Прокуратура Российской Федерации
Тема 10. Прокуратура Российской Федерации
Прокуратура РФ представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующего законодательства. Иерархическую систему, состоящую их трех звеньев, основанных на подчинении нижестоящих прокуроров вышестоящим и всех прокуроров прокурору РФ в соответствии со ст. 11 Закона о прокуратуре составляют: прокуратура РФ (высшее звено); прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры (среднее звено);прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры (основное звено).Названные прокуратуры возглавляют соответствующие прокуроры от Генерального прокурора РФ до прокурора города, прокурора района. Законодательство проводит различие между прокурорами как должностными лицами и прокурорами как звеньями системы органов прокуратуры.
В систему прокуратуры входят научные и образовательные учреждения. Образование, реорганизация и упразднение органов прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляется Генеральным прокурором РФ. Закон запрещает создание и деятельность на территории РФ органов прокуратуры, не входящих единую систему прокуратуры России. Построение системы органов прокуратуры обусловлено федеративным и административно-территориальным устройством страны. В целях укрепления вертикали власти в стране в настоящее время в округах (их семь) действуют соответствующие прокуратуры как структурные подразделения прокуратуры РФ, которые возглавляются заместителями Генерального прокурора РФ. Специализированные прокуратуры (транспортные, природоохранные, прокуратуры по надзору за исполнением законов в учреждениях уголовно-исполнительной системы), как правило, имеют двухзвенную систему органов, действующих на определенных функционально связанных территориях (железная дорога, водный бассейн и др.). Все они действуют на правах областных или районных прокуратур.
Транспортные прокуратуры создаются для осуществления надзора за исполнением законов на железнодорожном, водном и воздушном транспорте на определенных участках железной дороги, в аэропортах, морских и речных портах. В России действует транспортных прокуратур на правах областных: от Байкало-Амурской до Дальневосточной. Природоохранные прокуратуры осуществляют надзор за исполнением экологических законов. Так, Волжская природоохранная прокуратура решает эти задачи на территории волжского бассейна от истоков до Каспийского моря. Она имеет 17 низовых звеньев, действующих на правах районных прокуратур. В большинстве субъектов РФ созданы природоохранные прокуратуры на правах межрайонных прокуратур.
Юрисдикция прокуратур по надзору за исполнением законов в учреждениях уголовно-исполнительной системы распространяется на территорию, занимаемую несколькими учреждениями, исполняющими наказание в виде лишения свободы. Эти учреждения, поднадзорные той или иной специализированной прокурату-ре, могут располагаться на территории разных субъектов РФ. Военные прокуратуры как разновидность специализированных прокуратур имеют три звена:
а) Главная военная прокуратура как организационно самостоятельное подразделение прокуратуры РФ;
б) военные прокуратуры военных округов, флотов, Ракетных войск стратегического назначения, Федеральной пограничной службы РФ, Московская городская военная прокуратура и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъектов РФ;
в) военные прокуратуры объединений, соединений, гарнизонов и другие военные прокуратуры, имеющие статус районных(городских) прокуратур. В местностях, где в силу исключительных обстоятельств не действуют иные органы прокуратуры РФ, а также за пределами РФ, где в соответствии с международными договорами находятся войска РФ, осуществление функций прокуратуры может быть возложено Генеральным прокурором РФ на органы военной прокуратуры.
Отметим только, что роль и значение деятельности органов военной прокуратуры в последние годы возросли, поскольку при прохождении военной службы по-прежнему острой остается проблема обеспечения права на жизнь военнослужащих по призыву. В войсках, на флоте и в других воинских формированиях высок уровень травматизма и гибели военнослужащих при исполнении ими служебных обязанностей, а также во время нахождения за пределами воинских частей. Не снижается уровень нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, связанных с унижением чести и достоинства, глумлением и издевательством либо сопряженных с насилием.
Структура органов прокуратуры характеризует внутреннюю организацию прокуратур, входящих в систему прокуратуры РФ. Прокуратуру РФ возглавляет Генеральный прокурор, который имеет одного первого заместителя и заместителей, а также советников и помощников по особым поручениям. Генеральный прокурор РФ руководит деятельностью органов прокуратуры и осуществляет контроль за их работой. В составе названной прокуратуры действует коллегия как совещательный орган при Генеральном прокуроре РФ, состав которого определяется Генеральным прокурором РФ.
Приказом Генерального прокурора РФ утверждена следующая структура центрального аппарата прокуратуры РФ: организационное управление, в состав которого входит Секретариат Генерального прокурора РФ (на правах управления) и Приемная прокуратуры РФ; управление по рассмотрению писем и приему граждан; управление по надзору за соблюдением федерального законодательства; управление по надзору за расследованием преступлений органами прокуратуры; управление по надзору за процессуальной деятельностью органов внутренних дел и юстиции; управление криминалистики; управление по расследованию особо важных дел; управление по надзору за процессуальной деятельностью органов безопасности; отдел (на правах управления) по делам несовершеннолетних и молодежи; управление по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами; управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе; управление по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний; управление по надзору за соблюдением законодательства в сфере оборота наркотиков; управление методического обеспечения; управление правового обеспечения; международно-правовое управление; отдел (на правах управления) реабилитации жертв политических репрессий; управление кадров; 1-й отдел (на правах управления) служба собственной безопасности; управление (центр) информации и общественных связей; управление делами.
