СУЩНОСТЬ, ПРЕДМЕТ И ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ КУЛЬТУРОЛОГИИ
Краткое содержание лекций
Тема 1. СУЩНОСТЬ, ПРЕДМЕТ И ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ КУЛЬТУРОЛОГИИ
Культурология это наука, предметом которой являются объективные закономерности общечеловеческого и национальных культурных процессов, памятники, явления и события материальной и духовной жизни людей.
Культурология изучает жизнь в различных обществах, стремясь выделить особенности и достижения различных культурно- исторических типов.
В настоящее время понятие культура означает исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека. выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. о
Понять сущность культуры можно лишь через призму деятельности человека и народов населяющих Землю. Культура не существует вне человека.
Культура это сложная система вбирающая и отражающая противоречия всего мира.
Культура это сложная, многоуровневая система. Культуру принято подразделять по ее носителю.
Культура это многофункциональная система. Главной функцией феномена культуры является гуманистическая.
Тема 2. ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА
Проблема первобытной культуры является одной из самых сложных в культурологии и определяется это двумя причинами.
1. Объективная сложность взаимосвязанной системы методологических вопросов о причинах возникновения культуры как космического события.
2. Присутствие обыденных взглядов и представлений в попытках осмысления проблем первобытной культуры. Эти взгляды как правило сводятся к простой формуле: «первобытное значит примитивное». Но мир первобытного человека поражает воображение не примитивностью, а уникальным по космическим масштабам скачком к высшему состоянию.
Существует 2 противоположных подхода к вопросу об эволюции человека, между которыми располагается все многообразие представлений о сущности первобытного мира: 1. Человек это модифицированный примат, постепенно развившийся третичный антропоид. 2. Человек это существо близкое и стремящееся к Богу, вершина космической субъективности. Существо принципиально отрицающее низменно-животное в себе и одержимое свободой.
Большая часть истории человечества приходится на период первобытности, который длился много сотен тысяч лет. Самые древние орудия труда датируются 22,5млн. лет. Соответственно, археологи делят историю первобытного мира на каменный, бронзовый и железный века. Каменный век в свою очередь делят на палеолит, мезолит и неолит. Палео с греческого древний, мезо средний, нео новый, литос камень. Каждый из этих периодов, в свою очередь, делится на этапы. Палеолит на нижний, средний и верхний, мезолит и неолит на ранний и поздний. Возникновение человека современного типа связано с верхним палеолитом, который длился от 40 до 12 тысячелетия до н. э. Эпоха мезолита продолжалась с 12 до 5 тысячелетия до н. э. и эпоха неолита с 5 до 3 тысячелетия до н. э. В соответствии с названиями мест обитания древнего человека ученые выделяют конкретные типы культур. В нижнем палеолите 4 типа: шелль, клактон, ашелль, леваллуа; еще 4 типа культур в среднем и верхнем палеолите: мустье, ориньяк, солютрэ, мадлен.
Это был период возникновения первого, базисного архетипа, т. е. системы врожденных схем, символов, лежащих в основе человеческой субъективности, так называемое «коллективное бессознательное». В этом архетипе были зафиксированы врожденные предпосылки трехсобытийной. Формирование зрелой формы социального организма связано со становлением материнского рода, который наиболее ярко, последовательно и органично воплотил в себе черты коллектива первого исторического социального типа.
Материнская община, как зрелая форма социального организма сформировал коллективную систему управления. Человек не мыслил своей модели мира, включающей в себя событие индивидуального бытия, событие социальной общности и собылие Космоса. Важнейшей особенностью родовой организации было отсутствие каких-либо антагонизмов и претензий на доминирование.
Первые дошедшие до нас произведения первобытного изобразительного искусства относятся к зрелой стадии ориньякской эпохи т. е. приблизительно 33-18-е тысячелетие до н. э. Памятники первобытной живописи открыты в 1879 году испанским археологом М. Саутуолой в испанской пещере Альтамира.. В первобытную эпоху зародились все виды изобразительного искусства: графика (силуэты), живопись (в цвете, минеральными красками), скульптура (из камня и глины), архитектура (палеолитические жилища).
