Конспект урока окружающего мира на тему «Путешествие в удивительный мир природы»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Зебляковский детский сад Шарьинского района,
Костромской области
Конспект урока окружающего мира на тему «Путешествие в удивительный мир природы»
подготовила воспитатель ДОУ
Чигарева Елена Сергеевна
п. Зебляки
2014 г
Цель: систематизировать знания детей об окружающей природе, об условиях жизни обитателей леса;
- развивать память, связную речь, память, внимание;
- формировать познавательный интерес;
- воспитывать желание и умение видеть красоту окружающего мира.
Предварительная работа: чтение и заучивание стихов, пословиц, беседы о растительном и животном мире, чтение произведений В. Бианки, Е. Чарушина, В. Пришвина.
Демонстрационный материал: Знаки « Чего нельзя делать в лесу». Иллюстрации с изображением деревьев, цветов, грибов, ягод, насекомых, зверей, птиц.
Содержание организованной деятельности
Воспитатель: Дети, сегодня нас ждет удивительное путешествие. Послушайте загадку и угадайте, куда мы отправимся.
«Он, как только жарко станет, шубу на плечи натянет,
А нагрянет холод злой - сразу шубу с плеч долой!» ( Лес).
Да, сегодня мы пойдем в лес. А ждет нас там человек, который бережет лесные богатства, следит за порядком в лесу. Это, ребята, лесник
« Ходит по лесу лесник, он молчать в лесу привык.
Здесь ему совсем как дома, все давным - давно знакомо.»
( Воспитатель надевает шапку лесника).
Воспитатель: я буду лесником, а вы туристами. Для начала давайте повторим, как нужно вести себя в лесу, что там можно делать, а что категорически запрещается.
( Выставляются знаки, чего нельзя делать в лесу).
Нельзя разводить в лесу костры. А если развел - обязательно перед уходом из леса потуши.
Нельзя стрелять в птиц из рогатки
Нельзя оставлять мусор.
4.Нельзя ломать ветки деревьев и рвать понапрасну цветы.
5.В лесу можно поиграть, покричать, пошуметь, но главное никому не мешать.
Воспитатель: А теперь посмотрите, пожалуйста, сюда и назовите деревья, которые вы видите вокруг. ( Рассматривание картин с изображением деревьев).
Я вам немного расскажу, что знаю о деревьях, которые вы назвали.
Береза - первая красавица среди других деревьев. Особенно хороша
она, когда цветет. В это время березка распускает зеленые листочки и
сразу же одевает желтые сережки.
Правильно, это береза( показывает). Березы не зря считаются первыми красавицами наших лесов. Особенно березы во время цветения. ( Показ). Цветут березы весной, в середине мая, одновременно с распусканием листьев. Наряжается береза в зеленую листву и желтые сережки. О ней сложено много песен, стихов.
А вы, ребята, можете назвать, пословицы и поговорки
о красавице - березке.
1 Если из березы течет много сока - к дождливому лету.
2. Если береза вперед ольхи лист распустит, лето будет сухое.
Воспитатель: Посмотрите, пожалуйста, внимательно на это дерево и подумайте, что можно рассказать о нем?
Дети: Это дуб. Это самое сильное дерево.
Правильно. Это могучее дерево называется дуб. Растет он и ввысь и вширь. Ветки у дуба не прямые, как у других деревьев, а изогнутые. Матушка - земля подарила много силы этому дереву. Поэтому дуб называют ещё и богатырем.
Воспитатель: я знаю много загадок о деревьях. Сейчас я буду их загадывать, а вы постарайтесь их отгадать.
1« Что же это за девица? Не швея, не мастерица.
Ничего сама не шьет, а в иголках круглый год.
Правильно. Это елка. ( Показ картинки)
2.Никто не пугает, а вся дрожит. ( Осина) (показ)
3.Вроде сосен, вроде елок, а зимою без иголок. ( Лиственница) (Показ)
4.В красном платьице девица вышла с осенью проститься.
Осень проводила, платье снять забыла( рябина) ( показ)
Воспитатель: дети, подойдите все ко мне поближе. Сейчас мы с вами украсим лесную полянку.
Физминутка. Мы ямку раскопаем, семечко посадим,
Дождичек польет, оно подрастет.
Сначала стебелек, а потом цветок.
Наши красные цветки, расправляют лепестки.
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши красные цветки закрывают лепестки.
