Методика аудиторской проверки учета расчетов с поставщиками и подрядчиками

Методика аудиторской проверки учета расчетов с поставщиками и подрядчиками

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………..………....3

1. Теоретические основы аудиторской проверки с поставщиками и подрядчиками ………………..……………………………………………….….5

1.1 Цель, задачи и источники информации…………………………….………5

1.2 Основные законодательные и нормативные документы, регулирующие учет расчетов с поставщиками и подрядчиками………………………………10

1.3 Методика аудиторской проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками………………………………………………………………….....14

2. Организация аудиторской проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками в ООО «КОРАЛЛ»…………………………………………...…21

2.1 Экономическая характеристика ООО «КОРАЛЛ»…………………….….21

2.2 Планирование аудиторской проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками………………………………………………………………….....24

3. Аудиторская проверка расчетов с поставщиками и подрядчиками в ООО «КОРАЛЛ»………………………………………………………..……….36

3.1 Аудиторские доказательства и применяемые аналитические процедуры………………………………………………………………..……..36

3.2 Аудиторское заключение……………………………………………….…41

3.3 Пути совершенствования системы бухгалтерского учета и аудита на предприятии…………………………………………………………………….47

Заключение……………………………………………………………………..50

Список использованной литературы…………………………………………51

Приложения……………………………………………………………………53

ВВЕДЕНИЕ

В условиях развивающейся рыночной экономики, сложного налогового законодательства, обширной нормативно-законодательной базы, бухгалтерам приходится отслеживать большое количество изменений в уже существующих и появляющихся новых документах.

Все существующие новые и важные документы регулируют бухгалтерский учет и аудит хозяйственных операций, а также сами процессы учета и аудита различных видов хозяйственных операций и их варианты.

Операции расчетов с покупателями и заказчиками многочисленны, периодичность их высока, нормативно-правовая база регулируемого учета данных операций обширна и динамична.

Субъект хозяйствования вправе параллельно применять несколько форм и систем расчетов с покупателями и заказчиками (наличный безналичный расчет, расчеты по полной предоплате и расчеты с частичной предоплатой и пр.), периодически изменять и комбинировать их и т.д. Данный вид расчетов традиционно находится в сфере внимания многочисленных контролирующих органов; наконец ошибки в учетных операциях по расчетам с покупателями и заказчиками способны вызвать крайне негативные финансовые эффекты для предприятия (задержка в поступлении средств способна привести к сбоям в системе финансирования собственной деятельности) и т.д.

Вопросам правового регулирования расчетов с покупателями и заказчиками в России посвящена достаточно обширная и динамичная (как и все новейшее законодательство) нормативная база. Государство достаточно жестко регулирует практику применения тех или иных форм расчетов, вводит определенные требования к их соблюдению, и, конечно, особое внимание со стороны законодательных и контролирующих органов уделяется вопросам бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками предприятия.

Актуальность исследования избранной темы обусловлено тем, что участок учета расчетов с покупателями и заказчиками является до сих пор самым трудоемким, сложным участком учетной работы бухгалтерии любого предприятия.

Целью курсовой работы является рассмотрение методики аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками. Для решения поставленной цели выполняются следующие задачи:

  1. рассмотрение теоретических основ аудиторской проверки и типичных ошибок учета операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками;
  2. изучение теоретических основ бухгалтерского учета операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками, законодательных и нормативных документов;
  3. составление общего плана и программы аудита по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками;

4) на практике провести аудит по учету операций расчетов с поставщиками и подрядчиками;

5) установление соответствия совершения операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками действующему законодательству;

6) достоверность отражения этих операций расчетов с поставщиками и подрядчиками бухгалтерской и налоговой отчетности.

Объектом исследования является: ООО «КОРАЛЛ».

Теоретической основой данного исследования являются работы отечественных (Велютина В.Г., Крупченко Е. А., Шеремет А.Д.), а фактологической основой являются материалы инженерных и экономических служб предприятия (бухгалтерии, производственного, маркетингового и сбытового отделов).


1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ

1.1 Цель, задачи и источники информации

Следует отметить, что многие организации ограничиваются разработкой приказа по учетной политике. Остальные рабочие документы или отсутствуют (графики документооборота, формы внутренней отчетности), или не утверждены руководителем (формы первичных учетных документов, План счетов). Подобные организации грубо нарушают порядок ведения бухгалтерского учета, установленный Законом «О бухгалтерском учете» и другими нормативными документами.

С переходом к рыночным отношениям изменились подходы к постановке бухгалтерского учета в организациях. От жесткой регламентации учетного процесса со стороны государства в прошлом в настоящее время перешли к разумному сочетанию государственного регулирования и самостоятельности организаций в постановке бухгалтерского учета. Сущность новых подходов к постановке бухгалтерского учета заключается в основном в том, что на основе установленных государством общих правил бухгалтерского учета организации самостоятельно разрабатывают учетную политику для решения поставленных перед учетом задач.

Необходимо отметить, что значение учетной политики недооценивается многими организациями, к разработке учетной политики они относятся формально, не изучают последствия применения тех или иных ее элементов.

Между тем выбранная организацией учетная политика оказывает существенное влияние на величину показателей себестоимости продукции, прибыли, налогов на добавленную стоимость и имущество, показателей финансового состояния организации. Следовательно, учетная политика организации является важным средством формирования величины основных показателей деятельности организации, налогового планирования, ценовой политики. Без ознакомления с учетной политикой нельзя осуществлять сравнительный анализ показателей деятельности организации за различные периоды и тем более сравнительный анализ различных организаций.

Охарактеризуем теперь нормативные документы, которые имеют непосредственное отношение к учету расчетов с подотчетными лицами.

Расчеты с поставщиками и подрядчиками могут осуществляться также наличным путем через кассу организации. В этом случае необходимо руководствоваться следующими нормативными документами.

Хозяйственная деятельность любой организации невозможна без приобретения у поставщиков товарно-материальных ценностей, потребления работ и услуг сторонних организаций и, следовательно, без расчетов за эти услуги.

Основная цель проверки - установить правильность ведения учета расчетов с поставщиками и подрядчиками за товарно-материальные ценности, принятые выполненные работы и оказанные услуги.

В ходе аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками аудитор должен:

– проверить правильность оформления первичных документов по приобретению товарно-материальных ценностей и получению услуг с целью подтверждения обоснованности возникновения кредиторской задолженности;

– подтвердить своевременность погашения и правильность отражения на счетах бухгалтерского учета кредиторской задолженности;

– оценить правильность оформления и отражения в учете предъявленных претензий.

Источниками информации являются: положение об учетной политике; договоры на поставку товарно-материальных ценностей; договоры на оказание услуг; договоры на выполнение работ; накладные; журнал регистрации счетов-фактур поставщиков; журнал регистрации доверенностей на получение ТМЦ; счета-фактуры поставщиков; акты сверки расчетов; протоколы о зачете взаимных требований; акты инвентаризации расчетов; векселя; копии платежных документов; книга покупок; учетные регистры по счету 60; Главная книга; бухгалтерская отчетность.

Для того чтобы наметить направления проверки, области углубленного контроля, аудитору необходимо получить предварительное представление о состоянии расчетов на предприятии и исследовать имеющиеся факторы риска. Поэтому он должен установить наличие на предприятии необходимой нормативной базы, перечень применяемых первичных документов, порядок их заполнения, состояние аналитического учета и технологии обработки первичных документов по учету расчетных операций. Тесты позволяют установить, насколько контроль расчетных операций отвечает современным требованиям, а их учет – выполняет поставленные перед ним задачи. Они позволяют аудитору более подготовлено подойти к проведению основных аудиторских процедур по данному разделу учета, а также обоснованно определить объемы выборки и способы отбора элементов в проверяемую совокупность.

Данные синтетического и аналитического учета расчетов с поставщиками и подрядчиками должны давать полное представление о расчетах:

  1. С поставщиками и подрядчиками по акцептованным и другим расчетным документам, срок оплаты которых не наступил;
  2. С поставщиками и подрядчиками по не оплаченным в срок расчетным документам;
  3. С поставщиками и подрядчиками неотфактурованным поставкам;
  4. По авансам выданным (все расчеты по авансам выданным подлежат отражению на отдельном субсчете счета 60);
  5. С поставщиками и подрядчиками по выданным векселям, срок оплаты которых не наступил;
  6. С поставщиками и подрядчиками по просроченным оплатой векселям;
  7. С поставщиками и подрядчиками по полученному коммерческому кредиту и др.

Задачи проверки:

1. Правовая оценка договоров с поставщиками и подрядчиками.