К эпохе неолита и бронзового века обносятся изображения передающие более сложные и отвлеченные понятия. Сформировались многие виды декоративно-прикладного искусства керамика, обработка металлов.. Развитие производительных сил приводит к тому, что часть пастушеских племен переходит к кочевому скотоводству. Другие же племена, продолжая вести оседлый образ жизни на основе земледелия, переходят на более высокий этап развития к плужному земледелию. В это время происходят и социальные сдвиги внутри племен. В поздний период первобытного общества развивались художественные ремесла. Изготавливались украшения из бронзы, серебра и золота.
В первобытном обществе верования представляли собой реакцию личности на восприятие Вселенной. Верования основывались на анимизме (от лат. anima-душа, дух) т. е. наделении природных явлений человеческими качествами Остатки всех форм верований сохранились фактически во всех религиях, а также в традициях и быту народов всего мира.
Искусство первобытной эпохи послужило основой для дальнейшего развития всего мирового искусства и культуры в целом.
Тема 2. КУЛЬТУРА ТРАДИЦИОННЫХ ОБЩЕСТВ ВОСТОКА
Понятие «традиционное общество» или общество традиционного типа-одно из определяющих в культурологии. Традиционным называется общество воспроизводящее уже имеющиеся экономические, социально-политические и идеологические отношения на протяжении длительного времени. Разложение социальности традиционного типа произошло лишь в Древней Греции, поэтому античность и рассматривается как начало европейской цивилизации. Общественное устройство всех других цивилизаций можно считать традиционным по своему типу.
В терминах современной социологии традиционное общество можно охарактеризовать как закрытое, т. е. лишенное социальной мобильности характерной для западной цивилизации. Мировосприятие человека в традиционном обществе определяется существующим типом мировоззрения- мифологией и религией. Основой духовной культуры традиционных обществ является миф. Обществу традиционного типа соответствует особый способ мышления, получивший название восточного. Ко времени встречи с европейской цивилизацией традиционные общества Индии, Китая, Японии были преуспевающими и стабильными. Восток превосходил Европу не только численностью населения, но и богатствами. Промышленная революция и модернизация общества позволили Западу осуществить экспансию, превратив в колонии и полуколонии государства Востока. «Культурный диалог»на протяжении всего XIX века был агрессивным монологом Запада и терпеливым молчанием Востока.
Тема 3. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
Древний Египет первое государство на Земле, первая могущественная держава претендовавшая на мировое господство. Египетская культура была глубоко традиционной по своей сущности и поэтому относится к восточным обществам. Вся история Египта служит подтверждением тезиса об особой жизнеустойчивости традиционных цивилизаций. С 5-го тысячелетия до н. э. и до 1-го века до н. э. т. е. около 5 тысяч лет существовала цивилизация Египта.
Важнейшая черта культуры Древнего Египта протест против смерти, которую египтяне считали «ненормальностью». Страстное желание бессмертия определило все мировоззрение египтян. Для этого, изначально бессмертная душа должна вновь соединиться со своим телом. Живые должны превратить тело умершего в бессмертное забальзамировать его. Таким образом возникло искусство изготовления мумий.
Иногда Египет, совершенно справедливо, называют самой религиозной культурой в истории человечества. Религиозно-мифологическую систему Египта можно охарактеризовать как политеизм, так как она включала в себя культы около 2тыс. богов. Характерной чертой египетской мифологии было обожествление животных как воплощения различных божеств. Египтянами почитались: бык Апис, кошка Бастет, крокодил Себек, львица Тефнут, шакал Анубис.
Самые древние египетские тексты, дошедшие до нас это молитвы богам и хозяйственные записи. Самые ранние памятники художественной литературы, сохранившиеся до нашего времени, относятся ко 2-му тысячелетию до н. э. Вероятно, существовали и более древние произведения, но они не сохранились.
