Технология написания эссе по обществознанию с примерами

Технология написания эссе по обществознанию

1)Внимательно изучить высказывание, уяснить его содержание

(разобрать предложение по составу)

2)Рассмотреть в какой сфере находится данное высказывание

3)Постановка проблемы

4)Составление плана изложения:

I. Формулировка проблемы

II. Отношение автора высказывания к проблеме (2-3 предложения)

III. Аргументация своей позиции (без «Я считаю»)

IV. Собственная позиция

V. Выводы

Клише для определения собственной позиции:

-Анализируя высказывание, можно отметить…

-Далее следует сказать…

-Следует считать верным, что…

-Это можно опровергнуть тем, что…

-Можно (не) согласиться с автором в том, что…

-Кажется на первый взгляд верным…

-Опровергается тем, что…

Эссе учащихся

«Весь прогресс, на который можно надеяться, -это сделать людей несколько менее злыми.» Г.Флобер

В данном высказывании Флобера явно прослеживается мысль о роли прогресса для самого человека, а точнее для развития его гуманных качеств.

Обратимся к взглядам некоторых мыслителей. По мнению Ж. Кондорсе, прогресс общества напрямую связан с прогрессом человеческого разума. Гегель считал прогресс не только принципом разума, но и принципом мировых событий. К.Маркс также считал, что человечество идет ко всеобщему овладению природой, развитию производства и …самого человека.

Используя понятие прогресса и выражение «сделать людей несколько менее злыми», Флобер имеет в виду тот факт, что в результате улучшения условий жизни человека, увеличиваются возможности для развития человеческих качеств: разума, нравственности, творческих сил.

В этом можно согласиться с автором. Ведь действительно, с развитием общества расширяются возможности и способности человека испытать и реализовать себя в самых разнообразных видах деятельности. А чем более многосторонней становится его деятельность, тем быстрее происходит рост человеческого в человеке.

Т.о. можно считать верным, что прогресс, прежде всего, заключается в реализации гуманистических идеалов, расширяя которые, человек совершенствует себя, а значит и совершенствует общество.

Размахнина Н.10-а класс.

«Не быть подчинённым никакому закону - значит быть лишённым самой спасительной защиты, ибо законы должны нас защищать не только от других, но и от себя самих» (Г. Гейне)

Природа наделила человека одним очень важным инстинктом: инстинктом - самосохранения. Общество же ставит человека в такие условия, в которых одного лишь этого инстинкта недостаточно, для того чтобы выжить. Именно поэтому человек и создает законы, дабы обезопасить себя и других.

В стае животных существуют определённые традиции, запреты и своеобразная иерархия. Человек устраивает общество по тем же принципам что и животные, но как существо более высокоорганизованное он создаёт его па гораздо более высоком уровне. Сам же человек является частью общества, и поэтому должен подчиняться его законам.

По этому поводу существует множество различных позиций и мнений. Автор же высказывания, Г. Гейне, придерживался следующей позиции: «Законы созданы для того, чтобы их выполнять». По его мнению, чтобы комфортно и безопасно чувствовать себя в обществе, каждый человек должен добросовестно выполнять все правовые нормы, установленные государством.

Сложно не согласится с мнением Гейне. Он называет законы «самой спасительной защитой», и это действительно так. Ведь давно доказано и теорией и практикой, что в правовом государстве люди чувствуют себя более защищенными.

Несправедливо было бы оставить без внимания вторую часть данного высказывания. В ней автор говорит о том, что законы защищают нас не только от других, но и от самих себя. И здесь он абсолютно прав. Так часто случается то, что своими необдуманными действиями мы приносим себе больший вред. нежели другие люди. И именно закон может нас сдержать и предотвратить роковую ошибку.

И всё же, законы ограничивают нашу свободу. Но ведь всем хорошо известно, что абсолютной свободы нет, и потому лучше подчиниться закону и чувствовать себя защищенным, нежели быть независимым, но уязвимым.

Колмакова Дарья 10 А класс.

«Всякая перемена прокладывает путь другим переменам». (Ж. Макиавелли)

Прогресс и регресс. Эти понятия напрямую связаны с человеческим существованием. Они являются следствием перемен в любой из сфер человеческой деятельности. К примеру, если заглянуть в далёкое прошлое, то можно увидеть, как отделившийся большой палец на руке первобытного человека, позволил ему брать в руки различные предметы, которые впоследствии стали его первыми орудиями труда.

Рассуждая на данную тему, Макиавелли пришел к следующему выводу: «Всякая перемена прокладывает путь другим переменам». То есть, изменяя что-либо, человек сознательно или несознательно делает шаг к новым качественным изменениям. Также, эти перемены могут происходить независимо от самого человека.

Анализируя данное высказывание, нельзя не согласиться с мнением автора. Даже если рассуждать не на общечеловеческом уровне, а на уровне одного индивида, то и в этом случае можно прийти к подобному выводу. Например, человек, находящийся в депрессивном состоянии, меняет свой имидж. Это влияет на его настроение, появляются новые силы, повышается работоспособность, как следствие происходит карьерный рост. В нашей повседневной жизни мы часто сталкиваемся с подобной ситуацией. Изменяя что-либо в себе или в окружающем нас мире, мы прокладываем путь другим переменам.

Нельзя не отметить и то, что даже в научной сфере действует эта закономерность. Ведь когда Д. И. Менделеев разработал периодическую систему химических элементов, для многих ученых свойства химических элементов стали более доступны. Это позволило сделать новые открытая не только в области химии: сейчас некоторые населённые пункты пользуются электроэнергией от атомных электростанций.

Подводя итог работы, хотелось бы сказать, что не нужно бояться перемен. Человек всегда стремиться к лучшей жизни, но добьется своей цели лишь тогда, когда сможет перекроить свою привычную жизнь.

