МАСТЕРСТВО УЧИТЕЛЯ НА УРОКЕ. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Лекция № 6 ( 2 часа )

МАСТЕРСТВО УЧИТЕЛЯ НА УРОКЕ.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Ученик должен видеть в учителе умного, знающего, думающего, влюбленного в знания человека... Чем глубже знания, чем шире кругозор, всесторонняя научная образованность учителя, тем в большей мере он не только преподаватель, но и воспитатель.

Учитель — автор урока, и от его мастерства и вдохновения зависит качество урока. Этот процесс творческий, и ему» как любому творчеству свойственны те же составляющие: замысел урока, разработка урока, реализация его с определенной доработкой.

По мнению Ю.Л. Львовой, замысел урока состоит из следующих элементов:

1)осмысление учителем задач и содержания урока;

2)соотнесение содержания материала с уровнем развития учащихся данного года обучения;

3)соотнесение с собственным духовным состоянием, рабочим и жизненным опытом;

4)установление связи изучаемого материала с изученным ранее и с тем, который предстоит изучить; соотнесение данного материала с конкретным классом и психологией конкретных учащихся.

Разрабатывая урок, учитель должен учесть множество факторов, чтобы обеспечить эффективность обучения, сделать его оптимальным. Прежде всего при подготовке к уроку учитель обязан иметь перед собой четко поставленную цель и конкретные задачи, которые он хочет решить на данном уроке.

Цель любого урока определяется целями современного образования — развитием тех свойств личности, которые нужны ей и обществу для включения в социально ценностную деятельность. Под целью обучения понимается обдуманный и ожидаемый результат, к которому стремится учитель в результате взаимодействия с учащимися. Этот результат выражается в изменениях (сдвигах), которые посредством обучения достигаются в знаниях, умениях, личных качествах, характере, во взаимоотношениях, взглядах, ценностных ориентациях в развитии личности в целом.

Эта цель преломляется и конкретизируется на отдельном уроке. Учитель, готовясь к уроку, тщательно продумывает, к осознанию каких научных идей он будет подводить детей, используя содержание данной темы, каких микросдвигов в развитии мышления, памяти, воображения, эмоций и воли он будет добиваться от своих учеников. Комплексно решать проблемы образования и обучения помогает реализация функций обучения: образовательной, воспитательной и развивающей. Исходя из названных функций, учитель формулирует соответствующие задачи.

Образовательные задачи предусматривают вооружение школьников определенным объемом знаний (на основе четко обозначенных понятий), умением осваивать их в соответствии с требованиями школьных программ.

Воспитательные задачи предполагают, с одной стороны, формирование у школьников ценностных ориентаций и отношений (имеются в виду система нравственных, правовых, эстетических взглядов и убеждений, воспитание готовности хорошо учиться), с другой — выявление и утверждение возможностей учащихся, овладение нужными умениями для самовоспитания и самообразования.

Развивающие задачи характеризуются формированием у учащихся творческой активности и самостоятельности, интеллекта, воли, эмоций.

Совершенно очевидно, что на одном уроке нельзя реализовать названные цели, получить ощутимый результат, поэтому важно перспективное планирование. Тематическое планирование дает учителю возможность свободно ориентироваться в постановке каждого урока, помогает учесть достигнутый уровень для решения новых задач. Перспективное планирование помогает учителю сделать весь учебный процесс целенаправленным, подчинить цель каждого урока общей цели; формирования всесторонне развитой личности на протяжении длительного отрезка времени.

Многосторонность педагогических целей и задач урока требует использования многообразных средств. К ним относятся:

а) содержание учебного материала;

б) методы его изучения, управления и контроля за учебной деятельностью учащихся;

в) формы организации учебной деятельности;

г) технические средства обучения;

д) мастерство учителя в организации познавательной деятельности учащихся.

Для совершенствования урока, повышения мастерства учителя большое значение имеют гармоничная расстановка и умелое использование всех этих средств. Каким же требованиям должно отвечать содержание урока учителя-мастера?

Вся деятельность педагога — это непрерывный процесс принятия решений, и при отборе методов обучения этот процесс происходит на разных уровнях. Существуют следующие варианты принятия решений.

1.Интуитивное решение. Решение о выборе метода принимается на основе интуиции, как, например, при решении педагогической ситуации. Эффективность такого выбора зависит от целей обучения на уроке, содержания учебного материала, подготовленности педагога, его мастерства и психического состояния на данный момент.

2.Рефлексивное решение. Это действия по привычке. В таком случае один из методов возводится в абсолют, например, новый материал преподносится постоянно методом изложения или объяснения, что нередко предпочитают пожилые учителя.

3.Ассоциативное решение. Выбор метода на основе прошлого опыта, то есть удачно примененный прием или метод, часто используется в педагогической практике, неудачно использованный — не применяется.

4.Принятие решения на основе проб и ошибок. Поиск лучшего варианта с использованием различных методов и приемов в обучении с целью подбора более подходящего для данного учебного материала варианта.

В последние годы наряду с традиционными формами организации обучения на уроке появились новые формы. Так, педагоги-мастера уделяют внимание урокам-лекциям, урокам-семинарам, урокам-диспутам, урокам-конференциям, урокам-экскурсиям, урокам-конкурсам, коллективной познавательной деятельности или групповой работе.

В осуществлении взаимодействия с учащимися на уроке нет мелочей, и начинающему педагогу в какой-то степени помогут правила, предложенные Р.Х. Шакуровым.

1. Приходите в кабинет немного раньше звонка. Проверьте, все ли готово к уроку. Когда звонок прозвенит, входите в класс последним. Стремитесь добиться, чтобы все ученики приветствовали вас организованно, но времени на это тратьте минимально.

2.Не тратьте времени на поиски страницы вашего предмета в журнале, ее можно приготовить на перемене.

3.Не задавайте ученикам вопрос: "Кто не выполнил домашнего задания?" Это приучает к мысли, что невыполнение домашнего задания — дело неизбежное. Необходимо вести урок так, чтобы каждый ученик постоянно был занят делом. Помните: паузы, безделье — бич дисциплины.

4.Увлекайте учеников интересным содержанием материала, созданием проблемных ситуаций, умственным напряжением. Контролируйте темп урока, помогайте слабым поверить в свои силы. Держите в поле зрения весь класс.

5.Обращайтесь с просьбами или вопросами несколько чаще к тем ученикам, которые могут заняться посторонними делами.

6.Мотивируйте оценки знаний, покажите деловой и заинтересованный характер своего комментирования укажите ученику, над чем ему следует поработать, чтобы заслужить высокую оценку.

7.Заканчивайте урок общей оценкой работы класса и отдельных учащихся. Пусть ученики испытывают чувство удовлетворения от результатов своего труда. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но не делайте этого слишком часто.

8.Прекращайте урок со звонком. Напомните об обязанностях дежурных.

9. Удерживайтесь от лишних замечаний.

10.Помните: налаживание дисциплины при помощи чужого авторитета не дает пользы, а скорее вредит вам.

При решении задач обучения педагог использует различные приемы взаимодействия с детьми, создает благоприятный эмоциональный климат, атмосферу доверительности, комфорта, то есть осуществляет коммуникативное обеспечение урока. От правильно организованного общения на уроке зависит его эффективность. В немалой степени этому способствует стиль педагогического общения.

В учебно-воспитательном процессе мастерства педагогического воздействия достигают люди с разными чертами личности, характера, типологическими свойствами. Этому способствует индивидуальный стиль деятельности педагога.

Индивидуальный стиль педагога — устойчивая индивидуальная система психолого-педагогических средств, приемов, навыков, методов, технологий осуществления учебно-воспитательного процесса. Индивидуальный стиль позволяет людям с разным темпераментом и характером добиваться равной эффективности в работе, помогает компенсировать индивидуальные особенности, препятствующие достижению успеха.

Все компоненты педагогической деятельности своеобразно и неповторимо реализуются в индивидуальном стиле, поэтому важнейшей задачей начинающего педагога является поиск своего стиля деятельности. В нем отражаются и преломляются все стороны педагогического мастерства. В А. Кан-Калик рекомендует следующую систему формирования индивидуального стиля педагога.

1. Изучение личностных особенностей.

2.Установление недостатков в личностном общении. Работа по преодолению стеснительности, скованности, негативных наслоений в стиле общения.

3.Овладение элементами педагогического общения на основе собственных индивидуальных особенностей.

4 .Овладение технологией педагогического общения в соответствии со сложившимся стилем общения.

5. Реальная педагогическая деятельность, работа с детьми — закрепление индивидуального стиля деятельности.

Таким образом, продумывая каждую составную часть урока, оптимально выбирая методы, средства и формы организации педагогического процесса, опираясь на свои личностные особенности и индивидуальные и возрастные особенности детей, учитель постепенно овладевает мастерством и урок становится радостным для учителя и школьников.

Рекомендуемая литература

Грицевский И.М., Грицевская С.Э. От учебника — к творческому замыслу. — М., 1990.

Дьяченко В. К. Сотрудничество в обучении (О коллективном способе учебной работы): Кн. для учителя. — М., 1991.

Ильин Е.Н. Рождение урока. — М., 1986.

Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя. — М., 1987.

Коротяев Б.И. Учение — процесс творческий: Кн. для учителя. 2-е изд., доп. и испр. — М., 1989.

Лук Ю.Л. Учите мыслить. - М., 1975.

Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя. — М., 1980.

Мищенко А. И. Педагогический процесс как целостное явление. — М., 1993.

Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. — М., 1980.

Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. — М., 1993.

Ротенберг B.C., Бондаренко С.М. Мозг. Обучение, Здоровье: Кн. для учителя. — М., 1989.

Скалкова Я. От теории к практике обучения в средней общеобразовательной школе: Пер. с чеш. — М., 1992.

Шакуров Р.Х.Творческий рост педагога. — М., 1985.

ШевченкоС.Д. Школьный урок: как научить каждого. — М, 1991.

ЯковлееН.М., СохорА.М. Методика и техника урока в школе. - М.,'1985.

101

МАСТЕРСТВО УЧИТЕЛЯ НА УРОКЕ. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