Фискальная политика в переходной экономике
ТЕМА 13. Фискальная политика в переходной экономике.
План.
- Фискальная политика и механизм ее действия
- Основы теории налогообложения в переходной экономике
- Система налогов в РФ
- Госрасходы и тенденции их изменения в РФ
- Госбюджет РФ
ПРОГРАММНАЯ АННОТАЦИЯ.
Фискальная политика как инструмент госрегулирования экономики, механизм ее действия.
Основы теории налогообложения в переходной экономике. Налоговый мультипликатор. Система налогов в РФ. Особенности налогообложения доходов физических лиц.
Налоговая политика. Порядок, ставки и сроки уплаты налогов. Налоговый Кодекс.
Государственный бюджет РФ. Государственные расходы и их движение в переходной экономике. Механизм и виды бюджетной политики. Бюджетная реформа. Задачи бюджетной политики в РФ. Прогнозы различных вариантов жесткости бюджетной политики. Политика твердого курса и политика свободы действий политиков.
ВВЕДЕНИЕ.
Фискальная политика - один из инструментов госрегулирования. В отличие от методов прямого (административного) регулирования, свойственных централизованно управляемой экономике в переходной экономике все шире используются косвенные методы госрегулирования - бюджетно-налоговое - через фискальную политику и кредитно-денежное - через монетарную политику.
Цель лекции: на основе основных положений современной теории налогообложения проанализировать систему налогообложения в РФ и выявить тенденции изменения государственных расходов в переходной экономике, механизм действия фискальной политики, формирование и исполнение госбюджета РФ.
В той же мере, как потребление населения и инвестиции предприятий, на ВВП оказывают влияние государственные расходы и в целом фискальная политика - система регулирования, связанная с правительственными расходами и налогами.
1.Фискальная политика и механизм ее действия
По механизму действия различаются два вида:
1. Автоматическая, осуществляется через встроенные стабилизаторы:
- автоматические изменения в налоговых платежах при постоянстве налоговых ставок - падают доходы, автоматически падают налоги. В чем их стабилизирующее действие? Если бы при падении доходов налоги росли, то это еще более снижало совокупный спрос и усиливало дестабилизацию. Значит, нужно в этих случаях сокращение налогов. Прогрессивная налоговая шкала и обеспечивает это, являясь встроенным стабилизатором;
- совокупность пособий по безработице и социальных выплат - при потере работы - автоматически назначается пособие, при устройстве на работу оно автоматически прекращает выплачиваться. Аналогично действуют программы поддержки бедных. Поэтому они не дают резко сократиться совокупному спросу даже в период депрессии.
Но не надо переоценивать их роль, хотя автоматические стабилизаторы и смягчают, но не устраняют колебаний в экономике.
2. Дискреционная политика это проведение правительственных программ:
поддержки занятости;
социальных программ;
изменение налоговых ставок.
Виды бюджетной политики:
если неполная занятость вследствие недостаточного совокупного спроса, то он должен повышаться через госрасходы - экспансионистская бюджетная политика;
если полная занятость при стабильных ценах, то госрасходы и доходы должны стабилизировать спрос - нейтральная бюджетная политика;
если повышение уровня цен (инфляция), то должно быть такое соотношение расходов и доходов бюджета, чтобы совокупный спрос снижался - контрактивная бюджетная политика.
Экспансионистская политика осуществляется за счет роста госрасходов, увеличения дефицита госбюджета, для покрытия которого государство берет кредиты, что увеличивает государственный долг (144 млрд. долл. в РФ в начале 2001г.)
Контрактивная бюджетная политика осуществляется на основе сокращения расходов бюджета или повышения его доходов.
Для эффективной фискальной политики государство должно аккумулировать достаточно высокую долю НД - до 40% в развитых странах.
2. Основы теории налогообложения в переходной экономике
Налоги, помимо чисто фискальной функции (аккумуляция средств в госбюджет) выполняют еще распределительную (перераспределительную) функцию, стимулирующую и контролирующую. В силу этого они могут оказывать противоположное воздействие на производство и поэтому являются очень тонким инструментом госрегулирования. Какое воздействие оказывает изменение налогового бремени на совокупный спрос? Рост налогов ведет к сокращению доходов: уменьшает потребление, сокращает совокупный спрос и в результате уменьшается ВВП. Но сократится ли уровень потребления на ту же величину, что и возрастут налоги? Нет, т.к. уменьшение дохода вызывает уменьшение как потребления, так и сбережений.
Например, введен дополнительный налог (например, повысилась таможенная пошлина на сырую нефть с 34 до 40 евро за 1 тонну в 1 квартале 2000г.) в 20млн. руб. при любом объеме ВВП. При MPC= 0,8 потребление сократится не на 20 млн. руб., а на 16, т.к. на 4 млн. руб. сократятся сбережения. Подобно инвестициям налоги приводят к мультипликационному эффекту, но меньшему, чем госрасходы.
Рис. . Налоговый мультипликатор.
Y=cY - cT
Основные группы налогов в рыночной экономике:
на доходы (на зарплату, на прибыль, подоходный),
на собственность (на имущество, землю, на капитал),
(эти две группы составляют прямые налоги)
на движение имущества (на наследство, на покупку земли, другой недвижимости),
на потребление (акциз, НДС) эти группы - косвенные налоги.
Налоговое регулирование включает:
увеличение, снижение ставок, их дифференциацию,
введение и отмену льгот,
отсрочку платежей по налогам,
изменение базы налогообложения через инвестиционные льготы (специальные нормы амортизационных отчислений - ускоренная, 50%- амортизация, налоговые льготы на модернизацию и реконструкцию).
А. Лаффер (советник в администрации Рейгана) показал, что рост налоговых ставок имеет предел, за которым начинается падение деловой активности, сокращение доходов бюджета. По Лафферу предел наступает при изъятии в бюджет более 30% доходов.
Рис. . Кривая Лаффера
Общие принципы построения налоговой системы в РФ определяет Налоговый кодекс, в соответствие с которым в РФ выделяются 3 вида налогов:
федеральные - зачисляются в бюджет Федерации - НДС, акцизы, налог на доходы банков, страховых компаний, от операций с ценными бумагами, таможенные пошлины, подоходный налог с физических лиц, налог на пользование недрами, лесной налог, водный налог, экологический налог, федеральные лицензионные сборы. В связи с тем, что субъекты Федерации в явочном порядке стали оставлять часть НДС себе в связи с регулярным поступлением этого налога, то НДС и акцизы частично оставили территориям , но с 2001г. в соответствии с Налоговым кодексом весь НДС аккумулируется в федеральном бюджете;
региональные налоги налог на имущество организаций, налог на недвижимость, дорожный налог, транспортный налог, налог с продаж, налог на игорный бизнес, региональные лицензионные сборы;
местные налоги - на имущество физических лиц, на строительство в курортной зоне, курортный, земельный, за право торговли, единый местный, налог на рекламу, регистрационный и другие.1
3. Система налогов в РФ
а) Особенности налогообложения доходов физических лиц.
- С заработной платы по основному месту работы взимаются подоходный налог 13% с предоставлением льготы 400 руб. за каждый месяц до 20000 руб., 300 руб. на каждого ребенка до 20000 руб., 500 руб. инвалиды ВОВ, 3000 руб. участники ЧАЭС.
- С материальной помощи льгота составляет 2000 рублей в течение года, а с остальной суммы - 13%.
- Аналогично - с подарков сотрудникам, путевок.
- Со всех других доходов - 13%, например, при превышении установленного норматива командировочных расходов, оплате транспортных расходов сотрудникам, покупке литературы, подписки, всех приобретений за счет предприятия (как совокупный доход).
- С закупок у физических лиц - 13% свыше 500 минимальных заработных плат.
- С продаж автомашин, дач - 13% свыше 5000 минимальных заработных плат.
Особенности налогообложения прибыли предприятий:
с 1.1.2000г налог на прибыль составляет 35% налогооблагаемой прибыли, а с 1.1.2002г. снизится до 24%.
- льготы по налогу на прибыль:
- не облагается часть прибыли, использованная на реконструкцию, долевое участие в строительстве, даже если еще не построено;
- используемая на капитальные вложения часть, но не более 50% налогооблагаемой прибыли;
- имеются льготы для малых предприятий, остальные с 1.1.2002г. будут отменены.
Порядок и сроки уплаты налогов:
1. Подекадно (3 раза в месяц - 15, 25, 5числа):
акцизы свыше 5тыс. руб. в месяц.
2. 1 раз в месяц до 15числа:
налог на добавленную стоимость (НДС).
3. Поквартально:
налог на пользователей автодорог 1% от объема реализации.
на имущество - 2% среднегодовой стоимости имущества;
на прибыль (для предприятий, не относящихся к категории малых);
единый местный налог - 3% минимальной заработной платы на 1 среднесписочного работника;
на доход по акциям - 30% (взимается у источника, т.е. там, где выплачивается).
4. 2 раза в год:
с владельцев транспортных средств - с объема двигателя,
земельный налог.
5. В день (установленный по банку) выплаты заработной платы:
подоходный налог - 13%;
единый социальный налог 35,6%;
В случае несвоевременной оплаты налогов начисляется пеня в размере 1/300 процентной ставки ЦБ от невыплаченной суммы за каждый день просрочки.
Таблица .Ставки единого социального налога2
Налоговая база на отдельного работника нарастающим итогом с начала года |
Пенсионный фонд |
Фонд социального страхования |
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования |
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования |
итого |
До 100000 руб. |
28,0 % |
4,0 % |
0,2 % |
3,4 % |
35,6 % |
От 100001руб. до 300000 руб. |
28000 руб. + 15,8% с суммы, превышающей 100000 руб. |
4000 руб. + 2,2% с суммы, превышающей 100000 руб. |
200 руб. + 0,1% с суммы, превышающей 100000 руб. |
3400 руб. + 1,9% с суммы, превышающей 100000 руб. |
35600 руб. + 20% с суммы, превышающей 100000 руб. |
От 300001руб. до 600000 руб. |
59600 руб. + 7,9% с суммы, превышающей 300000 руб. |
8400 руб. + 1,1% с суммы, превышающей 300000 рублей |
400 руб. + 0,1% с суммы, превышающей 300000 рублей |
7200 руб. + 0,9% с суммы, превышающей 300000 рублей |
75600 руб. + 10% с суммы, превышающей 300000 руб. |
Свыше 600000 рублей |
83300 руб. + 2,0% с суммы, превышающей 300000 руб. |
11700 руб. |
700 руб. |
9900 руб. |
105600 руб. + 2,0 % с суммы, превышающей 300000 руб. |
В зависимости от вида деятельности предприятия с численностью до 30 чел. Могут перейти на оплату единого налога на вмененный доход.
4. Госрасходы и тенденции их изменения в РФ
Главная задача фискальной политики - не столько сбалансированность бюджета, сколько макроэкономическая сбалансированность. Д. Кларк отмечал: при недостатке частных расходов для поддержания совокупного спроса необходимо увеличение госрасходов. Фискальная политика стабилизирует экономику, сглаживает негативные явления циклического характера, и в целом недостатки рынка путем сознательного воздействия на спрос и предложение. Но ни один инструмент в экономике не является на 100% идеальным.
Введем ограничения при анализе воздействия госрасходов на совокупный спрос:
абстрагируемся от госзакупок по импорту и поставок по экспорту;
госрасходы не оказывают воздействия на потребление и инвестиции;
налоги лишь на доходы населения.
Рис. . Влияние госрасходов на ВВП
Y = + cY + I + G
Y = cY + IG
Совокупные расходы - расходы населения, предприятий и государства. Биссектриса - то состояние экономики, когда весь ВВП потребляется. Вводим график потребления - СС. В точке А расходы населения равны его потреблению. С + I - потребление и расходы предприятий, инвестиции. В точке В - совокупные расходы населения и предприятий равны потреблению населения и инвестициям. Введение госрасходов перемещает точку макроэкономического равновесия вверх по линии 45 градусов, т.е. госрасходы стимулируют рост совокупного потребления, а значит и производство ВВП: С + I + G. Подобно инвестициям они обладают мультипликационным (множительным) эффектом.
Предположим, точка равновесия Е при ВВП = 4000 млрд. руб. (1999 г.) Госрасходы выросли на 10млрд. руб: - С + I + G сдвинется на G вверх (рис.18). В Е1 ВВП = 4020 млрд. руб. - приращение госрасходов на 10 млрд. руб. ведет к росту ВВП на 40 млрд. руб. при mG = 4 (т.к. с=0,8 в России).
Если с = 0,8, то мультипликатор госрасходов, предельная склонность к госрасходам = 4. Сокращение госрасходов вызывает сокращение ВВП, в данном случае, вчетверо против сокращения госрасходов. В периоды экономических подъемов сокращение госрасходов должно стимулировать сокращение ВВП, в период спада - рост.
Движение госрасходов в переходной экономике осуществляется сложно и противоречиво.
Прежде всего, в условиях перехода от огосударствленной экономики к самостоятельному хозяйствованию экономических субъектов госрасходы сокращаются. Но в условиях инфляции растут госдоходы, и еще быстрее растут госрасходы. Однако та их часть, которая оказывает мультипликационный эффект на ВВП - закупки товаров и услуг для удовлетворения государственных нужд и регулирования спроса, снижаются (относительно). Государство отказывается от закупок всего зерна, металла, нефти и т.д.
5. Госбюджет РФ
Финансы это государственно-организованная система денежных отношений. Организатором денежных отношений может выступать только государство. Эта функция объективно отводит ему роль регулятора рыночной экономики. В узком смысле финансы - совокупность денежных средств, находящихся в распоряжении государства, т.е. госбюджет. Финансовая система РФ основывается на Конституции и Бюджетном кодексе. Образование и использование госбюджета - главный инструмент финансового регулирования.
Бюджетная система это взаимосвязанная совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов. Источниками госбюджета являются налоги и предпринимательская деятельность государства: доходы госпредприятий, сдача в аренду госимущества, продажа лицензий, концессий, эмиссия государственных ценных бумаг, продажа драгоценных камней.
Направления государственных расходов:
субсидии, льготы, дотации, кредиты частному бизнесу, его поддержка;
содержание бюджетных учреждений - образования, здравоохранения, социальное страхование и обеспечение;
инвестиции в производственную и социальную инфраструктуру, НИОКР, охрану окружающей среды, оборону;
государственное потребление (госзакупки).
Особенностью госбюджета в переходной экономике является, прежде всего, то, что бюджетная политика выступает одной из наиболее острых точек политических дискуссий:
нарушение сроков принятия бюджета (например, бюджет на 1993г. был принят 14 мая 1993г.);
частые его корректировки;
наращивание госрасходов, но не закупок, а кредитов, дотаций, субсидий госаппарата;
завышение плановых поступлений в бюджет;
дефицитность бюджета до 2000г.;
недофинансирование плановых расходов (например, заработной платы работников бюджетной сферы), т.е. их секвестирование (пропорциональное снижение) в конце финансового года для обеспечения выполнения бюджета;
перераспределение доходов в пользу ниже стоящих уровней, иногда вопреки законодательству.
Особенности формирования доходов бюджета в переходной экономике в основном выяснили при анализе системы налогообложения. Но помимо налогов источниками бюджета являются прибыль ЦБ и продажа драгоценных металлов и камней. Прибыль ЦБ это форма изъятия в бюджет эмиссионного дохода (сеньоража), т.е. инфляционный налог.
Особенности расходования бюджета в переходной экономике:
замедление реформирования бюджетной сферы по сравнению с темпами экономической реформы - старая практика бюджетного планирования изжила себя, а перемены сводятся лишь к введению внешних индикаторов успешности бюджетной политики - контролю за уровнем дефицита бюджета;
бюджет из инструмента экономической политики превращается в средство решения текущих проблем, например, краткосрочных перед выборами, неспособность государства выплатить заработную плату, оплатить добытую нефть, электроэнергию, задолженность по внутреннему долгу инициирует развитие неплатежей;
избыточность плановых расходов - средства выделяются пролоббированным отраслям.
Направления бюджетных расходов:
1. Народное хозяйство:
сокращение расходов на народное хозяйство с 6% в 1992г. до 2,7% в 1993г., отражает реальный процесс разделения финансов предприятий и государства, сокращение вмешательства государства в экономику через бюджет;
вместо прямого вмешательства расширяются квазибюджетные формы поддержки предприятий - через отсрочки по налоговым платежам, бюджетные ссуды, индивидуальные налоговые льготы. Ростсельмаш в 1993г. получил 100млрд. руб. из бюджета, а за превышение нормативного уровня заработной платы заплатил 1,6млрд. руб. налога;
централизованный импорт - с использованием дотационных коэффициентов.
- Финансовая поддержка АПК:
капитальное строительство;
компенсация разницы в льготных процентных ставках (в 1993г. ставка по кредитам составляла 120-170%, а сельское хозяйство отчисляло только 28%);
дотации на сельскохозяйственную продукцию;
содержание бюджетных учреждений;
кредитование закупок зерна.
При лоббировании аграрников и внутреннем долге 600млрд в 1992г. государство обязалось закупить ненужное количество зерна, причем финансировать и региональные закупки и платить выше биржевой цены на 40% с 10%-й индексацией. Для решения хлебной проблемы отменены обязательные госзакупки, введены свободные цены. Госзакупки - только для федеральных нужд, а субъекты Федерации - через закупки в продовольственные фонды.
Вывод: поддержка АПК будет длительной, но надо отказаться от цели выделять максимальное количество ресурсов, должны финансироваться конкретные программы не только помощи сельскохозяйственным производителям, но и дающим отдачу в интересах общества.
- Инвестиции
Государство крупнейший инвестор производственной и непроизводственной сфер. Основными формами государственных инвестиций являются:
льготный инвестиционный кредит;
конверсия по программе конверсии оборонной промышленности на 1993-95гг.;
программа «Жилище».
- Финансирование северного заказа.
Неэффективная форма, распространено нецелевое использование льготных кредитов целесообразно передать местным бюджетам эти суммы.
- Социальные расходы:
индексация пенсии;
повышение размеров социальных пособий.
Однако необходима структурная перестройка в связи с низкой загруженностью детских, лечебных учреждений и др. Выявилась неэффективность системы социальной защиты, ориентированной на максимально широкий круг получателей, поэтому осуществлена адресность социальных выплат - только для низкодоходных групп населения.
- Реформа бюджетных отношений по уровням:
разграничение ответственности федерации и субъектов и разграничение на этой основе расходов бюджета, преодоление ненужной централизации;
централизация доходов - только для реализации общегосударственныхй программ, обеспечения устойчивости финансовой системы и создания возможностей для маневрирования;
ликвидация асимметрии финансовой обеспеченности территорий (нет налогоплательщиков) через создание прозрачной системы перераспределения ресурсов - 22% НДС в фонд поддержки регионов и автоматическое распределение в пропорциях, утвержденных в бюджете + выравнивание уровня развития, но отказ от индивидуализации льгот.
- Финансирование дефицита правительственных расходов.
По методологии МВФ дефицит правительственных расходов определяется как сумма:
кредита правительству (ЦБ и коммерческие банки);
средств Минфина, выделенных правительству;
чистого финансирования правительства (бюджетов) со стороны небанковского сектора;
рублевого эквивалента прироста зарубежных займов + рублевого эквивалента неоплаченных обязательств по внешнему долгу (с учетом реструктуризации)
Дефицит - 9,2% ВВП в 1993г., в 1992 - 36,5 (снижен в 4 раза), на 1998г. - 4,7% ВВП. Но основной источник его финансирования - кредиты ЦБ.
- Обслуживание внутреннего долга.
В 1993г. впервые легализован государственный долг бывшего СССР, принятый РФ и возникла задача перехода к неинфляционному финансированию бюджетного дефицита за счет продажи ГЦБ. В 1993г. они - лишь на 3%, но инфраструктура этого рынка в 1993г. была создана, обеспечена высокая ликвидность ГЦБ, за счет роста их доходности. В результате в 1997г. 70% прироста денежной массы шло на рынок ГКО, а систематическое повышение их доходности привело к крушению рынка в 1998г.
1 Налоговый кодекс. М.,2000 ст. 13-15.
2 Налоговый кодекс. М.,2000 ст. 241.
PAGE 8
Фискальная политика в переходной экономике