытым миру, ничего не бояться и верить в собственные силы. Они прививают моральные принципы и нравственные ценности, которыми должны руководиться дети в своей жизни. Однако, динамичные сцены, истории о разбоях, грабежах и убийствах, насилие не лучшим образом влияет на детей, деформирует их психику.

Итак, мир мультфильмов богат и безграничен. Мультфильмы могут быть прекрасным средством воспитания детей, но в тоже время могут отрицательно влиять на их психическое и личностное развитие. Предпочтение в просмотре тех или иных мультфильмов может повлиять на нравственное становление личности ребенка, формирование его характера и психологических процессов.

Список литературы

1. Базыма Б.А., Густяков Н.А. О цветовом выборе как индикаторе эмоциональных состояний в процессе решения малых творческих задач. Вестник ХГУ. Харьков, 1988. N 320. 22-25 с .
2. Базыма Б.А., Кутько И.И. Цветовые предпочтения детей и подростков с акцентуациями характера. //Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. Том 97, №1, 1997 г. 24-28 с .

3. Баркан А. В. Дети нашего времени. - М.: ООО «издательство Дрофа Плюс», 2007.-233-236 с.

4. Баркан А. В. Плохие привычки хороших детей. - М.: ООО «издательство Дрофа Плюс», 2007.-167 с.

5. Венгер А.Л., Цукерман Г.А.. Психологическое обследование младших школьников. - М.: Владос-Пресс, 2005. - 359 с.

6. Выготский Л.С. Детская психология / Собр.соч. в 6 т. - М.: Просвещение, 1984. - Т 4. - 486 с.

7. Демина И. Трудный ребенок // Дошкольное воспитание. - 2005. - №3.

8. Змановский Ю. Психофизические и психологические особенности // Дошкольное воспитание. - 2007. - №2.

9. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. учеб. заведений: В 2 кн. – Кн. 1. Общие основы психологии. – М.: Просвещение: Владос, 1994.

10. Особенности психического развития детей 9-13-летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. - М.: Педагогика, 2007. - 452 с.

11.http://anime.aplus.by/news/

12. http://deti-psyhelp.ru/publ/

13. http://fraufro1.ya.ru/

14. http://left.ru/2003/16/cartoons92.html/

15. http:// mults. spb.ru/

16. http://myltyashki.com/

17. http://news.bbc.co.uk/hi/russian/sci/tech/newsid_1900000/1900138.stm/

18. http://ru.wikipedia.org/wiki/

19. http://vipera28.narod.ru/deti_i_televizor/

20. http://ychensq.carguru.ru/65-780-hodjachii-zamok.zhtml/

21. http://www.info-deti.ru/

22. http://www.karapuz.kz/pages_out.php?cid=403/

23. http://www.kara-murza.ru/books/manipul/manipul51.htm/

24. http://www.moshlisselburg.ru/

25. http://www.multserial.ru/

26. http://www.npar.ru/journal/2003/1/influence.htm/

27. http://www.pravoslavie.ru/guest/4572.htm/

28. http://www.rusproject.org/pages/current/current_3/mult_bogat.html/

29. http://www.rus-crisis.ru/

30. http://www.socgazeta.ru/

31. http://www.volgograd.ru/theme/info/zozh/95911.pub/

32. http://www.wco.ru/biblio/books/antropofagiya1/H1-T.htm/

PAGE \* MERGEFORMAT 2

Влияние анимационных фильмов на детей