Органы юстиции Российской Федерации
Тема 9. Органы юстиции Российской Федерации
§ 1. Министерство юстиции РФ и его органы :основные функции и организация
В дореволюционной России министерства образовались со вступлением на престол Александра I. Его манифестом от 8 сентября 1802 г. среди других (внутренних дел, финансов, просвещения и др. всего восемь) было учреждено и Министерство юстиции. В советское время, уже на второй день после Октябрьской революции, место Министерства юстиции России занял Наркомюст РСФСР. До 1922 г. он осуществлял в числе других функций надзор за законностью и управлял исправительно-трудовыми учреждениями.
В соответствии с Положением о Народном комиссариате от 1 февраля 1923 г. ему предписывалось выполнять многочисленные функции по руководству прокуратурой, нотариатом и судебными исполнителями, наблюдению за деятельностью органов дознания и следствия, Государственно-политического управления (ГПУ), за «правильным функционированием мест лишения свободы и исправительно-трудовых учреждений», земельных комиссий, арбитражных комиссий, примирительных камер, третейских судов и «иных подобных учреждений», наделенных судебными функциями, а также по наблюдению за деятельностью коллегий адвокатов и организации юридической помощи населению.
Кроме того, наркомату вменялось в обязанность и ведение следствия по некоторым категориям уголовных дел, подбор и расстановка прокурорских кадров (нарком юстиции РСФСР был наделен полномочиями Прокурора республики), участие в разработке программ по подготовке кадров юристов и организация краткосрочных курсов судебных работников.
При этом органам юстиции во взаимоотношении с судами дозволялось не командовать или подменять их, а осуществлять функции, связанные с общим руководством, организацией и инструктированием1.Органы юстиции как исполнительные органы очень нерешительно и неохотно освобождали суды из-под своего контроля. В 50-е гг. предпринимались попытки вовсе отказаться от «министерства справедливости», наделенного чрезмерно широкими полномочиями в отношении судов, а судебное управление было возложено на вышестоящие суды. В течение длительного времени противоестественное построение взаимоотношений судов и органов юстиции подвергалось заслуженной критике и послужило одним из поводов для упразднения в 19561963 гг. Министерства юстиции СССР и его органов на всей территории страны. После восстановления Минюста СССР в 1970 г. оно вновь обрело функцию судебного управления. Затем, уже во времена перестройки, полномочия органов юстиции были существенно ограничены и организационное руководство судами трансформировалось в организационное обеспечение их деятельности. Сегодня Министерство юстиции Российской Федерации (Мин-юст России) является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере юстиции, а также координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.
Правовое положение Минюста России определяется Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации»1, Положением о Министерстве юстиции РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 2 августа1999 г. № 9542, и некоторыми другими нормативными правовыми актами
.В соответствии с рекомендациями Организации Объединенных Наций в последние годы Минюсту России наряду с другими не судебными государственными учреждениями (институт Уполномоченного по правам человека в РФ, Комиссия по правам человека при Президенте РФ и др.), призванных защищать права человека, уделяется повышенное внимание как на международном, так и национальном уровне. Руководство деятельностью Минюста России осуществляет Президент РФ. Правительство РФ координирует деятельность Минюста России. Структурно Минюст России включает управления, отделы другие структурные подразделения руководство которыми осуществляют начальники, назначаемые министром, а наиболее крупные заместители министра юстиции, назначаемые на должность и освобождаемые от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ.
Легко обнаруживается, что структурное построение центрального аппарата Минюста России обусловлено задачами и функциями, возложенными на него на современном этапе. Возглавляет его министр юстиции РФ, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Наделенный значительными полномочиями, он на основе единоначалия осуществляет общее руководство деятельностью Минюста России и несет персональную ответственность за выполнение задач и функций возложенных на Минюст России.
Министр юстиции вносит на рассмотрение Президента РФ и Правительства РФ проекты законодательных и иных нормативных актов по вопросам, относящимся к компетенции Минюста России, а также предложения по реализации политики государства в сфере юстиции, установленном порядке международные договоры РФ о право-вой помощи по гражданским, уголовным, семейным делам, принимает решения о создании подразделений специального назначения для выполнения задач, стоящих перед органами и учреждениями уголовно-исполнительной системы, присваивает в установленном порядке классные чины и специальные звания работникам органов и учреждений юстиции, осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами и Положением о Минюсте России. Министр имеет заместителей, в качестве совещательного органа при нем действует коллегия, куда помимо министра входят и его заместители, руководящие работники системы Минюста России, а также иные специалисты в сфере юстиции.
Ее персональный состав, кроме лиц, входящих в нее по должности, утверждается Правительством РФ по представлению министра. Коллегия рассматривает наиболее важные вопросы деятельности Минюста России, которые реализуются приказами и распоряжениями министра. Минюст России, его территориальные органы, иные органы и учреждения юстиции, а также организации, обеспечивающие их деятельность, образуют систему министерства
Федеральное управление возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности министром юстиции РФ по согласованию с полномочным представителем Президента РФ в федеральном округе. Начальник Главного управления и начальник Управления (отдела) назначаются на должность и освобождаются от должности министром юстиции РФ. По вопросам, относящимся к ведению РФ, органы юстиции подчиняются Минюсту России, по вопросам совместного ведения РФ и ее субъектов Минюсту России и органам исполнительной власти субъектов РФ. Деятельность этих органов носит в основном организационно-управленческий характер.
