Правовое регулирование сервисной деятельности

Тема № 2. Правовое регулирование сервисной деятельности.

  1. Понятие государственного регулирования сервисных правоотношений.
  2. Лицензирование предпринимательской деятельности в сфере сервиса.
  3. Правовое регулирование качества продукции, работ и услуг (сертификация, стандартизация в сфере сервиса).
  4. Правовое регулирование ценообразования в сфере сервиса.
  5. Налоговое регулирование в сфере сервиса.

1. Понятие государственного регулирования сервисных правоотношений.


Государственное регулирование выражается в установлении государством общих правил поведения (деятельности) участников сервисных правоотношений и их корректировке в зависимости от изменяющихся условий. Его субъектами выступают органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

Традиционными правовыми формами государственного регулирования являются законы и подзаконные акты. Инструментами государственного регулирования выступают налоги, стандарты, заказы, таможенные тарифы и пошлины и т. п., облеченные в те или иные правовые формы.

Многоплановое государственное регулирование во всех сферах общественной деятельности является юридической реальностью. Отрицание государственного регулирования практически направлено на разрушение сервисной сферы.
Цель государственного регулирования - создание благоприятных условий в сфере сервиса.
Методы государственного регулирования в сфере сервиса реализуются в форме убеждения и принуждения. Такими методы бывают: административные, связанные с запретом, принуждением; экономические, связанные с налогами, ценами, тарифами, квотами; морально-политические, связанные с воспитанием и убеждением.

2. Лицензирование предпринимательской деятельности в сфере сервиса.


В российском праве понятие «лицензирование хозяйственной деятельности» едва ли не впервые появилось 2 декабря 1990 г., когда были приняты законодательные акты о банках и Центральном банке России. Несколько позже общая норма, предусматривающая лицензирование хозяйственной деятельности, появилась в п. 4 ст. 21 Закона о предприятиях и предпринимательской деятельности. В этой норме предусматривалось, что отдельные виды хозяйственной деятельности могут осуществляться только на основании специального разрешения (лицензии). Предполагалось, что их перечень будет определен Правительством Федерации или правительствами республик в составе Федерации. Соответствующее постановление было издано Правительством Российской Федерации 24 декабря 1994 г., хотя уже вступила в действие глава 4 ГК РФ, где содержится требование о том, что перечень лицензируемых видов деятельности должен быть установлен законом. Дальнейшее правовое регулирование лицензирования складывалось ситуативным образом: по мере появления и развития отдельных видов деятельности государство вводило, причем иногда с большим опозданием и задним числом, их лицензирование. 25 сентября 1998 года был принят Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», где определен ряд видов деятельности, для осуществления которых необходимо наличие лицензии. Вне его сферы остались внешнеторговая и таможенная деятельность, деятельность по охране окружающей среды, а также связанная с использованием природных ресурсов. Этот Закон не распространяется и на отношения, возникающие в связи с использованием результатов
интеллектуальной деятельности, равно как и на порядок лицензирования конкретных видов деятельности, установленный ранее вступившими в силу иными федеральными законами (банковская, страховая, биржевая деятельность и др.). Таким образом, Закон содержит основные понятия и подходы к лицензированию большинства видов предпринимательской деятельности. Лицензия - это выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю разрешение (право) на осуществление лицензируемого вида деятельности (оказание платных юридических, медицинских и др. услуг) либо совершение определенных сделок при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий. Лицензия выдается отдельно на каждый лицензируемый вид деятельности. При этом вид деятельности, на осуществление которого она получена, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем. Лицензия должна содержать следующие сведения: наименование органа, выдавшего ее; наименование, юридический адрес и регистрационные реквизиты ее владельца; разрешенный вид деятельности;
область действия лицензии; особые условия осуществления лицензируемой деятельности (в случае необходимости); регистрационный номер, дату и сроки начала и окончания действия лицензии. Для получения и дальнейшего владения лицензией на осуществление лицензируемого вида деятельности обязательно выполнение установленных норм и правил (лицензионных условий). Одним из обязательных требований и условий, предъявляемых лицензиатам, является соблюдение законодательства Российской Федерации, экологических, санитарно-эпидемиологических, гигиенических, противопожарных норм и правил, а также положений о лицензировании конкретных видов деятельности. В отношении видов деятельности, требующих для их осуществления знаний или специальных условий, в лицензионные условия могут дополнительно включаться квалификационные требования к соискателю лицензии и лицензиату, в частности, квалификационные требования к работникам юридического лица или гражданину, являющемуся индивидуальным предпринимателем, а также требования о соответствии указанным специальным условиям объекта, в котором или с помощью которого осуществляется такой вид деятельности. Перечень дополнительных требований и условий определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности.
Деятельность, на осуществление которой лицензия выдана федеральными органами государственной власти, может осуществляться на всей территории Российской Федерации. Соответственно лицензия, выданная в субъекте Федерации, может осуществляться на территории только данного субъекта. На территориях иных субъектов Федерации она может осуществляться при условии уведомления лицензиатом: местных лицензирующих органов, если иное не установлено федеральными законами, вступившими в силу до момента вступления в силу Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности». Срок действия лицензии устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности, но не может быть менее чем три года. Федеральными законами и положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии. По заявлению соискателя лицензии она может быть выдана на срок менее чем три года. Также по заявлению лицензиата ее срок может быть продлен, если иное не предусмотрено положением о лицензировании конкретного вида деятельности. В продлении может быть отказано в случае, если за время лицензии зафиксированы нарушения лицензионных требований и условий.

