Концепция и направления реформирования предприятий в переходной экономике России

ТЕМА 5. Концепция и направления реформирования предприятий в переходной экономике России

План:

1.Необходимость реформирования предприятий.

2. Направления реструктуризации.

3.Внутренная реструктуризация.

Программная аннотация.

Концепция реформирования предприятий. Методы реструктуризации предприятий. Коммерциализация. Демонополизация. Антимонопольное регулирование и развитие конкуренции. Конверсия. Формирование механизма функционирования государственных и муниципальных предприятий в переходной экономике.

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ

1. Необходимость реформирования предприятий

С достижением финансовой стабилизации в 1996-97гг. и в 1999г. в сложившихся условиях либерализации экономики главным препятствием экономического роста становится медленная реформа предприятий. В настоящее время в ходе экономической трансформации сформировались факторы, негативно влияющие на положение в промышленности:

- трансформация инфляции в кризис неплатежей и возникновение в экономике "долгового навеса";

- отсутствие механизма обеспечения интересов собственников и бесконтрольность менеджеров;

- чрезмерно медленная внутренняя реструктуризация предприятий.

Кризис неплатежей проявляется в росте задолженности предприятий и в первую очередь перед бюджетом.

Причинами роста неплатежеспособности предприятий являются:

- Дефицит кредитных ресурсов в 1992-95гг. в результате отсутствия нормальной системы коммерческого кредитования, в качестве которой везде в мире выступает поставка продукции на условиях 30-90-дневного кредита. Это - основа рыночной экономики. В России в условиях становления рынка действует система полной предоплаты, обусловившая неплатежи.

- Действующая система бухгалтерского учета – она была разработана для максимизации сбора налогов: затраты на сырье и комплектующие изделия оценивались в начале переходного периода по ценам приобретения. Поскольку между моментом приобретения сырья, комплектующих и выпуском готовой продукции проходит время, в период высокой инфляции затраты занижаются, а прибыль - завышается. Но из этой завышенной прибыли взимались налоги в бюджет, в результате чего налог на прибыль "съедал» оборотные средства, амортизационные отчисления. Это кредитование предприятиями государственного бюджета за счет ранее существовавших в промышленности инвестиционных, а потом и оборотных средств. Сокращение инфляции привело к исчезновению механизма воспроизводства "дутой" прибыли - прекратился рост цен, изъятие оборотного капитала дошло до предела.

- Высокие штрафы за несвоевременные уплату налогов (ставка по пени и штрафам, превышает 120% годовых) были установлены во времена высокой инфляции, но до сих пор их ставка не скорректирована, что делает нереальной уплату штрафов и пеней. В структуре недоимок на пени и штрафы приходится 168%.

- Налоговая система адаптирована к прежней структуре экономики, доминирующее положение в которой занимали производственные предприятия. Сейчас, когда все большую роль в экономике стала играть сфера услуг, включающая и весь финансовый сектор, действующая налоговая система обусловливает крайне неравномерное распределение тяжести налоговых изъятий по различным видам хозяйствующих субъектов - основное бремя налогов продолжают нести промышленные предприятия - производя 37% ВВП, они уплачивает 51% всех налогов, а торговля, дающая 20% ВВП, вносит в бюджет всего 3-4% налогов. Отсюда следует, что для повышения собираемости налогов необходимо перераспределение налоговой нагрузки между сферами экономики.

2. Направления реструктуризации

Реформа предприятий - это изменение принципов их действия, реструктуризация, направленная на улучшение управления, повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции, производительности труда, снижение издержек, а также мера господдержки этих изменений.1

Создание условий для нормального функционирования предприятий осуществляется в направлении институциональных преобразований и через первичное финансовое оздоровление.

I. Институциональные преобразования направлены, прежде всего, на:

1. ликвидацию существующего с 1992 г. разрыва между финансовым и реальным секторами экономики на основе снижения процентной ставки ниже нормальной рентабельности промышленных предприятий. Для этого необходимо:

- снизить доходность государственных ценных бумаг и ставки рефинансирования ЦБ до менее чем 20% годовых,

- утвердить процедуру банкротства, обеспечивающую возврат кредитов банкам и потерь за счет имущества должника,

- установить тесное взаимодействие государства и банковского сектора - в условиях кризиса в банковской сфере предоставлять коммерческим банкам стабилизационные кредиты, но при условии их направления в реальный сектор,

- ужесточить валютный контроль за банками, ограничить вывоз капитала, изменить налогообложение банков для увеличения их вклада в бюджет;

2. регулирование цен естественных монополий. Цены естественных монополистов (ТЭК) обусловливают неконкурентоспособность российских товаров, превышают мировые. Для государственного регулирования цен естественных монополистов необходимо:

- прямое государственное установление цен;

- введение "коридора" цен;

- введение двухставочных тарифов;

- увязка уровней цен на продукцию с возможной реструктуризацией долгов предприятий.

