ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ
ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ
Вопросы:
1. «Информационно-психологическая безопасность»: определение, угрозы информационно-психологической безопасности личности и их основные источники.
2. Психологическая защита личности как основной способ обеспечения информационно-психологической безопасности.
3. Обеспечение ИПБ в библиотеке.
Информационно-психологическая безопасность
Этот аспект информационной безопасности связан в первую очередь с воздействием недоброкачественной информации на психологическое состояние личности, что несёт угрозу интеллектуальному, духовно-нравственному состоянию человека, а также угрозу его физическому здоровью. Информационно-психологическую безопасность в общем виде можно определить как состояние защищенности индивидуальной, групповой и общественной психологии от разрушительного воздействия на сознание негативных информационных факторов.
Применительно к конкретному человеку информационно-психологическая безопасность это состояние защищенности сознания и психического здоровья человека, обеспечивающее его целостность как социального субъекта, возможность адекватного поведения и личностного развития в условиях неблагоприятных информационных воздействий.
Задача обеспечения ИПБ должна решаться на уровне государства, общества и на уровне самой личности.
Источников угроз информационно-психологической безопасности существует великое множество, и проявляться они могут через СМИ, разные направления массовой культуры, воспитание, личное общение, образовательные системы и культовые образования.
Выделяют несколько видов так называемой «вредоносной» информации, могущей нанести серьёзный вред психике человека. К ней можно отнести:
- информацию, возбуждающую социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду;
- призывы к войне;
- пропаганду ненависти, вражды и превосходства;
- распространение порнографии;
- посягательство на честь, доброе имя и деловую репутацию людей;
- рекламу (недобросовестную, недостоверную, неэтичную, заведомо ложную);
- информацию, оказывающую неосознаваемое деструктивное воздействие на психику людей.
Какие же неблагоприятные информационные факторы привели к тому, что возникли угрозы для личности? Основной из них является так называемый "информационный взрыв" или лавинообразное увеличение всех видов традиционной, печатной информации (научной, научно-технической, экономической, научно-популярной, юридической, коммерческой, эстетической и так далее). Еще большими темпами развиваются электронные информационные ресурсы, масштабы которых трудно поддаются измерению. Количественный рост информации привел к тому, что личность не может воспринять, осмыслить, систематизировать даже те источники информации, которые необходимы ей в профессиональной деятельности. Этот фактор породил избыток, перенасыщение информационной среды. Большое количество информации, даже без учета ее качественных характеристик, отрицательно влияет на личность. Крупный зарубежный теоретик информационного общества Э. Тоффлер, описывая это явление, пришел к заключению, что высокие темпы производства и распространения информации приводят к болезни, названной им футорошок или информационным стрессом. Эта болезнь, по его мнению, вызывает снижение способности отбирать, оценивать и сохранять информацию. На уровне принятия решения информационные перегрузки вызывают стресс решений (неспособность личности принимать любые решения).
Другим неблагоприятным информационным фактором, который влияет на психику человека и даже на его душевно-нравственные устои, является значительное "загрязнение" информационной среды, получившей название информационной экологии.
Зарубежные авторы, изучающие качественную сторону потоков информации, связанную с изучением информационной экологии, считают, что информации не может быть много, и информационный стресс вызывает не обилие информации, а большое количество низкокачественной информации и неумение личности критически отсеивать, отбирать и перерабатывать информацию в интеллектуальный продукт (знания). Представитель данной концепции Б. Мильтон пришел к выводу, что информация - это лишь сырье, которое дает возможность вырабатывать знания, и что решения принимаются не на основе информации, а на основе знаний, мудрости, интуиции, понимания.
Угрозы личности, связанные с использованием информации, исходят как от самой личности (внутренние угрозы), основными из которых является низкая культура умственного труда или информационной культуры (неспособность к самостоятельному отбору информации и ее критической оценке), недооценка личностью возможностей обучения методам защиты (нейтрализации) угроз от воздействия на нее недоброкачественной информацией. Гораздо большее количество угроз личности представляет информационная сфера (внешней угрозы), а именно:
* отсутствие необходимой личности информации, неполная информация, нарушение прав и свобод человека в области доступа к информации, неправомерное ограничение доступа к открытым информационным ресурсам;
* информация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть или вражду, пропагандирующая культ насилия и жестокости, порнографическая информация;
* искаженная, недостоверная, ложная информация, дезинформация;
* хаотичность и противоречивость информации и др.
