Роль и функции государства в переходной экономике


ТЕМА 9. Роль и функции государства в переходной экономике.

План:

Введение

  1. Особенности современной переходной экономики.
  2. Необходимость государственного вмешательства в переходную экономику.
  3. Цели и функции государственного регулирования в переходной экономике.
  4. Направления государственного регулирования в переходной экономике.
  5. Инструменты государственного регулирования.
  6. Особенности государства переходного периода.
  7. Государственное регулирование рынка и его границы: налоги, дотации, фиксированные цены.

Программная аннотация

Необходимость государственного вмешательства в переходную экономику.

Особенности государства в переходной экономике. Кризис государственности. Либеральная и кейнсианская позиции.

Цели и функции государственного регулирования в переходной экономике. Классификация целей государственного регулирования.

Направления государственного регулирования в переходной экономике. Приоритетные направления вмешательства государства в экономику переходного периода. Инструменты государственного регулирования переходной экономики: фискальная и денежная политика, политика регулирования доходов, занятости, стимулирования внешнеэкономической деятельности.

Формы косвенного вмешательства государства в переходную экономику.

Государственное вмешательство в рынок индивидуального товара: потоварный налог, дотация, фиксированные цены.

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ

Введение

Тема “Роль и функции государства в переходной экономике” занимает в курсе “Теории переходной экономике” промежуточное место между микро- и макроэкономическими проблемами, поскольку включает прежде всего изучение границ и методов государственного вмешательства в рынок, т.е. микроуровень анализа. Вместе с тем, определение необходимости государственного регулирования рыночной экономики, его направлений, инструментов форм и методов, конечно, входит в макроэкономические проблемы теории переходной экономики.

Особенность анализа проблема роли государства в условиях переходной экономики обусловлена особенностями государства в переходном от централизованно управляемой к рыночной экономике. В переходный период, с одной стороны, необходимо снижение роли государства по сравнению с тоталитарным государственным устройством, но с другой - реформирование экономической, политической, социальной, правовой системы тоталитарного государства может быть осуществлено только на основе определяющего воздействия государства. Все это и определяет существование дилеммы: снижение или усиление роли государства как субъекта, определяющего правила игры для всех экономических субъектов рыночной экономики.

1. Особенности современной переходной экономики

Переходное состояние экономической системы является объективным этапом ее развития, обусловленным характером движения каждой экономической системы от этапа становления (формирования) к достижению высшего (зрелого состояния) и от него - к состоянию регресса, стагнации, когда в силу изменений в среде и собственных элементах система перестает функционировать нормально.1 Следовательно, переходная экономика - это экономика трансформационная, реформируемая, в ней сочетаются остающиеся еще элементы старой экономической системы и зарождающиеся элементы новой, становящейся экономической системы. Длительность состояния сосуществования производственных отношений, принадлежащих к различным целостным системам (феодализма и капитализма, капитализма и социализма, централизованно управляемой экономики и рыночной) зависит от последовательности прогрессивного движения от старой экономической системы к новой. В осуществлении этой последовательности определяющая роль принадлежит государству как важнейшему экономическому субъекту.

Особую сложность в реализации последовательного движения России от последней формы тоталитаризма - централизованного планирования - к обеспечивающей свободу выбора каждого индивида рыночной экономике накладывает сочетание в современной переходной экономике2 общецивилизационных транзитологических процессов последней четверти 20 века от индустриального общества, экономико-теоретической парадигмой (системой идей и представлений, способной разрешить возникшие противоречия в науке3) которого является вещественное богатство и его производство, а основная характеристика человека - человек “экономический”, главный фактор производства к постиндустриальному обществу, парадигмой которого становится человек во всем богатстве его способностей и потребностей,4 и постсоциалистических переходных процессов от централизованно-управляемой экономики к рыночной.

2. Необходимость государственного вмешательства в переходную экономику

Несмотря на экономические, социальные, национальные, геополитические и другие особенности России реакция ее экономики на рыночные преобразования является совершенно нормальной, свидетельствующей о внутренней присущности рыночной саморегуляции современным экономическим отношения. Поэтому необходимость государственного вмешательства в экономику переходного периода обусловлена:

требованием устранения или компенсации внешних эффектов (экстерналий);

производством общественных благ;

обеспечением экономики необходимым количеством денег;

осуществлением целенаправленного процесса реформирования централизованно-управляемой экономики в рыночную.