2. Аудит организации первичного учета расчетов с поставщиками и подрядчиками.

3. Аудит состояния задолженности перед поставщиками и подрядчиками.

4. Проверка правильности отражения в бухгалтерском учете различных операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками.

5. Проверка соответствия данных аналитического учета расчетов с поставщиками и подрядчиками данным свободного учета.

6. Проверка организации налогового учета по расчетам с поставщиками и подрядчиками.

Все хозяйственные операции по учету расчетов за поставленную продукцию (товары), выполненные работы или оказанные услуги оформляются соответствующими расчетными документами и договорами.

Расчеты с поставщиками и подрядчиками осуществляются после отгрузки ими товарно-материальных ценностей, выполнения работ или оказания услуг либо одновременно с ними с согласия организации или по ее поручению и подкрепляются соответствующими документами.

Основным первичным документом для взаимодействия с поставщиками и подрядчиками является договор. Договор может быть нескольких видов:

-договор купли-продажи (при покупке товарно-материальных ценностей, товаров);

-договор поставки (при поставке оборудования и др.);

-договор аренды ( при аренде помещений);

- договор обслуживания (при оказании услуг электроэнергия, отопление и др.);

-договор подряда (при проведении работ подрядным способом).

Существует исключение, когда приобретаются товары, материалы и другие товарно-материальные ценности только на основании за ранее оплаченного счета, счет-фактуры и товарной накладной, а также доверенности на получение товарно-материальных ценностей.

Кредиторская задолженность перед поставщиками и подрядчиками начисляется по факту:

- акцепта расчетных документов по принятым ценностям, работам, услугам;

- приемки ценностей, поступивших от поставщиков без расчетных документов (неотфактурованные поставки);

- выявление излишка при приемке товарно-материальных ценностей.

Таким образом, главная цель аудита — дать объективные, реальные и точные сведения об аудируемом объекте.

Аудит представляет собой независимую экспертизу и анализ финансовой отчетности хозяйствующего субъекта в целях определения ее достоверности, полноты и соответствия действующему законодательству и требованиям, предъявляемым к ведению бухгалтерского учета и финансовой отчетности во всех существенных отношениях. Он призван обеспечить разумную уверенность в том, что рассматриваемая в целом финансовая (бухгалтерская), отчетность не содержит существенных искажений (п.3 Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности»).

Одним из направлений при проверке финансовой отчетности субъекта является аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками.

Основная цель аудиторской проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками – установить соответствие совершенных операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками действующему законодательству и достоверность отражения этих операций в бухгалтерской отчетности.

Перед составлением плана и программы проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками прежде всего необходимо установить качество состояния внутреннего контроля по учету таких операций, что позволяет выявить наиболее уязвимые места в системе учета расчетов и определить дальнейшее направление проверки. Преимущественно проверяют работы, которые совсем не подвергались контролю либо мало контролировались бухгалтерией (или другой внутренней службой предприятия).

1.2 Основные законодательные и нормативные документы, регулирующие учет расчетов с поставщиками и подрядчиками

В настоящее время организации сами выбирают форму расчетов за поставленную продукцию или оказанные услуги. Исходя из выбранной формы оформляются соответствующие документы.

В расчетных документах (счет, счет-фактура, товарно-транспортная накладная и др.) поставщики и подрядчики отдельной строкой выделяют сумму налога на добавленную стоимость.

Кредиторская задолженность погашается при получении от банка подтверждения о перечислении средств поставщикам и заказчикам в виде выписок из расчетного и других счетов вместе с приложенными банковскими расчетными документами, а также при зачете полученного аванса и взаимных требований. Списание кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, осуществляется по результатам проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа руководителя организации.

После акцепта счета при приемке поступивших ценностей на склад может обнаруживаться недостача сверх норм естественной убыли. При проверке акцептованного счета поставщика (подрядчика) могут выявиться несоответствия цен, обусловленных договором, и арифметические ошибки. В этих случаях оформляются документы по претензиям и акт о приемке материалов Основные операции по расчету с поставщиками и подрядчиками, и их документальное оформление представлено в таблице 1.1.

Таблица 1.1

Хозяйственные операции по расчетам с поставщиками и подрядчиками и их документальное оформление.

Хозяйственная операция (операция)

Документ основание (документ)

1

2

Заключен договор с поставщиками (подрядчиками)

Договор на обслуживание

Договор подряда

Договор субподряда

Договор аренды

Договор купли-продажи

Выплачен аванс поставщику (подрядчику), оплачены с расчетного счета (валютного счета) приобретенные товарно-материальные ценности, товары, выполненные работы, оказанные услуги

Платежное поручение, выписка банка

Оплачены наличными приобретенные товарно-материальные ценности, товары, выполненные работы, оказанные услуги

Расходный кассовый ордер, кассовая книга

На уменьшение суммы задолженности перед поставщиками списана сумма претензий, выявленная при приемке продукции

Акт о приемке материалов, претензия

Получены материалы, товары

Учтена сумма выданного аванса в момент получения товара

Приходный ордер, накладная поставщика

Отражена сумма НДС, уплаченная при приобретении материалов, товаров

Отражена сумма НДС на стоимость работ

Счет-фактура

Стоимость работы сторонних организаций отнесена на себестоимость основного производства

Акт о выполненных работах

Отражено списание невостребованной кредиторской задолженности

Приказ (распоряжение) руководителя

Существуют поставки, по которым материальные ценности поступили в организацию без расчетных документов, такие поставки называют неотфактурованными. Поскольку основанием для оплаты ценностей являются расчетные документы, неотфактурованные поставки оплате не подлежат, по ним начисляется кредиторская задолженность перед поставщиками и подрядчиками. При поступлении товарно-материальных ценностей без расчетных документов поставщиков необходимо проверить, не числятся ли данные ценности как оплаченные, но находящиеся в пути или не вывезенные со склада поставщиков, а также в составе дебиторской задолженности. После проверки поступившие ценности должны быть оприходованы и оформлены соответствующими документами. Хозяйственные операции и документы- основания по таким операциям представлено в таблице 1.2.

Таблица 1.2

Документы-основания по хозяйственным операциям неотфактурованных поставок.

Хозяйственная операция

Документ-основание

Определена стоимость заготовления материалов по учетным ценам

Оприходована партия материалов, поступивших без документов, по учетным ценам

Приходный ордер, акт

Отражена стоимость заготовления материалов по фактическим ценам

Накладная, счет-фактура

Определено отклонение фактической стоимости материалов от их стоимости в учетных ценах

Справка-расчет бухгалтерии

Организация-покупатель в обеспечение задолженности за полученные товарно-материальные ценности (принятые работы, оказанные услуги) может выдать поставщику или подрядчику вексель с согласованным сроком платежа. При такой оплате поступающих активов могут использоваться простые и переводные векселя.

Простой вексель- это письменное долговое денежное обязательство одной стороны (векселедателя) уплатить определенную сумму денег по наступлению срока платежа другой стороне (векселедержателю) по совершенным торговым сделкам или в уплату за выполненные работы или оказанные услуги.

В таком векселе указывают место и дату выдачи, сумму обязательства в целом или с выделением обязательства по оплате процентов, срок и место платежа, наименование получателя, подпись векселедателя.

Переводной вексель (тратта) выписывается кредитором (трассантом) и содержит письменный приказ дебитору (трассату) уплатить указанную в векселе сумму третьему лицу (ремитенту) или предъявителю. Этот документ превращается в долговое обязательство после его акцепта трассатом. С помощью передаточной надписи (индоссамента) вексель может использоваться неоднократно, тем самым выполняя функцию универсального кредитно-расчетного документа. Существенно убыстряет оборот средств учета (дисконтирование) векселей в банках. В этом случае векселедержатель посредством индоссамента передает вексель банку до наступления срока платежа и получает вексельную сумму за вычетом учетного процента в пользу банка, называемого дисконтом.

Сумма номинала выданного векселя, как правило, превышает покупную стоимость приобретенных товаров. Разница составляет доход кредитора (векселедержателя) за предоставленный покупателю (векселедателю) коммерческий кредит. Для покупателя вексель средство платежа, для поставщика – инструмент кредитования. Документы, оформляемые при расчетах векселем, представлено в таблице №1.3.

Таблица 1.3

Документы, оформляемые при расчетах векселем.

