Предпринимательство и его организационно-правовые формы в России


ТЕМА 3. Предпринимательство и его организационно-правовые формы в России

План:

Введение

  1. Современные теории предпринимательства
    1. Функции и характеристики предпринимательства
    2. Риск в предпринимательской деятельности
    3. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности в РФ

Программная аннотация.

Предпринимательство: научное и эмпирическое определение. Современные теории предпринимательства. Функции и характеристики предпринимательства. Риск в предпринимательской деятельности. Организационно-правовые формы предпринимательства в РФ. Критерии классификации фирм.

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ

Введение

Главной движущей силой развития рыночной экономики является предпринимательство. Предпринимательский класс начинает формироваться и в РФ. Защита общества от произвола некоторых предпринимателей является не чисто постсоциалистической проблемой, ее осуществляют все страны с рыночной экономики через общества потребителей, антимонопольное законодательство, хозяйственное право и т.д.

Частное предпринимательство - это род деятельности, полностью изгнанный из плановой экономики, но существовавший через “предпринимательскую» деятельность директоров, снабженцев, частников, теневиков, т.е. в криминогенных формах. Запуск рыночных механизмов прежде всего предполагает снятие ограничений с предпринимательской деятельности и высвобождение предпринимательских способностей.

Цель лекции: проанализировать теории, сущность, функции, цели предпринимательства, формы его организации в РФ и перспективы.

1. Современные теории предпринимательства

Сегодня существует множество теорий предпринимательства. Рассмотрим те, которые отражают суть явления на современном этапе.

Схема . Классификация теорий предпринимательства

1. Теория инноваций Й.Шумпетера (1934): предприниматель осуществляет, если видит возможность дохода, инновационную политику: создает новые продукты, новые рынки, более производительные процессы, более эффективно организует предприятие.

2. Согласно неоавстрийской теории предприниматель “создается из-за состояния неравновесия, его деятельность обеспечивает тенденцию к равновесию”. Кирцнер отмечает важную функцию предпринимателя как арбитра, который, заметив несоответствие рыночных цен, использует незамеченную возможность дохода.

3. Теория переразмещения и координации ограниченных ресурсов, согласно которой предприниматель принимает решения как судья.

4. Синтетический подход, согласно которому теория предпринимательства должна быть построена на связи 3-х предыдущих, т.к. они не являются взаимоисключающими.

В качестве “пассивной” рассматривается теория предпринимательства как несущего на себе риск неопределенности (Cantilion 1755, Hamilton 1876, Knight 1921). Эта пассивная функция предпринимателя (он на себя берет риск) является признаком динамичной экономики и согласуется с функциями предпринимателя, описанными в “активных” теориях.

2. Функции и характеристики предпринимательства

Определение: Эмпирическое понятие предпринимательства - осуществление производства продукции и услуг, т.е. любой бизнес.

Научное определение предпринимательства - осуществление не репродуктивной (повторяющейся), а продуктивной экономической деятельности: освоение новых рынков, новых товаров и услуг, новых финансовых и материальных ресурсов, организационных новшеств.

Стремление открыть свое собственное дело изначально для человека как стремление обрабатывать свою собственную землю. Это выражение природного начала. В Италии на каждые 15 чел. населения приходится фирма.

Таким образом, предпринимательство это:

процесс создания нового, обладающего ценностью;

процесс, предполагающий принятие на себя финансовой, моральной и социальной ответственности;

процесс, приносящий в результате денежный доход и личное удовлетворение.

В странах рыночной экономики ренессанс предпринимательства обусловлен:

  1. повышением доходов среднего класса, уровня образования, усилением рыночных начал, результатами НТП, созданием производительной техники индивидуального использования, повышением роли информации;

усложнением индивидуальных и общественных потребностей, которые служат толчком к предпринимательской активности - мелкие фирмы дали первые автомобили, самолеты, кондиционеры, фотокамеры Кодак, ксероксы, аэрозоли, молнии, огнетушители, безопасные бритвы;

политический фактор - перерастание корпоративного капитала в смешанное общество с большей степенью экономической свободы, в постсоциалистических странах - крушение тоталитарных режимов.

Предприниматель - не обязательно собственник (Ли Якокка). Руководитель фирмы - или собственник, или менеджер, или всякий человек, берущийся за организацию бизнеса на свой страх и риск.

Малые фирмы в США:

50-е гг. - 130 тыс. фирм новых регистрировалось

80-е гг. - 600 тыс.