Последняя из перечисленных проблем, требующих государственного вмешательства в экономику, присуща только переходной экономике и обусловливает противоречивое единство усиления и ослабления государственного регулирования переходной экономики. С одной стороны, полное огосударствление социалистической экономики требует ее либерализации, т.е. уменьшение степени государственного вмешательства, перехода от государственного управления хозяйством к его регулированию. Но с другой стороны, государство руководит процессом рыночных преобразований, что требует усиления его роли в экономике, но в качественно иной роли.

3. Цели и функции государственного регулирования в переходной экономике

Перечисленные проблемы, требующие государственного вмешательства в рынок и обусловливающие его особенности в переходной экономике, определяют цели государственного регулирования в переходной экономике:

1.Экономические:

  • развитие производства;
  • достижение успеха на мировом рынке;
  • повышение благосостояния нации.

2.Социальные:

  • жизнеобеспечение неработающей, но трудоспособной части населения (пособия по безработице);
  • финансовая поддержка производства общественных товаров или приближающихся к ним (продовольствия) через дотации.

3.Политические: взаимоотношения с другими нациями.

Роль государства проявляется через его функции:

  • создание парламентской основы принятия экономических решений;
  • определение приоритетов макроэкономического развития;
  • социально-ориентированное распределение (аллокация) ресурсов;
  • обеспечение достижение реальных социальных ценностей - процветания нации;
  • регулирование рынка (совокупного спроса и предложения) для достижения экономических и социальных целей;
  • стабилизация экономики через осуществление денежной и бюджетной политики для преодоления трансформационного кризиса.

Схема . Цели государственного регулирования

С момента своего возникновения государство выполняло хозяйственные функции. Для обеспечения общественных интересов - обороны, защиты от преступников люди передают часть своих прав государству, которое только и может эффективно осуществить указанные функции. Отдельный человек на экономическую политику государства может влиять только через прямую или представительную демократию. Участвуя в процессе прямого голосования за того или иного кандидата в Президенты страны, гражданин демократического государства соответственно голосует за ту или иную экономическую программу. Избирая из множества кандидатов в Государственную думу, в законодательное собрание области, в мэрию и т.д. каждый человек тем самым оказывает влияние, выбирая ту или иную государственную и региональную экономическую политику.

Основная функция государства в экономике состоит в защите экономических субъектов - защите их прав собственности, экономического выбора, свободы и т.д. Но это может быть осуществлено, когда все экономические субъекты будут действовать по установленным правилам игры - правилам поведения на рынке. Эти правила и определяются и поддерживаются (регулируются) государством.

4. Направления государственного регулирования переходной экономики.

1.Регулирование инвестиций как основы экономического роста осуществляется через:

  • государственные капитальные вложения - в 1995г. были осуществлены в размерах 43,8 трлн.руб. (23% всех инвестиций) за счет федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации; в 1999г. их доля снизилась до 9%.
  • налоговые инвестиционные льготы - осуществленные предприятиями любых форм собственности инвестиции в производственные и непроизводственные фонды вычитаются из налогооблагаемой прибыли в размерах, не превышающих 50 % балансовой прибыли;
  • инвестиционные кредиты.

2.Регулирование сбыта через:

  • государственные закупки (например, продовольствия);
  • потребительские кредиты, которые пока не получили широкого развития.

3.Регулирование рынка рабочей силы.

4.Стимулирование НИОКР.

5. Инструменты государственного регулирования

1.Фискальная политика - это политика в области правительственных расходов и налогов.

Правительственные расходы представляют собой ту долю национального продукта, которая в конечном итоге поступает в совместное пользование всех слоев населения.

Налоги формируют доходы госбюджета, но оказывают стимулирующее или тормозящее влияние на производителей и потребителей.

2. Денежная политика - это политика воздействия государства на денежную массу через куплю-продажу государственных ценных бумаг, денежно-кредитную эмиссию и регулирование нормы банковских резервов. Через индуцированные инвестиции, расширение совокупного спроса на основе бюджетной экспансии государство влияет на объем и динамику национального производства. Жесткая денежная политика (монетарное регулирование экономики) играет важнейшую роль в стабилизации инфляции, обеспечив снижение инфляции в 1995г. с 17,8 % в январе до 4 % в декабре и 1,5 % в июне 1996 г.

3. Политика регулирования доходов - во многих странах с переходным типом экономики стала основным средством борьбы с инфляцией через регулирование денежного спроса населения и производителей.

