Конституционный Суд Российской Федерации
Тема 6. Конституционный Суд Российской Федерации.
§1. Конституционный контроль ,его задачи и формы осуществления
Появление понятия конституционного контроля связано с разработкой теорий конституционного государства и разделения властей. Начавшаяся в XVIII веке тенденция к ограничению монархической власти конституцией выявила необходимость создания специального органа, который бы определял конституционность нормативных актов, принятых высшими законодательными и исполнительными органами государства.
В государственном механизме, построенном на принципе разделения властей, конституционный контроль призван быть одним из наиболее важных элементов системы сдержек и противовесов между ветвями государственной власти, пресекающим антиконституционные поползновения какого-либо государственного органа или должностного лица.
Какие же органы могут осуществлять функцию конституционного контроля?
Законодательные органы, в принципе, могут контролировать соответствие нормативных актов органов исполнительной власти Конституции и законам. Однако и сам законодатель может принять противоречащий Конституции закон. Некоторыми контрольными полномочиями наделяются главы государств или органов исполнительной власти президенты, главы правительств во многих современных государствах могут налагать вето на принятые парламентом законы, которые противоречат Конституции.
Но, во-первых, это вето носит отлагательный характер, то есть может быть преодолено квалифицированным большинством членов парламента, и, во-вторых, именно исполнительным органам свойственны тенденции к узурпации государственной власти, изданию актов, противоречащих Конституции и законам. Поэтому орган конституционного контроля должен быть независим как от законодательных, так и от исполнительных органов государственной власти, с тем, чтобы выступать беспристрастным арбитром в споре о конституционности нормативных актов.
Очевидно, что такими возможностями обладает только судебная власть. Именно поэтому в настоящее время в большинстве демократических государств функцию конституционного контроля выполняют судебные органы. Необходимо отличать понятия «конституционный надзор» и «конституционный контроль». Конституционный надзор призван осуществлять проверку поднадзорных нормативных актов и действий государственных органов и их должностных лиц по собственной инициативе. Кроме того, надзор не предполагает, чаще всего, обязательности решений надзорных органов.
Такие решения могут носить характер заключений, рекомендаций соответствующим органам и лицам устранить нарушения Конституции. Конституционный контроль, особенно в случае осуществления его судебной властью, осуществляется не по инициативе органа, выполняющего контрольные функции, а только в связи с обращением со стороны определенных органов или лиц. Его решения имеют обязательную юридическую силу на всей территории государства. Впервые в наиболее законченном виде конституционный контроль возник в США, где в 1803 г. Верховный суд признал за собой право объявлять противоречащими Конституции США любые правовые акты, принимаемые органами законодательной власти.
Признание закона не соответствующим Конституции влекло то, что нижестоящие суды и сам Верховный суд не применяли его в дальнейшем. В настоящее время конституционный контроль возложен на суды общей юрисдикции высшего звена также в Канаде, Японии, Швейцарии и ряде других государств.
Другой формой осуществления конституционного контроля является создание специализированных конституционных судов (Россия, Германия, Италия, Испания, Австрия, Бельгия и др.).
Третьей, наименее распространенной, формой конституционного контроля (надзора) является учреждение несудебных или квазисудебных органов конституционного контроля или надзора. Например, во Франции таковым является Конституционный совет, в СССР в 1990 - 1991 гг. действовал Комитет конституционного надзора СССР. До 1917 г. в России не было создано органов конституционного контроля или надзора. С принятием Конституции СССР возникла необходимость создания органа, который мог бы проверять соответствие конституций союзных республик Конституции СССР. Таким органом стал Верховный Суд СССР. В период с 1923 г. по 1931 г. он осуществлял конституционный надзор, однако его полномочия были весьма ограничены: он не мог принимать в рамках этого направления своей деятельности юридически обязательных решений.
По требованию Президиума ЦИК СССР он давал заключения о конституционности постановлений СНК СССР, а также ЦИК и СНК союзных республик. Таким образом, в сферу его компетенции входило рассмотрение вопроса о конституционности лишь актов исполнительных органов. Он мог вносить по своей инициативе представления в Президиум ЦИК СССР о приостановлении и отмене постановлений, действий и распоряжений всех союзных органов (кроме ЦИК СССР и его Президиума). Все правовые акты, принимавшиеся соответствующими органами исполнительной власти, изучались Верховным Судом СССР на предмет их конституционности. В Конституции СССР 1936 г. уже не было упоминания о конституционном контроле. С началом перестройки идея конституционного надзора вновь начала пробивать себе дорогу.
