МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Международное право - это особая правовая система, регулирующая международные отношения посредством юридических норм.

Данные нормы создаются путем заключения соответствующего договора или путем молчаливо выраженного соглашения между субъектами международного права (обычай). Обеспечиваются нормы международного права международным принуждением, формы, характер и пределы которого определяются в межгосударственных соглашениях.

Особенности международного права при его сравнении с внутригосударственным правом:

- Нормы внутригосударственного права создаются национальными органами государств. Нормы же международного права создаются государствами, путем заключения соглашения, целью которого является согласование воли государств или других субъектов международного права;

- Субъектами внутригосударственного права являются физические и юридические лица, органы государства. Субъектами международного права – являются суверенные государства, нации и народы, международные организации и некоторые государственные образования, например Ватикан;

- Внутригосударственное право регулирует отношения между субъектами национального права отдельного государства. Международное право регулирует межгосударственные отношения;

- Внутригосударственные нормы сформулированы в виде законов, постановлений, указов и т. п., а международно-правовые нормы выражены в виде международных договоров, обычаев, решений международных организаций, актов международных конференций и совещаний;

- Нормы национального права обеспечиваются принудительной силой государства. Обеспечение исполнения международно-правовых норм производится самими субъектами международного права (индивидуально или коллективно).

Функции международного права.

1. Координирующая - с ее помощью субъекты международного права устанавливают стандарты поведения между собой.

2. Регулятивная - нормы международного права призваны регулировать правоотношения, а не препятствовать им и не осложнять их.

3. Обеспечительная - международное право содержит нормы об ответственности, побуждающие субъектов международного права следовать общепринятым нормам международного права.

4. Охранительная - существуют механизмы, защищающие законные права и интересы субъектов международного права.

Источники международного права.

В настоящее время существует четыре разновидностей источников международного права:

- Международные договоры;

- Международные обычаи;

- Акты международных конференций;

- Акты международных организаций и международных органов.

Внутригосударственные законы не рассматриваются как источники международного права, поскольку они выражают интересы отдельного государства, принимаются и действуют в пределах его внутренней компетенции

Международный договор — основной источник международного права.

Согласно Венской конвенции, международный договор – это «международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования» («договор», «конвенция», «соглашение», «протокол», «устав» и т. д.).

Международные договоры Российской Федерации охватывают три категории договоров:

1) договоры, заключенные непосредственно Российской Федерацией как самостоятельным субъектом международного права;

2) договоры, заключенные СССР, вступившие в силу в период существования СССР и воспринятые Российской Федерацией в порядке правопреемства;

3) договоры, подписанные от имени СССР, но не вступившие в свое время в силу ввиду незавершенности предусмотренной для этого процедуры и ратифицируемые уже от имени Российской Федерации.

Международный обычай.

Характеристика этого источника международного права дана в ст. 38 Статута Международного Суда ООН: международный обычай — «доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы».

Обычай приобретает юридическое значение в результате однородных или идентичных действий государств и определенным образом выраженного ими намерения придать таким действиям нормативное значение.

Договор и обычай в равной мере обязательны для тех государств (субъектов вообще), на которые они распространяются.

Акты международных конференций.

Международные (межгосударственные) конференции завершаются, как правило, принятием итоговых документов, юридическая природа которых различна.

1. Конференция, созванная специально для разработки международного договора, завершается одобрением резолюции (иного акта) о принятии договора и открытии его для подписания государствами. В этом случае резолюция имеет лишь разовое, процедурное значение, а источником становится договор как результат действий государств по его подписанию, ратификации, введению в действие.

Так, Конференция Объединенных Наций в Сан-Франциско в апреле — июне 1945 г. завершилась принятием Устава ООН, здесь же подписанного представителями государств, затем ратифицированного и вступившего в силу. Третья Конференция ООН по морскому праву (1973—1982 гг.) завершилась 10 декабря 1982 г. принятием Заключительного акта Конференции и принятием Конвенции по морскому праву, сразу же открытой для подписания.