Изобразительное и монументальное искусство несет на себе печать египетской культуры в целом. Перед храмами и дворцами египтяне воздвигали высокие тонкие обелиски покрытые иероглифами рисуночным письмом, в дальнейшем превратившимся в слоговое (Чего не произошло с китайской иероглифической письменностью). Перед заупокойными храмами ставились сфинксы: каменные существа с телом льва и головой человека-фараона. Самый большой сфинкс выполнен в 1-й половине 3-го тысячелетия до н. э. Он до сих пор стережет пирамиду Хефрена.
В Древнем Египте были выработаны такие классические архитектурные формы, как пирамида, обелиск, колонна и такие виды изобразительного искусства, как скульптура, рельеф, монумент, живопись. В рамках мифологической системы мышления египтянами были накоплены серьезные знания. Наибольший вклад они внесли в медицину. С мифологической системой египтян были связаны и обширные знания в математике и астрономии..
Знания в Древнем Египте носили эзотерический характер, т. е. принадлежали узкому кругу посвященных людей, но они показывают, что в рамках мифологической системы уже возникают элементы будущего рационального знания.
Многие достижения древнеегипетской культуры, усвоенные античным миром, пришли в европейскую культуру.
КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ МЕСОПОТАМИИ
В IV-III тысячелетии до н. э. в долине рек Тигр и Евфрат возникла и утвердилась такая же высокая как и в Египте культура. Это был один из древнейших очагов человеческой цивилизации. Но в отличие от берегов Нила, где обитал один народ и существовало одно государство Древний Египет, в Месопотамии стремительно, по историческим меркам, сменяли друг друга различные государственные образования, в их числе Шумер, Аккад, Вавилония, Ассирия, Иран. Разные народы перемешивались, торговали и воевали друг с другом, быстро воздвигали и разрушали храмы, крепости и города. Более динамичной по сравнению с Египтом, были история и культура Месопотамии.
Древнейшая культура Двуречья шумеро-аккадская. По мнению большинства востоковедов, шумеры являются родоначальниками всей вавилонской культуры. Их культурные достижения неоспоримы. Долгое время ученые считали, что язык шумеров не похож ни на один из известных человечеству живых или мертвых языков, и вопрос о происхождении этого народа оставался загадкой. Но сейчас достоверно установлено, что язык шумеров, так же, как язык древних египтян, относился к семито-хамитской языковой семье.
Наследницей шумеро-аккадской цивилизации была Вавилония. В середине 2-го тысячелетия до н. э., при царе Хаммурапи (правил с 1792 по 1750гг. до н. э.) город Вавилон объединил под своим главенством все области Шумера и Аккада. При Хаммурапи появился знаменитый свод законов выбитый клинописью на двухметровом каменном столбе. Все основные интересы жителей Вавилонии были сосредоточены на окружающей действительности. В их искусстве почти нет погребальных изображений. В целом и религия, и искусство, и идеология были более реалистичны чем в Древнем Египте. Архитектурных памятников вавилонского искусства дошло до нас значительно меньше чем египетского. Основным строительным материалом был кирпич, менее долговечный по сравнению с камнем. Тем не менее, сохранившиеся постройки позволяют утверждать, что именно вавилонские зодчие являются создателями тех архитектурных форм, которые легли в основу строительного искусства Древнего Рима и всей Средневековой Европы.
КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
Термин «античность»стал использоваться в эпоху Возрождения, когда стало очевидным неповторимое величие культуры Древней Греции, ее фундаментальное значение в развитии человечества и, особенно, европейской культуры. Именно античность создала тот особый способ отношения человека к космосу, обществу и к самому себе, который определил судьбу западного мира. Благодаря этому способу отношения человека к миру античность понимается как синоним классического, непревзойденного образца во всех областях культуры.
