Таможенное тарифное регулирования ВЭД

ТЕМА 1
СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ, ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И МЕТОДЫ ТАМОЖЕННОГО ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЭД

Лекция 1

1. Сущность, цели, основные направления и методы таможенного тарифного регулирования ВЭД

Сущность таможенно-тарифного регулирования. Цели и задачи, методы таможенно-тарифного регулирования.

Таможенное тарифное регулирование является методом государственного регулирования ВЭД. Другие методы: нетарифное (напр., таможенные режимы), запреты и ограничения, меры экономического и административного характера.

Сущность таможенно-тарифного регулирования заключается в осуществлении уполномоченными государственными органами стоимостного воздействия на экспортные и импортные товарные потоки в процессе пересечения ими таможенной границы РФ.

К числу основных элементов таможенно-тарифного регулирования относят порядок и методологию таможенного обложения ввозимых и вывозимых товаров, виды таможенных тарифов и таможенных пошлин, причины их установления и порядок взимания, режим предоставления таможенных льгот, механизм определения страны происхождения товаров и расчета таможенной стоимости и другие меры.

Закон РФ «О таможенном тарифе» определяет таможенный тариф как инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка товаров Российской Федерации при его взаимосвязи с мировым рынком.

Содержательная основа таможенного тарифа заключается в том, что он представляет собой систематизированный в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) свод ставок таможенных пошлин, которыми облагаются товары при их перемещении через таможенную границу государства, установившего таможенный тариф. Чаще всего он содержит детализированные названия и цифровые коды по ТН ВЭД товаров, облагаемых таможенными пошлинами, и ставки пошлин с указанием метода их исчисления. В зависимости от направления перемещения товаров через таможенную границу устанавливаются экспортный и импортный таможенные тарифы.

Таможенное тарифное регулирование используется для достижения следующих основных целей:

  • рационализации товарной структуры импортных внешнеторговых потоков (как правило, уменьшаются или полностью отменяются таможенные пошлины на товары, ввоз которых необходим для развития национальной экономики; в то же время сохраняются высокие ставки таможенных пошлин на товары, которые могут составить конкуренцию отечественным товаропроизводителям);
  • поддержания рационального соответствия вывоза и ввоза товаров, валютных расходов и доходов;
  • содействия прогрессивным изменениям в структуре производства и потребления товаров в Российской Федерации;
  • обеспечения условий для эффективной интеграции Российской Федерации в мировую экономику.

Основными задачами таможенного тарифного регулирования в нашей стране в настоящее время являются:

  • поддержка конкурентоспособности продукции отечественных предприятий на внутреннем рынке;
  • повышение модернизационной и инновационной составляющей российской экономики;
  • поддержание необходимого уровня инвестиционной привлекательности отраслей или производств;
  • повышение конкурентоспособности российского экспорта;
  • интеграция в единую систему таможенно-тарифного регулирования Таможенного союза.

Решение указанных задач обеспечивается следующими методами:

  • корректировка ставок ввозных и вывозных таможенных пошлин,
  • внесение изменений в Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД),
  • применение различных тарифных льгот и т.д.

ТЕМА 2
ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА

Лекция 2

2.1. Роль таможенно-тарифного регулирования ВЭД в таможенной политике страны

Таможенная политика государства. Таможенно-тарифное регулирование ВЭД как инструмент таможенной политики. Основные виды таможенной политики. Методы таможенной политики. Современные тенденции изменения таможенной политики государств.

Таможенная политика представляет собой целенаправленную деятельность государства по регулированию внешнеторгового обмена (объема, структуры и условий экспорта и импорта) путем установления соответствующего таможенного режима перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Таможенная политика — неотъемлемая часть экономической и внешнеторговой политики государства, и поэтому она зависит от целей и задач общей экономической стратегии правительства.

Основными средствами (инструментами) реализации таможенной политики являются таможенные пошлины, сборы (тарифное регулирование), процедура таможенного оформления и таможенного контроля, различные таможенные ограничения и формальности, связанные с практикой внешнеторгового лицензирования и квотирования (нетарифное регулирование).

С помощью инструментов таможенной политики государство обеспечивает выполнение одной из важнейших своих функций — функции защиты прав и свобод человека и общественных интересов. Так, может быть запрещен ввоз в страну и вывоз отдельных товаров и транспортных средств исходя из соображений государственной безопасности, защиты общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, защиты животных и растений, охраны окружающей природной среды, защиты художественного, исторического и археологического достояния народов своей страны и зарубежных стран, защиты права собственности, защиты интересов потребителей ввозимых товаров и исходя из других интересов.

Два вида таможенной политики: протекционизм и свободная торговля.

Протекционистская таможенная политика направлена на создание наиболее благоприятных условий для развития отечественного производства и внутреннего рынка. Ее основные цели достигаются путем установления высокого уровня таможенного обложения на импортируемые товары.

В отличие от протекционизма политика свободной торговли предполагает минимальный уровень таможенных пошлин и направлена на всемерное поощрение ввоза иностранных товаров на внутренний рынок страны.

Деятельность государственных органов по регулированию ВЭД осуществляется практически во всех странах мира, но ее масштабы, формы и методы, конкретные цели и задачи определяются каждой страной исходя из ее положения в современном мире, внешней и внутренней политики, масштабов и др. факторов

Таможенная политика осуществляется различными методами, которые в зависимости от классификационных признаков подразделяются на: 1) экономические и административные, 2) тарифные и нетарифные.

Экономические методы таможенной политики базируются на использовании экономических инструментов торговой политики — таможенных пошлин, налогов (НДС, акциза и др.) и таможенных сборов. Используя эти инструменты, государство воздействует на экономические интересы субъектов ВЭД и, следовательно, на их поведение, сохраняя вместе с тем за ними полную оперативную самостоятельность. Они в большей степени соответствуют природе рыночных отношений и потому играют главную роль в регулировании ВЭД в современных условиях.

Административные методы таможенной политики включают государственные правила, нормативы, запреты, с помощью которых государство осуществляет непосредственное воздействие на субъектов ВЭД, регламентирует различные стороны их деятельности в интересах общества Считается, что административные методы противоречат природе рыночных отношений и поэтому сфера их применения постепенно сужается.

Основой таможенной политики выступает таможенно-тарифное регулирование. Таможенно-тарифное регулирование направлено преимущественно на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции. В системе таможенно-тарифного регулирования решающую роль играют ввозные пошлины.

Поскольку, в настоящее время в большинстве случаев импортные товары имеют отечественные аналоги, они составляют конкуренцию последним. Ввозные таможенные пошлины на такие товары должны определяться с учетом складывающихся соотношении между мировыми и национальными издержками и ценами. Соотношения между этими издержками и ценами могут по группам и видам продукции, как правило, колебаться в весьма широком диапазоне, что предопределяет необходимость дифференциации ставок ввозных пошлин по группам и видам продукции.

Экспортные пошлины считаются противоречащими природе рыночных отношений, международные и региональные союзы и соглашения не рекомендуют (но и не запрещают) их использовать в международной торговле.

При определении ввозных пошлин в ХIХ – начале XX в.в., преобладал фискальный подход: пошлины определялись на высоком уровне и рассматривались как один из важнейших источников доходов государства. Это также позволяло решать задачу защиты национальных экономик от наплыва английских товаров (поскольку Англия вступила значительно раньше других стран на путь промышленной революции, ее продукция была высоко конкурентоспособна и во многом превосходила товары других стран Европы и Америки).

В XX в. наметилась тенденция снижения таможенных пошлин, ослабление их роли в формировании доходов государства, на первый план выдвигалась их регулирующая функция. Нарастала потребность в более детальной дифференциации ставок таможенных пошлин по товарным группам и конкретным изделиям с учетом потребности в их импорте, уровня национальных и мировых цен.

С помощью таможенных пошлин государство может поощрять ввоз или вывоз соответствующих товаров или ограничивать их, ставить в равные экономические условия товары отечественных товаропроизводителей и сходные товары их иностранных конкурентов, проводить определенную экономическую, научно-техническую, экологическую, валютно-финансовую политику в области ВЭД, направлять деятельность субъектов ВЭД в русло общегосударственных, национальных интересов.

Тенденция к снижению ставок таможенных пошлин и к усилению их дифференциации по группам товаров и конкретным изделиями обусловлены объективными факторами:

развитие международного разделения труда

специализация национальных экономик

дифференциация внешнеторговой политики (по группам, видам продукции и стадиям технологии)

дифференциация таможенных пошлин по изделиям и группам изделий с учетом внешних и национальных условий их производства и реализации.


Лекция 3

2.2. Стоимостная основа формирования ввозных и вывозных таможенных пошлин

Объективная стоимостная основа формирования ввозных и вывозных таможенных пошлин. Тарифная эскалация.

Объективной основой формирования таможенных пошлин являются различия между национальными и мировыми издержками и ценами. Они, в свою очередь, определяются различиями в национальных условиях производства продукции в разных странах.

Ввозные пошлины представляют собой разницу между более высокими издержками производителей соответствующих товаров внутри страны и относительно низкими мировыми ценами. Высокие ввозные пошлины в развивающихся странах защищают их промышленность от конкуренции экономически развитых стран.

