Сущность стратегического управления

Тема 1. Сущность стратегического управления.

Предпосылки применения стратегического планирования:

  • возрастание неопределенности внешней среды – турбулентность
  • обострение конкуренции
  • интеграционные процессы – слияния и поглощения
  • рост числа потребностей и способов их удовлетворения
  • увеличение самостоятельности компаний в принятии решений

Понятие стратегического управления:

Стратегическое управление – поиск, идентификация и реализация долгосрочных преимуществ фирмы.

Стратегическое управление в коммерческой фирме – разработка и реализация действий, ведущих к долгосрочному превышению уровня результативности фирмы над уровнем конкурентов.

Стратегическое управление – это не набор инструкций, это аналитическое мышление и эффективное использование ресурсов. – Питер Друкер.

Процесс стратегического управления:

- анализ среды

- определение миссии и целей

- альтернативные варианты, выбор стратегии

- реализация стратегии

- оценка и контроль выполнения

Сравнительные характеристики систем управления

Параметры

Бюджетирование

Долгосрочное планирование

Стратегическое планирование

Стратегическое управление

Предсказуемость

Прошлое повторяется

Тенденции

сохраняются -

экстраполяция

Новые

явления/тенденции

предсказуемы

Частичная предсказуемость по слабым сигналам

Тип изменений

Медленнее реакции фирмы

Сравним с реакцией фирмы

Быстрее реакции фирмы

Процесс

Циклический

Реальное время

Акцент в

управлении

Стабильность / реакция на перемены

Предвидение

Исследование

Творчество

Период

с 1900г..

с1950-х

с 1970-х

с 1990-х гг.

Недостатки систем стратегического планирования:

  • ошибочность предположения о неизменности мира в течение планового периода
  • переоценка роли аналитических данных
  • недооценка процесса обучения

Особенности стратегического управления

  • влияние на благополучие организации
  • связано с проблемами развития
  • фирма - открытая система
  • творческие методы решения проблем
  • взаимодействие и взаимовлияние стратегии и организации
  • создание стратегии непрерывный процесс
  • многоцелевой характер решений
  • стратегии, основанные на знаниях
  • глобальный масштаб

Определение стратегии

Классическое понимание стратегии – искусство ведения боя (битва при Херонее – Александр и Филипп против греческих войск).

Критерии эффективной стратегии:

- Важные, отчетливо сформулированные задачи. Все ли предпринимаемые усилия направлены на выполнение важных, конкретных и в целом достижимых целей?

- Поддержка инициативы. Оставляет ли избранная стратегия простор для самостоятельных действий и решений?

- Концентрация. Гарантирует ли стратегия, что все силы организации будут для получения нужного результата сконцентрированы в необходимый момент и в нужном месте?

- Гибкость. Имеет ли ваша стратегия достаточный внутренний запас ресурса прочности для обеспечения свободы маневра и гибкости системы?

- Скоординированное и ответственное руководство. Предусматривает ли ваша стратегия ответственное и преданное общему делу руководство по отношению ко всем главным целям?

- Неожиданность. Запланированы ли в стратегии неожиданные атаки на противника?

- Защита. Обеспечивает ли стратегия защиту основных ресурсов и всех жизненно важных систем предприятия?

Стратегия - это паттерн, или план, интегрирующий главные цели организации, ее политику и действия в некое согласованное целое. – Д. Б. Куинн (логический инкрементализм).

Стратегия – сочетание плановых и ответных действий, являющихся реакцией на изменения в отрасли и конкурентные события. - А.А. Томпсон, А.Дж.Стрикленд.

Стратегия - намеченный путь развития компании, необходимые для этого ресурсы, их распределение, координация и соответствующее планирование. - Ханс Виссема.

Стратегия - создание посредством разнообразных действий уникальной и ценной позиции. - Майкл Портер.

Стратегия - теория бизнеса - Питер Друкер.

Стратегия - общий, всесторонний план достижения целей. - Майкл Мескон.

Стратегия это

  • Набор целей и действий по использованию ресурсов организации с целью получения и сохранения долгосрочной позиции преимущества по сравнению с конкурентами.

Пять "П" составляющих стратегии Генри Минцберга:

- стратегия как план.

- стратегия как принцип поведения. Определения стратегии как плана и как механизма поведения могут оказаться вполне независимыми: планы могут так и не реализовываться, а схемы могут появляться безо всякого предварительного продумывания (спонтанная стратегия).

- стратегия как ловкий прием. Обманный маневр.

- стратегия как позиция. Связь с внешней средой – поиск ниши.

- стратегия как перспектива. С этой точки зрения стратегия является перспективой, и суть ее определяется не только избранной позицией, но и укоренившимся способом восприятия мира. Стратегия как перспектива (идеология, культура) – является разделяемой всеми сотрудниками и абстрактной (невещественной).

Как создается стратегия:

Формулирование (что делать):

  • Оценка внутренней среды
    • Оценка внешней среды
    • выбор (целей, масштаба, действий)

Реализация (как это делать)

  • Действия по интеграции возможностей компании и отрасли
    • Позиционирование
    • Адаптация на ходу

Подходы к формулированию стратегии. Кто и как разрабатывает стратегию?