У истоков греческой культуры находятся Крит и Микены, чья культура еще не является гранью между Древним Востоком и Современным Западом. Характерная для этой эпохи (2-е тысячелетие до н. э.) так называемая дворцовая культура сближает ее с восточными прототипами.
Крушение централизованных систем Крита и Микен предоставило свободу представителям родовой знати в борьбе за славу и богатство. Своеобразие гомеровской эпохи (11-9вв. до н. э.) состоит в том, что основной вектор развития направлен не на родовые, а на индивидуальные нормы культуры. В целом гомеровский период был временем упадка культуры, но именно тогда создавались предпосылки стремительного подъема греческого обшества в последующие эпохи.
Период архаики охватывает 8-6вв. до н. э. В это время проходила великая колонизация освоение греками побережий Средиземного, Мраморного и Черного морей. В итоге греческий мир вышел из изоляции, в которой оказался после крушения крито-микенской цивилизации. Греки многому научились у других народов. Все элементы чужих культур были творчески переработаны и органично вошли в греческую культуру.
Классический период является временем наивысшего расцвета древнегреческой цивилизации. Высочайшего уровня достигает философия. Успешно развиваются математика, медицина, история, скульптура, архитектура. Мировым событием становится рождение театра.
Эллинизм это завершающий этап существования древнегреческой культуры. В этот период идет экспансия эллинской культуры на территории множества восточных государств, где она соединяется с восточными культурами. Под влиянием греческого образа жизни и греческой системы образования формируется эллинистическая культура.
В 146 г. до н. э. Греция попала в политическую зависимость от Рима и Древняя Эллада прекратила свое существование.
КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО РИМА
Культура Древнего Рима существовала с VIII в. до н. э. и до 476 г. н. э. Римляне были более воинственными по сравнению с эллинами. Именно завоевательные войны превратили небольшой городок в мировую империю. Религиозно-мифологические представления римлян являются более сложными, чем у греков. Многое римляне заимствовали из других религий. Греческие боги были приняты римлянами под новыми именами. В их мифологии особое место занимает так называемый «римский миф», где основная идея состоит в том, что «Рим центр мира» и «Рим вечный город».
В науках римляне во многом следовали за греками. Их интересовали не теоретические исследования, а обобщение и систематизация уже имеющихся знаний. Примерно такая же ситуация наблюдается в художественной культуре. Римские художники не просто подражают греческим мастерам, а просто копируют их. Многие скульптуры древнегреческих мастеров дошли до нашего времени не в подлинниках, а лишь как римские копии.
Достижения Древнего Рима связаны с юриспруденцией, прекрасными дорогами и акведуками, великолепными зданиями, развитием государственности в таких формах, как республика и империя.
Особенностями древнеримской культуры являются приземленность и рациональность. Сильное взаимодействие двух культур привело к возникновению единой Греко-римской культуры, которая в будущем составила основу византийской культуры и оказала огромное влияние на культуры славянских народов.
ВИЗАНТИЙСКАЯ КУЛЬТУРА
В 395г. н. э. Римская империя распалась на Восточную и Западную. Восточную Римскую империю впоследствии стали называть Византией. Это название ей дали мыслители Нового времени с целью отделения Византии от связей с Греко-римской культурой. Сами византийцы называли себя «ромеями»т. е. римлянами, а свою столицу Константинополь «вторым Римом». Византия продолжила лучшие традиции римской цивилизации. Именно в Византии завершилось становление христианства и оно приобрело законченную, классическую форму.
Византийские ученые продолжили развитие римского права и создали собственную концепцию византийское право. Оно нашло применение во многих европейских и азиатских странах того времени.
Византийская культура испытывала влияние со стороны восточных соседей, особенно Ирана. В целом Византийская империя была «золотым мостом» между Западом и Востоком.