Создание нормальных условий для функционирования предприятий предполагает также финансовое оздоровление предприятий.

II. Для первичного финансового оздоровления предприятий нужна реструктуризация их задолженности, включающая:

1.аннулирование штрафов по перечислениям в бюджет,

2.реструктуризацию прямого долга - через перевод на спецсчета и - поставки продукции в счет его задолженности бюджету.

3. выдачу кредита с минимальной ставкой;

4. взаимозачет долгов других субъектов государству.

Реструктуризация должна стать основой экономического роста, но это требует:

- преодоления недостатков проведенной приватизации, в результате которой так и не появились эффективные собственники,

- повышения эффективности отечественной промышленности через обеспечение интересов собственников и устранение бесконтрольности менеджеров.

Критерии дееспособности и перспективности предприятий:

- готовность владельцев и менеджеров осуществить реальные шаги по реструктуризации;

- наличие шансов на восстановление или достижение конкурентоспособности;

- возможность участия в "кластерах развития", то есть в группах предприятий, совместно создающих конкурентоспособную продукцию - модель "группового спасения" в оборонной промышленности.

Если предприятия-должники не отвечают данным требованиям, то должна быть осуществлена процедура банкротства через передачу эффективному собственнику, для санации при сохранении профиля или перепрофилирование, либо ликвидация. Для этого необходима реструктуризация собственности - дополнительная эмиссия акций и использование вырученных средств или самих акций для погашения задолженности бюджету. Это означает увеличение доли федеральной или муниципальной собственности в капитале предприятий. Реструктуризация собственности необходима потому, что ваучерная приватизация не решила ставившиеся перед нею задачи: 1)создание слоя частных собственников, 2)привлечение ресурсов на рынке ценных бумаг, 3) приток иностранных инвестиций.

Государство лишилось контроля в силу распыления акций, эффективные собственники не появились из-за недостаточной защиты права собственности. В результате подавляющая масса предприятий оказалась полностью во власти директоров. При этом директорский корпус России распался на две группы:

- первая группа - те, кто пытается спасти предприятия, поскольку обладают крупными или контрольными пакетами акций;

- вторая группа - расхитители акционерной собственности через механизмы перекачки капитала в другие фирмы.

Экономической основой для дополнительной эмиссии акций может стать дооценка капитала с учетом возможной доходности в будущем с помощью независимых риэлтеров.

Если в результате оценки стоимость капитала окажется больше ранее эмитированных акций, то на величину превышения нужно осуществить выпуск дополнительных обыкновенных (голосующих) акций, которые погашают задолженности перед бюджетами. Возможен также выкуп предприятия у частных владельцев.

Возврат предприятий государству может быть обеспечен в ходе санации перспективных предприятий, имеющих большую задолженность перед бюджетом. Однако это создаст законные - и не нарушающие механизмов рыночной экономики - основания для усиления влияния государства на деятельность менеджеров. Станет возможным уволить тех менеджеров, которые заняты лишь разворовыванием капитала.

Подходы к созданию системы управления государственными пакетами акций:

- создание государственных или государственно-частных (федеральных или региональных) холдинговых компаний для управления пакетами акций технологически связанных предприятий;

- передача пакетов акций в собственность интегрированных структур в обмен на передачу в федеральную собственность данной группы;

- представительство государства в АО,

- договор траста, если ставится цель получения доходов государством.

Такой механизм основан на коммерческих принципах максимизации дохода.

Схема . Региональный механизм управления государственной собственностью

Местный орган власти будет воздействовать на предприятия через своих представителей - региональное агентство экономического развития и агентство по доверительному управлению госсо6ственностью с целью сбора налогов и реализации региональных программ экономического развития.

Увеличение доли местных органов в капитале предприятий создаст условия для привлечения инвестиций за счет эмиссии муниципальных ценных бумаг или предоставления гарантий частным инвесторам.

3. Внутренняя реструктуризация

Причинами медленной внутренней реструктуризации предприятий являются:

  • неэффективность системы управления вследствие отсутствия стратегии, незнания конъюнктуры рынка, низкой квалификации менеджмента, неэффективности финансового менеджмента.
  • отсутствие ответственности менеджеров перед собственниками,
  • низкие размеры уставного капитала,
  • отсутствие механизма взыскания имущества в уплату долга,
  • высокие расходы на социальную сферу,
  • дифференциация цен естественных монополий,
  • отсутствие информации у акционеров.

Стимулируемый государством процесс перехода предприятий на рыночные принципы функционирования - это содержание реформы предприятий.

Цель реформы - их реструктуризация, т.е. улучшение управления, повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции, производительности труда, снижение издержек.

Задачи реформы предприятий:

  • обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия,
  • защита прав акционеров,
  • разграничение ответственности собственников и менеджеров,
  • исполнение решений судов,
  • обеспечение достоверной информацией,
  • создание эффективного менеджмента.

После первичного финансового оздоровления и появления заинтересованных собственников возможна реальная перестройка деятельности предприятий, которая решит несколько задач:

1.освобождение предприятий от функций, не свойственных им в рыночной экономике, через:

- введение госфинансирования расходов по соцсфере,

-передачу социнфраструктуры на баланс местных органов власти,

- снятие ограничений на продажу или перепрофилирование объектов социнфраструктуры.

2.внутреннюю реструктуризацию предприятия:

- новый ассортимент;

- маркетинговые программы продвижения продукции;

-сертификация;

- создание системы финансового менеджмента;

- модернизация бухгалтерского учета;

- созданию сбытовой сети - лизинга;

- обучение новым методам работы;

- изменение организационной структуры - двумя способами:

а) путем выделения производственных подразделений предприятий в самостоятельные фирмы, б) путем формирования крупных производственных комплексов из технологически связанных предприятий - холдингов, ассоциаций, ФПГ.

Для осуществления этих мер по реструктуризации государство должно создать условия для реформирования предприятий:

1.отменить особое правовое положение АО, созданных в процессе приватизации,

2.увеличить минимальный капитал АО, повысить ответственность менеджеров за сохранность имущества и финансовые результаты,

3.установить разрешительное право для менеджеров совместительства,

4.повысить ответственность менеджеров за сокрытие информации,

5.организовать их подготовку и переподготовку, обеспечить регистрацию имущественных прав,

6.изменить амортизационную политику,

7.ускорить передачу объектов соцсферы местным органам власти,

8.изменить систему бухучета,

9.ввести единые стандарты аудита.

Доверительная собственность (или траст — от англ. trust) в общем праве — это система отношений, при которой имущество, первоначально принадлежащее учредителю, передается в распоряжение доверительного собственника (управляющего или попечителя), но доход с него получают выгодоприобретатели (бенефициары). Учредитель (который может одновременно быть и выгодоприобретателем и/или управляющим) в рамках специального соглашения передает принадлежащие ему ценности под контроль попечителя, который обязан совершать с ними операции, приносящие выгодоприобретателям максимальную прибыль или соответствующие другим инструкциям учредителя.

Особенности траста

Особенность траста как иной формы держания собственности в том, что имущество траста не принадлежит ни учредителю (он теряет право собственности на него с момента передачи имущества управляющему), ни управляющему (он только управляет этим имуществом и является формальным держателем титула на имущество), ни бенефициарам до даты прекращения траста. Можно сказать, что траст — это самостоятельный собственник, неразрывно связанный с его создателем (учредителем траста) и выгодоприобретателями. [2] В ряде стран, в том числе в России, переданное в доверительное управление имущество не считается отдельным видом собственности — имущество продолжает являться собственностью доверителя, на которое могут распространяться его обязательства.

Услуги попечителя оплачиваются выгодоприобретателями или учредителем траста, обычно в виде процента от полученной прибыли.

Объектом доверительной собственности может быть любое имущество, как движимое, так и недвижимое. Объекты интеллектуальной собственности также могут передаваться в траст. Исключается из этих отношений лишь имущество, прямо запрещаемое законодательством страны учреждения траста.

Учредитель вправе передать своё имущество как при жизни (прижизненный траст), так и предусмотреть такую передачу после своей смерти (завещательный траст). Попечитель несёт ответственность за выполнение условий трастового соглашения и, как правило, получает широкие полномочия по управлению имуществом учредителя, но также может получить особые инструкции по распределению трастового дохода и капитала между выгодоприобретателями при наступлении некоторых заведомо предусмотренных учредителем условий или определять, как будет определяться момент прекращения траста и распределения из него имущества бенефициарам. Такие условия, как правило, включаются учредителем в так называемое письмо-пожелание (англ. letter of wishes), адресуемое попечителю. Учредитель также вправе предусмотреть условия замены попечителя, оговорить вопрос о передаче этого права другому лицу и т. п.

Применение

Доверительная собственность может применяться для достижения следующих целей:

  1. Анонимность. В большинстве стран содержание завещания (после смерти завещателя) и имена владельцев недвижимости являются публичной информацией. Имена выгодоприобретателей траста обычно неизвестны, поэтому владение недвижимостью или распределение завещанного имущества через траст позволяют сохранить секретность.
  2. Совместное владение имуществом. Траст является удобным механизмом совместного владения имуществом (например, недвижимостью) несколькими владельцами.
  3. Сохранение капитала от растраты. Трасты могут быть использованы для защиты выгодоприобретателей (например, детей учредителя) от их неумения тратить деньги. Так, условия траста могут ограничивать использование денег или возраст, начиная с которого ребёнок получает право распоряжаться имуществом.
  4. Благотворительность. В некоторых странах всё имущество, обращённое на благотворительные цели, должно находиться в доверительном управлении.
  5. Пенсионные планы. Корпоративные пенсии зачастую организованы как траст, в котором предприятие является учредителем, а сотрудники — бенефициарами.
  6. Сложные корпоративные структуры. В области финансов и страхования, трасты зачастую используются как юридические лица наряду с компаниями.
  7. Сокрытие собственности. Траст предоставляет анонимность, при которой одно и то же лицо может быть учредителем и выгодоприобретателем (но не попечителем), тем самым получая всю выгоду от имущества, но скрывая его от кредиторов.
  8. Уклонение от налогов. Анонимность и разделение учредителя, выгодоприобретателей и попечителей делают траст удобным механизмом для уклонения от налогов. Так, попечитель во многих странах-офшорах не обязан сообщать о доходах траста налоговой инспекции (другой) страны, в которой проживают бенефициары. Эти же особенности траста используются и для отмывания денег. Иной способ уклонения от налогов с помощью траста возможен в случае прогрессивного подоходного налога, когда приносящее доход имущество формально принадлежит трасту (во многих странах эта лазейка закрыта, и ставка налога для траста очень высока). Также передача имущества через траст освобождает бенефициаров от уплаты налога на наследование, который существует практически во всех странах, применяющих трасты.
  9. Сокрытие доходов. Приобретение или перевод всего значимого имущества на имя траста позволяет заявить об отсутствии или недостаточном наличии собственных активов и претендовать, например, на использование меньшей ставки налогов или на получение помощи от государства.
  10. Сохранность имущества. При переводе имущества на траст учредитель траста теряет все права на данное имущество, если договор траста правильно составлен. Таким образом, это имущество становится недоступным для кредиторов учредителя траста, для притязаний при разделе имущества и позволяет обособить личное имущество от бизнес-активов. Последнее особенно важно в странах англосаксонской системы права, когда физическое лицо может признаваться банкротом лично с последующим взысканием личного имущества за долги.

История возникновения и развития трастов

История трастов Английского общего права уходит к временам Крестовых походов, когда рыцари, уходившие освобождать Иерусалим от неверных, оставляли свое имущество в руках доверенных родственников или других преданных попечителей, чтобы те управляли им на благо жены и детей рыцарей. Позднее, в средние века, перевод имущества в трасты стал применяться для защиты имущества знати от посягательств на него королей и кредиторов учредителей траста – управляющими траста назначалась церковь, а церковное имущество не подлежало конфискации (церковь подчинялась клерикальному праву, а не цивильному (общегражданскому) в отличие от имущества самих рыцарей и феодалов). Впоследствии церковь стала оказывать подобные услуги в качестве управляющего трастом самостоятельно, выгодно используя ту же защиту от конфискации церковного имущества в интересах учредителя траста Позже, в 16 веке, передача имущества бенефициарам через траст стал использоваться как альтернатива завещанию и как средство против налога на наследство. Таким образом, английские юристы не только разработали, но и усовершенствовали форму владения имуществом, в котором оно принадлежит трасту, но контролируется прежним владельцем. Фредерик Уильям Мейтленд (англ. Frederic William Maitland, 1850 – 1906), выдающийся английский историк права, высказался что «Идея трастового фонда, который превращается (инвестируется) сегодня в землю, потом в валюту, потом в акции, потом в облигации, кажется одной из примечательных идей современной английской юриспруденции».[4]

Преимущества и недостатки доверительного управления инвестициями

Если ограничиться только фондовым рынком, то попечитель выполняет ту же функцию, что и управляющий паевого инвестиционного фонда (ПИФа) — покупает/продаёт ценные бумаги и делает это таким образом, чтобы получить от них инвестиционный доход. Однако, у доверительного управления другое законодательное регулирование, нежели у ПИФов. Попечитель не обязан часть средств держать в ценных бумагах, можно использовать фьючерсы и опционы . Когда цены снижаются, есть возможность продать все ценные бумаги и переждать падение. Так же нет требований к диверсификации портфеля. Попечитель не может использовать маржинальную торговлю (в том числе играть на падении цены), поскольку это требует займа денег или ценных бумаг у брокера. Эти операции так же запрещены для ПИФов, так как существенно повышают риски потерь.

Потенциально, доверительное управление может быть выгоднее, чем ПИФ, но отсутствие требований к диверсификации и слишком сильное влияние «человеческого фактора» делает его более рискованным.

Общение с попечителем позволяет точнее и оперативнее выполнять пожелания доверителя, в то время, как ПИФы ограничены в своих действиях инвестиционной декларацией и вообще не обязаны выполнять пожелания клиентов.

Важный плюс — скорость ввода-вывода средств. В ПИФе, особенно в интервальном или закрытом, быстро купить или продать инвестиционный пай может оказаться трудно. В доверительном управлении управляющий покупает/продаёт акции по текущей цене и может обеспечить максимально быстрое движение средств.

Иногда брокерские компании предлагают услугу ПАММ-счёта для более удобного контроля над активами со стороны доверителей.

Доверительное управление на рынке Форекс

Доверительное управление может предполагать возможность инвестирования финансовых активов не только в ценные бумаги, но также в валюты разных стран.

Брокерские компании публикуют данные о том, что число клиентов, передавших свои активы в доверительное управление, ежегодно увеличивается на 30-40 %. Профессиональные спекулянты, торгующие для клиента, зарабатывают по 5-10 % в месяц, или почти 60-120 % чистого дохода в год. При этом входной порог для инвестора составляет 50-100 тыс. долларов.[5] Компании стали предлагать специализированные виды счетов, которые технически значительно упрощают процедуру как передачи средств в управление, так и возврат средств (см. ПАММ-счёт).

Однако нужно чётко понимать разницу, между конвертацией средств доверителя в ту или иную валюту (законодательно вполне допустимая операция и для её проведения достаточно иметь мультивалютный счёт в банке) и маржинальной торговлей на Форексе, при которой доверенные средства используются в качестве залога для получения кредита от брокера (потребуется залоговый счёт у брокера, законодательно запрещённая операция для попечителя).

Передача средств в доверительное управление Форекс-компаниям или частным трейдерам вообще противоречит российскому законодательству, так как зачастую ни компании, ни трейдеры не имеют лицензий на право осуществлять доверительное управление. Гражданский кодекс Российской Федерации в ст. 1013 не допускает доверительного управления исключительно денежными средствами, кроме законодательно предусмотренных случаев. По состоянию на 2010 год право управления денежными средствами имеют ПИФы и банки, имеющие соответствующие лицензии. При этом они не могут привлекать какие-либо кредиты под залог имущества, находящегося в управлении, в том числе с использованием механизмов маржинальной торговли.

Кодекс также предусматривает, что сделки с переданным в доверительное управление имуществом доверительный управляющий совершает от своего имени, указывая при этом, что он действует в качестве такого управляющего (ст. 1012 ГК РФ). При отсутствии указания о действии доверительного управляющего в этом качестве доверительный управляющий обязывается перед третьими лицами лично и отвечает перед ними только принадлежащим ему имуществом. Кроме того, доверительный управляющий несет ответственность перед учредителем управления в полном объеме причиненных убытков. Предлагаемые на форексе варианты счетов и договоров обычно нарушают эти нормы Гражданского Кодекса, что в спорных ситуациях не позволяет использовать юридическую защиту.

1 Концепция реформирования предприятий. // Экономика и жизнь. 1997. № 46.

PAGE \* MERGEFORMAT 1

Концепция и направления реформирования предприятий в переходной экономике России