Хозяйственная операция

Оформляемый документ

1

2

Оприходованы товары на склад

Приходный ордер, накладная поставщика

Учтен НДС на стоимость товаров( работ, услуг)

Счет-фактура

Выдан вексель поставщику

Вексель, акт приемки-передачи

Увеличена стоимость товаров (работ, услуг) на сумму дисконта по векселю

Вексель

1.3 Методика аудиторской проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками

Главной целью проверки является установление соответствия совершенных операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками действующему законодательству и достоверность отражения этих операций в бухгалтерской отчетности

Согласно основной цели аудитору в первую очередь необходимо проверить наличие договоров с поставщиками и подрядчиками, правильность их оформления и соответствие содержания договоров экономическому смыслу совершенных сделок. Все сделки с поставщиками и подрядчиками можно разделить на две группы в зависимости от предмета и сущности заключаемых договоров.

Первая группа - расчеты с поставщиками и подрядчиками по договорам приобретения любых товаров и имущественных прав. Основные формы договоров заключаемых в этой группе это договора: поставки; договор купли-продажи; энергосбережения; мены.

Вторая группа - расчеты с подрядчиками. Предметом договора этой группы является выполнение определенной работы и сдача ее результата заказчику. Основные формы договоров данной группы это договора: возмездного оказания услуг, договор подряда.

Такое деление на группы существует за счет специфики разных подходов при проведении аудита договоров внутри каждой группы. Основная разница состоит в используемых приемах сбора аудиторских доказательств и порядке построения аудиторской выборки.

В ходе аудита участка расчетов с поставщиками и подрядчиками обязательной проверке подлежат: поступление товарно-материальных ценностей (выполненных работ, оказанных услуг); в том числе и неотфактурованные поставки и поставки, обеспеченные векселями; выставленные поставщикам и подрядчикам претензии; списанные безнадежные к взысканию долги; выданные авансы и полученные коммерческие кредиты. Особое внимание должно быть уделено просроченной задолженности с истекшим сроком исковой давности. Аудитор обязан выяснить причины возникновения такой задолженности и уточнить, какие были приняты меры к ее взысканию. При дебиторской задолженности необходимо установить дату и причину ее возникновения.

Исследование системы первичного учета по данному разделу учета может строиться по схеме, включающей три этапа. На первом этапе определяется степень воздействия на организацию первичного учета различных внутренних (организационная структура, философия управления и стиль работы руководителей, методы распределения полномочий и ответственности, информационное и кадровое обеспечение, техническая оснащенность) и внешних (требования законодательства, принадлежность организации, специфика отрасли, размеры производства, местоположение, используемые ресурсы) факторов. На втором этапе оцениваются величины внутрихозяйственного и контрольного рисков системы первичного учета на данном участке с помощью проведения тестов. Ответив на поставленные в тестах вопросы, аудитор формулирует свои выводы. На третьем этапе конкретизируются объемы первичной учетной документации, представляемой к проверке, по данному разделу учета.

Проведенное исследование позволяет составить план и программу аудиторской проверки.

При проверке расчетов с поставщиками и подрядчиками используются такие приемы для сбора аудиторских доказательств, как экономико-правовая экспертиза договоров на поставку продукции, оказание услуг, выполнение работ, проведение инвентаризации финансовых обязательств, проверка документов, полученных экономическим субъектом от третьих лиц, приемы фактического и документального контроля, аналитические процедуры, логический анализ, устные опросы должностных лиц по отдельным вопросам данного раздела аудиторской программы.

Аудиторская проверка расчетов с поставщиками и подрядчиками предусматривает изучение договоров поставки продукции и других хозяйственных договоров на оказанные предприятию услуги, выполненные работы. Помимо соблюдения формы договора проверяется полнота и своевременность исполнения сторонами обязательств вне зависимости от срока договора. Аудитор должен установить: наличие договоров поставки по проведенным сделкам, правильность их оформления, дату возникновения и причину образования просроченной задолженности.

Аудитор, как правило, выборочно проверяет расчетные операции с поставщиками по данным учетных регистров по счету 60 и расчетно-платежные документы. В состав выборки включаются поставщики, расчетные операции с которыми осуществляются систематически, или суммы расчетов с которыми существенны. В процессе проверки выясняется дата проведения и характер операции, правильность применения цен, наценок по поступившим ценностям, полнота их оприходования, обоснованность выделения «входного» НДС.

При поступлении ТМЦ, на которые не получены расчетные документы (неотфактурованные поставки), устанавливается, не числятся ли эти поступившие ценности как оплаченные, но находящиеся в пути (дебиторская задолженность). Определяется, проводилась ли инвентаризация и сверка расчетов, предъявлялись ли штрафные санкции поставщикам при нарушении договорных обязательств, обоснованность начисленных или полученных сумм штрафных санкций, правильность списания сомнительных долгов. При необходимости может быть проведена контрольная инвентаризация ценностей и расчетов, встречная сверка документов и регистров учета на проверяемом предприятии у поставщика.

Особое внимание уделяется операциям с использованием векселей, отражение которых в учете часто производится с ошибками. Аудитору следует учитывать, что выданные векселя отражаются у предприятия на отдельном субсчете счета 60, налоговый вычет по НДС применяется только после оплаты векселя.

Полнота оприходования поступивших от поставщиков ТМЦ, обоснованность использования налоговых вычетов по НДС контролируется с помощью таких приемов, как прослеживание, сопоставление и др.

Обоснованность расчетов с подрядчиками на выполняемые работы должна подтверждаться, кроме заключенных договоров, наличием проектно-сметной документации, актов сдачи-приемки выполненных работ, счетов-фактур. Реальность числящейся кредиторской и дебиторской задолженности. Точность произведенных расчетов, качество проектов и смет, отсутствие приписок могут быть проверены, в том числе, и путем контрольного обмера выполненных работ (по заключениям эксперта).

Аудитор проверяет расчеты по претензиям. Согласно ГК РФ претензия предъявляется поставщикам, если счет поставщика оплачен и акцептован до поступления ТМЦ (оказания работ, выполнения услуг), а при приемке на склад обнаружилась недостача ТМЦ против отфактурованного количества либо обнаружились несоответствия принятых ТМЦ (работ, услуг) по ценам, качеству, номенклатуре против оговоренных в договоре величин. На неудовлетворенные претензии поставщику должен быть предъявлен иск.

При проверке этих операций аудитор должен убедиться, что претензия действительно была предъявлена. Претензия должна была предъявлена своевременно, так как в противном случае суд может отказать в удовлетворении иска. Пакет документов, приложенных к претензии и исковым заявлениям, должен быть доказательным, в частности в нем должны присутствовать как минимум претензионный расчет, коммерческий акт об установленном расхождении в количестве и качестве при приемке ТМЦ (в качестве — при приемке выполненных работ, оказанных услуг), претензионное удостоверение о полномочии участников количественной и качественной выбраковки, документы, подтверждающие произведенные расходы, стоимость которых возмещается за счет поставщика.

По задолженности с каждым поставщиком и подрядчиком необходимо выявить соблюдение срока исковой давности. В случае его пропуска кредиторская задолженность подлежит зачислению на счет 91. Должны быть проверены случаи списания с кредита счета 60 на себестоимость сумм, не относящихся к производственной деятельности предприятия.

Следует проанализировать также правильность оформления и отражения в учете выданных авансов, отражаемых на счете 60/Авансы выданные. Аудитор путем изучения первичных документов и учетных регистров выясняет: обоснованность выдачи авансов (в том числе в валюте), правильность ведения аналитического и синтетического учета.

Проводя аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками, аудитор должен знать о возможных ошибках и нарушениях, свойственных данному разделу учета. Наиболее типичные из них сгруппированы следующим образом:

- отсутствие договоров с поставщиками или неправильное их оформление;

- уничтожение подлинных документов;

- ненадлежащее ведение учета (недостоверность аналитического учета, формальное проведение инвентаризации расчетов и т.д.);

- не правильное оформление и предъявление претензии по договорам;

- отражение на счетах бухгалтерского учета не реальной дебиторской и кредиторской задолженности;

- не соответствие данных в счетах поставщиков данным учета предприятия;

- не правильное или не правомерное отражение на счетах учета сумм НДС, выделенных в счетах поставщиком;

- не корректная корреспонденция счетов бухгалтерского учета;

- неоприходование ТМЦ полученных от поставщиков;

- подделка документов и составление фиктивных обязательств для обеспечения неверных кассовых выплат;

- несоответствие данных в счетах поставщиков данным учета предприятия;

- счетные ошибки при отражении расчетов с поставщиками и подрядчиками (при изменении количества, веса, размеров и т.п.);

- регистрация хозяйственны операций в документах неунифицированной формы;

- отсутствие необходимых реквизитов, придающих документу юридическую силу;

- отсутствие графика документооборота;

- ошибки при регистрации документа, несовременная регистрация документа в учетном регистре;

- нарушение срока хранения документации в архиве;

- уничтожение первичных документов без акта о выделении документов к уничтожению;

- перекрытие задолженности одного контрагента авансами, выданными другому контрагенту;

- несвоевременное списание задолженности с истекшим сроком исковой давности;

- необоснованное отражение налогового вычета по НДС (по неотфактурованным поставкам, по поставкам, обеспеченными данными организацией собственными векселями и т.д.);

- отсутствие корректировки по списанным на затраты ТМЦ (работам, услугам), ранее отраженным как неотфактурованные поставки, документы по которым поступили и имеют несоответствия с ранее отраженными в учете;

- счетные ошибки при исчислении курсовых разниц;

- отражение суммовых разниц на счетах учета прочих доходов и расчетов, а не на счетах учета запасов и затрат;

- списание безнадежного долга на счет прочих доходов и расходов при наличии ранее образованного резерва под эту задолженность;

- неправомерное признание задолженности безнадежным и ее списание за счет резерва по сомнительным долгам либо за счет прочих расходов;

- отсутствие аналитического учета по поставщикам по неоплаченным в срок расчетным документам, по неотфактурованным поставкам, по авансам выданным и т.п.;

- не своевременное предъявление претензий поставщиками и др.