СРЕДНЕВЕКОВАЯ КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ
Если Восток представлен в культуре целым рядом локальных цивилизаций, или, по крайней мере, тремя основными потоками цивилизационно-исторического существования (Ближний Восток, Индия, Китай), то соотносимая с ними западноевропейская культурно-историческая традиция является, прежде всего, последовательностью эпох обладающих значительной спецификой, и по отношению друг к другу, и по отношению к той исходной социокультурной форме, из которой они выросли и общие, родовые особенности которой все они сохраняют.
Средние века в истории Западной Европы охватывают более тысячи лет с V века по XVI век. В этом периоде обычно выделяют следующие этапы: раннее средневековье V-IXвв., классическое средневековье X-XIIIвв. и позднее средневековье XIV-XVIвв.
Вся культурная жизнь европейского общества этого периода была тесно связана с христианством. Учение церкви являлось исходным моментом всякого мышления. Все науки приводились в соответствие с христианством. Духовенство было единственным образованным классом. Церковь своим авторитетом освящала средневековый феодальный строй и была духовным руководителем феодального общества.
Признавая духовное руководство церкви, каждый класс феодального общества, тем не менее, развивал свою особую культуру, в которой отражал свои настроения и идеалы. Очень многое для развития культуры сделал средневековый город сыгравший важнейшую роль в политической жизни той эпохи.
РУССКАЯ КУЛЬТУРА IX-XVII ВЕКОВ
Начало становления русского этноса восходит к I веку нашей эры, когда происходило Великое переселение народов. Первоначально славяне находились между реками Висла и Тиса. Затем они распространились на огромные территории от Балтики на севере до Адриатики на юге, от Эльбы на западе до Днепра на востоке. В формировании русского этноса принимали участие не только славяне, но и балтийские, угро-финские, тюркские и многие другие племена. К IX веку славяне имели все предпосылки для создания собственного государства: большая численность населения, огромная территория расселения, тесные социально-экономические связи. Инициативу в этом сложном деле взяли на себя древние русы, которые, во главе с Рюриком, основали в 862 г. в Новгороде Русское государство, к которому в 882 г. был присоединен Киев.
В своем развитии культура Древней Руси прошла несколько этапов: 1. языческий или дохристианский, 2. христианский этап культуры Киевской Руси, 3. монголо-татарский этап древнерусской культуры, 4. этап формирования и развития русской культуры XVI-XVII веков. В целом XVII век завершает эпоху древнерусской культуры. Это время постепенной трансформации древнерусской культуры в новоевропейскую. Особую роль в этом переходе сыграл стиль барокко. Барокко это не только стиль художественного творчества, но и стиль мышления, объяснения бытия, интерпретации происходивших событий и выражения идейных установок.
В XVII веке появляются первые трактаты по эстетике. В целом древнерусская эстетика, воспринявшая византийские каноны и претерпевшая длительную эволюцию, способствовала развитию русского национального «мышления в образах», дала мощный импульс визуальным, невербальным методам богословсвования и философствования.
Главными хранителями древнерусского культурного наследия стали старообрядцы. Они выступали за сохранение высокой духовности, бережного отношения к традициям, против подчинения церкви государству.
ЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА НОВОГО ВРЕМЕНИ
Культура Нового времени в истории Западной Европы охватывает период XVII-XVIII веков. Между этими столетиями много общего, вместе с тем, каждое из них, в культурном отношении, имеет целый ряд особенностей.
XVII век является логическим продолжением эпохи Возрождения в Европе. Влияние Возрождения на всю последующую историю западного мира огромно. Прежде всего оно означало революцию в сознании. В эпоху Ренессанса происходит возвышение и самоутверждение человека в сознании и самосознании. Раньше всего это проявилось в религии и искусстве. В религии результатом возвышения человека стал протестантизм, как религия Нового времени и Нового человека. Самое глубокое воплощение новые идеалы и ценности получили в искусстве, где преобладал художественно-эстетический взгляд на мир и на человека. Отношения между ними виделись гармоничными и бесконфликтными.