4. Социальная политика - система индексации фиксированных доходов, в том числе пособий по безработице и государственных пенсий и установления прожиточного минимума или минимальной заработной платы.

5. Внешнеэкономическая политика, включающая:

  • торговую политику государства;
  • управление валютным курсом через установление соответствующего его режима (фиксированного, плавающего или придерживаемого);
  • установление системы внешнеторговых тарифов, квот и лицензий.

6. Особенности государства переходного периода

Особенности всех элементов государственного регулирования в условиях переходной экономики определяются специфическими чертами самого переходного государства5:

1.Борьба за власть превратилась в главный фактор функционирования государства.

2.Реализация достаточно целостной стратегии рыночных преобразований осуществляется по принципу “шаг вперед - два назад”.

3.Разрушены старые, но отсутствуют новые механизмы реализации государственной политики на уровне центра и его взаимосвязей с регионами.

Выявленные черты государства переходного периода свидетельствуют о том, что реформирование государства осуществляется через преодоление глубокого кризиса государственности, развернувшегося в обстановке последовательного усиления влияния политических факторов на содержание, последовательность и темпы осуществления реформационных процессов. В определенной мере его глубина обусловлена существованием глубокой теоретико-политической дилеммы о роли государства в переходной экономике. В соответствии с приверженностью к той или иной стороне этой дилеммы сформировались две теоретико-политические позиции движения к рынку:

1.Либеральное ограничение вмешательства государства в экономику и сосредоточение его функций на макроэкономической политике, осуществляемой монетаристскими методами.

2.Кейнсианское обеспечение высокой, активной роли государства в системных преобразованиях.

Эта дилемма, перед которой стоят все постсоциалистические страны (с одной стороны, становление рынка - это децентрализация, разгосударствление, снижение роли государства в экономике, но с другой - развитие экономических реформ требует последовательной, целенаправленной, руководящей роли государства в этом процессе), разрешена практикой становления рынка, которая показывает, что там, где многообразные равноправные субъекты рынка получают действительные рыночные свободы (страны Европы, Балтии), практически достигнута финансовая стабилизация и начался экономический рост. Вторым полюсом является группа стран (Украина, Белоруссия), где государство осуществляет централизованное управление экономикой и рыночные преобразования только начинаются. Здесь темпы инфляции очень высоки - на уровне гиперинфляции, а производство находится в коллапсе.

Посредине находится Россия, которая то ускоряет движение к рынку, то делает “два шага назад”. Поэтому в России положение хуже, чем в странах Балтии, но лучше, чем на Украине и в Белоруссии. Это обусловлено к тому же и тем, что в России указанная дилемма разрешается через снижение роли форм прямого вмешательства государства в экономику.

Важно учесть, что в переходной экономике осуществляется расширение форм косвенного вмешательства государства в экономику:

Схема . Формы косвенного вмешательства государства в экономику

Это косвенное макроэкономическое воздействие государства осуществляется через фискальную и денежно-кредитную политику.

7. Государственное регулирование рынка и его границы: налоги, дотации, фиксированные цены.

На микроуровне регулирующее воздействие государства, т.е. его вмешательство в рынок индивидуального товара осуществляется через:

  • налоги ( единичные (потоварные) - НДС, налог с продаж, акциз, налог с оборота, или суммарные - налоги на доходы), уплачиваемые государству продавцом (производителем) или покупателем (потребителем) (если в магазинах взимаются налоги сразу представителями налоговых инспекций);
  • дотации (выплаты производителям или потребителям, обеспечи-вающие доведение цены продаж до равновесной. В современных условиях России выплачиваются сельхозтоваропроизводителям на каждый килограмм животноводческой продукции, коммунальному транспорту, каждому гражданину России - ушедшие в прошлое дотации на хлеб);
  • фиксированные цены, устанавливаемые государством выше или ниже равновесных на отдельные группы товаров.

1. Налог, уплачиваемый в бюджет продавцом.

Рис. . Дополнительный налог, уплачиваемый в бюджет продавцом

Дополнительный налог, уплачиваемый в бюджет продавцом , воздействует на кривую предложения, передвигая ее вверх (при росте налогов) или вниз(при их снижении) на величину Т. При этом дополнительное налоговое бремя распределяется в сторону производителя или потребителя в зависимости от преобладающей относительной эластичности соответственно спроса или предложения. Этот налог увеличивает цену и уменьшает объем продаж.

