Эмоциональный резонанс и урок литературы


(В сокращении)

Воспитание человека невозможно вне воспитания сферы чувств, вне формирования способности сочувствия, эмоционального отклика на чувства других. Путь возникновения эмоции, рождающейся как отклик на чужие переживания, обозначается в психологии термином Эмоциональный резонанс. Этот резонанс, возникающий под влиянием семейного и общественного окружения, формирует во многом человека: психология устанавливает особую роль чувств, испытанных в детстве, они проносятся через всю взрослую жизнь.

Сильнейшее средство воспитания в ребёнке высокой эмоциональной культуры — художественная литература, искусство. Способность к эмоциональному отклику на произведение искусства воспитывается, как и всякая способность… Развитие способности ученика эмоционально воспринять факт искусства обретает первостепенное значение, так как без эмоционального отклика на юмор, патетику, потрясение, скорбь, которые несёт произведение искусства, нет полноценного эстетического восприятия. Один из подходов к решению этой проблемы кратко может быть изложен в следующем виде.

Для “управления” явлением эмоционального резонанса необходимо теоретически представить путь “передачи” эстетического чувства, материальную основу контакта читателя с литературным произведением.

Отправной точкой для такого представления может служить гипотеза сигнального подхода, предлагаемая Ю. Филипьевым («Сигналы эстетической информации». М., 1971). К объяснению принципа эстетического воздействия искусства Ю. Филипьев применяет учение теории информации о сигнальной настройке систем.

И в технике, и в природе, и в жизни мы встречаемся с сигналами-импульсами, приводящими в действие те или иные системы, организующими их работу. Во взаимодействии живых существ с объектами и явлениями окружающей среды сигнально-организующие действия приобретают огромное значение. Так, яркая окраска венчика цветка является сигнальной для насекомого, вызывая у него стремление лететь к цветку; “песня” птицы является сложным структурным сигналом, который способен внутренне настроить другую птицу на определённое поведение.

Ю. Филипьев видит и в художественном образе сигнальную функцию. Определённое структурное сочетание созвучий, красок, ритмических движений, слов, воплощающих художественный образ, вызывает у воспринимающего соответствующий резонанс ощущений и чувств, которые “идут... по образу и подобию самой эстетической структуры произведения искусства”