XIX Всесоюзная конференция КПСС в 1988 г. поддержала предложение учредить Комитет конституционного надзора. Однако создание Комитета затянулось, так принцип разделения властей был отвергнут в нашей стране большевистским переворотом 1917 г. и заменен принципом «полновластия Советов». Выдвинутая учеными идея создания Конституционного суда тогда поддержки не получила. Законом от 1 декабря 1988 г. в Конституцию СССР была включена статья о Комитете конституционного надзора СССР, а 23 декабря 1989 г. был принят Закон о конституционном надзоре в СССР.
Однако этот Закон наделял Комитет конституционного надзора СССР весьма ограниченной компетенцией. Комитет не мог принимать обязательных решений, кроме решений об отмене актов, нарушающих основные права и свободы человека. Комитет должен был реагировать, в том числе и по своей инициативе, на противоречащие Конституции поднадзорные акты путем принятия заключений, а юридическое значение последних зависело от того, каким органом изданы эти акты.
Так, отрицательные заключения на акты Съезда народных депутатов СССР и на Конституции союзных республик должны были направляться Съезду, который мог отклонить заключение Комитета. Принятие Комитетом отрицательного заключения на другие акты влекло временное приостановление их действия. При этом орган, издавший акт, обязан был в трехмесячный срок устранить его несоответствие требованиям Конституции или закона СССР, а если нарушение не устранялось, то Комитет мог обращаться в вышестоящий орган, и так вопрос мог дойти до Съезда народных депутатов СССР, который, опять же, мог отклонить заключение Комитета.
Комитет мог проверять конституционность законов СССР только по инициативе Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, а также его Президиума (в дальнейшем соответственно Председателя Верховного Совета и Президента СССР). Комитет начал работу только в апреле 1990 г., его председателем был избран С.С. Алексеев, а заместителем - Б.М. Лазарев.
Комитет просуществовал до распада СССР в декабре 1991 г. За столь небольшой отрезок времени он успел принять ряд важных решений, содействовавших демократизации советского законодательства, становлению и защите прав и свобод человека на основе принципов международного права. 12 июля 1991 г. парламентом России был принят Закон РСФСР «О Конституционном Суде РСФСР». В том же году Суд был сформирован, а его председателем избран В.Д. Зорькин.
Конституционный Суд быстро завоевал уважение общественности, так как принял много смелых решений, основывая их не только на нормах действовавшей Конституции, но и на общеправовых принципах, признанных мировым сообществом, нормах международного права. Попытки Конституционного Суда ввести исполнительную власть в правовые рамки, ограничить ее антиконституционные действия повлекли ответную реакцию.
Узурпация власти Президентом РФ Б.Н. Ельциным осенью 1993 г.: разгон парламента, приостановление действия Конституции РСФСР не могли пройти мимо внимания Конституционного Суда. 21 сентября 1993 г. Суд в полном соответствии с Законом «О Конституционном Суде РСФСР» и Конституцией России выносит Заключение «О соответствии Конституции РФ 140действий и решений Президента РФ Б.Н. Ельцина, связанных с его Указом «О поэтапной конституционной реформе в РФ» от 21 сентября 1993 г. №1400 и Обращением к гражданам России 21 сентября 1993 г., в котором указал, что данные акты не соответствуют действовавшей Конституции и служат основанием для отрешения Президента РФ Б.Н. Ельцина от должности. Президент РФ, в свою очередь 7 октября издает Указ о приостановлении деятельности Конституционного Суда РФ, а 24 декабря того же года - о признании недействующим (!) Закона о Конституционном Суде РФ.