На местах действуют: управление прокуратуры РФ в Южном федеральном округе, управление по расследованию преступлений в сфере федеральной безопасности и межнациональных отношений на Северном Кавказе; отделы прокуратуры РФ в федеральных округах. Одним из направлений деятельности прокуратуры является расследование преступлений и привлечение к уголовной ответственности лиц, их совершивших. Реализацией данного направления деятельности занимаются соответствующие следственные подразделения во всех звеньях прокурорской системы, в том числе и в системе Главной военной прокуратуры. В прокуратуре РФ имеется Главное следственное управление, возглавляемое заместителем Генерального прокурора РФ. В нем имеются управления и отделы, в которых предусмотрены должности старших следователей по особо важным делам, назначаемые на должность и освобождаемые от должности Генеральным прокурором РФ.
Все остальные звенья прокурорской системы также имеют в штате следователей, старших следователей, следователей по особо важным делам, старших следователей по особо важным делам. В военных прокуратурах имеются военные и старшие военные следователи, следователи по особо важным делам и старшие военные следователи по особо важным делам. Главная военная прокуратура также возглавляется заместителем Генерального прокурора РФ. В ней образуется коллегия в составе Главного военного прокурора (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности), других прокурорских работников, назначаемых Главным военным прокурором.
Персональный состав коллегии утверждается Генеральным прокурором РФ по представлению Главного военного прокурора (ст. 46.1 Закона о прокуратуре).Начальники управлений и отделов являются старшими помощниками и помощниками Генерального прокурора РФ.В прокуратуре РФ действует научно-консультативный совет для рассмотрения вопросов, связанных с организацией и деятельностью органов прокуратуры. В него входят ведущие научные и практические работники органов прокуратуры. Положение о научно-консультативном совете утверждается Генеральным прокурором РФ .Прокуратуры субъектов РФ и приравненные к ним специализированные прокуратуры возглавляются соответствующими прокурорами, которые имеют первых заместителей и заместителей, назначаемых Генеральным прокурором РФ. В качестве совещательного органа в прокуратурах этого уровня образуются коллегии, в состав которых входят прокурор, его заместители и другие прокурорские работники.
Структурно прокуратуры субъектов РФ и приравненные к ним специализированные прокуратуры состоят из управлений и отделов. Начальники этих структурных подразделений являются старшими помощниками и помощниками прокуроров субъектов РФ (приравненных к ним специализированных прокуроров), которые назначают их на должность и освобождают от нее. Прокуратуры районов и городов, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры возглавляют соответствующие прокуроры, которые руководят их деятельностью, вносят вышестоящим прокурорам предложения об изменении штатной численности своих аппаратов и подчиненных прокуратур, о кадровых изменениях. В такой прокуратуре могут быть первый заместитель, заместители, начальники отделов, старшие помощники и помощники прокуроров,, старшие следователи и следователи (в прокуратуре города следователи по особо важным делам), назначаемые на должность и освобождаемые от нее прокурором соответственно республики, края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономного округа. Сообщения о назначении прокуроров всех уровней на должность и об освобождении от должности публикуются в печати, в частности, в издаваемом прокуратурой РФ журнале «Законность ».
В основе организации и деятельности прокуратуры лежат определенные принципы, которые получили закрепление в Конституции РФ и Законе о прокуратуре. При этом Конституция РФ зафиксировала только принцип централизма в организации и деятельности прокуратуры, уполномочив федерального законодателя решить другие принципиальные вопросы организации, полномочий и порядка деятельности прокуратуры РФ (ч. 5ст. 129 Конституции РФ).Статья 4 Закона о прокуратуре называется: «Принципы организации и деятельности прокуратуры в Российской Федерации»,но она не отражает всех принципов, которые вытекают и из других норм названного закона. К ним следует также отнести принципы: единства, независимости от федеральных и местных органов власти, законность и гласность.
Принцип единства и централизма прокуратуры означает, что эти органы составляют единую централизованную систему, возглавляемую Генеральным прокурором РФ. Их объединяют единые цели и задачи, стоящие перед всеми звеньями системы органов прокуратуры, общие формы и методы, способы осуществления надзора за исполнением законов, единство средств прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона, а также принятия мер по их предупреждению. Централизм в организации прокуратуры проявляется в том, что:
а) все прокуроры, кроме Генерального прокурора РФ, назначаются Генеральным прокурором сроком на пять лет и освобождаются от должности Генеральным прокурором РФ. Генерального прокурора назначает Совет Федерации РФ по представлению Президента РФ. Это обстоятельство, а также требование согласования кандидатуры на пост прокурора субъекта РФ с органами субъекта РФ представляются отступлениями от принципа централизма, обусловленными федеративной формой государственного устройства;
б) в органах прокуратуры, как уже отмечалось, закреплена иерархия, основанная на подчинении нижестоящих прокуроров вышестоящим и всех прокуроров Генеральному прокурору РФ;
в) вышестоящие прокуроры правомочны давать подчиненным прокурорам обязательные для них указания и поручения.
Термин «прокурор» родовое понятие. Юридический статус прокурора имеют не только руководители соответствующих прокуратур, но и их заместители, помощники, прокуроры-криминалисты и некоторые другие категории прокурорских работников, между которыми также существуют отношения власти и подчинения.
Назначенный на должность Генеральный прокурор РФ приносит присягу: «Клянусь при осуществлении полномочий Генерального прокурора Российской Федерации свято соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, защищать права и свободы человека и гражданина, охраняемые законом интересы общества и государства».