90-е гг. - 2000 тыс.

Собственник - пассивен, предприниматель - активен, т.е. самостоятельный агент рынка, действующий на свой страх и риск и несущий имущественную ответственность. Менеджер - наемный работник, организующий выполнение целей предпринимателя. Менеджеризм основан на предпринимательском стиле управления. Его черты:

энтузиазм, усердие, преданность делу;

ориентация на человека, раскрепощение его творческой энергии;

служение покупателю: по П. Друкеру цель бизнеса - создание потребителя;

особая культурная среда фирмы - причастность всех к делу;

особая философия предпринимательства - практическая.

Условия функционирования предпринимательства:

неопределенность, являющаяся не результатом незнания, а постоянного изменения условий рынка и соответствующей непрерывной адаптации к нему;

неустойчивость - ни одна тенденция на рынке не продолжается бесконечно долго, все циклично;

риск - интуиция, логический анализ ситуации (Кадзума Татеиси, правило 70/30, но сейчас соотношение определенных и неопределенных факторов в экономике составляет 30/70).

Схема . Условия функционирования предпринимательства.

Эти условия характеризуют общеэкономическую среду, в которой функционирует предприниматель. На Западе - это среда свободного рынка при умеренном вмешательстве государства. В этой окружающей среде кроме отрицательных эффектов (моно- и олигополистическая структура рынка, безработица) производится также дух конкуренции, экономическая и политическая свобода, механизм поощрения, которые ведут к высокой степени экономического роста. Это окружение предпринимательства, “сигналы” общества, т.е. культура, которая определяет индивидуальность, человеческую автономию и основные аспекты лидерства - все это в сочетании с личными чертами предпринимательства определяет уровень предпринимательства, поощряет его.

Схема . Цели предпринимателя.

Цели предпринимателя:

производство товаров и услуг;

прибыль;

социальные цели;

развитие бизнеса.

Вывод: извлечение прибыли совместимо с обеспечением благосостояния общества. Предпринимательская культура - инновационная культура, носителем которой является средний класс - стабилизатор, творческая, мобильная, динамичная часть общества.

Функции предпринимателя:

соединение факторов производства (К.Маркс);

принятие решений (Кассон);

введение новаций (Шумпетер Й.);

несение риска (Кантильон О, Гамильтон, Найт Ф.);

обеспечение тенденции к равновесию (Кирцнер);

переаллокация ресурсов (Шульц).

Схема . Функции предпринимательства.

Общие черты предпринимателя:

  1. Потребность в научно-технических достижениях (Макклилонд и Брокхауз). Личности с высокой потребностью в научно-технических достижениях - это люди, предпочитающие быть лично ответственными за решение проблем, поставленных целей и за решение этих целей своими собственными усилиями. У таких людей также очень сильно желание знать, насколько хорошо они выполняют свои задачи на основе этих продемонстрированных характеристик.

Склонность к принятию риска.

Личные ценности.

Вера в возможность повлиять на ход событий.

Схема 5. Основные черты предпринимателя.

Таблица . Стадии предпринимательского процесса.

Поиск новой идеи

Составление бизнес-плана

Поиск необходимых ресурсов

Управление созданным предприятием

Факторы вызвавшие идею

Сегмент рынка его размер и основные характеристики

Располагаемые ресурсы

Стиль и структура руководства

Оценка риска и прогноз выгод

Непосредственная и потребительская ценность идеи

План маркетинга. План производства

Недостающие ресурсы и потенциальные поставщики

Ключевые факторы

Соответствие идеи вашим целям, знаниям и умениям

Финансовый план и финансовое обеспечение

Способы привлечения необходимых ресурсов

Слабые места и пути их преодоления

Сравнение с продукцией конкурентов

Отправная точка и стратегия проникновения на рынок

Таблица . Ошибки предпринимателей.

Ошибки молодых предпринимателей

%

Ошибки предпринимателей на фирмах, существующих более 50 лет

%

несерьезность

7%

несвоевременный выход на рынок

61%

расточительность

11%

устарелость

12%

неверное место расположение

18%

преемники

38%

малая заинтересованность

23%

болезнь

25%

некомпетентность

44%

распри при наследовании

13%

недостаток капитала

72%

смерть

9%

Условия создания предприятия: решение, желание, возможности.

Факторы (предпосылки) создания предприятия:

начальный капитал;

господдержка, в том числе налоговая политика, создание соответствующей инфраструктуры;

наличие профессиональной подготовки;

опыт работы в области маркетинга;

живые примеры.

Уровень банкротства среди малых предприятий США составляет 70%.

Цель предпринимателя - получение нормальной (покрытие полных вмененных издержек) и экономической прибыли. Вмененные издержки предпринимателя - процент на капитал, вознаграждение предпринимателя за труд по управлению предприятием, т.е. за “его дополнительные усилия для того, чтобы заработать побольше денег для собственного блага и блага своих семей” (Я. Корнаи, Ж.Б. Сей, Д.С. Милль, Сениор, А. Маршалл). Современные экономисты рассматривают этот элемент предпринимательского дохода как вознаграждение предпринимателя за особые функции в производстве, которые не могут быть отнесены ни к одному из 3-х факторов - труду, капиталу, земле. Заработная плата за риск - это часть дохода, имеющая экономической основой эффект правильной оценки степени риска, т.е. будущей неопределенной экономической ситуации (Ф. Найт). Но предприниматель должен получить и экономическую прибыль как эффект использования передовых технологий.

Рис. . Экономическая прибыль

Следует отметить, что помимо указанных элементов предпринимательского дохода (прибыли) вознаграждение предпринимателя по Караянису А.1 включает также и нематериальные вещи - свободу контролировать других и чувство “выполнения своих идей и нечто своего собственного”2.

Экономические выгоды существования предпринимательства:

  1. Увеличение КПВ (РРС) или изменение ее наклона.

Создание новых продуктов.

Помощь экономике в достижении равновесия (в соединении с другими факторами равновесия).

Минимизация Х-неэффективности, связанной, по Х. Лейбенстайну, с разбуханием и бюрократизацией управленческого аппарата, ослаблением стимулов к инновациям и риску вообще.

Схема . Экономические выгоды существования предпринимательства.

Рис. . Х-неэффективность

Согласно Х. Лейбенстайну, х- неэффективность возникает всегда, когда фактические издержки при любом объеме производства выше средних совокупных издержек. Даже при совершенной конкуренции возможна Х- неэффективность. В этих условиях фирма увеличивает производство до той точки, где пересекутся предельные и средние издержки, в нашем случае - до минимума АТС (она обозначена как точка А). Если реальные издержки превышают минимальные АТС на величину АВ, то при производстве Qс возникает Х- неэффективность. Однако в условиях свободной конкуренции подобная ситуация есть исключение из правил, ибо фирмы с Х- неэффективностью обречены на гибель. Совсем иная ситуация складывается на монополизированном рынке. Объем производства сокращается с Qс до Qm, а Х- неэффективность (отрезок CD) заметно увеличивается.

3. Риск в предпринимательской деятельности

Риск - оборотная сторона предпринимательства, и по мере его развития степень риска в экономике будет увеличиваться. Необходимо не избегать, а прогнозировать, оценивать риск и не переходить его допустимые пределы. В оценке степени риска велика роль интуиции, которая основывается на прошлом знании. Интуиция и расчеты дополняют друг друга.

Риск – это вероятность убытков по сравнению с планируемым доходом, измеряется вероятностью определенного уровня потерь.

Риски классифицируются:

по источнику возникновения - хозяйственный, личностный, природный;

по причине возникновения - неопределенность будущего, непредсказуемость поведения партнеров, недостаток информации.

Каждый предприниматель устанавливает для себя допустимый уровень потерь, которые и измеряют степень риска. Допустимый - потеря прибыли, критический - потеря затрат (т.е. всей выручки), катастрофический - потеря всего имущества и банкротство.

Кривая вероятности возникновения потерь строится при условиях (допущениях):

1) вероятность нулевых потерь равна нулю;

2) вероятность исключительных потерь равна нулю.

0,8

уровень потерь

Рис. . Кривая вероятности потерь

Виды риска:

производственный,

коммерческий,

финансовый,

кредитный.

Схема . Способы уменьшения риска.

Способы уменьшения риска:

диверсификация (производить зонты и шезлонги) - уменьшает несистематический риск, но систематический - изменение процента, ожидание подъема или кризиса - не снижает;

хеджирование - страхование рисков различными способами (в узком смысле - страхование валютного риска путем создания встречных требований в валюте);

самострахование через выпуск опционов - ценных бумаг на право купить или продать бумаги или товары в течение 3 - 6 месяцев по фиксированной цене; при продаже опционов предприятие получает дополнительную выручку от снижения доходов за счет падения спроса на бумаги или товары;

финансовые фьючерсы - продажа обязательств на проведение купли или продажи.

4. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности в РФ

Формой организации предпринимательской деятельности является фирма (организация) как основное звено национальной экономики, в которой осуществляется непосредственный процесс производства. Основополагающие (системообразующие) факторы организации - кооперация, основанная на внутрифирменном разделении труда, реализация функций индивидуального воспроизводства и обособление кругооборота капитала (ресурсов).

Из функций фирмы (организации) как товаропроизводителя, осуществляющего процесс индивидуального воспроизводства, вытекает ее экономическая обособленность. Формы ее проявления:

осуществление индивидуального воспроизводства за счет собственных результатов деятельности;

наличие специфического собственного экономического интереса;

присвоение части произведенного продукта в виде чистой прибыли.

Хозяйственная самостоятельность предполагает совокупность прав и ответственность организации как юридического лица.

Признаки организации как юридического лица:

учреждение согласно Гражданскому Кодексу;

наличие организационного единства, структурной оформленности;

обладание необходимым имуществом;

самостоятельная имущественная ответственность;

выступает в хозяйственном обороте от собственного лица.

Организационно-правовые формы предпринимательства обусловлены соответствующими формами собственности. В соответствии с Гражданским Кодексом РФ (с 1января 1995г.) в РФ существуют следующие организационно-правовые формы предпринимательства (коммерческих организаций и физических лиц):

  1. Индивидуальное предпринимательство: осуществляется в форме предпринимательства без образования юридического лица (в том числе и крестьянские (фермерские) хозяйства).

Совместное предпринимательство (партнерство):

а) хозяйственные товарищества: полное, на вере (командитное, смешанное) (полные товарищи и товарищи-вкладчики);

б) хозяйственные общества: общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью (субсидиарной) своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере стоимости вкладов;

в) производственные кооперативы.

Корпоративное предпринимательство:

акционерные общества;

открытые общества;

закрытые общества.

Государственное предпринимательство осуществляется в форме унитарных предприятий (не наделенных правом собственности):

  • казенные (федеральные) – основаны на праве оперативного управления;
    • муниципальные – функционируют на праве хозяйственного ведения.

Схема . Организационно-правовые формы предпринимательства.

Наряду с организационно-правовыми формами предпринимательства (различия форм фирменной организации по имущественному признаку - форме собственности) существуют организационно-экономические формы различаются по деятельностному знаку:

  1. Картель - соглашение о ценах, рынках, квотах.

Синдикат - объединение сбыта.

Консорциум - объединение для крупных инвестиций.

Концерн - многоотраслевое объединение на основе системы участия.

Холдинг – объединение на основе участия материнского предприятия в капитале дочерних.

Трест - объединение для любой деятельности, но с общей прибылью, распределяемой по квотам.

Таблица .

Преимущества и недостатки основных типов предприятий

Тип

преимущества

недостатки

индивидуальное

70% от числа предприятий в США

6% в объеме продаж

легко учредить, значительная свобода действий, существенный стимул эффективной работы

ограниченность финансовых средств, трудности совмещения функций контроля и управления, полная финансовая ответственность

партнерство

10% от числа предприятий США

4% выручки от продаж

легко учредить, более высокая, чем в индивидуальном предприятии, специализация в управлении и более широкие финансовые возможности

возможность возникновения несовместимости интересов в управлении, несогласованности действий, риск распада фирмы при выходе 1 из владельцев, неограниченная финансовая ответственность

корпорация

20% от числа предприятий США

90% выручки от продаж

широкие возможности привлечения капитала, ограниченная ответственность, преимущества объединения капитала

организационные и финансовые сложности учреждения, двойное налогообложение, расхождение в функциях контроля и присвоения

Количественные параметры типов предприятий обусловлены их качественными характеристиками - типом собственности. Мелкие - индивидуальные предприятия и полные товарищества (партнерства, кооперативы), общество с ограниченной ответственностью; средние и крупные - АО.

Оптимальный размер фирмы определяется минимизацией совокупности производственных и непроизводственных (не связанных непосредственно с производством, а возникающих по мере ведения дел) затрат, вложенных в выпускаемую единицу продукции.

Классификация предприятий по размерам:

  1. Мельчайшие - основаны на личном труде товаропроизводителя - мелкотоварное и ремесленное производство (семейные - 2 - 3 человека).