Для того чтобы наметить направление проверки, области углубленного контроля, аудитору необходимо получить предварительное представление о состоянии расчетов на предприятии и исследовать имеющиеся факторы риска. Поэтому он должен установить наличие на предприятии необходимой нормативной базы, перечень применяемых первичных документов, порядок их выполнения, состояние аналитического учета и технологии обработки первичных документов по учету расчетных операций. Тесты позволяют установить, на сколько контроль расчетных операций отвечает современным требованиям, а их учет выполняет поставленные перед ним задачи. Они позволяют аудитору более подготовлено подойти к проведению основных аудиторских процедур по данному разделу учета, а также обоснованно определить объемы выборки и способы отбора элементов в проверяемой совокупности [12, с. 338].

Если среди контрагентов предприятия есть поставщики-нерезиденты, осуществляющие поставки за иностранную валюту, необходимо выяснить, как велся учет курсовых разниц, и уточнить, производился ли пересчет остатков по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» на отчетную дату. При наличии поставщиков-резидентов, договоры на поставку от которых выражены в иностранной валюте (или в условных единицах), необходимо определить, каким образом в учете отражались курсовые разницы, возникшие до даты принятия товарно-материальных ценностей (выполненных работ, оказанных услуг) к учету до и после этой даты.

2. ОРГАИЗАЦИЯ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ В ООО «КОРАЛЛ»

2.1 Экономическая характеристика ООО «КОРАЛЛ»

Общество с Ограниченной Ответственностью «Коралл» создано согласно ГК РФ, Закона об обществах, других нормативных актов, утверждено учредителями 15 апреля 2001 года.

Общество является производственной коммерческой организацией, и его деятельность направлена на удовлетворение общественных потребностей и извлечение прибыли.

Деятельность общества, права и обязанности его учредителей регулируются ГК РФ, Законом об Обществах, другими нормативными актами, регулирующими деятельность юридических лиц, Уставом, утвержденным руководителями. Образованное общество является юридическим лицом, статус которого определен Уставом общества.

Общество имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, имеет расчетный счет и другие счета в банке.

Учредители вправе изменять состав сформированного ими уставного капитала в порядке, предусмотренном настоящим Уставом. Общество имеет круглую печать со своим наименованием, фирменные и товарные знаки обслуживания, другую атрибутику и исключительные права на их использование.

Предметом деятельности ООО «Коралл» является:

  • Производство швейных изделий;
  • Продажа продукции собственного производства.

Имущество ООО «Коралл» составляют основные и оборотные средства, а также иные ценности, стоимость которых отражается на самостоятельном балансе предприятия и формируется из собственных и заемных средств.

Высшим органом управления этого общества является общее собрание участников общества. Собрания учредителей бывают очередные и внеочередные. Все участники общества имеют право присутствовать на общем собрании участников, принимать участие в обсуждении вопросов повестки дня и голосовать для принятия решений.

Руководство текущей деятельностью общества осуществляется директором – единоличным исполнительным органом общества. Директор общества подотчетен общему собранию участников. Директор общества избирается общим собранием участников на 5 лет.

Организационная структура ООО «Коралл» представлена на рисунке 1.1.

Рис. 1.1 Организационная структура предприятия

учет покупатель заказчик расчет

Анализ основных экономических показателей по бухгалтерской отчетности показан в таблице 2.1.

Таблица 2.1.

Основные экономические показатели предприятия в динамике, тыс. р.

Показатели

Код

Отклонение
(гр. 1-rp.2)

Темп

роста, %

1. Выручка (нетто) от реализации товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей)

010

366181

184673

+181508

198,3

2. Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг

020

340344

171543

+168801

198,4

3. Валовая прибыль (убыток) отчетного периода

029

25837

13130

+12707

213

4. Коммерческие расходы

030

24145

12041

+12104

200,5

5. Управленческие расходы

040

-

-

-

-

6. Прибыль (убыток) от реализации

050

1692

1089

+603

155,4

7. Проценты к получению

060

13

2

+11

650

8. Проценты к уплате

070

382

229

+153

166,8

9. Доходы от участия в других организациях

080

-

-

-

-

10. Прочие доходы

090

53681

32171

+21510

166,8

11. Прочие расходы

100

53827

32359

+21468

166,7

12. Прибыль (убыток) до налогообложения

140

1177

674

+503

174,6

13. Текущий налог на прибыль

150

348

162

+186

214,8

14. Чистая прибыль отчетного периода

190

829

512

+317

161,9

По данным таблицы 2.1 следует, что организация развивается успешно, так как по всем основным показателям наблюдается тем роста более 100%.

Выручка от продажи товаров выросла почти в 2 раза, валовая прибыль – немногим больше чем в 2 раза, прибыль от реализации – в 1,5 раза, темп роста балансовой прибыли составил больше чем в 1,5 раза, так как организации вернули покупатели сумму по процентам за просроченные платежи за товар.

Чистая прибыль остающаяся в распоряжения организации тоже увеличилась более чем в 1,5 раза.

В целом можно сказать, что предприятие развивается успешно. Расширяет производственные площади, увеличивает объемы производства, в ближайших планах расширить ассортимент.

В ООО «Коралл» бухгалтерская служба учреждена как структурное подразделение организации на основании распоряжения директора организации. Структурное подразделение возглавляется главным бухгалтером, который осуществляет руководство бухгалтерией.

В распоряжении руководителя об учреждении бухгалтерской службы утверждено Положение о бухгалтерской службе, а также должностные инструкции работников бухгалтерии.

Взаимодействие бухгалтерии с другими структурными подразделениями организации определяется движением документов.

Должностные инструкции составлены для каждого работника бухгалтерии в целях разграничения полномочий работников, определения их прав и обязанностей.

Закрепление за работниками участков бухгалтерского учета позволяет избегать дублирования или неоформления отдельных хозяйственных операций.

2.2 Планирование аудиторской проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками

План и программа проведения аудита учета расчетов с поставщиками и подрядчиками строятся с учетом результатов проверки системы внутреннего контроля данного раздела. При этом план аудита должен охватить следующие основные направления проверки:

- правовая оценка договоров с поставщиками и подрядчиками с позиций действующего законодательства;

- организация первичного учета операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками;

- подрядчиками;

- организация налогового учета операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками.

При проверке учета расчетов с поставщиками и подрядчиками аудитору необходимо оценить качество первичной информации, поступающей в систему бухгалтерского учета. Связано это с тем, что практически все документы данного раздела поступают на предприятие извне, увеличивая внутрихозяйственный и контрольный риски при проведении аудита данного раздела. Причин тому несколько:

- отсутствие многократного контроля за первичными документами на стадии их создания и проверки (как это происходит с документацией, создаваемой на предприятии);

- сложность восстановления отсутствующих и исправления неправильно оформленных документов;

- большая вероятность несвоевременного поступления подтверждающих документов;

- значительная часть первичных документов, подтверждающих совершение этих операций (особенно операций, связанных с договорами на оказание услуг) не унифицирована. Отсюда риск того, что первичная документация может быть не признана в качестве подтверждающей, если будут какие-либо сомнения в правильности оформления документов и их комплектности.

В таких условиях анализ организации первичного учета позволит аудитору более квалифицированно провести основные аудиторские процедуры по данному разделу и более обоснованно определить объемы выборки и способы отбора элементов проверяемой совокупности. Кроме того, результаты организации первичного учета позволят ответить на вопрос о качестве первичной учетной документации, которая будет использоваться аудитором в качестве аудиторских доказательств.