Принцип независимости в организации и деятельности прокуроров и следователей прокуратуры при осуществлении ими своих служебных обязанностей также действует как во взаимоотношениях с другими государственными органами, так и внутри рассматриваемой системы. В первом своем проявлении принцип независимости означает наличие собственной компетенции органов прокуратуры, в осуществление которой недопустимо вмешательство, воздействие в какой-либо форме других государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, средств массой информации, их представителей и должностных лиц.
Прокурор и следователь не обязаны давать объяснения по существу находящихся в их производстве дел и материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления,«если этим не нарушается вытекающее из ч. 2 ст. 24 Конституции РФ право, ограничения которого возможны лишь при их надлежащем установлении федеральным законом».В этой связи очень важно указанное постановление Конституционного Суда РФ, подтвердившего недопустимость вмешательства в деятельность органов прокуратуры. Вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность прокурора или следователя, чтобы воспрепятствовать всестороннему, полному и объективному расследованию дела, преследуется в уголовном порядке (ст. 294 УК). Непозволительно и разглашение данных предварительного расследования лицом, предупрежденным в установленном законом порядке о недопустимости их разглашения, если оно совершено без согласия прокурора или следователя. Невыполнение законных требований прокурора, неявка по вызову, невыполнение или ненадлежащее выполнение предписаний все это влечет административную ответственность виновных лиц.
В то же время Конституционный Суд РФ, признав неконституционным предусмотренный п. 2 ст. 5 Закона о прокуратуре отказ«во всех случаях» органами прокуратуры в предоставлении гражданину для ознакомления материалов, непосредственно затрагивающих его права и свободы, без предусмотренных законом надлежащих оснований, связанных с содержанием указанных материалов, указал, что это является препятствием судебной проверке обоснованности такого отказа
.Теперь заинтересованные лица и органы имеют право требовать ознакомления их с материалами, находящимися в распоряжении органов прокуратуры и следователя по завершении соответствующих проверок (расследования) и принятии по ним решения. Такое право должно гарантировать возможность обжалования в судебном порядке прекращение дела, отказ в возбуждении уголовного дела и т.п.Общепризнанно, что судебный порядок защиты прав и свобод является наиболее надежным и эффективным. Но необходимо также учитывать, что прокуратура более оперативный орган, чем суд. Поэтому своевременное ознакомление с материалами прокурорской проверки и принятым решением по жилищному или трудовому спору, например, может исключить длительное судебное разбирательство, а порой и оплату немалой судебной пошлины.
Конституционный Суд РФ указанным постановлением существенно расширил права и свободы граждан в стадии прокурорского надзора. Но не следует забывать, что в некоторых случаях гражданам может быть отказано в ознакомлении с материалами прокурорских проверок, если они, допустим, содержат государственную тайну или сведения оперативно-розыскных мероприятий. Видимо, целесообразно внесение в Закон о прокуратуре изменений, которые урегулировали бы пределы ограничения права на ознакомление с материалами дела, что соответствует решению Конституционного Суда РФ.В целях укрепления независимости прокуратуры действующее законодательство отменило известную ранее ответственность и подотчетность Генерального прокурора СССР перед Съездом на-родных депутатов, а также Верховному Совету. Генеральный прокурор РФ обязан ежегодно представлять палатам Федерального Собрания РФ и Президенту РФ доклад о состоянии законности и правопорядка в РФ и о проделанной работе по их поддержанию. Он носит чисто информационный характер и не влечем каких-либо правовых последствий, хотя, разумеется, фактическое и политическое значение доклада трудно переоценить.
Нельзя не отметить и еще одно обстоятельство, способствующее независимости органов прокуратуры, их деполитизация
Прокурорские работники не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности; создание и деятельность таких объединений в органах прокуратуры запрещены законом, а прокуроры и следователи в своей служебной деятельности не связаны с решениями общественных объединений, в том числе и неполитических объединений. Кроме того, прокурорские работники не вправе совмещать свою профессиональную деятельность с другим оплачиваемым или безвозмездным занятием, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
Субординационные подчинения и подотчетности существуют только внутри системы прокуратуры РФ, что не исключает, а наоборот, обеспечивает процессуальную независимость прокуроров и следователей по отношению к вышестоящим должностным лицам. Прокуроры при осуществлении своих полномочий вправе отказаться от выполнения незаконных указаний вышестоящих прокуроров, они наделены процессуально самостоятельностью, дополнительными гарантиями личной неприкосновенности и материального обеспечения. В частности, запрещены задержания, привод, личный досмотр прокурора и следователя, досмотр их вещей и используемого транспорта за исключением предусмотренных федеральным законом случаев обеспечения безопасности других лиц, задержания при совершении преступления.
Закон о прокуратуре не раскрыл содержания принципа законности организации и деятельности, указав лишь на то, что органы прокуратуры осуществляют свои полномочия «в строгом соответствии с действующими на территории РФ законами» (п. 2ст. 4). Конечно, имеются в виду Конституция РФ, текущее законодательство, поскольку, будучи федеральной системой государственных органов, прокуратура по природе своей призвана стоять на страже федеральных законов. Однако процесс суверенизации субъектов РФ породил много проблем, связанных с противоречиями регионального законодательства федеральному. Следует согласиться с мнением о том, что в сложившейся ситуации «целесообразно было бы освободить органы прокуратуры от следования законам субъектов РФ. Однако Закон о прокуратуре этого не делает. Тем самым органы прокуратуры отвлекаются от задач надзора за единообразным исполнением федеральных законов».