Лишь в феврале 1995 г. Конституционный Суд возобновил свою работу, теперь уже на основе нового Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде РФ». Этим Законом были существенно сужены полномочия Конституционного Суда РФ. Из его компетенции была исключена проверка конституционности создания и деятельности политических партий, проверка конституционности судебной практики. Если по Закону 1991 г. Конституционный суд мог по своей инициативе проверять нормативные акты на предмет соответствия Конституции, то теперь он может это сделать лишь в случае обращения узкого круга государственных органов и должностных лиц, что, тем не менее, в большей степени отвечает его природе как органа судебной власти. Согласно Федеральному конституционному закону «О Конституционном Суде РФ»
Конституционный Суд это судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции России на всей ее территории. Принципами деятельности Конституционного Суда РФ являются независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон, обязательность решений Суда, несменяемость и неприкосновенности судей, равенство их прав.
Компетенция Конституционного Суда РФ
Компетенцию Суда можно подразделить на несколько направлений деятельности (ст. 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде РФ»);
1. Разрешение дел о соответствии Конституции РФ: а) нормативных актов высших органов государственной власти РФ (Президента, Правительства РФ, Совета Федерации и Государственной Думы); б) конституций, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и по вопросам совместного ведения органов государственной власти РФ и ее субъектов; в) договоров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ; г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.
Данные вопросы Конституционный Суд рассматривает по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ.
2. Разрешение споров о компетенции: а) между федеральными органами государственной власти; б) между органами федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ; в) между высшими органами государственной власти субъектов РФ;
3. Проверка по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов конституционности законов, примененных или подлежащих применению в конкретном деле. Необходимо иметь в виду что в Постановлении Конституционного суда РФ от 16 июня 1998 г. №19-П указано, что суд общей юрисдикции или арбитражный суд, придя к выводу о несоответствии Конституции РФ федерального закона или закона субъекта Федерации, не вправе применить его в конкретном деле и обязан обратиться в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности этого закона независимо от того, было ли разрешено дело, рассматриваемое судом, отказавшимся от применения неконституционного, по его мнению, закона на основе непосредственно действующих норм Конституции РФ.
4. Толкование Конституции РФ по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, органов законодательной власти субъектов Федерации.
5. Дача заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.
6. Выступление с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.
7. Конституционный Суд РФ не реже одного раза в год обращается к Федеральному Собранию РФ с посланием о состоянии конституционной законности в России, основываясь на результатах своей деятельности. Кроме того, Конституционный Суд взаимодействует с органами конституционного контроля субъектов РФ в целях обмена опытом и информацией, оказания взаимной методической помощи.
Он осуществляет рабочие контакты с органами конституционного контроля зарубежных стран путем заключения соглашений о сотрудничестве, обмена делегациями, стажировки сотрудников аппарата Конституционного Суда, обмена решениями и иной информацией, организации совместных научных мероприятий. Конституционный Суд решает исключительно вопросы права, при осуществлении конституционного судопроизводства он воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов. Конституционный Суд по вопросам своей внутренней деятельности принимает Регламент Конституционного Суда РФ.
В настоящее время действует Регламент, принятый Конституционным Судом 1 марта 1995 г. В Регламенте устанавливаются: порядок определения персонального состава палат Конституционного Суда; порядок распределения дел между ними; порядок определения очередности рассмотрения дел в пленарных заседаниях и в заседаниях палат; некоторые правила процедуры и этикета в заседаниях; особенности делопроизводства в Конституционном Суде; требования к работникам аппарата Конституционного Суда и другие вопросы внутренней деятельности Конституционного Суда. Конституционный Суд издает «Вестник Конституционного Суда РФ», в котором публикуются решения, принимаемые Конституционным Судом, особые мнения судей, высказанные при вынесении решений по конкретным делам, и другие материалы.
Структура Конституционного Суда РФ
Конституционный Суд России состоит из 19 судей и вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей. Суд действует как в пленарных заседаниях, так и в заседаниях двух палат, включающих в себя соответственно десять и девять судей Конституционного Суда. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки. Председатель и заместитель Председателя Конституционного Суда не могут входить в состав одной и той же палаты. Персональный состав палат не должен оставаться неизменным более чем три года подряд.
В пленарных заседаниях участвуют все судьи Конституционного Суда, а в заседаниях палат - судьи, входящие в состав соответствующей палаты. Ст. 21 и 22 Закона «О Конституционном Суде РФ» устанавливают перечни вопросов, которые должны рассматриваться Конституционным Судом в пленарных заседаниях и в заседаниях палат. Причем Конституционный Суд вправе рассмотреть в пленарном заседании любой вопрос, входящий в его компетенцию.