В процессе аудита финансовой отчетности в ООО «Коралл» уделяется внимание только тем основным целям и конкретным процедурам в системах бухгалтерского учета и внутреннего контроля, которые имеют отношение к процессу подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Понимание соответствующих аспектов систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля наряду с оценкой неотъемлемого риска, риска средств контроля и учетом иной информации позволяет:

  • определить виды вероятных существенных искажений, которые могут встретиться в финансовой (бухгалтерской) отчетности;
  • учитывать факторы, которые влияют на риск появления существенных искажений;
  • разрабатывать надлежащие аудиторские процедуры.

При разработке подхода к проведению аудита в ООО «Коралл» принимается во внимание предварительная оценка риска средств контроля, а также оценка неотъемлемого риска для того, чтобы определить надлежащий риск необнаружения, который может быть принят во внимание в отношении же предпосылок подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также для определения характера, временных рамок и объема аудиторских процедур по существу.

Средства внутреннего контроля, имеющие отношение к системе бухгалтерского учета, содействуют достижению следующих целей:

  • осуществление операций по общему или специальному разрешению руководства;
  • своевременный учет всех операций и прочих событий в точных суммах, на надлежащих счетах и в должные отчетные периоды с тем, чтобы сделать возможной подготовку финансовой (бухгалтерской) отчетности в соответствии с установленным порядком;
  • возможность доступа к активам и записям только по разрешению руководства;
  • регулярное сопоставление учтенных активов с активами, имеющимися в наличии, и принятие надлежащих мер в отношении любых расхождений.
  • по причине существования неотъемлемых ограничений системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля не могут дать исчерпывающих доказательств достижения поставленных перед такими системами целей.

В процессе получения представления о системах бухгалтерского учета и внутреннего контроля, необходимого для планирования аудиторской проверки, вначале приобретаются знания о структуре этих систем и их функционировании.

Размер и сложность структуры аудируемого лица, а также характер его систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля оказывают влияние на форму и объем документации. Как правило, чем сложнее система бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудируемого лица и чем объемнее аудиторские процедуры, тем больше объем документации аудитора.

Необходимо получить аудиторское доказательство посредством проведения тестов средств контроля для подтверждения любой оценки риска средств контроля, которая является ниже высокой. Чем ниже оценка риска средств контроля, тем больше подтверждений необходимо получить относительно надлежащей структуры и эффективного функционирования систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля.

Тесты средств контроля выполняются с целью получения аудиторских доказательств относительно эффективности:

  • структуры систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, то есть того, насколько хорошо они организованы с точки зрения предотвращения или обнаружения и исправления существенных искажений;
  • средств внутреннего контроля в течение рассматриваемого периода.

Основываясь на результатах тестов средств контроля, определяется, были ли разработаны или применялись ли средства внутреннего контроля так, как предполагалось при предварительной оценке риска средств контроля.

В результате полученного понимания систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, а также тестов средств контроля аудитор может понять, какие недостатки существуют в этих системах. Перед составлением плана и программы аудита расчетов с покупателями и заказчиками в ООО «Коралл» во главу стола ставится изучение состояния расчетов на предприятии и исследование имеющихся факторов риска, для того, чтобы получить предварительное представление о расчетах.

Для этого проверяется наличие в организации необходимой нормативной базы, перечень применяемых первичных документов, порядок их заполнения, состояние аналитического учета и технологии обработки первичных документов по учету расчетных операций.

Далее оценивается система оценки бухгалтерского учета и внутреннего контроля. Для этого заполняются заранее разработанные тесты. Тесты позволяют, установить насколько контроль расчетных операций отвечает современным требованиям, а их учет выполняет поставленные перед ними задачи.

Тесты (таблица 2.2) позволяют, установить насколько контроль расчетных операций отвечает современным требованиям, а их учет – выполняет поставленные перед ним задачи. Они позволяют аудитору более подготовлено подойти к проведению основных аудиторских процедур по данному разделу учета, а также обоснованно определить объемы выборки и способы отбора элементов в проверяемую совокупность.

Таблица 2.2

Тесты проверки состояния системы внутреннего контроля в ООО «Коралл»

№ п/п

Содержание вопроса или объект

исследования

Процедура

Содержание

ответа (результат проверки)

Уровень надежности

Выводы

и решения

аудитора

Система внутреннего контроля

Обоснование цен и сроков расчетов с покупателями заказчиками по договорам

Опрос и проверка документации

Составляются плановые калькуляции

Высокий

Контроль удовлетворителен

Использование для определения покупной, продажной цены утвержденного прейскуранта

Повторное выполнение процедур пересчета

Не всегда

Ниже среднего

Выяснить причины неиспользования прейскуранта

Контроль последовательности нумерации для выявления неучтенных счетов-фактур и накладных

Проверка документации и повторное выполнение процедур контроля

Производится предварительная нумерация указанных документов

Сред-ний

Контроль удовлетвори-тельный

Сопоставление количества отгруженных товаров с данными счетов-фактур

Опрос и повторное выполнение процедур документального контроля

Ежемесячно

Сред-ний

Контроль удовлетвори-тельный

Наличие разделения обязанностей сотрудников, занимающихся выпиской счетов-фактур, учетом продажи и выручки, полученной наличными

Наблюдение

Все функции выполняются разными работниками

Высо-кий

Контроль удовлетвори-тельный

Соблюдение графика документооборота по учету расчетов с покупателями заказчиками

Наблюдение, опрос

Первичные документы сдаются в бухгалтерию часто с опозданием в два-три дня

Ниже среднего

Возможно искажение периодической отчетности из-за отсутствия данных

Проведение инвентаризации товаров на складе

Опрос и проверка документов

Проводится инвентаризационной комиссией

Ниже среднего

Слабый контроль. Провести выборочную инвентаризацию

Проверка сроков возникновения задолженности

Опрос

Выборочно и нерегулярно

Ниже среднего

Возможны пропуски сроков исковой давности

Проведение инвентаризации расчетов с покупателями заказчиками

Опрос

Не проводится

Низкий

Провести выборочную инвентариза-цию

Система учета

Наличие в учетной политике пункта, характеризующего момент приобретения и продажи ТМЦ

Проверка учетной политики

Установлено наличие в учетной политике момента приобретения и продажи ТМЦ

Высо-кий

Контроль удовлетвори-тельный

Проведенные исследования позволили составить план аудиторской проверки (таблица 2.3).

Таблица 2.3.

План аудита расчетов с покупателями и заказчиками в ООО «Коралл»

Проверяемая организация ООО «Коралл»

Период аудита ежеквартально с 01 по 20 число последнего месяца в квартале

Количество человеко-часов 160 человеко-часов

Руководитель аудиторской группы Чираев М.Ю.

Состав аудиторской группы Чираев М.Ю.

Планируемый аудиторский риск 3%

Планируемый уровень существенности 4%

Планируемые проверки

Период проведения

Исполнитель

Источник информации

1

Правильность оформления договоров поставки товаров, соблюдение условий договора сторонами

Ежеквартально

Договора купли-продажи, поставки товара

2

Обоснованность графика документооборота

Ежеквартально

График документооборота. Учетная политика.

3

Правильность оформления первичных документов расчетов с поставщиками, покупателями

Ежеквартально

Расчетно-платежные документы, счета-фактуры, товарно-транспортные накладные, акты о приемке товара, товарные отчеты

4

Правильность арифметического подсчета в документах

Ежеквартально

Те же

5

Правильность отражения НДС

Ежеквартально

Счета-фактуры, Книга покупок, Книга продаж,

6

Правильность начисления наценок на товар

Ежеквартально

Расчет реализованных наценок.

7

Правильность хранения и соблюдение сроков хранения первичных документов в архиве

Ежеквар-тально

Первичные документы

8

Правильность уничтожения первичных документов

Ежеквар-тально

Акты о выделении документов к уничтожению.

9

Правильность ведения синтетического и аналитического учета расчетов поставщиками, покупателями

Ежеквартально

Машинограмма по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

10

Соблюдение правила проведения инвентаризации расчетов с покупателями и заказчиками

Ежеквартально

Учетная политика, Акты инвентаризации

11

Сверка документов расчетов с поставщиками, покупателями, разными дебиторами и кредиторами

Ежеквартально

Акты сверки

12

Сверка документов расчетов с поставщиками, покупателями в банке

Ежеквартально

Акты сверки

13

Обоснованность причин возникновения дебиторской и кредиторской задолженности

Ежеквартально

Договора поставки

14

Правильность погашения дебиторской и кредиторской задолженности

Ежеквартально

Машинограмма по счету 62» Расчеты с покупателями и заказчиками»

15

Правильность корреспонденции счетов

Ежеквартально

Главная книга

Программа аудита есть развитие общего плана, и представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита. Программа аудита представляет собой набор инструкций для аудитора, выполняющего проверку, а также средство контроля и проверки надлежащего выполнения работ. В программу аудита включаются проверяемые предпосылки подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности по каждой из областей аудита и время, запланированное на различные области или процедуры аудита.

