Когда вокруг читают все
Восьмиклассник о романе «Собор Парижской Богоматери»
Получив в этом году новый математический восьмой класс, я задумался о том, как мне создать у детей ощущение, что читать сегодня стоит. Читать много, разнообразно, с удовольствием, вне программы. Для этого в самом воздухе должно висеть, кожей чувствоваться — здесь, у нас, в школе (а для многих восьмиклассников эта школа стала новой: класс наборный) читать принято. Как добиться такого ощущения?
Фото с сайта users/Annathedreamer/album/59628
Самые первые уроки года я отдал под рассказ каждого ученика о той книге, которую он рекомендует читать одноклассникам и мне. Сам собой у нас сложился список «Что читают в 8 “В”». Далее каждый ученик класса должен был выбрать из этого списка три наиболее заинтересовавшие его книги (на октябрь, ноябрь, декабрь) — и в конце каждого месяца отчитаться коротеньким эссе о своих впечатлениях. Все работы рецензировались и обсуждались, сам процесс выбора книги был подчас непростым — короче, в течение первых двух четвертей происходило постоянное бурление на книжные темы (тем более важное, что уроков литературы в восьмом классе у меня, как и у многих учителей, по программе всего два в неделю).
Во втором полугодии круг бурлящих расширился: мы решили подключить к нему взрослых — они же тоже читают (не будем разуверять в этом наших пока ещё наивных восьмиклассников). Воспользовавшись идеей Н. Ванюшевой, попросили родителей назвать книгу, которая их самих “зацепила” в подростковом возрасте. Прочтя эту же книгу, школьники должны были обсудить её с родителями, соотнести впечатления — и опять написать небольшую работу. На это ушла часть третьей четверти.
Потом (в конце третьей — начале четвёртой четверти) пошли по учителям и составили список их любимых книг. Вчитываться в то, что рекомендовано любимым классным руководителем или страшным завучем, особенно интересно. И опять есть повод сравнить своё восприятие книги с восприятием значимого для тебя взрослого.
В процессе этой работы мы постоянно учились говорить о книгах. Такая работа на пользу ребёнку: ведь в будущем ему придётся делиться своими впечатлениями о произведениях искусства, телепередачах, выставках, концертах — и делать это точно, образно, богато. Кроме того, в эти разговоры постоянно вовлекаются сверстники и взрослые — и действительно создаётся ощущение (пусть, повторюсь, и призрачное), что все вокруг читают, что чтение — норма.
Среди обсуждаемых подростками книг довольно много французских. Отрадно, что не уходит из чтения и добротная классика, вроде романов Виктора Гюго. Приведу здесь в качестве примера одну письменную работу (автор — ученик 8-го класса Центра образования № 57 Москвы Владимир МАЗАЛОВ; работа специально не редактировалась), по которой видно, как может самостоятельно воспринимать сложное произведение школьник — и как значимо для него выражение своего восприятия. Важно также, что эта работа даёт возможность мне как учителю продолжить взаимодействие с учеником индивидуально (в плане — исследование темы Собора Парижской Богоматери в поэзии; некоторые тексты смотрите в подвёрстке).
О романе В. Гюго «Собор Парижской Богоматери»
Не так давно я прочитал книгу, которую посоветовал мне отец. В процессе чтения понял многое, но прежде всего одно — я никогда не встречал подобного автора. Дойдя до конца «Собора Парижской Богоматери», я резюмировал: книга мне не очень понравилась, и всё же не могу отделаться от ощущения, что познакомился с великим произведением искусства. Кажется, я даже понимаю, почему.