Что касается принципа гласности в деятельности органов прокуратуры, то он в значительной мере дань определенной моде. Закон только упоминает об этом принципе, уделяя большее внимание ограничениям гласности в связи с охраной прав и свобод граждан, законодательством об охране тайны. Поэтому, видимо, в ранг принципа деятельности органов прокуратуры возведена ее обязанность информировать федеральные органы государственной власти, органы власти субъектов РФ и местного самоуправления, общественности об организации и результатах работы прокуратуры, что в большей мере соответствует ее задачам.
Компетенция органов прокуратуры включает их полномочия, связанные с определенными функциями (предметами ведения). К последним относятся: осуществление прокурорского надзора главной функции прокуратуры; уголовное преследование и участие в рассмотрении дел судами, координация деятельности правоохранительных органов и некоторые другие направления деятельности. В Законе о прокуратуре предусмотрено право прокуроров участвовать в заседаниях федеральных органов законодательной и исполнительной власти, а также представительных и исполнительных Органов субъектов РФ (ст. 7). В частности, Генеральный прокурор РФ, его заместители и по их поручению другие прокуроры вправе присутствовать на заседаниях палат Федерального Собрания, их комитетов и комиссий, Правительства РФ.
Деятельность органов прокуратуры РФ на территории, где введено военное положение, осуществляется в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами. В целом компетенция прокуратуры ныне ограничена по сравнению с советским периодом. Ликвидирован институт общего надзора прокуратуры, ограничен круг поднадзорных прокуратуре органов и актов. В силу п. 2 ст. 22 Конституции РФ с принятием нового уголовно-процессуального законодательства прокуратура РФ потеряла право давать санкцию на заключение под стражу.
Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры ненаделены правом законодательной инициативы, но в Законе о прокуратуре предусмотрено их участие в правотворческой деятельности. В ст. 9 Закон повелевает прокурору при установлении в ходе осуществления своих полномочий необходимости совершенствования действующих нормативных правовых актов вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, предложения об изменении, дополнении, отмене или принятии законов и иных правовых актов.
Генеральный прокурор РФ принимает участие в заседаниях Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда РФ. Он вправе обращаться в Конституционный Суд РФ по вопросу нарушения конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле. Генеральный прокурор вправе обращаться в Пленум Верховного Суда РФ, Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ с представлениями о даче разъяснений по вопросам судебной практики по гражданским, арбитражным, уголовным, административным и иным делам. Это способствует устранению фактов неправильного понимания и применения закона.
Прокурорский надзор это осуществляемая прокурорами от имени Российской Федерации деятельность за исполнением действующих на ее территории законов. Прокурорский надзор главная функция прокуратуры РФ, которую составляют взаимосвязанные действия прокуратуры по предупреждению, выявлению, пресечению и устранению нарушений законов и других актов государственными и иными органами, должностными лицами. Как особый вид государственного контроля он распространяется на все нормативные акты, обладающие юридической силой, которая присуща законам. Согласно Закону о прокуратуре при осуществлении прокурорского надзора органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы надзора и контроля(административного, экологического, санитарного, пожарного и т.д.).Различают четыре вида прокурорского надзора, которые можно сгруппировать по двум направлениям:
а) надзор за исполнением законов;
б) надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
Об участии органов и учреждений прокуратуры в правотворческой деятельности и систематизации законодательства см.: приказ Генерального прокурора РФ от 9 августа 1996 г. № 4 7
Каждая отрасль прокурорского надзора и направление деятельности прокуратуры характеризуется своим предметом, полномочиями прокурора, специфическими актами прокурорского реагирования на нарушения закона. Надзор за исполнением законов (законностью правовых актов) имеет три разновидности в зависимости от предмета надзора, адресатов надзора и полномочий органов прокуратуры. Предметом надзора за исполнением законов является соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории РФ, федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами; он распространяется на всю деятельность этих органов и лиц, включая проверку соответствия законам издаваемых ими актов. Проверки исполнения законов прокуратура может проводить на основании поступившей к ней информации о фактах нарушения закона, требующих принятия мер прокурорского реагирования, что исключает проверку по собственной инициативе (ч. 2ст. 1, ст. 21 Закона о прокуратуре)
.Работники прокуратуры при осуществлении этого вида надзора вправе: беспрепятственно входить на территорию и в помещения поднадзорных министерств, ведомств и других органов, проводить проверки, ревизии, требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, информации, привлекать специалистов для выяснения возникающих вопросов, вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов, опротестовывать противоречащие закону правовые акты и др. (ст. 22 Закона о прокуратуре).
Эта разновидность надзора является наиболее объемной. Однако значительный объем правозащитной деятельности не говорит о подмене прокуратурой «прав граждан на судью», ограничении их возможности обжалования в суд нарушений законности, а является следствием более оперативного реагирования прокуратуры на заявления граждан Судам подведомственны дела по заявлениям прокуроров о признании противоречащими закону правовых актов, на которые распространяется прокурорский надзор. К таким делам относятся, в частности, дела о признании противоречащими федеральным законам законов субъектов РФ, иных нормативных правовых актов законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, а также нормативных правовых актов федеральных министерств, государственных комитетов, служб и иных федеральных органов исполнительной власти.
Заявление прокурора о признании противоречащим федеральному закону нормативного правового акта субъекта РФ подается в соответствующий верховный суд республики, краевой (областной суд), суд города федерального значения, суд автономной области, действующий на территории данного субъекта РФ. Вне рамок прокурорского надзора находится исполнение законов Федеральным Собранием РФ, Президентом РФ, Правительством РФ, судебными органами, их должностными лицами. В случае несоответствия постановлений Правительства РФ Конституции РФ и федеральным законам Генеральный прокурор вправе только информировать об этом Президента РФ. Вторая разновидность прокурорского надзора за исполнением законов надзор за деятельностью органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.