Исключительно в пленарных заседаниях рассматриваются следующие вопросы: 1) разрешение дел о соответствии Конституции РФ конституций и уставов субъектов РФ; 2) дача толкования Конституции РФ; 3) дача заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления; 1434) принятие посланий Конституционного Суда РФ; 5) решение вопроса о выступлении с законодательной инициативой; 6) избрание Председателя, заместителя Председателя, судьи-секретаря Конституционного Суда; 7) формирование персональных составов палат Конституционного Суда; 8) принятие Регламента Конституционного Суда и внесение в него изменений и дополнений; 9) установление очередности рассмотрения дел в пленарных заседаниях Конституционного Суда, а также распределение дела между палатами; 10) принятие решения о приостановлении или прекращении полномочий судьи Конституционного Суда, а также о досрочном освобождении от должности Председателя, заместителя Председателя и судьи-секретаря.
Выделим основные правила проведения заседаний Конституционного Суда РФ. Рассмотрение дел и вопросов и принятие решений по ним производятся Конституционным Судом коллегиально. Решение принимается только теми судьями, которые участвовали в рассмотрении дела в судебном заседании. Рассмотрение дел в заседаниях Конституционного Суда проводится открыто. Проведение закрытых заседаний допускается лишь в случаях, предусмотренных Законом «О Конституционном Суде РФ» - когда это необходимо для сохранения охраняемой законом тайны, обеспечения безопасности граждан или защиты общественной нравственности. Решения, принятые как в открытых, так и в закрытых заседаниях, провозглашаются публично.
Разбирательство дел в заседаниях Конституционного Суда происходит на русском языке, устно и на основе непосредственного исследования доказательств. В ходе рассмотрения дел Конституционный Суд заслушивает объяснения сторон, показания экспертов и свидетелей, оглашает имеющиеся документы. Заседание Конституционного Суда по каждому делу происходит непрерывно, за исключением времени, отведенного для отдыха или необходимого для подготовки участников процесса к дальнейшему разбирательству, а также для устранения обстоятельств, препятствующих нормальному ходу заседания. На заседаниях присутствуют участники процесса - стороны, их представители, свидетели, эксперты и переводчики.
Сторонами именуются заявители (органы, лица, направившие в Суд обращение, послужившее поводом для рассмотрения данного дела), органы и должностные лица, издавшие или подписавшие акт, конституционность которого подлежит проверке, а также государственные органы, компетенция которых оспаривается. Им в силу принципа состязательности предоставляются права, необходимые для активного отстаивания их позиций (например, право знакомиться с материалами, которые выносятся на обсуждение, излагать свое мнение по возникающим вопросам, заявлять ходатайства).
При этом в конституционном судопроизводстве в полной мере действует принцип равноправия сторон - какие бы то ни было привилегии, в том числе зависящие от должностного положения сторон или их представителей, недопустимы. Активная роль в судебных заседаниях отведена судье, 144председательствующему в заседании. В этой роли на пленарных заседаниях должны выступать: Председатель Конституционного Суда РФ, а в случае его отсутствия заместитель Председателя; на заседаниях в составе палат один из судей данной палаты в порядке очередности. В соответствии со ст. 58 Закона «О Конституционном Суде РФ» председательствующий наделен рядом полномочий, которые необходимы для обеспечения нормального хода заседания.
Он, в частности, во время заседания принимает меры к обеспечению установленного порядка разбирательства, фиксации его хода и результатов; предоставляет слово судьям и участникам процесса, может прерывать их выступления, если они отходят от существа рассматриваемого дела, либо при определенных условиях лишить слова. Лица, нарушающие порядок в заседании и не подчиняющиеся распоряжениям председательствующего, могут быть решением Суда подвергнуты штрафу в размере до десяти минимальных месячных размеров оплаты труда. Ст. 24 Закона «О Конституционном Суде РФ» и п. 2 Регламента Конституционного Суда РФ определяют полномочия Председателя Конституционного Суда.