Некоторые виды сырья и энергоносителей служат исходным материалом для производства сопряженной продукции. Например, при переработке нефти получают бензин, дизельное топливо, мазут, масла и другие продукты. Нефть служит исходным материалом при производстве синтетических нитей и пластмасс. Эти продукты, как и сырая нефть, могут служить объектами импорта. Импорт сырья и энергоносителей в экономически развитых странах осуществляется беспошлинно или с минимальными пошлинами. При импорте продуктов, получаемых при переработке сырья, уровень ввозных пошлин, как правило, повышается, при этом ставки пошлин растут пропорционально повышению степени обработки сырья: на продукцию каждой последующей стадии обработки устанавливаются более высокие ставки пошлин. Такое построение системы тарифов называется тарифной эскалацией.

Экспортные пошлины взимаются в исключительных условиях и по ограниченному кругу (перечню) товаров. В основном экспортные пошлины (и налоги) взимаются по энергоносителям и сырьевым товарам, а также по изделиям высокохудожественным, которые составляют достояние народа. К ним же относятся произведения старины, а также наукоемкая продукция, составляющая объекты интеллектуальной собственности. Общим основанием для всех таких товаров считается то, что их национальная стоимость и ее цены ниже уровня интернациональных издержек и мировых цен, которые регулируются издержками производства замыкающих поставщиков. Если эти предпосылки отсутствуют, то отпадают экономические условия для взимания экспортных пошлин.

Итак, экспортные пошлины определяют разницу между низкими национальными издержками и ценами продукции и между более высокими издержками замыкающих поставщиков и регулируемыми этими издержками мировыми ценами.

Лекция 4

2.3. Функции таможенного тарифа

Функции таможенного тарифа. Фискальная и нефискальные функции таможенного тарифа.

1. Таможенный тариф способствует удорожанию ввозимых товаров и защищает отечественных поставщиков аналогичных или взаимозаменяемых товаров от чрезмерной иностранной конкуренции на внутреннем рынке.

Потребность в защите отечественного товаропроизводителя связана с тем, что на мировом рынке существуют поставщики товаров, более конкурентоспособные, чем отечественные производители, в силу ряда причин. Даже в самых индустриально развитых странах есть отрасли и предприятия, нуждающиеся в защите от чрезмерной иностранной конкуренции. Представители бизнеса в конечном счете добиваются от правительства установления высоких импортных пошлин, когда это отвечает и общенациональным интересам (прежде всего, когда речь идет о трудоемких и перспективных для расширения производствах).

2. Взимаемые пошлины служат одним из источников поступлений финансовых средств в государственный бюджет.

Мировой опыт свидетельствует, однако, о том, что по мере экономического развития страны роль импортных пошлин в качестве источника пополнения государственных доходов снижается. Так, в США импортные пошлины в конце XIX в. давали около 50% всех поступлений в бюджет, а в настоящее время соответствующая доля пошлин не превышает 1,5%; аналогичное сокращение величины пошлин в доходах бюджета происходило и в большинстве других промышленно развитых стран. В развивающихся странах поступления от импортных таможенных пошлин составляют до 8-15% обшей суммы доходной части бюджета. Для России фискальная функция таможенных тарифов также имеет большое значение. В отдельные годы реформ поступления от взимания импортных пошлин обеспечивали до 30-40% доходной части федерального бюджета. Важно отмстить, что в условиях сравнительно узкой базы доходов бюджета (причины?) и неэффективной системы сбора налогов России импортные пошлины остаются одним из наиболее надежных источников пополнения государственной казны.

3. Импортный тариф — это инструмент сбалансирования торгового и платежного баланса страны.

В послевоенный период многие страны широко пользовались этой функцией. Проблема поддержания активного платежного баланса имеет большое значение для России, соответственно весома роль импортного тарифа в качестве инструмента регулирования торговли.

4. На основе взаимности в процессе двусторонних, региональных и многосторонних переговоров импортный тариф позволяет добиваться снижения пошлин в странах — торговых партнерах. Возможно также использовать тариф как средство противодействия дискриминационным акциям других стран (лишать тарифных преференций или пониженных ставок пошлин, применяемых к странам, па которые распространяется режим наибольшего благоприятствования).

С точки зрения отмеченной торгово-политической функции импортного тарифа высокий уровень пошлин усиливает эффективность таких переговоров, тогда как низкий уровень ослабляет ее.

5. Импортный тариф дает возможность повышать конкурентоспособность отечественных производителей и тем самым стимулировать их деятельность путем установления беспошлинного или льготного режима в отношении пошлин при ввозе материалов и оборудования для изготовления продукции, предназначенной к вывозу в другие страны.

6. Таможенный тариф во многих странах используется как инструмент, обеспечивающий строгий государственный контроль за прохождением грузов через границу.

Даже невысокая ставка пошлины требует от таможенной службы точной идентификации товара, тщательного подсчета его количества и стоимости для оформления документов, необходимых для таможенного оформления и оплаты пошлин и налогов.

ТЕМА 3
ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РФ

Лекция 5

3.1. Международно-правовые аспекты таможенно-тарифного регулирования

Роль международных торговых организаций и межгосударственных объединений в регламентировании таможенно-тарифного регулирования. Современные тенденции международно-правового регламентирования таможенно-тарифного регулирования ВЭД.

Развитие международного разделения труда, мирохозяйственных связей и интеграционных процессов привело к возникновению единого управления этими процессами на международном уровне. В регулировании международной торговли особую роль играют Всемирная торговая организация (ВТО), Международный валютный фонд (МВФ), Всемирная таможенная организация, Европейский Союз, Таможенный союз в рамках Евразийского экономического сообщества (Таможенный союз ЕврАзЭС) и другие международные объединения. Уставы и правила этих организаций регламентируют в различной степени вопросы таможенно-тарифного регулирования.

В основу деятельности ВТО, сменившего в 1995 г. ГАТТ, положены принципы свободной торговли и национального режима. Целью деятельности ВТО является понижение торговых барьеров и облегчение обмена товарами и услугами между странами. Этим целям соответствует отстаиваемая ВТО политика постепенного снижения ввозных пошлин и постепенного устранения иных торговых барьеров. Вместе с тем ВТО разрешает вводить защитные меры в тех случаях, когда иностранная конкуренция наносит существенный ущерб определенным отраслям национальной экономики.

В ВТО, МВФ и других международных организациях и соглашениях ведущую роль играют экономически развитые страны мира. Опираясь на экономическую мощь и технологическое превосходство, они могут диктовать свою волю странам развивающимся, слаборазвитым и с переходной экономикой. Экономически развитые страны заинтересованы в либерализации внешнеэкономических связей, в ограничении регулирования ВЭД со стороны национальных правительств других стран. Их интересам соответствует максимальная открытость национальных рынков других стран. Она облегчает экспансию фирм и корпораций развитых стран на рынки других стран, поскольку их экономика конкурентоспособна и, за некоторыми исключениями, не нуждается в защите со стороны государства от иностранной конкуренции. Открытость экономики стран облегчает доступ этим фирмам и корпорациям к естественным ресурсам других стран, обеспечивает им более выгодные условия для инвестирования своих капиталов в экономику других стран.

Экономически развитые страны являются инициаторами политики снижения ввозных пошлин, выступают за отмену экспортных пошлин, за ограничение и отмену государственного регулирования интернационализации инвестиционного процесса.

В ином положении оказываются страны развивающиеся, с переходной экономикой и слаборазвитые. Их экономика менее конкурентоспособна и нуждается в помощи и защите со стороны государства. Они защищают национальный рынок от иностранной конкуренции более высокими импортными пошлинами, оказывают помощь национальным товаропроизводителям в форме субсидий, льготных кредитов, налоговых льгот.

Снижение ввозных пошлин выгодно, как правило, развитым странам. Но оно может дать определенные выгоды и странам развивающимся и с переходной экономикой, при условии роста эффективности и конкурентоспособности их экономики.

Оно не выгодно лишь для стран, экономика которых находится в состоянии кризиса, падения ее эффективности и конкурентоспособности. При снижении эффективности и конкурентоспособности национальной экономики для ее спасения государства вынуждены прибегать к протекционистским мерам: усиливать помощь национальным товаропроизводителям, защищать национальный рынок от иностранных товаров для предотвращения экономического краха.

Основные международные конвенции, регламентирующие таможенно-тарифное регулирование:

  1. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция) 1973 г.

Целью является упрощение и унификация таможенных формальностей, предшествующих таможенному оформлению товаров и транспортных средств. В части таможенно-тарифного регулирования предусмотрено, что сведения о тарифной позиции товара (коде в товарной номенклатуре таможенного тарифа), таможенной стоимости и ставке пошлины являются обязательными для включения в таможенную декларацию при прохождении таможенных формальностей.

  1. Международная конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров 1983 г.

Вводится единая международная классификационная система товаров, в основу построения которой заложена совокупность таких товарных характеристик, как степень технологической обработки, назначение, вид материала и сырья, из которого изготовлен товар, значимость в системе мировой торговли. Принцип построения ГС базируется на цифровых кодах и описании товаров в составе групп, подгрупп, товарных позиций, подпозиций и субпозиций. Страны, принявшие конвенцию, не должны изменять классификацию товаров и их код в пределах первых шести знаков.

  1. Брюссельская конвенция по определению таможенной стоимости и Кодекс по определению таможенной стоимости (ГАТТовская система определения таможенной стоимости). Регламентируют порядок определения таможенной стоимости товаров.

Лекция 6

3.2. Правовое обеспечение таможенно-тарифного регулирования в РФ

Правовое обеспечение таможенно-тарифного регулирования ВЭД в РФ. Иерархия нормативно-правовых актов в области таможенно-тарифного регулирования ВЭД РФ.

