Правовое обеспечение сервисной деятельности в системе правовых дисциплин

Тема № 1. Правовое обеспечение сервисной деятельности в системе правовых дисциплин.

  1. Правовое регулирование сервисной деятельности как развивающаяся отрасль.
  2. Источники сервисного права.
  3. Понятие, содержание и виды сервисных правоотношений.

  1. Правовое регулирование сервисной деятельности как учебная дисциплина.

Жизнедеятельность современного человека основана на потреблении товаров и услуг. Их создание, производство и распределение обеспечивают удовлетворение потребностей людей и динамичное развитие экономики. Сфера сервисного обслуживания занимает важное место в экономике любой страны, она определяется природно-географическими, культурными, историческими, социально-экономическими, правовыми и другими условиями. Об изменении роли сервиса, сферы услуг (третичного сектора) в современной экономике свидетельствуют результаты внутренней торговли, объем внешней торговли услугами, изменение структуры занятости в сторону роста численности работников третичного сектора. По числу людей, занятых в сфере сервиса, и размерам вклада в национальный доход сервисные направления деятельности в развитых странах не только вышли на уровень материального производства, но и превзошли его.

Сервисная деятельность — это область человеческих взаимоотношений, где формируются и совершенствуются специфические технологии по удовлетворению человеческих потребностей. Цель сервисной деятельности – удовлетворение общественных и индивидуальных потребностей людей, а ее результат – повышение качества жизни городского и сельского населения.

Сервисная деятельность – это активность людей, вступающих в специфические взаимодействия по реализации общественных, групповых и индивидуальных услуг. Одна сторона в этих взаимодействиях, обладая многообразными потребностями, желает получить определенные блага, а другая сторона, оказывая конкретные услуги, предоставляет им возможность обладать такими благами.

Цель этих отношений – не создание материальных ценностей, а удовлетворение человеческих потребностей. Исторически вырастая из процессов самообеспечения и родственной взаимопомощи, сервисная деятельность успешно интегрировалась в отношения рыночного обмена. Это обусловило разделение и профессионализацию труда работников, оказывающих услуги, а также их предпринимательскую активность на рынке

услуг.

Сервисология – наука о сервисной деятельности, которая формируется ныне в мировой аналитике как междисциплинарная, теоретическая и прикладная область исследований. Давно было установлено, что труд в сфере сервиса во многом отличается от труда в промышленном или сельскохозяйственном производстве.

На основе теоретических концепций сервисологии стало формироваться сервисное право. Некоторые ученые рассматривают сервисное право как самостоятельную отрасль правовой науки наряду с такими отраслями как земельное, горное, военное, торговое, хозяйственное, коммерческое, природно-ресурсовое, экологическое, патентное, информационное, служебное, бюджетное право и другие. Среди ученых рассматривающих сервисное право как самостоятельную отрасль права – Гущин В.В., Пахомов В.Д., Приходько Е.П.

Сервисное право рассматривает следующие ключевые вопросы:

- сервисное право как наука и как отрасль права;

- источники сервисного права;

- понятие, содержание и виды сервисных правоотношений;

- государственное регулирование сервисных правоотношений;

- правовое регулирование качества продукции, работ и услуг (сертификация,
стандартизация в сфере сервиса);

- правовое регулирование ценообразования в сфере сервиса;

- вещные права в сервисных правоотношениях;

- обязательственное право в сервисных правоотношениях;
- правовые формы реализации товара, оказания услуг и выполнения
работ;

- понятие и виды договоров гражданско-правового характера;

- основы правового регулирования расчетов в сервисной деятельности;
- защита прав потребителей в сервисных правоотношениях.
В ходе изучения дисциплины слушатель магистратуры должен знать нормативные документы по обслуживанию населения; Закон РФ «О защите прав потребителей»; правила бытового обслуживания населения в Российской Федерации; правила оформления, приема и выдачи заказа; правовое регулирование отношений в сервисной деятельности; права и обязанности участников сервисной деятельности; уметь решать конфликтные ситуации между исполнителями и потребителями услуг.

  1. Источники сервисного права.

Источник той или иной отрасли права – это форма выражения правовых норм данной отрасли. Применительно к правовому регулированию сервисной деятельности наиболее существенную роль в качестве источников выполняют следующие нормативные акты.

1. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (ред. от 18.07.2011 № 242-ФЗ).

Данный Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Основные понятия, используемые в законе:

- потребитель - это гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных нужд, несвязанных с извлечением прибыли;

- изготовителем (продавцом, исполнителем )являются организации независимо от форм собственности, а также индивидуальные предприниматели, которые производят для реализации потребителям товары или реализуют их потребителям по договорам купли-продажи, либо выполняют для них по возмездному договору работы или оказывают услуги;

- продавцом, в соответствии с рассматриваемым Законом, является лишь та организация, которая реализует потребителям товары по договору купли-продажи;

- исполнителем выступает организация, которая выполняет работы или оказывает услуги потребителям на основе возмездного договора. Главным критерием применимости требований Закона является признак возмездности (платности) выполняемой работы (услуги).

Закон определяет понятие недостатка товара (услуги, работы) как простого недостатка и как недостатка существенного. Под недостатком закон понимает несоответствие стандарту, условиям договора или представляемым требованиям к качеству товара (работы, услуги). Существенным является недостаток, который делает невозможным или недопустимым использование товара (работы, услуги) в соответствии с его целевым назначением.

Верховный Суд России указал, что Законом РФ «О защите прав потребителей» регулируются отношения, вытекающие из договоров:

- купли-продажи;

- имущественного найма, в том числе бытового проката;

- безвозмездного пользования имуществом;

- найма (аренды) жилого помещения (отношения между нанимателем и наймодателем, являющимся одновременно исполнителем услуг);

- по ремонту жилищного фонда, обеспечению работы инженерного оборудования

Основное регулирование отношений «производитель-потребитель» осуществляется нормами гражданского законодательства и в частности Гражданского кодекса РФ. Ч. I (от 30.11.1994 № 51-ФЗ), Ч. II (от 26.01.1996 № 14-ФЗ), Ч. III (от 26.11.2001 № 146-ФЗ), Ч. IV от 18.12.2006 № 230-ФЗ. В соответствии со ст. 2. ГК РФ Ч. I гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.

В сфере потребительского законодательства действуют:

Закон РФ от 27.11.92 № 4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (ред. от 29.11.2010), который регулирует отношения между лицами, осуществляющими виды деятельности в сфере страхового дела, или с их участием, отношения по осуществлению государственного надзора за деятельностью субъектов страхового дела, а также иные отношения, связанные с организацией страхового дела;

Закон РФ от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (ред. от 18 июля 2011) определяет правовые основы федеральной политики в отношении естественных монополий в Российской Федерации и направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность реализуемого ими товара для потребителей и эффективное функционирование субъектов естественных монополий;

Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (ред. от 08.11.2010 № 293-ФЗ) регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности.

Федеральный закон 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (ред. от 18.07.2009 № 181-ФЗ) определяет правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам, для целей совершения сделок с объектами оценки, а также для иных целей.

Помимо названных существуют и иные ФЗ, регулирующие правоотношения в сфере сервисной деятельности.

На международном уровне 9 апреля 1985 года была принята резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «Руководящие принципы для защиты интересов потребителей», которая закрепила 8 основных прав потребителей: право на выбор; на возмещение вреда; право быть выслушанным; право на информацию; право на потребительское образование; право на удовлетворение базовых потребностей; право на качество; право на безопасность.

Гражданский кодекс РФ закрепляет принцип свободы договора, который устанавливает, что продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (работу, услугу), качество которого соответствует договору.

Обязательные требования к качеству некоторых товаров могут устанавливаться в стандартах.

Право потребителя на качество товара (работы, услуги) предполагает не только передачу потребителю качественного товара, но и устанавливает гарантии поддержания этого товара в работоспособном состоянии, а также возлагает на производителя (исполнителя) определенные обязательства перед потребителем в этой сфере.

К документам подзаконного характера в сфере оказания услуг можно отнести:

1. Постановление Правительства РФ от 5 июля 2001 г. № 505 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг» (ред. от 15.09.2008 № 682) регулирует отношения, возникающие между потребителем и исполнителем при оказании платных образовательных услуг в сфере дошкольного, общего и профессионального образования.

2. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2005 г. № 221 «Об утверждении правил оказания услуг почтовой связи».