2. Если конференция посвящается проверке состояния выполнения уже действующего многостороннего договора, то ее задача ограничивается заслушиванием информации, контрольными функциями, формулированием рекомендаций государствам.

Например, с целью оценки результатов действия Договора о нераспространении ядерного оружия подобные конференции Государств-участников проводятся каждые 5 лет.

3. Конференция посвящается рассмотрению и решению новых проблем и завершается принятием итогового документа с разноплановым содержанием. Это и общий обзор ситуации, и рекомендации государствам-участникам, и разработка новых правил деятельности и взаимоотношений государств.

Потсдамская (Берлинская) конференция руководителей трех государств — СССР, США и Великобритании, состоявшаяся 17 июля — 2 августа 1945 г., завершилась подписанием двух документов — Протокола и Сообщения о конференции. В протоколе были зафиксированы предписания относительно обращения с Германией, территориальных вопросов, ответственности главных военных преступников. Нормативный и юридически обязательный характер этого итогового документа не вызывал сомнений.

Акты международных организаций.

Статус актов международных межправительственных организаций определяется их уставами. В пределах своей компетенции органы этих организаций принимают, как правило, акты-рекомендации либо акты правоприменительного характера.

Так, согласно ст. 10,11, 13 Устава ООН Генеральная Ассамблея уполномочена «делать рекомендации», а согласно ст. 25 члены ООН подчиняются решениям Совета Безопасности, но сами эти решения связаны с его правоприменительной деятельностью.

Сама по себе международная организация не вправе превращаться в международного «законодателя». Вместе с тем государства - члены организации - могут использовать организацию для нормотворческой деятельности.

На сессиях Генеральной Ассамблеи ООН принимаются резолюции, фиксирующие одобрение от имени организации разработанных в ее рамках международных договоров. Так было в отношении Договора о нераспространении ядерного оружия (1968 г.), Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами (1971 г.), Международных пактов о правах человека (1966 г.), Международной конвенции о борьбе с захватом заложников (1979 г.) и других актов. В этих случаях текст договора публикуется в документах ООН в виде приложения к резолюции Генеральной Ассамблеи.

Основные принципы международного права.

1. Суверенное равенство государств.

Состоит в уважении государственного суверенитета и равноправия государств.

2. Невмешательство во внутренние дела.

Согласно Уставу ООН Организация не имеет права на вмешательство в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства. Ни одно государство не может применять любые акты военного, политического или другого принуждения с целью добиться подчинения себе какого-либо государства в осуществлении им суверенных прав и обеспечения себе таким образом преимущества любого рода. Запрещается организация или поощрение подрывной, террористической деятельности, направленной на насильственное изменение строя другого государства.

3. Равноправие и самоопределение народов.

Устав говорит о цели развития дружественных отношений «на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов». Постепенно в практике ООН он утвердился в качестве правовой базы процесса ликвидации колониальных режимов и создания независимых государств.

Международные пакты о правах человека 1966 г. зафиксировали право на самоопределение в договорной форме, обязательной для государств-участников. Декларация о принципах международного права 1970 г. как кодифицирующий акт конкретизировала его содержание и определила, что способами осуществления права на самоопределение являются создание суверенного государства, присоединение к государству или объединение с ним, установление любого другого политического статуса, свободно избранного народом.

4. Неприменение силы или угрозы силой.

Устав ООН провозгласил: «Все Члены Организации Объединенных Наций воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями Объединенных Наций».

5. Мирное урегулирование споров.

Государства обязаны стремиться к скорейшему и справедливому разрешению своих споров путем переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам и соглашениям или иными мирными средствами по своему выбору. При урегулировании спора должны применяться такие средства, которые соответствовали бы обстоятельствам и характеру спора. Государства разрешают свои споры на основе суверенного равенства и свободы выбора средств мирного разрешения споров.

6. Нерушимость границ.

Государства обязаны «воздерживаться от угрозы силой или ее применения с целью нарушения существующих международных границ другого государства или в качестве средства разрешения международных споров, в том числе территориальных споров и вопросов, касающихся государственных границ».