Органы юстиции субъектов РФ обеспечивают нормотворческую деятельность законодательных органов субъектов Федерации. В соответствии с Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации» материально-техническое обеспечение их деятельности осуществляют органы юстиции либо органы исполнительной власти (частью которых они являются) соответствующего субъекта РФ в порядке, установленном законом соответствующего субъекта РФ.В систему Министерства юстиции входят учреждения и организации, в отношении которых органы юстиции осуществляют некоторые управленческие функции нотариат, загсы, лаборатории судебных экспертиз Они созданы во всех семи федеральных округах России.
При Минюсте России функционируют Государственная регистрационная палата (ГРП), Российская правовая академия, Российский федеральный центр судебной экспертизы, Научный центр правовой информации (НЦПИ), в которых работают более докторов и кандидатов наук, редакции некоторых юридических журналов, газет. В настоящее время в органах юстиции сосредоточена такая право охранительная функция, как обеспечение установленного порядка деятельности судов, а также исполнения уголовных наказаний, актов судебных и других органов.
В год 200-летия в органах юстиции трудится коллектив высокопрофессиональных работников общей численностью 500 тыс.человек, ведомство динамично развивается, значительно укрепляет свои позиции.
Важное значение для определения содержания задач и функций органов юстиции имеет постановление Правительства РФ от7 октября 1996 г. № 1177 «Об утверждении Концепции реформирования органов и учреждений юстиции Российской Федерации» Она разработана в соответствии с Указом Президента РФ от 2 мая 1996 г. № 642 «О мерах по развитию органов
Регистрационная палата действует на основании постановлений Правительства РФ от 6 июня 1994 г. № 655 «О Государственной регистрационной палате при Министерстве экономики Российской Федерации» и от 5 сентября 1998 г. № 1034 «О передаче Государственной регистрационной палаты при Министерстве экономики Российской Федерации в ведение Министерства юстиции Российской Федерации».
Правовую основу, принципы организации и основные направления государственной судебно-экспертной деятельности в РФ в гражданском, административном и уголовном судопроизводстве определяет Федеральный закон от 31 мая2001 г. «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Феде-рации» (в ред. 30 декабря 2001 г.) // СЗ РФ. 2001. № 23. Ст. 2291; 2002. № 1 (ч. 2).
Ст. 2; Производство судебной экспертизы с учетом особенностей отдельных видов судопроизводства регулируется соответствующим процессуальным законодательством РФ, а также ведомственными нормативными актами (см., например: приказ Минздрава России от 24 апреля 2003 г. № 161 «Об утверждении Инструкции по организации и производству экспертных исследований в бюро судебно-медицинской экспертизы» // БНА РФ. 2003. № 38.3
Концепция принята в целях укрепления системы органов и учреждений юстиции, повышения их роли и ответственности при реализации правовой политики государст-ва1. В соответствии с п. 5 Положения о Минюсте России на него возложены следующие основные задачи: реализация государственной политики в сфере юстиции; обеспечение прав и законных интересов личности и государства; обеспечение правовой защиты интеллектуальной собственности; обеспечение установленного порядка деятельности судов; обеспечение исполнения актов судебных и других органов; обеспечение исполнения уголовных наказаний.
Каждая из изложенных задач наполняется конкретным содержанием. Рассмотрению последних трех из них посвящены заключительные параграфы настоящей главы.
В целях реализации государственной политики в сфере юстиции Минюст России: координирует нормотворческую деятельность федеральных органов исполнительной власти; обеспечивает деятельность полномочных представителей Правительства РФ в Государственной Думе и Конституционном Суде РФ; проводит юридическую экспертизу законопроектов и иных нормативных правовых актов, выносимых федеральными органами исполнительной власти на рассмотрение Президента РФ и Правительства РФ, а также нормативных правовых актов субъектов РФ на предмет их соответствия Конституции РФ и федеральным законам; осуществляет государственную регистрацию нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также проверку отбора ими актов, подлежащих государственной регистрации и контроль за правильностью и своевременностью опубликования зарегистрированных им нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Акты, не прошедшие государственную регистрацию, не влекут за собой правовых последствий.
Обобщает практику государственной регистрации актов и информирует об этом Президента РФ и Правительство РФ ведет государственный реестр актов федеральных органов исполнительной власти и учет актов субъектов РФ, а также контрольные экземпляры этих актов; ведет федеральный регистр нормативных актов субъектов Российской Федерации и проводит их юридическую экспертизу участвует в работе по ведению классификатора правовых актов и подготовке Свода законов РФ.
