ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ 9 КЛАСС (102ч) Учитель БЕЗБОГОВА Л. Н
Изучение литературы в 9 классе призвано обеспечить:
Приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, формирование их представлений о литературе как об одном из важнейших достижений культуры;
Формирование гуманистического мировоззрения учащихся;
Развитие у учащихся способностей эстетического восприятия и оценки произведений литературы, а также отраженных в них явлений жизни;
Воспитание высоких нравственных качеств личности, патриотических чувств, гражданской позиции;
Воспитание культуры речи учащихся.
Устно:
Правильное, беглое и выразительное чтение вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтение наизусть.
Устный пересказ — подробный, выборочный, сжатый (или краткий) от другого лица, художественный (с использованием художественных особенностей текста) — небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки.
Развернутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характеристика героя (в том числе групповая, сравнительная).
Отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, звукозапись, актерское чтение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль, иллюстрацию. Подготовка сообщения, доклада, эссе, интервью на литературную тему, диалог литературных героев (на основе прочитанного).
Свободное владение монологической и диалогической речью в объеме изученных произведений (в процессе беседы, сообщений, докладов и пр.).
Использование словарей (орфографических, орфоэпических, литературных, энциклопедических, мифологических, словарей имен и т. д.), каталогов.
Письменно:
Письменный развернутый ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением, сочинение-миниатюра, сочинение на литературную и свободную тему небольшого объема в соответствии с изученным.
Создание письменного рассказа-характеристики одного из героев или группы героев (групповая характеристика), двух героев (сравнительная характеристика).
Создание небольшого письменного отзыва на самостоятельно прочитанную книгу, картину, художественное чтение, фильм, спектакль.
Создание письменного плана будущего сочинения, доклада (простого и сложного).
Создание письменного оригинального произведения (поучения, наставления, сказки, былины, частушки, рассказа, стихотворения).
Свободное владение письменной речью в объеме курса литературы, изучаемого школьниками в 5—9 классах.
В результате освоения обязательного минимума содержания предмета «Литература выпускники должны:
Чтение и восприятие
Прочитать художественные произведения, предназначенные для чтения и текстуального изучения,
Воспроизвести их конкретное содержание,
Дать оценку героям и событиям;
Чтение, истолкование и оценка
Анализировать и оценивать произведение как художественное целое, характеризовать во взаимосвязи следующие его компоненты: тема, идея (идейный смысл), основные герои;
Особенности композиции и сюжета, значение важнейших эпизодов (сцен) в их взаимосвязи; роль портрета, пейзажа, интерьера;
Род и жанр произведения; особенности авторской речи и речи действующих лиц;
Выявлять авторское отношение к изображаемому и давать произведению личностную оценку;
Обнаруживать понимание связи изученного произведения со временем его написания;
Объяснять сходство тематики и героев в произведениях разных писателей;
Чтение и речевая деятельность
Пересказывать узловые сцены и эпизоды изученных произведений;
Давать устный и письменный развернутый (аргументированный) ответ о произведении;
Писать изложения на основе литературно-художественных текстов;
Писать сочинения по изученному произведению, о его героях и нравственных вопросах, поставленных писателем, а также на жизненные темы, близкие учащимся;
Писать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении с мотивировкой собственного отношения к героям и событиям;
Выразительно читать произведения или фрагменты, в том числе выученные наизусть.
Требованиями к проверке и оценке достижения учащимися обязательного уровня подготовки по литературе таким образом должны стать:
Обращенность любого задания (прямая или косвенная) к тексту художественного произведения; при этом предлагаются тексты произведений, разбиравшиеся в процессе обучения;
Ориентация заданий на свободное речевое высказывание в его полной или краткой форме;
Оценка ответов по двоичной (альтернативной) шкале: «верно — «неверно, «достаточно — «недостаточно;
Ориентация оценки на минимально допустимый уровень понимания художественного текста; при оценке ответов учащихся учитываются как различные возможные толкования содержания произведения, так и вариативность словесного выражения.
Общими показателями учебных достижений школьников в области литературного образования являются:
Начитанность учащихся в области художественной литературы (разносторонность, систематичность, направленность чтения;
Факторы, влияющие на выбор книг; складывающиеся читательские интересы);
Глубина освоения идейно-художественного содержания произведения (личностный характер восприятия, широта охвата раз личных сторон содержания и формы произведения, обоснованность и самостоятельность оценки);
Уровень овладения знаниями по литературе (умение применять важнейшие из них к анализу и оценке художественных произведений);
Качество речевых умений и навыков, формируемых в процессе изучения литературы (овладение необходимыми для общения на уроках литературы видами речевых высказываний).
Эти показатели в тесной взаимосвязи друг с другом характеризуют основные планируемые результаты обучения литературе.
(Требования даются в соответствии с методическими рекомендациями МО РФ.)
Программа под редакцией В. Я. Коровиной - 102 часа
Из них по программе:
На изучение произведений – ч.
Развитие речи – ч.
Внеклассное чтение – ч.