Председатель Конституционного Суда РФ:
1) руководит подготовкой пленарных заседаний Конституционного Суда, представляет на утверждение Конституционного Суда календарный план проведения пленарных заседаний и рабочих совещаний судей, созывает плановые, а также по собственной инициативе или по требованию одного или более судей - внеплановые пленарные заседания Конституционного Суда или рабочие совещания судей, председательствует на них;
2) вносит на обсуждение Конституционного Суда вопросы, подлежащие рассмотрению в пленарных заседаниях и заседаниях палат;
3) представляет Конституционный Суд в отношениях с государственными органами и организациями, общественными объединениями, по уполномочию Конституционного Суда выступает с заявлениями от его имени;
4) осуществляет общее руководство аппаратом Конституционного Суда, представляет на утверждение Конституционного Суда кандидатуры руководителей Секретариата и других подразделений аппарата, иных служб Конституционного Суда, а также Положение о Секретариате Конституционного Суда и штатное расписание аппарата;
5) осуществляет прием на работу и увольнение с работы сотрудников аппарата Конституционного Суда; применяет к сотрудникам аппарата Конституционного Суда меры поощрения и меры дисциплинарного взыскания; организует работу по повышению квалификации сотрудников аппарата Конституционного Суда;
6) представляет на рассмотрение и утверждение Конституционного Суда проект сметы расходов на очередной финансовый год и отчет о ее исполнении;
7) дает согласие на служебные командировки судей Конституционного Суда, с согласия судей направляет их в такие командировки. Направление судей в командировки продолжительностью свыше 30 суток осуществляется только с согласия Конституционного Суда;
8) в конце года представляет на пленарном заседании доклад о деятельности Конституционного Суда, а также регулярно информирует судей о своей деятельности. Заместитель Председателя Конституционного Суда РФ призван выполнять функции, возложенные на него Председателем или Судом.
Он также замещает Председателя в тех случаях, когда тот отсутствует по тем или иным причинам. Полномочия судьи-секретаря Конституционного Суда РФ установлены ст. 27 Закона «О Конституционном Суде РФ» и п. 4 Регламента Конституционного Суда РФ.
Судья-секретарь осуществляет следующие полномочия:
1) непосредственное руководит работой аппарата Конституционного Суда;
2) организационно обеспечивает подготовку и проведение заседаний Конституционного Суда, в т.ч. контролирует работу Секретариата по подготовке материалов к заседаниям Конституционного Суда по обращениям и запросам, принятым к рассмотрению, к посланиям и выступлениям Конституционного Суда с законодательной инициативой;
3) доводит до сведения соответствующих органов, организаций и лиц решения, принятые Конституционным Судом, контролирует работу Секретариата по подготовке аналитических и информационных материалов об исполнении решений Конституционного Суда. Обобщенные данные этой работы по мере необходимости, а также по итогам календарного года направляет судьям Конституционного Суда;
4) организует информационное обеспечение судей Конституционного Суда;
5) организует работу комиссии по присвоению классных чинов, определению стажа работы и выслуги лет сотрудников аппарата Конституционного Суда;
6) визирует проекты приказов и распоряжений Председателя Конституционного Суда, представления начальника Секретариата о приеме на работу и увольнении с работы сотрудников Секретариата Конституционного Суда. В состав аппарата Конституционного Суда входит секретариат и пресс-служба, которые действуют в соответствии с принимаемыми Конституционным Судом положениями и правилами внутреннего трудового распорядка. Секретариат осуществляет организационное, научно-аналитическое, информационно-справочное и иное обеспечение. Он проводит прием посетителей, рассматривает в предварительном порядке поступающие в Суд обращения, дает на них ответы, если они не затрагивают вопросов, требующих изучения судьями, содействует судьям в подготовке дел и иных вопросов к рассмотрению на заседаниях и совещаниях, изучает и обобщает практику исполнения решений Суда.