Труд этот весьма кропотлив, поскольку систематизация это не только сведение в один массив (под «крышей» Свода) существующих законов, других актов, но и прежде всего их кодификация, устранение противоречий. Свод законов должен создаваться на основании соответствующего федерального закона, который еще не принят изучает практику применения законодательства РФ в сфере юстиции, разрабатывает и представляет в установленном порядке предложения по его совершенствованию участвует в разработке реализации программ правовой информатизации. Минюстом России принята Концепция единой системы информационно-телекоммуникационного обеспечения (ЕСИТО)российской юстиции на 10-летний период. Она позволит органам и учреждениям юстиции оперативно обмениваться документами с центральным аппаратом, а также с органами юстиции в субъектах
О мерах по активизации работы Минюста России по обеспечению единого правового пространства Российской Федерации. Утв. приказом Минюста России от 10 июня 2000 г. № 176.2 Указ Президента РФ от 10 августа 2000 г. № 1486 «О дополнительных мерах по обеспечению единого правового пространства Российской Федерации» //СЗ РФ. 2000. № 33. Ст. 3356.3 См.: Указ Президента РФ от 15 марта 2000 г. № 511 «О Классификаторе правовых актов» (в ред. от 5 октября 2002 г. № 1129) // СЗ РФ. 2000. № 12.Ст. 1260: 2002. № 40. Ст. 3905; Указ Президента РФ от 14 февраля 1998 г. № 170«О мерах по повышению эффективности работы, связанной с формированием Свода законов Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 7. Ст. 829.4 Первым сводом законов, который систематизировал действовавшее законодательство, был Свод Юстиниана (Corpus juris civilis) в Римской империи, который заменил собой все предшествующие законы. Свод законов Российской империи создавался выдающимся государственным деятелем М.М. Сперанским в первой половине XIX в., по которому Россия жила почти 100 лет. В 20-е, 30-е, а потом и в 80-е гг. попытки провести подобную работу предпринимались. И тем не менее у нас до сих пор действуют как законы, принятые еще в 1917 г., так и совсем новые, принятые уже в совершенно иных общественно-политических и социальных условиях.
С 1993 г. в Минюсте России эффективно действует система электронной почты, которая позволяет любому подключенному к ней адресату, из любого города и поселка в считанные минуты получить необходимую информацию или документы в машиночитаемом виде. На Минюст России возложена функция генерального заказчика межгосударственной системы правовой информатизации в России, предусмотренной Указом Президента РФ от 19 октября 1993 г. № 1665 «Об информационно-правовом сотрудничестве Российской Федерации с государствами членами Содружества Независимых Государств».Учреждения Минюста по-прежнему осуществляют информационное обеспечение судов общей юрисдикции, хотя это компетенция Судебного департамента при Верховном Суде РФ.
Они осуществляют сбор и обработку государственной судебной статистики и автоматизации судебной деятельности; обеспечивают сбор и обработку статистических данных, разработку форм статистической отчетности и документов первичного учета в сфере юстиции готовят ежегодные доклады Президенту РФ и Правительству РФ о соблюдении законности органами государственной власти и должностными лицами при принятии ими нормативных правовых актов, о состоянии работы по исполнению актов судебных и других органов, исполнению уголовных наказаний, а также по обеспечению содержания подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и осужденных, находящихся под стражей, их охраны, этапирования, конвоирования1.Министерство юстиции РФ осуществляет государственную регистрацию юридических лиц, актов гражданского состояния, прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В этих целях оно производит государственную регистрацию общероссийских, международных, межрегиональных общественных и религиозных объединений; осуществляет контроль за соответствием их деятельности уставным целях.
В настоящее время зарегистрировано 160 тыс. общественных объединений, 21 тыс. религиозных организаций, политических партий, деятельность которых проверяется с точки зрения соответствия практических дел организации ее собственным уставным документам. При обнаружении нарушений Минюст России выносит предупреждение или обращается с иском в суд о ликвидации такого объединения. Государственной регистрации подлежат все коммерческие и некоммерческие организации, неправительственные объединения, а также юридические лица, в случаях, предусмотренных законодательством РФ.
Только зарегистрированное объединение получает права юридического лица. Данные регистрации включаются в Единый государственный реестр юридических лиц. Кроме того, Минюст России выдает разрешения на открытие представительств иностранных юридических организаций на территории РФ. Важное место в деятельности Минюста России занимают вопросы взаимоотношений с нотариатом: наделяет нотариусов полномочиями по совершению нотариальных действий от имени Российской Федерации; осуществляет в установленном порядке контроль за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей, совместно с Федеральной нотариальной палатой утверждает правила нотариального делопроизводства; организует выдачу лицензий на право осуществления нотариальной деятельности, утверждает формы реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств, удостоверяет подлинность подписи нотариуса и оттиска его печати при легализации документов, представляемых физическими и юридическими лицами в компетентные органы иностранных государств и т.д.