В процессе подготовки программы аудита принимается во внимание полученные оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, а также требуемый уровень существенности, который обеспечивает при процедурах проверки по существу, временные рамки тестов средств контроля и процедур проверки по существу, координацию любой помощи, которую предлагается получить организации.

Аудиторскую программу составляют в виде программы тестов средств контроля и в виде программы аудиторских процедур по существу.

Программа тестов средств контроля представляет собой перечень совокупности действий, предназначенных для сбора информации о функционировании системы внутреннего контроля и учета. Назначение тестов средств контроля в том, что они помогают выявить существенные недостатки средств контроля экономического субъекта.

Аудиторские процедуры по существу включают в себя детальную проверку верности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам, а также аналитические процедуры. Программа аудиторских процедур по существу представляет собой перечень действий аудитора для детальных конкретных проверок. Для процедур по существу аудитор определяет, какие именно разделы бухгалтерского учета он будет проверять, и составляет программу аудита по каждому разделу.

Аналитическая процедура – разновидность аудиторской процедуры, представляющая собой анализ и оценку полученной аудитором информации, исследование важнейших финансово-экономических показателей отчетности с целью выявления неверно отраженных в учете фактов хозяйственной деятельности, а также выяснения причин ошибок.

Документально оформляется программа аудита, обозначается номером или кодом каждая проводимая аудиторская процедура, чтобы в процессе работы имелась возможность делать ссылки на них в своих рабочих документах.

Программа аудита по мере необходимости уточняется и пересматривается в ходе аудита, т. к. планирование осуществляется непрерывно на протяжении всего времени выполнения аудиторского задания в связи с меняющимися обстоятельствами или неожиданными результатами, полученными в ходе выполнения аудиторских процедур. Причины внесения значительных изменений в программу аудита документально фиксируются. Программа аудита учета производственных запасов в ООО «Коралл» представлена в таблице 2.4.

Таблица 2.4

Программа аудита расчетов с покупателями и заказчиками в ООО «Коралл»

№ п/п

Этап проверки

Объект аудиторской проверки

Процедура

1.

Анализ учетной политики в части закрепленного способа учета товара

Учетная политика

Изучение положений учетной политики, соответствующих положениям по бухгалтерскому учету

2.

Выборочная проверка наличия и правильности оформления договоров поставки

Договоры

Проверка договоров по формальным признакам и по существу отраженных положений

3.

Выборочный контроль документального оформления движения товара на складе

Карточки складского учета товара, накладные, счета-фактуры

Выборочная инвентаризация, контроль документов

4.

Проверка правильности организации учета выпуска и продажи товара, списания себестоимости проданной продукции, поступления выручки от продажи

Учетная политика, первичные документы, машинограммы, Главная книга

Проверка учетных записей, арифметический контроль сумм

5.

Проверка своевременности и полноты списания себестоимости проданной продукции и расходов на продажу

Расчет фактической себестоимости отгруженной(проданной) продукции

Пересчет, контроль документов, учетных записей

6.

Выборочная проверка правильности оформления отгрузочных документов и их отражение в учете

Счета-фактуры, накладные, книга продаж, машинограммы

Проверка документации по формальным признакам, арифметическая проверка сумм, контроль документов

7.

Выборочная проверка соответствия цен, указанных в отгрузочных документах, ценам прейскуранта

Счета-фактуры, накладные, прейскурант цен

Проверка документации по существу, контроль документов

8.

Проверка данных регистров учета отгрузки и продажи товара и сверка их со счетами в Главной книге

Машинограммы, Главная книга

Перечсет, проверка учетных записей

9.

Проверка полноты и реальности Сум дебиторской задолженности

Договоры, акты сверки расчетов, машинограммы

Подтверждение, контроль, выборочная инвентаризация

10.

Проверка правильности учета и налогообложения расчетов с поставщиками, покупателями, разными дебиторами и кредиторами с использованием векселей, взаимозачета, бартера и других форм расчета

Машинограммы, отчет о прибылях и убытках (форма №2), расчеты (налоговые декларации) по отдельным налогам

Пересчет, проверка соблюдения правил учета

11.

Проверка правильности формирования показателей формы №2: выручки от продажи, себестоимости проданной продукции, валовой прибыли и прибыли (убытка) от продажи

Главная книга, форма №2

Пересчет, проверка учетных записей, аналитические процедуры

12.

Анализ динамики финансового результата от продажи товара и факторов, влияющих на него

Бухгалтерская и статистическая отчетность организации за разные отчетные периоды, регистры аналитического и синтетического учета, форма №2

Методы экономического анализа: трендовый анализ, детерминированный и стохастический факторный анализ, горизонтальный и вертикальный анализ и другие аналитические процедуры

3. АУДИТОРСКАЯ ПРОВЕРКА РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ В ООО «КОРАЛЛ»

3.1 Аудиторские доказательства и применяемые аналитические процедуры

Аналитические процедуры, представляющие собой один из видов аудиторских процедур по существу, - это выявление, анализ и оценка соотношений между финансово-экономическими показателями деятельности проверяемого экономического субъекта.

Как уже говорилось, основная цель применения аналитических процедур - выявление наличия или отсутствия необычных или неверно отраженных фактов и результатов хозяйственной деятельности, требующих особого внимания аудитора.

Задачами аналитических процедур также являются:

- изучение деятельности экономического субъекта;

- оценка финансового положения экономического субъекта и перспектив непрерывности его деятельности;

- выявление фактов искажения бухгалтерской отчетности;

- сокращение числа детальных аудиторских процедур;

- обеспечение тестирования в целях получения ответов на возникшие вопросы.

Аналитические процедуры могут выполняться на протяжении всего процесса аудита. Применение аналитических процедур позволяет повысить качество аудита и сократить затраты времени на его проведение.

На этапе планирования аудита выполнение аналитических процедур способствует пониманию деятельности проверяемого экономического субъекта, выявлению областей потенциальных рисков и более точному определению степени аудиторского риска. При формировании общего плана и программы аудита применение аналитических процедур способствует сокращению количества и объема других аудиторских процедур.

На этапе непосредственного проведения аудиторской проверки аудитор может выполнять аналитические процедуры при исследовании необычных отклонений показателей бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

На этапе завершения аудита аналитические процедуры применяются для окончательной проверки наличия в отчетности существенных искажений или других финансовых проблем. В результате могут быть выявлены области, требующие дополнительных аудиторских процедур.

Аудитор на основе своего профессионального суждения обязан самостоятельно принять решение о количестве информации, необходимой для составления заключения о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта. Единые требования к количеству и качеству доказательств, которые ему необходимо получить при аудите финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также к процедурам, выполняемым с целью получения доказательств определяет федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности №5 «Аудиторские доказательства». Количество информации, необходимой для аудиторских оценок, стандартом жестко не регламентируется.

Виды аудиторских доказательств.

1. Аудиторские доказательства могут быть внутренними, внешними и смешанными.

2. Аудиторские доказательства могут быть прямыми и обратными.

3. Аудиторские доказательства могут быть личными (объяснения) и вещественными.

4. Аудиторские доказательства могут быть устными и письменными. Доказательства в форме документов и письменных показаний обычно являются более достоверными, чем устные показания.

Источниками получения аудиторских доказательств (доказательной информацией) являются:

  • первичные документы экономического субъекта и третьих лиц;
  • регистры бухгалтерского учета экономического субъекта;
  • результаты анализа финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта;
  • устные высказывания сотрудников экономического субъекта и третьих лиц;
  • сопоставление одних документов экономического субъекта с другими, а также сопоставление документов экономического субъекта с документами третьих лиц;
  • результаты инвентаризации имущества экономического субъекта, проводимой сотрудниками экономического субъекта;
  • бухгалтерская отчетность.

Качество доказательств зависит от их источников. Наиболее ценными аудиторскими доказательствами считаются доказательства, полученные аудитором непосредственно в результате исследования хозяйственных операций. Независимо от вида аудиторских доказательств, они должны быть достоверными, достаточными и иметь надлежащий характер. Их достаточность в каждом конкретном случае определяют на основе оценки системы внутреннего контроля и величины аудиторского риска. Для составления объективного и обоснованного заключения аудитор обязан собрать достаточное количество качественных доказательств.

