ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТЕХНОЛОГИИ. МАСТЕРСТВО

Лекция № 1 ( 1 час. )

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТЕХНОЛОГИИ. МАСТЕРСТВО

Мастерство - это то, чего можно добиться, и как могут быть известны мастер-токарь, прекрасный мастер-врач, так должен и может быть прекрасным мастером педагог...

А.С. Макаренко

1.Педагогическая деятельность: понятие, сущность.

2.Педагогические технологии, технологическая компетентность педагога-мастера.

3.Слагаемые педагогического мастерства, их характеристика.

1.Педагогическая деятельность: понятие, сущность.

В педагогической науке деятельность, технология и мастерство — понятия одного ряда. Все они характеризуются высоким уровнем профессиональной подготовленности. Их связующим звеном являются прежде всего творчество и общая культура учителя. Рассмотрим сущность каждого из указанных понятий.

Педагогическая деятельность — это самостоятельный вид человеческой деятельности, в которой реализуется от поколения к поколению передача социального опыта, материальной и духовной культуры. Ученые-педагоги рассматривают ее как особый вид социальной, общественно значимой деятельности взрослых (родителей, учителей, социальных работников), направленной на развитие и саморазвитие личности и проводимой в образовательных учреждениях (дошкольных, школьных, средних специальных, высших, внешкольных).

2.Педагогические технологии, технологическая компетентность педагога-мастера.

Педагогические технологии — это система, в которой последовательно реализуется заранее спроектированный учебно-воспитательный процесс, гарантирующий достижение педагогических целей.

Педагогическая технология — одно из специальных направлений педагогической науки (прикладная педагогика), призванное обеспечить достижение определенных задач, повышать эффективность учебно-воспитательного процесса, гарантировать его высокий уровень. Следовательно, организация различных видов педагогической деятельности предполагает использование вариативных технологий на уровне творчества и мастерства. Вместе с тем в теории и практике науки даются и другие определения, раскрывающие сущностные характеристики педагогической технологии. Например, разрабатываемая технология гуманистического воспитания предусматривает оптимальный выбор и использование системы научно-обоснованных средств, форм и методов воспитания, обеспечивающих приобщение учащихся к общечеловеческим культурным ценностям, формирование качеств личности, создание с этой целью воспитывающей среды и гуманных взаимоотношений между взрослыми и детьми. Все это требует, чтобы учитель стал гуманной, творческой личностью, любил детей и свою работу, постоянно работал над собой, развивал технологичность и мастерство.

В современных условиях педагогические коллективы, организуя учебно-воспитательный процесс, создают свои воспитательные системы на основе разработанных концепций, авторских программ развития школы, проектов организации педагогической деятельности. Так, известные специалисты в области управления образованием (М.М. Поташник, B.C. Лазарев) предлагают разработку программы развития школы, включающую семь основных процедур:

  1. подготовку информационной справки о школе;
  2. проблемный анализ состояния школы;
  3. формирование концепции новой школы;
  4. разработку стратегии и задач перехода к новой школе;
  5. определение целей первого этапа построения новой школы;
  6. разработку плана действий;
  7. экспертизу программы.

Педагогическое мастерство — это высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве учителя, в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека. Педагогическое творчество рассматривается как состояние педагогической деятельности, при котором происходит создание принципиально нового в содержании, организации учебно-воспитательного процесса, в решении научно-практических проблем.

Общая культура педагога — не только компонент педагогического мастерства, но и своеобразный механизм, на основе которого развиваются профессионально значимые качества педагога. Культура учителя - это средство педагогической деятельности, основа педагогического мастерства и условие педагогического творчества (см. гл. 2). В профессиональной деятельности педагог опирается на потенциальные возможности своей личности, а совершенствование общей культуры позволяет ему развивать творчество и педагогическое мастерство.

Важнейшей частью педагогического мастерства являются профессиональные знания и умения. Это прежде всего философские, психолого-педагогические, социальные, специальные и дополнительные знания. Профессиональные знания учителя формируются на всех уровнях (методологическом, информационно-содержательном, методическом, технологическом, творческом) и становятся базой педагогического сознания и мышления, а психолого-педагогическая эрудиция — необходимой предпосылкой успешной работы учителя.

3.Слагаемые педагогического мастерства, их характеристика.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО

Высокий уровень общей и педагогической культуры

Гуманистическая направленность

Профессиональные качества

Система профессиональных знаний, умений

Творчество умения и, педагогические способности

• Основа педагогического мастерства

• Условие педагогического творчества

• Условие эффективности и качества учебно- воспитательного процесса

• Средства успешной самореализации педагога

• Человек- абсолютная ценность

• Идеалы

• Интересы

• Система ценностей

• Гуманистический стиль

• Гуманистические отношения

• Гражданственность

• Патриотизм

• Интеллигентность

• Духовно- нравственная культура

• Любовь к детям

• Трудолюбие и работоспособность

• Ответственность

• Технологическая компетентность

• Философские

• Социальные

• Психолого – педагогические

• Специальные

• Дополнительные

Умения:

• Диагностические • Коммуникативные • Организаторские

• Исследовательские • Проектировочные

• Дидактические • Конструктивные • Перцептивные • Экспрессивные

• Организаторские • Творческие

• Эмоционально-

ценностные

Рис.1. Структура педагогического мастерства

МАСТЕРСТВО ВОСПИТАТЕЛЯ

Духовно-личностная (этическая) подсистема

Подсистема отношений

Технологическая подсистема

• Высокая культура

• Добрая мудрость

• Гражданская заинтересованность

• Гуманно-демократические принципы формирования личности

• Личностно-ориентнрованный подход

• Связь эстетического с этическим

• Единство детской самостоятельности и самовоспитания

• Оптимистическая направленность

• Гуманистические

• Нравственные

• Субъект-субъектные

• Коллективные

• Сотрудничество

• Самоуправление

• Информационно- содержательная технология(блок знаний)

• Педагогическая техника

• Набор различных методов и приемов педагогического воздействия и взаимодействия

• Умение проектирования и конструирования новых педагогических технологий

• Творческость (творческие воображение, интуиция, импровизация, сотворчество)

Рис.2. Структура мастерства воспитателя

Уровень педагогического мастерства зависит от уровня технологической компетентности и определяется на основе следующих основных критериев: -1-)целесообразности (по направленности), 2)творчества (по содержанию деятельности), 3)технологичности (по уровню педагогической техники), 4)оптимальности (по выбору эффективных средств), 5)продуктивности (по результату). Чем выше технологичность педагога, тем выше уровень его мастерства.

На этапе становления педагогического мастерства будущего учителя необходимо сформировать гуманистическую направленность и педагогическую культуру, приобрести необходимые знания и умения, развить способности и овладеть педагогической техникой.

Рекомендуемая литература

Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. — М., 1985.

БеспалъкоВ.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.

Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. — М., 1997.

Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. - М., 1991.

Основы педагогического мастерства / Под ред. И.А. Зязюна. - М., 1989.

Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. — М., 1995. Гл.4.

Периодические издания: журн. "Педагогические технологии", "Учитель", "Завуч", "Классный руководитель" и др.

Питюков В.Ю. Основы педагогический технологии. — М, 1997.

Педагогический поиск / Сост. И.Н.Баженова. — М., 1987.

Российская педагогическая энциклопедия.

Советы педагогу-воспитателю / Сост. Л.А.Байкова, Л.К.Гребенкина, О.В.Еремкина. — Рязань, 1995.

Сластенин В.А. и др. Педагогика. М., 1997.

Теория и практика воспитания / Под. ред. Л.А. Байковой, Л.К.Гребенкиной. — Рязань, 1997.

Технология игровой деятельности: Учебное пособие. — Рязань, 1994.

Учителю о педагогической технике / Под ред. Л.И. Рувинского. - М., 1987.

Щуркова Н.Е., Питюков В.Ю. Новые технологии воспитательного процесса. — М., 1993.

5

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТЕХНОЛОГИИ. МАСТЕРСТВО