1) Подход главного архитектора. Директор сам решает, какие цели необходимо достичь и контролирует реализацию стратегии (Майкл Делл, Билл Гейтс). – стратегии маленьких фирм.

2) Делегирование. Частичная передача ответственности управляющим среднего звена.

3) Совместный (коллективный) подход. Для разработки стратегии привлекаются сотрудники со всех уровней управления (Nokia).

4) Привлечение внутренних резервов. При этом подходе высшее руководство предлагает отдельным служащим и целым рабочим группам выдвигать предложения по запуску новых товарных линий и освоению новых направлений деятельности, предоставляют организационные и фин. ресурсы для реализации данных идей (British Airways – Барбара Кассини – Go Fly).

Типы стратегий:

В любой организации существует 3 уровня управления: топ-левел (верхний уровень – уровень директоров и заместителей), мидл-левел (уровень начальников отделов и департаментов) и супервайзер-левел (уровень супервайзеров - мастеров). Каждому уровню управления соответствует свой уровень стратегий. Стратегии принято делить на:

  • корпоративные стратегии: с какими продуктами и на каких рынках конкурировать
  • стратегии бизнес уровня: как конкурировать в конкретной ситуации
  • функциональные стратегии: поиск эффективного поведения функциональных служб
  • операционные стратегии: поведение отдельных сотрудников организации

Бизнес-модель показывает насколько экономическая составляющая стратегии компании, т.е. соотношение «доходы-издержки-прибыль», обеспечивает жизнеспособность всего предприятия.

Таким образом, стратегия определяет методы конкуренции и ведения бизнеса компании, не касаясь конкретных финансовых результатов и последствий конкурентной борьбы, а бизнес-модель на основании показателей прибыли и издержек, получаемых в результате применения данной стратегии, обеспечивает жизнеспособность данной компании.

Бизнес-модель – за счет чего фирма получает деньги. Microsoft (закрытые исходные коды, продажа копий, бесплатная тех. поддержка) - и Linux (открытые коды, бесплатное скачивание, платная тех. поддержка).

Цели (или задачи) определяют, какие результаты и когда должны быть достигнуты, однако практически ничего не говорят о том, как именно будут получены планируемые результаты.

Цели – результаты и последствия, желательные для организации; критерии оценки деятельности организации и ее развития.

Классификация целей.

Цели делятся на:

- главная цель (стратегическая) – определяет смысл существования организации, достигается путем решения общих организационных задач, определяющих характер предприятия и основные направления его развития.

- краткосрочные цели - очерчивают планы деятельности отдельных подразделений организации и их внутренних структур.

- тактические цели (операционные) - основные программные действия внутри каждого подразделения.

Также на:

- краткосрочные (до года)

- среднесрочные (от 1 до 5 лет)

- долгосрочные (от 5 лет)

Также делятся на:

- стратегические

- финансовые

Политика - есть правила, или директивы, определяющие границы действий организации.

Программа - определяет направленную на достижение главных целей пошаговую последовательность действий.

Стратегические дилеммы:

  • система стратегического мышления (рациональное или интуитивное)
  • система формулирования стратегии (свободная или вынужденная)
  • способ реализации стратегии (контролируемый или неконтролируемый эволюционный процесс)

Система стратегического мышления: как принимаются стратегические решения?

Рациональный подход

Интуитивный подход

Упор на

логику

интуицию

Особая ценность

строгость и стройность рассуждений

неожиданность и полет фантазии

Анализу мешает

неполная информация

приверженность стереотипам

Основа решений

расчеты

суждения

Реальность предполагается как

объективная, частичная познаваемая

субъективная, частично создаваемая игроками

Система формулировки стратегии: как выполняются стратегические действия?

Стратегическое планирование

Инкрементализм

Упор на

Свободу

Вынужденные действия

Природа формирования стратегии

Разработка

Находка

Стратегии

Система решений(план)

Система действий(поведение)

Отношение к будущему

Принятие обязательств

Избегать обязательств, гибкость

Реализация стратегии.

Стратегические решения - определяют общее направление развития предприятия и его жизнеспособность перед лицом прогнозируемых, непредсказуемых, а также и вообще неизвестных на данный момент событий, которые могут произойти в его значимом окружении:

  • Идентифицируют новые сферы бизнеса или направление деятельности компании в будущем
  • Влияют на компанию в целом и трудно обратимы
  • Имеют значительное финансовое влияние на компанию
  • Вызывают значительную реакцию внешней среды
  • Принимаются высшим руководством (топ-менеджментом) компании

Кто принимает стратегические решения

Лидерство

Динамика

Упор на

контроль

хаос

Процесс реализации стратегии

лидер управляет поведением

действия задаются предыдущими событиями

Податливость организации

высокая

низкая

Направление изменений

структура следует стратегии

стратегия следует структуре

Этапы развития теории стратегического управления:

  • 1960-е - первая половина 70-х - школа планирования
  • середина 70-х - 80-е - школа позиционирования
  • нач. 90-х по настоящее время - ресурсная школа

Сущность стратегического управления