Для получения лицензии соискатель представляет в соответствующий лицензирующий орган: заявление о выдаче лицензии с указанием наименования и организационно-правовой формы юридического лица, места его нахождения, наименования банка и номера расчетного счета в банке - для юридического лица; фамилии, имени, отчества, данных документа, удостоверяющего личность гражданина, - для индивидуального предпринимателя; лицензируемого вида деятельности, который юридическое лицо или индивидуальный предприниматель намерены осуществлять, и срока, в течение которого будет осуществляться указанный вид деятельности;
копии учредительных документов и копию свидетельства о государственной регистрации лицензиата в качестве юридического лица (с предъявлением оригиналов в случае, если копии не заверены нотариусом) - для юридических лиц; копию свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом) - для индивидуальных предпринимателей; справку о постановке лицензиата на учет в налоговом органе; документ, подтверждающий внесение соискателем лицензии платы за рассмотрение лицензирующим органом заявления соискателя. В зависимости от специфики деятельности в положении о лицензировании конкретного вида деятельности может быть предусмотрено представление иных документов, подтверждающих соответствие соискателя лицензии установленным лицензионным требованиям и условиям.

Лицензирующий орган принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии в срок, не превышающий 30 дней со дня получения заявления соискателя лицензии со всеми необходимыми документами. Основанием для отказа в выдаче лицензии является: наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации; несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям. Лицензирование осуществляют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в соответствии с ранее принятым законодательством Российской Федерации. На федеральном уровне полномочия конкретных органов по лицензированию определяет Правительство России. Лицензирующие органы осуществляют следующие полномочия: лицензирование на территории России в соответствии с законодательством; надзор за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий; приостановление действия лицензий;
возобновление действия лицензий; переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий; формирование и ведение реестра лицензий.
Сама процедура выдачи лицензии состоит из нескольких этапов в зависимости от разрешительного или заявительного порядка. В наиболее развернутом виде можно выделить четыре этапа: подача предпринимателем соответствующих документов;
экспертиза поданных документов специалистами; выдача лицензии или отказ в выдаче, осуществляемые по определенным правилам, предусматривающим, в частности, внесение лицензионного сбора; обжалование принятого решения предпринимателем, который вправе сделать это в арбитражном или административном порядке.
Лицензирование хозяйственной деятельности предполагает последующий контроль за соблюдением лицензионных условий и требований. Надзор за их соблюдением ведут государственные надзорные и контрольные органы, лицензирующие органы в пределах их компетенции. Лицензирующие органы имеют право: проводить проверки деятельности лицензиата на предмет соответствия лицензионным требованиям и условиям осуществляемой лицензиатом деятельности; запрашивать и получать от лицензиата необходимые объяснения и справки по вопросам, возникающим при проведении проверок; составлять на основании результатов проверок акты (протоколы) с указанием конкретных нарушений; выносить решения, обязывающие лицензиата устранять выявленные нарушения, устанавливать сроки устранения таких нарушений;
выносить предупреждение лицензиату; осуществлять иные предусмотренные российским законодательством полномочия. При выявлении нарушений государственные органы обязаны сообщить о них лицензирующему органу, выдавшему лицензию. Порядок осуществления лицензирующими органами надзорных полномочий, в том числе взаимодействия с государственными надзорными и контрольными органами, устанавливается законодательством Российской Федерации и положениями о лицензировании отдельных видов деятельности. Лицензирующие органы могут приостанавливать действие лицензии в случае: выявления лицензирующими органами, государственными надзорными и контрольными органами, иными органами государственной власти в пределах компетенции указанных органов нарушений лицензиатом лицензионных требований и условий, которые могут повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, а также обороне страны и безопасности государства; невыполнения лицензиатом решений лицензирующих органов, обязывающих лицензиата устранить выявленные нарушения.
Лицензирующий орган обязан установить срок устранения лицензиатом обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Указанный срок не может превышать шесть месяцев. Если за это время лицензиат не устранил указанные обстоятельства, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии. В случае устранения лицензиатом обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии, лицензирующий орган обязан принять решение о возобновлении ее действия. В особых случаях лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления органа, выдавшего лицензию, или органа государственной власти в соответствии с его компетенцией. Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган вправе приостановить действие лицензии на период до вступления в силу решения суда. В данном случае основаниями для аннулирования могут быть: обнаружение недостоверных или искаженных данных в документах, представленных для получения лицензии; неоднократное или грубое нарушение лицензиатом лицензионных требований или условий; незаконность решения о выдаче лицензии.