XVII век это время между старым и новым: феодализмом и капитализмом, монархией и буржуазной республикой, гуманизмом и индивидуализмом, католицизмом и протестантизмом, наукой и искусством.
XVII век это время формирования национальных культур. Одновременно четко вырисовываются контуры единой мировой культуры.
С XVII века Западная Европа выходит на ведущие позиции в мировой истории и культуре.
XVII век это время выбора научно- технического пути развития человечества.
XVIII век это эпоха Просвещения в истории и культуре Запада. Еще более возвысился авторитет науки и разума. Вновь актуальными стали идеи гуманизма. Философы-просветители разработали теорию прошлого, настоящего и будущего. Разум был объявлен высшим судьей всего существующего на Земле. Необычайный авторитет науки привел к тому, что в XVIII веке ее ставят на место религии.
Эпоха Просвещения имеет фундаментальное значение для всей последующей истории Западной Европы. Она стала началом современности. Провозглашенные ею ценности в течение двух столетий играли решающую роль в развитии всего человечества.
РУССКАЯ КУЛЬТУРА XVIII ВЕКА
XVIII век стал временем резких перемен в общественной жизни и культуре России. Мощнейший толчок этому процессу дал Петр Великий. Начало столетия характеризуется скачком к новому состоянию общества, разрушением прежних его устоев. Лозунг «Москва третий Рим»потерял свое значение. Вызревает новый лозунг «Великая Россия». В течение века в стране распространяются рационализм, атеизм, политико-социальное просветительство.
В XVIII веке на базе великорусской народности, для которой характерны: высокий уровень культуры, чувство национального единства, единство языка, как разговорного так и письменного, этническое самосознание, тесные экономические связи, консолидировалась русская нация. В России формируется общество с высокими духовными запросами. Русская Православная церковь постепенно утрачивает свое влияние в общественной жизни. Светский характер, рационализм, открытость в восприятии культуры Западной Европы резко отличают культуру России XVIII века от культуры предыдущего периода.
В XVIII веке произошло разрушение прежнего органичного единства русской культуры. Некоторые представители высших кругов общества полностью забыли русские традиции и обряды и даже русский язык. В общественной жизни произошла замена нравственности юридическим правом. Русский XVIII век хотя и был во многом дилетантом, смог очень профессионально высказаться в архитектуре, скульптуре и особенно в портретной живописи.
ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА XIX ВЕКА
XIX век в истории Западной Европы стал временем практического воплощения в жизнь программы намеченной в эпоху Просвещения. Новое столетие стало веком науки и техники, а это привело к кардинальным изменениям в области производительных сил и материального производства.
Английская буржуазная революция XVII века и Великая французская революция XVIII века открыли путь капитализму, изменили классовую структуру общества и ускорили ход исторического и культурного развития. Капитализм породил новую социальную структуру: аристократия постепенно уступала место буржуазии, интеллигенции. Сформировался новый класс наемных рабочих пролетариат.
Неуклонный рост завоеваний человека в науке и области материального производства привели к быстрому росту численности населения Земли.
Буржуазно-демократические революции, войны и реформы привели к возникновению в Европе новых крупных государств, укреплению власти буржуазии и ожесточенной капиталистической конкуренции. Растущий спрос на многие виды сырья, поиски новых рынков сбыта готовой продукции, погоня буржуазии за прибылями привели к ускорению захватов чужих территорий крупнейшими державами. Кроме того, почти все государства Азии, Африки и Латинской Америки не сумевшие дать им отпор, превращались в зависимые страны. Широким потоком на подчиненные территории двинулись коммерсанты и банкиры, плантаторы и чиновники, военные и дипломаты. Это способствовало как дальнейшему формированию мировой культуры, так и вносило изменения в национальные культуры стран мира. Единые до того народы оказались искусственно разобщенными. Резко увеличились иммиграционные потоки.