Правовую основу таможенно-тарифного регулирования в РФ составляют Таможенный кодекс ТС, Закон РФ «О таможенном тарифе» (от 21 мая 1993 г. с учетом принятых впоследствии изменении и дополнений), Закон РФ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (от 8 декабря 2003 г.), Закон РФ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» (от 8 декабря 2003 г.), а также система подзаконных нормативно-правовых актов, издаваемых Правительством РФ, Министерством экономического развития и торговли РФ и изданных ранее ФТС РФ.

Согласно Конституции РФ таможенное регулирование находится в ведении Российской Федерации. Круг общественных отношений, названный в Конституции РФ «таможенное регулирование», включает совокупность элементов, обеспечивающих государственное регулирование внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности. Одна из форм проявления таможенного регулирования заключается в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ.

Таможенное регулирование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с нормами законодательства РФ.

Согласно законодательству РФ государственное регулирование ВЭД осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Не допускаются иные методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

Следующее звено правового регулирования в рассматриваемой сфере — нормативные акты Президента РФ и Правительства РФ. За последние годы на этом уровне принято большое количество решений, связанных с практическим использованием таможенно-тарифных мер, в том числе определяющих правовые основания деятельности таможенных органов.

Разработку соответствующих нормативных актов на ведомственном уровне обеспечивал раньше Государственный таможенный комитет РФ. Государственный таможенный комитет РФ ныне преобразован в ФТС России.

Главное управление тарифного и нетарифного регулирования, входящее в структуру Минэкономразвития России, непосредственно обеспечивает подготовку предложений о тарифном регулировании и введении этих мер в действие, а также организует контроль соблюдения запретов и ограничений участниками ВЭД.

ТЕМА 4
ТАМОЖЕННАЯ СТОИМОСТЬ ТОВАРА, СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ, КОНТРОЛЬ

Лекция 7

4.1. Сущность, функции и контроль таможенной стоимости товара

Сущность таможенной стоимости товара. Элементы таможенной стоимости. Функции таможенной стоимости.

Из анализа различных теоретических подходов к категории стоимости следует, что это понятие не имеет однозначно определяемых границ. Эти границы могут довольно широко варьироваться в зависимости от того, какие критерии положены в основу оценки стоимости – труд, полезность, предпринимательские способности. Соответственно, разной оказывается и денежная оценка стоимости. Для тарифно-таможенного регулирования это обстоятельство создает существенные трудности, так как для объективной оценки стоимости необходимо единообразное толкование. Определение таможенной стоимости по российскому законодательству дается следующее:

Таможенной стоимостью ввозимого на таможенную территорию ТС товара является стоимость сделки, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на экспорт и дополненная затратами на осуществление сделки.

Общая структура таможенной стоимости включает в себя: 1) цену сделки, уплаченную или подлежащую уплате при пересечении товаром таможенной границы ТС (до порта или иного места ввоза), 2) расходы, понесенные дополнительно в связи с перемещением, производством или продажей ввозимого товара.

Элементами таможенной стоимости являются:

  1. цена товара, согласованная при заключении внешнеторгового контракта;
  2. расходы по доставке товара до места ввоза на таможенную территорию ТС (в т.ч. стоимость транспортировки, погрузки, выгрузки или перегрузки товара, затраты на страхование);
  3. расходы, понесенные покупателем при осуществлении внешнеэкономической сделки (комиссионные и брокерские вознаграждения, за исключением комиссионных по закупке товара; стоимость многооборотной тары, если она рассматривается как единое целое с товаром в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, расходы на упаковку);
  4. стоимость услуг или товаров, предоставленных покупателем продавцу для производства или продажи ввозимых товаров (сырье, материалы, комплектующие; инструменты, штампы и т. п. предметы, используемые при изготовлении оцениваемых изделий смазочные материалы, топливо и пр.; стоимость инженерной проработки, чертежей, эскизов и др. работ, выполненных вне территории ТС);
  5. лицензионные и иные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности;
  6. доход продавца от любых последующих перепродаж или использования товара на территории ТС, который должен быть выплачен покупателем продавцу. Перечисленные в п.п. со 2) по 6) статьи расходов должны быть дополнительно включены в структуру таможенной стоимости в том случае, если они не были учтены ранее.

Функции:

Таможенная стоимость – это стоимостная величина, используемая для целей обложения таможенными платежами, в этом заключается ее основное функциональное назначение, посредством таможенной стоимости реализуется фискальная функция таможенной пошлины. Одновременно с этим таможенная стоимость выполняет также важную регулирующую функцию. Таким образом, таможенная стоимость используется в рамках тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности, а также в «прикладных» целях, в частности, как критерий определения налогонеоблагаемого минимума, для таможенной статистики, иногда – при определении размеров административных штрафов, назначаемых за совершение административных правонарушений в области таможенного дела.

Лекция 8

4.2. Общая характеристика методов определения таможенной стоимости

Общая характеристика методов определения таможенной стоимости. Краткая характеристика существующих методов. Основания для выбора конкретного метода определения таможенной стоимости.

Для определения таможенной стоимости товаров, ввезенных на таможенную территорию ТС, используется несколько методов, основанных на различных подходах и методиках подсчета. Различия в способах исчисления объясняются тем, что во внешнеэкономических операциях используются разные схемы поставок и способов взаиморасчетов, разные по своим свойствам и назначению товары (в том числе товары рыночной новизны и уникальные товары, не имеющие близких аналогов). Отдельные контрагенты сделок не используют денежных взаиморасчетов, применяя товарообменные (бартерные) операции, другим удобны вексельные расчеты, третьим выгодны контракты ввоза продукции с последующей доработкой и реимпортом готовых изделий. Не исключается также использование давальческих схем, при которых переработка сырья за границей оплачивается не валютой, а частью поставляемого продукта.

Большое влияние на цены товаров, пересекающих таможенную границу, оказывают также отношения между контрагентами внешнеэкономических сделок, которые могут характеризоваться как взаимодействие между независимыми хозяйствующими субъектами, так и аффилированными (взаимозависимыми) лицами. К числу последних относятся родственные связи, лица, выступающие совладельцами бизнеса (имеющими доли и пакеты акций свыше 5% уставного капитала), холдинговые структуры.

Все перечисленные особенности находят свое отражение в дифференциации способов исчисления таможенной стоимости, которые оперируют с теми или иными группами товаров, а также затратами и условиями поставки товаров.

Соглашение от 25.01.2008 г. между Правительствами РФ, Республики Беларусь и Республики Казахстан «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного Союза» устанавливает порядок и последовательность применения методов определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию ТС:

- метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами (далее – метод 1);

- метода по стоимости сделки с идентичными товарами (далее – метод 2);

- метода по стоимости сделки с однородными товарами (далее – метод 3);

- метода вычитания (далее – метод 4);

- метода сложения (далее – метод 5);

- резервного метода (далее – метод 6).

Оценка таможенной стоимости товаров всегда должна начинаться декларантом с попытки применения метода 1. В том случае, если таможенная стоимость не может быть определена по методу 1, последовательно применяются все остальные методы. Исключение допускается лишь в отношении применения метода вычитания и метода сложения: они могут применяться в любой последовательности, т.е. возможно применение метода 5 после метода 3.

Опыт стран, применяющих с 1981 года закрепленную «Кодексом таможенной стоимости» систему оценки, показывает, что при 90-98% внешнеторговых операций таможенная стоимость товаров определяется по методу 1. Все остальные методы считаются оценочными и применяются для определения таможенной стоимости товаров по весьма незначительному числу сделок. Наиболее часто из оценочных методов используется резервный метод.

Метод 1 является основным и наиболее часто применяемым методом определения таможенной стоимости. Большинство внешнеэкономических сделок имеют стоимостную основу, а расчеты по контрактам осуществляются посредством денежных средств, соответственно, указанные цены составляют основу для определения таможенной стоимости товаров по методу 1.

Метод 1 не может быть применен следующих случаях:

  • в договоре купли-продажи предусмотрены условия, что покупатель покупает товары лишь у этого продавца (ограничение в отношении прав покупателя на оцениваемый товар);
  • цена действительна лишь при условии, что со стороны покупателя на адрес продавца поступает обратная поставка (бартерный контракт);
  • применяются консигнационные контракты (поставка товара для реализации);
  • осуществляется ввоз товаров в уставный фонд (предполагается, что участники сделки почти всегда являются взаимозависимыми);
  • осуществляется ввоз выставочных или иных образцов изделий (бесплатная поставка);
  • происходит ввоз товаров, полученных в качестве дара (отсутствует документально подтвержденная стоимость товара).

Если стоимостные показатели сделки между участниками внешнеэкономической деятельности не зафиксированы в контракте, то для исчисления таможенной стоимости применяются другие методы, опирающиеся на идентичные (очень похожие) или однородные (весьма похожие) по своим техническим, физическим, качественным, имиджевым характеристикам и стране-производителю товаров. В качестве критерия оценки закладывается меновая стоимость товара, лежащая в основе эквивалентности экономических обменов. Данный параметр дополняется уточнением временного фактора, так как ценность товара меняется с течением времени.

Так, стоимость товара по методу 2 (по стоимости с идентичным товаром) применяется тогда, когда его таможенная стоимость не может быть определена по заявленной стоимости сделки. В этом случае таможенной стоимостью товаров признается стоимость сделки с идентичными им товарами, экспортируемыми в ту же страну импорта, в то же (или почти то же) самое время, что и оцениваемые товары.

