ПЕРЕХОДНАЯ ЭКОНОМИКА: СУЩНОСТЬ, ЗАКОНОМЕРНОСТИ, ЭТАПЫ
ТЕМА 1. ПЕРЕХОДНАЯ ЭКОНОМИКА: СУЩНОСТЬ, ЗАКОНОМЕРНОСТИ, ЭТАПЫ
План:
1.Теория переходной экономики: источники, элементы, место в экономической теории.
2.Закономерности и этапы переходной экономики.
3.Цели и задачи переходной экономики.
4.Основные черты и противоречия экономики переходного периода.
5.История реформирования в России.
Программная аннотация.
Теория переходной экономики: место в экономической теории, сущность, источники, основные элементы. Общеэкономические закономерности переходной экономики. Закономерности современной переходной экономики. Экономические и исторические этапы переходной экономики. Характер экономики переходного периода. Структура переходной экономики.
Цель переходной экономики. Черты централизованно управляемой экономической системы. Основные черты рыночной экономики. Задачи переходной экономики. Методы решения задач.
Основные черты и противоречия экономики переходного периода. История реформирования в России.
ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ
1. Теория переходной экономики: источники, элементы, место в экономической теории
Напомним, что экономическая наука начала формироваться еще в глубокой древности. У Ксенофонта и Аристотеля (384-322 гг. до н. э.) используется термин “экономия” - наука о ведении домашнего хозяйства. в 1615 г. француз Антуан де Монкретьен опубликовал “Трактат о политической экономии”, где рассматривал политэкономию как науку о правилах хозяйственной деятельности в рамках национального государства. В 70-е годы 19 в маржиналисты К. Менгер, Е. Бем-Баверк еще используют термин «политическая экономия» но чаще «экономическая теория». Во второй половине 20в. политическая экономия вытесняется экономиксом (А.Маршалл, 1890г., П. Самуэльсон, 1948 г.). Если политическая экономия изучала причинно-следственные связи в экономических процессах, то экономическая теория - функциональные связи между экономическими категориями.
Практически с 1917г., когда возникли две экономические системы капитализм и социализм, но особенно интенсивно с середины 60-х годов, когда в сферу анализа попадают освободившиеся от колониальной зависимости развивающиеся страны, в рамках экономической теории возникла компаративистика (Л. Мизес, 1928г.) - отрасль экономической науки, предметом которой является сравнительный анализ экономических систем.
В последней четверти 20 века в связи с трансформацией индустриального общества в постиндустриальное, обусловленной революционным скачком в развитии производительных сил, связанным с изобретением компьютера, в рамках компаративистики стала формироваться новая наука транзитология - теория экономической трансформации. Она появилась в связи с ускорением процессов трансформации, но ведет начало от Н.Д. Кондратьева (длинные волны конъюнктуры). На примере одной из развивающихся стран транзитологические процессы проанализированы Э.де Сото. Предметом изучения транзитологии являются общецивилизационные проблемы изменения, трансформации хозяйственных систем. В настоящее время создана международная ассоциация транзитологов, в состав которой входит российский институт экономических проблем переходного периода.
Уже в 80-е годы началось преодоление кризисного состояния российского обществоведения. В конце 80-х гг. появился новый раздел экономической теории - теория переходной экономики - переходной от централизованно управляемого к рыночному хозяйству.
Первыми работами по теории переходной экономики были учебное пособие под редакцией В.В. Радаева и А.В. Бузгалина, монографические исследования Аукционека С.П., Бузгалина А.В., Колганова А. (1994), учебное пособие под редакцией Киселевой Е.А. и Чепурина М.Н. (1996), вышедшее позднее учебное пособие под редакцией Абалкина Л.И. и др. В них закладывается фундамент теории переходной экономики.
Особое место теории переходной экономики в системе экономических и общественных наук определяется ее комплексным характером, объединяющим предметы исследования ряда общественных наук - экономических, социологических, политических, охватывающих всю цепь взаимодействий различных процессов (от экономики и технологии, социологии и культурологии до знаний о существе и роли политических трансформаций). Поскольку переходное состояние экономической системы выступает объектом исследования ряда социальных наук, то в наилучшей мере требованиям системности анализа отвечает институциональный подход.
В соответствии с критериями экспертов Европейского Союза Россия c 24.06 1994 г. отнесена к странам с переходным типом экономики1. Эти критерии в основном сводятся к соотношению административных и рыночных методов управления экономикой. Когда стало ясно, что элементы рынка и рыночной инфраструктуры в России возникли и стали неуничтожимы, Европейской Союз признал переходный характер экономики России.
Эволюционная теория общественного развития обосновывает ступенчатый характер общественной эволюции.
Рис. . Этапы общественной эволюции
Каждая отдельная ступень эволюции экономических систем развивается исторически и проходит через три стадии:
становления и восходящего развития,
зрелого состояния,
нисходящего развития, связанного с нарастанием нового.
Ш. Фурье определяет эти стадии как детство, рост, упадок, дряхлость. Первая и последняя из перечисленных выше стадий развития каждой ступени общественной эволюции характеризуются неполнотой, отсутствием целостности, сосуществованием элементов новой и старой экономики. Поэтому период между двумя зрелыми состояниями - это и становление новой экономической системы, и одновременно нисходящее развитие старой.
С абстрактно-логической стороны, переходная экономика - это особое состояние в эволюции экономики, когда она функционирует в период перехода общества от одной исторической ступени к другой. Она представляет собой промежуточное состояние общества, отражает цикличность экономического развития. Следовательно, переходный период - это период перехода от одной экономической системы к другой.