Его предметом является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, при осуществлении трех названных видов деятельности (с правовой точки зрения дознание и предварительное следствие объединяет их регламентация в уголовно-процессуальном законодательстве).Полномочия прокурора по надзору в названной сфере определены уголовно-процессуальным законодательством (ст. 108, 124,144, 146, 221, 226 и др1. УПК).
К ним относятся: проверка уголовных дел, материалов и иных сведений о совершенных преступлениях, в том числе своевременность постановки их на статистический учет, дача письменных указаний дознавателям, следователям по вопросам расследования, контроль за законностью их решений о возбуждении уголовных дел или применения мер процессуального принуждения, производстве следственных действий в случаях, предусмотренных законом, отмена незаконных и не-обоснованных постановлений указанных лиц, право принять к своему производству или поручить подчиненному ему прокурору или следователю расследование любого преступления, утверждение обвинительного акта и направление уголовного дела в суд, прекращение уголовного дела по основаниям, предусмотренным федеральным законом и др.
Этот вид надзора затрагивает огромную по своим масштабам и чрезвычайную в связи с неблагоприятными тенденциями сферу борьбы с преступностью. При этом прокуратура преследует две цели: средствами прокурорского надзора обеспечить защиту граждан, общества и государства от преступных посягательств и соблюдение конституционных прав и свобод тех, кто оказался вовлеченным в сферу уголовного судопроизводства. Расширение судебного контроля на досудебных стадиях процесса (по новому. УПК только суд вправе арестовывать, заключать под стражу подозреваемого или обвиняемого, не иначе как по судебному решению допускается ограничение права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений и др.) не должно повлечь свертывания или ослабления прокурорского надзора.
В исключительных случаях, когда производство осмотра жилища, обыска и выемки в жилище, а также личного обыска не терпит отлагательства, указанные следственные действия могут быть произведены на основании постановления следователя без получения судебного решения. Однако и в этом случае следователь в течение 24 часов уведомляет судью и прокурора об их производстве. В случае если судья признает следственное действие незаконным, все доказательства, полученные в ходе такого следственного действия, признаются недопустимыми.
Прокурор использует и ряд полномочий, общих для всех направлений надзорной деятельности: вносит представления, опротестовывает акты, принятые органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, требует проведения проверки вышестоящими органами (ведомственного контроля)законности, возбуждает уголовные дела в случае обнаружения преступных нарушений закона должностными лицами право-охранительных подразделений1.Сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, и о штатных негласных сотрудниках, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих или оказывавших содействие этим органам на конфиденциальной основе, предоставляются прокурору только с письменного согласия указанных лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности. При этом в предмет прокурорского надзора не. входят сведения об организации, о тактике, методах и средствах осуществления оперативно-розыскной деятельности.
В отдельный вид выделен прокурорский надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом, меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу. Предметом этого вида надзора являются: законность нахождения лиц в учреждениях уголовно-исполнительной системы и мер принудительного характера, назначаемых судом; соблюдение установленных законодательством РФ прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания; законность исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы. Права и порядок содержания лиц, заключенных под стражу, определяются Федеральным законом от 15 июля 1995 г. «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений »
При осуществлении этого надзора прокурор вправе посещать учреждения уголовно-исполнительной системы (УИС), опрашивать содержащихся там лиц, знакомиться с документами, на основании которых они задержаны, заключены под стражу, осуждены или подвергнуты мерам принудительного характера, с оперативными материалами и т.д. Прокурор вправе отменять некоторые акты администрации учреждений УИС (дисциплинарные взыскания и др.) либо приостанавливать действие актов путем внесения протестов. Прокурор обязан немедленно освободить своим постановлением каждого содержащегося без законных оснований в учреждениях УИС либо в нарушение закона подвергнутого задержанию, предварительному заключению или помещению в судебно-психиатрическое учреждение. Такие постановления и требования подлежат обязательному исполнению администрацией учреждений УИС
Соблюдение прав и свобод человека и гражданина как отрасль прокурорского надзора появилась относительно недавно. Ныне защита конституционных прав и свобод граждан приоритетное направление прокурорского надзора. В этой правозащитной деятельности состоит принципиально новое назначение прокуратуры. В ранее действовавших законах о прокуратуре на первое место ставились охрана и защита интересов государства. Предметом этого вида прокурорского надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина как в органах и должностными лицами, в отношении которых осуществляется надзорза соблюдением законов, так и в органах управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Таким образом, законодательство дает прокуратуре возможность осуществлять надзор за предприятиями и организациями только в части соблюдения прав и свобод человека. При этом органам прокуратуры запрещено вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность организаций, они не вправе, как отмечалось, подменять контрольные органы. При осуществлении надзора за соблюдением прав человека и гражданина прокурор рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о их нарушении, разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод, принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, возбуждает уголовное дело при наличии оснований полагать, что их нарушение имеет характер преступления, производство об административном правонарушении, предъявляет и поддерживает иск в суде, арбитражном суде.
В своей деятельности на этом направлении прокуратура взаимодействует с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации. Особое внимание на этом направлении надзора уделяется соблюдению законов органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также за деятельностью по оказанию населению психиатрической помощи.
