«Мильон терзаний» Александра Чацкого (по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума») (План)


Комедия А. Грибоедова - источник размышлений... (И. А. Гончаров - о том, что комедия не разгадана до конца: "...комедия "Горе от ума" есть и картина нравов, и галерея живых типов, и...острая сатира... Без Чацкого не было бы комедии, а была бы картина нравов".) Кто же он, ? Личность А. Чацкого. (Страстная цельная натура, ум - основное качество, за которое, по его мнению, можно полюбить человека. У Скалозуба, как и у Молчалина, по мнению Чацкого, это качество отсутствует, и он не признает их за настоящих соперников.) Любовная линия комедии. (Чацкий полон надежд и любви, но Софья не испытывает к нему ответного чувства. Чацкий пытался разгадать ее поведение. Виновники - окружение Софьи.) Отношение с московским обществом. ("Из огня тот выйдет невредим, кто с вами день пробыть успеет, подышит воздухом одним, и в нем рассудок уцелеет".) "Мильон терзаний" - "груди от дружеских тисков, ногам от шарканья, ушам от восклицаний, А пуще голове от всяких пустяков! Здесь у меня душа каким-то горем сжата!" (Убеждения Чацкого выработаны уже нынешним веком. Его идеал - свобода от условностей, которыми сковано общество. Свобода действия, не подвергаясь насмешкам общества за то, что не участвуешь в борьбе за существование. "Мильон терзаний" всегда достается тем, кто начинает борьбу со старой ложью.) "Живучесть роли" Чацкого. (Цель комедии - показать спор "века нынешнего" и "века минувшего". Борьба понятий, смена поколений. Два главных мотива борьбы: совет "учиться, на старших глядя" - и стремление уйти от рутины к свободной жизни. Это происходит в любом обществе, при любом строе - везде, где уживается старое с молодым, длится борьба свежего с отжившим.)