Идея о необходимости особого переходного периода высказана впервые в «Манифесте коммунистической партии» К. Маркса и Ф. Энгельса и окончательно сформулирована в работе К. Маркса «Критика Готской программы», но как периода перехода от капитализма к социализму, от рыночной экономики к централизованно управляемой. В.И. Ленин в работе «Экономика и политика в эпоху диктатуры пролетариата» (1919г.) и Н.И. Бухарин в «Экономике переходного периода» развили эти положения. Но теория того переходного периода не может быть источником теории обратного процесса - перехода от централизованно управляемой экономики к рыночной.
Современная экономическая теория, основу которой составляет теория общего равновесия (ТОР) также не может служить источником новой теории переходной экономики, как считал А. Ноув, по следующим причинам2:
1.ТОР статична, она абстрагируется от фактора времени, т.е. не может анализировать процессы (динамику), поскольку, например, инвестиционная активность нарушает общее равновесие,
- математическое моделирование редко использует реальные данные (В.В. Леонтьев),
ТОР фрагментарна (миопический маржинализм), не учитывает качества продукции, основана на методологическом индивидуализме.
Таким образом, современная классическая экономическая теория изучает зрелое состояние рыночной экономики, как детерминированной и в определенном смысле закрытой системы с позиций устойчивости и равновесия, упорядоченности и однородности, делающей акцент на представлении о развитии как поступательном процессе.
Все это требует разработки новой парадигмы экономической теории - системы идей и представлений, способной разрешить сложившиеся в ней противоречия3. Причем, эта необходимость вызвана не кризисом марксизма, а общецивилизационным сдвигом, обусловленным индивидуализацией производительных сил и началом перехода ряда стран к новой ступени эволюции - информационному обществу. Развивающиеся во многих странах в последней четверти 20 века процессы приватизации, индивидуализации присвоения, изменения в системе распределения доходов носят общецивилизационный характер и не могут быть объяснены ни в рамках марксистской политической экономии, ни в рамках западной экономической теории.
К тому же роль экономической науки в обществе не сводится к созданию прямых руководств к действию. Любая теория абстрактна, она выделяет ключевые (общие) моменты действительности, но не может быть «путеводной звездой». Теория К. Маркса является блестящим образцом реализации диалектико-материалистической логики, но с ее помощью нельзя прогнозировать экономическое развитие. Общая теория систем, теория бифукаций и катастроф, термодинамика неравновесных процессов, синергетика показали нелинейность, стохастичность, вероятностный характер будущих состояний сложных систем4, одной из которых является экономика.
В современной переходной экономике переплетаются три блока проблем: глобальные закономерности трансформации экономики, тенденции современного этапа экономической трансформации, трансформация ЦУЭ в рыночную.
Первые блок проблем является предметом анализа теории циклов5:
- среднесрочного экономического цикла (10лет),
- технологического цикла Н.Д. Кондратьева (50лет),
- цивилизационного цикла (несколько столетий),
- исторического суперцикла (1000 лет).
Во втором блоке выделяют следующие мировые тенденции:
- дискретность перехода к постиндустриальному обществу,
- ожидание демографического взрыва,
- экологический кризис,
- гуманизация экономики - изменение ее воспроизводственной структуры,
- смешанный характер экономики с преобладанием мелкого и среднего бизнеса,
- сдвиги в социальной структуре, обусловленные ростом качества жизни,
- возрождение национальных традиций,
- эволюция мировой экономики к многополюсному миру.
Переход от централизованно управляемой экономики к рыночной сопровождается следующими негативными тенденциями:
- незрелость капиталистического состояния постсоциалистической экономики,
- криминализация, расширение теневого сектора,
- деформация воспроизводственной структуры (70% инвестиций направляются в сырьевой комплекс),
- технологическая деградация,
- экономическая дезинтеграция,
- диспропорции торгового баланса,
- эффективность российской трансформации зависит от совпадения схожих фаз национального и мирового воспроизводственного циклов.
2. Закономерности и этапы переходной экономики
К числу общеэкономических закономерностей переходной экономики относятся:
1.Неустойчивость6.
Классическая политическая экономия, К. Маркс, Н. Кондратьев исходят из устойчивости экономической системы, маржинализм ставит ее в центр внимания экономической теории, изучающей зрелое состояние рыночной экономической системы. «Переходные процессы ... являются неравновесными, их характеризует нелинейность, стохастический, вероятностный характер развития»7. Объективность неустойчивого характера переходной экономики обусловлена ее нецелостностью. Каждая из выделенных на рис. 1 зрелых ступеней эволюции общества и экономики была целостной системой. Переходная экономика объективно нецелостна, т.к. она характеризуется сочетанием как старых, так и новых экономических форм и отношений.
2.Альтернативный характер развития.
Итоги развития переходной экономики могут быть многовариантны, потому что в состояние неустойчивости экономика попадает вследствие требований («вызова») экономических, политических, природных и других факторов, которые требуют «ответа». Итогом завершения периода перехода от одной экономической системы к другой могут быть разные варианты экономической системы, но все эти варианты представляют собой варианты развития, эволюции общества. Вступление общества в переходное состояние исключает возврат к прежней ступени развития, т. к. после начала переходного периода «система не помнит своего прошлого»8.
3.Появление и функционирование особых переходных форм, например, денежная рента в период перехода от феодализма к капитализму, индикативное планирование при переходе к постиндустриальному обществу, коллективно-долевая собственность на землю в РФ.
4.Особый характер противоречий.
В условиях переходной экономики экономические противоречия представляют собой противоречия развития (между новыми и старыми элементами производственных отношений), а не противоречия функционирования (внутри каждого производственного отношения).
5.Историчность, т.е. преходящий характер переходной экономики, которая сменяется периодом зрелого развития экономической системы.