7. Территориальная целостность государств.

На государства возлагаются обязательства: уважать территориальную целостность каждого из государств, воздерживаться от любых действий, несовместимых с целями и принципами Устава ООН, воздерживаться от превращения территории друг друга в объект военной оккупации или в объект приобретения с помощью применения силы или угрозы силой.

8. Уважение прав человека и основных свобод.

Устав ООН возлагает на государства обязательство не просто уважения, а именно всеобщего уважения прав и основных свобод, и не только их уважения, но и соблюдения.

9. Сотрудничество государств.

Сотрудничество государств в качестве правового принципа впервые получило признание и закрепление в Уставе ООН как результат плодотворного взаимодействия держав антигитлеровской коалиции во второй мировой войне и как критерий межгосударственного общения в будущем. При этом подразумевался качественно новый, более высокий, уровень взаимодействия, чем традиционное поддержание отношений между странами.

10. Добросовестное выполнение международных обязательств.

В ст. 26 установлено: «Каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться». Принцип добросовестного выполнения международных обязательств служит критерием законности деятельности государств в международных и во внутригосударственных отношениях. Он выступает в качестве условия стабильности, эффективности международного правопорядка, согласованного с правопорядком всех государств.

Не допускается произвольный односторонний отказ от взятых обязательств. За данный отказ существует юридическая ответственность за нарушение международных обязательств.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ.

Организация Объединенных Наций (ООН).

Организация Объединенных Наций была создана 24 октября 1945 года пятьдесят одной страной, которые были преисполнены решимости сохранить мир посредством развития международного сотрудничества и обеспечения коллективной безопасности. На сегодняшний день членами Организации Объединенных Наций являются 193 страны, то есть почти все страны мира.

Когда государства становятся членами Организации Объединенных Наций, они принимают на себя обязательства, изложенные в Уставе Организации Объединенных Наций, представляющем собой международный договор, в котором отражены основные принципы международных отношений. Согласно Уставу, в своей деятельности Организация Объединенных Наций преследует четыре цели:

- поддерживать международный мир и безопасность;

- развивать дружественные отношения между нациями;

- осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем и в поощрении уважения к правам человека;

- а также быть центром для согласования действий наций в достижении этих общих целей.

Организация Объединенных Наций не является всемирным правительством и не принимает законов. Однако она предоставляет средства, которые помогают урегулировать международные конфликты и разрабатывать политику в вопросах, которые затрагивают всех нас. В Организации Объединенных Наций все государства-члены — большие и малые, богатые и бедные, придерживающиеся различных политических взглядов и социальных систем, — имеют право выразить свое мнение и принять участие в голосовании в рамках этого процесса.

В Организации Объединенных Наций имеется шесть главных органов. Пять из них — Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по Опеке и Секретариат — расположены в Центральных учреждениях Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке. Шестой орган — Международный Суд — находится в Гааге, Нидерланды.

Деятельность Организации многогранна и охватывает широкий круг важных проблем от устойчивого развития и борьбы с терроризмом, поощрения демократии и развития системы управления до охраны окружающей среды и решения глобальных медицинских проблем; от разминирования до развития производства продуктов питания. Кроме этого, делается многое другое в направлении достижения поставленных целей и координации деятельности в интересах глобальной безопасности и судеб будущих поколений.

Генеральная Ассамблея ООН.

Генеральная Ассамблея, учрежденная в 1945 году в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, является главным совещательным, директивным и представительным органом Организации Объединенных Наций.

Состоящая из 193 членов Организации Объединенных Наций, Ассамблея является форумом для многостороннего обсуждения всего спектра международных проблем, о которых говорится в Уставе. Она играет также существенную роль в процессе установления норм и кодификации международного права. Интенсивный период работы очередных сессий Ассамблеи приходится на сентябрь-декабрь каждого года, в последующий период она может собираться по мере необходимости.

Основные функции и полномочия Генеральной Ассамблеи.