В Секретариате образуются специализированные подразделения (отделы, сектора, группы). Руководители Секретариата и его подразделений утверждаются по представлению Председателя Суда на пленарных заседаниях. Действует Секретариат под общим руководством Председателя Суда и непосредственным руководством судьи-секретаря. Кроме того, в соответствии с п. 61 Регламента Конституционного Суда РФ для подготовки вопросов об изменении и дополнении Регламента Конституционного Суда, кадровых, бюджетных, информационных вопросов, обобщения практики Конституционного Суда и для других целей Конституционный Суд может создавать как временные, так и постоянные комиссии из числа судей Конституционного Суда. В состав комиссий могут включаться сотрудники аппарата Конституционного Суда. Согласно п. 62 регламента Конституционного суда РФ при Конституционном Суде действует Научно-консультативный совет, из числа ученых и практикующих специалистов в области права. Основная его задача - обсуждение сложных проблем, возникающих перед Конституционным Судом и дача рекомендаций. Состав Научно-консультативного совета, его функции и порядок деятельности утверждаются Конституционным Судом.
Решения Конституционного суда РФ, их виды и значение
Решения, принимаемые Конституционным Судом, подразделяются на итоговые решения, то есть те, по которым суд формулирует свои выводы по существу рассмотренного дела, определяет его итоги и юридические последствия и решения, по вопросам организации деятельности Суда (например, по вопросам об избрании Председателя Суда, его заместителя и судьи-секретаря, о формировании палат Суда, о принятии к своему производству конкретных дел, о назначении судей-докладчиков, о наложении штрафа на лиц, нарушающих установленный порядок судебного заседания и т.п.).
Итоговое решение Конституционного Суда по существу любого из вопросов, перечисленных в пунктах 1, 2, 3 и 4 ч. 1 ст. 3 Закона «О Конституционном суде РФ» (то есть по делам о конституционности нормативных актов, спорам о компетенции и толковании Конституции), именуется постановлением. Итоговое решение Суда по существу запроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в совершении тяжкого преступления именуется заключением. Все иные решения Конституционного Суда РФ, принимаемые в ходе осуществления конституционного судопроизводства, именуются определениями (ст.ст. 71-83 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»).
Приниматься итоговые решения должны в закрытых совещаниях, на которых вправе присутствовать только принимавшие участие в разбирательстве данного дела судьи. На совещания могут быть допущены лишь работники Конституционного Суда РФ, обеспечивающие протоколирование и нормальный ход совещания. Каждому судье при обсуждении того решения, которое должно быть принято, предоставляется возможность выступать неограниченное количество раз и без лимитирования продолжительности выступлений.
Голосование проводится открыто путем поименного опроса судей. Для принятия решения требуется большинство голосов участвовавших в голосовании судей. Судья не вправе воздерживаться при голосовании. Если он не согласен с принятым решением, то может воспользоваться данным ему правом письменно изложить свое особое мнение, и оно должно быть опубликовано вместе с принятым решением. В случае, когда судья в целом поддерживает решение, но не соглашается, скажем, с какими-то доводами в мотивировочной части, ему тоже предоставлено право изложить письменно свое несогласие, и это несогласие должно быть опубликовано вместе с текстом решения. Решение (постановление или заключение) подписывается всеми участвовавшими в голосовании судьями, в том числе и теми, которые не согласились с ним. Совещание протоколируется.
Протокол подписывается тоже всеми судьями, участвовавшими в совещании и оглашению не подлежит. Решение Суда окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Решения Конституционного Суда обязательны на всей территории России для всех органов государственной власти и местного самоуправления и их должностных лиц, организаций, граждан и их объединений.
Юридическая сила постановления Конституционного Суда РФ о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта. Законодатель не вправе издавать нормы, аналогичные тем, которые Суд признал неконституционными. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; признанные не соответствующими Конституции РФ не вступившие в силу международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению.
Положения нормативных актов либо договоров, признанных Конституционным Судом РФ не соответствующими Конституции, не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами. Решения судов и иных органов, основанных на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях.
Признание не соответствующими Конституции РФ федерального закона, нормативного указа Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативного акта субъекта Российской Федерации, договоров или отдельных их положений является основанием для отмены в установленном порядке положений других нормативных актов или договоров, основанных на признанных неконституционными полностью или частично нормативном акте (договоре) либо воспроизводящих их или содержащих такие же положения, какие были признаны неконституционными.
Государственный орган или должностное лицо, принявшие нормативный акт, признанный неконституционным, обязаны рассмотреть вопрос о принятии нового нормативного акта, который должен, в частности, содержать положения 148об отмене нормативного акта, признанного не соответствующим Конституции РФ полностью, либо о внесении необходимых изменений и (или) дополнений в нормативный акт, признанный неконституционным в отдельной его части. До принятия нового нормативного акта непосредственно применяется Конституция РФ как акт прямого действия.