3. Постановление Правительства РФ от 15 августа 1997 г. № 1036 «Об утверждении правил оказания услуг общественного питания» (ред. от 10.05.2007 № 276) регулирует отношения между потребителями и исполнителями в сфере оказания услуг общественного питания, а также обеспечивают права потребителей на получение услуг надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья, информации об услугах и исполнителях услуг, определяют порядок реализации этих прав.

  1. Понятие, содержание и виды сервисных правоотношений.

Категории «правоотношения» принадлежит важная роль в механизме правового регулирования, а сервисным правоотношениям – в механизме гражданско-правового регулирования. Гражданские правоотношения как разновидность юридических отношений имеют свои особенности, по которым отличаются от правоотношений, возникающих в других областях правового регулирования.

1. Специфика гражданских правоотношений заключается в том, что они представляют собой результат правового урегулирования общественных отношений особого вида: имущественно стоимостных и личных неимущественных.

2. Любые правоотношения, в том числе и гражданские, являются отношениями волевыми. Волевой момент в правоотношениях выражается в следующем:

во-первых, будучи результатом правового регулирования, а также формой реализации норм права, правоотношения выражают волю законодателя (государства);

во-вторых, возникновение, развитие и прекращение правоотношений, как правило, так или иначе связано с волей его участников.

Применительно к гражданским правоотношениям данный признак имеет существенные особенности, обусловленные предметом и методом гражданско-правового регулирования:

1) возникновение и реализация гражданских правоотношений основываются на новых принципах гражданского права, в которых выражена воля законодателя;

2) возникновение и реализация гражданских правоотношений связано, в основном, с такими юридическими фактами, которые являются актами свободного волеизъявления участников (сделки, принятие наследства и т.п.).

3. Отношениям, входящим в предмет гражданского права, свойственно равенство их участников. Гражданское право всеми средствами и способами, имеющимися в его арсенале, юридически обеспечивает такое равенство. Поэтому гражданские правоотношения формируются как правоотношения между равноправными субъектами, как отношения особого структурного типа, в которых обязанность корреспондирует праву как притязанию, а не как велению.

4. Гражданские правоотношения характеризуются множественностью и разнообразием круга субъектов. Самую массовую группу субъектов гражданского права составляют физические лица: граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. Вторая группа субъектов гражданского права представлена в новом гражданском законодательстве РФ разнообразием юридических лиц, которым отведена особая роль в инфраструктуре рынка, а также в деятельности, направленной на достижение общественно-полезных целей. Субъектами гражданского права являются и такие публичные образования, как Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.

Для участия в конкретных гражданских правоотношениях все субъекты гражданского права должны обладать гражданской правосубъектностью, характер которой определяется гражданским законодательством применительно к отдельным вышеуказанным группам и даже применительно к отдельным входящим в них подгруппам. Механизм реализации их гражданской правосубъектности основан на новых принципах гражданского права и, прежде всего, на принципе равенства и принципе осуществления гражданских прав своей волей и в своем интересе.

5. При всем разнообразии субъектов гражданских правоотношений в конкретном правоотношении всегда две стороны – управомоченная и обязанная. Однако на каждой из этих сторон может быть не только одно лицо, но два и более. Тогда говорят о множественности лиц в правоотношении.

6. Субъекты гражданских правоотношений обособлены друг от друга. Организационная обособленность предопределяет возможность быть субъектом гражданского права и позволяет ему выступать в гражданском обороте, перед органами власти и управления, в суде и арбитраже от собственного имени. Юридическое обособление физических лиц подтверждается, прежде всего, такими документами, как свидетельство о рождении, паспорт, в которых указывается их фамилия, имя, отчество. Организационная обособленность юридических лиц выражается в их учредительных документах (конкретные признаки организационной обособленности юридических лиц будут рассмотрены ниже). Имущественная обособленность выражается в наличии у субъекта гражданского права своего имущества, которое отделено от имущества других субъектов.

7. Вариации содержания конкретных субъективных гражданских прав многообразны, однако оно является результатом комбинаций трех правомочий:

а) правомочие на собственные действия (возможность совершать самостоятельно фактические или юридические действия);

б) правомочие требования, которое представляет собой возможность требовать от обязанного лица исполнения обязанности;

в) право на защиту.

Общая характеристика субъективных гражданских обязанностей как элемента содержания гражданского правоотношения состоит в следующем.