Идентичными являются товары, равнозначные с оцениваемыми по следующим признакам:

  • физическим характеристикам;
  • качеству и репутации на рынке;
  • стране происхождения;
  • производителю.

Если на рынке нет идентичных товаров, которые бы в полной мере подходили для сравнения, тогда используется метод 3, основанный на сравнении стоимости сделок с однородными ввозимыми товарами.

Однородными являются товары, имеющие следующие сходные признаки:

  • качество и наличие товарного знака и репутация на рынке;
  • страна происхождения;
  • производитель.

Товары, изготовленные не производителем оцениваемых товаров, а другим лицом, принимаются во внимание только в случае отсутствия однородных либо идентичным товаров.

Товары не считаются идентичными с оцениваемыми или однородными с ними, если они не были произведены в той же стране, что и оцениваемые товары, а также когда их проектирование, дизайн, чертежи и т.п. работы были выполнены в ТС.

Стоимость сделки по однородным товарам принимается в качестве основы для определения таможенной стоимости, если эти товары проданы для ввоза на территорию ТС, ввезены одновременно с оцениваемыми или не ранее чем за 90 дней до ввоза оцениваемых, примерно в тех же количествах и (или) на тех же коммерческих условиях.

Иногда предметом внешнеэкономических сделок выступают товары, которые не имеют массового производства и изготовлены либо в единичных экземплярах, либо опытными партиями, либо являются товарами рыночной новизны. В таких случаях их таможенную стоимость надежно определить методами 1-3 не представляется возможным. Тогда таможенная стоимость может быть рассчитана путем вычитания или сложения аналогичных составных элементов в стоимости, которые являются известными величинами.

При расчете таможенной стоимости методом 4 (методом вычитания) из цены за единицу идентичного либо однородного товара, проданного на территории ТС, должны быть исключены:

  • обычные надбавки на прибыль;
  • суммы ввозных таможенных пошлин;
  • суммы налогов, сборов и иных платежей, подлежащих уплате в связи с ввозом или продажей товаров;
  • расходы на выплату комиссионных вознаграждений;
  • общие расходы, понесенные в связи с продажей в ТС ввозимых товаров того же класса и вида;
  • обычные расходы на транспортировку, страхование, погрузочные и разгрузочные работы, понесенные на территории ТС.

Метод сложения (метод 5). При отсутствии информации по сделкам с однородными, идентичными товарами либо товарами, продаваемыми на внутреннем рынке ТС, таможенная оценка ввезенного товара может быть основана на расчете стоимости, полученной путем сложения следующих компонентов:

  • себестоимость товара при его производстве в стране экспорта;
  • сумма прибыли при продаже этого товара в ТС;
  • затраты на транспортировку, погрузочно-разгрузочные работы, страхование, понесенные до места ввоза товара на территорию ТС.

Как правило, необходимую информацию об издержках производства оцениваемых товаров можно получить только за пределами страны ввоза. В этой связи использование метода сложения при определении таможенной стоимости ограничено теми случаями, в которых покупатель и продавец являются взаимозависимыми, и производитель готов представить властям страны ввоза необходимые данные об издержках производства и облегчить дальнейшую их проверку, если возникнет такая необходимость.

И, наконец, заключительным является метод 6 (резервный метод). Если таможенная оценка не может быть проведена ни одним из вышеуказанных методов, то таможенная стоимость ввозимых товаров определяется с использованием разумных средств, согласующихся с общими принципами международной таможенной практики, на основании данных, имеющихся в стране импорта.

Для определения таможенной стоимости по методу 6 в качестве ценовой базы не может быть использована информация:

  • о ценах товаров на внутреннем рынке ТС без соответствующей корректировки на размер затрат, понесенных в связи с импортом;
  • о ценах товаров, поставляемых из страны вывоза в третьи страны;
  • о ценах на товары ТС;
  • о произвольно установленных и документально не подтвержденных ценах.

В процессе прохождения таможенных процедур стоимость товаров, пересекающих таможенную границу страны, может быть скорректирована. Корректировка может производиться либо декларантами товаров, либо таможенной службой, усмотревшей несоответствие заявленной и фактической стоимости товаров. Осуществляется процедура корректировки по оговоренным законом нормам и правилам.


ТЕМА 5
ПОШЛИНА КАК ИНСТРУМЕНТ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ, СУЩНОСТЬ, ВИДЫ И СТАВКИ, ПОРЯДОК УСТАНОВЛЕНИЯ И ВЗИМАНИЯ

Лекция 9

5.1. Сущность и виды таможенных пошлин

Сущность таможенных пошлин. Виды таможенных пошлин в зависимости от направления перемещения товаров, способа начисления, шкалы ставок.

Таможенная пошлина — обязательный платеж в федеральный бюджет, взимаемый таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию ТС или вывозе товаров с этой территории, а также в иных случаях, установленных таможенным законодательством ТС, в целях таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности в экономических интересах ТС.

Таможенная пошлина носит характер косвенного налога и в соответствии НК РФ является федеральным налогом.

Виды таможенных пошлин в зависимости от направления движения товаров:

  • экспортные (вывозные) пошлины, которыми облагается продукция национальных товаропроизводителей - например, зерна, нефти, лесоматериалов, минеральных удобрений. Пошлины такого типа вводятся для снижения экономического интереса к вывозу за рубеж товаров и реализации их на внутреннем рынке. Таким образом выравнивается разница между внутренними и внешними ценами на какой-либо вид продукции и товар сохраняется для внутреннего потребления;
  • импортные (ввозные) пошлины, которые имеют наибольшее распространение в мировой практике. Посредством введения импортных пошлин защищается внутренний рынок от экспансии зарубежных товаропроизводителей. Помимо протекционистской функции импортные пошлины нередко выполняют функцию налога на роскошь;
  • транзитные пошлины, которые взимаются за провоз товаров через таможенную территорию страны, прокачку нефти, газа, поставки электроэнергии.

Виды таможенных пошлин в зависимости от способа начисления:

  • адвалорные (от латинского ad valorem — от стоимости) — определяются в процентах от таможенной стоимости товаров (применяются обычно к сырьевым и продовольственным товарам, например, 5 % от таможенной стоимости);
  • специфические — устанавливаются в виде конкретной денежной суммы за единицу (веса, объема, штуки и др.) товара (применяются, как правило, к готовым изделиям, например, 0,5 евро за килограмм);
  • комбинированные — при исчислении используются оба вышеупомянутых вида ставок, при этом чаще всего уплате подлежит большая из исчисленных сумм (например, 5% от таможенной стоимости, но не менее 0,4 евро за килограмм).

Виды таможенных пошлин в зависимости от шкалы ставок:

  • плоские;
  • прогрессивные — ставка таможенной пошлины изменяется в зависимости от стоимости облагаемого товара на мировом рынке (в РФ применяется прогрессивная шкала экспортных таможенных пошлин на нефть).


Лекция 10

5.2. Особые таможенные пошлины

Специальная пошлина. Антидемпинговая пошлина. Компенсационная пошлина.

На основании ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» в РФ могут вводиться специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины. Однако, несмотря на название, они отнесены к мерам нетарифного регулирования ВЭД и применяются для защиты экономических интересов российских производителей товаров. Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины не отнесены к таможенным платежам. Правовые основы введения специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин установлены Федеральным законом «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах» и ТК ТС.

Специальная пошлина — пошлина, которая применяется при введении специальной защитной меры и взимается независимо от взимания ввозной таможенной пошлины. Специальная защитная мера — это мера по ограничению возросшего импорта на таможенную территорию ТС, которая применяется по решению Комиссии ТС посредством введения импортной квоты или специальной пошлины, в том числе предварительной специальной пошлины. Предварительная специальная пошлина взимается до получения результатов расследования, помещается на депозит ФТС России и затем либо перечисляется в федеральный бюджет, либо возвращаются плательщику. Срок действия предварительной специальной пошлины не должен превышать 200 дней.

Антидемпинговая пошлина — пошлина, которая применяется при введении антидемпинговой меры и взимается независимо от взимания ввозной таможенной пошлины. Антидемпинговая мера — мера по противодействию демпинговому импорту, которая применяется по решению Правительства РФ посредством введения антидемпинговой пошлины, в том числе предварительной антидемпинговой пошлины, или посредством одобрения ценовых обязательств, принятых экспортером. Антидемпинговая мера может быть применена к товару, если по результатам расследования установлено, что импорт такого товара причиняет материальный ущерб отрасли российской экономики, создает угрозу причинения материального ущерба отрасли российской экономики или существенно замедляет создание отрасли российской экономики. Под демпинговым импортом понимается импорт товаров на таможенную территорию ТС по цене ниже нормальной стоимости такого товара.

Материальный ущерб отрасли российской экономики может выражаться в сокращении объема производства аналогичного товара в ТС и объема его реализации на рынке ТС, снижении рентабельности производства такого товара, негативном воздействии на товарные запасы, занятость, уровень заработной платы в данной отрасли экономики, уровень инвестиций в данную отрасль экономики.

Суммы предварительной антидемпинговой пошлины не перечисляются в федеральный бюджет до принятия по результатам расследования окончательного решения о применении антидемпинговой меры.