В XIX веке сложным и противоречивым становится положение художественной культуры и искусства. С одной стороны, в искусстве возникают новые стили, школы и течения т. е. оно идет по пути усложнения и углубления восприятия произведений. С другой стороны, буржуазия имеет очень низкий культурный и эстетический уровень. Ее интересы крайне прагматичны и утилитарны. Кроме того, буржуазную действительность нельзя было назвать царством разума, свободы и справедливости как обещала эпоха Просвещения. Искусство оказалось оппозиционно капиталистической реальности. В одном случае, оно уходило в область «чистого искусства». В другом случае, искусство занимает критическую позицию, через реализм изображения действительности.
В XIX веке наметилась тенденция дегуманизации культуры.
РУССКАЯ КУЛЬТУРА XIX ВЕКА
XIX век вошел в историю России как время невиданного расцвета культуры. В это время завершается формирование русского литературного языка. Культура сформировалась как национальная. Ее представителями были созданы произведения, ставшие по своему уровню бессмертными образцами для всех последующих поколений.
Достигнув небывалого взлета художественного творчества, Россия дала миру великие памятники практически во всех областях духовной культуры живописи, музыке, архитектуре, науке, технике, философии, театральном искусстве и, особенно, литературе. XIX век назвали золотым веком русской литературы.
Такой расцвет культуры обусловлен рядом факторов. Литературно-художественная жизнь предопределялась и была тесно связана с происходившими изменениями в социально-экономическом строе, развитии общественно- политической мысли, изменениями в системе образования, расширением межгосударственных связей России.
В этом столетии ведущий класс российского общества дворянство претерпело такие потрясения, как потерю сначала монополии на землю, а затем монополии на крестьянский труд.
XIX век стал временем формирования индустриальной цивилизации в России проходил промышленный переворот, и она значительно повысила свой технический уровень. Потребности растущего промышленного производства стимулировали развитие научно- технической мысли. XIX век можно по праву называть эпохой высшего взлета научной мысли России.
Это столетие было временем реформирования системы образования. И хотя оно проводилось непоследовательно, значительное влияние оказали либеральные идеи Александра II.
Огромное влияние на духовное развитие российского общества начала XIX века имела победа в Отечественной войне 1812 года. Резко возрос международный авторитет России. Победа вызвала патриотический подъем и рост национального самосознания русских людей, захваченных историческими событиями. Подъем культуры России совпал с началом активного революционно-освободительного движения. Все сферы культуры оказались ареной ожесточенной идейной борьбы. Литература и журналистика сконцентрировались на обсуждении вопросов о судьбах нации и страны, заняв резкую обличительную позицию по отношению к самодержавию. Критицизм сознания передовых деятелей эпохи углублял развернувшийся процесс демократизации культуры. Он был связан с приходом в нее представителей непривилегированных сословий, так называемых разночинцев, обнаруживших глубокий интерес к теме «бедных людей». Так в русскую культуру вошла тема народа. Она стала определяющей для духовных поисков русской интеллигенции.
Расцвет искусств выразился в нарастании все большего многообразия стилей и жанров, быстрой смене изобразительных приемов и техник.
ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА XX ВЕКА
В первой половине XX века в Западной Европе завершается становление индустриальной цивилизации и начинается переход к постиндустриальной. Продолжает развиваться научно-техническая революция, начавшаяся в конце XIX века. В ходе ее возникает новая неклассическая наука. В ней уже нет прежних претензий на полную объективность и адекватность знания. Само знание имеет все меньшее эмпирическое происхождение. Оно все больше становится теоретическим. Главными методологическими принципами в науке становятся принципы релятивизма и плюрализма.
Положение религии резко ухудшается и первая половина XX века оказалась самой безрелигиозной в истории Запада.