Т.о. сейчас существует огромное множество ИУ личности, которые реализуются при помощи определённых средств и способов.
3. Средства, виды, способы информационно-психологического воздействия.
В зависимости от применяемой информационной техники можно выделить несколько средств информационно-психологического воздействия:
- устное воздействие, в том числе и с применением акустических средств усиления голоса и шумовых эффектов;
- воздействие, связанное с применением печатной продукции;
- воздействие с использованием телевидения и радиосвязи. У телевидения практически неограниченные возможности формирования сознания масс. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать утверждает русская пословица. Просматривая телевизионные передачи, происходит своеобразное психическое заражение определенными состояниями, реагирование на неосознаваемые воздействия (подкорковые стимулы);
- воздействие, основанное на применении компьютерных технологий и Интернета. В данный момент уже не вызывает сомнений тот факт, что воздействие, которое может Интернет оказать на личность пользователя, является более глубоким и системным, чем воздействие любой другой технологической системы. Сюда же относится воздействие компьютерных игр на психику и сознание человека.
Различают несколько видов информационно-психологического воздействия:
- самопроизвольные воздействия, обусловленные технологическими режимами функционирования тех или иных информационных систем (например, электромагнитные излучения коммуникационной, компьютерной или телевизионной техники);
- преднамеренные манипулятивные воздействия на личность с целью явного или скрытого побуждения к определенным действиям (информационно-пропагандистское и др.).
Информационно-пропагандистское воздействие это массированное активное воздействие словом, информацией с целью формирования определенных взглядов, убеждений.
Информационно-психологическое воздействие может осуществляться на двух уровнях: теоретико-идеологическом и обыденно-психологическом. Теоретико-идеологичекий уровень предполагает борьбу мировоззрений, научных концепций, культурных ценностей и здесь в основном идет воздействие на интеллектуальную сферу личности посредством пропаганды, дезинформации, применения логической аргументации, т.е. использывания методов убеждения.
На обыденно-психологическом уровне борьба идет за массовые настроения и предпочтения, и здесь используют метод внушения и средства подавления. Если убеждение это активное осмысливание и принятие информации в зависимости от приводимых аргументов, то внушение в отличие от убеждений проникает в психику человека без активного внимания, без переработки и укрепляется, как предмет пассивного восприятия.
Одним из высших способов информационно-психологического воздействия на человека, способом манипулирования является информационная война -- согласованная деятельность по использованию информации как оружия для разрушающего воздействия на противника в различных сферах: экономической, политической, социальной и на поле боя. Информационная война война нового типа, ее основным объектом являются не только информационные системы, но, прежде всего, сознание людей, их поведение и здоровье. То есть информационная война предполагает как воздействие на информационные системы и инфраструктуру противника, так и на психологическую структуру государства, общества и личности.
Ведение информационных войн предполагает наличие и использование определенных средств борьбы, то есть оружия.
Информационное оружие, воздействующее непосредственно на человека, специалисты делят на два вида:
1) Информационно-психологическое оружие обращенное прежде всего на сознание человека и уже через него воздействующее на поведение, убеждения, мотивы и потребности, нравственные установки, отношение к тому, что происходит в обществе. В качестве такого оружия могут использоваться все средства массовой информации, Интернет, публичные выступления, беседы, внушение, гипноз и т. п.
2) Энергоинформационное оружие воздействующее на физиологию и психофизиологию человека, минуя его сознание. Человек не осознает факта воздействия, но в зависимости от его вида начинает ощущать либо бодрость, уверенность в себе, либо подавленность, тревогу, страх, агрессивность на фоне утраты способности контролировать свои действия. В природе подобное психофизическое воздействие могут оказывать, например, солнечные вспышки, влияющие на биоэлектрическую активность мозга и общее состояние человека.
В качестве источников энергоинформационного воздействия могут применяться радиолокационные системы, космические аппараты, низкочастотные и высокочастотные генераторы, биолокационные установки, химические и биологические средства и другие устройства.
С помощью энергоинформационного оружия можно изменить поведение людей, например, снизить или «разжечь» накал демонстраций, беспорядков и этим повлиять на текущие социальные процессы.
Цели информационных войн и применения информационного оружия завоевание превосходства над противником и нанесение ему поражения как в конкретном акте противостояния или отдельной боевой операции, так и во внешней и внутренней политике, экономике, обороноспособности страны в целом.
Задачи применения информационного оружия:
подрыв международного авторитета государства, его сотрудничества с другими странами; манипулирование общественным сознанием внутри страны, создание атмосферы бездуховности и безнравственности, негативного отношения к национальному наследию; провоцирование политической напряженности и хаоса внутри страны, инициирование этнических и религиозных столкновений, забастовок, массовых беспорядков и других акций протеста; дезинформация населения об истории страны, о работе государственных органов, подрыв их авторитета, дискредитация всей системы управления; нарушение системы управления войсками, вооружением и военной техникой, объектами повышенной опасности; нанесение серьезного ущерба жизненно важным интересам государства в политической, экономической, социальной и других сферах деятельности.
Все перечисленные изменения, происходящие в сфере взаимоотношений человека с естественными, но еще большей степени с искусственными информационными средами, сводятся в основном к необходимости осмыслить и решить две задачи:
1. Создать систему экологического контроля глобальной информационной среды человека, так как генетически обусловленные механизмы внушаемости не могут обеспечить ему возможности выжить в тех условиях, которые формируются современными средствами информационного воздействия.
2. Возникает задача защитить психику человека с помощью формирования у него информационной культуры. Очевидно, что человек не должен воспринимать получаемую информацию как истину в конечной инстанции, но не должен отгораживаться от нее. Важно научиться интерпретировать информацию, понимать ее суть, принимать личностную позицию по отношению к скрытому смыслу, находить требуемую информацию в различных источниках, систематизировать ее, находить ошибки в получаемой информации, воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы, устанавливать связи, вычленять главное в информационном сообщении.
Формирование информационной культуры является первостепенной задачей вузовских библиотек, так как именно они располагают огромным совокупным информационным и научным потенциалом, который уже сейчас позволяет формировать теорию и практику информационно-психологической защиты в рамках ноосферного мышления.
Психологическая защита личности.
Психологическая защита личности это сложная многоуровневая система социальных, социально-психологических и индивидуально-личностных механизмов, образований и форм поведения, которая должна обеспечивать информационно-психологическую безопасность человека в обществе как личности и активного социального субъекта, его психологическую защищенность в условиях действия многообразных информационных факторов и в различных информационно-коммуникативных ситуациях.
Можно выделить три основных уровня организации психологической защиты человека и, соответственно, три основных направления ее формирования и функционирования:
1) социальный (в масштабах общества в целом). На этом уровне в качестве субъектов психологической защиты личности выступают государство и общество. Осуществляется психологическая защита через деятельность определенных социальных институтов (система образования, система распространения социокультурных ценностей, традиций, социальных норм и т.д., система распространения информации - библиотеки). Защита реализуется через регулирование и организацию информационных потоков (систему распространения информации в обществе), создание и распространение способов и средств обработки и оценки информации в процессе социального взаимодействия (от межличностного общения до массовой коммуникации).
2) Социально-групповой осуществляется в рамках различных социальных групп и разнообразных форм социальных организаций. На этом уровне в качестве субъектов психологической защиты личности выступают группы и организации (семья, производственные структуры, общественные, политические, религиозные и иные объединения и организации). Психологическая защита реализуется посредством распространения и использования внутригрупповых информационных потоков и источников, а также специфических для конкретных социальных групп и организаций способов социального взаимодействия, переработки и оценки информации (групповых норм, ориентации, предпочтений определенных коммуникаторов, регламентация правил и процедур работы и взаимодействия с внешними информационными источниками и т.п).
3) Индивидуально-личностный. На индивидуально-личностном уровне психологическая защита реализуется посредством формирования специфической регулятивной системы и комплекса защитных механизмов и алгоритмов поведения определённой личности, которые образуют индивидуальную психологическую защиту. Осуществляется посредством образования, самообразования, прохождения специальных тренингов под руководством опытных психологов.
Обеспечение информационно-психологической безопасности предполагает организацию и осуществление защитных мер, которые в самом общем виде целесообразно выделить в следующие основные группы, характеризующиеся определенной организационной самостоятельностью и используемыми механизмами: 1) регулирование, в частности, ограничение информационных потоков; Первая группа защитных мер обычно используется в ограниченные промежутки времени, в специфических условиях или по отношению к определенным источникам и информационным каналам. Могут, в частности, применяться такие меры, как введение определенных процедур проверки достоверности распространяемой информации (например, влияющей на принятие управленческих решений); ограничение распространения определенных сведений (например, способствующих возникновению агрессивных слухов, паники и т.д.) в чрезвычайных ситуациях; введение военной цензуры в условиях боевых действий и т.п.
При отсутствии демократической культуры в обществе эти меры могут использоваться также для манипулирования людьми путем ограничения доступа к информации, ее сокрытия и т.п. На личностном уровне использование защитных мер из этой группы связано обычно инициативным отказом человека от использования определенной информации, источников или каналов ее распространения (например, отказ от рекламной информации и т.п.) или перепроверкой значимой для него информации.
2) организация информационных потоков (в том числе, инициирование распространения определенной информации). Вторая группа связана с организацией информационных потоков, направленных на парирование (в первую очередь, упреждающее) и нейтрализацию воздействия определенных информационных факторов, которые могут психологически негативно воздействовать на людей (так, например, при возникновении слухов используется распространение сведений, нейтрализующих их влияние). На личностном уровне это проявляется в инициативном поиске по определенным темам дополнительной информации из различных источников и в организации ее поступления по иным каналам.
3) распространение способов и средств обработки и оценки информации. Третья группа включает разнообразные формы распространения способов и средств обработки и оценки информации (через системы образования, подготовки и переподготовки кадров, распространения социокультурных ценностей, традиций, социальных норм и т.д.).
4) формирование коллективной или групповой социально-психологической защиты. Четвертая группа связана с формированием коллективной психологической защиты, которая основывается на Механизмах идентификации человека с определенными социальными общностями и объединениями людей и включенности в реальные социальные группы. Это определяет использование личностью при анализе и отборе информации определенных групповых оценок, норм, мнений и т.п., а также ее ориентацией на внутригрупповые информационные потоки и источники.
С учетом этого для организации групповой психологической защиты могут применяться: различные приемы и средства формирования соответствующего социально-психологического климата в коллективах, атмосферы корпоративности; создание условий, повышающих эффективность процесса идентификации личности с определенной социальной группой и актуализации чувства принадлежности к конкретной социальной организации, ее деятельности; подготовка неформальных лидеров выступающих, в качестве "медиаторов", авторитетных внутригрупповых источников информации и т.п.
5) формирование индивидуальной психологической защиты или психологической самозащиты личности. Пятая группа связана с формированием у человека в процессе приобретения опыта информационно-коммуникативного взаимодействия (в том числе, обучения с использованием специализированных форм психологической подготовки, проведения тренинговых занятий по специально разработанным методикам) личностных образований, алгоритмов психической деятельности и защитного поведения, которые в своей совокупности образуют индивидуальную систему его психологической защиты или психологической самозащиты личности.
Из рассмотренных выше направлений обеспечения информационно-психологической безопасности личности первые четыре зависят от внешних для человека условий, деятельности других социальных субъектов, функционирования различных социальных институтов, других людей. Пятое направление в первую очередь зависит от самой личности. Прилагает и хочет ли человек приложить определенные усилия для обеспечения собственной информационно-психологической безопасности, для формирования эффективной системы психологической самозащиты или он готов быть послушной марионеткой в руках многочисленных манипуляторов и рабом информационных ловушек современного общества.
Могут быть написаны хорошие книги и разработаны эффективные методы по обеспечению информационно-психологической безопасности и психологической защите личности, организовано соответствующее обучение, но этого мало.
Человек должен сам захотеть научиться обеспечивать собственную, личную информационно-психологическую безопасность, быть постоянно готовым защищать себя и близких ему людей.
Деятельность библиотек в решении проблем ИПБ личности
В решении проблем ИПБ личности принимают участие многие государственные и общественные организации. Особую роль приобретает деятельность библиотек.
Библиотеки все чаще сталкиваются с факторами, которые препятствуют реализации интересов читателей и затрудняют их существование в современной информационной сфере. Эти факторы можно рассматривать как угрозу информационно-психологической безопасности читателя. В их числе:
• отсутствие (недостаток) необходимой информации;
• нарушение прав человека в области доступа к информации;
• информация сомнительного характера, т. е. возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, провозглашающая расовое, национальное, религиозное или языковое превосходство, пропагандирующая культ жестокости и насилия, агрессивная информация;
• недостоверная информация;
• перенасыщение информацией;
• хаотичность информации.
Чтобы оградить читателя от этих угроз, необходимо разработать обеспечение информационно-психологической безопасности читателей. Под «обеспечением информационно-психологической безопасности читателей» здесь подразумевается система мер, адекватная угрозам, возникающим в ходе взаимодействия читателя с информационной сферой. Эта система мер реализуется публичной библиотекой, чтобы предотвратить и нейтрализовать угрозы и тем самым защитить интересы читателей при их взаимодействии с информационной сферой.
Информационно-психологическую безопасность нельзя приравнивать к цензуре, так как ограничение на доступ к информации (разумеется, за исключением информации, доступ к которой ограничен законодательно) является ущемлением интересов личности в информационной сфере и противоречит российскому и международному праву.
В настоящее время библиотековеды только начинают разрабатывать вопросы поиска направлений и средств обеспечения информационно-психологической безопасности читателей. Публикации на эту тему рассматривают информационно-психологическую безопасность в контексте развития библиотек в информационном обществе, формирования информационной культуры, библиотерапевтической деятельности. В зарубежных публикациях акцент делается на перенасыщение читателей библиотек информацией и негативными психологическими эффектами данного явления и на развитие информационной грамотности читателей, высокий уровень которой позволяет эффективно противостоять вызовам современной информационной сферы. Большинство отечественных и зарубежных публикаций носит, в основном, теоретический характер, но пора обратиться к практической стороне вопроса.
В российских библиотеках предпринимаются попытки практического решения проблемы ИПБ в библиотеках. Так, в Санкт-Петербурге в одной из городских ЦБС были проведены практические занятия для библиотекарей, целью которых было подготовить библиотекарей к решению проблемы обеспечения информационно-психологической безопасности читателей. Было выделено два направления, по которым следует осуществлять подготовку библиотечных кадров для решения указанной проблемы:
1. Информирование библиотекарей о различных аспектах проблемы информационно-психологической безопасности (о терминологии, угрозах информационно-психологической безопасности, направлениях защиты от них).
2. Совершенствование информационной культуры библиотекарей.
Практические занятия для библиотекарей были разработаны на основе занятий, применяемых в настоящее время различными специалистами в рамках программ по совершенствованию информационной культуры личности. Для библиотекарей проведены следующие практические занятия.
1. «Информационно-психологическая безопасность читателей: знакомство с проблемой». Занятие направлено на освоение терминологии в области информационно-психологической безопасности. Основой для разработки этого практического занятия послужила методика проведения практического занятия для активизации профессиональной лексики, успешно используемая в курсе «Профессиональное чтение библиотекаря-библиографа» на библиотечно-информационном факультете СПбГУКИ.
2. «Активное слушание». Занятие предполагало овладение библиотекарями приемами активного слушания, позволяющими успешно обрабатывать аудиоинформацию (фиксировать основную мысль сообщения, уточнять информацию и т. д.), избегать непреднамеренного искажения информации и существенных информационных потерь. Таким образом, занятие предполагало совершенствование культуры переработки аудиоинформации как части информационной культуры библиотекарей. Параллельно осуществлялось информирование библиотекарей о таком аспекте проблемы обеспечения информационно-психологической безопасности читателей, как взаимосвязь информационной культуры читателя с состоянием его информационно-психологической безопасности. Практическое занятие разработано на основе методики «Активное слушание», используемой в различных психологических практикумах.
3. «Смысловое свертывание текста по проблеме информационно-психологической безопасности». Занятия были нацелены на понимание и запоминание содержания текстов с параллельным освоением проблематики информационно-психологической безопасности. Разработаны на основе практикума для освоения смыслового свертывания текста, разработанного В. А. Бородиной и используемого в курсе «Профессиональное чтение библиотекаря-библиографа» на библиотечно-информационном факультете СПбГУКИ, а также на основе методики, предложенной Н. Сметанниковой для совершенствования навыков переработки текстовой информации.
По результатам проведённых занятий и анализа отзывов их участников были сделаны следующие выводы:
• требуется создание самостоятельного практикума для библиотекарей по проблеме обеспечения информационно-психологической безопасности читателей;
• следует, в первую очередь, уделить внимание обучению библиотекарей аналитико-синтетической переработке электронной сетевой информации, а также обработке графической информации (схем, таблиц и т.д.);
• необходимо проводить дискуссии по самым различным аспектам обеспечения информационно-психологической безопасности читателей в ходе конференций, круглых столов и т. д.
Стоит отметить, что рассматриваемая проблема широкое поле для теоретических и, в особенности, практических исследований. Наиболее разумно, изучать возможности использования различных технологий формирования информационной культуры как средств обеспечения информационно-психологической безопасности читателей публичных библиотек.
ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