Субъективная обязанность – это мера должного (а невозможного) поведения под угрозой применения мер государственного принуждения.

В гражданском законодательстве нет самого понятия объекта гражданского права. Законодатель пошел по пути перечисления отдельных видов объектов гражданского права (ст.128 ГК РФ).

Все объекты гражданского права по критерию их оборотоспособности подразделяются на следующие группы:

1) объекты, полностью оборотоспособные, которые могут свободно приобретаться и переходить от одного субъекта к другому. Среди всего разнообразия объектов они занимают основное место;

2) объекты, ограниченные в обороте, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота, либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению (например огнестрельное оружие). Перечень таких объектов и порядок приобретения прав на них устанавливается законом;

3) объекты, изъятые из оборота, отчуждение которых не допускается. Такие объекты определяются законом, и право собственности на них принадлежит исключительно государству. К таким объектам, например, относятся ядерное оружие, космические объекты и др.

Статья 128 ГК РФ, включает различные виды объектов гражданского права.

Вещи. В главе 2 ГК РФ указаны различные виды вещей.

1. Движимые и недвижимые вещи (в ГК при этой классификации вещи обозначаются еще и термином «имущество»). Анализ ст. 130 ГК РФ позволяет выделить три группы недвижимых вещей:

а) земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты. Как видно, это такие объекты, которые в силу своего природного состояния недвижимы;

б) вещи, которые прочно связаны с землей. При этом в указанной статье раскрывается признак «прочной связанности с землей», суть которого в том, что перемещение объектов, связанных с землей, невозможно без несоразмерного ущерба их назначению. К таким объектам относятся леса, многолетние насаждения, здания, сооружения и т.п.;

в) особенность третьей группы объектов недвижимости в том, что они являются в принципе движимыми вещами (в этом их особая ценность), но по правовому режиму такие объекты приравнены к недвижимости. ГК РФ к таким объектам относит: воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Законом к этой группе объектов недвижимости может быть отнесено и иное имущество;

г) особым видом недвижимости является предприятие. В соответствии со ст.132 ГК РФ предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для предпринимательской деятельности. При этом объектом прав может быть не только предприятие в целом, но и его часть. В состав предприятия как имущественного комплекса входят: все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, также права на средства индивидуализации юридического лица, его продукции, работ, услуг и иные исключительные права.

Движимым имуществом являются вещи, не отнесенные к недвижимости. Приобретение прав на них не требует государственной регистрации.

2. Делимые и неделимые вещи. К неделимым относятся такие вещи, раздел которых невозможен без изменения их назначения (например автомобиля). Естественно, если раздел вещи возможен без ущерба ее назначению, то такое имущество является делимым (например деньги). Отнесение вещи к делимой или неделимой имеет существенное юридическое значение (например, при разделе имущества, находящегося в общей долевой собственности, ст. 252 ГК РФ).

3. Простые и сложные вещи. Сложные вещи состоят из разнородных предметов, но при этом образуют единое целое, предполагающее его использование по единому назначению (например автомобиль, шахматы и др.). Юридическое значение данной классификации вещей состоит в том, что действие сделки, заключенной по поводу сложной вещи, распространяется на все ее составные части. Данное правило носит диспозитивный характер и договором может быть предусмотрено иное.

4. Главная вещь и принадлежность. Вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной вещи и связанная с ней общим назначением, является принадлежностью (например, скрипка – главная вещь, смычок – ее принадлежность). Юридическое значение данной классификации в том, что принадлежность следует судьбе главной вещи. Данное правило также носит диспозитивный характер и договором может быть предусмотрено иное.

5. Индивидуально-определенные вещи и вещи, определяемые родовыми признаками. Индивидуально-определенная вещь характеризуется индивидуальными признаками, которые позволяют выделить ее из ряда других. Вещи, определяемые родовыми признаками (весом, числом, мерой), нельзя индивидуализировать и выделить из однородных вещей. Данная классификация также имеет юридическое значение. Например, виндицировать можно только индивидуально-определенные вещи; на товарной бирже могут быть представлены вещи, определенные родовыми признаками.

6. Плоды, продукция, доходы, под которыми понимаются поступления, полученные в результате использования имущества. Применительно к данному виду объектов гражданских прав изначально важным является ответ на вопрос о том, кому принадлежат такие поступления. В соответствии со ст. 136 ГК РФ плоды, продукция и доходы от использования имущества принадлежат лицу, использующему имущество на законном основании, если иное не предусмотрено законом или договором об использовании этого имущества.