Согласно Уставу Организации Объединенных Наций, Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций имеет следующие функции и полномочия:

- рассматривать общие принципы сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности, в том числе в области разоружения, и делать соответствующие рекомендации;

- обсуждать любые вопросы, относящиеся к поддержанию международного мира и безопасности, и делать рекомендации в отношении таких вопросов;

- обсуждать любые вопросы в пределах Устава или относящиеся к функциям любого органа Организации Объединенных Наций и делать рекомендации по этим вопросам;

- организовывать исследования и делать рекомендации в целях содействия международному сотрудничеству в политической области;

- рекомендовать меры мирного урегулирования любой ситуации, которая могла бы подорвать дружественные отношения между нациями;

- избирать непостоянных членов Совета Безопасности и членов других советов и органов Организации Объединенных Наций и, по рекомендации Совета Безопасности, назначать Генерального секретаря.

Совет Безопасности ООН.

Совет Безопасности – постоянно действующий орган ООН на который возложена главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности.

Совет Безопасности ООН состоит из 15 членов: 5 постоянных членов и 10 непостоянных членов, которые избираются Генеральной Ассамблеей на двухлетний срок по 5 каждый год.

Постоянными членами Совбеза ООН являются: Великобритания, КНР, Российская Федерация, США, Франция. Россия является постоянным членом СБ ООН с 1991 года как государство-продолжатель СССР. Постоянные члены Совбеза ООН имеют «право вето».

10 непостоянных членов избираются по географическому принципу:

- пять от государств Африки и Азии;

- один – от государств Восточной Европы;

- два от Латинской Америки;

- два от Западной Европы и других государств.

Председатели Совета сменяются ежемесячно согласно списку его государств-членов, расположенных в порядке Латинского алфавита.

В настоящее время непостоянными членами СБ ООН являются:

- в 2013 – 2014 Австралия, Аргентина, Люксембург, Руанда, республика Корея;

- в 2014-2015 годах Литва, Иордания, Нигерия, Чад, Чили.

Заседания Совета Безопасности могут быть созваны в любое время в срочном порядке. Члены Совета Безопасности по очереди выполняют обязанности Председателя в течение месяца. Каждый член Совета Безопасности имеет один голос.

Совет Безопасности играет ведущую роль в определении наличия угрозы миру или акта агрессии. Он призывает стороны в споре урегулировать его мирным путем, и рекомендует методы урегулирования или условия урегулирования. В некоторых случаях Совет Безопасности может прибегать к санкциям или даже санкционировать применение силы в целях поддержания или восстановления международного мира и безопасности.

Кроме того, Совет выносит Генеральной Ассамблее рекомендации относительно назначения нового Генерального секретаря и приема новых членов в состав ООН. Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности избирают судей Международного Суда.

Экономический и социальный совет (ЭКОСОС).

В сферу компетенции ЭКОСОС входит рассмотрение международных экономических и социальных проблем, а также вопросов в области окружающей среды. Совет был учрежден в 1946 году Уставом Организации Объединенных Наций в качестве центрального форума для обсуждения таких проблем и разработки политических рекомендаций.

В соответствии со своим широким мандатом ЭКОСОС несет ответственность за использование почти 70 процентов людских и финансовых ресурсов всей системы ООН, в том числе за деятельность 14 специализированных учреждений, 9 «функциональных» комиссий и 5 региональных комиссий.

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВОСУДИЕ

В соответствии со ст. 33 Устава ООН арбитраж, судебное разбирательство используются государствами в числе мирных средств решения межгосударственных споров.

Судебные процедуры применяются и в других ситуациях при толковании сложных международно-правовых проблем, обеспечении международных стандартов прав и свобод человека, включая рассмотрение индивидуальных обращений, а также при осуществлении уголовного преследования лиц, совершающих международные преступления.

К настоящему времени сложились и функционируют следующие основные международные судебные учреждения:

- Международный Суд Организации Объединенных Наций,

- Международный третейский суд,

- Международный трибунал по морскому праву,

- Европейский Суд (Суд Европейского Союза),

- Европейский Суд по правам человека (в рамках Совета Европы),

Международный Суд ООН.