Компенсационная пошлина — пошлина, которая применяется при введении компенсационной меры и взимается независимо от взимания ввозной таможенной пошлины. Компенсационная мера — мера по нейтрализации воздействий специфической субсидии иностранного государства (союза иностранных государств) на отрасль российской экономики, применяемая по решению Правительства РФ посредством введения компенсационной пошлины, в том числе предварительной компенсационной пошлины, либо одобрения обязательств, принятых уполномоченным органом субсидирующего иностранного государства (союза иностранных государств) или экспортером.

Компенсационная мера может быть применена к импортированному товару, при производстве, экспорте или транспортировке которого использовалась специфическая субсидия иностранного государства (союза иностранных государств), если по результатам расследования установлено, что импорт такого товара причиняет материальный ущерб отрасли российской экономики, создает угрозу причинения материального ущерба отрасли российской экономики или существенно замедляет создание отрасли российской экономики.

Специфическая субсидия иностранного государства (союза иностранных государств) — это субсидия, доступ к которой ограничен и которая предоставляется конкретному производителю и (или) экспортеру, или конкретному союзу (объединению) производителей и (или) союзу (объединению) экспортеров, или конкретной отрасли экономики либо направлена на стимулирование экспорта товара или на замещение импорта товара.

В случае если информация, полученная до завершения расследования, свидетельствует о наличии субсидируемого импорта и обусловленного этим ущерба отрасли российской экономики, Правительством РФ на основании доклада, содержащего предварительное заключение органа, проводящего расследования, принимается решение о применении компенсационной меры посредством введения предварительной компенсационной пошлины на срок до четырех месяцев в целях предотвращения ущерба отрасли российской экономики, причиняемого субсидируемым импортом в период проведения расследования.

Решение о введении предварительной компенсационной пошлины не может быть принято ранее чем через 60 календарных дней со дня начала расследования.

Предварительная компенсационная пошлина вносится в соответствии с положениями таможенного законодательства РФ на депозит ФТС России. Суммы предварительной компенсационной пошлины не перечисляются в федеральный бюджет до принятия по результатам расследования окончательного решения о применении компенсационной меры.

В соответствии с законодательством РФ к таможенным пошлинам относятся:

- ввозные таможенные пошлины (включая сезонные пошлины);

- вывозные таможенные пошлины.

Ввозными таможенными пошлинами в государствах-членах ТС в настоящее время облагаются практически все товары, ввозимые на его таможенную территорию. Ставки ввозных таможенных пошлин определяются в пределах максимальных ставок, установленных Комиссией ТС. Ставки пошлин на одни и те же товары, систематизированные в соответствие с Единым таможенным тарифом (ЕТТ) ТС, не могут изменяться чаще, чем один раз в 6 месяцев. При этом единовременное изменение ставок ввозных таможенных пошлин не может превышать 10 процентных пунктов (для адвалорных видов ставок) или эквивалентного абсолютного значения для специфических видов ставок или специфических составляющих комбинированных видов ставок ввозных таможенных пошлин.

В большинстве стран мира размер ставок ввозных таможенных пошлин составляет в среднем от 0,3 до 50% цены товаров, но по отдельным их видам он может достигать 100 и более процентов. При этом в экономически развитых странах в качестве общей тенденции наблюдается снижение ставок таможенных пошлин, что отражает процесс международной экономической интеграции и стимулирует увеличение объемов экспортно-импортных товарных потоков.

Сезонные пошлины устанавливаются Правительством РФ для оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров. В основном они применяются в отношении сельскохозяйственных продуктов и связаны с сезонными колебаниями цен на эту продукцию. Срок действия сезонных пошлин не может быть более шести месяцев в году.


Лекция 11

5.3. Таможенная пошлина как инструмент таможенно-тарифного регулирования

Назначение таможенных пошлин. Функции таможенных пошлин в системе таможенно-тарифного регулирования ВЭД. Единый таможенный тариф ТС.

Система таможенных пошлин призвана всемерно содействовать целям и задачам ВЭД. При этом возможны такие ситуации, когда система пошлин, на первый взгляд, по отдельно взятым критериям соответствует интересам страны, но по другим критериям противоречит им и наносит ущерб, а в целом оказывает негативное воздействие на социально-экономическое состояние общества.

Политика государства должна быть направлена на получение максимального совокупного дохода от ВЭД и от национального производства. Такая политика допускает возможность сокращения доходов государственной казны от ВЭД, если снижение пошлин или их отмена на определенные товары и услуги способствует росту доходов от национальной экономики и совокупного дохода общества. Но она предполагает и возможность роста ввозных пошлин на определенные товары для ограничения их доступа на российский рынок, если этот импорт подрывает национальное производство и приносит вред экологии, нравственному и физическому здоровью населения.

Функции таможенных пошлин в системе таможенно-тарифного регулирования ВЭД:

  • ценообразующий фактор (ввозная пошлина удорожает цену импортируемого товара на внутреннем рынке; вывозная пошлина – цену экспортируемого товара на внешнем рынке);
  • инструмент торговой политики (размерами таможенных пошлин можно регулировать степень благоприятности внешнеторговых условий);
  • источник пополнения доходов государственного бюджета (во многих странах таможенные пошлины являются важной доходной статьей национальных бюджетов).

Таможенные пошлины устанавливаются в законодательном порядке в строго определенных размерах, именуемых ставками таможенных пошлин, которые являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу ТС, видов сделок и других факторов.

Свод ставок таможенных пошлин отражен в Едином таможенном тарифе ТС и систематизирован в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД).

Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) представляет собой классификатор, где представлены обращающиеся в международной торговле товары.

Для целей определения необходимого для таможенных целей размера таможенной пошлины используется ставка, соответствующая конкретному товару (коду товара по ТН ВЭД), указанная в Таможенном тарифе и действующая на день принятия таможенной декларации.


ТЕМА 6
СТРАНА ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРА, ПОНЯТИЕ И ЦЕЛЬ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Лекция 12

6.1. Понятие и цель определения страны происхождения товара

Сущность страны происхождения товара. Цель определения страны происхождения товара.

Страна происхождения товаров — страна, в которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке в соответствии с критериями достаточной переработки.

Таможенное законодательство допускает использование понятия «страна происхождения товаров» в широком смысле слова, то есть как место происхождения товаров. В этом смысле могут выступать группа государств, таможенный союз, регион или часть государства. Наиболее часто встречаемый пример использования в практике внешнеторгового регулирования понятия «страна происхождения», за которым скрывается таможенный союз государств, — Европейский союз.

Страна происхождения товара — это «гражданство» товара.

Целью определения страны происхождения товаров является применение тарифных преференций либо непреференциальных мер торговой политики.

Тарифные преференции представляют собой определенные предпочтения или преимущества в уплате таможенной пошлины в зависимости от страны происхождения товара, представленные в виде освобождения от уплаты пошлины или снижения ее ставки.

В государствах-членах ТС ставки ввозных таможенных пошлин в отношении одних и тех же товаров применяются дифференцированно в зависимости от страны их происхождения и могут быть разделены на пять групп:

1) В отношении товаров, происходящих из государств, которым в торгово-политических отношениях ТС предоставляет режим наиболее благоприятствуемой нации (РНБ), применяются базовые ставки ввозных таможенных пошлин, предусмотренные Единым таможенным тарифом ТС. РФ предоставляет РНБ более чем 130 странам (например, Австралии, Бельгии, Великобритании, Венгрии и др.). Базовые ставки применяются и в отношении товаров, страна происхождения которых не установлена.

2) В отношении товаров, происходящих из государств, которым в торгово-политических отношениях ТС не предоставляет РНБ, базовые ставки ввозных таможенных пошлин увеличиваются в два раза. Исключения составляют случаи предоставления РФ тарифных льгот.

3) В отношении ряда товаров, происходящих из развивающихся стран-пользователей системы преференций ТС, применяются ставки ввозных таможенных пошлин в размере 75% от базовых ставок. Перечень стран-пользователей системы преференций ТС утверждается Комиссией ТС и в целом соответствует классификации развивающихся стран, принятой в рамках ООН. Он включает в себя более 100 стран, например: Албанию, Алжир, Ямайку, Ливию, Кубу, Монголию и др.

4) В отношении ряда товаров, происходящих из наименее развитых стран-пользователей системы преференций ТС, применяются нулевые ставки ввозных таможенных пошлин. Статус «наименее развитой» страны предоставляется ООН тем государствам, где ВВП на душу населения менее 100 дол. США и доля промышленного производства в ВВП менее 10%. К их числу отнесены порядка 50 стран, например: Афганистан, Бангладеш, Эфиопия, Мозамбик.

5) В соответствии с двусторонними соглашениями о свободной торговле, заключенными между Российской Федерацией и соответственно Азербайджанской Республикой, Республикой Армения, Беларусью, Казахстаном, Кыргыстаном, Молдовой, Таджикистаном, Туркменистаном, Узбекистаном и Украиной, товары, происходящие из указанных государств и ввозимые с их территории на территорию Российской Федерации, облагаются ввозными таможенными пошлинами по нулевым ставкам.

Единый таможенный тариф ТС содержит базовые ставки ввозных таможенных пошлин.


Лекция 13

6.2. Правила определения страны происхождения товара

Правила определения страны происхождения товаров. Критерии достаточности переработки. Виды товаров, считающихся полностью произведенными в определенной стране.