7. Животные. Особенность данного объекта состоит в том, что животные – это одушевленные существа и поэтому под традиционное понимание вещей как неодушевленных объектов не подпадают. Данная особенность определяет и специфику правового регулирования отношений, связанных с приобретением, использованием и распоряжением животными.

Применительно к животным следует учитывать два важных общих положения:

1) в соответствии со ст. 137 ГК РФ к животным применяются правила об имуществе постольку, поскольку законом или иными правовыми актами не установлено иное;

2) при осуществлении прав на животных не допускается жестокое обращение с ними, противоречащее принципам гуманности. Нарушение этого правила влечет принудительное прекращение права собственности на животных. Так, в соответствии со ст. 241 ГК РФ в случаях, когда собственник домашних животных обращается с ними в явном противоречии с установленными законом правилами и принятыми в обществе нормами гуманного отношения к животным, эти животные могут быть изъяты у собственника путем их выкупа лицом, предъявившим соответствующее требование в суд.

8. Ценные бумаги, которые являются особой группой вещей (за исключением бездокументарных ценных бумаг). Отличительные черты ценных бумаг состоят в следующем:

1) Ценная бумага – это документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление и передача которых возможна при его предъявлении (ст. 142 ГК РФ).

2) К признакам ценных бумаг относятся:

– тесная связь бумаги и воплощенного в ней права. Сама ценная бумага – вещь, и на нее есть право собственности. Право, вытекающее из ценной бумаги, имеет обязательственный характер. Обычно право следует судьбе самой ценной бумаги, следовательно, тот, кто обладает правом собственности на ценную бумагу, тот обладает и вытекающими из нее обязательственными правами;

– литеральность. Данный признак означает, что ценная бумага должна быть письменно оформлена (это не распространяется на бездокументарные ценные бумаги);

– строго формальный характер. Данный признак означает, что ценная бумага должна содержать определенные формальные реквизиты, отсутствие которых влечет ее ничтожность (п.2 ст.144 ГК РФ);

– легитимация (обозначение) субъекта права, вытекающего из ценной бумаги;

– необходимость предъявления ценной бумаги для реализации удостоверенного в ней права;

– абстрактный характер, который выражается в том, что право, вытекающие из ценной бумаги, не зависит от причины его возникновения. Поэтому даже недействительность сделки, по которой выдана ценная бумага, не влечет недействительности самой ценной бумаги;

– автономность выраженного в ценной бумаге права, которая означает, что такое право не зависит от права предыдущего владельца и переходит к приобретателю ценной бумаги таким, каким оно в ней обозначено. Против держателя ценной бумаги не могут быть выдвинуты возражения, основанные на отношениях с предыдущим ее владельцем.

3) Общая классификации ценных бумаг проводится по способу легитимации субъекта права, вытекающего из ценной бумаги:

– предъявительские ценные бумаги, по которым требовать реализации права, вытекающего из такой ценной бумаги, может любой ее держатель. Переход заключенных в ценной бумаге на предъявителя прав осуществляется путем простой передачи бумаги;

– именные ценные бумаги, по которым обладателем заключенных в такой ценной бумаге прав является указанное в ней лицо. Именные ценные бумаги передаются путем уступки права требования (цессии). В этом случае отчуждатель отвечает за недействительность права, но не за неисполнение должником своей обязанности. В определенных случаях требуется также внесение соответствующей записи в специальный реестр (например реестр акционеров акционерного общества);

– ордерные ценные бумаги, по которым право принадлежит названному в них лицу. Такое лицо может само осуществить это право или назначить своим распоряжением (приказом) другое управомоченное лицо. Право по ордерной ценной бумаге передается путем совершения на этой бумаге передаточной надписи – индоссамента. Индоссант (лицо, совершившее индоссамент) несет ответственность не только за действительность передаваемого права, но и за его осуществление. Передаточные надписи (индоссаменты) могут быть следующих видов: а) ордерные, в которых указывается имя индоссата (лица, которому передается право); б) бланковыми, в которых не указывается имя индоссата, который может вписать свое имя, либо передать ценную бумагу путем простой передачи другому лицу; в) препоручительские, в которых индоссат не становится обладателем права, а выступает в качестве представителя индоссанта и действует в его интересах.