2.Налог, уплачиваемый в бюджет покупателем.

Если налог уплачивается в бюджет покупателем, то кривая спроса сдвигается влево вниз на величину Т, увеличивая цену до Р1 при уменьшении объема продаж за счет снижения спроса до Q1.

Рис. . Распределение дополнительного налогового бремени при введении дополнительного налога, уплачиваемого в бюджет покупателем

На рис.44 Р1Р0 - часть дополнительного налогового бремени, перекладываемая на покупателя; Р0Р2 - часть дополнительного налогового бремени, перекладываемая на продавца; суммарно Р1Р2 - дополнительный налог, перемещающий предложение S в положение S1. Следовательно, дополнительный налог увеличивает цену и уменьшает объем продаж. DL -мертвые потери от неэффективного использования ресурсов, поскольку по теореме М. Аллэ наиболее эффективной ситуацией в рыночной экономике является точка рыночного равновесия.

В условиях переходной экономики дополнительные налоги уплачивают производители. А поскольку продолжает действовать сложившаяся тенденция увеличения налогов, то предложение (а значит, и производство) изменяется лишь в сторону уменьшения. Увеличение налогов оправдано лишь в условиях перепроизводства. Однако потребность государства в доходах, а также социальная и структурная перестройка милитаризованного производства стран реального социализма обусловливают существование высокого налогового бремени в переходный период.

Пропорция распределения дополнительного налогового бремени и в этом случае также зависит от эластичности спроса и предложения: дополнительное налоговое бремя перекладывается на производителя, если спрос более эластичен, чем предложение, и на потребителя, если предложение эластичнее спроса.

В обоих случаях цена Р1 и объем продаж Q1 будут одинаковы вне зависимости от того, вносится налог в бюджет продавцом или покупателем.

3. Потоварная дотация, выплачиваемая производителю, обусловливает смещение кривой предложения вниз вправо на величину S, обеспечивая увеличение предложения (производства).

Рис. . Распределение выплачиваемой производителю государством потоварной дотации между производителем и потребителем

Дотация, увеличивающая цену, например, животноводческой продукции до равновесного уровня РE, поступает в основном продавцам, если предложение более эластично, чем спрос, и покупателям, если соотношение эластичностей обратное.

4. Фиксированная цена, устанавливаемая выше равновесного уровня (например, на зерно, закупаемое государством), ведет к уменьшению объема предложения за счет перемещения кривой предложения влево вверх.

Рис. . Введение фиксированной цены, выше равновесной

5. Фиксированная цена, устанавливаемая государством на уровне P1, ниже равновесного (например, на медпрепараты), обусловливает появление дефицита предложения и увеличение до Р2 цены на теневом рынке данного товара.

Рис. . Введение государством фиксированной цены, ниже равновесной

Таким образом, любое вмешательство государства в рынок индивидуального товара нарушает рыночное равновесие, которое по теореме лауреата Нобелевской премии 1988г. М.Аллэ является ситуацией максимальной эффективности. Следовательно, вмешательство государства в рынок при всех благих намерениях ведет к снижению эффективности использования ресурсов. Поэтому оно должно осуществляться в определенных, очень жестких границах с минимальным нарушением состояния частичного равновесия.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Чем обусловлена необходимость государственного вмешательства в экономику?

2. Дайте экономическое обоснование целей государственного регулирования.

3. Через какие функции проявляется стабилизирующая роль государства?

4. Как Вы думаете, чем обоснован выбор направлений государственного регулирования?

5. Какие инструменты государственного регулирования наиболее эффективны в переходной экономике?

1 Экономика переходного периода / Под редакцией Радаева В.В., Бузгалина А.В. М.: МГУ.1995.С.37.

2 Радаев В.В. Концептуальные основы анализа переходной экономики. М., 1995. С.3-4.

3 Абалкин Л.И. Новая парадигма экономической теории//Вопросы экономики. 1993. N 1 .С. 4.

4 В ближайшее десятилетие в материальном производстве развитых стран будет занято не более 5 % трудоспособного населения (Экономика переходного периода. М.: МГУ.1995).

5 Бим А. Экономическая политика в условиях кризиса государственности и неопределенности реформаторских стратегий//Вопросы экономики.1993. N 9.С.42.

PAGE \* MERGEFORMAT 8

Роль и функции государства в переходной экономике