В отношении адвокатуры Минюст России, его территориальные органы обладают следующими полномочиями: вносят в установленном порядке представление в адвокатскую палату субъекта Федерации об учреждении адвокатского образования в форме юридической консультации; ведут реестры адвокатов субъектов РФ; при наличии сведений об обстоятельствах, являющихся основаниями для прекращения статуса адвоката, направляют представление об этом в адвокатскую палату, выполняют другие функции, предусмотренные Федеральным законом «Об адвокатуре и об адвокатской деятельности в Российской Федерации»
Реализуя единую политику в области регистрации актов гражданского состояния, Минюст России координирует эту деятельность, утверждает образцы соответствующих бланков, закрепляет за субъектами РФ их серии, разрабатывает методические материалы по этим вопросам. Регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется органами юстиции по месту нахождения недвижимости. Структурами Минюста России уже осуществлено более 35 млн действий по регистрации прав собственности в рамках единого реестра
.На Минюст России возложена реализация государственной политики в области правовой защиты интеллектуальной собственности. Оно осуществляет функции патентного ведомства, агентства по правовой охране программ для ЭВМ, подготавливает предложения по совершенствованию законодательства РФ в области авторского права и смежных прав.
Министерство юстиции РФ регулирует сферу правового обслуживания, качество которого в настоящее время в целом неудовлетворительно. В этих целях осуществляется регистрация и выдача лицензий на право занятия деятельностью по оказанию правовых услуг, аттестация юридического персонала, усиление контроля за деятельностью юридических и физических лиц, осуществляющих правовое обслуживание. Лицензии выдаются Минюстом России, территориальными органами, которые ведут реестр лицензий.
Особое место в деятельности Минюста России занимает участие в международно-правовой охране прав и законных интересов граждан. Его функциональное управление в этих целях представляет в установленном порядке предложения о подготовке, заключении и исполнении международных договоров РФ о правовой помощи по гражданским, семейным, уголовным и иным делам, а также международных договоров РФ в области охраны интеллектуальной собственности; согласовывает предложения о заключении международных договоров РФ, устанавливающих
В пределах своей компетенции Минюст России создает свои территориальные органы, утверждает положения о них, штатную численность и фонд оплаты труда в пределах установленных численности и фонда оплаты труда работников; создает учреждения юстиции и иные организации, реорганизует и ликвидирует их, а также утверждает их уставы. Минюст России вправе издавать постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции и положения, являющиеся обязательными для государственных и муниципальных органов, организаций, должностных лиц и граждан.
Полномочия и правовой статус судебных приставов
Одной из задач, от решения которых зависит уверенность граждан в дееспособности государства, призванного защитить конкретного человека, является, как отмечалось, укрепление судебной ветви власти, авторитет которой заметно снизился, в частности, и в связи с неисполнением судебных решений. В новых рыночных условиях исполняемость судебных решений до недавнего времени не поднималась выше 30% , т.е. три истца из четверых не получали удовлетворения своих требований. Граждане убедились в бессилии судебной власти, неверии в какую-либо справедливость.
Обманутые в своих надеждах решить спорный вопрос законным путем гражданин предпочитал идти «искать правду» не в суд, а в криминальные структуры. Исполнение судебных решений не входит в содержание судебной власти. По природе своей эта деятельность входит в компетенцию исполнительных органов государственной власти. Однако низкий уровень исполнения судебных актов весьма отрицательно влиял на судебную власть, ее фактический статус. Так, из 140 020 785 млн (недоминированных) руб., подлежащих взысканию в 1997 г. по исполнительным документам, взыскано было лишь 56,1% , а следовательно, и государственный бюджет недополучил триллионы руб-лей1. Очевидно, укрепление судебной власти невозможно без решения проблем исполнения судебных актов.
Судебные постановления, вступившие в законную силу, обязательны к исполнению на всей территории РФ. Исполнение судебных актов осуществляется добровольно, а если это не происходит, то принудительно. Приговоры судов, связанные с лишением свободы, могут исполняться только в принудительном порядке. Принудительное исполнение судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, связанных с передачей де-нежных средств, иного имущества либо совершением определенных действий или воздержанием от таковых, возложено на судебных приставов-исполнителей.
Должность судебных приставов была учреждена в России еще в древности. В российском судопроизводстве они вызывали на суд ответчика и свидетеля, производили по определению суда различные взыскания. В XVIII в. должность пристава была упразднена и исполнительная часть судебного процесса перешла в ведение полиции. Поскольку полицейские чины не были материально заинтересованы в том, чтобы обеспечить явку в суд всех приглашенных лиц, судебные разбирательства, а соответственно и исполнение их решений затягивались на многие десятилетия. В ходе судебной реформы 1864 г. институт судебных приставов, существовавший к тому времени уже во многих европейских странах, был реанимирован.
Они состояли при мировых судьях, окружных судах, судебных палатах и кассационных департаментах Сената. Судебные приставы избирались председателями этих учреждений, а при кассационных департаментах обер-прокурорами. Их численность определялась индивидуально для каждого суда по штатам, утвержденным Министерством юстиции Российской империи.