На современном этапе развития международного разделения труда и внешней торговли определение страны происхождения товаров сопряжено с рядом сложностей, связанных с тем, что изменения технологий производства товаров на фоне сокращающихся транспортных издержек, а также процесса глобализации, привели к разрыву производственных цепочек и перемещению различных составных элементов таких цепочек в различные страны и регионы мира. В результате непросто бывает установить, какой из элементов производственного процесса определяет страну происхождения товара, произведенного и подвергнутого дальнейшей переработке в нескольких странах.

Когда процесс изготовления товара состоит лишь из одной фазы, или если он полностью получен или произведен в одной стране, страну происхождения товара бывает установить относительно несложно. В основном это касается продукции растительного или животного происхождения, выращенной или собранной в данной стране, а также товаров, произведённых из такой продукции, то есть товаров, не содержащих импортных компонентов или материалов. Обычно бывает достаточно подтвердить тот факт, что такой товар произведён в стране-бенефициаре преференциального режима внешней торговли.

Для всех остальных случаев, когда в производстве товара участвуют две и более страны, правила определения страны происхождения устанавливают методы, в соответствии с которыми принимается решение о том, в какой из данных стран товар был подвергнут достаточной переработке или существенной переработке. Под достаточной переработкой при этом понимается процесс, в результате которого товар приобретает своё основное (характерное) свойство.

Определение страны происхождения товаров, происходящих из государств, не являющихся членами ТС, осуществляется в соответствии с Соглашением о единых правилах определения страны происхождения товаров и главой 7 ТК ТС.

В соответствии с данным Соглашением, если в производстве товара участвуют две и более страны, при определении страны происхождения всего товара используют критерии достаточной переработки.

В общем виде товар считается происходящим из той страны, в которой он был подвергнут последней существенной переработке, достаточной для придания товару его характерных свойств.

Критериями достаточной переработки товара в определенной стране являются:

  1. Правило смены товарной позиции – изменение классификационного кода по ТНВЭД на уровне любого из первых четырех знаков, произошедшее в результате переработки товара.

Использование данного критерия возможно благодаря широкому распространению Конвенции о Гармонизированной Системе описания и кодирования товаров. Для применения данного критерия необходимо, чтобы субъекты ВЭД надлежащим образом фиксировали информацию о том, какой код имели импортные материалы и компоненты, и какой код имела произведенная продукция. Выполнение таких требований не вызывает затруднений, когда поставщик готовой продукции напрямую закупает и ввозит материалы и компоненты, используемые для производства товара, но может оказаться непростой задачей, если импортные материалы закупаются у посредников в стране производства конечной продукции.

  1. Соответствие перечню производственных или технологических процессов, достаточных или не достаточных для того, чтобы товар считался происходящим из той страны, где эти операции имели место.

Основное преимущество данного критерия состоит в том, что он дает четкое и не допускающее различных толкований представление о том, каким требованиям должно удовлетворять производство товара, чтобы обеспечивать предсказуемость применения правил определения страны происхождения товара. Вместе с тем данный критерий нуждается в периодическом пересмотре в связи с постоянным совершенствованием технологических процессов.

  1. Правило адвалорной доли – изменение стоимости товара, при котором процентная доля стоимости использованных материалов или добавленной стоимости достигает фиксированной доли цены поставляемого товара.

Этот критерий может быть сформулирован как предельно допустимая доля импортных материалов в стоимости всех материалов, из которых произведен товар. Хотя этот критерий достаточно четок, на практике его применение осложняется тем, что стоимость импортных материалов может весьма значительно колебаться в зависимости от факторов изменения их себестоимости, курсов валют, условий поставки.

В случае, когда в отношении конкретных товаров или конкретной страны (стран) критерии происхождения товара особо не оговариваются, применяется общее правило, в соответствии с которым товар считается подвергнутым достаточной переработке, если произошло изменение товарной позиции (классификационного кода товара) по ТНВЭД на уровне любого из первых четырех знаков.

В Соглашении содержится перечень операций, не отвечающих критерию достаточной переработки (например, деление партии, формирование отправок, сортировка, переупаковка, простые сборочные/разборочные операции, смешивание, мойка, чистка, покраска, глажка текстиля, разлив, фасовка, убой животных, снятие кожуры, извлечение семян и т.п. операции, а также комбинация двух или большего числа указанных операций).

Кроме того, установлен перечень видов товаров, которые могут считаться полностью произведенными в определенной стране:

  1. полезные ископаемые, добытые из недр данной страны, в ее территориальном море или морском дне;
    1. продукция растительного происхождения, выращенная или собранная в данной стране;
    2. животные, родившиеся и выращенные в данной стране;
    3. продукция, полученная в данной стране из выращенных в ней животных;
    4. продукция, полученная в результате охотничьего и рыболовного промысла в данной стране;
    5. продукция морского рыболовного промысла и другая продукция морского промысла, полученная судном данной страны;
    6. продукция, полученная на борту перерабатывающего судна данной страны исключительно из продукции, указанной в п. 6;
    7. продукция, полученная с морского дна или из морских недр за пределами территориального моря данной страны, при условии, что данная страна имеет исключительные права на разработку этого морского дна или этих морских недр;
    8. отходы и лом (вторичное сырье), полученные в результате производственных или иных операций по переработке в данной стране, а также бывшие в употреблении изделия, собранные в данной стране и пригодные только для переработки в сырье;
    9. продукция высоких технологий, полученная на космических объектах, находящихся в космическом пространстве, если данная страна является государством регистрации соответствующего космического объекта;
    10. товары, изготовленные в данной стране исключительно из продукции, указанной в пп. 1-10.


Лекция 14

6.3. Документальное подтверждение страны происхождения товара

Документы, подтверждающие страну происхождения товара: декларация о происхождении товара, сертификат о происхождении товара. Условия, при которых документальное подтверждение страны происхождения товара не требуется.

Документами, подтверждающими происхождение товаров из данной страны, являются:

  • декларация о происхождении товара;
  • сертификат о происхождении товара.

Декларация о происхождении товара составляется в произвольной форме, при условии, что в ней указаны сведения, позволяющие определить страну их происхождения. В качестве такой декларации могут использоваться коммерческие или любые другие документы, имеющие отношение к товарам, содержащие заявление о стране происхождения товаров, сделанное изготовителем, продавцом или экспортером в связи с вывозом товаров.

Сертификат о происхождении товара — это документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товара, выданный компетентными органами или организациями данной страны или страны вывоза, если в стране вывоза сертификат выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения товаров.

Предоставление документа, подтверждающего страну происхождения товаров, не требуется:

1) если ввозимые на таможенную территорию ТС товары заявляются к таможенной процедуре таможенного транзита или таможенной процедуре временного ввоза с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, за исключением случаев, когда таможенным органом обнаружены признаки того, что страной происхождения товаров является страна, товары которой запрещены к ввозу на таможенную территорию ТС или транзиту через его территорию в соответствии с таможенным законодательством ТС или законодательством государств-членов ТС;

2) если товары перемещаются через таможенную границу физическими лицами;

3) если общая таможенная стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу, отправленных в одно и то же время одним и тем же способом одним и тем же отправителем в адрес одного получателя не превышает сумму, установленную Комиссией ТС;

4) в иных случаях, предусмотренных таможенным законодательством ТС.

ТЕМА 7
ТАРИФНЫЕ ЛЬГОТЫ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ

Лекция 15

7. Тарифные льготы как инструмент регулирования внешнеэкономических связей

Цели предоставления тарифных льгот. Система таможенных преференций ТС.

Тарифные льготы — это льготы, предоставляемые на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики государства в виде освобождения от уплаты или снижения ставок таможенной пошлины. Как правило, они предоставляются в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с данным государством зону свободной торговли, или стран, пользующихся системой тарифных преференций. Тарифные преференции могут также предоставляться в виде установления тарифных квот на преференциальный ввоз определенных видов товаров.

Наиболее распространенные в мировой торговой практике формы таможенно-тарифных преференций:

  • общая система преференций;
  • двусторонние преференциальные торговые соглашения;
  • региональные торговые соглашения.

Указанные международные договоренности формально противоречат РНБ, однако ВТО допускает соответствующие изъятия из этого принципа. Различными льготными режимами во внешней торговле пользуется большинство государств, чьи импортные таможенные тарифы содержат преференциальные ставки пошлин в отношении товаров, ввозимых из определенных стран.

Общая система преференций (ОСП) представляет собой систему односторонних (невзаимных) тарифных льгот на товары, вывозимые развивающимися государствами в развитые страны. Первоначально этот механизм был создан в 1968 году под эгидой ЮНКТАД (United Nations Conference on Trade and Development; Конференция ООН по торговле и развитию), чтобы способствовать экспорту готовой продукции и полуфабрикатов из освободившихся от колониальной зависимости государств на рынки развитых стран. В настоящее время основной целью предоставления развитыми странами тарифных преференций является содействие экспорту и экономическому развитию, прежде всего индустриализации, в странах «третьего мира». По своему существу ОСП стала самостоятельным инструментом торговой политики промышленно развитых стран, предоставляющих развивающимся странам преимущества по доступу их товаров на свои рынки. Эта система носит название «общей», потому что тарифные преференции практикуются в отношении развивающихся стран практически всеми промышленно развитыми странами как односторонняя уступка, а не результат торгово-политических переговоров.

В соответствии с ОСП каждая развитая страна-донор индивидуально определяет объем тарифных преференций: круг стран-бенефициаров и товарные позиции, на которые эти льготы распространяются, а также уровень снижения пошлин или их отмену. В частности, развитые страны исключили из ОСП большинство сельскохозяйственных и ряд промышленных товаров, внутренние рынки которых особенно чувствительны к иностранной конкуренции.