Международный Суд был создан в качестве главного судебного органа Организации Объединенных Наций. Его предшественником считается Постоянная палата международного правосудия, действовавшая в рамках Лиги Наций в 1922—1940 гг.

Суд состоит из 15 членов, в числе которых не может быть двух граждан одного и того же государства. Российская Федерация представлена в Суде.

Члены Суда избираются Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности, которые проводят выборы одновременно и независимо друг от друга. Для избрания необходимо в обоих органах получить абсолютное большинство голосов.

Срок полномочий члена Суда — девять лет, но возможно переизбрание. Судья не может быть отрешен от должности, кроме случая, когда, по единогласному мнению других членов Суда, он перестает удовлетворять предъявляемым требованиям. Суд избирает председателя и вице-председателя на трехлетний срок с возможным переизбранием, а также назначает секретаря.

Члены Суда при исполнении судебных обязанностей пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами.

Место пребывания и деятельности Суда — г. Гаага (Нидерланды). По решению Суда возможно проведение его заседаний в других местах.

Суд является постоянно действующим органом. Он заседает, как правило, в полном составе. Для образования судебного присутствия считается достаточным кворум в 9 судей.

Официальными языками Суда являются французский и английский. На этих языках готовятся материалы, ведется судопроизводство, формулируются решения. По ходатайству стороны ей должно быть предоставлено право пользоваться другим языком, не относящимся к категории официальных.

Стороны выступают в Суде через представителей и могут пользоваться помощью поверенных или адвокатов. Все эти лица пользуются привилегиями и иммунитетами, необходимыми для самостоятельности выполнения их обязанностей.

Судопроизводство состоит из двух элементов — письменного и устного. Слушание проводится публично, но Суд может принять и иное решение и стороны могут потребовать недопущение публики.

Основная функция Международного Суда ООН — это разрешение споров между государствами.

Решение Суда обязательно для участвующих в деле сторон. Статьей 94 Устава ООН определено, что каждый член Организации обязуется выполнить решение Суда по тому делу, в котором он является стороной. В случае невыполнения одной из сторон решения Суда Совет Безопасности ООН может по просьбе другой стороны сделать рекомендации или принять меры для приведения решения в исполнение.

Арбитражный (третейский) суд.

Арбитражный (третейский) суд создается государствами по взаимному соглашению из выбранных ими из списка членов Постоянной палаты третейского суда лиц — арбитров (третейских судей), которые, по мнению государств, могут квалифицированно и беспристрастно разрешить возникший между ними спор.

Число членов арбитражного суда должно быть нечетным. Каждая сторона назначает равное количество арбитров. После назначения по договоренности стороны назначают председателя (суперарбитра). Он не должен быть гражданином ни одного из государств — участников спора и не иметь гражданства, в котором состоят ранее выбранные арбитры.

Арбитражное разбирательство состоит, как правило, из двух частей — письменного следствия и прений.

Решение принимается большинством, причем члены арбитражного суда не могут воздерживаться при голосовании. Решение является окончательным и обязательным (только для спорящих сторон).

Международный трибунал по морскому праву.

Создание этого органа предусмотрено Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года.

Трибунал состоит из 21 члена, которые избираются на 9 лет, из числа лиц, пользующихся самой высокой репутацией беспристрастности и справедливости и являющихся авторитетами в области морского права.

В его составе не может быть двух граждан одного и того же государства. В нем должно быть не менее трех членов от каждой географической группы, установленной Генеральной Ассамблеей ООН. Члены Трибунала избираются из списка лиц, выдвинутых в качестве кандидатов государствами — участниками Конвенции.

Члены Трибунала при исполнении ими обязанностей в Трибунале являются независимыми и пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами.

Местопребывание Трибунала — г. Гамбург (ФРГ), но его заседания могут проходить и в других местах.

К ведению Трибунала относятся все споры и заявления, передаваемые ему в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву.