Судебные приставы получали денежное содержание от государства в соответствии с утвержденными тарифами по штатной должности и пользовались правами государственного служащего.Должность судебного пристава приравнивалась к должности чиновника 10-го разряда по 14-разрядной Табели о рангах Российской империи1.После Октябрьской революции одновременно с ликвидацией старой судебной системы Российской империи институт судебных приставов был ликвидирован. Выполнение данной функции было возложено на судебных исполнителей, входивших в систему судебных учреждений. Чаще всего должности судебных исполнителей занимали женщины с крайне низким уровнем оплаты труда, незначительным правовым статусом и т.д., что обусловливало низкую эффективность существовавшей системы принудительного исполнения судебных решений. В последние годы в области исполнения судебных актов проведены большие изменения, которые позволяют надеяться на повышение эффективности этой работы. Результатом всесторонне проработки данной проблемы явилось решение о воссоздании в России службы судебных приставов2. Их статус и деятельность регулируются двумя федеральными законами от 21 июля 1997 г.:«О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве»3.Судебные приставы-исполнители вместе с судебными пристава-ми по обеспечению установленного порядка деятельности судов и образуют единую службу судебных приставов
.В соответствии с этими законодательными актами служба приставов получила статус федерального органа исполнительной. Просчитывалось два варианта создания новой системы исполнения судебных решений: континентально-европейская, где судебные приставы являются частными лицами и работают по лицензии. Управляются они региональными и национальными Палатами судебных исполнителей (Франция, Бельгия, Люксембург) со статусом органов самоуправления и по аналогу службы маршалов США. Исторически эта служба явилась одним из первых правоохранительных органов в структуре государственных учреждений, и сейчас это одна из наиболее авторитетных структур с весьма великими организационными и ресурсными возможностями: она имеет своих представителей в Интерполе, управляет собственностью, изъятой у преступных элементов, стоимостью более полутора млн долл., имеет мобильные части спецназа, самое совершенное вооружение, специальные средства, самолеты, разнообразный наземный транспорт и др. власти и вошла в систему Министерства юстиции РФ.
Это качественно новое звено исполнительной власти со статусом правоохранительного органа, расширенным кругом полномочий, вооружением, специальной техникой, правом применения соответствующих мер принуждения к нерадивым должникам и лицам, препятствующим исполнению судебных решений. На судебных приставов в настоящее время возлагаются задачи по обеспечению установленного порядка деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также исполнению судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве .Служба судебных приставов, входящая в систему органов Минюста России и возглавляемая заместителем министра юстиции Главным судебным приставом Российской Федерации, имеет следующую структуру: Департамент судебных приставов Минюста России (возглавляет заместитель Главного судебного пристава РФ руководитель Департамента судебных приставов);служба судебных приставов Управления военных судов Минюста России (возглавляет заместитель начальника
Управления военных судов военный судебный пристав службы судебных приставов органов юстиции субъектов РФ(возглавляют заместители начальника органов юстиции субъектов РФ главные судебные приставы субъектов);районные, межрайонные или соответствующие им, согласно административно-территориальному делению субъектов РФ, подразделения судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебных приставов-исполнителей(возглавляют старшие судебные приставы)
Судебным приставом может быть гражданин РФ не моложе 20 лет, не имеющий судимости, имеющий среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование, способный по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности. Приставы обеспечиваются униформой, имеют соответствующую экипировку1. Судебные приставы, обеспечивающие установленный порядок деятельности судов, проходят специальную под-готовку, после которой получают право на хранение и ношение оружия и специальных средств. Судебным приставам присваиваются классные чины работников юстиции, а судебным приставам военных судов и воинскиезвания2. Перечень функций и полномочия службы судебных приставов возводят ее в ранг правоохранительной структуры, поэтому лица, имеющие опыт работы в системе Министерства обороны, органов внутренних дел и иных правоохранительных ведомств, пользуются преимуществом при поступлении на службу в качестве судебных приставов.
Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов обязан: обеспечивать в судах безопасность судей, заседателей, участников судебного процесса и свидетелей. Она ограничивается рамками понятия «в рабочее время» и судебными помещениями; выполнять распоряжения председателя суда, а также судьи или председательствующего в судебном заседании, связанные с соблюдением порядка в суде; исполнять решения судьи о приме-нении к подсудимому и другим гражданам предусмотренных законом мер процессуального принуждения3;обеспечивать охрану зданий, совещательных комнат и судебных помещений в рабочее время.
Кроме того, судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов проверяют подготовку судебных помещений к заседанию, обеспечивают по поручению судьи до-ставку к месту проведения судебного процесса уголовного дела и вещественных доказательств и их сохранность; поддерживают общественный порядок в судебных помещениях; взаимодействуют с военнослужащими воинской части (подразделения) по конвоированию лиц, содержащихся под стражей, по вопросам их охраны и безопасности; предупреждают и пресекают преступления и правонарушения, выявляют нарушителей, а в случае необходимости задерживают их с последующей передачей органам милиции; осуществляют привод лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу-исполнителю; участвуют по указанию старшего судебного пристава в совершении исполнительных действий. В ситуации острого дефицита штатной численности судебными приставами взято под охрану около 68% зданий судов общей юрисдикции и 99% арбитражных судов.
Судебный пристав-исполнитель наделен полномочиями по принудительному исполнению судебного акта (ст. 12 Федерального закона «О судебных приставах»). Их анализ в комплексе свидетельствует о том, что судебные приставы сегодня это государственные служащие, наделенные столь широкими правами и обязанностями, организационно-техническими и правовыми возможностями, что ему просто нельзя не подчиниться, не породив для себя весьма негативных правовых и материальных последствий.
Требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех органов, организаций и должностных лиц на территории Российской Федерации. Судебный пристав-исполнитель принимает к исполнению исполнительный документ (исполнительный лист, выданный судом, судебный приказ и др. ст. 7 Федерального закона «Об исполнительном производстве») и возбуждает исполнительное производство. Если в пятидневный срок должник добровольно не исполняет требования, то начинается процедура принудительного исполнения судебного акта. Она сводится к совершению определенных Законом исполнительных действий в течение, как правило, двух месяцев.
Сторонами исполнительного производства являются взыскатель (гражданин или организация, в пользу которых выдан исполнительный документ) и должник (лицо, обязанное совершить определенные действия по исполнительному листу). В нем могут участвовать представители сторон, понятые, специалисты и другие лица (гл. II Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
Мерами принудительного исполнения, которые принимаются судебным приставом-исполнителем, являются: обращение взыскания на имущество должника путем ареста имущества и его реализация, организуемая судебным приставом; обращения взыскания на заработную плату, пенсию, иные виды доходов должника, обращение взыскания на денежные средства и иное имущество должника, находящееся у других лиц; изъятие определенных предметов у должника и передача их взыскателю; другие меры. Действия судебных приставов можно обжаловать в суде или в вышестоящей организации структуры службы организованы во всех субъектах РФ. Статистика показывает, что обжалование действий судебных приставов - явление распространенное.
Исполнительное производство оканчивается фактическим исполнением исполнительного документа, прекращением производства, направлением исполнительного документа по месту получения дохода должником и в других случаях (ст. 27 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).Принудительное исполнение исполнительного документа осуществляется за счет должника, с которого взыскивается исполнительный сбор в размере 7% взыскиваемой суммы или стоимости имущества должника.
Органы уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ...
Впервые места заключения, в частности тюрьмы, появились в Европе в XVI в. (в Нидерландах в 1595 г. была создана тюрьма Цухтауз для заключенных мужчин). Первоначально они были местами изоляции для устрашения и обезвреживания преступников. На протяжении своего существования порядок и условиях отбытия наказания в тюрьмах изменялись; создавались разные системы тюремного заключения пенитенциарные системы.
Впервые наиболее разработанная пенитенциарная система возникла в XVIII в. в США в штате Пенсильвания (Пенсильванская система). Она основывалась на одиночном заключении, соединенном с религиозным воздействием на осужденных, исключала какое-либо их общение с внешним миром. В XIX в. в США в г. Оберн сложилась Обернская система, которая предусматривала разъединение осужденных только на ночное время, но предписывала соблюдение абсолютного молчания днем во время работы, приема пищи и т.д.В современных западных странах существует несколько типов прогрессивных систем отбывания наказания (английская, ирландская, французская и т.д.). Отличаясь в целом внешне гуманными или либеральными формами, все они предусматривают 35 этапов отбывания наказания: одиночное заключение, разъединение осужденных на ночное время, переходный период, когда допускается работа осужденных по найму вне тюрьмы, и, наконец, условное или условно-досрочное освобождение от наказания. В России система тюремных учреждений формируется в последней четверти XVIII в.
В результате проводимой в стране судебно-правовой реформы число заключенных за два года уже удалось снизить почти на 240 тыс. человек. В местах лишения свободы остаются в основном лица, осужденные за особо тяжкие и тяжкие преступления.
Этот проект не стал законом. Однако по всей стране происходит интенсивное строительство тюрем, их специализация. По Учреждениям для управления губерний создаются смирительные дома, в которых должны были перевоспитываться по решениям административно-полицейских органов лица, совершившие незначительные преступления и дерзкие проступки. Для принудительных работ неимущих правонарушителей создавались работные дома. Шлиссельбургская и Петропавловская крепости приобретают характер политической тюрьмы. Тюремные функции исполняли монастыри, особенно известными в этом отношении стали Соловки. Так, помилованная Екатериной II от смерти Салтычиха (Д.Н. Салтыкова) содержалась в Ивановском монастыре. Существовали и заводские тюрьмы, в частности на заводах Демидова на Урале. Исследователи отмечают, что отсутствие четкой регламентации режима содержания в тюрьмах обусловливало произвол тюремщиков.
Заключенные обрекались не только на моральные, но и на физические страдания. В цивилизованном обществе все большее значение приобретает замена лишения свободы штрафом, условное осуждение, «открытый» режим исполнения наказания, предоставление отпуска во время отбывания наказания и специальные терапевтические программы. И это правильно. Еще Ч. Беккариа (17381794 гг.),обосновывая идею о необходимости соразмерности наказания и тяжести преступления, утверждал, что чем более жестокими становятся наказания, тем более ожесточаются души людей и по истечении сотни лет жестоких наказаний колесование внушает небольше страха, чем прежде внушала тюрьма2. В нашей стране в последнее десятилетие осуждение к лишению свободы составляет от 34 до 40% общего числа наказаний. За этот период осуждено16 млн человек, из которых 10 млн к лишению свободы.