3. Правовое регулирование качества продукции, работ и услуг (сертификация, стандартизация в сфере сервиса).


Областью социально-экономических отношений, в которой в течение нескольких последних десятилетий существенно усилилось государственное регулирование, выступает сфера формирования безопасности и качества продукции, технологических процессов и услуг. Особенностью России является то, что система государственного регулирования безопасности товаров и услуг создавалась в условиях перехода к рыночным социально-экономическим отношениям, взамен ликвидированной системы государственного административного управления и планирования, что потребовало принятия принципиально новых законов: Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса, Законов «О защите прав потребителей», «О сертификации продукции и услуг», формирования новых органов исполнительной власти.
Объективной основой государственного регулирования безопасности товаров и услуг служит необходимость защитить человека, его имущество и окружающую природную среду от отрицательных последствий современного научно-технического развития, от недобросовестных производителей, компенсировать недостатки конкуренции, создать условия для честной конкурентной борьбы.

Элементами системы регулирования безопасности качества товаров и услуг являются: система выдачи лицензий (разрешений) на право ведения какой-либо деятельности; нормативы безопасности и качества; метрология и испытание изделий; процедура оценки и подтверждения соответствия изделия установленным нормам. В законодательстве о качестве можно выделить следующие его составляющие: законодательство о стандартизации, о сертификации, законодательство, регулирующее качество продукции, работ, услуг в договорах, законодательство о приемке продукции по качеству, об ответственности предприятий и их работников за ненадлежащее качество продукции, работ и услуг. Предприниматели выступают на рынке товаров и услуг в качестве изготовителей, производя товары для реализации; исполнителей, выполняя работы или оказывая услуги; продавцов, реализуя товары по договору купли-продажи. В этой связи они обязаны доводить до потребителей свои реквизиты. Изготовитель (исполнитель, продавец) информирует также потребителей о товаре, который должен быть безопасным. Обязательные требования, обеспечивающие безопасность потребителей, устанавливаются в стандартах.

Правовые основы стандартизации в России до 2002 г. устанавливались Законом Российской Федерации «О стандартизации». Закон определял меры государственной защиты интересов потребителей и государства посредством разработки стандартов. Однако данный документ впоследствии с принятием 27 декабря 2002 г. ФЗ «О техническом регулировании» № 184-ФЗ утратил силу.

Стандартизация - это деятельность по установлению норм, правил и характеристик (требований) в целях обеспечения: безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества; технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции; качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии; единства измерений; экономии всех видов ресурсов; безопасности хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций; обороноспособности и мобилизационной готовности страны.

ФЗ «О техническом регулировании» в комплексном виде закрепил цели, принципы стандартизации, документы в области стандартизации, органы РФ по стандартизации, национальные стандарты, правила разработки и утверждения национальных стандартов и стандартов организаций.

В соответствии с ФЗ целями стандартизации являются:

- повышение уровня безопасности жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, повышение уровня экологической безопасности, безопасности жизни и здоровья животных и растений;

- обеспечение конкурентоспособности и качества продукции (работ, услуг), единства измерений, рационального использования ресурсов, взаимозаменяемости технических средств (машин и оборудования, их составных частей, комплектующих изделий и материалов), технической и информационной совместимости, сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных, проведения анализа характеристик продукции (работ, услуг), исполнения государственных заказов, добровольного подтверждения соответствия продукции (работ, услуг);

- содействие соблюдению требований технических регламентов;

- создание систем классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации, систем каталогизации продукции (работ, услуг), систем обеспечения качества продукции (работ, услуг), систем поиска и передачи данных, содействие проведению работ по унификации.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН