Аграрные отношения и аграрная реформа в переходной экономике


ТЕМА 8. Аграрные отношения и аграрная реформа в переходной экономике

План:

Введение

1.Механизм функционирования земельного рынка.

2.Сущность и направления аграрной реформы в России.

3.Характеристика современного сельского хозяйства России

4.Институциональные основы реструктурирования агросферы.

5.Уровень и перспективы государственной поддержки сельского хозяйства в переходной экономике.

Программная аннотация.

Рынок земельных ресурсов и земельная рента. Нормативная цена земли.

Структура аграрных отношений и направления их реформирования в переходной экономике. Условия создания и особенности становления аграрного рынка в РФ. Аграрная реформа: направления, этапы, модели.

Аграрный протекционизм: оценка степени открытости аграрного рынка России.

Экономико-правовые основы реструктурирования агросферы. Проект нового земельного Кодекса РФ.

Особенности аграрных преобразований в Ростовской области.

Уровень и перспективы государственной поддержки сельского хозяйства в переходной экономике.

Механизм реорганизации колхозов и совхозов. Особенности функционирования коллективно-долевой собственности на землю. Внутрихозяйственный экономический механизм в крупных сельскохозяйственных предприятиях.

Проблемы и перспективы развития фермерства в РФ. Становление зернового рынка. Земельный рынок: диагностика и перспективы.


ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ

Введение

Аграрная реформа в России, пройдя ряд этапов, была остановлена отсутствием институциональной основы - земельного законодательства.

Цель лекции: определить условия, направления и результаты аграрной реформы в переходной экономике, способы государственной поддержки сельского хозяйства России и их эффективность.

1. Механизм функционирования земельного рынка

Землевладение - собственность на землю - признание права данного лица на определенный участок земли на исторически сложившихся основаниях.

Землепользование - пользование землей в установленном обычаем или законом порядке. Землепользователь и собственник, зачастую, - разные физические лица.

Особенности земли как фактора производства:

1.ограниченность (стабильность) предложения (исключение - Нидерланды) на макро- и микроуровне (по количеству и качеству),

2.невоспроизводимость - труд и капитал воспроизводимы,

  1. неэластичность предложения земли, что обусловливает особенности ценообразования в сельском хозяйстве,

неподвижность,

производность спроса на землю от спроса на сельскохозяйственную продукцию.

В большинстве стран мира в сельском хозяйстве доминируют семейные фермы. Основную часть занятых в них составляют члены семьи и 1-2 постоянных работника, большая занятость временных работников осуществляется только в периоды уборки.

Все экономические школы, анализировавшие земельную ренту (Смит, Рикардо, Маркс, Маршалл), исходят из неоднородности качества земельных участков, т.е. из того, что производительность земли как фактора производства будет различной в зависимости от плодородия и местоположения.

Рис. . Механизм образования дифференциальной ренты

В условиях совершенной конкуренции линия спроса на продукцию фермерских хозяйств будет горизонтальной. Имеем три равных по площади участка, различающиеся по плодородию. На рис.36 на 1 участке плодородие самое высокое, т.е. большая урожайность при одинаковых затратах всех факторов на трех фермах.

Фермер 1 получит дифференциальную ренту, фермер 2, чьи средние издержки выше, получит меньшую величину ренты, фермер 3 возместит издержки. Если цена упадет, то он уйдет с рынка.

Получение дифференциальной (разностной) ренты устойчиво, т.к. количество плодородных участков ограничено.

Дифференциальная (экономическая) рента - это доход, полученный в результате использования ресурса с неэластичным предложением, более высокой производительности в ситуации ранжирования этих ресурсов. Земельная рента - частный случай экономической ренты (рента – от французского «отданная»).

Земельная рента - это плата за использование земли и др. природных ресурсов, предложение которых строго ограничено. Предложение земли – это запас, рента - поток.

Рис. . Анализ ренты на основе концепции предельных продуктов

Владелец фермы нанимает дополнительных работников до тех пор, пока предельный продукт, создаваемый наемным работником, не сравняется с заработной платой. Площадь OW1EL1 - заработная плата всех сельскохозяйственных работников, площадь W1DE - и есть земельная рента, определенная остаточным способом.

Рента (экономическая рента), как экономическая категория, означает доход от какого-то фактора производства, предложение которого неэластично, что часто имеет место в нефтедобыче, сельском хозяйстве, уникальное человеческое дарование.

Квазирента - это доход, обусловленный более или менее продолжительной ограниченностью предложения какого-то фактора производства.

В земельной ренте выделяют:

1.ренту, которую получают все собственники земли, независимо от ее качества, Маркс назвал ее абсолютной, а Чернышевский - праздной,

2.дифференциальную ренту DR1 – по качеству и местоположению и DR2 – обусловленную разной производительностью дополнительных вложений капитала в землю.

Предпосылки анализа абсолютной ренты:

1.производство продовольствия только как товара,

2.отделение земли как объекта хозяйствования от собственности на землю; предполагается, что все земли арендуются,

3.вся земля используется для производства основного продукта питания,

4.все земли имеют одинаковое качество.

В условиях неэластичного предложения (кривая предложения земли параллельна оси ординат) пересечение кривой предложения с нисходящей кривой спроса в точке R0 означает, что площадь OQE0R0 - вся совокупная рента за всю используемую в обществе землю. Изменение спроса на пшеницу повысит спрос на землю с D0 до D1, ренту с R0 до R1, а величину чистой экономической (абсолютной) ренты до OQE1R1.

Рис. . Изменение земельной ренты

Соответственно, при падении спроса на продовольствие дифференциальная и абсолютная рента уменьшатся. Цена земли и рента всецело зависят от спроса на сельскохозяйственную продукцию. Необходимость уплаты ренты собственнику земли является ограничением для доступа к земле и вложения капитала в землю. Это стало основой возникновения концепций национализации земли, но нигде кроме СССР и Монголии этого не случилось.

В модели чистой экономической (абсолютной) ренты предполагается одинаковое качество земель. Но земли различаются по качеству и местоположению. Худшая земля дает владельцу лишь чистую экономическую (абсолютную) ренту D3, средняя D2 и лучшая D1 - еще и дифференциальную ренту.

Рис. . Определение дифференциальной ренты

Различают естественное и искусственное плодородие земли.

В настоящее время фермеры используют не только собственные земли. В США 2/3 используемой фермерами земли находится в их собственности, остальную они аредуют.

В неоклассической теории принцип установления ренты или арендной платы как равновесной цены услуг земли как фактора производства аналогичен процессу ценообразования на рынке других факторов.

Спрос на землю неоднороден, он включает в себя сельскохозяйственный и несельскохозяйственный спрос: D = Dсх +Dнесх. Кривая сельскохозяйственного спроса на землю имеет отрицательный наклон, т.к. при данном уровне технологии вовлечение земель в сельскохозяйственный оборот обусловливает переход от лучших земель к средним и худшим. Идею уменьшающегося плодородия высказал еще А. Серра (1613г.), обосновали ее в качестве закона А Тюрго (1766г.) и Джеймс Андерсон (1775г.). В политическую экономию он был введен Д. Рикардо (1772-1823гг.).

Кривая несельскохозяйственного спроса также имеет отрицательный наклон, но связанный с местоположением не только в центре города, но и на окраинах. Совокупный спрос на землю определяется путем горизонтального суммирования кривых сельскохозяйственного и несельскохозяйственного спроса.

Рис. . Совокупный спрос на землю

Рис. . Арендная плата как равновесная цена услуг земли

Точка Е - определяет равновесную цену услуг земли (прокатную) - арендную плату или ренту.

В соответствии с особенностью рынка земли (производность спроса на землю от спроса на сельскохозяйственную продукцию) при снижении спроса на продовольствие (на продукцию растениеводства (пшеницу), животноводства и т.д.) производный спрос на землю уменьшается (сдвиг кривой спроса влево), что обусловливает падение равновесной цены. Сельскохозяйственный спрос на землю учитывает уровень плодородия и местоположение земельных участков. Фермы, как правило, многотоварны, поэтому спрос на землю в агросфере носит комплексный характер.

Рынок продовольствия близок к совершенно конкурентному, т.к. на нем преобладают мелкие фермы. Государство не ограничивает права граждан на куплю-продажу земли, кроме стран, где преобладает аренда земли (Бельгия, 68%).

Спрос на продовольствие неэластичен, он мало меняется при значительном изменении цен. Это означает, что даже незначительное сокращение предложения может вести к значительному росту цен на продовольствие и наоборот. Поэтому аграрная сфера существенно зависит от природных условий. На спрос на продовольствие влияет также устойчивое сокращение доли продовольствия в бюджете потребителя в связи с сокращением расходов на продукты питания. Поэтому доля сельского хозяйства в НД сокращается. Это отражается и на спросе на землю.

В отличие от сельскохозяйственного спроса несельскохозяйственный устойчиво растет - строительство жилья, инфраструктуры, промышленных предприятий, инфляционный спрос на землю. Он безразличен к плодородию, но чутко реагирует на местоположение.

В отличие от прокатной цены земли - арендной платы - капитальная цена земли - цена купли-продажи земельных участков - определяется путем капитализации ренты и зависит от:

1. размеров земельной ренты,

2. ставки банковского процента.

Цена земли рассчитывается как дисконтированная стоимость, но с учетом того, что при покупке земли доход в виде арендной платы будет выплачиваться собственнику земли в течение неопределенно продолжительного времени. Собственник земли должен получить альтернативную стоимость - такую сумму денег, положив которую в банк, он будет получать аналогичный ренте процент на вложенный капитал.

, где V – текущая цена земельного участка, R – ожидаемая арендная плата, r – норма капитализации (ставка банковского процента).

Эта формула основывается, как и цена купли-продажи капитального товара, на капитализации ренты (арендной платы) при условии, что число лет получения дохода стремится к бесконечности.

. Если j стремится к бесконечности, то 1/(1+i)j стремится к 0. Тогда предел Pr равен R/i.

Это теория. На практике цена земли зависит от множества других факторов. Например, спрос на землю резко возрастает в условиях инфляции.

Рента представляет собой только часть суммы, которую платит арендатор, т.к. арендная плата включает амортизацию построек и сооружений на земельном участке и процент на вложенный капитал.

2. Сущность и направления аграрной реформы в России

Углубляющийся аграрный кризис в России не является результатом только становления рыночных отношений в аграрной сфере. Падение производства сельскохозяйственной продукции в крупных коллективных хозяйствах, их тяжелое финансовое положение - результат 60-летнего господства неэффективного в сельском хозяйстве крупного производства, держащегося лишь на массированной финансовой поддержке государства. Следует учесть, однако, что падение производства сельскохозяйственной продукции в крупных хозяйствах компенсировалось его ростом в личных подсобных хозяйствах, где сейчас производится 44% валовой сельскохозяйственной продукции (в начале 80-х годов - 1/3)1.

Современная аграрная реформа в России, начатая, как и другие направления рыночных преобразований, с 1991 г., традиционно для России планировалась и осуществлялась, как столыпинская и другие реформы, сверху. Основными ее направлениями являются:

земельная реформа, т.е. приватизация земли в частную и общую долевую собственность;

реорганизация совхозов и колхозов, приватизация государственных сельскохозяйственных предприятий;

приватизация предприятий 3 сферы АПК (хранения, переработки, обслуживания и материально-технического обеспечения сельского хозяйства).

По Конституции РФ земля является достоянием народа, проживающего на данной территории. От имени народа распоряжаются землей районные администрации.

Этапы земельной реформы в России:

  1. 1991 г. - выделение из земель колхозов и совхозов земель сельских населенных пунктов - в Ростовской области по нормам: до 1 га приусадебных участков и до 4 га пастбищ для скота на 1 крестьянский двор, - в целом 865 тыс. га в области.

1992 г. - создание фонда перераспределения земель за счет 10% изъятых у колхозов и совхозов неэффективно используемых земель (233 тыс. га в Ростовской области).

1992 - 1993 гг. - приватизация земель коллективами колхозов и совхозов по среднерайонной норме и формирование нового фонда перераспределения земель за счет земель, превышающих бесплатно приватизированные (соответственно 5,93 млн. га по России и 386,2 тыс. га в Ростовской области).

1993 -1994 гг. - введение указа Президента “О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России”, разрешившим аренду земельных долей в составе коллективных хозяйств другим землепользователям без согласия других собственников.

1993 -1996 гг. - введение “Положения о реорганизации сельскохозяйственных предприятий с учетом практики Нижегородской области”.

март 1996 г. - введение указа Президента РФ “О реализации конституционных прав граждан на землю».

Осуществление земельной реформы создало новую социально-экономическую структуру землевладения и землепользования, которая на примере Ростовской области представлена в таблице 8.

Таблица . Социально-экономическая структура землепользования на 1.01.1998г.

2

Ростовская область

Россия

Наименование землепользователей

Сельскохозяйственные угодья, тыс. га

в % к общей площади

Сельскохозяйственные угодья,

тыс. га

Крестьянские хозяйства

673

7.7

12200

Ассоциации крестьянских хозяйств

114.6

1.3

Коллективы граждан по садоводству и огородничеству

31.8

0.4

1922.1

Госсельхозпредприятия

1997

23.3

66600

Колхозы

1694.9

19.8

АО, ООО и другие негосударственные сельскохозяйственные предприятия

3225.8

37.6

108000

Прочие предприятия

275.7

3.2

Земли сельских населенных пунктов

428.9

5.0

6354

Фонд перераспределения

386.2

16000

Прочие земли

261.9

3.1

Второе направление аграрной реформы - реорганизация колхозов и совхозов в основном в партнерства. Если для крупных промышленных предприятий создание партнерств в процессе приватизации было запрещено, то приватизация земли и имущества в агросфере осуществлялась в направлении создания предприятий с собственностью занятых.

Особые условия определены законодательством для реорганизации специализированных совхозов (рисо-, плодо-, овоще-, животноводческих). Они заключаются в том, что хотя земли и имущество, обеспечивающие производство данных видов продукции, составляют долевую собственность работников и пенсионеров, но выделу при выходе из хозяйства в натуре не подлежат.

Приватизация предприятий 3 сферы АПК практически завершена. Она осуществлялась через открытое акционирование, в основном с приобретением коллективами этих предприятий 51% акций. 10% акций резервировались для продажи фермерам данной зоны, а остальные по закрытой квотной подписке были куплены реорганизованными колхозами и совхозами зоны. Такой вариант приватизации обеспечил монопольное положение переработчиков по отношению к производителям сельскохозяйственного сырья.

3. Характеристика современного сельского хозяйства России

Крушение тоталитарных режимов в социалистических странах создало необходимые условия для формирования в них соответствующих современной цивилизации рыночных экономик. Но если урбанизированная часть российского общества достаточно быстро движется в этом направлении на основе приватизации государственных отраслей промышленности, сокращения масштабов применения неэффективных методов экономического регулирования, устранения препятствий на пути свободной торговли, в том числе и внешней, то сельское хозяйство остается закрытым для институциональных преобразований. На основе анализа результатов реформирования сельского хозяйства России можно выделить его следующие институциональные характеристики:

отсутствие частной земельной собственности и в целом всякой земельной собственности, поскольку монополия государственной собственности на землю ликвидирована еще в 1991г.,

высокая степень монополизации зернового рынка,

коллективистский менталитет,

противоречивость развития сельского предпринимательства - фермерства,

растущий протекционизм отечественным сельскохозяйственным товаропроизводителям.

Частная собственность в ее многообразных формах - экономическая основа современного рыночного хозяйства. Земельная собственность исторически везде была основой государственной власти и более того, с точки зрения территории - основой самой государственности. Монополия государственной собственности на землю обеспечивала незыблемость тоталитарного советского режима. Ликвидация ее в соответствии с законом РФ “О земельной реформе” (впоследствии отмененным) стала институциональной основой для приватизации земли в частную (точнее общую долевую) и совместную собственность коллективами колхозов и совхозов. Однако введенный тогда Верховным Советом РФ десятилетний мораторий на куплю-продажу земли фактически отменил всякую земельную собственность. Действительно, собственность - это двустороннее отношение - не только присвоение, но и отчуждение. Запрет на отчуждение - это лишение собственника одного из важнейших прав полного пучка прав собственности. В 1993г. своим Указом “О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России Президент узаконил свободное обращение земельных долей без согласия других собственников. Тем самым в России на федеральном уровне было сформировано максимально либеральное земельное законодательство. Однако слабость государственной власти, отнесение правомочий по законодательному регулированию земельных отношений на федерально-региональный уровень, а также возможность произвольной трактовки правовых норм местными чиновниками привели к тому, что либеральное законодательство фактически не выполнялось.

В силу этого распоряжение государственной землей оказалось в руках чиновников, а на уровне крупномасштабных сельскохозяйственных предприятий - администрации хозяйств. Тем самым сформирована основа коррумпированности чиновников земельных ведомств, сельских администраций и коллективных хозяйств.

В настоящее время в России фактически отсутствует аграрный рынок и его важнейший сегмент - зерновой рынок. Это обусловлено двумя факторами:

1.основным покупателем товарного зерна все еще остается государство, формируя федеральные и местные продовольственные фонды,

2.сфера заготовок и хранения зерна в Ростовской области и других регионах монополизирована практически единственной корпорацией - АО «Росхлебопродукт», в распоряжении которого в Ростовской области находится 82 % емкостей элеваторов.

В результате государственная закупочная цена на зерно в 1998-99гг. была в Ростовской области почти вдвое ниже рыночной цены на общенациональном зерновом рынке. Со снятием административных ограничений на продажу зерна у всех категорий сельскохозяйственных товаропроизводителей появилась реальная возможность выбора различных каналов реализации. Фактически реализация зерна осуществляется лишь по 5 каналам: государственным заготовительным организациям, посредникам и на рынках через собственные магазины, для внутреннего потребления, по бартерным сделкам (в основном в счет поставок дизтоплива) и предприятиям потребительской кооперации. Но поскольку государство расплачивается с зернопроизводителями в течение всего года и дольше, то закупочная цена не гарантирует получение средств сельскохозяйственными предприятиями, которые, фактически “сдав” хлеб государству, остаются без продукции и без финансовых средств. В настоящее время поставки в федеральный зерновой фонд финансируются товарным кредитом. Однако и здесь крестьянин платит втридорога.

Существенно закрывает зерновой рынок и произвол местных властей, ограничивающих продовольственный рынок границами областей, краев, республик России. Глава администрации Ростовской области ежегодно издает распоряжения о запрете вывоза зерна за пределы районов области, вступая в противоречия с антимонопольным законодательством.

Коллективистский менталитет российского крестьянства, сформировавшийся при советском режиме, и в целом свойственный русской общине, препятствует, с одной стороны, проникновению в деревню “чужаков” (фермеров-горожан), а с другой - оттоку излишней рабочей силы из агросферы. В силу этого частное хозяйствование подвергается не только остракизму, но и прямому вытеснению - воровство, поджоги, травля скота, источников воды и т.д.

Отсутствие институциональных основ рыночного реформирования сельского хозяйства России является наиболее существенным препятствием развития предпринимательских отношений в агросфере и обусловливает следующие противоречия развития частного сектора на селе, в качестве которого, прежде всего, выступают крестьянские (фермерские) хозяйства:

Негативное отношение властей и населения к частной собственности вообще и к частной земельной собственности, к возможности ее концентрации до предельных размеров, тормозящее становление открытого земельного рынка как важнейшего элемента целостной системы рыночной экономики.

Законодательные (отсутствие Земельного Кодекса) и ресурсные сложности, ограничивающие свободу выхода крестьян-фермеров из общественных форм хозяйствования.

Отсутствие системы материально-технического обеспечения и обслуживания мелких товаропроизводителей, концентрация производственной инфраструктуры в рамках крупномасштабных хозяйств, что обусловливает масштабность обслуживающих подразделений и отсутствие возможностей для их разукрупнения и приватизации.

Монокультурная (зерновая) направленность фермерских хозяйств, приводящая к нарушения севооборотов и низкую эффективность пашни, - 55% земель фермерских хозяйств занято зерновыми культурами и подсолнечником вследствие нарушения паритета цен на зерно и мясо.

Снижение темпов роста фермерских хозяйств, отказ фермеров от земельных участков вследствие банкротства: количество фермерских хозяйств снизилось с 280 тыс. в 1995г до 270 тыс. в 2000г.

Отсутствие лицензирования фермерской деятельности и мониторинга эффективности использования ими земель.

Малоземелье - средние размеры крестьянских хозяйств России - 41 -43 га при оптимальных, например, для хозяйств зерновой специализации в Ростовской области 150 га пашни, поскольку предельные размеры земельных участков крестьянских хозяйств на 1 работающего в Ростовской области установлены в следующих размерах в зависимости от направления специализации: производство зерна - 60 га, молока - 30 га, крупного рогатого скота - 35 га, свиней - 30 га, овец - 205 га, а средняя численность работников – 2-4 человека (семья).

На таких парцеллах можно заработать кусок хлеба, но обеспечить соответствующий современной цивилизации уровень благосостояния при таких объемах производства невозможно. В Ростовской области средняя площадь крестьянских хозяйств составляет 49,4 га, увеличиваясь за счет аренды земельных долей крестьянскими хозяйствами. Увеличение земельных площадей объективно обусловлено экономически, поскольку, как доказали К. Барретт и П. Дорош, “прослеживается очень сильная монотонная взаимосвязь между количеством земли и доходом. Земля может служить источником дохода, что обычно верно для аграрных экономик с ограниченными земельными ресурсами”3, в качестве одной из которых может рассматриваться Ростовская область. Именно аграрная направленность экономики области позволяет ученым рассматривать АПК в качестве «отрасли прорыва, ... обеспечивающей комплексную стабилизацию и развитие региона»4.

С точки зрения внешнеэкономических отношений становлению открытой аграрной экономики препятствует нарастающий протекционизм российского Правительства, доходящий до международных конфликтов, как это было с американскими компаниями, поставляющими в Россию куриные окорочка, ставшие единственно доступной животно-белковой пищей миллионов россиян - оптовые цены за 1кг «ножек Буша» на 30 % ниже, чем цены за 1кг мяса. С агрессивным импортом мяса птицы, выросшем только за 1995г. на 162,7 % по физическому объему и на 154,6 % по стоимости, традиционно связывается продолжающийся кризис в отечественном птицеводстве, где спад только в 1995г. составил 22 %5. В целях защиты отечественных производителей мяса птицы был введен повышенный таможенный тариф в размере 30 % вместо прежних 25 %.

В соответствии с законопроектом “О продовольственной безопасности РФ” импорт на уровне 20 % от потребляемого продовольствия должен считаться “критическим” для независимости страны. Реальный уровень потребляемого импортного продовольствия определяется с весьма большим разбросом российской статистикой - от 35 до 54 % с четко намеченной тенденцией сокращения продовольственного импорта в структуре потребления в связи с несоответствующим традициям российского потребительского выбора уровнем качества и ростом курса доллара. Однако протекционистские меры ведут только к росту цен на продовольствие.

Важной характеристикой сельского общества России является его возрастающая экономическая и физическая удаленность. Экономическая отдаленность - это затраты времени, денег и энергии для осуществления экономических операций или для управления фирмой (хозяйством). Сельская Россия огромна, вдвое больше США, покрывает 11 временных поясов, но ее транспортная инфраструктура, связь по сравнению с современными нормами является неразвитой. Ухудшение состояния существующих автодорог, удорожание горючего, запасных частей сделало в условиях ограниченного спроса невыгодной перевозку, например, огурцов, арбузов, помидор и лука даже на небольшие расстояния. На экономическую удаленность накладывается удаленность физическая: реализация программы ликвидации неперспективных деревень привела к концентрации производственной и социальной инфраструктуры лишь на центральных усадьбах колхозов и совхозов, вследствие чего оставшиеся еще сельские населенные пункты, удаленные на расстояние до 30 км (например, в Ростовской области) от центра хозяйства, оказались отрезанными от школ, медпунктов, клубов, библиотек, закрытыми для политического, культурного, социального и экономического общения.

4. Институциональные основы реструктурирования агросферы

Как показывает накопленный всей земледельческой цивилизацией опыт аграрных реформ, становление рыночной экономики в агросфере – это, прежде всего, создание институтов, обеспечивающих ее функционирование. Переходная экономика отличается от рыночной экономики тем, что в ней отсутствуют (или только начинают формироваться) институты, обеспечивающие обмен. Институциональная структура важна, поскольку рынок требует большого объема информации для своего функционирования и центральная роль институтов состоит в том, чтобы совершенствовать поток информации. Институциональное развитие необходимо еще по двум причинам: Россия не имеет ни традиций предпринимательства, ни опыта децентрализованного принятия решений. В силу этого важнейшее место в трансформации аграрных отношений занимают системно-институциональные преобразования. Их главная цель - создание действенных стимулов предпринимательской и трудовой активности сельского населения. Институциональной основой аграрной реформы является становление новых экономических институтов - экономико-правовых форм собственности, производства и управления, финансовых институтов и рыночной инфраструктуры.

Институт частной земельной собственности является экономической основой эффективного функционирования современной аграрной экономики. В России полемика вокруг частной земельной собственности носит, прежде всего, политический характер. Однако политические взгляды отражаются и в научных концепциях. Широкое распространение в прессе и научной литературе получила так называемая концепция общенациональной аренды - аренды земли у государства как альтернативе частной собственности на землю. Приведение несоответствующих действительности данных о размерах государственного землевладения в Европе и США (“Успешно развивается сельское хозяйство в Голландии. Но земля в этой стране не является частной собственностью”6) выставляет сторонников частной собственности в качестве ведущих Россию в прошлое. Однако непредвзятый анализ мировой статистики показывает, что в странах Северной Америки, Западной Европы, Океании сельскохозяйственные угодья в основном принадлежат фермерам на праве собственности. В большинстве стран мира арендованные земли составляют не более 25-35%7. Сдача государственных земель в долгосрочную аренду и вечное пользование распространена только в Новой Зеландии и в Австралии. Но, как показали результаты исследования E.Скримжеора и E.Пасора в Новой Зеландии, сдача государственной земли в аренду, осуществляемая чиновниками, нарушает принципы «демократической политической системы», которая позволяет индивидам кооперироваться и достигать заметных выгод посредством производства и обмена, поскольку «возникает фактическое напряжение между институциональными договорами, необходимыми для продуктивной экономической системы, и усилиями узкофокусированных групп (бюрократией) нарушить рамки получения выгод»8. В Западной Европе и в США под арендой понимают аренду земли у частных собственников, которые по каким-то причинам не могут хозяйствовать на своей земле, но и не хотят расставаться с недвижимостью. В США земли сельскохозяйственного назначения занимают около 1 млн. акров и полностью находятся в частной собственности тех, кто на них работает.

Частная собственность на землю и имущество - важнейший институт, обеспечивающий эффективное функционирование современной земледельческой цивилизации и способный поднять российскую деревню.

В силу этого анализ становления экономико-правового института земельной собственности в условиях переходной экономики включает в себя проблемы земельной кодификации.

Принятие Гражданского Кодекса (коммерческого), кодифицировавшего ранее существовавшие законодательные акты по правовому оформлению деловой активности, создало институциональные основы рыночной экономики в России. Однако введение в действие главы 17 Гражданского Кодекса “Права собственности и другие вещные права на землю” отложено до принятия Земельного Кодекса РФ, который обсуждается в Государственной думе с 1995 года. Поскольку значительная часть статей Земельного Кодекса 1991г. отменена в связи с противоречивостью Конституции РФ 1993г., то правовой вакуум в земельном законодательстве был заполнен лишь в марте 1996 г. указом Президента "О реализации конституционных прав граждан на землю", предусматривающим существенное расширение прав собственников земельных долей в направлении создания земельного рынка.

Как и в других сферах рыночных реформ, преобразование земельных отношений осуществляется сложно и противоречиво. После достаточно смелого шага Президента вперед в направлении создания цивилизованного, а не номенклатурного рынка земли (принятие Указов “О праве собственности граждан и юридических лиц на земельные участки под объектами недвижимости в сельской местности”, “О дополнительных мерах по развитию ипотечного кредитования” и “О реализации конституционных прав граждан на землю”) этот процесс в проекте Земельного Кодекса, был отброшен в период до начала земельной реформы, когда в конце 1991г. был принят закон РФ “О земельной реформе”.

Однако экономика любого общества представляет собой целостную систему, все элементы которой объективно необходимы для ее эффективного функционирования. Рыночная экономика - это взаимосвязанная совокупность рынков, охватывающих все сферы жизнедеятельности общества. Земельный рынок - необходимый структурный элемент рыночной экономической системы, без которого она не может получить целостную завершенность. В силу этого без эффективного земельного рынка, безусловно, регулируемого выработанными современной экономической цивилизацией методами и рычагами, нормального функционирования агросферы, как показывает опыт всей земледельческой цивилизации, обеспечить невозможно. Сезонность сельскохозяйственного производства требует систематического кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей, а основным активом, который они могут предложить банкам в качестве залога для обеспеченности кредита, может быть только земля. Особенно важно собственническое отношение к земле в условиях переходной экономики, когда крестьянин не имеет другого накопленного имущества, кроме полученной бесплатно от государства земли, земельной доли. Обсуждавшийся в Думе вариант Земельного Кодекса как раз и предусматривал лишение крестьян возможности отчуждения (продажи) земли как основополагающего (парного по отношению к присвоению) структурного элемента сложнейшего "пучка" прав земельной собственности.

Проект Кодекса не решает главной задачи переходной экономики - не регулирует перераспределение земли в интересах развития более эффективных форм землепользования и не обеспечивает создание цивилизованного земельного рынка. Более того, он способствует еще более тесному по сравнению с прежним земельным законодательством сращиванию собственности и власти, являющемуся экономической основой коррумпированности чиновничества. Вопреки декларированным в статье 1 целям в Кодексе отражена одна цель - государственное регулирование оборота земли.

Кодекс тонко лишает крестьянство, основная масса которого в настоящее время является собственниками земельных долей, этой минимальной собственности. Осуществлено это законодателями через фактическую ликвидацию самого понятия "земельная доля"9, а соответственно, и понятия "собственник земельной доли" на основе определения земельной доли (пая) как "стоимостного выражения части земельного участка". Однако крестьяне (95% в Ростовской области) уже получили государственные свидетельства на право собственности на землю - около 11 млн., а с семьями - до 30 млн. Кроме того, 40 млн. граждан России получили в собственность земельные участки под строениями10.

Наряду с расширением прав собственности на землю для юридических лиц новый Кодекс существенно сужает распоряжение землей крестьянскими (фермерскими) хозяйствами. Земельные участки передаются им только в пожизненное наследуемое владение или аренду. При прекращении деятельности земельный участок независимо от вида прав на землю подлежит возврату в государственную или муниципальную собственность на условиях его приобретения.

Таким образом, данный вариант Земельного Кодекса вместо кодификации (сведения) имеющихся законодательных актов, регулирующих земельные отношения в России, изменяет правовое их регулирование таким образом, что преобразовывает весь ход аграрной реформы, подменяет собой Конституцию, противореча ей во многих своих положениях.

Аграрная реформа - институциональная основа становления рыночной экономики в агросфере. Продолжительность обсуждения Земельного Кодекса в Думе делает весьма проблематичным определение сроков вступления его в действие. Поэтому Президент четко сформулировал в Указе “О реализации конституционных прав граждан на землю” все права владельцев земельных долей в рамках крупномасштабных сельскохозяйственных предприятий - выделения, наследования, продажи, сдачи в аренду, внесения в качестве уставного капитала, обмена и т. д., представляющие собой полный «пучок» прав собственности. Из переданных государством бесплатно в собственность 486 тыс. крестьян Ростовской области земельных долей (общей площадью 5,93 млн. га), сданы в аренду 932 земельные доли (103,5 тыс. га), 25853 (325,5 тыс. га) выделены для частного хозяйствования и продано 78 земельных долей (1 тыс. га). Т.е. в той или иной мере в рыночный оборот включено лишь около 17% земель сельскохозяйственного назначения. Для расширения рыночного оборота земли администрацией Ростовской области принят «Порядок и условия выкупа земельных долей органами местного самоуправления», активизируется заключение договоров аренды земельных долей между их собственниками и сельскохозяйственными предприятиями и крупными хозяйствами.

Природно-климатические, социальные, экономические особенности юга России обусловливают специфику протекания аграрной реформы в Ростовской области. Прежде всего, высокое плодородие донских черноземов и вследствие этого отсутствие свободных земель обусловливают осуществление земельной реформы лишь в форме перераспределения земель, ранее находившихся в пользовании колхозов и совхозов. И хотя по данным Госкомзема в России пустуют около 10млн. га прежде обрабатываемых земель, в Ростовской области таких земель нет: чтобы отдать землю фермеру, ее надо у кого-то изъять.

В силу высокого плодородия и, что самое главное, сохранения у донского крестьянства навыков самостоятельного хозяйствования на земле (хотя и на крошечных приусадебных участках), аграрная реформа в Ростовской области отличается высокими темпами. Практически все колхозы и совхозы (98 %) стали партнерствами, приватизировали землю и определили земельную долю и имущественный пай каждого крестьянина. В результате этого в области функционирует, как указано выше, достаточное многообразие хозяйствующих субъектов: крестьянских хозяйств - 16341, ассоциаций - 23, колхозов - 92, акционерных обществ закрытого и открытого типа - 133, обществ с ограниченной ответственностью - 19, товариществ с ограниченной ответственностью - 421, сельскохозяйственных кооперативов - 12, подсобных сельскохозяйственных предприятий - 22, других организационно-правовых форм - 70.

Эти хозяйства производят 99% зерновых, 98,8% подсолнечника, 47,3% мяса, 57,4% молока, 54,5% овощей, 51,9% плодов.

Кроме того, сельскохозяйственную продукцию (в основном нетоварную) выращивают владельцы 1,2 млн. личных подсобных хозяйств России. В целом российские правительственные оценки ставят долю личных подсобных хозяйств на уровне 1/3 общего выпуска сельскохозяйственной продукции в 1999 г. Эта новая социально-экономическая структура хозяйствования на земле свидетельствует о том, что произошли качественные преобразования в сфере земельных отношений.

И хотя за 1995-2000гг. количество фермерских хозяйств в России снизилось с 280тыс. до 270тыс., Ростовская область занимает второе место в России (после Краснодарского края) по темпам развития фермерства. Конечно, разбогатеть на 49 га - а таковы средние размеры фермерских хозяйств в Ростовской области, да и в России в целом - невозможно, но обеспечить себе кусок хлеба, а детям - надежное будущее фермер вполне в состоянии.

На все сложности и противоречия осуществления аграрной реформы на Дону накладывается еще негативное отношение казачества к частной собственности на землю и купле-продаже земли. Традиционно присущее казачеству общинное владение надельными землями вполне осуществимо в рамках существующего законодательства, и 111 казачьих общества в Ростовской области уже получили землю в совместную собственность. Российское земельное законодательство запрещает реституцию - возврат земель бывшим собственникам, но восстановление исторической справедливости по отношению к казачеству требует возврата земель этому репрессированному слою населения. Это предусматривается в “Основных положениях концепции государственной политики по отношению к казачеству” и Указе Президента РФ “Об экономических и иных льготах, предоставляемых казачьим обществам и их членам, взявшим на себя обязательства по несению государственной и иной службы”, в соответствие с которым сформирован специальный земельный фонд для предоставления земель казачьим обществам.

Некоторые региональные особенности сельскохозяйственного производства в Ростовской области были учтены при реорганизации ряда сельскохозяйственных предприятий области с использованием опыта Нижегородской области, что позволяет говорить о существовании Ростовской модели аграрной реформы.

5. Уровень и перспективы государственной поддержки сельского хозяйства в переходной экономике.

Государство - важнейший институт, оказывающий влияние на аграрные преобразования. Степень государственной поддержки сельского хозяйства России сейчас находится на уровне 1,2% бюджета. Следует отметить, что в СССР сельское хозяйство было исключительно дотационным, расходуя треть бюджета11. В 1989 г. доля государственных дотаций на основные продукты питания составляла 80% их розничной цены12.

Однако механизм финансовых взаимоотношений между государством и сельскохозяйственными товаропроизводителями пока еще далек от цивилизованного. Это проявляется, прежде всего, в существовании дотирования животноводческой продукции на уровне первичных производителей: за каждый килограмм реализованного мяса или молока на счета их производителей поступают прямые выплаты из бюджета - около 1/3 выручки от продаж в 1992 г., а с учетом отсрочек их выплат в среднем на 6 месяцев в условиях среднемесячной инфляции в 1992г. на уровне 33% - 5-7% выручки13.

Вторым нецивилизованным способом господдержки сельского хозяйства России являлось субсидирование удорожания затрат сельскохозяйственных предприятий на средства производства. Оно осуществлялось в целях смягчения для них нарастающего ценового диспаритета.

Рассмотрим эффекты существующей в России дотационности животноводческой продукции первичным производителям в условиях либерализации розничных цен и роста спросовых ограничений на рис.42.

Рис. . Эффект дотаций в животноводстве

Эти процессы, как показывает исследование Е.Серовой, приводят к сдвигу кривой спроса D влево вниз в положение D1. Это должно было бы снизить предложение (производство) до Q1, при ограниченном экспорте и невозможности создания запасов в условиях долгосрочного падения покупательной способности населения. Однако выплачиваемая производителю дотация сдвигает предложение S1 в положение S2, определяя тем самым несуществующий спрос D2, уменьшающий производство до уровня Q2, закупочная цена падает до уровня Р2, чем больше размер субсидии, тем значительнее спад закупочной цены, а разница Р1-Р2 присваивалась перерабатывающими предприятиями и использовалась в основном на повышение оплаты труда.

Второй вид господдержки сельского хозяйства России - компенсация роста цен на средства производства, которые быстро приблизились к мировым (табл.9).

Таблица .

Динамика относительных цен на средства производства в АПК14

1992

1993

1994

Трактор 70-90л.с./зерно

Россия

США

20-34

-

67-72

243

91-135

228

Грузовой автомобиль/зерно

Россия

США

36

195

61

208

107

198

Минеральные удобрения/зерно

Россия

США

0,2

1,5

0,5

1,4

1,2

1,3

Дизельное топливо/зерно

Россия

США

0,7

2,2

1,6

2,1

2,4

1,7

Бензин /зерно

Россия

США

0,9

3,5

1,8

2,8

2,7

2,4

Бензин/мясо КРС

Россия

США

0,3

0,3

0,3

0,2

0,4

0,2

Нарастание диспаритета цен (различий в темпах роста цен на сельскохозяйственную продукцию и промышленные средства для ее производства) обусловлено тем, что II сфера АПК использовала рыночную свободу лишь для роста цен. В России с 1994 г. от прямых выплат производителям государство перешло к компенсации удорожания средств производства путем так называемого лизинга, представляющего собой восстановление государственной распределительной системы.

Таким образом, в России используются многообразные, доказавшие свою неэффективность формы государственной поддержки АПК (схема 4).

Схема . Схема бюджетной поддержки сельского хозяйства России в 1992-1994гг.

Более того, в 1997г. принят закон РФ «О государственном регулировании агропромышленного производства». Он устанавливает правовые основы экономического воздействия на АПК. Задачами этого воздействия являются: обеспечение продовольственной безопасности (импорт не более 35% потребляемого продовольствия), улучшение продовольственного обеспечения населения, поддержка экономического паритета между сельским хозяйством и другими отраслями экономики. Принятие этого закона привело к усилению протекционизма, росту расходов государства на финансирование аграрного сектора.

Таким образом, основной проблемой финансового реструктурирования в аграрной сфере России является поиск наиболее эффективных способов доведения отпускаемых государством средств на развитие агросферы до непосредственных производителей сельскохозяйственной продукции, поскольку в настоящее время они оседают в посреднических фирмах, сфере переработки и в банках. Это доказывается проведенными российскими учеными исследованиями показателя PSE (producer subsidy equivalent)15, имеющего отрицательное значение для всех основных сельскохозяйственных продуктов в России и высоко динамического.

PSE = [ (Pi + S - T) - Pw ] : Pw, где

Pi - внутренняя цена конкретного вида сельскохозяйственной продукции,

S - субсидии на единицу этой продукции,

T - налоги (включая акцизы),

Pw - цена данной продукции на мировом рынке.

С одной стороны, это является свидетельством общей неразвитости рыночной инфраструктуры, закрытости аграрной экономики России, а с другой, показывает, что аграрный сектор является одним из наиболее поддерживаемых в национальной экономике.

В этой связи представляется рациональным от компенсации удорожания средств производства, используемых в агросфере, перейти к так называемым косвенным способам поддержания сельского хозяйства. В качестве одного из них в EС широко используется налоговое льготирование приобретения крестьянами горючего через снятие для них сидящего в цене акциза - государственной доли цены.

Кроме федеральных трансфертов сельское хозяйство субсидируется также из местных бюджетов.

Либерализацию сельского хозяйства осуществляли многие страны, в частности, Мексика при вступлении в Североамериканские торговые соглашения, Греция при вступлении в EС. Но в отличие от России результаты аграрных реформ были проанализированы многовариантно с определением последствий шоковой либерализации и постепенной.

Для вывода сельского хозяйства России из экономического кризиса может быть полезен опыт реализации аграрной политики в Европейском сообществе.

Институциональной основой сельского хозяйства в ЕС является частная собственность на землю. Практически вся обрабатываемая земля принадлежит семьям фермеров. Наибольший эффект на экономику стран ЕС, особенно на их сельское хозяйство, оказала общая аграрная политика - САР.

В САР существует два типа механизмов поддержки:

1. Ценовая поддержка пшеницы и молока. Она осуществляется при контроле на границах, поскольку ЕС поддерживает эти цены внутри Союза на более высоком уровне, чем рыночные цены.

2.Непосредственная поддержка доходов крестьян без влияния на цены.

Оба механизма управляются специальным фондом ЕС, деятельность которого финансируется из бюджета ЕС. Аккумулированные в нем пошлины при движении продуктов внутри ЕС, НДС каждой страны в зависимости от величины ВВП используются затем фондом для поддержки цен и доходов фермеров. Например, Греция получает средства из специального фонда ЕС в виде поддержки доходов фермеров. Но это сыграло негативную роль в развитии сельского хозяйства, поскольку в течение периода включения, например, Греции в ЕС ее сельскохозяйственный торговый оборот стал отрицательным. Это означает, что взамен поддержки Греция отдала свой рынок ЕС, – она больше импортирует из ЕС, чем экспортирует не только сельскохозяйственной, но и другой продукции.

Но политика САР весьма жестко контролирует производство сельскохозяйственной продукции в ЕС. Члену ЕС позволяется увеличивать производственную квоту, если другие страны снижают производство данного продукта. Если производство в стране превышает квоту, то государство платит штрафы. В 1996г. а Греции было произведено 1250 тыс. т хлопка, в Испании – 300 тыс. т.16 Греческие производители хлопка, перекрывшие суровые европейские квоты, были наказаны тем, что им были снижены субсидии. Фермеры потребовали возмещения потерь из бюджета. Но правительство не могло выполнить их требования, поскольку в случае выплаты неразрешенных государственных субсидий члены ЕС должны заплатить штраф в двойной сумме. ЕС наказал Грецию в 1996г. штрафом в 40 млрд. драхм за превышение квот по производству хлопка, оливкового масла и табака.

Т.о., сравнительный анализ аграрной политики в России и ЕС показывает, что в России по-прежнему используются неэффективные, характерные для аграрных стран методы государственной поддержки сельского хозяйства - субсидирование затрат, в то время, как индустриально развитые страны осуществляют более адресную форму поддержки - субсидирование доходов.

Заключение

Анализ современного состояния сельского хозяйства России (на примере Ростовской области) позволяет спрогнозировать следующие направления выхода из аграрного кризиса:

  1. Структурная перестройка агропромышленного производства в направлении дальнейшей адаптации предприятий к рыночным условиям.

Освоение быстро окупаемых и ресурсосберегающих технологий и производств.

Рассмотрение существующих крупномасштабных сельскохозяйственных предприятий, созданных на базе колхозов и совхозов на основе приватизации земли и имущества в частную (долевую и совместную) собственность, в качестве переходной к более эффективной в сельском хозяйстве семейной частной собственности и мелкому (фермерскому) хозяйству.

Развитие и государственное поощрение (налоговыми льготами и субсидиями) сельскохозяйственной кооперации и агропромышленной интеграции.

Активизация инвестиционной деятельности путем привлечения частных отечественных и иностранных инвестиций и других источников.

Развитие лизинга, повышение эффективности использования государственных кредитных ресурсов.

Создание общероссийской программы обучения сельских предпринимателей - новых хозяев, которые получат землю в наследство или купят ее у наследников. По экспертным оценкам их не менее 1,5 млн. Если они научатся эффективно использовать землю, то в России будет возрождено сельское хозяйство.

Повышение эффективности государственного субсидирования сельского хозяйства через переориентацию субсидий с уровня производителя на уровень потребителя продовольствия, предоставление производителям товарного кредита и развитие реального финансового лизинга.

Правительству России следует изучить и использовать опыт Греции, добившейся от ЕС существенного субсидирования сельскохозяйственного производства.

В качестве косвенного способа поддержки сельского хозяйства следует использовать льготирование акцизов и НДС на приобретаемые ресурсы, в частности на горючее.

Для развития сельского предпринимательства следует разрешить иностранным предпринимателям работать. Также было бы неплохо использовать новые управленческие методики и другие инновации, как это сделала Россия в конце 19 - начале 20 века.

1 Вопросы экономики. 1996. № 7. C.122.

2 По данным Комитета по земельным ресурсам и земельной реформе Ростовской области, Аргументы и факты. 1998. №8

3 Barrett Christopher B., Dorosh P.A. Farmers Welfare and Changing Food Prices // American journal of agricultural economics. 1996. N 3. P. 656, 668.

4 Вестник академии. 1996. № 1 - 2. С. 8

5 Российская газета. 1996. 8 августа.

6 Масленников В. Без земли мы станем рабами чужой воли // Советская Россия. 1996. 18 июля.

7 Обушенков Н. Не аренда, а частное землевладение // Аграрная реформа в России. 1996. № 10. С.15.

8 Scrimgeour E.G., Pasour E.C. A Public Choice Perspective on Agricultural Policy Reform: Implications of the New Zeland Experience // American Journal of Agricaltural Economics. 1996. №2. Р. 265.

9 Земельная доля - это часть земли колхоза или совхоза, которая передается бесплатно поровну каждому из их членов по среднерайонной норме. Размеры земельных долей (паев) в Ростовской области колеблются от 4,08 га до более 20 га.

10 Российская газета. 1996. 13 марта.

11 Щербаченко М. Хозяин. Как много в этом слове // Земельная реформа на Дону. 1996. № 7. С.1.

12 Вопросы экономики. 1996. № 7. С.88.

13 Серова Е. Особенности государственной поддержки аграрного сектора России // Вопросы экономики. 1996. № 7. С.91.

14 Аграрная экономика и политика: история и современность. М., 1996. С.208.

15 Мелюхина О., Серова Е. Оценка уровня государственной поддержки сельского хозяйства // Вопросы экономики. 1996. № 7.

16 Athenes news. 1996. 8 dec. P. 7.

PAGE \* MERGEFORMAT 3

Аграрные отношения и аграрная реформа в переходной экономике