Лишение свободы назначается судами в большей степени за совершение тяжких и особо тяжких преступлений (бандитизм, умышленное убийство, изнасилование, разбой, получение взятки при отягчающих обстоятельствах и др.).В последние годы система пенитенциарных учреждений нашей страны претерпевает значительные изменения. Приняты новые законы, предусматривающие расширение прав арестованных и осужденных, гуманизацию условий содержания под стражей и отбывания наказания. Претворяется в жизнь Концепция реорганизации уголовно-исполнительной системы. По вопросам деятельности СИЗО и исправительных учреждений приняты решения федеральных органов власти. К данной проблематике привлечено внимание Президента РФ, Правительства РФ, законодателей, средств массовой информации, российских и международных правозащитных организаций.
В настоящее время исправительные учреждения, исполняю-щие наказание в виде лишения свободы, переданы из управления МВД России в ведение Минюста России Для России это не новшество. Еще более ста лет назад, с 1895 г. Главное тюремное управление находилось в ведении Минюста. Так было вплоть до1922 г. Речь идет о более чем 800 исправительных и воспитательных колониях, о 190 тюрьмах и СИЗО, а также предприятиях и лечебных учреждениях.
Правовую основу деятельности исправительных учреждений составляет Закон РФ от 21 июля 1993 г. «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» с последующими изменениями и дополнениями, Положение о Главном управлении исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденное Приказом Минюста России от 24 марта 1999 г. № 56. Режим отбывания наказания регулируется УИК. Уголовно-исполнительная система (далее УИС) состоит из центрального органа УИС; территориальных органов УИС; учреждений (исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебно-исправительные учреждения, СИЗО) и предприятий.
Центральный орган УИС Главное управление исполнения наказаний Министерства юстиции РФ (ГУИН Минюста России)
Органы юстиции Российской Федерации является самостоятельным структурным подразделением Минюста России, обеспечивающим организацию исполнения законодательства по вопросам деятельности УИС. Структура и штаты ГУИН утверждаются министром юстиции РФ в пределах выделенной Правительством РФ численности.
В структуру ГУИН входят подразделения, осуществляющие организацию исполнения наказаний в виде лишения свободы, содержания под стражей подозреваемых, обвиняемых в совершении преступлений, подсудимых, осужденных, в отношении которых вынесен обвинительный приговор, не вступивший в законную силу управления охраны, оперативное, безопасности, следственных изоляторов и тюрем, оперативно-технических мероприятий, технических мероприятий, воспитательной работы с осужденными, конвоирования и спецперевозок, правовое управление, управление инженерно-технического обеспечения, связи и вооружения; управление кадров, по работе с личным составом, учебных заведений и научно-исследовательских учреждений; производственное управление, управление главного инженера, финансово-экономическое, материально-технического и хозяйственного обеспечения, бухгалтерского учета и отчетности, медицинское управление; организационное управление, секретариат.
В интересах развития социальной сферы УИС и привлечения осужденных к труду ГУИН имеет право создавать предприятия любых организационно-правовых форм, участвовать в их создании и деятельности на правах учредителя, акционера или вкладчика, а также управления ими. Основными задачами ГУИН являются обеспечение организации исполнения законодательства РФ по вопросам деятельности УИС; организация исполнения уголовных наказаний в виде лишения свободы, а также исключительной меры наказания, размещение и перевод осужденных (заключенных);организация содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих наказания в виде лишения свободы, следственных изоляторах, безопасности персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на территории этих учреждений, содержащихся в них осужденных, а также охраны объектов УИС.
Для этих целей в Минюсте России создано специальное управление по контролю за соблюдением законности и прав человека в деятельности уголовно-исполнительной системы; организация конвоирования осужденных (заключенных) и спецперевозок; организация привлечения осужденных к труду на собственных производствах учреждений, исполняющих наказания, а также в качестве индивидуального предпринимателя на предприятиях учреждений, исполняющих наказания и т.д.; обеспечение надлежащих условий отбывания наказаний, охраны здоровья осужденных и заключенных; организация общего и профессионального образования и профессионального обучения осужденных; содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, в выявлении, предупреждении, раскрытии и расследовании преступлений; обеспечение исполнения актов амнистии и помилования.
Финансирование ГУИН и его подразделений осуществляется целевым назначением за счет средств федерального бюджета. Постановлением Правительства РФ установлено, что финансирование уголовно-исполнительных инспекций Минюста России осуществляется за счет средств, поступающих в федеральный бюджет в результате удержания из заработной платы осужденных к исправительным работам. В случае недостаточности этих средств разрешено направлять на финансирование уголовно-исполнительных инспекций часть средств федерального бюджета, предусматриваемых на содержание уголовно-исполнительной системы.
Конечно, между бюджетом и его воплощением в жизнь есть определенная дистанция. Любой реалистически мыслящий чело-век понимает, что на практике любой бюджет в каких-то ситуациях подвергается деформации, что непосредственно отражается на гарантиях соблюдения прав человека в местах предварительного заключения и отбывания наказания, в том числе и на соблюдении прав сотрудников учреждений УИС.