В связи с учреждением в стране института судебных приставов надзор за исполнением законов при осуществлении ими своих функций в соответствии с Законом о прокуратуре также осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры. Средствами прокурорского реагирования в порядке прокурорского надзора являются: требования (ст. 6 Закона о прокуратуре); представление об устранении нарушений закона (ст. 24); протест (ст. 23,28,36) ;постановление о возбуждении уголовного дела, производства об административном правонарушении, об освобождении лица, незаконно подвергнутого административному задержанию на основании решения несудебного органа (ст. 25, 28);предостережение о недопустимости нарушения закона, имеющее профилактическое значение (ст. 251).Требования прокурора, вытекающие из его полномочий по осуществлению прокурорского надзора (ст. 22, 27, 30, 33 Закона о прокуратуре), подлежат исполнению в порядке и сроки, установленные Законом, с сообщением прокурору о принятых мерах.
Их неисполнение влечет за собой установленную законом ответственность. Статистическая и иная информация, справки, документы и их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, представляются по требованию прокурора и следователя безвозмездно. Представление об устранении нарушений закона, представление об устранении нарушений прав и свобод человека вносятся прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения. Практически письменному представлению предшествует устное обращение прокурора к правомочному должностному лицу с требованием принять меры по прекращению нарушений и недопущению нарушений в дальнейшем. Представление об устранении нарушений подлежит обязательному рассмотрению. В течение месяца должны быть приняты конкретные меры и о результатах, принятых мерах должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Обязательность рассмотрения представления и информирования об этом прокурора, вместе с тем, не придает представлению характер предписания, обязательного для исполнения. В случае игнорирования представления прокурора он использует другие средства реагирования. Протест акт жесткой формы прокурорского реагирования, правовое средство устранения нарушений закона, выявленных при осуществлении прокурорского надзора. В протесте прокурор выражает и обосновывает свое несогласие с противоречащим закону актом органа или действием должностного лица или нарушающим права человека актом и излагает требование об отмене или изменении данного акта, или о прекращении соответствующего действия и восстановлении нарушенного права. Различаются: протест в порядке общего надзора (ст. 23 Закона о прокуратуре), кассационный протест (ст. 36), частный протест (ст. 36), протест в порядке надзора (ст. 28).
Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в 10-дневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение законодательного органа субъекта РФ либо органа местного самоуправления на ближайшем заседании. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме. Однако законодательство не закрепляет обязательности исполнения предписаний прокурора. Это может сделать только вышестоящий орган (при наличии такого у организации).
Только в некоторых случаях протест прокурора приостанавливает исполнение правового акта (например, акта администрации учреждений УИС).Постановление о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченными органами или должностными лицами в установленный законом срок. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме. Постановление о возбуждении уголовного дела, как правило, направляется в орган дознания или предварительного следствия для производства расследования. Прокурор может и сам приступить к расследованию после возбуждения уголовного дела. В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона. В случае неисполнения требований, содержащихся в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном порядке.
Помимо рассмотренных, выделяются и другие направления деятельности прокуратуры:
а) уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ;
б) координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
Прокурор осуществляет от имени государства уголовное преследование, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия. В этих целях в ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор вправе: проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях; возбуждать уголовное дело и лично вести производство по нему или давать согласие дознавателю, следователю на его возбуждение, поручать расследование уголовного дела указанным лицам или нижестоящему прокурору; давать им согласие на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения; разрешать заявленные ими самоотводы в случаях, предусмотренных законом, отстранять от дальнейшего производства расследования; изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю, передавать уголовное дело от одного следователя другому или по подследственности; отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, следователя, дознавателя, возвращать им уголовное дело со своими указаниями о производстве дополнительного расследования; утверждать их постановление о прекращении производства по уголовному делу; поручать органу дознания производство следственных действий, а также давать ему указания о проведении оперативно-розыскных мероприятий; продлевать срок предварительного расследования; приостанавливать или прекращать производство по уголовному делу; утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт и направлять уголовное дело в суд, а также осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК.
Законодательство предусматривает ряд составов преступлений, расследование дел по которым могут вести только органы прокуратуры (убийства, половые преступления, должностные преступления, преступления, связанные с террористической деятельностью, преступления военнослужащих и др.,
.Особо выделено законодателем такое важное направление прокурорской деятельности, как участие прокуроров в соответствии с процессуальным законодательством РФ в рассмотрении дел судами, арбитражными судами, опротестование противоречащих закону решений, приговоров, определений и постановлений судов (разд. IV Закона о прокуратуре).
В случаях, когда предварительное расследование проведено в форме дознания, прокурор вправе поручить поддержание обвинения в суде дознавателю либо следователю, производившему до-знание по данному уголовному делу. О необходимости исправления допущенной ошибки в приме-нении судом закона при разбирательстве уголовных дел прокурор излагает свое требование в представлении. Если в ходе судебного разбирательства прокурор, выступающий в качестве государственного обвинителя, придет к убеждению, что представленные доказательства не подтверждают предъявленное подсудимому обвинение, то он отказывается от обвинения, излагая суду мотивы отказа.