Сторонами спора, передаваемого на рассмотрение в Трибунал, могут быть:

а) государства — участники Конвенции ООН по морскому праву;

б) Международный орган по морскому дну;

в) Предприятие (орган, который непосредственно осуществляет деятельность в Районе морского дна за пределами национальной юрисдикции);

г) юридические и физические лица, имеющие гражданство государств — участников Конвенции и осуществляющие деятельность в Районе;

д) государства — участники других соглашений, касающихся вопросов, охватываемых Конвенцией или предусматривающих обращение в Трибунал.

Решение принимается большинством голосов присутствующих членов Трибунала. Любой член трибунала имеет право представлять свое особое мнение.

Решение является окончательным и обязательным только для сторон в споре и только по данному делу.

Европейский Суд (Суд Европейского Союза).

Европейский Суд является одним из главных органов Европейского Союза.

В состав Суда ЕС входят судьи и генеральные адвокаты, которые назначаются с общего согласия государствами членами на шесть лет и могут быть назначены на новый срок.

Суд избирает председателя и первого генерального адвоката. Их мандат должен подтверждаться ежегодно.

Судопроизводство состоит из двух стадий — письменной и устной. Первая заключается в обмене состязательными бумагами, подготовительном расследовании для дополнительного выяснения обстоятельств дела и проверки доказательств. Устная форма заключается в — слушании дела.

Итог устного судопроизводства подводит генеральный адвокат, который выступает с заключением и предлагает проект решения. Решение принимается на закрытом заседании и считается выражением единого мнения всего состава Суда. Результаты голосования не раскрываются, не допускается публикация особых или отдельных мнений и заявлений.

Решение суда приобретает обязательную силу с момента вынесения, является окончательным и не подлежит обжалованию. Национальные суды государств — членов ЕС не вправе менять его или вносить дополнения.

Обращаться в Суд ЕС могут все субъекты права: государства-члены, органы ЕС, юридические и физические лица, а также национальные суды с просьбой о толковании права ЕС.

Суд ЕС наделен весьма широкой компетенцией. К важнейшим функциям относятся:

- разрешение споров между членами ЕС;

- контроль за законностью деятельности органов Союза и государств-членов;

- обеспечение выполнения права ЕС и его единообразного толкования;

- защита прав и интересов физических и юридических лиц.

Европейский Суд по правам человека.

Европейский суд по правам человека – это международный судебный орган, который призван обеспечивать неукоснительное соблюдение и исполнение норм Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод ее государствами-участниками.

Он осуществляет эту задачу путем рассмотрения и разрешения конкретных дел, принятых им к производству на основе индивидуальных жалоб, поданных физическим лицом, группой лиц или неправительственной организацией. Возможна также подача жалобы на нарушение Конвенции государством - членом Совета Европы со стороны другого государства-члена.

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод предусматривает право на:

- жизнь, свободу и неприкосновенность личности;

- справедливое судебное разбирательство по гражданским и уголовным делам;

- участие и выдвижение своей кандидатуры на выборах;

- свободу мысли, совести и религии;

- свободу выражения мнения (включая свободу средств массовой информации);

- имущество и свободу распоряжаться собственностью;

- свободу собраний и объединений.

Конвенция запрещает:

- пытки и бесчеловечное и унизительное обращение;

- смертную казнь;

- рабство и подневольный труд;

- дискриминацию в реализации гарантированных конвенцией прав;

- выдворение из страны собственных граждан или отказ им во въезде в страну;

- коллективное выдворение иностранцев.

Европейский суд выносит три основных вида решений (всего их более 10 видов):

1. Решение о неприемлемости, оформленное в виде письма, адресованного заявителю;

2. Решение о неприемлемости или приемлемости жалобы в виде отдельного мотивированного документа;

3. Окончательное решение по делу. Только в этом документе Европейский суд может признать нарушение прав человека.

ВСЕМИРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ (ВОЗ)

ВОЗ является направляющей и координирующей инстанцией в области здравоохранения в рамках системы Объединенных Наций. Она несет ответственность за обеспечение ведущей роли при решении проблем глобального здравоохранения, составление повестки дня для научных исследований в области здравоохранения, установление норм и стандартов, разработку политики на основе фактических данных, обеспечение технической поддержки странам, а также контроль за ситуацией в области здравоохранения и оценку динамики ее изменения.