Крупнейшими донорами ОСП являются страны ЕС, которые одни из первых предоставили тарифные льготы развивающимся странам, а также США и Япония. Россия является как донором, так и бенефициаром ОСП.

Двусторонние преференциальные торговые соглашения предусматривают взаимные таможенно-тарифные льготы в торговле договаривающихся государств. На рубеже ХХ и XXI вв. заключение двусторонних торговых преференциальных соглашений резко активизировалось. Сейчас, по оценкам ВТО, насчитывается свыше 400 действующих или же подписанных, но еще не вступивших в силу региональных торговых соглашений, а также соглашений, по которым ведутся переговоры.

В последнее время двусторонние соглашения о привилегированном партнерстве предусматривают в основном создание зон свободной торговли. Они устанавливают полную или почти полную либерализацию торговли, оговаривая сроки реализации договоренностей и иногда ограничения в отношении отдельных групп товаров. Такого рода соглашения позволяют их участникам в относительно короткие сроки либерализовать взаимную торговлю, пользоваться преимуществами беспошлинной торговли и интеграционного взаимодействия. В результате такая форма соглашений может рассматриваться в качестве переходной на пути к достижению либерализации трансграничного движения товаров во всем мире. Заключая и используя их, страны-участницы приобретают опыт осуществления свободной трансграничной торговли.

Региональные торговые соглашения (РТС) являются одной из наиболее важных характерных черт современной мировой торговой системы. Их число, также как и доля преференциальной торговли в общем объеме международного торгового сотрудничества постоянно растет.

В современной экономике сформировались два взгляда на РТС: сторонники и противники этого явления.

Аргументы противников РТС:

  • РТС препятствуют эффективной диверсификации и не позволяют достигать оптимального размещения ресурсов в мировом масштабе;
  • в интересы участников РТС не входит дальнейшая либерализация торговых связей;
  • в рамках некоторых РТС вырабатывается система протекционистских мер, направленных на защиту от товаров, происходящих из третьих стран;
  • большое внимание, уделяемое внутрирегиональным проблемам, отвлекает государства от участия в решении общемировых задач.

Аргументы сторонников РТС:

  • в рамках РТС либерализация и унификация торговли, а также снятие нетарифных ограничений осуществляются быстрее, чем в рамках всей мировой торговой системы;
  • многие меры, направленные на либерализацию, отработанные и проверенные в региональных масштабах, успешно перенесены в практику ВТО;
  • РТС зачастую позволяют поднять уровень экономического развития более слабых стран региона за счет более сильных в экономическом отношении партнеров;
  • многие интеграционные объединения способствуют решению сложных политических конфликтов.

Тарифные квоты в отношении ввозимых товаров — это мера регулирования ввоза в страну отдельных видов сельскохозяйственных товаров, происходящих из других стран. Она предусматривает применение в течение определенного периода более низкой ставки ввозной таможенной пошлины при ввозе определенного количества товара (в натуральном или стоимостном выражении) по сравнению с базовой ставкой ввозной таможенной пошлины.

При осуществлении торгово-политических отношений государств-членов ТС с иностранными государствами допускается установление преференций по таможенному тарифу в виде освобождения от оплаты пошлины, снижения ставок пошлин либо определения тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) в отношении товаров:

  • происходящих из государств, образующих вместе с государством-членом ТС зону свободной торговли или таможенный союз либо подписавших соглашения, имеющие цель создать такую зону или такой союз;
  • происходящих из развивающихся стран, пользующихся системой преференций ТС.

Зону свободной торговли с РФ образуют 11 стран, входящих в СНГ: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина. (В 2009 году из состава СНГ вышла Грузия.) Товары из этих стран полностью освобождены от уплаты таможенных пошлин при их ввозе на территорию этих стран при наличии сертификата о происхождении товара.

Товары, происходящие из развивающихся стран, пользуются системой преференций ТС, если выполняются следующие условия:

  1. страна попадает и перечень развивающихся стран-пользователей системой преференций;
  2. страна попадает в перечень наименее развитых стран-пользователей системой преференций;
  3. товар попадает в список товаров, на которые распространяется преференциальный режим;
  4. на товар представлен сертификат о происхождении товара установленной формы;
  5. произведена прямая закупка товара, т.е. контрактодержателем является резидент страны происхождения товара;
  6. произведена непосредственная отгрузка товара, т.е. товар отгружен с территории страны происхождения товара.

Последние четыре условия должны выполняться одновременно.

Правилу прямой поставки отвечают также товары, транспортируемые через территорию одной или нескольких стран вследствие географических, транспортных, технических или экономических причин, при условии, что товары в странах транзита, в том числе при их временном складировании на территории этих стран, находятся под таможенным контролем.

Непосредственно закупленным считается товар, приобретенный импортером у лица, зарегистрированного в качестве субъекта предпринимательской деятельности в стране, на которую распространяются тарифные преференции.

В случае, когда товары происходят из страны, включенной одновременно в перечень наименее развитых стран и в перечень государств, с которыми у государств-членов ТС установлен РНБ (или одновременно в перечень развивающихся стран-пользователей системой преференций ТС и в перечень государств, с которыми у ТС установлен РНБ), и поставляются без выполнения перечисленных выше условий, при обложении таможенной пошлиной используется базовая ставка.

Как правило, промышленно развитые страны облагают импортные товары, происходящие из государств-пользователей преференционным режимом, таможенными пошлинами по ставкам вполовину меньше базовых. Однако в ТС установлено, что товары, подпадающие под действие преференционного режима, облагаются ввозными пошлинами по ставкам в размере 75% действующих ставок таможенного тарифа.

Преференциальный режим распространяется не на все товары, ввозимые на территорию ТС. Список товаров, на который преференциальный режим распространяется при импорте на территорию ТС, утверждается отдельно.


ТЕМА 8
МИРОВОЙ ОПЫТ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Лекция 16

8.1. Общая характеристика современного состояния таможенно-тарифного регулирования в мире

Гармонизированная система описания и кодирования товаров. Тарифная эскалация как характерная особенность современной тарифной политики ведущих стран мира. Общая характеристика таможенно-тарифного регулирования ВЭД развитых и развивающихся стран.

В развитых странах мира используется глубоко дифференцированная товарная номенклатура таможенного тарифа (аналог ТН ВЭД). В подавляющем большинстве государств в этих целях используется Гармонизированная система описания и кодирования товаров (ГС). Общее число товарных позиций в таможенных тарифах стран: Евросоюз – 10754; США – 10085, Япония – 8964, Канада – 8407, Бразилия – 9131, Республика Корея – 10654, Малайзия – 9767, КНР – 6509. На долю этих стран приходится около 2/3 оборота мировой торговли.

Особенно высок во многих странах уровень таможенного обложения сельскохозяйственных продуктов. Соглашение по сельскому хозяйству ВТО установило, что все нетарифные барьеры, действовавшие в сельскохозяйственной торговле в так называемый базовый период (1986-1988гг.), должны были быть преобразованы в эквивалентные тарифные ставки (так называемая тарификация). Полученные тарифные ставки были добавлены к действующим таможенным пошлинам. А затем полученный уровень таможенного обложения должен был быть снижен к 2000 г. на 36%. В результате средний уровень таможенного обложения сельскохозяйственных товаров вырос и составил 96% в Евросоюзе и 23% в США. Ставки пошлин на отдельные сельскохозяйственные товары далеко превысили этот размер. Например, в Японии пошлина на рис – 444%, на пшеницу – 193%; в США пошлины на молочные продукты – 93%, на сахар – 91%; в Евросоюзе пошлины на рис – 231%, на молочные продукты – 205%, на сахар – 279%.

Средний взвешенный уровень таможенного обложения в Аргентине – 30,9%, в Бразилии – 27%, в Чили – 24,9%, в Индии – 32,4%, в Мексике – 33,7%, на Филиппинах – 22,2%, в Таиланде – 28%, в Турции – 22,3%, в Венесуэле – 30,9% . Этот уровень в два раза и более превышает средний уровень таможенного обложения в России.

Характерная особенность современной тарифной политики – это так называемая «тарифная эскалация» — повышение ставок пошлин по мере увеличения степени обработки товаров.

Средний уровень таможенного обложения в развитых странах и в части развивающихся государств заметно понизился в последние три десятилетия. Это привело к мнению, что мир вступил в новую эпоху свободной торговли. Однако эта точка зрения не вполне оправданна. Дифференцированная товарная номенклатура таможенного тарифа позволяет, при сравнительно невысоком среднем уровне обложения, устанавливать высокие тарифные ставки (тарифные пики) на многие отдельные товары международной торговли. Например, при среднем уровне обложения 3-4% уровень таможенного обложения на текстиль и одежду в США – 14,6%; 9,1% – в Евросоюзе, 7,6% – в Японии. На отдельные товары этот уровень существенно выше. В США, например, 52% импортированного текстиля и одежды облагаются пошлинами до 35%; 19% импорта химических товаров облагаются ставками до 10%. В Евросоюзе 54% ввозимого текстиля и одежды облагаются ставками до 15%; 60% ввозимых средств транспорта – ставками до 10%.


Лекция 17

8.2. Таможенно-тарифная политика США, ЕС, Японии

Структура таможенного тарифа США, ЕС, Японии. Средние уровни ставок таможенного тарифа. Тарифные квоты. Общая система преференций.