4) Отдельные виды ценных бумаг, требования к ним и в целом их правовой режим могут устанавливаться только федеральными законами. Основными законами в этом плане являются: Гражданский кодекс Российской Федерации, Закон «О рынке ценных бумаг», Закон «Об акционерных обществах», Закон «Об обществах с ограниченной ответственностью». В соответствии с действующим законодательством о ценных бумагах можно выделить их следующие отдельные виды:

Акции – это такие ценные бумаги, которые удостоверяют права акционера:

– на участие в управлении акционерным обществом (за исключением привилегированных акций);

– на получение части прибыли общества (дивиденда);

– на получение соответствующей части имущества, оставшегося после ликвидации общества (ликвидационная квота).

Акции подразделяются на простые и привилегированные. Собственники простых акций приобретают все указанные выше права. Привилегированные акции не дают их владельцам права на участие в управлении, однако они предоставляют возможность преимущественного перед другими акционерами получения фиксированного дивиденда и части имущества, оставшегося после ликвидации акционерного общества.

Акции могут быть именными и на предъявителя. В настоящее время допускаются только именные акции.

Правом выпускать акции обладают акционерные общества. При этом акции могут эмитироваться как в документарной, так и в бездокументарной форме.

Облигации – это такие ценные бумаги, которые удостоверяют право их держателя на получение от лица, выпустившего облигации, в предусмотренный в них срок номинальной стоимости облигации или иного имущественного эквивалента, а также фиксированного в ней процента от номинальной стоимости либо иные имущественные права (ст. 816 ГК РФ).

Облигации подразделяются:

– по способу указания в них управомоченного лица: на именные и предъявительские;

– по виду субъекта, выпустившего облигации: на государственные и негосударственные;

– по срокам погашения обязательства, вытекающего из облигации: на краткосрочные и долгосрочные.

Вексель – это такая ценная бумага, которая удостоверяет ничем не обусловленное обязательство векселедателя либо иного указанного в качестве плательщика лица выплатить векселедержателю по наступлении определенного срока обусловленную сумму денег. Вексель – строго формальный документ и отсутствие хотя бы одного из обязательных реквизитов, указанных в нормативном акте, влечет его недействительность. Различают следующие виды векселей:

– именной и предъявительский (ордерный);

– простой вексель, который удостоверяет обязательство самого векселедателя;

– переводной вексель (тратта), по которому плательщиком выступает не векселедатель, а третье лицо. Обязательство третьего лица возникает с момента совершения акцепта векселя (отметки на векселе о согласии уплатить, подписанной этим лицом).

Чек – это ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. В качестве плательщика может выступать только банк, где чекодатель имеет средства, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков.

Чеки могут быть следующих видов: именные, ордерные и расчетные. По расчетным чекам оплата производится только в безналичной форме.

Выдача чека не погашает денежного обязательства, во исполнение которого он был выдан, следовательно, например, в случае отказа банка оплатить чек чекодержатель не лишается права требовать уплаты долга от чекодателя.

Обращение чеков регламентируется параграфом 5 главы 46 ГК РФ.

Чек является строго формальным документом и несоблюдение любого из его реквизитов, указанных в ст. 878 ГК РФ, лишает его силы чека.

Коносамент – это такой товарораспорядительный документ, который:

– оформляет договор морской перевозки груза;

– удостоверяет право его держателя на получение у морского перевозчика указанного в коносаменте груза;

– удостоверяет право на распоряжение указанным в коносаменте грузом.

Кодексом торгового мореплавания предусмотрены следующие виды коносаментов (ст. 146):

– именной коносамент (выданный на имя определенного лица);

– ордерный коносамент (приказу отправителя или получателя); если ордерный коносамент не содержит указаний о его выдаче приказу отправителя или получателя груза, он считается выданным приказу отправителя;

– предъявительский коносамент.

Передача коносамента осуществляется с соблюдением следующих требований:

– именной коносамент может передаваться по именным передаточным надписям или в иной форме в соответствии с правилами, установленными для уступки требования;

– ордерный коносамент может передаваться по именным или бланковым передаточным надписям;

– коносамент на предъявителя может передаваться посредством простого вручения (ст. 148 КТМ).