Головой качают, тихо засыпают.
Воспитатель: А сейчас Ксюша расскажет, что растет на лугу.
На лугу растут ромашки, колокольчики, одуванчики, мать-и мачеха.
( Показ иллюстраций, рассматривание их).
Воспитатель: Дети, расскажите о ромашке.
Дети: у ромашки белые лепесточки, а серединка - желтая.
Ромашка - лекарственное растение, её отвар помогает, когда болит
горло.
Колокольчик – синего цвета. Его цветы похожи на бубенчики,
поэтому его и называют колокольчик.
Воспитатель: Дети, скажите, что еще растет в лесу
Дети: Грибы.
Воспитатель: Назовите, мне, пожалуйста, какие грибы вы знаете?
( рассматривание иллюстраций).
Дети. Этот гриб называется красноголовик, потому что у него
красная шапка. Это - опята. Они растут дружно на пнях.
Это – белый гриб. Он самый вкусный. А ещё есть грибы рыжики,
грузди. Их можно солить, а потом кушать.
Воспитатель: Что хочет рассказать Рита?
Рита. В лесу еще растут мухоморы, поганки. Их нельзя кушать.
Воспитатель. Вы правильно назвали и очень хорошо рассказали
о грибах. Молодцы.
Воспитатель: Что ещё растет в лесу?
Дети: ягоды.
Воспитатель : какие ягоды можно встретить в лесу?
Дети: малина, земляника, черника, голубика.
Воспитатель: а как называются ягоды, которые растут на болоте?
Дети: клюква, брусника.
( рассматривание иллюстраций)
Воспитатель: Ну, что, друзья, нравится вам в лесу? Хочу вам рассказать,
что в лесу живут звери, насекомые.
Если вы отгадаете загадки, вы узнаете, какие насекомые живут в лесу.
«С ветки на тропинку, с травки на былинку
прыгает пружинка – зеленая спинка ) кузнечик)
« Голубой аэропланчик сел на белый одуванчик (стрекоза)
« Много мастеров срубили избу без углов» (муравьи.)
« Над цветком порхает, пляшет, веером узорным машет
( бабочка)
«Домовитая хозяйка полетела над лужайкой,
похлопочет над цветком, он поделится медком (пчела)
( рассматривание иллюстраций)
Воспитатель: насекомые живут как в земле, так и под землей, живут они
и в траве, а также под корой деревьев. Насекомые умеют летать, ползать,
прыгать.
Далее воспитатель показывает картинки с изображением знакомых
детям зверей, предлагает назвать их, а также их детенышей, рассказать
о повадках зверей.
Дети: Волк-волчата, заяц - зайчата, лиса - лисята и т д.
Для зверей, а также и птиц, лес - родной дом и кормилец,
а для человека - друг.
Воспитатель: Дети, ответьте, пожалуйста, на мои вопросы.
Что было бы, если бы не было деревьев, лесов?
Дети: лес кормит, спасает, укрывает, дает много полезного.
Чем же полезно дерево?
Дети: деревья очищают воздух, создают прохладу,
дают вкусные плоды.
3.Зачем люди выращивают леса, парки?
Дети: деревья в лесах и парках создают красоту.
Молодцы, ребята! Вы многое знаете.
А теперь, вспомните и назовите пословицы о лесе.
« Много леса не-губи, мало леса – береги, нет леса - посади.»
«Лес - богатство и краса, береги свои леса».
Воспитатель: Правильно, дети. Лес – это место для человека, где он отдыхает, набирается сил здоровья, собирает дары леса: ягоды, грибы и даже орехи.
Дети, мне очень понравились ваши ответы. Вы многое знаете и умеете рассказывать.
« Мне по праву только тот, мир лесной кто бережет.
Тот, кто веток не сломает, тот, кто птичку не спугнет,
Мухомор сшибать не станет и костер не разведет.
Кто всегда - всегда в лесу уважает тишину».
А теперь давайте возвращаться в детский сад, не забывая при этом, соблюдать правила поведения.
Список используемой литературы
Тарабарина Т. И. Ёлкина Н. В. Пословицы, поговорки, потеки. «Академия развития» 1994г. г. Москва
Агеева И. Д. 500 загадок – складок. « Просвещение» 2015г.
г. Ярославль
Р. И. Жуковская, Л. А. Пеньковская. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста. «Просвещение» 1981г.
Г. Москва