Таможенно-тарифная политика США

Импортный таможенный тариф США имеет восьмизначную номенклатуру на основе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров (ГС). Он содержит две колонки ставок пошлины (как адвалорных, так и специфических).

Вторая колонка это ставки, установленные Законом о тарифе 1930 г. и с тех пор остающиеся неизменными. Эти ставки применяются к товарам, происходящим из стран, которым США не предоставили РНБ. Ставки составляют 25-60%, но на некоторые товары (например, текстиль) они достигают 90%.

Первая колонка тарифа состоит из двух подколонок. Первая подколонка включает общие ставки, применяемые к странам, которым предоставлен РНБ. Для предоставления этого режима по американским законам не требуется заключения каких-либо особых соглашений, им автоматически пользуются все непоименованные специально государства. Право России на РНБ в соответствии с поправкой Джексона-Вэника было ограничено вплоть до 2012 года, когда данная поправка была отменена.

Средневзвешенный уровень ставок пошлин составляет 3% для сельскохозяйственной и 5% для промышленной продукции. Для некоторых категорий товаров (табак, овощи, керамика, бензольные химикаты, текстиль и одежда) уровень средневзвешенных ставок значительно выше (иногда достигает 20%). Самыми высокими пошлинами на практике оказываются специфические. В 1989 г. адвалорный эквивалент специфических пошлин на некоторые изделия табачной промышленности достигал 1775%, на какао и изделия из него – 338%, на некоторые виды наручных и настольных часов – 151%.

На определенные виды товаров (сахар, некоторые сорта молока, сливок, тунец, зеленые оливки и т.д.) установлены тарифные квоты. При ввозе товаров в пределах этих квот ставки пошлин понижаются на 70-75%.

Ввоз молока, масла, некоторых видов овощей и фруктов, произрастающих в США, облагается сезонными пошлинами. Допускается также временное понижение и временное увеличение ставок пошлин на некоторые товары, в том числе ввозимые из отдельных стран (как, например, увеличение пошлин на говядину, консервированные томаты, фруктовые соки из Европейского Союза, на кожаные изделия и машины для обработки информации из Японии).

Вторая подколонка первой колонки тарифа содержит преференциальные ставки пошлин, применяемые в соответствии с американской схемой Общей системы преференций (ОСП). ОСП США охватывает около 4100 товарных позиций по восьмизначной квалификации ГС, ввозимые из 131 развивающейся страны и территории (включая 32 наименее развитых государства).

Страна, пользующаяся преференциями, может быть исключена из схемы ОСП, если она достигла определенного уровня ВНП на душу населения, а также, если наблюдается значительный прогресс в ее экономическом развитии и торговле.

Отдельный продукт выводится из сферы действия преференций, если его поставки из данной страны превышают 50% (иногда 25%) всего американского импорта этого товара, или если стоимость импорта превысила предварительно установленную величину.

Таможенно-тарифная политика ЕС

Единый таможенный тариф ЕС ежегодно издается Комиссией Европейского Союза в двух вариантах: официальное издание и интегрированное (расширенное) издание, содержащее более полную информацию. В основе тарифа лежит восьмизначная номенклатура, сформулированная на основе ГС. В интегрированном тарифе номенклатура расширена до 13 знаков.

Официальное издание тарифа имеет двухколонную структуру. Первая колонка содержит автономные (законодательно установленные) ставки пошлин. Эти ставки являются максимальными и применяются редко. Пошлины на большинство товаров составляют от 4 до 25%, хотя обложение автотранспортных средств достигает 29%, сахара – 80%, табачных изделий – 180%. Масличные семена, корм для скота, некоторые животные продукты, минеральные продукты (кроме топлива), дерево, резина импортируются беспошлинно.

Во второй колонке указаны конвенциональные ставки. Эти ставки применяются к товарам стран, пользующихся РНБ и являющихся членами ВТО, а также стран, с которыми ЕС заключил соглашение о предоставлении данного режима. Практически ставки РНБ применяются к товарам любого происхождения. Эти ставки для продуктов питания и сельскохозяйственной продукции на 10-13% ниже автономных ставок, а среднеарифметический их уровень составляет 12,4%. Для остальных товаров ставки РНБ составляют от 25 до 70% от автономных, а их средний уровень – 6,4%. Ставки РНБ отсутствуют на такие «чувствительные» товары, как мясо, птица, молочные продукты, зерновые, сахар, вино и крахмал.

В интегрированном тарифе приводятся сведения не только о таможенных пошлинах, но и о других регуляторах внешней торговли.

Например, в данной колонке отмечены те товары, которые облагаются импортными сборами вместе с таможенными пошлинами или вместо них. Данная колонка содержит также ставки пошлин, применяемых к товарам, которые ввозятся в пределах тарифных квот. Пониженные пошлины в рамках таких квот применяются к крупному рогатому скоту, говядине, некоторым видам рыбы, плодам цитрусовых, некоторым фруктам, фруктовой мякоти и сокам, кофе, бобам какао, срезанным цветам и цветочным бутонам, газетной бумаге в рулонах, текстилю, некоторым ремесленным изделиям их железа и стали, а также цветным металлам. Там же указаны временно пониженные пошлины на ряд товаров из некоторых стран.

Тарифные преференции. ЕС имеет шесть схем предоставления преференций. Наиболее общая из них – схема Общей системы преференций (ОСП), предоставляемых развивающимся странам. Происхождение товаров, подпадающих под данную схему, должно соответствовать правилам, определенным соглашением об ОСП, и подтверждаться сертификатом происхождения. Необходимо также соблюдение требования прямой отгрузки товара из страны-экспортера ЕС. Таможенными пошлинами не облагаются все произведенные в развивающихся странах промышленные изделия и полуфабрикаты, за исключением некоторых «чувствительных» товаров, выведенных за пределы схемы ОСП (черные металлы, текстиль). Ввоз их ограничивается определенными квотами или может быть предметом ограничений в соответствии с защитной оговоркой (т.е. для защиты национальной экономики).

В рамках ОСП пошлины на ввоз из развивающихся стран ряда аграрных продуктов питания (около 700 тарифных позиций) понижены на величину от 20 до 60%. Импорт этих товаров (около 1400 позиций) из наименее развитых стран осуществляется беспошлинно. Из схемы ОСП полностью или частично исключены животные, мясо, домашняя птица, рыба, молочные продукты, овощи, крупы, масличные семена, сахар, вино, корм для животных. Для наименее развитых стран сделаны определенные послабления в отношении этой группы товаров.

Кроме того, действуют соглашения о свободной торговле с рядом стран (Норвегия, Исландия, Швейцария, Турция – с ограничениями, Израиль – с ограничениями и др.).

Схема Общей системы преференций распространена на Россию с 1993 г.

Таможенно-тарифная политика Японии

Японский импортный таможенный тариф содержит четыре вида ставок пошлин: общие, временные, ставки ГАТТ/ВТО и преференциальные.

Общие ставки являются максимальными и реже всего используемыми. Товары разделены на 21 группу, 99 секций и 1010 позиций. Базовые ставки практически не применяются, поскольку ежегодно или по мере необходимости устанавливаются временные ставки, которые используются в случае разногласий с базовыми. Временные ставки устанавливаются в зависимости от конкретной ситуации на рынке определенного товара и в экономике Японии в целом. Уровень их варьируется от 0% до 55%. Сравнительно высок (40-50%) уровень пошлин на некоторые мясные и молочные продукты, овощи, фрукты, алкогольные напитки и текстиль. При этом временные ставки, как правило, ниже общих.

Определение ставки импортной пошлины для таможенного налогообложения основывается на правиле, по которому сначала берется преференциальная ставка таможенного тарифа Японии, а если она отсутствует, то последовательно анализируется ставка ГАТТ/ВТО, временная и базовая (общая) ставки. Если ставка ГАТТ/ВТО превышает другие ставки, используется временная ставка, а в случае ее отсутствия – общая ставка.

В рамках тарифных квот установлены пошлины на мясной крупный рогатый скот, сыр для промышленной переработки, патоку для изготовления спирта, изделия, содержащие какао, для изготовления шоколада, томатное пюре и пасту для изготовления соусов, ананасы в воздухопроницаемых контейнерах, неденатурированный этиловый спирт для изготовления алкогольных напитков, кожу и кожаную обувь. Устанавливаются сезонные пошлины на апельсины, бананы и грейпфруты.

Преференциальные пошлины применяются в рамках системы ОСП. Они затрагивают 77 сельскохозяйственных позиций четырехзначной классификации ГС. Преференции распространяются и на все промышленные товары, за исключением 27 позиций по четырехзначной классификации ГС (нефтяные масла, шелк-сырец, шелковая пряжа, желатин и клей из костей и шкур, шелковые ткани, хлопковая пряжа, хлопковые ткани, одежда и ее принадлежности из кожи, фанера, обувь с резиновыми подошвами и верхом и ее части). Треть аграрных продуктов и большинство промышленных изделий, на которые распространяются преференции, ввозятся беспошлинно.

Японская схема ОСП – одна из самых широких по числу охваченных стран. Она распространяется на 134 государства и 25 территорий. Все товары из 41 наименее развитых стран ввозятся беспошлинно без количественных ограничений. Тем не менее, Япония, в отличие от большинства западных стран, не предоставила преференций России, и российские товары облагаются по ставкам РНБ.

Таможенное тарифное регулирования ВЭД