Основным документом, регламентирующим порядок выдачи коносамента, его содержание и обращение и другие вопросы, связанные с коносаментом, является Кодекс торгового мореплавания3.

Складское свидетельство. В статьях 912–917 ГК РФ предусмотрены специальные правила для оформления принятых товарными складами на хранение товаров и определена юридическая природа выдаваемых складами документов. Среди них указаны складские свидетельства простое и двойное:

Простое складское свидетельство является ценной бумагой на предъявителя. Оно может свободно передаваться другими лицам и служить оформлением продажи товара, находящегося на товарном складе. Товарный склад должен передать товар лицу, предъявившему простое складское свидетельство, а также решать с этим лицом все вопросы в отношении товара, принятие которого на хранение подтверждено данным складским свидетельством.

Двойное складское свидетельство состоит из двух раздельных частей: складского и залогового свидетельств. Это обеспечивает значительные удобства для обращения товара (его продажи, передачи в залог и т.п.).

Первая часть двойного складского свидетельства (складское свидетельство) доказывает принадлежность товара определенному лицу, определяет его основные признаки, обязательства поклажедателя и удостоверяет принятие товара на хранение товарным складом. На основании этого документа товар может быть продан, обменен и т.п. по передаточной надписи (индоссаменту). При этом данная часть двойного складского свидетельства (складское свидетельство) вручается новому владельцу (приобретателю) товара с оставлением последнего на складе. Взять товар со склада владелец может только при предъявлении вместе со складским и залогового свидетельства.

Вторая часть двойного складского свидетельства (залоговое свидетельство – варрант) есть документ, предназначенный для передачи товара в залог. Он удостоверяет право залога, вручается залогодержателю, который может самостоятельно передавать его другим лицам по передаточной надписи (индоссаменту).

Простое и двойное складское свидетельства являются товарораспорядительными документами. Они относятся к числу строго формальных ценных бумаг. В них соответственно должны содержаться все реквизиты, указанные в ст. 913, п. 3 ст.917 ГК РФ. Документ, не соответствующий таким требованиям, не является простым или двойным складским свидетельством, т.е. теряет значение ценной бумаги.

Работы и услуги. Основные положения о данных объектах гражданского права состоят в следующем:

1)Работы и услуги – это действия участников гражданских правоотношений, которые являются непосредственным объектом гражданских прав и обязанностей.

2) Работа всегда предполагает создание или переработку какого-либо материального блага (например строительство дома), т.е. достижение определенного результата. В законодательстве для обозначения такого объекта в одних случаях говорится только о работах, в других – о работе и ее результате. Это связано с тем, что работа и ее результат обычно обособляются во времени (сначала выполняется работа, а затем появляется ее результат). Тем не менее, они тесно связаны и образуют единство. Выполняемая работа предполагает создание определенного результата, «ибо как таковая она бессмысленна, а этот результат недостижим без предшествующей работы».

3. Услуги – это такие действия, которые в одних случаях не оставляют материального результата (например, услуги организаций связи, образовательные услуги и т.п.) в других – имеют и материальный результат (например, стоматологические услуги и т.п.). «Однако всем услугам присущ один общий признак – результату предшествует совершение действий, не имеющих материального воплощения, составляющих вместе с ним единое целое»

Нематериальное благо – это такой объект, который не имеет стоимости, поэтому отношения, возникающие по поводу нематериальных благ, лишены экономического содержания. В своем ненарушенном состоянии права на нематериальные блага не предполагают возникновение имущественных прав у их обладателей. Только в случае их нарушения законодатель допускает денежную компенсацию морального вреда, что, однако, не является стоимостным эквивалентом личного нематериального блага. Возможность имущественной (в денежной форме) компенсации морального вреда не превращает личные неимущественные отношения в имущественные.

Вопрос о переменном (изменчивом) характере нематериальных благ связан с возможностью изменять тем или иным способом содержание, объем, состав нематериального блага. Представляется, что, как и в предыдущем случае, признак неизменности может быть применен, но не ко всем нематериальным благам. Так, могут быть подвержены изменениям честь, достоинство, индивидуальный облик, имя, здоровье и др. В то время как понятие «жизнь» является неизменным при любых обстоятельствах.Конец формы

PAGE 10

Правовое обеспечение сервисной деятельности в системе правовых дисциплин