Малые (с 1 июля 1995 г.): в производстве - до 100 чел., в науке – до 60 чел., в непроизводственной сфере - до 50 чел., в торговле - до 15 чел.

Средние - от 50 до 500 чел.

Крупные - более 500 чел.

Сверхкрупные – более 10 более 10. тыс. чел

В Европе более 80% фирм относятся к малым. SME - малый и средний бизнес (small and middle enrepreneurship) - до 499 чел.

Таблица .

Основные характеристики предприятий малого и среднего бизнеса в Европейском Союзе

0-9 чел.

10-99 чел.

0-499 чел.

500 и более

Количество предприятий (тыс.)

15210

1045

16335

15

Занятость (тыс. чел.)

31450

25500

72450

28900

Оборот на 1 предприятие (тыс. экю)

190

3050

550

273750

Добавленная стоимость на 1 занятого (тыс. экю)

25

30

30

40

Эти цифры показывают, что в SME занято в 3 раза больше работников. На 1 крупное предприятие приходится 1 тыс. мелких. Но на 1 SME приходится 550 тыс. экю оборота, а на 1 крупное -273750 тыс. экю. Тенденции изменения размера фирм различны в Европе и США.

МС МС

А х В

Размеры фирм

Рис. . Тенденции размера фирм

х - лучшее положение. А (Европа) и В (США) экономики занимают не лучшее положение, т.к. в обоих случаях издержки выше минимальных, но движение к минимуму различно: в Европе (А) надо укрупнять, а в США (В) уменьшать размеры фирм (антитрестовская политика).

Д. Гэлбрейт (посол в Москве, советник Кеннеди) считал, что экономическое развитие определяют большие фирмы, Шерер отмечал обратное соотношение: развитие влияет на размеры фирм. Укрупнение фирмы ведет к доминирующему положению на рынке, а это - к превращению в “Sleping giants” (спящего гиганта), т.к. такие фирмы не проводят научные исследования.

НИОКР

2

1

А размер фирмы

Рис. . Размеры фирм и объемы НИОКР

S-образная кривая отражает связь между размерами фирмы и научно-техническими исследованиями и развитием: до А вместе с ростом фирмы растет объем инвестиций в исследования, а затем или падает (I) или пойдет ассимптотически.

Отличительное свойство предпринимательской структуры - высокий динамизм - непрерывное колебание долей различных предприятий в общей совокупности выпускаемой продукции.

Российское предпринимательство имеет свою историю, которая была прервана 70 лет назад. Но сейчас идет не возрождение предпринимательства, поскольку нельзя вернуть то, что умерло. Формируется новое предпринимательство. Кроме того, в России оно было развито слабо. «Существенной причиной малого развития у нас промышленности, несмотря на множество условий для ее широкого процветания, должно считать отсутствие личной предприимчивости, определяемой преимущественно тем, что русские люди привыкли все получать готовеньким.., и если манна небесная не валится сверху с неба, наша образованность привыкла обвинять кого-либо, а сама ничего не предпринимать, если это сопряжено с необходимостью личного труда, риска и упорства, как это нужно для дел промышленности» /Менделеев Д.И., 1906/. Собственный опыт предпринимательства срыт под корень, это заставляет перенимать западный, что не всегда ведет к положительному результату, например, число бирж быстро уменьшилось.

Таким образом, в течение длительного времени, обучаясь на Западе, приспосабливая эти знания к собственному опыту, предприниматели РФ будут методом проб и ошибок осваивать практическую философию бизнеса. Пока философией российского предпринимательства выступает выживание и рвачество.

Для преодоления этого необходимо:

создание благоприятного климата через приватизацию, возрождающую частную собственность;

стабильность государственной экономической и социальной политики;

позитивное отношение общества к предпринимательству;

льготный налоговый режим;

развитая инфраструктура поддержки;

система защиты интеллектуальной собственности;

дебюрократизация государственного регулирования;

гарантированное страхование коммерческого риска;

свобода выхода на внешний рынок;

доступная кредитная система.

Тогда философией предпринимательства станет служение обществу.

1 Karayianias A. Entrepreneurship and the Transition from Socialism to a Free Market Economy // International Journal of New Ideas. 1993. Vol. 2. № 2. P. 43.

2 Ronen J. Some Insights into the Entrepreneurial Process // Joshua Ronen (ed): Entrepreneurship, Massachuassets: Lexington Books, 1983. P. 140.

PAGE \* MERGEFORMAT 8

Предпринимательство и его организационно-правовые формы в России