В непосредственном (центральном) подчинении ГУИН находятся территориальные органы УИС, учреждения, предприятия и иные организации (научно-исследовательские, проектные, лечебные, учебные и т.д.), входящие в состав УИС. Территориальные органы УИС осуществляют непосредственное руководство колониями, тюрьмами, следственными изоляторами, находящимися на определенной территории (как правило, совпадающей с административно-территориальным делением государства), обеспечивают ведомственный контроль за их деятельностью, распределяют осужденных по учреждениям. Колонии, тюрьмы являются исправительными учреждениями, непосредственно исполняющими наказание. При них организуются и действуют предприятия. Следственные изоляторы обеспечивают содержание подозреваемых, к которым применена мера пресечения в виде заключения под стражу .Если говорить об основных направлениях деятельности органов УИС, то, исходя из анализа возложенных на них задач в обобщенном виде, они могут быть сведены к четырем группам.
Во-первых, они осуществляют содержание обвиняемых и подозреваемых в следственных изоляторах, а осужденных в тюрьмах, исправительных или воспитательных колониях (последние для несовершеннолетних осужденных) в соответствии с требованиями закона; проводят среди осужденных воспитательную работу в целях восстановления социальной справедливости, их исправления и предупреждения совершения ими новых преступлений.
В целях правильного и единообразного применения законодательства о назначении осужденным к лишению свободы вида исправительного учреждения и в связи с возникшими в судебной практике вопросами 11 апреля 2000 г. Пленум Верховного Суда РФ принял постановление № 14 «О практике назначения судами видов исправительных учреждений» // ВВС РФ. 2000. № 5 в этих же целях осуществляют их профессиональное обучение. Во-вторых, немаловажное значение всегда, а в рыночной экономике в особенности, имеет производственная деятельность этих органов. Если иметь в виду их систематическое недофинансирование, становится понятным, что хорошо налаженная производственно-хозяйственная деятельность на предприятиях учреждений, исполняющих наказания, способствует их «выживанию»,успешному достижению целей наказания. Сегодня, если осужденный, отбывающий наказание, работает, его труд соответственно оплачивается.
В этом случае на него, как и на весь промышленно-производственный персонал, распространяется закон, требующий обязательного государственного социального страхования на случай получения профессиональных заболеваний и несчастных случаев. Ранее сумма подобных выплат ограничивалась 85-кратным минимальным размером оплаты труда, теперь максимальным размером установленного федеральным законом пособия1.В-третьих, в следственных изоляторах и колониях осуществляется оперативно-розыскная деятельность в соответствии с Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности».
Она направлена на выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших на территории учреждений УИС, раскрытие иных преступлений при взаимодействии с другими органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
Наконец, органы, исполняющие наказание, осуществляют и уголовно-процессуальную деятельность. Как отмечалось, начальники исправительных учреждений, СИЗО наделены правами органа дознания по делам о преступлениях, совершенных сотрудниками этих учреждений в связи с исполнением ими служебных обязанностей, а равно по делам о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений и органов иными лицами.
В зависимости от преступления дознание осуществляется либо в полном объеме, либо в виде неотложных следственных действий с последующей передачей дела по подследственности (ст. 149157УПК).Кроме того, на основании ст. 23.4 КоАП органы и учреждения уголовно-исполнительной системы рассматривают дела об административных правонарушениях о неповиновении гражданина (за исключением осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы в уголовно-исполнительном учреждении, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и содержащихся под стражей в иных учреждениях) закон-ному распоряжению или требованию сотрудника органов уголовно-исполнительной системы, военнослужащего либо другого лица при исполнении ими обязанностей по обеспечению безопасности и охране этих учреждений, поддержанию в них установленного режима, охране и конвоированию осужденных (подозреваемых, обвиняемых) (ч. 2 ст. 19. 3), а также о передаче либо попытке передачи любым способом лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, следственных изоляторах или изоляторах временного содержания и иных местах содержания под стражей, предметов, веществ или продуктов питания, приобретение, хранение или использование которых запрещено законом (ст. 19.12)
.При этом дела об административных правонарушениях от имени указанных органов и учреждений вправе рассматривать начальники арестных домов, исправительных учреждений, следственных изоляторов и изоляторов временного содержания1.Минюстом России проводится определенная работа на каждом из указанных направлений. Осуществляемые меры способствуют нормализации порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определению средств исправления осужденных, оказанию им помощи в социальной адаптации. К сожалению, в этом вопросе есть некоторые проблемы, особенно в плане соблюдения прав человека в местах предварительного заключения и отбывания наказания.
Реализация гражданских, социальных и культурных прав человека применительно к лицам, лишенным свободы, конкретизируется в обеспечении реальных прав: на жизнь, личную безопасность, свободу от пыток, жестокого и унижающего человеческое достоинство обращения, медицинскую помощь, судебную защиту. Посещения следственных изоляторов и колоний Уполномоченным по правам человека в РФ, членами Комиссии по правам человека при Президенте РФ, информация Генеральной прокуратуры РФ, многочисленные сообщения СМИ, а также письма и обращения граждан свидетельствуют о нарушении прав лиц в местах принудительного содержания.
Органы юстиции Российской Федерации