Полный или частичный отказ государственного обвинителя от обвинения в ходе судебного разбирательства влечет за собой прекращение уголовного дела или уголовного преследования полностью или в соответствующей его части по основаниям, предусмотренным уголовно-процесуальным законом Надо сказать, что обязательное участие прокуроров в поддержании обвинения не привело к ужесточению судебной практики:
В последующих контрольных стадиях уголовного процесса, а также в производстве по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств прокурор не поддерживает обвинение, а своим участием содействует правильному в соответствии с законом разрешению дела. Постановлением Конституционного Суда РФ от 17 июля 2002 г. признаны не соответствующими Конституции РФ положения п. 1 и 2 ст. 36 Закона о прокуратуре в части, допускающей пересмотр и отмену в порядке надзора по протесту прокурора вступившего в законную силу оправдательного приговора ввиду односторонности или неполноты расследования или судебного следствия, а также несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела в случаях, когда в предшествующем разбирательстве не были допущены нарушения, которые отвечали бы критериям, предусмотренным п. 2 ст. 4 Протокола № 7 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Значителен объем работы прокуратуры и в рассмотрении судами гражданских дел, в том числе и по проверке жалоб на вступившие в законную силу решения по таким делам. В соответствии с ГПК сегодня роль прокуратуры в гражданском процессе меняется. Теперь прокурор в гражданском судопроизводстве должен быть лишь стороной и возбуждать дела только в защиту прав государства либо неопределенного круга лиц. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Кроме того, предусмотрено, что прокурор вступает в процесс и дает заключение по делам о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами.
В последние годы активизировалась деятельность органов прокуратуры по участию в арбитражном судопроизводстве в целях укрепления законности в экономической сфере. Об этом свидетельствует и тот факт, что в настоящее время в прокуратурах большинства субъектов Федерации созданы самостоятельные отраслевые подразделения (в виде отделов или групп по реализации полномочий прокуратуры по обращению в арбитражный суд и участию в арбитражном процессе).
.Прокурор вправе обратиться в этот суд с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций, граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, о признании недействительными сделок, совершенных указанными субъектами, унитарными предприятиями, госучреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия РФ, субъектов Федерации, муниципальных образований (ст. 52 АПК).
Органы прокуратуры РФ продолжают работу по реабилитации жертв политических репрессий.
Реабилитация (от лат. rehabilitatio восстановление) восстановление в правах. В прежнем УПК термин «реабилитация» отсутствовал; действующий посвящает ему специальную гл. 18. Прокурор от имени государства приносит официальное извинение реабилитированному за причиненный ему вред (ст. 136УПК). Законом «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ от 9 февраля 2003 г. «О реабилитации жертв политических репрессий» к детям, подвергшимся политическим репрессиям и подлежащим реабилитации, теперь отнесены и те дети, которые находились вместе с репрессированными по политическим мотивам родителями или лицами, их заменявшими, в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении, а также дети, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей или одного из них, необоснованно репрессированных по указанным мотивам. К пострадавшим от политических репрессий относятся дети, супруга (супруг), родители лиц, расстрелянных или умерших в местах лишения свободы и реабилитированных посмертно. Закон продлевает сроки получения ими денежных компенсаций1.Одновременно прокуратура осуществляет надзор за соблюдением прав реабилитированных и пострадавших от репрессий.
Очень многие вопросы еще не решены или их решение не удовлетворяет репрессированных и их наследников (чаще всего связанные с возмещением имущественного вреда).
Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью преследует цель согласованности их усилий (при организующей роли прокуратуры) в направлении предупреждения и раскрытия преступлений, обеспечения неотвратимости ответственности за совершение уголовно наказуемых деяний. Эта функция реализуется посредством проведения координационных совещаний с органами внутренних дел, органами федеральной службы безопасности, таможенной службы. Руководители судебных органов в этих совещаниях по сложившейся практике не участвуют, поскольку перед судом стоит задача не борьбы с преступностью, а осуществления правосудия. Последнее обстоятельство и позволяет относить суд к правоохранительным органам.
В соответствии с Положением о координации деятельности по борьбе с преступностью, утвержденным Президентом РФ, формами координации являются также совместные рабочие группы, обмен информацией, проведение совместных операций и др.1Прокуратура РФ совместно с заинтересованными федеральными министерствами и ведомствами разрабатывает систему и методику единого учета и статистической отчетности о состоянии преступности, раскрываемости преступлений, следственной работе и прокурорском надзоре, а также устанавливает единый порядок формирования и представления отчетности в органах прокуратуры.
Уместно отметить, что в целях обеспечения единообразия регистрации и учета преступлений, разграничения государственной статистической отчетности о состоянии преступности, результатах борьбы с ней и работе следственного аппарата от соответствующей ведомственной информации, а также повышения качества прогнозирования динамики преступности в стране Указом Президента РФ прокуратуре РФ совместно с МВД, Минюстом России, ФСБ и ГТК России при участии Верховного Суда РФ поручено разработать и утвердить единую государственную систему регистрации и учета преступлений.
Кроме того, по результатам экспериментальной проверки прокуратура РФ должна подготовить и представить Президенту РФ проект федерального закона «О единой государственной системе регистрации и учета преступлений». Установлены сроки выполнения этих поручений, которые непростительно затягиваются. Необходимо исходить из того, что статистика преступности это не просто «цифирь».Правосудие начинается не с совершения преступления, а с их регистрации. Нет их учета нет преступления, нет правосудия. В этих случаях, как отмечалось ранее, есть иные последствия в виде многочисленных нарушений прав и законных интересов граждан, выраженных в укрытии от учета преступлений.
Прокуратура РФ в пределах своей компетенции осуществляет прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничает с ними, заключает соглашения по вопросам помощи и борьбы с преступностью, участвует в разработке международных договоров РФ. Осуществление этих полномочий имеет важное значение для повышения эффективности деятельности прокуратуры по укреплению законности и правопорядка, усиления ее роли в социальном (правовом)контроле над преступностью в РФ.