Органы конституционного контроля в субъектах РФ
Ст. 27 Закона «О судебной системе РФ» устанавливает основы статуса конституционных (уставных) судов субъектов РФ, которые могут создаваться субъектами РФ для рассмотрения вопросов о соответствии законов и иных нормативных правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления этих субъектов их конституции (уставу), а также для толкования конституции (устава) соответствующих субъектов РФ. Конституционные и уставные суды, что подтверждает и практика их работы, могут решать многие другие вопросы, находящиеся в компетенции субъекта Российской Федерации.
В частности, разрешать споры о компетенции между органами государственной власти субъекта Российской Федерации, а также между ними и местным самоуправлением; осуществлять предварительный контроль за конституционностью заключаемых с участием органов государственной власти субъекта Российской Федерации договоров; проверять по жалобам граждан и запросам судов конституционность региональных законов и иных нормативных актов, примененных в конкретном деле; осуществлять предварительный контроль за конституционностью законов или иных нормативных актов, выносимых на референдум субъекта Российской Федерации и местный референдум. Многие из перечисленных вопросов в отсутствие конституционных и уставных судов во многих субъектах Федерации остаются сейчас вне пределов конституционного контроля. Финансирование конституционного (уставного) суда субъекта РФ производится за счет средств бюджета соответствующего субъекта.
Конституционный (уставный) суд субъекта РФ рассматривает отнесенные к его компетенции вопросы в порядке, установленном законом субъекта РФ. Решение такого суда, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом. Вместе с тем, остается открытым вопрос о том, кто может отменить решение таких судов, в случае, если они приняты с превышением их полномочий, например по вопросам, отнесенным Конституцией РФ к предметам ведения РФ или совместного ведения РФ и ее субъектов. Представляется необходимым включение в компетенцию Конституционного Суда РФ полномочий по рассмотрению соответствия Конституции РФ решений, вынесенных конституционными (уставными) судами субъектов РФ по вопросам ведения РФ и вопросам совместного ведения РФ и ее субъектов. Здесь же следует затронуть вопрос о взаимоотношениях конституционных (уставных) судов и судов общей юрисдикции в субъектах РФ в части разграничения их подведомственности.
Они должны основываться на Федеральном конституционном законе «О судебной системе РФ» (ч. 1 ст. 27) и правовых позициях Конституционного Суда РФ, выраженных им в постановлениях от 30 апреля 1997 г. №7-П и 16 июня 1998 г. №19-П, согласно которым из статьи 76 Конституции РФ не вытекает правомочия федеральных судов признавать нормативные акты субъектов Федерации не соответствующими их конституциям (уставам). По смыслу ч. 2 ст. 5, ст. 73 и 118 Конституции РФ это разрешено лишь органам конституционного судопроизводства, если такое их правоприменение предусматривается конституциями (уставами). Отсюда суды общей юрисдикции на территории субъекта Федерации не вправе рассматривать дела о конституционности нормативных актов органов государственной власти субъекта и органов местного самоуправления, давать толкование конституций (уставов), если региональным законом они отнесены к ведению конституционного (уставного) суда и последний осуществляет свою деятельность.
Конституционные (уставные) суды помимо перечисленных полномочий вправе рассматривать и другие публично-правовые вопросы, не отнесенные федеральным законом к ведению судов общей юрисдикции. Несмотря на возможность субъектов Российской Федерации наделить свои конституционные и уставные суды столь широкими полномочиями и тем самым упрочить законность в правотворчестве и применении права на своей территории, становление судебных органов конституционного контроля идет крайне медленно ввиду правовых, кадровых, финансовых и других причин.
Требуются совместные усилия федеральных и региональных органов власти для их устранения и решения проблем конституционного (уставного) правосудия. Среди них: разработка модельных законов, содействие подготовке квалифицированных кадров, методическая помощь со стороны федеральных судов, создание материальных условий для вновь образуемых судов, завершение в течение ближайших лет формирования правовой базы для конституционного правосудия в субъектах Российской Федерации и реального образования конституционных (уставных) судов.
Конституционный Суд Российской Федерации