Аудиторский риск уменьшается, если аудитор использует доказательства, полученные из различных источников и разные по форме представления. Если доказательства, полученные из одного источника, противоречат доказательствам, полученным из другого источника, аудитору необходимо использовать дополнительные аудиторские процедуры, чтобы разрешить возникшие противоречия и быть уверенным в достоверности собранных доказательств и обоснованности полученных выводов.

При проверке расчетов с поставщиками, покупателями в соответствии с правилом (стандартом) «Аудиторские доказательства» в ООО «Коралл» были использованы следующие методы аудиторской проверки:

  • устный опрос персонала проводился с целью проверки правильности регистрации всех данных по обязательствам;
  • проверка документов была произведена с тем, чтобы убедиться в их достоверности. Документальная информация может быть внутренней и внешней, либо внутренней и внешней одновременно. Документы, подготовленные экономическим субъектом, являются внутренними. Степень доверия к таким документам зависит от надежности внутреннего контроля. Более убедительными являются внешние документы, которые были подготовлены третьими лицами. Проверка осуществлялась выборочным путем и включала в себя формальную проверку и проверку по существу внутренних документов.
  • прослеживание проводилось для получения более глубоких доказательств информации, содержащихся в документах, в ходе процедуры проверяются некоторые первичные документы, отражение данных первичных документов в регистрах синтетического и аналитического учета, убеждаются в том, что соответствующие хозяйственные операции правильно (или неправильно) отражены в учете. Так как некоторые операции вызывали сомнение, то они были прослежены до исходных первоначальных документов, чтобы убедиться в том, что операции были отражены в учете правильно.
  • аналитические процедуры: был проведен анализ дебиторской задолженности в части расчетов с покупателями и заказчиками, определении их доли в составе оборотных средств и в доле краткосрочных обязательств, произведен расчет оборачиваемости и сроков погашения с целью формирования мнения о движении задолженности, а также для предоставления информации руководству экономического субъекта.

Все методы применяются для того, чтобы произвести проверку хозяйственных операций, их соответствие нормативным документам и учетной политике организации, а также правильность осуществления расчетов проверяемым предприятием и их дальнейшее отражение в бухгалтерской отчетности.

Источниками информации для проведения аудиторской проверки расчетов являются:

  • приказ об учетной политике;
  • договоры выполнения работ и оказания услуг, которые являются одним из основных документов, регулирующих взаимоотношения поставщика и покупателя;
  • счета-фактуры, акты выполненных работ, на основании которых производится реализация товаров (работ, услуг);
  • книга продаж, где регистрируются счета-фактуры для учета НДС по начисленной реализации;
  • аналитические карточки, оборотные ведомости, журналы-ордера по счету 62 (при автоматизированном учете), в которых отражается полная информация по каждому покупателю по каждой произведенной операции. При ведении учета с использованием компьютерной программы, используются распечатки дебетовых и кредитовых оборотов и сальдо по счету 62;
  • журналы-ордера, другие документы, где все произведенные операции по предъявлению или оплате счетов-фактур покупателей накапливаются в регистре бухгалтерского учета, который является основанием для заполнения Главной книги и составления оборотного баланса.
  • акты инвентаризации расчетов, составляемые для проверки расчетов с покупателями с целью выявления неточностей в учете расчетов;
  • бухгалтерская финансовая отчетность. По бухгалтерскому балансу (ф. №1) устанавливается состояние задолженности по данным раздела 2 «Оборотные активы» по статьям «Дебиторская задолженность». По приложению к бухгалтерскому балансу (ф. №5) в разделе 2 «Дебиторская и кредиторская задолженность» выясняется состояние (на начало и конец отчетного периода) и движение краткосрочной и долгосрочной задолженности с выделением «просроченной», а из нее – длительностью свыше 3 месяцев и более чем через 12 месяцев. По справкам к разделу 2 (ф. №5) устанавливается перечень организаций – дебиторов и кредиторов, имеющих наибольшую задолженность. Форма №5 «Приложение к бухгалтерскому балансу»

3.2 Аудиторское заключение

Аудиторское  заключение – это официальный документ, предназначенный для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц, составленный в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности. Аудиторское заключение - это документ, имеющий юридическую силу и содержащий выраженное в установленной форме мнение аудитора о достоверности отчетности и соответствия порядка ведения им бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Под достоверностью во всех существенных отношениях понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователям этой отчетности делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах,  обоснованные решения. 

Заключение аудиторской организации (аудитора) по результатам проверки годовой отчетности – обязательный элемент годовой бухгалтерской отчетности для предприятий, которые подлежат обязательному аудиту в соответствии с законодательством РФ.

Аудитор в случае необходимости может модифицировать заключение путем включения части, указывающий на аспект, касающийся соблюдения принципа непрерывности деятельности аудируемого лица или на значительную неопределенность, прояснение которой зависит от будущих событий и которая может оказать существенное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность.

К выражению мнения с оговоркой или к отказу от выражения мнения может привести ограничение объема работы аудитора.

При наличии разногласий с руководством экономического субъекта относительно допустимости выбранной учетной политики, метода ее применения, адекватности раскрытия информации в финансовой (бухгалтерской) отчетности аудитором может быть сформировано мнение с оговоркой или отрицательное мнение.

Если аудитор выражает любое мнение, кроме безоговорочно положительного, он должен четко описать все причины этого в аудиторском заключении и, если это возможно, дать количественную оценку возможного влияния на финансовую (бухгалтерскую) отчетность.

Аудиторское заключение представляет собой мнение аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности, и никто не может трактовать его как-либо иначе.

В аудиторской практике возникает необходимость проведения проверок по специальным аудиторским заданиям и выдачи при этом специального заключения, содержание и порядок составления которого отличаются от общепринятого.

Под специальным аудиторским заданием понимается выполнение действий по проверке отдельных статей бухгалтерской отчетности, качественного состояния имущества, юридической экспертизы договоров, регулирующих гражданско-правовые отношения, эффективности использования капитала и других вопросов, связанных с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта.

Заказчиками специального аудиторского задания могут выступать государственные и правоохранительные органы; органы, выдавшие лицензии; иные правоспособные юридические лица на основании договорных обязательств.

Права, обязанности и ответственность аудиторской организации и заказчика специального аудиторского задания регулируются действующим законодательством, а также заключенным договором.

В отличии от аудиторского заключения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности в целом, заключение по специальным аудиторским заданиям не предполагает градаций.

Мнение о достоверности отчетности должно выражать собой оценку соответствия во всех существенных аспектах бухгалтерской отчетности нормативным актам, регулирующим бухучет и отчетность в Российской Федерации.

Аудиторское заключение включает в себя:

  • сведения об аудиторе;
  • сведения об аудируемом лице;
  • вводную часть
  • часть, описывающую объем аудита;
  • часть, содержащую мнение аудитора.

Аудиторам необходимо соблюдать единство формы и содержания аудиторского заключения, чтобы облегчить его понимание пользователем.

Таким образом, аудиторское заключение содержит три части: вводную, аналитическую и итоговую.

Таблица 2.5

Структура аудиторского заключения

Вводная часть

Часть, описывающая объем аудита

Часть, содержащая мнение аудитора

– Период, за который проводится проверка.

– Состав проверяемой отчетности.

– Цель аудиторской проверки.

– Обязанности аудитора по договору.

– Ответственность руководителя предприятия за подготовку отчетности

– Нормативная база аудиторской проверки.

– Объем аудита.

– Выборочный метод проверки.

– Описание основных аудиторских процедур.

– Заявление аудитора о получении достаточных оснований для выражения мнения.

– Оценка принципов и порядка ведения бухгалтерского учета и составление отчетности в организации.

– Мнение аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности.

В данном случае нами представлен итог проведенной проверки.

В ходе проверки выявлены упущения и нарушения (таблица 2.6)

Таблица 2.6

Характер, виды и оценка выявленных нарушений

№ п.п.

Виды и характер выявленных нарушений

Оценка влияния нарушений

На достоверность бухгалтерской отчетности

На налогообложение

На соблюдение законодательства

1.

Неполное заполнение реквизитов в договорах поставки товаров

2.

Первичные документы расчетов с покупателями и заказчиками встречающиеся неунифицированной формы

Унифицированные формы первичной учетной документации по учету торговых операций, утвержденные Постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1990 г. №132

3.

Отсутствие картотеки хранения первичных документов в архиве

Федеральный закон от 21.11.1996 г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в редакции последующих изменений)

4.

Отсутствие актов о выделении документов к уничтожению

5.

Нарушение сроков инвентаризации расчетов с покупателями и заказчиками

Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (Приказ Министерства финансов РФ от 13.06.95 г. №49)

6.