Служба в органах прокуратуры является видом федеральной государственной службы. Правовое положение и условия службы прокурорских работников определяются Законом о прокуратуре в соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 г.Прокурорами и следователями прокуратуры могут быть граждане РФ, имеющие высшее юридическое образование, полученное в образовательном учреждении высшего профессионального образования, имеющем государственную аккредитацию и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качества-ми, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них обязанности. При их назначении на должность может быть установлен испытательный срок продолжительностью до шести месяцев. На должности помощников прокуроров и следователей прокуратур основного звена в исключительных случаях допускается назначение лиц, обучающихся в указанных образовательных учреждениях на четвертом курсе1. Лица, впервые назначаемые на должность прокурора (следователя), принимают присягу (ст. 40Закона о прокуратуре).
В целях дальнейшего совершенствования деятельности органов прокуратуры и укрепления их высококвалифицированными специалистами постановлением Правительства РФ от 8 июля 1996 г. № 787 созданы институты прокуратуры РФ в составе Московской государственной юридической академии, Саратовской государственной академии права и Уральской государственной юридической академии, осуществляющих целевую подготовку юристов для органов прокуратуры по специальным программам, согласованным с прокуратурой РФ. Прием в указанные учебные заведения осуществляется по направлениям органов прокуратуры РФ.
В указанном законе установлен ряд цензов для кандидатов на службу в органы прокуратуры: возрастной не моложе 25 лет на должности в прокуратурах основного звена; наличие стажа прокурорской и следственной работы от трех до пяти лет на должности в прокуратурах среднего звена и др.Кроме того, лицо не может быть принято на службу в органы и учреждения прокуратуры и находиться на указанной службе, если оно: признано решением суда недееспособным или ограниченно дееспособным; лишено решением суда права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока; имело или имеет судимость; имеет заболевание, которое, согласно медицинскому заключению, препятствует исполнению им служебных обязанностей; состоит в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители или дети супругов) с работником органа или учреждения прокуратуры, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому; отказывается от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение служебных обязанностей по должности, на которую претендует лицо, связано с использованием таких сведений.
Прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам научных и образовательных учреждений и учреждений по повышению квалификации прокурорских работников присваиваются в соответствии с занимаемыми ими должностями и стажем работы классные чины1. Порядок присвоения классных чинов определяется Положением о классных чинах работников прокуратуры РФ от 23 июня 1993 г. Для работников прокуратуры установлено 11 классных чинов, от действительного государственного советника юстиции (чин, присваиваемый Генеральному прокурору РФ) до младшего юриста. Право присвоения классных чинов принадлежит Президенту РФ .
.Прокурорские работники обеспечиваются бесплатным форменным обмундированием в порядке и по нормам, которые устанавливаются Правительством РФ1.Работники органов военной прокуратуры имеют статус военнослужащих, проходят службу в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях и обладают льготами, установленными Федеральным законом от 27 мая 1998 г. «О статусе военнослужащих» (в ред. от 27 ноября 2002 г.)2. Им присваиваются воинские звания в порядке, установленном для военнослужащих, которые соответствуют классным чинам прокурорских работников территориальных прокуратур.
Важным условием обеспечения независимости прокуроров и следователей при осуществлении ими своих служебных обязанностей является неприкосновенность личности этих работников. Любая проверка факта правонарушения, совершенного прокурором или следователем прокуратуры, возбуждение против них уголовного дела, производство расследования является исключительной компетенцией органов прокуратуры. На них распространяются особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц, установленные гл. 52 УПК (особый порядок принятия решения о возбуждении уголовного дела, проведения следственных и иных процессуальных действий и др.). На период расследования возбужденного в отношении них уголовного дела они отстраняются от должности. Не допускаются задержание, привод, личный до-смотр прокурора или следователя, досмотр их вещей используемого ими автотранспорта, за исключением случаев, когда это предусмотрено законом для обеспечения безопасности других лиц (ст. 42 Закона о прокуратуре).
Прокуроры и следователи имеют право на ношение и применение специальных средств и огнестрельного оружия в порядке, определенном законодательством. Законом о прокуратуре установлен также порядок поощрения прокурорских работников, предусмотрены меры их материального и социального обеспечения, меры правовой и социальной защиты.
Средства для этих целей устанавливаются федеральным бюджетом. Порядок и условия осуществления государственной защиты прокуроров и следователей, членов их семей и их имущества определяется Законом о государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также иными нормативными актами РФ. Прокуроры и следователи подлежат обязательному государственному страхованию, они имеют право пользоваться бесплатно коммунальным транспортом (кроме такси), в первоочередном порядке получить благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры. Законом установлены также 50%-ная скидка по оплате жилья, коммунальных услуг и за пользование телефоном, а также иные льготы.
Законом предусмотрены также льготные пенсии, различного рода компенсации работникам прокуратуры в случае их увечья или инвалидности и выплата пособий в случае их смерти. В течение срока полномочий прокурор может быть освобожден от должности по собственному желанию, в связи с выходом в отставку, в связи, с переходом на другую работу, в связи с невозможностью исполнять свои обязанности по состоянию здоровья, по результатам аттестации, в случае совершения преступления, установленного вступившим в законную силу приговором суда, а также по другим основаниям, предусмотренным законодательством РФ о труде.
Прокуратура Российской Федерации