Как долго будет продолжаться переходный период в России? Ведь и эксперты ЕС и Президент в послании Думе 1998г. характеризуют российскую экономику как рыночную. Безусловно, это справедливо с точки зрения решения одной группы взаимосвязанных задач формирования равновесной экономики, ибо рынок определенное равновесие, система общественных отношений, в которой предложение товаров уравновешивает их спрос. Это самая простая группа задач трансформации ЦУЭ в рыночную, решаемая стандартным набором макроэкономических преобразований либерализация, приватизация, финансовая стабилизация. В результате в России было установлено равновесие на потребительском рынке, которого не было 70 лет, развивается рынок рабочей силы, недвижимости, финансовый, валютный рынки и т.д. Но есть и более долговременные и серьезные задачи у переходной экономики запуск сформировавшегося рыночного механизма. Ведь рынок это не только равновесие, рынок приводит в движение экономику, запускает производство товаров, превращается в двигатель экономического развития, заставляет экономику двигаться вперед, требует, чтобы росла эффективность, снижались затраты, обновлялась продукция, развивался НТП. В этом отношении экономика постсоциалистических стран еще долго будет носить переходный характер, поскольку до такого эффективного механизма сложившимся в России, например, элементам рынка еще предстоит пройти длительный путь развития.
Т.о., предметом современной теории переходной экономики являются общие принципы экономического поведения людей в условиях становления рынка в постсоциалистических странах. Такая особенность предмета определяет специфичность и метода анализа экономических процессов в переходной экономике. Как известно, главным методом исследования целостных экономических систем является гипотезно-аналитический, т.е. формирование и проверка объяснения рассматриваемых процессов на основе одной или нескольких теорий. "Теорией называется утверждение, содержащее систему взаимосвязанных гипотез" (Н. Смелзер). Его применение включает в себя ряд последовательных действий:
концептуализация уже накопленных знаний о рассматриваемом предмете, его целостное концептуальное восприятие как совокупности взаимосвязанных и взаимообусловливающихся гипотез,
расчленение в соответствии с этим изучаемого предмета на отдельные, "первичные" и не менее существенные для понимания, но "вторичные" части и последовательный анализ их в обособленных, идеальных, "модельных", чистых формах,
выработка представления об их совместном действии, их синтез в целостную систему, учитывающую их все более конкретные формы (М. Вебер, К. Маркс).
Исследование переходных экономических форм имеет свою специфику. Здесь на первый план выступает рассмотрение основных экономических и социальных факторов и сил, формировавших данную ступень развития общества в ходе острейших экономических, социальных и политических конфликтов и столкновений. Поэтому в отличие от анализа целостных экономических систем, где господствует структурно-функциональный анализ и синтез, учитывающий относительную устойчивость образований, в теории переходной экономики главную роль играет историко-генетический подход, для которого особенно важна теория конфликта, как мощного фактора производственных, социальных и политических сдвигов (К. Маркс, Р. Дарендорф). Необходимый синтез структурно-функционального подхода и теории конфликта (Н. Смелзер) приводит к выводу о закономерности выхода из конфликтов в результате процесса очередного, нового возвышения, сублимации миро человека9. Понимание каждой новой ступени "трансформирующегося общества" (достигнутое в результате проведенного анализа и синтеза) создает условия для применения метода сублимации - успешного исследования сущности каждого переходного периода как труднейшего сублимационного процесса, условия для определения его истоков, смысла и динамики в возвышении самого человеческого духа (Б. Вышеславцев).
Следующая ступень исследования состоит в том, чтобы определить состояние переходного процесса в конкретных исторических условиях, его главные трудности и уровень их осмысления обществом, характер и состояние главных резервов и движущих сил. Такой аудит (или диагноз) достигнутого уровня развития производства, социально-экономических и иных отношений в России требует уже осмысления огромной массы специфически страновых эмпирических данных.
Анализ эмпирических данных по России и другим странам с переходной экономикой позволил к числу уже выявившихся экономических закономерностей современной переходной от централизованно управляемой к рыночной экономики отнести следующие четко прослеживающиеся процессы, которые являются типичными для всех постсоциалистических стран:
- Становление многообразия экономических субъектов как основное условие формирования рыночной экономики осуществляется через приватизацию госсобственности (земли, недвижимости, имущества) и создание новых коммерческих структур. В конце 1999г. в России вместо 47 тыс. предприятий и организаций (конец 80-х годов) функционировало 26 тыс. крупных АО (в том числе и с государственным участием свыше 75%), 124,6 тыс. приватизированных предприятий в промышленности и сфере обслуживания (60% общего числа)10, 270,2 тыс. фермерских хозяйств, 1,7 млн. частных предприятий преимущественно в сфере рыночной инфраструктуры (в т.ч. 860 тыс. малых предприятий), около 25 тыс. крупных сельскохозяйственных предприятий, 110 тыс. бюджетополучателей, 1300 коммерческих банка, 3,7 млн. предпринимателей без образования юридического лица, что позволяет говорить об определенной степени сформировавшейся рыночной многосубъектности экономики России.
Преобразование экономической системы (“трансформация” по Ю.Ольсевичу11) сопровождается большим или меньшим в зависимости от интенсивности рыночных реформ трансформационным (Я.Корнаи) спадом производства. В России спад производства ВВП за 1991 - 96 гг. составил 39% 12, в том числе 6% в 1996 г. В 1997г. производство ВВП составило 100,4%13, в 1998г. упало на 5%, в 1999г. выросло на 1,4%, в 2000г рост составил 7,6%. Глубина спада производства в России выше трансформационного, что обусловлено более деформированной, чем в других постсоциалистических государствах, структурой экономики, 75% которой приходилось на отрасли ВПК и производства средств производства, непоследовательностью рыночных реформ и массовым уходом производства в тень (30 - 50% ВНП не входит в официально учитываемые его размеры).
Продолжающееся в течении 9 лет падение производства и ВВП обусловливает снижение жизненного уровня населения через конфискацию накопленных доходов, инфляцию, рост безработицы (или ее подавленный характер, обусловливаемый “окукливанием” предприятий) и углубление дифференциации населения по уровню получаемых доходов, о чем свидетельствует как рост коэффициента К. Джини (примерно на 0,063 пункта в год в течение 5лет), так и рост (до 1996г.) вогнутости кривой М. Лоренца. Децильный коэффициент возрос с 1:1,8 в 80-е годы до 1:16 в 1995г. и 1:13,6 в 1999г. Падение реальных доходов населения России за 1991-96г.г. составило 39%, потребление материальных благ и услуг снизилось на 10%14, в 1997г. они выросли на 2,5%15, в 1998г. упали на 18%, в 1999г на 15%, на 2000г. выросли на 9,1%.
- “Открытие” подавленной инфляции, либерализация цен обусловили высокую инфляционность переходных экономик, подавление которой обеспечивается тем быстрее, чем выше последовательность и темпы рыночных преобразований (страны Балтии, с одной стороны, и Украина - с другой). В России ИПЦ изменялся следующим образом16: 1991г. - 261%, 1992г. - 2680%, 1993г. - 1008%, 1994г. - 324%, 1995г. - 231%, 1996г. - 123%, 1997г. - 111%17, 1 полугодие 1998г. 104,5%, 1998г. - 184,4%, 1999г. 138 %, 2000г. 120,5%.
- Трансформационный спад, завышенная занятость в централизованно-управляемой экономике объективно обусловливают рост безработицы в переходный период численность населения, не занятого в экономике и ищущего работу в России на середину 1997 г. составила 6,9 млн. человек, или 9,5% всего экономически активного населения в соответствии с методологией Международной организации труда18, в конце 1999 г. - 9 млн. человек, или 12,5% экономически активного населения, в 2000г. 7,35 млн. чел. Официально зарегистрированная безработица снизилась в 2000г. с 1,3 млн. чел. до 1 млн.. чел.
- Аграрный кризис и полная монополия госсобственности на землю усложняют становление многообразия экономических субъектов аграрного рынка и решение обостряющегося во всех постсоциалистических странах аграрного вопроса. На эти факторы накладывается также необходимость реституции земли, если не конкретным собственникам (страны Балтии и Восточной Европы), то репрессированным слоям населения (казачество).
- В связи с концентрацией предпринимательских качеств преимущественно у номенклатуры, которая всегда их реализовала “в тени”, в криминогенных формах, первоначальное накопление капитала не могло не осуществиться в формах «номенклатурной»19 приватизации госсобственности или ресурсов и неплатежах.
- Кризис государственности в сочетании с криминогенными формами реализации предпринимательских качеств обусловливает усиление криминогенной ситуации в экономике, слияние государственных структур и теневого капитала, что ставит задачу укрепления экономической безопасности как внутренней, так и внешней. Эти процессы обусловлены тем, что в переломные для общества моменты традиционные связи оказываются разорванными, а система ценностей испытывает деформацию. Усиливается опасная тенденция распада общества на атомарные единицы и группы, ведущие борьбу «всех против всех» в своих узко-эгоистических интересах. Действуют правила игры, определяемые не столько правовыми нормами, сколько реальным соотношением сил и влияния корпоративных группировок, захвативших контроль над бывшей государственной собственностью. Примат силы над правом затрудняет появление эффективного собственника. Вместо него характерна фигура временщика, стремящегося к скорейшему обогащению и переводу капитала за рубеж. Отсюда истоки криминализации экономических отношений и общественной жизни в целом. Очевидно, что выход из экономического кризиса не может быть осуществлен только с помощью государственных структур, путем реформ сверху. Сам бюрократический аппарат в значительной степени подвержен коррупции. Необходимо стимулировать процессы самоорганизации и саморазвития общества, то, что определяет энергию развития системы.
- Высокая дефицитность государственных бюджетов, ведущая к росту денежной и кредитной эмиссии, генерирующим инфляцию. Дефицит госбюджета России составлял: 1995г. - 70трлн. руб., 1996г. - 80,55трлн. руб., 1997г. - 89трлн. руб., 1998г. (план) - 132,4 млрд. руб. который должен был быть покрыт за счет выпуска государственных ценных бумаг и внешних заимствований, фактически 143,7 млрд. руб. (5,3% ВВП), 1999г. 101,3млрд. руб. (2,5%ВВП) (план), фактически 70млрд руб., 2000г. профицит 320 млрд. руб.
- Завышение наметившихся в начале 20в. тенденций обобществления и социализации экономики привело к высокой монополизации всех сфер экономики стран реального социализма, что обусловливает необходимость демонополизации в процессе приватизации и дальнейшего функционирования государственных (казенных) предприятий на основе разукрупнения и коммерциализации их деятельности.
- Высокий налоговый прессинг: налоги составляют 22,2% ВВП20, а вместе с социальными взносами - 33%, государственные расходы - 45% ВВП, что превышает оптимальные границы по кривой А. Лаффера. Кроме того, они приходятся на законопослушных плательщиков, что увеличивает их налоговое бремя до 43% ВВП.
- Инвестиционный кризис - за 1991-96г.г. инвестиции снизились на 72,1%, в 1997г. на 5%, 1998г. на 6,8 %, 1999г. рост на 8,5%, 2000г. на 17%.
Несмотря на экономические, социальные, национальные, геополитические и другие особенности каждой из постсоциалистических стран, реакция их экономик на рыночные преобразования является совершенно нормальной, что свидетельствует о внутренней присущности рыночной саморегуляции современной экономической цивилизации.
Различия в реализации общих закономерностей обусловлены различиями в стартовой экономической ситуации: уровне развития, зависимости от международной торговли, степени продвинутости экономических реформ, уровни несбалансированности экономики. Например, сельское хозяйство Польши состояло из множества мелких (слишком мелких, чтобы быть эффективными) хозяйств и неэффективных огромных госхозов и кооперативов. Венгрия вводила регулируемый рынок с 1968 г., а Чехословакия имела жестко управляемую государственную экономику до 1989 г., но в обоих было меньше макроэкономических дисбалансов, чем в России и Польше. Таким образом, сложившаяся экономическая ситуация в каждой стране повлияла на особенности реализации общих закономерностей.
Апробированный в разных странах набор преобразований, усиливающих рыночный характер экономики, позволяет выделить экономические этапы переходной экономики:
создание политических и институциональных предпосылок (1991г.);
либерализация экономики (1992г.);
приватизация (1992 1994гг.)
макроэкономическая (финансовая) стабилизация (1996г. - первое полугодие 1998г);
структурная перестройка.
Исторически последовательность этих этапов в России была следующей:
1991-93гг. - развал административной системы, становление основ рыночной экономики,
1994-95гг. - этап инфляционистской, протекционистской политики,
1996-97гг. - достижение финансовой стабилизации, реструктуризация предприятий, остановка падения производства,
1998-99гг. финансовый кризис и его последствия.
2000 г. выход на траекторию экономического роста.
По своему характеру экономика переходного периода является смешанной с преобладанием госсектора и коллективистских форм собственности. В ней присутствуют следующие сектора:
государственный (в 1995г. охватывал 50% основных фондов и производил треть ВВП, занимал 40% рабочей силы, в 1999г. производство ВВП в госсекторе снизилось до 20%);
частный (индивидуальный и совместный);
корпоративный;
мелкотоварный (челноки, уличная торговля, крестьянские хозяйства);
теневой.
Вывод: наличие в рыночной экономике множества экономических субъектов, представляющих различные формы собственности и формы хозяйствования, объективно обусловливает смешанный характер переходной экономики, т.е. сосуществование и новых, и старых секторов, что отражает инерционность экономики.
3. Цель и задачи переходной экономики
Задачи реализуют цель переходной экономики - создание рыночной экономической системы. Они обусловлены чертами централизованно управляемой экономики:
- Супермонополизм - сочетание крупных размеров предприятий и определенного стереотипа экономического поведения - стремления к удержанию высоких цен, единой политики (сговор) по выколачиванию дотаций, кредитов (льготных), налоговых льгот.
Милитаризованная производственная структура, главной составляющей которой является ВПК - основной потребитель ресурсов, квалифицированной рабочей силы (рабочей аристократии).
Затратная система цен, не позволяющая реально оценивать экономическую эффективность.
Отсутствие механизма экономической защиты природных ресурсов, ориентация производства на максимальное введение ресурсов, а не на рациональное использование, в т.ч. и при экспорте.
Низкий жизненный уровень: в РФ - 4% богатых, 62% малообеспеченных и 34% бедных; в США - 6% богатых, 80% - средний класс.
Коллективистская психология, препятствующая преобразованиям.
Экономической основой ЦУЭ выступает государственная собственность, способом ее движения является планомерность, банковская система ограничивается единым государственным банком, ценообразование осуществляется единым экономическим центром.
Вывод: переходный период от централизованно управляемой к рыночной экономике продлится десятилетия, как это было в Германии и Японии после войны.
Сегодня стоит задача обеспечения эффективного функционирования переходной экономики, и создавать ее на основе теории совершенного рынка или теории рыночного равновесия невозможно. Обычно модель национальной экономики начинается с построения годовой модели роста, потом - квартальной. Они строятся на регрессионных методах с учетом сложившихся тенденций в технологических факторах и экономическом поведении базового периода. Но для переходной экономики этот процесс осуществляется в обратном направлении. Построение модели основывается на решении обратных задач - учете будущих технологических и поведенческих изменений. Этим подтверждается неприменимость (прямая) как марксистских моделей, так и положений теории рыночной экономики - необходимы коррективы. Следовательно, осуществляется регулируемый государством (его роль в современной экономике очень высока, тем более для экономики переходного периода) переход к рыночной экономике.
В определении причин краха тоталитарных режимов сложились две противоположные позиции. Первая исходит из того, что до прихода Горбачева трудности социалистической системы не свидетельствовали о ее нежизнеспособности. Политически и экономически она была стабильна с 30-х годов, т.е. 55 лет. Неумелая политика перестройки привела к ее разрушению.
С позиций второй точки зрения командная экономика нежизнеспособна, она существовала за счет высоких темпов введения новых факторов производства на основе репрессивного режима и низкого уровня жизни, ее недостатки системны.
К числу внешних причин падения централизованно управляемой экономики относятся: программа перевооружений США, расходы и поражение в афганской войне, падение цен на нефть, повышение уровня жизни в развитых странах. В целом считается, что социалистическая система могла просуществовать до 2000 г. при росте НД около 2% в год.
Безусловно, создание рынка не самоцель, а средство формирования эффективной экономической системы. Она характеризуется следующими чертами:
экономическая основа - частная собственность в ее многообразных формах,
форма движения - регулируемый рынок,
банковская система - коммерческие банки во главе и Центральным банком,
ценообразование - свободное с рядом фиксированных цен.
Создание рыночной экономической системы - это целевая установка переходного периода. Для ее реализации необходимо в переходный период решение следующих задач:
- Либерализация экономической деятельности (свобода торговли, внешнеэкономической деятельности, отказ от централизованного планирования).
Ликвидация механизмов воспроизводства дефицита - фиксированных цен (на первых этапах - инфляцит (Пол Колодко, Макмахон); т.е. ценовая (открытая и скрытая) инфляция при усилении дефицита).
Ликвидация мягких бюджетных ограничений (Я. Корнаи) - финансовой поддержки предприятий, невозврата кредитов, т.е. введение жестких бюджетных ограничений.
Борьба с монополизмом, создание рыночной конкуренции.
Структурная перестройка, повышение удельного веса второго подразделения, достижение конкурентоспособности продукции.
Формирование новой мотивации труда (собственнической, хозяйской).
К числу методов решения задач переходного периода относятся:
1. Стабилизация - экономическая политика, направленная на ограничение инфляции и насыщение рынка, которая включает:
либерализацию цен;
минимизацию госбюджета через коммерциализацию деятельности госпредприятий;
удорожание кредита (максимально до 210% ставки ЦБ);
введение внутренней конвертируемости национальной валюты;
сдерживание роста доходов.
2. Преобразование форм собственности:
приватизация и реституция - возвращение бывшим собственникам в ряде европейских стран;
снятие ограничений для развития частного сектора.
3. Изменение структуры экономики:
антимонопольная политика;
конверсия;
механизм банкротства;
интеграция в мировой рынок.
Роль экономической теории в процессе трансформационных преобразований и процедура использования ее результатов определяются следующим:
- Введение системы национальных счетов с использованием всего конструктивного, что накоплено в материальных балансах, т.е. создание новой интегрированной системы информации.
Разработка не стохастической, а детерминированной модели экономического роста на основе принятия за основу не сложившихся тенденций, а того состояния российской экономики, к которому она придет в результате переходного периода.
Использование метода межотраслевого анализа для выявления структурных изменений: исходная структура - на основе межотраслевого баланса за последние годы, конечная - соответствующая представлениям о структуре рыночной экономики.
Траектории движения от одного состояния экономики к другому описываются с помощью аппарата имитации с различными сценариями альтернативных вариантов правительственной политики21.
4. Основные черты и противоречия экономики переходного периода
Специфика переходной экономики проявляется в ее особенных чертах:
1) Перманентное реформирование, т.е. непрерывное проведение экономических реформ. Экономическая реформа - сознательно проводимое преобразование, направленное на изменение существующих экономических отношений. Причины экономических реформ в разных странах различны - изменение объективных условий, политических сил у власти, неэффективность ранее используемых инструментов достижения хозяйственных или социальных целей. Их необходимость возникает регулярно, они обычно не затрагивают глубинных основ системы. Другой характер носят реформы, стремящиеся к преобразованию системы в целом, они более длительны.
Первая треть 20 века характеризовалась усилением государственного вмешательства в экономику, разброс форм которого изменялся от планового хозяйства в СССР до нового курса Рузвельта. В экономической теории этот период характеризуется как кейнсианская революция. Теория государственного вмешательства Кейнса господствовала в теории и на практике в течение нескольких десятилетий и исходила из того, что рынок неэффективен, его надо ограничивать. С последней четверти 20 века начался период экономических реформ, смысл которых можно охарактеризовать как ренессанс рынка. С начала 80-х в США, Англии, СССР, странах Восточной Европы, Азии началось усиление рыночных начал в экономике.
2) Экономический кризис - трансформационный спад (Корнаи), его особенности:
- кризис носит всеобщий характер, затронул все сферы и отрасли экономики, его уровень критический;
- долговременный (спад шел 9 лет);
- рабочая сила и капитал только начинают высвобождаться из устаревших отраслей;
- его степень не соответствует трансформационному спаду, а является следствием ряда отклонений российской экономической политики от мировых рыночных стандартов:
боязнь рынка корпораций и направленность на формирование рынка предприятий (сейчас исправляется через создание финансово-промышленных групп);
установление ссудного процента на уровне, ниже инфляционного роста цен с целью снабжения частного сектора средствами для скупки госсектора;
распродажа госимущества по символическим ценам, что блокирует инвестиционную активность;
установление цен на энергоносители в несколько раз превышающих средний уровень цен (доведение до мировых);
введение внутренней конвертируемости рубля в условиях разрыва между курсом доллара и реальной покупательной способностью рубля, что дает инфляционный эффект;
нестабильность экономической и политической системы.
Стабильность (устойчивость) экономической системы определяется:
- нагрузкой на экономику - оптимальным удовлетворением потребностей через использование ограниченных ресурсов. Исторически сложившийся уровень потребления инерционен, поэтому в условиях кризиса нагрузка на ослабленную экономическую систему увеличивается;
- структурой системы - т.е. системой производственных отношений - ломается старая, плановая экономика, и строится новая рыночная;
- жесткостью - способностью сопротивляться деформациям. Она характеризует консерватизм экономической системы, ее способность к развитию в рамках определенного хозяйственного механизма;
- несовершенствами системы - отклонениями от нормы, ослабляющими устойчивость, но легко устраняемыми.
Степень неустойчивости переходной экономики, как уже отмечалось, объективно высока, что обусловлено тем, что уровень потребления (нагрузка) уменьшается (потребление мяса в 1992 г. снизилось на 42%), но стабильность не восстанавливается, поскольку состояние экономической системы можно охарактеризовать как запредельное.
Анализируя характер противоречий современной экономики переходного периода, следует учесть, что на смену диалектики двойственности приходит диалектика множественности. Поэтому по аналогии с диалектикой двойственности Гегеля, основным противоречием переходной к рынку экономики следовало бы считать противоречие между государственным и частным (частно-корпоративным) секторами, которое разрешается в процессе борьбы между ними. Однако, отказываясь от политического понятия борьбы, можно сказать, что эти сектора экономики должны не бороться за расширение своего масштаба, а занимать соответствующую экономической природе каждого из этих секторов экономическую нишу, т.е. охватывать те отрасли производства материальных благ и услуг, для нормального функционирования которых они обеспечивают наиболее благоприятные условия.
Поэтому важнейшее противоречие переходной экономики - это противоречие между старой экономической системой (централизованно-управляемой) и новой (рыночной). Формальное разрушение старой системы не может устранить одномоментно те формы экономического поведения и экономической психологии, которые культивировались на протяжении жизни трех поколений. В силу этого основное противоречие переходной экономики обусловлено существованием следующих главных препятствий на пути становления рыночной экономики:
- Господство групповых интересов. В централизованно-управляемой экономике правящую элиту составляли директора предприятий, партийные, советские и государственные чиновники (высшие) - 5,9 млн. человек (с клерками и членами семей). С ликвидацией госсобственности они теряют контроль над экономикой и их сопротивление наглядно видно на примере аграрной реформы, которая всячески тормозится.
Антикапиталистическая ментальность: подчинение индивида государству надо заменить новой экономической психологией, совместимой с принципом свободы предпринимательства, глубокой дифференциацией доходов, верой в личные силы.
Отсутствие доверия к правительству, к власти, которое является одним из препятствий либерализации экономики. Оно обусловлено постоянными изменениями экономического курса (сначала пытались реформировать социалистическую систему), несовершенством законодательства, непоследовательностью и движением рывками с отступлением назад. Но главное все-таки достигнуто - конституционно оформлена частная собственность.
Синдром рыночного социализма, в соответствии с которым считается возможным переход к рыночной (т.е. эффективной) экономике без частной собственности, лишь на основе изменения форм хозяйствования. Популяризируется переход к регулируемому рынку, т.е. к рыночному социализму. Но источником всех перераспределительных процессов является лишь производство, увеличение налогов на которое (т.е. на предпринимателей) подрывает само производство. Стремление к социальной справедливости приводит к ее нарушению и переходу к старому распределению государством нищенских доходов.
Мафиозные структуры и коррупция.
Регионализм и сепаратизм - претензии регионов на все имеющиеся у них природные ресурсы (Якутия, Тюмень). Собственником всех своих природных ресурсов может быть лишь территориальное образование, способное к самостоятельному выживанию в экономическом, политическом и военном отношениях. Если этого нет, то регион не может рассчитывать на безнаказанность сепаратистских устремлений (отделение, обособление). Экономический сепаратизм исключает организацию рентной системы налогообложения, в которой рента с природных ресурсов, равным совладельцем которых является каждый гражданин РФ, выступает наиболее естественным источником пенсионных и других социальных выплат.
5. История реформирования в России
Историко-генетический анализ является наиболее адекватным подходом в анализе переходной экономики. Его применение позволяет выделить существование двух политических вариантов реформирования в начале рыночных преобразований (конец октября - начало декабря 1991 г.):
при сохранении СССР, интегрированного хозяйства (Горбачев, Силаев, Явлинский);
проведение экономических реформ при экономической самостоятельности и независимости.
В тот период были выработаны в соответствии с этими подходами различные программы реформ.
- Экономическая программа перехода к рынку (1989г., Абалкин, Рыжков).
- Программа 500 дней (1990г., Явлинский).
- 1-я программа российских реформ «Стратегия России в переходном периоде» (сентябрь-октябрь 1991г., Чубайс, Васильев, Улюкаев, Шохин, Глазьев, Гайдар).
Исходным условием разработки последней программы (ограничением) был тот факт, что с 19августа 1991г. СССР фактически не существовал. Республики выступали за экономический союз и немедленную политическую независимость, что равносильно было осуществлению реформ за счет России. Поэтому выход для России был в провозглашении экономической независимости и самостоятельном проведении реформ, т.е. стабилизация и реформистская политика в условиях формирования институтов национальной государственности. С другой стороны, это был отказ от «русского пути» и признание и использование мирового опыта рыночных преобразований, в соответствии с которым первичным звеном стабилизации и реформ является финансовая стабилизация, т. к.:
- она достижима в краткосрочном периоде в отличие от приватизации и демонополизации,
- без нее в условиях разрушения нерыночных механизмов нельзя сформировать рыночные ресурсопотоки,
- без нее нельзя развить предпринимательскую активность, привлечь иностранные инвестиции.
Практика реализации последней программы показала:
1.инерционность масштабной экономики на инфляцию влияет мало, а на безработицу сильно,
2.возникает временной лаг между изменением денежной политики и инфляцией - с 2 месяцев увеличившийся до 6 месяцев,
3.сезонный характер развития инфляционных процессов.
За 6 месяцев (ноябрь 1991 - апрель 1992гг.) были созданы предпосылки рыночной экономики в России:
а) политические - устойчивый реформистский политический режим (августовская республика, по определению Улюкаева А.),
б) экономические - формирование некомандно-плановой системы обеспечения жизнедеятельности через развитие негосударственной торговли.
Осуществление общеэкономической системной трансформации в России включало:
- либерализацию цен,
- либерализацию внутренней и внешней торговли, некоторую стабильность в бюджетно-фискальной сфере,
- формирование институтов экономической самостоятельности России - эмиссионной, кредитно-денежной, таможенной, бюджетно-фискальной, инвестиционной политики, соответствующего законодательства и институтов.
Гипотетически возможны были следующие модели будущего социально-экономического устройства России:
Марксистская теоретическая модель социализма, которая занимает видное место в экономической истории, но не может выступать, как показал опыт, моделью будущего человечества. Однако социальные требования, формулируемые социалистической концепцией, реализуемы в рамках смешанной экономики, сочетающей социальные гарантии и экономическое принуждение, рыночные механизмы и государственное регулирование. Современные условия предъявляют социальные требования к распределению собственности, к обязанностям собственников, к характеру и масштабам прав работников, распределению доходов. Суть их сводится к ограничению возможностей для произвольных действий собственников, укреплению социального статуса работников, перераспределению доходов в интересах поддержания приемлемой материальной обеспеченности большинства населения и поддержки социально слабых слоев. Но абсолютизация этих закономерных требований тормозит развитие общества, которое невозможно без обеспечения прав собственников, ответственности работников, стимулирующего воздействия материальной дифференциации, удержания в определенных рамках социальных затрат, подчинения поведения всех групп требованиям экономически эффективного использования ресурсов.
- Модель реального социализма, существовавшего в СССР и др. странах - оригинальный, но тупиковый вариант развития методами, неадекватными целям и ущербными по последствиям использования. Социальные гарантии здесь были различны в различных сферах и для различных слоев населения и территорий, но создавали определенную социальную защищенность основной массы населения на фоне общего невысокого жизненного уровня. Общественная практика 20 века выявила историческую ограниченность возможностей этой модели и ее историческую несостоятельность. Возврата к ней быть не может, даже в модифицированной форме, главным фактором чего является позиция верхов общества, его элиты, как правящей, так и находящейся в оппозиции.
- Гипотетическая модель подлинного, обновленного социализма, с человеческим лицом. Но очевидно, как показала практика, реальный социализм объективно нереформируем, эта модель не может быть реализована, она вырождается в рыночную трансформацию.
- Модель меркантилистической экономики, или экономики властных групп, не обеспечивающая решения экономических и социальных задач развития России, но реализовавшаяся в практике России. Она является естественным продолжением развития модели реального социализма с властью номенклатуры и мафиозных группировок.
- России следует реализовывать модель социально ориентированной рыночной экономики, которая декларируется многими политическими силами. Социальная ориентация экономики - это подчинение производства потребителю, массовым потребностям населения. Она жизнеспособна до тех пор, пока соблюдаются необходимые пределы социальной защиты, за которыми начинается социальное иждивенчество, неоправданная растрата общественных ресурсов. Но для ее реализации необходима основная материальная предпосылка - развитая экономика.
- Модели особого пути России националистические, но они, по нашему мнению, лишены перспективы, поскольку Россия важнейшее звено современной экономической цивилизации.
- Развитие России связано с реформаторской переходной моделью, которая:
а) обеспечивает преодоление меркантилистического характера экономики,
б) укрепляет финансовую стабилизацию, оздоравливает госбюджет,
в) формирует ресурсные предпосылки экономического роста, структурной перестройки,
г) нацелена на рациональное использование ресурсов, в т.ч. на социальные цели,
д) повысит жизненный уровень, сгладит дифференциацию в доходах различных групп населения.
- Футурологические глобальные модели - важно выявить в них наиболее вероятные тенденции движения в будущем, но без форсирования их развития.
Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы:
- Переходный период - закономерный этап эволюционного преобразования тоталитарного общества в гражданское, демократическое, неотъемлемым элементом которого является рыночная система хозяйствования.
Социально-экономический кризис в РФ и странах Восточной Европы обусловлен мобилизационным типом развития милитаризованной экономики и трансформационным спадом при переходе к инновационному типу развития.
Социально-экономические отношения тоталитарного общества - госсобственность, сильное государственное влияние на экономику, социальная защищенность (трансфертные платежи) через жесточайший налоговый прессинг будут сохраняться в переходной экономике достаточно долго.
Экономической основой рыночной экономики является многообразие форм объединения собственности граждан (частной собственности).
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.
1.Каковы критерии разграничения типов экономических систем?
2.Что является предметом анализа компаративистики и транзитологии?
3.Перечислите этапы переходного от централизованно-управляемой экономики к рыночному периоду.
4.Что такое переходная экономика?
5.Каковы источники теории переходной от централизованно-управляемой экономики к рыночной?
6.Назовите общеэкономические закономерности переходной экономики.
7.Каковы экономические закономерности современной переходной экономики?
1 Экономика и жизнь. 1994. № 32.
2 Ноув А. Какой должна быть экономическая теория переходного периода // Вопросы экономики. 1993. № 11. С.16.
3 Абалкин Л.И. Экономическая теория на пути к новой парадигме // Вопросы экономики. 1993. № 1. С.4.
4 Тоффлер О. Наука и мышление. Предисловие к книге И. Пригожина, И. Стенгерс. Порядок из хаоса. Новый диалог с природой. М., 1986. С.8.
5 Яковец Ю. Выступление на 2 международном симпозиуме «Эволюционная экономика на пороге 21 века» 1996г. // Вопросы экономики. 1997. № 3. С.154.
6 Радаев В.В. Концептуальные основы анализа переходной экономики. М., 1995. С.5.
7 Шургалина И.Н. Формирование новой теоретической парадигмы и методологические проблемы изучения переходных процессов и социально-экономическая трансформаций // Экономическая теория на пороге ХХ1 века. СПБ, 1996. С. 362.
8 Моисеев Н.Н. Универсальный эволюционизм (Позиция и следствие) // Вопросы философии. 1981. №.3. С.3.
9 Васильчук Ю.А.. Исторический смысл и определяющая функция переходного периода. К методологии исследования трансформаций // Переходная экономика
10 Лужков Ю. «Еще можно оздоровить работу предприятий» // Экономика и жизнь. 1997. № 6. С.1.
11 Ольсевич Ю.А. Трансформация хозяйственных систем. М., 1994.
12 Микульский К.И. Социально ориентированная рыночная экономика - выбор России // Общество и экономика. 1997. № 1-2.
13 О социально-экономическом положении в стране // Российская газета. 1997. 9 октября. С.1.
14 Российская газета. 1996 . 28 декабря.
15 См.: Структурная перестройка и экономический рост // Российская газета. 1998. 9 января. С.3.
16 Илларионов А. Природа Российской инфляции // Вопросы экономики. 1995. № 3. С.5, Дубинин С. Рубль под елочку // Российская газета. 1996. 12 декабря. С.2.
17 См.: Структурная перестройка и экономический рост // Российская газета. 1998. 9 января. С.3.
18 Сбербанк-на-Дону. 1997. № 9. С.3.
19 Гайдар Е. Государство и эволюция. М., 1995. С.154.
20 Буткевич В. Между прошлым и будущим // Экономика и жизнь. 1998. №5. С.3.
21 Герхард Г. Об использовании эконометрических методов в переходный период // Российский экономический журнал. 1993. № 2. С.76.
PAGE \* MERGEFORMAT 2
ПЕРЕХОДНАЯ ЭКОНОМИКА: СУЩНОСТЬ, ЗАКОНОМЕРНОСТИ, ЭТАПЫ