ЭССЕ
Эссе (фр. essai — опыт, набросок) — публицистический жанр, сочетающий выраженную авторскую позицию с ярким изложением.
Основатель жанра – Мишель Монтень («Опыты», 1580), вскоре жанр получает развитие в «Опытах» Фрэнсиса Бэкона (1597). Обычно эссе не размышление, а его художественное оформление, лишь имитирующее вольное размышление. Цель эссе – утверждение определённого взгляда на ту или иную тему, но подспудная цель – утверждение самого автора как носителя уникального миросозерцания.
В 1668 году в Англии появляются эссе А. Каули, расширившие художественные возможности этого жанра. Эти произведения подготовили восприятие выдающегося английского эссе – «Сказка бочки» Дж. Свифта. "Жанр этот – основной в литературе эпохи, наравне с поэзией и драматургией. И пожалуй, особенно в Англии – наиболее привлекающий внимание и читателей и литераторов. Очень вместителен этот жанр, позволяет он автору вносить в своё произведение менее уместные в других жанрах элементы и науки, и философии, и политической публицистики, и морализирующего памфлета, и, наконец, художественной образности. Жанр эссе был в некотором роде синтетическим, и соответствовал он нормам духовной культуры XVII века, стремившейся к синтезу…" (Левидов М. Ю. Путешествие в некоторые отдалённые страны мысли и чувства Джонатана Свифта, сначала исследователя, а потом воина в нескольких сражениях. М.: Книга, 1986. С. 56). В XX веке Томас Элиот сделал эссеистику равноценной художественной параллелью к своей новаторской поэзии. Сборник эссе «Сакральный лес» (1920), эссе о Гамлете и оказавшее важное влияние на современников «Традиция и индивидуальный талант», в которых отрицался романтический индивидуализм ради веры в "бесперсонализм" поэзии, стал важной вехой в развитии жанра. За этими эссе последовали «В честь Джона Драйдена» (1924), эссе о поэтах-метафизиках. Эти и другие эссе показывают нам Томаса Элиота выдающимся писателем – "приверженцем классики в литературе, роялистом по политическим воззрениям и англо-католиком в религии" (The Wordsworth Companion to Literature in English / Ed. by Ian Ousby. Cambridge University Press, 1994. P. 292). В русской литературе выдающиеся образцы жанра эссе мы находим у Ф. М. Достоевского и В. В. Розанова.
Принято говорить о жанровой неопределимости эссе. "Однако эта неопределимость вовсе не означает отсутствия у эссе какой-либо специфики… сущность её – именно в динамичном чередовании и парадоксальном совмещении разных способов миропостижения. Если какой-то из них: образный или понятийный, сюжетный или аналитический, исповедальный или нравоописательный – начнёт резко преобладать, то эссе сразу разрушится как жанр, превратится в одну из своих составляющих: в беллетристическое повествование или философское рассуждение, в интимный дневник или исторический очерк. Эссе держится как целое именно энергией взаимных переходов, мгновенных переключений из образного ряда в понятийный, из отвлечённого – в бытовой" (Эпштейн М. Парадоксы новизны. М.: Советский писатель, 1988. С. 345).
Выдающиеся современные русские эссеисты – Иосиф Бродский (Письмо Горацию. М.: Наш дом – L’Age d’Homme, 1997), Борис Парамонов (Конец стиля. М.: Аграф, Алетейя, 1997), Петр Вайль (Гений места. М.: Независимая газета, 1999) и Александр Генис (Иван Петрович умер. М.: Новое литературное обозрение, 1999). Стремление современной русской литературы к жанровой интеграции породило такую жанровую разновидность, как роман-эссе. Наиболее яркие образцы жанра – «Прощание с Нарциссом» Александра Гольдштейна (М.: Новое литературное обозрение, 1997) и «Конец цитаты» Михаила Безродного (СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 1996).