Сидоров Алексей 10-А класс

«Нужды растут не столько от насущной необходимости, сколько от капризных желании.» (Ж.-Ж. Руссо)

Вся жизнь человека складывается из потребностей: еда, сон, деньги, общение. По большому счету мы живем для удовлетворения своих потребностей. Мы ходим в школу - удовлетворяем свою потребность в образовании, знакомимся с новыми людьми - удовлетворяем потребность в общении, ходим на работу - получаем деньги. А если перелистать страницы истории назад и обратится к нашему предку - человекоподобной обезьяне, то мы увидим, что для того чтобы поесть, обезьяна спускается с ветки и берет в руки палку, а для того чтобы оборонятся от диких животных, первобытный человек изобретает первое оружие.

Но чем успешнее человек справляется с удовлетворением своих первичных потребностей, тем больше у него возникает других, иногда даже странных потребностей, без которых он может запросто обойтись. 'К этому выводу приходит Ж.-Ж. Руссо. Он говорит о том, что именно наши капризы являются двигателем наших желаний, потребностей.

Было бы глупо опровергать его теорию, так как её подтверждение мы находим не только на словах, но и на практике, тем более, что этот вопрос в наше время актуален, как никогда. Сложно не согласится. Ведь с развитием рыночных отношений образовалось социальное неравенство и по всему миру появляются олигархи, нефтяные магнаты и миллиардеры. Их потребности нас часто шокируют. В угоду своим капризам они покупают острова, коттеджи и даже людей.

Но было бы заблуждением считать, что в этом вопросе только отрицательные стороны. Если вдуматься, то можно найти положительную и очень важную: удовлетворение потребностей - своеобразный двигатель прогресса. К примеру, человек захотел передвигаться быстрее на дальние расстояния - появился самолет, человек захотел быстро получать информацию со всех концов земли - изобрёл телевидение, радио и Интернет. Таких примеров масса, и хотелось бы, чтобы потребности становились не просто причудами человека, а несли практический интерес и пользу для общества.

Халецкая Ольга 10-А класс

«Прямое вмешательство государства скорее вредит, чем помогает рыночной экономике». (Л. Смит)

Рыночные отношения, за всю историю человечества, претерпели множество изменений по пути своего становления и развития . Человек от простого обмена вещами перешёл к профессиональной торговле, и рынок стал неотъемлемой частью его жизни. Он стал необходимым условием экономического, а значит и социального прогресса.

Залогом успешного развития рыночных отношений является конкуренция. Она оказывает влияние практически на всё: на цены, на качество товара, на его количество и т.д. Но конкуренция может существовать только в условиях свободного предпринимательства, то есть без прямого вмешательства государства.

Относительно данной проблемы А. Смит высказал свою точку зрения. Он говорит о том, что государство не должно напрямую вмешиваться в рыночную экономику, поскольку это вмешательство приносит скорее вред, чем пользу.

Наша страна на собственном горьком опыте знает, чего стоит такое вмешательство, поэтому сложно не поддержать позицию автора. Русскому народу, а точнее советскому поколению, хорошо известно, что такое дефицит товаров, что такое огромнейшие очереди в магазинах, что такое, ограниченные возможности и не удовлетворённые потребности.

Но было бы заблуждением считать, что государство не должно оказывать никакого влияния на рынок. Должно, но в разумных пределах. Умелое государственное регулирование и рыночный механизм — это и есть золотая середина, которая является самой продуктивной и результативной. Это черты смешанной экономики. Отсюда следует, что смешанный тип экономических систем - самый оптимальный вариант для развития и усиления экономической мощи государства.

Решетников Максим 10-А класс

"Не удивительно ли, что люди так часто воюют за религию и так редко живут по её предписаниям".

Г. Лихтенберг

Наверное, религия - это самое древнее и всё еще такое нужное изобретение человека. Сначала языческие обряды и идолы, затем приобщение к более крупным религиозным сообществам - все это занимает свою определённую нишу в истории человечества. Причём более значительное место в этой кладовой событий и преданий занимают конфликты, взросшие на религиозной почве. Тогда возникает вопрос, если религиозные каноны гласят, что человек должен жить в согласии с собой и окружающими, то как расценивать все эти войны и вооруженные

Рассматривая данную проблему, Г. Лихтенберг выявил очень интересный парадокс: люди часто воюют за религию, но редко живут по ее предписаниям. Его удивляет то, с какой лёгкостью человек связывает, тесно переплетает такие несовместимые понятия, как война и религия. Ведь война- это смерть, голод, потери, человекоубийство, насилие. И уж никак эти понятия не будут являться синонимами слову религия. Ну разве можно в этом не согласится с автором!

Ни для кого не секрет, что никто не вправе лишать кого-то свободы, а уж тем более жизни. И верующий, богобоязненный человек никогда не совершит такое деяние, потому как это не просто преступление, а страшный грех, Но искренна ли вера в бога и в его учения, если, прикрывшись ею, человек идет на убийства. И к великому сожалению история знает немало подобных примеров. Наверное, самый яркий из них это крестовые походы, когда католическая церковь насильственными методами пыталась обратить людей в веру.

В нашем государстве тоже случались подобные катаклизмы. К примеру, церковные реформы Никона в XVII веке, когда пострадали те, кого назвали старообрядцами.

На сегодняшний день, в условиях мировой интеграции, религиозных конфликтов становится меньше, но всё же они время от времени происходят. Хочется надеяться, что в скором будущем подобные воинствующие элементы придут к согласию, ведь и без того в этом мире много зла.

Шайдуров Денис 11-а класс

Технология написания эссе по обществознанию с примерами