Во второй половине XX века в эволюции западного мира происходили глубокие изменения. Научные достижения привели сначала к технической, а затем и технологической революции. Произошел переход от индустриальной к постиндустриальной цивилизации. Многие традиционные отрасли промышленности уступили место высоким и тонким технологиям. Благодаря этому резко возросла эффективность производства, что позволило сделать его массовым, т. е. появилась возможность удовлетворять интересы всех членов общества. Само же общество при этом становится постиндустриальным и массовым. Таковым его делают массовое потребление и средства массовой коммуникации. Все это быстро объединило людей и стало стирать различия, нивелируя личность. Значительные изменения стали происходить в культуре. Она стала развиваться в нескольких направлениях: гуманитарном, научно-техническом и массовом.
Искусство XX века удивительно полно отражает всю сложность происходящих в этот период культурных процессов. Оно сохраняет традицию великих достижений XIX века, что проявляется в продуктивности реалистического и романтического методов, на основе которых создаются наиболее значительные произведения XX столетия. Новые кризисные тенденции находят свое выражение прежде всего в оформлении модернизма. Он отразил растерянность перед лицом мировых потрясений (I и II мировые войны, Октябрьский переворот в России, установление фашистских режимов и т.д.). В основе эстетики модернизма лежит представление об абсурдности бытия и необходимости выражения этой абсурдности новыми эстетическими средствами.
КУЛЬТУРА РОССИИ СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА
Советский период в истории России продолжался 74 года: с октября 1917г. по август 1991г. Это сложное и противоречивое явление в развитии не только нашей истории, но и культуры. Две самых страшных в истории человечества мировых войны, политические взрывы революции, установление жесткого авторитарного режима в России все это, в значительной степени определяет развитие отечественной культуры XX столетия. Сегодня к культуре советского периода существует два подхода. Первый: люмпенско-маргинальный, объявляющий ее «врио»культурой, не представляющей никакого интереса, мрачной ямой тоталитаризма. Второй: это объемный, конкретно-исторический, с учетом противоречий развития. Культуру и историю советского периода нельзя рассматривать вне реальных противоречий общественной жизни, социальной психологии масс, вне контекста всей дореволюционной русской культуры и культуры русского зарубежья иначе ее осмысление превратится в тупики «черно-белого»подхода, в суд над ней и над народом, у которого трагическая, но творческая самобытная судьба. Во-первых, советскую культуру нельзя однозначно сводить лишь к воспеванию коммунизма, восхвалению сталинщины. Это была бы вульгарная примитивизация сложного явления, где наивная утопическая вера жила рядом с драматизмом личных судеб. Только объмный подход путь к истине. Во-вторых, советская культура это живой, противоречивый процесс, где ее деятели современники, которых невозможно просто поделить на «чистых» и «нечистых». Культура советского периода сложная диалектическая целостность, но она никогда не была единым монолитом. Живое, общечеловеческое в ней причудливо переплеталось с тоталитаризмом. Здесь и «официально» признанная культура, и находящаяся в «тени», и культура инакомыслия и оппозиции, и культура «подполья», наконец, культура «выдворенная» за рубеж. В-третьих, культура советского периода только на первый взгляд полностью перечеркнула российский менталитет столетий. И сегодня видна и жажда идеала, и вера в «Земной град», и нацеленность на будущее. Это и поиск общественной организации жизни на новых началах, и жертвы во имя будущего. Наконец, культура советского периода это особый феномен социокультурного мышления, психологии, сопряженной с русской «двоичностью», с традицией политизации, с безоглядным стремлением веровать даже на безрелигиозной основе, с ориентиром на Государство и Отечество, на харизматического лидера-пророка «отца» народа. Для нее характерно и извечное российское состояние «зажатости» между прошлым и будущим, устремленность вперед, отсутствие интереса к сиюминутному настоящему. Цена октябрьской революции 1917 года для России и русской культуры оказалась весьма высока. Многие представители культуры были выдворены или вынуждены покинуть Россию. Российская эмиграция XX в. дала удивительно много мировой культуре и науке. Культурная жизнь в советской России обрела новое измерение.
СУЩНОСТЬ, ПРЕДМЕТ И ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ КУЛЬТУРОЛОГИИ