Штаб-квартира ВОЗ находится в Женеве (Швейцария). Официальными языки ВОЗ являются: Английский, Испанский, Русский, Французский, Китайский, Арабский.

В структуру ВОЗ входят следующие департаменты:

-Здоровья семьи, женщин и детей (FWC);

- Системы здравоохранения и инновации (HIS);

- Общего руководства (GMG);

- Безопасности в области здравоохранения и окружающей среды (HSE);

- ВИЧ/СПИД, туберкулеза, малярии и забытых тропических болезней (HTM);

- Неинфекционных заболеваний и психического здоровья (NMH);

- Полиомелита, чрезвычайных ситуаций и сотрудничества со странами (РЕС).

В соответствии с Уставом ВОЗ возглавляет Генеральный директор, который назначается на сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения по представлению Исполнительного комитета. Государства-члены ВОЗ направляют свои предложения с кандидатам по установленной форме в Исполнительный комитет.

Задачами ВОЗ являются:

-предоставление международных рекомендаций в области здравоохранения;

- установление стандартов здравоохранения;

- сотрудничество с правительствами стран в области усиления национальных программ здравоохранения;

- разработка и передача соответствующих технологий, информации и стандартов здравоохранения.

Сферами деятельности ВОЗ являются:

- укрепление и совершенствование национальных служб здравоохранения;

- предупреждение неинфекционных и инфекционных заболеваний и борьба с ними;

- охрана и оздоровление окружающей среды;

- охрана здоровья матери и ребёнка;

- подготовка медицинских кадров;

- развитие медико-биологических исследований;

- санитарная статистика.

В структуре Всемирной организации здравоохранения существуют региональные бюро:

- Европейское — в Копенгагене (Дания);

- Американское — в Вашингтоне (США);

- Восточно-Средиземноморское (Средиземноморское) — в Каире (Египет);

- Юго-Восточной Азии (Азиатское) — в Дели (Индия);

- Западной части Тихого океана (Тихоокеанское) — в Маниле (Филиппины);

- стран Африки южнее Сахары (Африканское) — в Браззавиле (Конго).

Работа ВОЗ организована в виде Всемирных Ассамблей здравоохранения, на которых ежегодно представители государств-членов обсуждают важнейшие вопросы охраны здоровья.

Между Ассамблеями основную функциональную роль несёт Исполнительный комитет, включающий представителей 30 государств (среди них — 5 постоянных членов: США, Россия, Великобритания, Франция и Китай).

Для обсуждения и консультаций ВОЗ привлекает многочисленных известных специалистов, которые готовят технические, научные и информационные материалы, заседания экспертных советов.

Деятельность ВОЗ осуществляется в соответствии с общими программами на 5—7 лет, планирование ведётся на 2 года. В настоящее время приоритетными направлениями ВОЗ являются:

- Развитие систем здравоохранения в странах в соответствии с резолюцией об основных принципах национального здравоохранения, в которой чётко обозначены ответственность государства, средства профилактики, участие населения, использование достижений науки и т. д.;

- Подготовка и усовершенствование кадров здравоохранения;

- Развитие первичной медико-санитарной помощи в соответствии с Алма-Атинской декларацией.

ВОЗ решает многие важные вопросы. По инициативе ВОЗ и при активной поддержке национальных систем здравоохранения были проведены кампания по:

- ликвидации оспы в мире (последний случай зарегистрирован в 1981 г.);

- по борьбе с малярией, распространённость которой сократилась почти в 2 раза;

- программе иммунизации против инфекционных заболеваний;

- организации выявления и борьбе с ВИЧ.

Основная роль ВОЗ в достижении поставленных целей — консультативная, экспертная и техническая помощь странам, а также предоставление необходимой информации, чтобы научить страны помогать самим себе в решении ключевых проблем охраны здоровья.

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО