Частные детективные и охранные службы в Российской Федерации
Тема 19. Частные детективные и охранные службы в Российской Федерации
Под частной деятельностью понимается частная детективная, или сыскная, а также охранная деятельность по оказанию на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел, в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов
Эти услуги направлены на защиту законных прав и интересов граждан (прежде всего личных) и организаций, охрану имущества собственников, обеспечение порядка, поиск без вести пропавших лиц (и в этой части она переплетается с деятельностью, осуществляемой государственными правоохранительными органами), сбор информации для ведения деловых переговоров, выявление ненадежных деловых партнеров, осуществление функций телохранителя и т.д.
В последних случаях обнаруживается ее отличие от деятельности государственных правоохранительных органов, поскольку она осуществляется не в силу установленной законом обязанности, а на коммерческой основе и является платной предпринимательской рассчитанной на получение прибыли теми лицами и предприятиями, которые ее осуществляют (о других отличиях. Детектив агент сыскной полиции, сыщик. Прибыль превышение доходов от продажи товаров и услуг над затратами на производство и продажу этих товаров. Обязательным условием осуществления частной детективной и охранной деятельности является предварительное заключение между частным детективно-охранным предприятием и клиентом письменного договора о содержании оказываемых ему услуг. В нем оговариваются и условия оплаты (денежные расходы, гонорар), и порядок их возмещения.
Подобную деятельность могут осуществлять не любые, а только такие предприятия, которые получили на это специальное разрешение (лицензию) органа внутренних дел и прошли государственную регистрацию. На граждан, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, действие законов, закрепляющих правовой статус работников правоохранительных органов, не распространяется. Впервые в широких масштабах частные сыскные бюро (агентства) стали использоваться в США в начале 30-х гг., когда разгул преступности, особенно в Нью-Йорке и в Чикаго, принял угрожающие размеры. Успех, достигнутый в борьбе с преступностью в этих городах, обусловил распространение полученного по всей территории США, где в настоящее время в различных частных сыскных бюро и частных службах безопасности занято более 1 млн сотрудников. После Второй мировой войны примеру США в связи с ростом преступности последовали другие страны, и в настоящее время во всем мире различных частных агентств, выполняющих некоторые функции правоохранительных органов, насчитывается десятки тысяч.
Указанные агентства организуют охрану объектов, контроль за обстановкой внутри объектов, наблюдение за порядком во время массовых зрелищных мероприятий, эксплуатацию автоматизированных контрольно-пропускных систем, перевозку людей и грузов в бронированных автомобилях. В их функции входят и такие виды обслуживания, обеспечение безопасности граждан с помощью телохранителей, защита от шантажа, вымогательства и анонимных писем, поиск пропавших без вести, консультации по вопросам безопасности, сбор доказательств по гражданским делам, в том числе о супружеской не верности. Они занимаются защитой фирм, предприятий и организаций от промышленного шпионажа, от подделки фирменных знаков, незаконной конкуренции, обеспечивают информацией деловые переговоры, выявляют некредитоспособных и ненадежных контрагентов, осуществляют охрану авторских прав и собственности клиентов.
Перспективы развития общеевропейского рынка привели к созданию и таких видов услуг, как сбор информации о возможных объединениях зарубежных промышленных или финансовых групп, о целесообразности покупки их пакетов акций и др. В большинстве стран каких-либо специальных законов, регламентирующих действия частных сыскных бюро (агентств) и частных служб безопасности, нет, поскольку они приравниваются к обычным коммерческим предприятиям.
Поэтому их регистрация, финансирование, правовое положение и деятельность осуществляются в рамках действующего законодательства в стране. В некоторых странах имеются специальные законы или подзаконные акты по этим вопросам (Португалия, Канада, Китай). Знакомство с опытом частных детективных бюро и частных служб безопасности в странах, где они имеются, оказывающих существенную помощь местным правоохранительным органам в борьбе с организованной преступностью, хулиганством и с промышленным шпионажем, уже в 90-х гг. поставило на повестку дня в нашей стране проблему правового регулирования зарождающихся аналогичных организаций.
К этому времени в России стал легально действовать негосударственный сектор безопасности. Тенденции либерализации правовых преобразований в стране и расширение сферы частного предпринимательства столкнулись с трудностями ростом преступности и криминализацией бизнеса, с проблемами экономической безопасности, число преступлений, связанных с частной формой собственности, выросло в несколько раз. Уже к концу второй половины последнего десятилетия XX в. в стране было официально зарегистрировано более 5 тыс. фирм; лицензии получили более 40 тыс. охранников, из которых работало в Москве; в негосударственном секторе безопасности числились более полумиллиона человек. В некоторых банках в охранных подразделениях работало от 150 до 500 человек.
Сегодня правовую основу частной детективной и охранной деятельности Конституция РФ, Закон РФ от 11 марта 1992 г. «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее Закон от марта г.), другие законы и иные правовые акты Российской Федерации. Нормы Закона от 11 марта 1992 г. составляют ядро системы правового регулирования указанной В этом относительно небольшом по объему законодательном акте (в нем всего 21 статья) впервые в истории России систематизирован ряд базисных нормативных правовых положений, регулирующих работу частных сыщиков и охранников: указаны цели и задачи их деятельности, очерчена правовая основа частного сыска и охраны, предусмотрен ряд гарантий соблюдения прав и свобод человека и гражданина в частной сыскной и частной детективной деятельности; приведены перечень сыскных действий и условия их проведения; порядок лицензирования частного сыска и охраны, а также применения специальных средств и огнестрельного оружия в ходе частной детективной и охранной деятельности; определены меры правовой и социальной защиты сыщиков и охранников.
Во исполнение Закона от 11 марта 1992 г. Правительство РФ приняло постановление от 14 августа 1992 г. № 587 «Вопросы частной детективной и охранной деятельности», которым утверждены: Перечень объектов, подлежащих государственной охране; Перечень видов специальных средств, используемых в частной детективной и охранной деятельности; Перечень видов вооружения охранников и Правила применения частными детективами и охранниками специальных средств. Вместе с тем в частной правоохранительной деятельности возникают общественные отношения, которые регулируются нормами различных традиционных отраслей права. Прежде всего это относится к гражданско-правовым, административно-правовым и уголовно-правовым отношениям. Наряду с ними в частной правоохранительной деятельности возникают трудовые, финансовые, уголовно-процессуальные и иные отношения.
Даже беглое перечисление законодательства в области частной правоохранитель ной деятельности позволяет трактовать его в узком и широком смысле1. В последнем случае речь идет о нормах, регулирующих группы однородных общественных отношений, возникающих в связи с осуществлением частной сыскной и (или) частной охранной деятельности. Задачами законодательства в области частной правоохранительной деятельности являются: а) регулирование частной сыскной деятельности, включая сыскной процесс; б) установление оснований и порядка охранной деятельности.
Их решение должно способствовать цели обеспечения законных прав и интересов клиентов, а также укреплению законности частной сыскной деятельности, предупреждению совершения преступлений и иных правонарушений, быстрейшему их обнаружению и наиболее эффективному пресечению и расследованию.
Достижение целей и решение задач, не предусмотренных законодательством, регламентирующим частную правоохранительную деятельность, при ее осуществлении не допускается.
Как свидетельствует практика и законодательное регулирование частной правоохранительной деятельности, она должна осуществляться в установленных законом процедурно-процессуальных формах на основе следующих общеправовых принципов:
законность в частной правоохранительной деятельности; соблюдение прав и свобод человека и гражданина в частной правоохранительной государственное регулирование частной правоохранительной деятельности; сочетание частных и публичных интересов в частной правоохранительной деятельности;
взаимная ответственность субъектов частной правоохранительной деятельности; гуманизм, исключающий выполнение действий или вынесение решений, унижающих достоинство лица, приводящих к незаконному распространению сведений об обстоятельствах его личной жизни, ставящих под угрозу его жизнь или здоровье, необоснованно причиняющих ему физические или нравственные страдания; получение прибыли как цель частной правоохранительной деятельности.
Именно этот принцип свидетельствует о качественном отличии частной правоохранительной деятельности от всех видов государственной правоохранительной деятельности, с одной стороны, а с другой наличие данной цели объединяет ее с предпринимательской деятельностью как самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельностью, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в таком качестве в установленном законом порядке (ст. 2 в соответствии с Законом от марта г. частную правоохранительную деятельность в России составляют два ее основных вида: частная сыскная (детективная) и частная охранная деятельность (ст. 3).
Внутри последней в зависимости от решения тех или иных задач также различают два подвида: охрана материальных объектов и охрана физических лиц (работа телохранителей). Наряду с этим различается смешанная охранно-сыскная деятельность (охранные предприятия и предприятия или объединения частных детективов), которую разрешено проводить исключительно при выполнении установленных условий путем создания на договорной основе ассоциаций и с сохранением своей самостоятельности и прав юридических лиц (ст. 13 Закона от 11 марта г.). Частная сыскная деятельность направлена на сбор определенного рода информации и обеспечение ею клиента в установленной форме.
В частной правоохранительной деятельности в целях сыска разрешается предоставление следующих видов услуг, которые можно систематизировать на несколько основных подгрупп: услуги, связанные с оказанием помощи в расследовании преступлений (сбор сведений по уголовным делам на договорной основе с участниками процесса). Необходимым условием выполнения этих услуг является обязательное, в течение суток с момента заключения контракта с клиентом, письменное уведомление об Сыск термин, которым в дореволюционной России обозначались специальные мероприятия непроцессуального характера по установлению и обнаружению неизвестных или скрывшихся преступников. В СССР и в современной России в процессуальном праве комплекс таких мер называется оперативно-розыскными действиями (мероприятиями) (см.: ст. 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»). этом частным детективом органа дознания, следователя, прокурора или суда, в чьем производстве находится уголовное дело; услуги, направленные на предупреждение вероятного совершения преступлений и иных правонарушений, в том числе установление обстоятельств неправомерного использования в предпринимательской деятельности фирменных знаков и наименований, недобросовестной конкуренции, а также разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну.
Сбор информации об отдельных лицах связан с выяснением биографических и других характеризующих личность данных при заключении ими трудового и иного контракта (например, брачного контракта). Такая информация о частной жизни лица может быть получена только с его письменного согласия (ч. 1 ст. 24 Конституции РФ и п. 4 ч. 2 ст. 3 Закона от 11 марта 1992 г.); услуги так называемой гражданско-правовой направленности (сбор сведений по гражданским делам на договорной основе с участниками процесса, изучение рынка, сбор информации для деловых переговоров, выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров); услуги, связанные с розыском лиц и материальных объектов (поиск без вести продавших граждан; поиск утраченного гражданами или предприятиями, учреждениями, организациями имущества). В процессе оказания перечисленных услуг осуществляются разнообразные сыскные действия, т.е. поступки, акты поведения детектива (частного сыщика), направленные на решение задач, предусмотренных законодательством в области частной правоохранительной деятельности.
Ими являются: а) устный опрос граждан и должностных лиц (с их согласия);
б) наведение справок;
в) изучение предметов и документов;
г) внешний осмотр строений, помещений и других объектов;
д) наблюдение (ст. 5 Закона от марта 1992
г). Устный опрос заключается в сборе первичной фактической информации со слов опрашиваемого человека, имеющей значение для решения задач частной сыскной деятельности.
Чаще всего такая информация не документируется; при необходимости оформляется заявлением лица в правоохранительные органы или его объяснением по фактическим обстоятельствам, о которых стало известно из заявления другого лица. Наведение справок состоит в официальном получении уполномоченным на то Законом от 11 марта 1992 г. субъектом частной сыскной деятельности информации из различных информационных систем и архивов, находящихся в распоряжении органов государственной власти или местного самоуправления, учреждений, организаций. Изучение предметов и документов проводится вне рамок уголовного дела исключительно с письменного согласия их владельцев.
Внешний осмотр строений, помещений и других объектов заключается в визуальном наружном обследовании сыщиком различных жилых и служебных помещений, транспортных средств и других, занимаемых или используемых объектов, для возможного обнаружения информации, имеющей отношение к оказываемой сыскной услуге. Наблюдение это направленное, систематическое, непосредственное визуальное или опосредованное (с помощью технических средств) восприятие и регистрация значимых для решения частной сыскной деятельности явлений (деяний, событий, фактов, процессов). При осуществлении частных сыскных действий допускается использование видео- и аудиозаписи, кино- и фотосъемки, технических или иных средств, не причиняющих вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде, а также средств оперативной радио- и телефонной связи.
Вместе с тем ст. 7 Закона от 11 марта 1992 г. установлены ограничения и запреты в деятельности частных детективов, которые могут быть систематизированы следующим образом:
1) запреты на совершение действий, ставящих под угрозу права и свободы человека и гражданина: а) собирать сведения, связанные с личной жизнью, с политическими и религиозными убеждениями отдельных лиц; б) осуществлять видео- и аудиозапись, фото- и киносъемку в служебных или иных помещениях без письменного согласия на то соответствующих должностных или частных лиц; в) прибегать к действиям, посягающим на права и свободы граждан; г) совершать действия, ставящие под угрозу жизнь, здоровье, честь, достоинство и имущество граждан;
2) запрет на сокрытие от правоохранительных органов ставших им известными фактов готовящихся или совершенных преступлений;
3) запреты на действия частных детективов вопреки интересам своего клиента: а) фальсифицировать материалы или вводить в заблуждение клиента; б) разглашать собранную информацию, использовать ее в каких-либо целях вопреки интересам своего клиента или в интересах третьих лиц; правила, запрещающие незаконно действовать определенным образом: а) выдавать себя за сотрудников правоохранительных органов; б) передавать свою лицензию для использования ее другими лицами. Частная охранная деятельность направлена на охрану личных и имущественных прав. В целях охраны законодатель разрешает предоставлять следующие виды услуг (ч. 3 ст. 3 Закона от 11 марта 1992 г.): защита жизни и здоровья граждан (путем активной физической защиты охраняемых лиц от различного рода преступных посягательств), цель которой не допустить причинения вреда здоровью охраняемых лиц, лишения их жизни; охрана имущества собственников, в том числе при его транспортировке (это может быть как физическая, так и техническая охрана зданий, сырья, продукции, транспортных средств, иного имущества различных организационно-правовых форм собственности, в том числе и зарубежных деловых партнеров либо находящаяся в совместной собственности).
Охранная деятельность частных охранных предприятий не распространяется на объекты, подлежащие государственной охране, согласно перечню, приведенному в приложении 1 к постановлению Правительства РФ от 14 августа 1992 г. (с последующими изменениями и дополнениями2); проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств охранно-пожарной сигнализации; консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной их защиты от противоправных посягательств; обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий (на основе договора с устроителями таких мероприятий). ' В течение семи лет в Государственной Думе обсуждается новый законопроект «О негосударственной (частной) охранной и детективной деятельности». Его основная новация официальное признание деятельности телохранителей, якобы сейчас юридически не признанной
Данный перечень услуг частной сыскной (детективной) и частной охранной деятельности носит исчерпывающий характер. Любые иные услуги ни сыщики, ни представители охранных структур оказывать кому бы то ни было не вправе. Указанные услуги не должны служить никаким другим целям, кроме защиты законных прав и интересов клиентов. Поэтому охранно-сыскные предприятия не вправе заключать договора на выполнение услуг, которые направлены на ограничение законных прав и интересов третьих лиц.
Несмотря на определенные черты сходства, характерные для частной детективной и охранной деятельности с правоохранительной деятельностью, осуществляемой государственными органами (субъекты и первых и вторых для принятия решения ведут поиск, собирают, официально подтверждают и закрепляют соответствующую информацию), между ними обнаруживаются и значительные Основные отличия частной сыскной (детективной) деятельности от оперативно-розыскной обусловлены тем, что, во-первых, последняя осуществляется исключительно государственными органами, а сыскная негосударственными организациями и частными лицами (сыщиками), во-вторых, ее целью является защита жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственности, безопасности общества и от общественно опасных противоправных деяний лиц, а частной детективной не только защита законных прав и интересов своих клиентов, но также, как отмечалось, получение прибыли посредством совершения действий по защите интересов клиентуры. Весьма существенны отличия частного сыска и от уголовного процесса, хотя их объединяет наличие некоторых единых задач (в частности, сбор сведений по уголовным делам).
Это, во-первых, различия в субъектах этой деятельности и правовой базе, ее регламентирующей: частная сыскная деятельность проводится частными сыщиками и детективными организациями на основе указанного Закона от 11 марта г., уголовно-процессуальная исключительно субъектами, указанными в УПК (органами предварительного расследования, прокуратурой и судом). Соответственно первая проводится в порядке, изложенном, как правило, в актах частных детективных предприятий, а уголовно-процессуальная деятельность исключительно в порядке, предусмотренном УПК. В частной сыскной деятельности сыщик может действовать негласно, т.е. представляться не от своего имени, а в уголовно-процессуальной такое поведение ее участников недопустимо.
И, во-вторых, что, пожалуй, является главным отличием, одним из последствий уголовно-процессуальной деятельности может стать физического, вменяемого лица, достигшего установленного в законе возраста к уголовной ответственности и наказанию. Напротив, в частной детективной деятельности наступление такого правового последствия исключено по определению. Вместе с тем указанные отличия ни в коей мере не препятствуют взаимодействию между государственными и негосударственными субъектами правоохранительной деятельности в процессе решения ряда общих задач по охране и улучшению правопорядка.
Это осуществляется не только в форме информационного обмена, оказания друг другу различного рода услуг, личного контакта руководителей, проведения совместных совещаний и т.д., но и путем сбора частными сыщиками сведений по уголовным делам на договорной основе с участником процесса, с обязательным уведомлением, как отмечалось, о заключении контракта государственных должностных лиц и органов, в производстве которых находится дело (п. 7 ч. 1 ст. 3 Закона от 11 марта 1992 г). негосударственное предприятие (его филиал) и (или) частное физическое лицо, с другой клиенты частной сыскной и охранной деятельности и лица, в отношении которых проводится сыск или осуществляется охрана, а также государственные органы и их должностные лица, уполномоченные на принятие соответствующих решений и (или) выполнение сыскных либо охранных действий.
Законом предусмотрено создание и деятельность трех видов частных детективных предприятий субъектов частной правоохранительной деятельности:
а) индивидуальные частные детективные предприятия;
б) объединения частных детективных предприятий и в) филиалы объединений частных детективных предприятий.
Среди физических лиц субъектов правоохранительной деятельности различают: а) лиц, осуществляющих частную сыскную или охранную деятельность, детективы, охранники, телохранители, руководители сыскных и охранных структур; б) граждан, являющих клиентами в частной правоохранительной деятельности; в) лиц, контролирующих частную правоохранительную деятельность и надзирающих за исполнением законов при ее осуществлении соответствующие должностные лица органов внутренних дел и прокуратуры; г) лиц, чья деятельность (возможно, противоправная) служит объектом частной сыскной деятельности, и лиц, подлежащих охране. Частным детективом может быть только гражданин Российской Федерации, получивший в установленном законом порядке лицензию на частную сыскную деятельность и выполняющий указанные выше услуги.
Сыскная деятельность должна быть основным видом занятости частного детектива, совмещение ее с государственной службой либо с выборной оплачиваемой должностью в общественных объединениях не разрешается. Гражданин, претендующий на получение лицензии на работу в качестве частного детектива, обязан лично предоставить в соответствующий орган внутренних дел: анкету; фотографии; медицинскую справку о состоянии здоровья; документы, подтверждающие его гражданство, наличие юридического образования или прохождение специальной подготовки для работы в качестве частного сыщика, либо стаж работы в оперативных или следственных подразделениях не менее трех лет; сведения о потребности в специальных средствах, средствах связи и иных технических средствах и намерении их использовать.
Органы внутренних дел вправе устанавливать достоверность сведений, изложенных в представленных документах, необходимых для принятия решения о выдаче лицензии, в том числе путем собеседования с гражданином, претендующим на ее получение, проведения в отношении него мероприятий, предусмотренных Федеральным законом от 12 августа 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности» (в ред. от 30 июня 2003 г.). В соответствии с Законом от 11 марта 1992 г. лицензия не выдается гражданам: не достигшим двадцати одного года; состоящим на учете в органах здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании; имеющим судимость за совершение умышленного преступления; которым предъявлено обвинение в совершении преступления (до разрешения вопроса об их виновности в установленном законом порядке); уволенным с государственной службы, из судебных, прокурорских и иных правоохранительных органов по компрометирующим их основаниям; бывшим работникам правоохранительных органов, осуществляющим контроль за частной детективной и охранной деятельностью, если со дня их увольнения не прошел год; не представившим указанные выше документы (ст. 6).
Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 15 Федерального закона от 25 июля 2002 г. «О противодействии экстремистской деятельности»1 в целях обеспечения государственной и общественной безопасности по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, лицу, участвовавшему в осуществлении экстремистской деятельности, по решению суда может быть ограничен доступ к занятию частной детективной и охранной деятельностью.
В случае отказа в выдаче лицензии орган внутренних дел обязан письменно информировать об этом гражданина, направившего заявление, с указанием мотивов отказа. Это решение или нарушение срока рассмотрения заявления может быть обжаловано в вышестоящий орган внутренних дел или суд. Частные детективы и объединения частных детективных предприятий должны своевременно продлевать срок действия лицензий, а также представлять в орган внутренних дел по его требованию сведения, необходимые для осуществления контроля за соблюдением ими установленных правовыми актами положений о частной детективной деятельности. Лицензия продлевается по ходатайству заявителя на пять лет за один месяц до истечения срока ее действия.
Гражданину, получившему лицензию, указанным органом одновременно выдается документ установленного образца, удостоверяющий его личность. В ходе осуществления частной детективной деятельности разрешается применять специальные средства (спецсредство «Череи его аналоги, газовый пистолет, наручники и т.д.). Лицензия на работу в качестве частного детектива является основанием для государственной регистрации индивидуального частного детективного предприятия без образования юридического лица в порядке, предусмотренном гражданским законодательством РФ. Частный сыщик, осуществляющий сыскную деятельность индивидуально, собственник индивидуального частного детективного предприятия несет ответственность по своим обязательствам в пределах, определенных уставом предприятия.
Отдельные граждане, имеющие лицензию на работу в качестве частного детектива, могут осуществлять сыскную деятельность в составе объединения частных детективных предприятий на основе трудового договора (контракта). Учредители объединения частного детективного предприятия для получения лицензии обязаны представить в орган внутренних дел по месту учреждения данного объединения заявление, сведения о характере и направлениях деятельности объединения, составе и предполагаемой численности персонала, о наличии специальных средств, технических и иных средств, а также о потребностях в них и учредительные документы.
Она является основанием для государственной регистрации объединения в установленном порядке местным органом исполнительной власти. Обязательным требованием для руководителей объединения является наличие высшего юридического образования и лицензии на частную сыскную деятельность. Со дня государственной регистрации объединение частного детективного предприятия считается учрежденным и приобретает статус юридического лица с вытекающими из него обязательствами. Объединение имеет собственное наименование с указанием его организационно-правовой формы, действует на основании собственного устава. Оно вправе открывать филиалы объединений частных детективных предприятий в других регионах России в качестве обособленных подразделений с правом открытия текущих и расчетных счетов. При этом каждый филиал должен получить лицензию в соответствующем органе внутренних дел по месту своего расположения.
Оказание услуг в целях охраны в соответствии со ст. 11 Закона от 11 марта 1992 г. разрешается только предприятиям, специально учрежденным для их выполнения, именуемым охранными предприятиями (ЧОП). Заключение охранными предприятиями договоров с клиентами на оказание охранных услуг осуществляется в соответствии с положениями указанного Закона. На основании п. 23 Указа Президента РФ от 16 апреля 1996 г. № 563 «О порядке привлечения членов казачьих обществ к государственной и иной службе»1 члены казачьих обществ в соответствии с указом могут создавать охранные предприятия для обеспечения правопорядка, охраны имущества, защиты жизни и здоровья граждан. Предприятие, которое в соответствии со своим уставом занимается оказанием охранных услуг, обязано иметь на то лицензию, выдаваемую в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 2 ст. 11 Закона от 11 марта 1992 г. в редакции Федерального закона от 10 января 2003 г.) для лицензирования объединений частных детективов. Руководитель и персонал служб безопасности обязаны руководствоваться требованиями Закона от 11 марта 1992 г. и действовать на основании своих уставов, согласованных с органами внутренних дел по месту своего учреждения.
По информации Министерства внутренних дел РФ, в первом полугодии 2000 г. зарегистрировано 11 793 охранно-сыскных структур, в то время как в 1995 г. их было 7987. По состоянию на октябрь 2002 г., охранно-сыскных структур в стране было чуть более 15 тыс. Только в Москве в них насчитывается свыше 120 тыс. сотрудников1. На охранную деятельность распространяются ограничения, установленные в сфере деятельности частного детектива (ст. 7 Закона от 11 марта 1992 г.). Частный охранник осуществляет меры физического и технического характера по предупреждению и пресечению противоправных посягательств на жизнь и здоровье охраняемых им лиц, на имущество собственников. В случае посягательства он принимает ответные действия в соответствии с положениями ст. УК (о необходимой обороне, причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление, крайней необходимости, физическом или психическом принуждении), включая меры физического воздействия, применение специальных средств и огнестрельного оружия.
Лицо, совершившее противоправное посягательство на охраняемую собственность, может быть задержано охранником на месте правонарушения и должно быть незамедлительно передано в соответствующий орган внутренних дел. Законом от 11 марта 1992 г. последовательно проводится принцип недопустимости смешения детективной и охранной деятельности, в силу которого охранникам запрещается использовать методы сыска. Исключением из этого правила являются два ' вида предприятий, в которых допускается смешение форм детективной и охранной деятельности. Так, разрешается: а) создание охранными предприятиями и предприятиями (объединениями) частных детективов на договорной основе совместных ассоциаций с сохранением своей самостоятельности и прав юридических лиц (ст. 13).
Цель создания таких смешанных предприятий расширить возможности уставной деятельности каждого соучредителя. Получение лицензии на создание таковой ассоциации не требуется; б) учреждение на предприятиях независимо от организационно-правовых форм (в коммерческих фирмах, банках, акционерных обществах и т.д.) обособленных подразделений в интересах собственной безопасности учредителя охранно-сыскных подразделений (служб безопасности) (ст. 14). Службам безопасности запрещается оказывать услуги, которые не связаны с обеспечением безопасности своего предприятия. Среди государственных органов субъектов частной правоохранительной деятельности различают: а) контролирующие ее (органы МВД России и некоторые иные министерства и ведомства) и б) надзирающие за ней (органы прокуратуры). В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона от 11 марта 1992 г. органы внутренних дел вправе требовать сведения, необходимые для осуществления контроля за соблюдением частными детективами и объединениями частных детективных предприятий установленных правовыми актами положений о частной детективной деятельности1. В соответствии с порядком, установленным Федеральным законом от 8 августа 2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с изм. от 10 января, 11 марта, 30 июня 2003 г.) лицензирующие органы вправе приостанавливать действие лицензии или аннулировать лицензию на право занятия частной детективной и охранной деятельности. При этом указанные органы устанавливают шестимесячный срок для устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии. В случае если в установленный срок лицензиат не устранил указанные нарушения, орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.
Срок действия лицензии на время приостановления ее действия не продлевается. Лицензирующие органы могут аннулировать лицензию без обращения в суд в случае неуплаты лицензиатом в течение трех месяцев лицензионного сбора за предоставление лицензии. Лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа в если нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства и по другим предусмотренным законом основаниям.
На период до вступления в силу решения суда лицензирующий орган вправе одновременно с подачей заявления в суд приостановить действие указанной лицензии. Решение суда может быть обжаловано в установленном законодательством порядке. В систему контрольных органов входят также иные министерства. В частности, порядок и размеры платежей при выдаче лицензий на занятие частной правоохранительной деятельностью контролирует Министерство финансов РФ; разработку программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, осуществляющих частную правоохранительную деятельность, негосударственными образовательными учреждениями, имеющими право юридического лица, контролирует Министерство образования РФ по согласованию с Министерством здравоохранения РФ, Министерством внутренних дел РФ и Министерством финансов РФ.
Надзор за точным и неуклонным исполнением законов в частной правоохранительной деятельности осуществляет прокуратура в пределах полномочий, установленных законом для надзора за деятельностью организаций и предприятий. Он призван гарантировать обеспечение прав и свобод человека и гражданина способами частных сыскной и охранной деятельности. Субъекты частной правоохранительной деятельности обязаны обеспечить прокурору доступ ко всем материалам, относящимся к их деятельности, а прокурор вправе требовать предоставления такого рода материалов и документов. В Законе от 11 марта 1992 г. не содержится развернутых процедур обжалования гражданами, являющимися клиентами в частной правоохранительной деятельности, сыскных действий и действий охранников.
В этом случае (как и им подобных) при возникшей необходимости обжалования тех или иных действий субъектов частной правоохранительной деятельности гражданин должен руководствоваться правилами, изложенными в Законе РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (с последующими изменениями и дополнениями). В заключение несколько слов о защите ответственности сыщиков и представителей частных охранных структур. Согласно Закону от 11 марта 1992 г. (ст. 19) им предоставляются гарантии двух видов: правовая и социальная. В частности, эти виды деятельности засчитываются в общий трудовой стаж и стаж для назначения пособий по государственному социальному страхованию (при условии уплаты взносов в Пенсионный фонд РФ и в Фонд государственного социального страхования).
Наряду с этим граждане, занимающиеся частной детективной и охранной деятельностью, работающие по найму, подлежат обязательному страхованию за счет средств соответствующего предприятия (объединения) на случай гибели, получения ими иного повреждения здоровья в связи с осуществлением сыскных или охранных Оказание сопротивления, угроза или насилие в отношении указанных субъектов частной правоохранительной деятельности в связи с исполнением ими своих обязанностей влечет ответственность, согласно закону. Кроме того, ряд социальных гарантий общего назначения предусмотрен в иных законодательных актах. Нарушения законодательства в области частной правоохранительной деятельности влекут различные виды ответственности, в том числе дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, уголовную и уголовно-процессуальную. Нарушений в указанной сфере деятельности немало. В результате выявленных нарушений аннулировано лицензий только в первом полугодии 2000 г. у физических лиц 3027 и прекращена деятельность 548 охранно-сыскных предприятий2. В качестве примера приведем заявление управления ФСБ по Омской области, в котором выражается озабоченность в связи с участившимися случаями вмешательства отдельных коммерческих структур в личную жизнь граждан. Отмечены факты сбора информации в отношении должностных лиц. Подслушивающее устройство обнаружено в кабинете заместителя мэра города. По данному факту возбуждено уголовное дело.
Проведена проверка тридцати предприятий, занимающихся частной детективной и охранной деятельностью, в которых были обнаружены нарушения охранно-сыскной деятельности. Два ответственных работника из этих фирм привлечены к административной ответственности, аннулировано три лицензии у физических лиц, прекращена деятельность пяти охранно-сыскных агентств1. Многие частные охранные предприятия и службы безопасности из-за своей малочисленности не могут оказать действенную помощь государственным правоохранительным органам, в первую очередь ОВД, некоторые не могут или не хотят найти общего языка с милицией. По мнению специалистов, необходимо выработать механизм эффективного участия персонала частных охранных предприятий в охране правопорядка, борьбе с преступностью.
Что же касается возможной опасности для общества, исходящей от частных охранных структур, то назрела необходимость выработки правовых гарантий, которые не позволили бы этим силам выйти из-под контроля. Законодатель существенно расширил и усилил административную ответственность, установив ее как за осуществление частной детективной или охранной деятельности или создание в организации службы безопасности без лицензии (ч. 1,2 ст. 20.16 КоАП), за оказание частных детективных или охранных услуг, либо не предусмотренных законом, либо с нарушением установленных законом требований (ч. 4 ст. 20.16), так и за осуществление негосударственными образовательными учреждениями деятельности по подготовке или переподготовке кадров для осуществления частной детективной или охранной деятельности без лицензии (ч. 3 ст. За указанные правонарушения граждане подвергаются административному штрафу от десяти до пятнадцати, руководители организации от двадцати до пятидесяти, юридические лица от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда.
Превышение руководителем или служащим частной охранной или детективной службы полномочий, предоставленных им в соответствии с лицензией, вопреки задачам своей деятельности, если это деяние совершено с применением насилия или с угрозой его применения, (ст. 203) признается преступлением против интересов службы в коммерческих и иных организациях и наказываются лишением свободы до пяти лет, а при отягчающих обстоятельствах от четырех до восьми лет.
Уголовно-процессуальная ответственность заключается в признании ничтожными фактических данных, полученных в результате частной сыскной деятельности без соблюдения соответствующих условий. Доказательства, источники которых были обнаружены с нарушением закона, не могут быть использованы в уголовном и гражданском судопроизводстве. Наконец, создание или деятельность частных детективных и охранных предприятий (объединений, ассоциаций), образовательных учреждений и служб безопасности, не предусмотренных Законом от 11 марта 1992 г., также влекут за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Частные детективные и охранные службы в Российской Федерации