Отсутствие сверки расчетов с покупателями и заказчиками, с банком

Возможная недостоверность учета и отчетности

7.

Отсутствие внутрифирменного контроля за правильностью отражения НДС

Недостоверность отчетности по НДС

Неправильное исчисление НДС

1) Гражданский кодекс РФ. Часть вторая. Принят законом от 26.01.1996 г. №14-ФЗ.

2) Налоговый кодекс РФ. Часть вторая. Принят ФЗ от 05.08.2000 г. №117-ФЗ.

3) Метод.рекомендации по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость» часть вторая НК РФ, утвержденные приказом МНС РФ от 20.12.2000 г. №БГ-3–03/447

Кроме того, в материалах, представленных для списания порчи готовой продукции отсутствует заключение о факте порчи, которое должны дать соответствующие службы организации.

1. Отражение в качестве выручки только фактически поступивших сумм.

2. Несоблюдение установленного учетной политикой метода определения выручки для целей налогообложения.

В октябре 2008 года была отгружена покупателю готовая продукция по договору поставки от 06.01.2008 г. на сумму 41300 рублей.

Выписана счет-фактура, определена сумма выручки. Право собственности на продукцию перешло покупателю. Определены расходы на продажу. Есть уверенность в том, что организация получит оплату, так как это надежные партнеры, постоянные, в течение нескольких лет.

За готовую продукцию была перечислена оплата частично 35000 рублей.

В ООО «Коралл» в бухгалтерском учете выручка признана на сумму 35000 рублей, что неправильно, так как нормативно установлено, что, при наличии условных фактов вышеперечисленных выручка признается в бухгалтерском учете полностью, то есть сумма выручки должна быть зафиксирована 41300 рублей.

3. Неверное отражение в финансовом учете различных товарно-материальных ценностей как готовой продукции.

4. Далее в ООО «Коралл» должно быть проведено расследование и выявлены лица, совершившие обнаруженную незаконную сделку.

3.3 Пути совершенствования системы бухгалтерского учета и аудита на предприятии

Программа мероприятий по результатам аудиторской проверки:

1) Обязательное заполнение всех реквизитов в договорах поставки товаров.

2) Приведение в порядок учета первичных документов:

  • регистрация документов на поступление и отпуск товаров в документах только унифицированной формы;
  • расположение первичных документов в картотеке по срокам хранения в архиве;
  • обязательное оформление акта о выделении документов к уничтожению.

3) Обязательная ежеквартальная глубокая инвентаризация расчетов за товар, оформление актов.

4) Обязательная полугодовая сверка расчетных документов с поставщиками, покупателями, банком.

5) Ежемесячный внутрифирменный контроль над правильностью отражения НДС.

6) Провести аттестацию материально-ответственных лиц, бухгалтерской службы на знание законов, нормативных положений, методических указаний, других правил ведения учета материальных ценностей.

Заканчивая исследование аудита готовой продукции и ее продаж хотелось бы внести предложения по технологии и содержанию методики.

1. Вне аудита, как правило, остаются аналитические процедуры, поэтому нужно добиваться непременного их применения в ходе проверки.

2. Выделять аудит бухгалтерского, налогового и управленческого учета.

А в остальном трудно что-то назвать, что способствовало бы совершенствованию учета расчетов с покупателями и заказчиками, так как на предприятии хорошо организована служба внутреннего контроля и бухгалтерская служба, хорошая техническая оснащенность этих служб.

Все же при более пристрастном контроле учета наблюдается, что очень большое многообразие форм и видов расчетов с покупателями и заказчиками не позволяет наладить жесткий контроль за сроками расчетов, поэтому возникают просроченные иски дебиторской и кредиторской задолженности. Для того, чтобы осуществлять такой контроль нужно вести учет по видам расчетов.

Самая распространенная форма расчетов с покупателями и заказчиками в ООО «Коралл» – это вексельная, наиболее трудная для учета. Многие бухгалтера путаются в этой форме расчетов, так как она является еще и сложной. В учете также нужно отдельно вести учет наиболее крупных дебиторов, с целью постоянного следствия за сроками возникновения и погашения дебиторской задолженности. На предприятии список наиболее крупных дебиторов составляется только в конце квартала. В ООО «Коралл» несмотря на надежную систему внутреннего контроля и хорошо налаженный бухгалтерский учет расчетов с покупателями и заказчиками следовало проводить чаще инвентаризацию расчетов с покупателями и заказчиками, а также сверки расчетов у покупателей и в банке. В организации они проводятся один раз в год.

При проверке расчетов осуществляется обработка значительных объемов учетной информации с помощью компьютерной техники – это усложняет проведение аудиторской проверки, поскольку аудитору следует иметь представление о техническом, программном, математическом и других видах обеспечения компьютерной техники, а также о системах обработки экономической информации.

Организация данных бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками в среде компьютерной обработки данных оказывает большое влияние на профессиональный риск аудиторов. Однако повышается эффективность аудиторских процедур, когда проверке подвергаются большие однородные массивы данных по участкам и операциям бухгалтерского учета. Дальнейшее совершенствование проведения аудиторских проверок лежит в области проведения аудита с помощью компьютера и использования специализированных аудиторских программ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Операции расчетов с покупателями и заказчиками многочисленны, периодичность их высока, нормативно-правовая база регулируемого учета данных операций обширна и динамична. Расчетные операции между юридическими и физическими лицами оформляется многочисленными документами, к порядку составления многих из них предъявляются очень строгие требования.

Участок учета расчетов с покупателями и заказчиками является до сих пор самым трудоемким, сложным участком учетной работы бухгалтерии любого предприятия.

В процессе развития рыночной экономики возникло большое многообразие форм и видов расчетных отношений. Организациям и предприятиям дано право параллельно применять несколько форм и систем расчетов с покупателями и заказчиками (наличный безналичный расчет, расчеты по полной предоплате и расчеты с частичной предоплатой и пр.), периодически изменять и комбинировать их и т.д.

Формы и виды расчетов имеют достоинства и недостатки, выделить из этого многообразия самые простые и надежные – задача, стоящая, почти перед каждым предпринимателем.

При подготовке и планировании аудиторской проверки аудитор определяет цель и основные задачи проверки. После чего должна быть составлена достаточно подробная программа проверки расчетов с учетом поставленных целей. Программа проверки должна позволить аудитору при наличии нарушений выявить их все. В ходе проверки также рекомендуется проводить оценку организации внутреннего контроля за организацией учета.

Таким образом, в ходе выполнения курсовой работы достигнута ее цель – проведена аудиторская проверка расчетов с поставщиками и подрядчиками.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая № 51-ФЗ от 30 ноября 1994 г.; часть вторая № 14-ФЗ от 26 января 1996 г.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации, часть первая № 146-ФЗ от 31 июля 1998 г.; часть вторая № 117-ФЗ от 5 августа 2000 г.
  3. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ от 21 ноября 1996 г.
  4. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ от 7 августа 2001 г.
  5. Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности «Планирование аудита» № 532 от 7 октября 2004 г.
  6. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации № 34н от 29 июля 1998 г.
  7. Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01) № 44н от 9 июня 2001 г.
  8. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99) № 33н от 6 мая 1999 г.
  9. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и инструкция по его применению № 94н от 31 октября 2000 г.
  10. Аудит: Учебник для вузов / В.И. Подольский, А.А. Савин, Л.В. Сотникова и др.; Под ред. проф. В.И. Подольского. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Аудит, 2004. – 583 с.
  11. Аудит. Экзаменационные ответы. Серия «Сдаем экзамен». – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 320с.
  12. Богатая И.Н. Аудит: учеб.пособие / И.Н. Богатая, Н.Т. Лабынцев, Н.Н. Хахонова. – 4-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 506 с.
  13. Богаченко В.М. Бухгалтерский учет: учебное пособие / В.М. Богаченко, Н.А. Кириллова, Н.Н. Хахонова. Изд. 2-е, доп. и перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 576 с.
  14. Бухгалтерский учет и аудит: учебное пособие / А.Е. Суглобов, Б.Т. Жарыгласова. – М.: КНОРУС, 2005. – 496 с.
  15. Бухгалтерский учет / Л.И. Хоружий, Р.Н. Расторгуева, Р.А. Алборов, Л.В. Постникова; Под ред. Л.И. Хоружий и Р.Н. Расторгуевой. – М.: КолосС, 2004. – 511 с.

16.Бухгалтерский учет: учеб. / Ю.А. Бабаев [и др.]; под ред. Ю.А. Бабаева.

Методика аудиторской проверки учета расчетов с поставщиками и подрядчиками